Главная » Маринование грибов » Занятие круговорот воды в природе старшая группа. Наблюдение за фильтрами

Занятие круговорот воды в природе старшая группа. Наблюдение за фильтрами

Лилия Абрамкина
Беседа: «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».

Беседа «Вода вокруг нас . Круговорот воды в природе ».

Цель : Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни , показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде , рассказать, что капельки воды в природе «ходят» , движутся по кругу .

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу » .

Цель : Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе .

Развивающая среда : глобус, картины с изображением реки, озера, моря; схема круговорота воды в природе , запись музыки Э. Мариконэ «Капли дождя» , трафареты рыбок, карандаши, ножницы.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лилия Владимировна, я хочу с вами познакомиться. Я буду подходить к вам, а вы положите на мою ладонь свою ладошку и назовите своё имя.

Вот мы и познакомились, какие тёплые у вас ладошки, я думаю нам будет приятно вместе общаться.

Читает стихотворение Н. Рыжовой :

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без неё нам не прожить!

Вот это да! Какая важная

Какая нужная вода !

«Путешествие по глобусу»

В. Скажите, кому и для чего она нужна?

Д. Человеку, животным, растениям.

В. Интересно много ли воды на нашей планете ? Давайте посмотрим на глобус. Знаете, что такое глобус?

Д. Отвечают.

В.: Глобус – это модель земного шара, так из космоса выглядит наша планета Земля.

В.: Что на глобусе обозначено голубым цветом?

Д.: Вода .

В.: Какие цвета вы ещё видите?

Д.: Зелёный, коричневый, жёлтый.

В.: Что обозначено этими цветами?

Д.: Горы, леса, пустыни.

Воспитатель быстро крутит глобус и спрашивает : какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

Д.: Значит, что воды больше .

В.: Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

А вы знаете, что в морях и океанах вода солёная ? А можно употреблять морскую солёную воду для питья?

В. Конечно, нет. Но посмотрите как много солёной воды на нашей планете ! Кому- то же, она наверное нужна. Как вы думаете, кому?

Д. Морским обитателям, людям для плавания и др.

В. Могут ли люди, животные, населяющие Землю пить воду из моря, океана?

В. А какую воду можно пить людям, животным?

Д. Несолёную, пресную.

В. Откуда берётся пресная вода .

Д. Из родников, ручейков, рек и озёр.

В. А как же рождается речка? Хотите узнать?

Моделирование реки.

Проходите все за мной к столу. Посмотрите сколько здесь полосок ткани разной длины и ширины.

Подумайте, из какой полоски ткани мы выложим большую реку?

Д. Из широкой. (Выкладывают)

В.: Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река. А что же будут обозначать вот эти узкие голубые ленты?

Д.: Маленькие речки и ручейки.

В.: Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. (Выкладывают) .

В.: Кто теперь расскажет, как рождается большая река?

Д.: Ручейки и маленькие речки впадают в одну главную реку.

Мы с вами сделали модель реки, теперь вы знаете как рождается большая река. Проходите на свои места.

В.: Мы с вами узнали, что большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Ребята, подумайте и скажите :

А как ещё может вода в речку попасть ?

Д.: Когда идёт дождь, тает снег и т. д.

В.: А сейчас я расскажу вам об одном интересном законе природы , называется он : «Круговорот воды в природе » .

Круговорот воды в природе .

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе , рассказывает, что капельки воды в природе «ходят» , движутся по кругу , объясняет как это происходит. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю . Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много , много. Когда солнышко греет вода испаряется , превращается в пар. Пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше , тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи…. и всё начинается сначала. (Жестом показать «так по кругу движется вода в природе , получается круговорот ». Давайте вместе скажем : - Круговорот воды в природе .

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу » .

Одеть детям ободки- капельки.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки Капельки и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя) . Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает что им делать.

«Полетели Капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они парами и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручейки – пары, взявшись за руки) . Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) . Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу ). Плавали, плавали Капельки в океане, устали, решили отдохнуть, (дети приседают, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, поднимают руки вверх) . Испарились они под лучами солнышка, вернулись на небо, к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Дети садятся на места.

