Главная » Маринование грибов » Жизнь и деятельность халифа гарун аль рашида. Харун ар-Рашид: цели, достижения, противники

Жизнь и деятельность халифа гарун аль рашида. Харун ар-Рашид: цели, достижения, противники

ГАРУН АР-РАШИД (766–809), пятый багдадский халиф из династии Аббасидов.

Родился в феврале 766 в Рее (близ совр. Тегерана). Сын халифа аль-Махди (775–785) и аль-Кайзуран, бывшей рабыни из Йемена. Его воспитателем был Яхья бен Халид, представитель знатного иранского рода Бармекидов (Бармакидов). В 781, в пятнадцатилетнем возрасте, был поставлен во главе похода против Византийской империи. В 782 с огромной армией вторгся в Малую Азию, разбил византийского стратега Никиту и дошел до Хрисополя (совр. Ускюдар, Турция) на азиатском берегу Босфора напротив Константинополя. Это вынудило регентшу Ирину подписать мирный договор с условием уплаты Багдадскому халифату ежегодной дани в 70 тыс. золотых динаров. По возвращении удостоился торжественной встречи, получил почетное прозвище ар-Рашид (Справедливый), был назначен наместником Туниса, Египта, Сирии, Армении и Азербайджана и признан вторым (после своего брата аль-Хади) в линии наследования престола.

После смерти отца в 785 поддержал переход власти к аль-Хади. Однако вскоре его отношения с новым халифом, по-видимому, ухудшились; аль-Хади решил назначить преемником своего сына Джафара. Когда же 14 сентября 786 аль-Хади скончался (есть версия, что он был задушен по приказу матери, аль-Кайзуран), Гарун ар-Рашид заставил Джафара отказаться от своих прав на престол и занял его сам.

Став халифом, сместил всех визирей и наместников провинций, назначенных его предшественником, заменив их своими ставленниками. Главным визирем стал Яхья бен Халид; важные посты получили также его сыновья и другие члены клана Бармекидов. Однако в первые годы правления Гаруна ар-Рашида реальная власть находилась в руках аль-Кайрузан. После ее смерти в 789 резко возросло политическое влияние Бармекидов. В 803 халиф устроил резню Бармекидов (был казнен и Яхья бен Халид); их огромные богатства были конфискованы.

Царствование Гаруна ар-Рашида выпало на время внутреннего ослабления Багдадского халифата. Ему пришлось постоянно бороться с восстаниями и сепаратистскими движениями. В 788 халиф подавил мятеж Яхьи, потомка халифа Али (656–661) и Фатимы (дочери пророка Мухаммеда), в Табаристане (в Северном Иране), но не смог помешать его родственнику Идрису основать независимое государство в Марокко (царство Идрисидов). В 788 и 794–795 посылал войска в Египет, где происходили массовые антиналоговые выступления, в 796 – в Сирию для усмирения сторонников свергнутой в 750 династии Омейядов . В 800 был вынужден признать Ибрагима бен аль-Аглаба автономным правителем Ифрикии (совр. Тунис и Восточный Алжир) на условиях уплаты значительной дани (княжество Аглабидов). Только в 804 он сумел справиться с начавшемся еще в 795 антиаббасидским движением в Йемене.

Стремился укрепить единство государства на базе официального ислама, делая ставку на духовенство и суннитское большинство населения. Осуществлял репрессии против оппозиционных движений в исламе (шиитов , хариджитов), проводил политику ограничения прав немусульманских групп в халифате.

Во внешней политике основное внимание уделял отношениям с Византией. Осенью 791 войска Гаруна ар-Рашида вторглись на ее территорию и вынудили византийского императора Константина VI (780–797) заключить унизительный мир, согласившись ежегодно уплачивать дань халифату. Осенью 797, после свержения Константина VI, организовал поход во Фригию и заставил императрицу Ирину (797–802) подтвердить обязательство ежегодной выплаты дани. Отказ нового византийского императора Никифора I (802–811) от этого обязательства спровоцировал очередной всплеск военных действий между двумя странами: в 805 арабы захватили о.Кипр, в 806 вторглись в Малую Азию и взяли Гераклею Понтийскую (совр. Эрегли, Турция) и Тиану (совр. Кемергисар, Турция), в 807 овладели о.Родос.

Гарун ар-Рашид превратил Багдад в самую блестящую и одновременно интеллектуальную столицу Востока. Возвел для себя роскошный дворец; строил школы, больницы, библиотеки. Активно покровительствовал наукам и искусствам. Привлекал ко двору знаменитых ученых, поэтов, врачей и музыкантов, в том числе чужеземцев. Сам увлекался наукой, писал стихи. Установил контакты с Китаем и Франкским государством (переписывался с Карлом Великим). Ввел обязательное использование бумаги, незадолго до него проникшей из Китая, в административном делопроизводстве.

В начале 809 повел войска в Среднюю Азию для подавления вспыхнувшего в 806 в Мавераннахре восстания Рафи ибн Лейса, но в пути заболел и 24 марта 809 умер в Тусе (провинция Хорасан), где и был похоронен.

Фигура Гаруна ар-Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Он стал одним из героев «авантюрных» новелл Тысячи и одной ночи , где предстает добрым, мудрым и справедливым государем, защищающим простых людей от нечестных и корыстолюбивых чиновников и судей. В ней Гарун ар-Рашид, переодевшись в купеческое платье, ходит в сопровождении визиря Джафара (сына Яхьи бен Халида) по ночным улицам Багдада и посещает базары и караван-сараи, чтобы узнать об истинном положении дел в стране и нуждах своих подданных.

Иван Кривушин

Гарун-аль-Рашид

Гарун-аль-Рашид
Правитель Багдада из арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В этих сказках Гарун-аль-Рашид описывается как мудрый, справедливый правитель и покровитель искусств. Стремясь узнать нужды беднейшего населения, он бродит, переодевшись купцом, по улицам Багдада, обычно сопровождаемый своим визирем Джафаром Бармакидом.
У героя сказок есть реальный исторический прототип - багдадский халиф Харун-ар-Рашид (763-809), который совершенно непохож на идеализированный образ правителя из «Тысячи и одной ночи».
«Рашид» по-арабски - «справедливый».
Имя нарицательное для сказочно богатого человека, который щедрой рукой раздает богатства, помогает людям и т. д. (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Гарун-аль-Рашид" в других словарях:

    См. Тысяча и одна ночь. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    ГАРУН АЛЬ РАШИД, смотри Харун ар Рашид … Современная энциклопедия

    См. Харун ар Рашид … Большой Энциклопедический словарь

    См. Харун ар Рашид. * * * ГАРУН АЛЬ РАШИД ГАРУН АЛЬ РАШИД, см. Харун ар Рашид (см. ХАРУН АР РАШИД) … Энциклопедический словарь

    Гарун аль-Рашид - средневековый восточный властитель, согласно легендам, переодевался простым человеком и покидал дворец, чтобы узнать, что думают люди и творить добро неузнанным; при высококачественной деспотии эффективность методики в смысле первой задачи… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Гарун Аль-Рашид - ГАРУ́Н АЛЬ РАШИ́Д, см. Харун ар Рашид … Биографический словарь

    Халиф из династии Аббасидов (См. Аббасиды); см. Харун ар Рашид … Большая советская энциклопедия

    Гарун-аль-Рашид - Гар ун аль Раш ид, а … Русский орфографический словарь

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Багдадский вор (аудиокнига MP3) , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.… аудиокнига
  • Багдадский вор , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.…

    Правитель Багдада из арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В этих сказках Гарун аль Рашид описывается как мудрый, справедливый правитель и покровитель искусств. Стремясь узнать нужды беднейшего населения, он бродит, переодевшись купцом, по улицам … Словарь крылатых слов и выражений

    См. Тысяча и одна ночь. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    ГАРУН АЛЬ РАШИД, смотри Харун ар Рашид … Современная энциклопедия

    См. Харун ар Рашид … Большой Энциклопедический словарь

    См. Харун ар Рашид. * * * ГАРУН АЛЬ РАШИД ГАРУН АЛЬ РАШИД, см. Харун ар Рашид (см. ХАРУН АР РАШИД) … Энциклопедический словарь

    Гарун аль-Рашид - средневековый восточный властитель, согласно легендам, переодевался простым человеком и покидал дворец, чтобы узнать, что думают люди и творить добро неузнанным; при высококачественной деспотии эффективность методики в смысле первой задачи… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Гарун Аль-Рашид - ГАРУ́Н АЛЬ РАШИ́Д, см. Харун ар Рашид … Биографический словарь

    Халиф из династии Аббасидов (См. Аббасиды); см. Харун ар Рашид … Большая советская энциклопедия

    Гарун-аль-Рашид - Гар ун аль Раш ид, а … Русский орфографический словарь

    - … Википедия

Книги

  • Багдадский вор (аудиокнига MP3) , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.… аудиокнига
  • Багдадский вор , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.…
Предшественник: аль-Хади Преемник: аль-Амин Вероисповедание: ислам Рождение: 17 марта (0763-03-17 )
Рей Смерть: 24 марта (0809-03-24 ) (46 лет)
Тус , Хорасан Место погребения: Дворец «Хамид ибн Гахтаби», Мешхед Род: Аббасиды Отец: Мухаммад ибн Мансур аль-Махди Мать: аль-Хайзуран Дети: аль-Амин
аль-Мамун
аль-Мутасим

Абу́ Джафа́р Хару́н ибн Муха́ммад , более известный как Хару́н ар-Раши́д (араб. هارون الرشيد ‎; февраль , Рей (или 17 марта , ) - 24 марта , Тус) - арабский халиф , правитель Аббасидского халифата в (с 14 сентября) - 809 годах .

Прозвище ар-Рашид («Праведный») получил не от потомков, а от своего отца, халифа Мухаммада ибн Мансура аль-Махди , когда был назначен наследником престола.

Краткое жизнеописание

Стал халифом и правил с помощью визирей из семьи Бармакидов , представлявших иранскую феодальную аристократию, а после их отстранения в 803 году стал править единолично. Этот процесс сопровождался репрессиями , в ходе которых попали в заключение или были казнены многие представители Бармакидов (в том числе знаменитый визирь Джафар , которого цикл «Тысячи и одной ночи » изображает другом и постоянным спутником халифа в его ночных путешествиях по Багдаду) .

Первый период правления Харуна ар-Рашида ознаменовался экономическим и культурным расцветом. Халиф основал в Багдаде большой университет и библиотеку, поощрял занятия науками, поэзией и музыкой . К Харуну ар-Рашиду был приближен поэт Аббас ибн аль-Ахнаф , представитель поколения, отказавшегося от канонизированных форм доисламской поэзии. При нём в Халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура (преимущественно литература). Вместе с тем наметились признаки его распада: антиправительственные восстания в Дейлеме, Сирии и других областях.

Образ в культуре

См. также

Напишите отзыв о статье "Харун ар-Рашид"

Примечания

Литература

  • Кло А. Харун ар-Рашид и времена «Тысячи и одной ночи» / Перевод А. Санина. - СПб. : Евразия, 2012. - 384 с. - (Clio). - 1000 экз. - ISBN 978-5-91852-017-8 .
  • Пирен А. Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира / Перевод С. Меркулов. - М .: Центрполиграф, 2011. - 342 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-9524-4969-5 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Харун ар-Рашид

– Про что я думаю? – спросил князь Андрей с удивлением.
– Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете что? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство – это не религиозная, не обрядная секта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. – И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его.
Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви.
– Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; всё остальное есть сон, – говорил Пьер. – Вы поймите, мой друг, что вне этого союза всё исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал частью этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, – говорил Пьер.
Князь Андрей, молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами.
Они подъехали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. Пока устанавливали коляску и лошадей, они прошли на паром.
Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу.
– Ну, что же вы думаете об этом? – спросил Пьер, – что же вы молчите?
– Что я думаю? я слушал тебя. Всё это так, – сказал князь Андрей. – Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека, и законы, управляющие миром. Да кто же мы – люди? Отчего же вы всё знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу.
Пьер перебил его. – Верите вы в будущую жизнь? – спросил он.
– В будущую жизнь? – повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более, что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея.
– Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды – всё ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого. Разве я не чувствую, что я в этом огромном бесчисленном количестве существ, в которых проявляется Божество, – высшая сила, как хотите, – что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим. Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше. Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда.
– Да, это учение Гердера, – сказал князь Андрей, – но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся) и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть… Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть…. Вот что убеждает, вот что убедило меня, – сказал князь Андрей.
– Ну да, ну да, – говорил Пьер, – разве не то же самое и я говорю!
– Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И, я заглянул…
– Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог.
Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили.
– Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому».

20.04.2015 0 11209


В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» правитель Багдада Гарун аль-Рашид описывается как мудрый и справедливый властитель, покровитель искусств. В сказках он, переодевшись купцом, в сопровождении своего визиря Джафара Бармакида бродит по ночным улицам Багдада, чтобы узнать беды и чаяния простого люда.

Его образ оказался столь колоритным, что имя халифа стало нарицательным для характеристики сказочно богатого и щедрого человека, который помогает простым людям.

У Гаруна аль-Рашида, известного нам по сказкам «Тысячи и одной ночи», был реальный исторический прототип - багдадский халиф Харун ар-Рашид. Пожалуй, сказочного Гаруна и реального Харуна объединяло лишь одно. Оба они любили инкогнито бродить по ночному Багдаду, в сопровождении друга и визиря Джафара Бармакида. Только реальный султан казнил своего реального друга Джафара.Так что действительность гораздо суровее сказок.

На пути к престолу

Харун ар-Рашид родился в 766 году в древнем городе Рей, расположенном к юго-западу от Тегерана. Он был сыном третьего халифа из династии Аббасидов - аль-Махди. Дед Харуна - аль-Мансур - был фактическим основателем и создателем огромной империи, вошедшей в историю как Аббасид-ский халифат.

Эта империя простиралась от Атлантики до границ Китая и от Кавказа до Индии в Азии и Судана в Африке. Апь-Мансур основал и город Багдад, который к моменту рождения Харуна ар-Рашида уже превратился в самый большой и великолепный город Востока. В Багдаде насчитывалось около 20 тысяч мечетей и молитвенных мест, 10 тысяч бань и порядка 2,5 миллиона жителей.

Воздух в Багдаде охлаждали с помощью войлока, который растягивали и затем увлажняли водой, а она, испаряясь, спасала от дневного зноя. Около половины всей площади Багдада занимали рынки, что делало этот город центром восточной торговли.

Но главным украшением Багдада был халифский дворец, который казался сказочным. В нем находились пруды из ртути и олова, искусно сделанные из драгоценных металлов деревья, на которых щебетали механические птицы. Вокруг прудов стояли пальмы, стволы которых вплоть до самой кроны были облицованы резным тиковым деревом, скрепленным позолоченными металлическими обручами.

Хотя детство Харуна прошло в халифском дворце, в роскоши и подобострастии окружавших его евнухов и вольноотпущенников, нельзя сказать, что он вырос изнеженным и ленивым. Напротив, он вырос набожным, образованным и сильным. Говорят, что Харун великолепно владел мечом, метко стрелял из лука и крепко сидел в седле. С детства его опекали советники из знатного персидского рода Бармакидов. Его наставником был представитель этого рода Яхья ибн Халид, а молодой Джафар Бармакид стал его лучшим другом.

Интриги в гареме

В 16 лет отец назначил Харуна командовать военными походами против Византии. Понятно, что по молодости лет тот лишь формально возглавлял военные экспедиции. Фактически руководили ими его опытные советники, но тем не менее сын халифа проявил себя в этих походах достойно. Причем во втором из них под его началом арабы впервые достигли Босфора.

Любопытно, что юный Харун стал военачальником благодаря матери аль-Хайзуран, некогда йеменской рабыни, которой халиф сначала даровал свободу, а потом женился на ней в 775 году.

Аль-Хайзуран была не единственной женой аль-Махди. И все жены интриговали друг против друга, стараясь продвинуть своих чад поближе к халифу. Вот и аль-Хайзуран уговорила халифа поручить военное руководство их 16-летнему сыну, полагая, что это благоприятно скажется на его дальнейшей карьере.

И не ошиблась. После возвращения из похода Харун был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана. В очереди к халифскому престолу он был вторым после Мусы - своего старшего брата.

После смерти аль-Махди Муса и стал халифом под именем аль-Хади. Конкурента Харуна он заточил в тюрьму и принудил дать клятву, что тот отказывается от каких-либо притязаний на трон.

Но его мать аль-Хайзуран и наставник Яхья ибн Халид такой клятвы не давали. Говорят, что именно они устранили аль-Хади, который при таинственных обстоятельствах перешел в мир иной в 786 году (есть версия, что его задушили во сне). А потом они возвели на престол Харуна.

Харун ар-Рашид вошел в историю как гениальный политик, покровитель наук и искусств, блестящий полководец и бесстрашный воин. Однако все это не совсем так. Хотя Харун стал халифом, но фактически халифатом управляли другие - те, кто привели его к власти. Его наставник Яхья ибн Халид еще долго оставался у власти и о своих действиях давал отчет только аль-Хайзуран, которая в политической жизни халифата играла главенствующую роль.

Политик без жалости

Только после смерти матери, спустя три года после восшествия на престол, Харун начал брать бразды правления в свои руки, постепенно отстраняя Бармакидов от управления государством. А потом и вовсе решил избавиться от них. 29 января 803 года по приказу Харуна был убит его друг - Джафар Бар-макид. А бывший наставник Яхья и многие члены его семьи были брошены в темницу.

Говорят, что Джафар был не только другом, но и любовником Харуна. А о его гибели существует такая легенда. Как-то халиф и его визирь вместе весело попировали, а после пира Харун приказал евнуху принести ему голову Джафара. Когда евнух с мечом в руках возник перед визирем и объявил, что приказом халифа тот приговорен к смерти, Джафар стал молить о пощаде.

Он убеждал, что приказ халиф отдал под воздействием вина, а утром он проспится и казнит евнуха за его исполнение. Евнух засомневался и вместе с визирем отправился к халифу. Харун, увидев их, грозно сказал евнуху: «Я просил тебя не привести Джафара, а принести его голову». И слуга тут же отсек визирю голову.

Правление Харуна ар-Рашида называют «золотым временем» Аббасидского халифата. Но скорее всего, мировую славу мудрого и справедливого правителя Харуну принесли арабские купцы. Что при нем процветало, так это торговля. Его купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки. Они рассказывали по всему миру о своем великом халифе и его богатстве.

Харун был хорошим военачальником. Он успешно воевал против Византии и создал в своем халифате флот, который совершал набеги на острова Кипр и Родос. Покровительствовал он и искусствам. Но в основном -искусствам, связанным с религиозной деятельностью. В отличие от сказочного Гаруна, реальный Харун был прижимист. Бедняков он не одаривал. Напротив, чтобы поддержать роскошь своего двора, халиф был беспощаден при сборе налогов.

Харун был набожным, но отнюдь не добрым правителем. При восшествии на престол он провозгласил всеобщую амнистию. Но оставил в заточении так называемых зиндиков - отступивших от традиционного мусульманского вероисповедания. По отношению к иноверцам он нередко проявлял жестокость. Сделал для них ограничения. Например, они не должны были носить такую же обувь, как у правоверных. Ездить зиндики должны были не на лошадях, а на ослах. А в 806 году халиф приказал разрушить все христианские церкви на отвоеванных и пограничных с Византией территориях.

Не всегда обдуманные решения халифа и насильственное насаждение ислама на подвластных территориях отразились и на спокойствии в империи Аббасидов. Наиболее опасными стали выступления представителей одного из течений ислама -хариджитов - в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане.

То и дело против власти Аббасидов вспыхивали восстания в Средней Азии, Египте, Сирии и Тунисе. Халифу самому нередко приходилось водить армию для подавления мятежей. Во время военного похода для подавления восстания Рафи ибн Лейса в Средней Азии его и настигла смерть в 809 году. Уже отходя в мир иной, халиф прошептал: «О Бессмертный, прости смертного».

Крушение империи

У Харуна ар-Рашида было три сына: Мухаммед Аль-Амин, что означает «Надежный», Абдалла Аль-Мамун -«Достойный доверия», Мухаммед аль-Мутасим - «Уверенный». Он установил для своих сыновей порядок престолонаследия. Но после его смерти они ослушались отцовского завета и устроили распрю, которая сначала привела к гражданской войне в стране, а потом к крушению Аббасидского халифата.

Олег ЛОГИНОВ



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта