Всю жизнь он своими яркими статьями боролся за укрепление русского государства, отважно разоблачая продажных чиновников, либеральных демократов и революционеров, предупреждая о нависшей над страной угрозе. Захватившие в России власть большевики ему этого не простили. Меньшикова расстреляли в 1918 году с крайней жестокостью на глазах у его жены и шестерых детей.
Михаил Осипович родился 7 октября 1859 г. в Новоржеве Псковской губернии близ озера Валдай, в семье коллежского регистратора. Окончил уездное училище, после чего поступил в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. Потом участвовал в нескольких дальних морских походах, писательским плодом которых явилась вышедшая в 1884 году первая книга очерков – «По портам Европы». Как морской офицер, Меньшиков высказал идею соединения кораблей и аэропланов, предсказав тем самым появление авианосцев.
Чувствуя призвание к литературному труду и публицистике, в 1892 году Меньшиков вышел в отставку в чине штабс-капитана. Устроился корреспондентом в газету «Неделя», где вскоре обратил на себя внимание своими талантливыми статьями. Затем стал ведущим публицистом газеты консервативного толка «Новое время», где проработал вплоть до революции.
В этой газете он вел свою знаменитую рубрику «Письма к ближним», которая привлекала внимание всего образованного общества России. Некоторые называли Меньшикова «реакционером и черносотенцем» (а кто-то называет до сих пор). Однако все это – злостная клевета.
В 1911 году в статье «Коленопреклоненная Россия» Меньшиков, разоблачая происки западной закулисы против России, предупреждал:
«Если в Америке собирается огромный фонд с целью наводнения России душегубами и террористами, то нашему правительству об этом стоит подумать. Неужели и нынче государственная наша стража ничего вовремя не заметит (как в 1905 году) и не предупредит беды?».
Никаких мер в этой связи власти тогда не приняли. А если бы приняли? Вряд ли тогда смог бы приехать в Россию в 1917 году с деньгами американского банкира Джекоба Шифа Троцкий-Бронштейн, главный организатор Октябрьского переворота!
Меньшиков являлся одним из ведущих публицистов консервативного направления, выступая идеологом русского национализма. Он стал инициатором создания Всероссийского Национального Союза (ВНС), для которого разработал программу и устав. В эту организацию, которая имела свою фракцию в Госдуме, вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, священнослужители, известные учёные. Большинство из них были искренними патриотами, что потом доказали многие из них не только своей борьбой против большевиков, но и мученической смертью...
Сам Меньшиков ясно предвидел национальную катастрофу 1917 года и, как истинный публицист, бил в набат, предупреждал, стремился предотвратить её. «Православие, – писал он, – нас освободило от древней дикости, самодержавие – от анархии, но возвращение на наших глазах к дикости и анархии доказывает, что необходим новый принцип, спасающий прежние. Это – народность... Только национализм в состоянии вернуть нам потерянное благочестие и могущество».
В статье «Кончина века», написанной в декабре 1900 года, Меньшиков призывал русских людей к сохранению роли державообразующего народа:
«Мы, русские, долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, – но вот ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде – и извне, и изнутри… Мы не хотим чужого, но наша – Русская – земля должна быть нашей».
Возможность избежать революции Меньшиков видел в усилении государственной власти, в последовательной и твёрдой национальной политике. Михаил Осипович был убеждён в том, что народ в совете с монархом должен управлять чиновниками, а не они им. Со страстью публициста он показывал смертельную опасность бюрократизма для России: «Наша бюрократия... свела историческую силу нации на нет».
Близкие отношения Меньшиков поддерживал с великими русскими писателями того времени. Горький признавался в одном из писем, что любит Меньшикова, потому что он его «враг по сердцу», а враги «лучше говорят правду». Со своей стороны Меньшиков называл «Песнь о соколе» Горького «злой моралью», потому что, по его словам спасает мир не «безумство храбрых», несущих восстание, а «мудрость кротких», вроде чеховской Липы («В овраге»).
Известно 48 писем к нему Чехова, который относился к нему с неизменным уважением. Меньшиков бывал в Ясной у Толстого, но при этом критиковал его в статье «Толстой и власть», где писал, что он опаснее для России, чем все революционеры вместе взятые. Толстой отвечал ему, что во время прочтения этой статьи он испытал «одно из самых желательных и дорогих мне чувств – не просто доброжелательства, а прямо любви к вам...».
Меньшиков был убеждён, что России нужны коренные перемены во всех без исключения областях жизни, только в этом было спасение страны, но иллюзий он не испытывал. «Людей нет – вот на чём Россия гибнет!» – восклицал в отчаянии Михаил Осипович.
До конца своих дней давал беспощадные оценки самодовольному чиновничеству и либеральной интеллигенции: «В сущности, всё красивое своё и великое вы давно пропили (внизу) и прожрали (наверху). Размотали церковь, аристократию, интеллигенцию».
Меньшиков считал, что каждая нация должна настойчиво бороться за свою национальную идентичность. «Когда речь зайдет, – писал он, – о нарушении прав еврея, финна, поляка, армянина, подымается негодующий вопль: все кричат об уважении к такой святыне, как национальность. Но лишь только русские обмолвятся о своей народности, о своих национальных ценностях: подымаются возмущенные крики - человеконенавистничество! Нетерпимость! Черносотенное насилие! Грубый произвол!».
Выдающийся русский философ Игорь Шафаревич писал: «Михаил Осипович Меньшиков – один из небольшого числа проницательных людей, живших в тот период русской истории, который иным казался (и сейчас еще кажется) безоблачным. Но чуткие люди уже тогда, на рубеже XIX и XX веков видели главный корень надвигающихся бед, обрушившихся потом на Россию и переживаемых нами до сих пор (да и не видно, когда еще придет им конец). Этот основной порок общества, несущий в себе опасность будущих глубоких потрясений, Меньшиков усматривал в ослаблении национального сознания русского народа...».
Еще много лет назад Меньшиков энергично разоблачал тех в России, кто, как и сегодня, поносил ее, уповая на «демократический и цивилизованный» Запад. «Мы, – писал Меньшиков, – глаз не сводим с Запада, мы им заворожены, нам хочется жить именно так и ничуть не хуже, чем живут "порядочные" люди в Европе. Под страхом самого искреннего, острого страдания, под гнетом чувствуемой неотложности нам нужно обставить себя той же роскошью, какая доступна западному обществу. Мы должны носить то же платье, сидеть на той же мебели, есть те же блюда, пить те же вина, видеть те же зрелища, что видят европейцы. Чтобы удовлетворить свои возросшие потребности, образованный слой предъявляет к русскому народу все большие требования.
Интеллигенция и дворянство не хотят понять, что высокий уровень потребления на Западе связан с эксплуатацией им значительной части остального мира. Как бы русские люди ни работали, они не смогут достичь уровня дохода, который на Западе получают путем перекачки в свою пользу неоплаченных ресурсов и труда других стран…
Образованный слой требует от народа крайнего напряжения, чтобы обеспечить себе европейский уровень потребления, и, когда это не получается, возмущается косностью и отсталостью русского народа».
Не нарисовал ли Меньшиков более ста лет назад со своей невероятной прозорливостью портрет нынешней русофобствующей либеральной «элиты»?
Ну а разве не к нам сегодня обращены эти слова выдающегося публициста? «Чувство победы и одоления, – писал Меньшиков, – чувство господства на своей земле годилось вовсе не для кровавых только битв. Отвага нужна для всякого честного труда. Все самое дорогое, что есть в борьбе с природой, все блистательное в науке, искусствах, мудрости и вере народной – все движется именно героизмом сердца.
Всякий прогресс, всякое открытие сродни откровению, и всякое совершенство есть победа. Только народ, привыкший к битвам, насыщенный инстинктом торжества над препятствиями, способен на что-нибудь великое. Если нет в народе чувства господства – нет и гения. Падает благородная гордость – и человек становится из повелителя рабом.
Мы в плену у рабских, недостойных, морально ничтожных влияний, и именно отсюда – наша нищета и непостижимая у богатырского народа слабость».
Разве не из-за этой слабости рухнула Россия в 1917 году? Разве не потому развалился в 1991-м могучий Советский Союз? Не та ли опасность грозит нам и сегодня, если мы уступим глобальному натиску на Россию со стороны Запада?
Те, кто подрывал основы Российской империи, а потом в феврале 1917 года захватили в ней власть, не забыли и не простили Меньшикову его позиции стойкого государственника и борца за единение русского народа. Публицист был отстранён от работы в «Новом времени». Лишившись дома и сбережений, конфискованных вскоре уже большевиками, зиму 1917–1918 гг. Меньшиков провел на Валдае, где у него была дача.
В те горькие дни он в своем дневнике писал:«27 февр.12.III.1918. Год русской великой революции. Мы еще живы, благодарение Создателю. Но мы ограблены, разорены, лишены работы, изгнаны из своего города и дома, обречены на голодную смерть. А десятки тысяч людей замучены и убиты. А вся Россия сброшена в пропасть еще небывалого в истории позора и бедствия. Что дальше будет и подумать страшно,- т. е. было бы страшно, если бы мозг не был уже досыта и до бесчувствия забит впечатлениями насилия и ужаса».
В сентябре 1918 года Меньшикова арестовали, и уже через пять дней расстреляли. В заметке опубликованной в «Известиях» говорилось: «Чрезвычайным полевым штабом в Валдае расстрелян известный черносотенный публицист Меньшиков. Раскрыт монархический заговор, во главе которого стоял Меньшиков. Издавалась подпольная черносотенная газета, призывающая к свержению советской власти».
В этом сообщении не было ни слова правды. Не было никакого заговора и никакую газету Меньшиков тогда уже не выпускал.
Ему мстили за его прежнюю позицию стойкого русского патриота. В письме жене из тюрьмы, где он просидел шесть дней, Меньшиков писал, что чекисты не скрывали от него, что этот суд есть «акт мести» за его статьи, печатавшиеся до революции.
Казнь выдающегося сына России произошла 20 сентября1918 года на берегу Валдайского озера напротив Иверского монастыря. Его вдова, Мария Васильевна, ставшая вместе с детьми свидетелем расстрела, написала потом в своих воспоминаниях: «Придя под стражей на место казни, муж стал лицом к Иверскому монастырю, ясно видимому с этого места, опустился на колени и стал молиться. Первый залп был дан для устрашения, однако этим выстрелом ранили левую руку мужа около кисти. Пуля вырвала кусок мяса. После этого выстрела муж оглянулся. Последовал новый залп. Стреляли в спину. Муж упал на землю. Сейчас же к нему подскочил Давидсон с револьвером и выстрелил в упор два раза в левый висок. <…> Дети расстрел своего папы видели и в ужасе плакали. <…> Чекист Давидсон, выстрелив в висок, сказал, что делает это с великим удовольствием».
Сегодня могила Меньшикова, чудом сохранившаяся, находится на старом городском кладбище города Валдай (Новгородская область), рядом с церковью Петра и Павла. Только много лет спустя родные добились реабилитации знаменитого писателя. В 1995 году новгородские писатели при поддержке администрации общественности Валдая открыли на усадьбе Меньшикова мраморную мемориальную доску со словами: «Расстрелян за убеждения».
В связи с юбилеем публициста в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете прошли всероссийские Меньшиковские чтения. «В России не было и нет равного Меньшикову публициста», – подчеркнул в своем выступлении председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев.
Владимир Малышев
Чего больше всего боятся переселенцы в Болгарию? Последний хит – сирийские беженцы, в российских СМИ полно информации, что эти товарищи просто заполонили Болгарию (если что – это не так). Но даже те, кто не опасается беженцев, часто с подозрением относятся к Болгарии из-за того, что здесь много цыган. Попробуем разобраться, насколько опасны цыгане в Болгарии.
Не стоит демонизировать болгарских цыган, хотя и объявлять их святыми — тоже как-то слишком Цыгане – народ своеобразный. Несомненно, среди представителей этого этноса есть прекрасные, умные, интеллигентные люди. Но когда говорят о цыганах в Болгарии, имеют в виду явно не их. Цыган в Болгарии – это, скорее, социальное понятие, которое подразумевает не национальность как таковую, а образ жизни. Немытые шумные люди, которые не очень любят работать, но с удовольствием попрошайничают, воруют и занимаются проституцией – это как раз те, кто выбрал такой образ жизни.
Массовый приток цыган в Болгарию происходил во времена турецкого владычества, вернее, в период его установления – в XIV-XVI веках. Почему-то османцы относились к цыганам благосклоннее, чем к болгарам, и ромы этим с удовольствием воспользовались. Не исключено, что это наложило определенный отпечаток на отношение коренного населения к цыганам. А отношение это не очень хорошее. Грубо говоря, цыган в Болгарии не любят, как и везде. Конечно, интеллигентные люди в этом не признаются. Но даже если они скажут, что все нации равны, и все по-своему прекрасны, селиться в цыганских махалах (районах) не станут даже отъявленные «народники». Уж очень это специфические места.
Цыгане в Болгарии — это далеко не всегда красивые девушки в цветастых юбках Негативное отношение к цыганам в Болгарии связано не только со своеобразными правилами жизни представителей этого народа (например, с вольным отношением к чужой собственности), но и с тем, что цыгане активно получают всякого рода пособия, которых лишены болгарские налогоплательщики. В частности, цыганская мама получает в несколько раз больше денег, чем болгарская, хотя последняя куда более законопослушна. Конечно, это вызывает негативную реакцию.
Кроме того, цыганским семьям доплачивают за то, что их дети учатся в школе. Это тоже не вызывает восторга налогоплательщиков, хотя все понимают, что такая стратегия вполне оправданна: получившие хотя бы среднее образование цыганята скорее «выбьются в люди», чем невежественные и неграмотные детишки, которым остается лишь криминальная карьера. Кстати, вопреки расхожим представлениям, многие цыгане действительно в люди выбиваются, работают, строят себе дома в соответствии с цыганской эстетикой (такие дома во всем мире одинаковы – башенки, причудливые окошечки…) и катаются на дорогих авто.
Вообще, цыган в Болгарии немало – около 7%, то есть больше пока, чем русских, но меньше, чем турок. Точно подсчитать довольно сложно, поскольку представители вольного племени не очень законопослушны: то количество детей себе увеличат для получения пособия (одолжат парочку у соседки), то, наоборот, забудут получить и единственный документ. Так что некоторые исследователи полагают, что цыган менее 5%, другие называют более внушительные цифры, до 10%.
Разумеется, эти проценты распределяются по стране неравномерно. Больше всего цыган, если верить переписи, в Софийской, Плевенской, Пловдивской и Монтанской областях.
Такие брички на болгарских дорогах — не редкость Условно все цыганское население делят на три группы: йерлии, кардараши и рудари. Между собой цыгане этих групп обычно не смешиваются, межгрупповые браки не то чтобы запрещены, но отнюдь не поощряются. Кстати, женятся цыгане очень рано и очень громко.
Кардараши (они же «сербские» или «венгерские» цыгане) в Болгарии преимущественно православные, в Западной Европе они в массе своей католики. Живут обособленно, свято чтя старинные правила цыганской жизни, с другими группами цыган особо не контактируют. Как правило, живут не в общем большом гетто, а разрозненно, преимущественно в селах и маленьких городах. В этой группе особенно много богатых и влиятельных людей, их называют «барвале». Молодежь пробивается карманными кражами, немолодые женщины гадают по руке, молодые стоят вдоль дорог.
Йерлии – наиболее многочисленная группа. Позиционируют себя как люди с современным менталитетом и развитыми моральными качествами. Ведут оседлый образ жизни. Делятся на две основные подгруппы – турецкие цыгане «Хорахане рома» (мусульмане) и болгарские цыгане «Дасикане рома» (христиане, преимущественно протестанты). Впрочем, можно сказать, что религия у них своя – например, исповедующие мусульманство Хорахане рома чтят и православные болгарские праздники. Некоторые турецкие цыгане вообще себя цыганами не считают, но как болгары, так и турки их воспринимают именно как представителей этой нации.
Рудари (лудари) считают себя румынскими цыганами и говорят на румынском диалекте. Делают деревянные ложки и другие предметы из дерева. Раньше вели кочевой образ жизни в компании дрессированных медведей, сейчас среди этой группы много оседлых цыган, а медведей у них почти всех выкупили и поместили в заповедники специальные фонды.
Насколько опасны цыгане? Многие так боятся цыган, что отказываются от поездки в Болгарию лишь потому, что на тысячу жителей тут приходится 50-70 лиц цыганской национальности.
Отдыху цыгане точно не помешают. Надо просто стараться с ними не иметь дела. Предложения погадать лучше игнорировать, чтобы не остаться без средств – но это правило верно абсолютно в любой стране, а не только в Болгарии.
Что касается жизни, то тут все зависит от того, сколько цыган живет поблизости. Если представители ромского племени преобладают, лучше поискать местечко поспокойнее. Если их мало, меньше, чем болгар – бояться нечего. Лучше не селиться дверь-в-дверь, а от того, что в селе есть цыгане, особых бед ждать не стоит (если они не преобладают, еще раз подчеркнем).
Как правило, цыгане с удовольствием выполняют низкооплачиваемую и несложную работу. Качество этой работы – другой вопрос. Ремонт им лучше не доверять делать. А вот дрова наколоть – не вопрос. Только не платите вперед и по возможности контролируйте ход работ. Так что необязательно искать места в Болгарии, где нет цыган.
Среди взрослых цыган есть, конечно, но совершенно необязательно сходиться с ними близко и звать домой. С юными ромами сложнее. Они подстерегают на стоянке около супермаркета и просят монетку, которую используют для оплаты тележки. Они появляются из других мест и опять что-то (деньги, конечно) просят. Они хватают все, что плохо лежит и легко проникают в дома. В они обычно отчаянно хулиганят. Так что с этими малютками лучше быть поосторожнее. И да, доброе отношение они воспринимают как признак слабости, так что на благодарность не рассчитывайте.
Софийский цыганский район. Те, кто ищет спокойной жизни, стараются селиться дальше от таких мест Не заводить с цыганами близких отношений (во всяком случае, с такими классическими цыганами из трущоб и таборов), отказываться от гаданий, ничего не покупать, запирать двери и окна, селиться подальше. Те же самые советы можно дать жителям любой другой страны, где есть цыгане (а где их нет?) или любые иные маргинальные группы.
Лицемерно было бы написать, что цыгане – такие же люди, как и все. Они другие, у них свои обычаи, и жить с ними по соседству – удовольствие на любителя. В то же время демонизировать их тоже не стоит. Просто держаться подальше, вот и все. Так что не покупайте недвижимость, не глядя – обязательно присмотритесь к соседям!
Кстати, цыгане далеко не всегда живут в трущобах. В Добриче, например, циганска махала сравнительно чистая, нет ни домишек из картонных коробок, ни куч мусора, из всех признаков цыганского поселения – только двух- или трехэтажные нарядные особняки с кокетливыми украшениями и чумазые детишки на проезжей части. Селиться там не посоветуем, но и пугаться особо нечего.
Вам также могут быть интересны другие наши статьи:
Некоторое время назад в bg-нете была опубликована статья под названием «Взятие Столипиново». Для тех, кто не знает, что такое Столипиново, сообщаю, это один из самых больших цыганских кварталов в одном из самых больших городов Болгарии, в Пловдиве. Да, есть такой феномен в Болгарии — цыгане заселяют целые кварталы. практически в каждом городе есть свой крупный цыганский квартал. Об этом чуть позже, а сейчас — фрагмент вышеупомянутой статьи.
Летом 1978 года на молодую семейную пару, гулявшую в квартале Изгрев в Пловдиве, напала группа цыган с целью грабежа. Мужчина оказал сопротивление, после чего был зарезан вместе со своей супругой, которая была на третьем месяце беременности. Милиция убийц поймать не смогла.
Убитый мужчина был племянником генерала Стою Недельчева-Чочоолу, который в то время командовал армейскими подразделениями в Старо-загорском округе. Генерал прибыл в Карлово, где находилась танковая бригада, и приказал двум танковым батальонам отправляться в Пловдив. По прибытии в Пловдив военные окружили квартал Столипиново, который населяло 50 тыс. цыган. По приказу генерала танки сравняли с землей один дом, затем генерал передал обитателям квартала, что если до утра ему не выдадут убийц, то снесут и остальные. Поскольку уже темнело, генерал приказал никому не выходить на улицу до рассвета. В противном случае будут стрелять без предупреждения.
Группа цыган, вооруженных топорами и ножами, попыталась оказать сопротивление, но была немедленно схвачена милицией. Все, у кого находили нож или топор, которые можно было использовать как оружие, были арестованы. В ходе этой акции было обнаружено много краденых вещей, а также крупные суммы денег, происхождение которых их обладатели объяснить не могли.
Столипиново было в панике. Через несколько дней кто-то все-таки указал убийц милиции. Генерал Чочоолу хотел расстрелять их лично, но милиция смогла их уберечь от самосуда. Убийцами оказались 9 мужчин в возрасте от 23 до 36 лет. Суд вынес смертный приговор четырем из них. Остальные получили от 17 до 25 лет лишения свободы.
Случай так напугал обитателей квартала, что до 1992 года цыгане не позволяли себе совершить даже мелкие преступления. За самовольную акцию генералу Чочоолу сначало было приказано отбыть в неоплаченный отпуск, а в 1979 году он был отправлен в отставку.
Случай настолько еффектный, что поначалу вызвал сомнение. К счастью, удалось допросить старых пловдивчан, которые подтвердили, что все изложенное выше — правда. Более того, были и другие случае маргинальных разборок с цыганами, но меньшего масштаба.
Цыгане в Болгарии — это реальная проблема. По официальной статистике больше всего цыган проживает в Румынии. Болгария — на почетном втором месте. Цыгане там, опять же по официальной статистике, составляют 4,7% населения. Некоторые исследователи утверждают, что в Болгарии проживает до 0,8 млн. цыган, а это уже около 10% населения страны. Независимо от того, какую статистику использовать, можно смело утверждать, что цыган в Болгарии очень много. Они заселяют целые деревни (на сегодняшний день существует более 300 полностью цыганских деревень), и кварталы в крупных городах. кварталы эти, как правило, отличаются повышенным (мягко сказано) уровнем преступности, антисанитарией (коммунальные службы туда суются неохотно) и прочей негативной атрибутикой.
Чтобы не быть голословным приведу доказательства. Если посмотреть на то же Столипиново со спутника, то видно, что даже плотность застройки в квартале иная, нежели в целом по городу. В крупных городах это особенно заметно, так как основная застройка — многоэтажки, а в цыганских кварталах строят «как получится». По официальной статистике в Столипино 80% незаконных построек, а по неофициальной — 98%. Так, ниже фотография со спутника того же квартала Столипиново в Пловдиве.
Фото со спутника квартала Столипиново в Пловдиве
Можно даже совершить виртуальное путешествие по окраине Столипиново — http://goo.gl/rsJcku .
А вот еще один цыганский квартал под названием Факултета, но уже в Софии. Так же видно, что плотность застройки отличается от остального города.
Цыганский квартал Факултета в Софии
Цыганские гетто есть практически во всех крупных городах Болгарии. Вот только некоторые из них:
Цыгане живут здесь по своим правилам, за коммунальные услуги не платят, C местным населением стараются не контактировать. Здесь процветает контрабанда, проституция, наркоторговля. Здесь же укрываются беженцы и незаконные мигранты. К сожалению, власти городов избавиться от таких гетто пока не могут. (Скорее не хотят, разыгрывая цыганскую карту на каждых выборах. Пообещай что-нибудь цыганам, вот тебе и электорат).
А основная пробламе — это тот факт, что цыгане решительно не желают интегрироваться в какую бы то ни было среду. Живут по своим законам, которые часто раздражают местных, и, как следствие, коренное население часто покидает те места, куда приходят цыгане.
Антицыганские волнения в Болгарии возникают регулярно. Одно из самых крупных за последнее время было в сентябре 2011 года. Причиной послужила смерть болгарина, которого сбил на своем автомобиле один из цыганских баронов. Похороны юноши переросли в массовую волну протеста, охватившую 14 болгарских городов. Болгары требовали депортации всех цыган, многие городские кварталы, где находятся цыганские гетто, подверглись нападениям. В результате бунт удалось подавить, но практического разрешения так и не последовало. С тех пор массовые демонстрации периодически проходят во многих городах Болгарии. Но проблема пока никак не разрешается.
Эксперты комиссии Совета Европы, изучающие проблемы проживания цыганского народа в Болгарии, отмечают, что отчасти «цыганский вопрос» — это результат неблаговидной игры политиков. Так, например, депутаты часто прописывают в своих избирательных программах обещания улучшить жизнь цыган в данном регионе, поспособствовать разрешению их социальных проблем. Но, получив поддержку цыганского клана, (читай: электорат), свои обещания депутаты после избрания выполнять не собираются.
В туристических зонах они появляются редко. За последние годы не было зафиксировано ни одного конфликта между цыганами и туристами. А тем, кто путешествует по Болгарии самостоятельно, следует просто помнить о простых мерах безопасности: не оставлять вещи без присмотра, следить за кошельками и не гулять без нужды по цыганским районам города.
В это сложно поверить, но в наши дни в европейских странах процветает торговля новорожденными! Вот уже 10 лет в Болгарии действует проверенная схема продажи детей
. Беременные цыганки выезжают в Грецию, Португалию или Испанию, а оттуда возвращаются без малышей, но с крупной суммой. Цена за ребенка в среднем составляет 5 тысяч евро.