Экспериментальная деятельность.

Ребята, а теперь посмотрите : перед вами две ёмкости с водой. Скажите : вода в них одинаковая ?

Д.: Нет. В одной ёмкости вода чистая , а в другой грязная.

В.: А какую воду вы хотели бы выпить – эту, или эту?

Д.: Вот эту.

В.: А почему?

Д.: Потому, что воду надо пить чистую.

В.: А давайте попробуем очистить грязную воду и посмотреть, что же делает воду такой грязной? Для этого возьмём воронку, вложим в неё специальную бумагу и начнём пропускать воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.

Д.: Вода стала чистой .

В.: А что стало с бумагой?

Д.: Она стала грязной.

В. Как вы думаете, откуда столько грязи в речной воде?

Д. Люди бросают мусор в реку, моют машины.

В.: Ребята, а как вы думаете, в какой воде хорошо живётся её обитателям?

Д. В чистой, светлой.

В.: Да, в той, в которую не бросают мусор, не моют машины, не сливают грязные отходы заводы . В вашем посёлке есть речка или озеро? А вы как бережёте свою речку?

Д.: Отвечают.

В. Молодцы, заботитесь о своей реке, хорошо живётся в ней рыбкам! А давайте сделаем рыбок для нашей речки, которую мы моделировали. У вас на столе есть рыбки из картона, карандаши. Дорисуйте детали, старайтесь делать всё аккуратно, тогда рыбки получатся у вас красивые.

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь воспитателя.

По окончании работы воспитатель с детьми прикрепляют рыбок.

Посмотрите, какая у нас получилась речка, сколько в ней рыбок, они такие красивые.

8. Итог занятия.

Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?

Что интересного вы узнали?

Что понравилось вам на занятии?

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда!

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход!

По горным вершинам,

По снежным долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь ,

В природу вглядитесь !

Вас окружает везде и всегда –

Наша спутница –

Волшебница … (хором) Вода

Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, нарисовали замечательных рыбок. Спасибо вам за активную, заинтересованную работу на занятии.

Образовательная область: познание.

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательское.

Тип непосредственно-образовательной деятельности: интегрированная.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

Образовательные задачи:
- Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
- Закрепить знания детей о свойствах воды.
- Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, предлагать способы их проверки, делать выводы.
- Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Развивающие задачи: развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитательные задачи: воспитать аккуратность при проведении экспериментов, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься.
Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Словарная работа: объяснить детям понятия «испарилась», «толстая», «круговорот».

Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей Полину М., Костю С., Аню М. формировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы.

Предшествующая работа : разучивание физкультминутки, народных изречений о воде, чтение рассказов и сказок о воде, рассматривание иллюстраций и просмотр слайдов «Круговорот воды», отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: для каждого ребенка баночки баночки разной формы, листы бумаги, фломастеры, мерные стаканчики, вода, молоко, блюдце, чайник с горячей водой, схема «Круговорот воды», лупы по количеству детей, блюдце с талой водой, термос, салфетки, чашки, ложки.

Литература:
1. От рождения до школы : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. С. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва: Мозаика-синтез, 2010. - 235 с.
2. Рыжова Н. А. Наш дом - природа. - Москва, 2001. - 115 с.
3. Савенков А. Н. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников - Москва, 2007. - 211 с.

Методические приемы:
- рассказ воспитателя о воде;
- использование мультимедиа;
- вопросы к детям;
- сюрпризные моменты;
- рассказ ребенка по схеме «Круговорот воды в природе»;
- рассказ о значении воды;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- художественное слово (загадки);
-физкультминутка под музыкальное сопровождение «Путешествие капельки»;
- анализ.

Интеграция с образовательными областями:
«Труд» (раздел «Развитие трудовой деятельности»), «Социализация» (раздел «Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»), «Коммуникация» (раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»), «Чтение художественной литературы» (раздел «Формирование интереса и потребности» в чтении).

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить различные опыты. Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в ученых. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
На свете нет ее сильнее
В руках ее не удержать.
На свете нет ее буйнее,
И на коне не обогнать.
Дети: Вода.
Воспитатель: Вода - самое удивительное вещество на Земле. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в речке или в море. Но давайте приглядимся к ней получше - познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества. Ребята, нам встретилось новое слово - вещество. Какие вещества вы знаете? (ответы детей ). Да, вода, песок, глина, лед, снег. Это разные вещества. У каждого вещества свои свойства. Как вы думаете, какие свойства имеет вода?
Дети: Бесцветная, без запаха, прозрачная.
Воспитатель: Как вы считаете, кому нужна вода?
Дети: Человеку, животным, растениям. Вода необходима всем живым организмам на Земле.
Воспитатель: Нужна ли вода человеку?
Дети: Я считаю, что вода нужна человеку для питья, для поливки растений.
Воспитатель: Что человек делает с водой?
Дети: Поливает, пьет, варит, стирает, купается.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли вода навредить человеку?
Дети: Могут произойти наводнения.
Воспитатель: Без воды не сделать очень много простых, обычных дел, вода ничем незаменима.
Много ее - беда!
Мало ее - беда!
Нужна нам она всегда
Больше, чем даже вода.
Воспитатель: Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться терпением. Терпение и внимание необходимо и нам, потому что мы будем проводить опыты.
Ребята, как вы думаете, вода - это какое вещество, жидкое или сыпучее. А как это можно проверить? Я предлагаю сделать такой опыт. Возьмем самую узкую баночку и наполним ее водой. Затем перельем эту воду в самую широкую баночку (Потом пробует другой ребенок).
Теперь скажите, что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной формы?
Дети: Вода принимает разную форму сосуда. Вода - это жидкость.
Воспитатель: Скажите, песок - это жидкость?
Дети: Нет.
Воспитатель: Попробуйте на подносе сделать кучки на песке и воды. Значит, вещества эти разные. Вода - жидкость. Песок - сыпучий: лежит себе кучкой и не собирается рассыпаться ( убрать подносы , поставить другие) .
Итак, мы определили первое свойство воды - это жидкость. Как вы думаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы убедиться, что вода бесцветная, возьмем два одинаковых стакана. В одном находится вода, в другом молоко. Фломастерами нарисуем на листе бумаги какой-нибудь предмет. У каждого на столе рисунок с фигурой, дорисуйте его, чтобы получился какой-нибудь предмет. Поставим на картинку стакан с водой. Рассмотрим сверху свою картину. Что вы увидели?
Дети: Рисунок (солнышко….).
Воспитатель: А теперь поставим на то же место стакан с молоком. Что мы обнаружим?
Дети: Рисунка не видно.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Через воду рисунок виден, а через молоко не виден.
Воспитатель: Ребята! А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в игру «Путешествие капельки» (Дети одевают шапочки - «капельки». Воспитатель одевает бумажную корону с изображением тучки).
Воспитатель: Я мама-тучка, а вы ребятки, мои детки-капельки.
(Дети окружают маму-тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод).
Дети: Мама, отпусти нас погулять на Землю.
Воспитатель: Хорошо, мои капельки, я отпущу вас погулять на Землю. Обещайте мне, что будете вести себя хорошо, не баловаться. Прошу вас полить растения, умыть Землю и вернуться обратно домой.

Звучит музыка. Дети разбегаются в разные стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Ручейков должно быть несколько. Затем, по команде воспитателя, ручейки соединяются вместе. Река впадает в океан, дети делают широкий круг. Мама-тучка напоминает:
- Капельки, пора возвращаться домой. Появляется солнышко.
Дети кружаться по-одному, возвращаются к тучке. тучка просит рассказать о том, что они сделали на Земле. мама тучка выслушивает все ответы детей:
- Я полил леса, поля, луга.
- Я умыл землю.
- Я полил растения и цветы.
- Я полил деток, которые гуляли по улице.
- Я напоил животных.
- Я нечаянно попал в лужу….

Воспитатель: Молоды, садитесь, пожалуйста, на свои места. Я расскажу вам одну историю. Послушайте, что произошло однажды летом с Егоркой.
Решил Егорка порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окна, ребята во дворе начали играть в футбол.
Бросил Егор свое рисование и убежал во двор.
Поздно вернулся Егорка, хотел порисовать, глядь, а воды в блюдце нет. Что такое?
- Светка! - крикнул он сестре. - Ты мою воду вылила?
- Нет! - ответила Светлана.
Сел Егор, задумался: куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась? Как вы думаете, куда делась вода?
Дети: Испарилась, превратилась в пар.
Воспитатель: Еще одно свойство воды - она испаряется. Как вы думаете, куда испарилась вода? Вода, как невидимка, исчезает. А как можно проверить, что вода испаряется? Проведем еще опыт и убедимся, что вода испаряется. Возьмем два блюдца. Одно блюдце (с отметкой) я поднесу с отметкой к носику чайника, из которого идет пар. Каким становиться блюдце, давайте посмотрим. Потрогайте одно блюдце и другое.
Дети: Одно блюдце мокрое, другое - сухое.
Воспитатель: На одном блюдце пар. Что такое пар?
Дети: Пар - это капельки воды.
Воспитатель: Почему его можно назвать невидимкой?
Дети: Потому что вода испаряется и исчезает.
Воспитатель: Куда исчезла вода у Егорки из блюдца?
Дети: Испарилась.
Воспитатель: А сейчас рассмотрим схему «Круговорот воды». Узнаем, как путешествует вода над землей.

Воспитатель предлагает ребенку рассказать по схеме.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - наша вода!

Воспитатель: Куда же девается дождевая вода? / ответы детей /. Часть ее уходит в землю, а в некоторых местах остаются лужи. Подумайте, куда же деваются лужи?
Дети: Испаряются.
Воспитатель: Вот еще одно свойство воды - она испаряется.
Ребята, любую ли воду можно пить? А талую воду можно пить? Сравним талую воду и воду из-под крана. Предлагаю вам рассмотреть воду через лупу. Что вы увидели? Даже самый белый чистый снег грязнее воды из-под крана.
Чистый снег - грязная талая вода, не пригодна для питья человеку.
А что можно делать с талой водой? талой водой хорошо поливать растения. Давайте польем наши цветы.
Ребятки, вы убедились, что талая вода не пригодна для питья. В талой воде много микробов, которые могут нанести вред нашему здоровью. Значит, снег нельзя есть.
Для того, чтобы вы не болели, из кипяченной воды я сделала витаминный чай. какие витаминные чаи вам известны?
Дети: С мятой, шиповником, из лекарственных растений.
Воспитатель: Какие лекарственные растения вы знаете?
Дети: Шиповник, крапива, ромашка, мята, мелисса, мать-и-мачеха, липовый цвет, зверобой…
Воспитатель: Кто знает, как приготовить травяной чай?
Дети: Заваривают крутым кипятком и дают настояться.
Воспитатель: А из какой лекарственной травы мой чай, вы должны догадаться, когда попробуете его.
Дети пробуют витаминный чай и называют, из какой лекарственной травы он заварен.
Дети: Из мяты.
Чаепитие
Воспитатель: Проведя все наши опыты напомните мне, с какими свойствами воды мы познакомились?
Дети: Вода жидкая, бесцветная, испаряется.
Воспитатель предлагает детям найти условные обозначения свойств воды и выставить на наборное полотно.
Воспитатель: Нужно бережно относиться к природе, к воде и не засорять водоемы.
А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории?
Дети: Опыты.
Воспитатель: На этом научная работа подошла к концу.

Номинация: Детский сад, подготовительная группа, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект для старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности «Круговорот воды в природе»


Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 125 «Дубок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
Месторасположение: г. Чебоксары Чувашская Республика

Сказка о приключении маленькой капельки и проводим опыт о движении воды в природе

-

НАУЧНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ДЕТЕЙ "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПАКЕТЕ"


1. Нам потребуются один пакет на «молнии», вода, пищевой краситель синего цвета, лишние руки и немного фантазии.

2. Подкрасьте небольшое количество воды, капнув в нее 4-5 капель синего пищевого красителя.

3. Для большего правдоподобия на пакете можно нарисовать тучки и волны, а затем залить подкрашенную воду.

4. После нужно плотно запечатать пакет и с помощью липкой ленты приклеить его к окну. Результата придется немного подождать, но оно того стоит. Теперь у вас есть собственная погода в доме. И ваши дети смогут наблюдать, как дождь льется прямо в маленькое море.

Разоблачение фокуса

Так как Земля имеет ограниченное количество воды, на ней существует такое явление, как круговорот воды в природе. Под теплым солнечным светом вода в пакете испаряется, превращаясь в пар. Охлаждаясь наверху, она снова принимает жидкую форму и падает в виде осадков. За этим явлением в пакете можно наблюдать несколько дней. В природе это явление бесконечно

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Программное содержание:

    Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

    Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

    Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

    Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

    Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества

    Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

    Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Предварительная работа:

    Беседа с детьми о значении воды

    Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»

    Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой

    Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

    Чтение сказки «Путешествие Капельки»

    Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»

    Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

    Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

    Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

    Знакомство с круговоротом воды в природе

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Загадка:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)

А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.)

А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?

Почему? (Дети объясняют)

А что вы знаете о воде? Какая она?

Кому нужна вода?

Зачем вода нужна растениям?

А как они её получают?

Почему животные не могут жить без воды?

Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы)

Звучит запись журчания ручейка

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная ? Может вы знаете о ней?

Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

А как вода поступает в реку?

Ребята, что такое круговорот воды в природе ? (Объяснения детей)

Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте )

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками )

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте )

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку . Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

Опыт 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) . А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды.И вывешиваем его на доску)

Опыт 3. Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) . А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультурная минутка

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.

Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия.

Выводы.

Дети читают стихи.

Оземля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?

Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,

Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!

Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №17 города Белогорск

НОД в старшей группе

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Воспитатель: Данько Е.Ю


Почему с неба идёт дождь и куда исчезают лужи? Рассказать малышам об этом можно не только по картинкам в энциклопедии. Предлагаю сделать вместе с детьми интересный опыт, который можно провести, не выходя из дома. В результате у вас получится наглядный пример того, как происходит круговорот воды в природе. Такие опыты для детей в домашних условиях позволяют в игровой форме объяснить многие сложные вещи, интересные для маленьких почемучек.

Делаем наглядное пособие своими руками

Что понадобится для изготовления наглядного пособия:

  • Зип-пакет
  • Скотч
  • Перманентный маркер
  • Банка
  • Пищевой краситель или жидкая акварельная краска
  • Ножницы


На зим-пакете перманентным маркером (чтобы не смывался) рисуем любой природный сюжет. Например, море, солнце и облака.

Подкрашиваем воду в банке.

Выливаем воду в пакет и крепко закрываем.

При помощи скотча проклеиваем зип-застёжку пакета, чтобы получилось прочнее.

Крепим пакет с опытом на окно при помощи скотча. Желательна солнечная сторона.

Наблюдаем за процессом круговорота воды в природе.

Расскажите детям о том, как происходит круговорот воды в природе. Тёплые солнечные лучи нагревают землю или водоём, в результате чего вода испаряется и превращается в пар. Когда пар охлаждается, капельки воды — конденсат оседают на пакете. В природе таким образом получаются облака. Затем вода выпадает в виде осадков — дождя или снега и возвращается назад — на землю, в моря, океаны, реки и озёра.

Такие опыты в домашних условиях обычно очень нравятся детям и позволяют в игровой форме изучить окружающих мир и его законы. В дальнейших статьях я продолжу рассказывать о том, как сделать домашние опыты своими руками.

Например, в этом видео вы узнаете, как сделать интересный опыт по проращиванию зерна в СД-диске.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта