Главная » Ядовитые грибы » Эмиграция и эмигранты. Изучение самооценки учащихся Как написать самооценку о себе

Эмиграция и эмигранты. Изучение самооценки учащихся Как написать самооценку о себе

Как написать самооценку, которая принесет пользу вашей карьере и, в то же время, не будет выглядеть помпезно или скромно? Вы можете добиться этого, стратегически оценив свои достижения. В данной статье описывается, как системно представить свои достижения и их ценность для организации.

Написание самооценки

    Откройте таблицу (или нарисуйте таблицу на листе бумаги). Используйте ее для отслеживания своих достижений по работе. Таблица поможет вам не только организовать свои мысли, прежде чем изложить их на бумаге, но и понять объективно всю тяжесть вашей работы, не чувствуя угрызений совести по поводу своей переоценки.


  1. В колонке А напишите название каждого успешного проекта, к которому вы приложили свою руку. Используйте официальные названия проектов, где это возможно.


  2. В колонке B напишите глаголы действий, обобщающие ваш вклад в проект. Например, вы можете написать, что вы:

    • создали
    • разработали
    • улучшили
    • составили
    • завершили в срок (может быть использован для большого и громоздкого проекта)
    • повысили эффективность

  3. В колонке С опишите подробнее цель проекта в рамках общих задач компании. Например, вы можете написать, что проект:

    • способствовал осуществлению планов на следующий год
    • удовлетворил запросы клиентов
    • проанализировал эффективность операции
    • выявил инструменты продажи товаров
    • помог коллеге выполнять легче X и Y

  4. В столбце D напишите реакцию руководства на вашу работу. Например, вы можете написать, что руководство:

    • высоко оценило результаты
    • предоставило больше ответственности
    • попросило вас продолжить/развить проект ввиду его полезности
    • приняло управленческое решение на основе предоставленной вами информации

  5. Сортируйте информацию в соответствии с колонкой C Цель . Группирование проектов, имеющих такие же или аналогичные цели, поможет вам легче перейти от одного проекта к другому, когда вы изложите все в форме отдельных параграфов.


  6. Перепишите информацию в форме логических предложений. Для плавных переходов употребляйте связующие слова, такие как:

    • Аналогично
    • Поэтому
    • Кроме того,
    • Следовательно
    • Вскоре после

  7. Сгруппируйте предложения в параграфы, в соответствии с назначением. Каждый параграф опишет конкретный аспект вашей помощи компании.


  8. Откройте новую таблицу. Используйте ее для отражения личного образования и карьерного роста.


  9. В столбце А запишите любые виды образования , относящиеся к работе, которые вы получили в прошлом году. Например, вы можете написать, что посещали:

    • программу сертификации
    • лекцию
    • семинар

  10. В колонке B опишите один конкретный аспект из каждого образовательного процесса. Например, вы можете написать, что вы освоили:

    • навыки управления временем
    • важность составления бюджета
    • методы решения проблем
    • новое программное обеспечение

  11. В колонке С запишите, как то, чему вы научились, применяется в вашей работе. Например, вы можете написать, что теперь вы умеете:

    • Использовать фильтры в Quickbooks
    • Эффективно общаться с начальством
    • Отслеживать сроки исполнения в календаре Outlook

  12. В колонке D запишите, как то, чему вы научились, повысит производительность вашей работы в будущем. Например, вы можете написать, что в будущем вы сможете:

    • осуществлять быстро точные расчеты
    • гарантировать выполнение требований проекта
    • обеспечить своевременное исполнение

  13. Трансформируйте свою вторую таблицу в логические параграфы, как указано выше, и добавьте их к вашей оценке. Преобразуйте вашу информацию в предложения и сгруппируйте по пунктам аналогичные виды обучения. Результаты докажут, что вы мотивированная личность, стремящаяся получить новые навыки и повысить эффективность. Теперь вы можете составить солидную, правдивую и информативную самооценку.


  14. Выделите несколько вещей, которые вы намерены улучшить. Если вы планируете (или надеетесь) ознакомиться с новым программным обеспечением, методами управления, инструментами экономии времени и т. д., отобразите все в одном кратком параграфе, чтобы показать, что вы инициативная личность. Вы можете применить специфические приемы, для отображения вашей проблемы с некоторым изяществом. Например, если у вас проблема с пунктуальностью, вы можете написать, что «начиная со следующей недели, договорились выезжать на машине с очень пунктуальным коллегой, Джеффом Марксом».

  • Если вы работаете в той же организации в течение длительного времени, укажите, когда вы внесли свой индивидуальный вклад, для того, чтобы ваш прогресс был отмечен.
  • Используйте информацию относительно достижений, вклада и обучения, для усиления и обновления своего резюме, пока вы в теме, поскольку, трудно вспомнить все, что вы выполнили.
  • Проводите, по крайней мере, ежеквартальные встречи с вашим менеджером для обсуждения вашего прогресса и способов улучшения. При необходимости, согласуйте новые цели, которые вы включите в свою самооценку.
  • Отметьте даже самые крохотные достижения/планы, и ваша самооценка будет сиять, не прибегая ко лжи, хвастовству или унижению.
  • Запланируйте следующую оценку с вашим менеджером, установив конкретные цели, и как вы будете оценены на основании этих целей (критерии). Согласуйте заранее, как вы будете оценены в зависимости от результатов; таким образом, вы и ваш начальник(и) будете на одной волне в части сроков и целей.

(методика С.А. Будасси)

Рассмотрим четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности:

1. самооценка в сфере общения.

2. самооценка поведения.

3. самооценка в сфере деятельности.

4. самооценка собственных эмоциональных проявлений.

Перед вами четыре набора положительных качеств людей. Вам нужно выбрать из списка и обвести кружочком такие качества личности, которые, по вашему мнению, наиболее значимы для вас лично.

Список качеств:

вежливость

активность

вдумчивость

бодрость

заботливость

гордость

деловитость

бесстрашие

искренность

добродушие

мастерство

весёлость

коллективизм

порядочность

понятливость

душевность

отзывчивость

смелость

скорость

милосердие

твёрдость

собранность

нежность

сочувствие

уверенность

точность

свободолюбие

тактичность

честность

трудолюбие

сердечность

терпимость

добросовестность

увлечённость

страстность

чуткость

инициативность

усидчивость

стыдливость

доброжелательность

интеллигентность

аккуратность

взволнованность

приветливость

настойчивость

внимательность

восторженность

обаятельность

решительность

дальновидность

жалостливость

общительность

принципиальность

дисциплинированность

жизнерадостность

обязательность

самокритичность

исполнительность

любвеобильность

ответственность

самостоятельность

любознательность

оптимистичность

откровенность

уравновешенность

находчивость

сдержанность

справедливость

целеустремлённость

последовательность

удовлетворённость

совместимость

энергичность

работоспособность

хладнокровность

требовательность

энтузиазм

скрупулёзность

Чувствительность

Закончили? Теперь найдите в выбранных вами качествах те, которыми вы реально обладаете, поставьте рядом галочку, а так же находят их процентное содержание.

РЕЗУЛЬТАТЫ .

  1. Подсчитайте количество идеальных качеств.
  2. Подсчитайте количество реальных качеств, которые входят в список идеальных качеств.
  3. Вычислить их процентное соотношение:

Самооценка=Nреал*100%

Nреал – количество реальных качеств;

Nид – количество идеальных качеств.

Таблица стандартных значений

Адекватная самооценка

Ниже среднего

Выше среднего

Неадекватно высокий

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Адекватная самооценка соответствует двум позициям: «средней», «выше среднего». Человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого человека в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведёт себя конструктивно.

При самооценке «высокий уровень», «выше среднего»: человек заслуженно ценит и уважает себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства. При самооценке «средний уровень»: человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

Завышенная самооценка соответствует уровню «неадекватно высокий» в психодиагностической шкале. При завышенной самооценке у человека возникает идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован только на успех, игнорирует неудачи.

Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки. Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведёт себя активно, делая ставку на победу.

Заниженная самооценка соответствует позициям: «низкий» и «ниже среднего». При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.

Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям. Самооценка может быть положительной (высокой) и отрицательной (низкой), а также оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной самооценке человек правильно соотносит её со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.

Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе. В таких случаях человек игнорирует неудачи ради сохранения привычной и высокой оценки себя любимого. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает идеальное представление о себе.

Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что все его неудачи это- следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Всё это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности.

Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствие с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть заниженной. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию инициативности, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную.

В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей либо уединяются, но затем страдают от одиночества.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.

Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется у человека в течение всей его жизни. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем, и , и степень социальной активности.

В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или .

Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.

Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения в данном обществе и в данное время.

Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:

  • Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно», и постарается забыть об оплошности.
  • А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

  • нерешительность и чрезмерная осторожность;
  • зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
  • стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
  • комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, неуживчивость;
  • чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
  • мелочность, мстительность и завистливость;
  • страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

  • Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
  • Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. , которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, .

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: - Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Коррекция самооценки

Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.

Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хоть в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже .

Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.

Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения? Выпишете на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:

  • отношения с людьми;
  • профессиональная деятельность (или выбор профессии);
  • внешность;
  • уровень знаний, ;
  • увлечения;
  • семья.

Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.

Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Выпишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.

Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:

  • Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
  • Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
  • Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
  • Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
  • Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.
  • Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

Для повышения самооценки очень важно одобрение и похвалы окружающих. Поэтому найдите себе хобби или увлечения, в котором вы сможете добиться успеха, и не стесняйтесь эти успехи демонстрировать. Рисуйте, вяжите, вышивайте крестиком, собирайте картины из пластиковых пробок или фотографируйте необычные облака. И делитесь своими успехами, добивайтесь похвалы. Сейчас с развитием общения в социальных сетях это сделать совсем несложно.

Самооценка - очень интересная штука . Как правило, мы присваиваем себе, а затем воспроизводим те оценки, которые родители давали нам в детстве.

Инерция – великая сила!

Метафора такая: как человек научился ходить, ездить на велосипеде, держать ракетку при игре в теннис, так он автоматически и продолжает это делать. Не зря говорят: «Привычка – вторая натура». Любой педагог скажет вам: гораздо труднее переучить, чем научить правильно с начала. Гораздо проще продолжать делать по-старому! Что мы и делаем, автоматически продолжая относиться к себе так, как родители относились к нам в детстве.

Полезный автоматизм .

В нашей жизни очень и ОЧЕНЬ много автоматизма! И это, с одной стороны, хорошо! Представьте, если КАЖДОЕ действие, например, чистку зубов, нужно ежедневно осваивать заново! Кошмар!

Вредный автоматизм .

Однако, автоматизм - это и плохо, так как многие действия мы «заучили» неправильно, дисфункционально, не лучшим образом. И часто, просто по привычке, продолжаем АВТОМАТИЧЕСКИ негативно думать о себе, автоматически совершать действия и иметь установки, которые ДЕЛАЮТ НАС НЕСЧАСТНЫМИ!

При этом ритмы жизни у нас высокие, времени заметить это не хватает, нужно все время куда-то бежать, чего-то достигать, куда-то успевать. Все это мы делаем по большей части автоматически, способами, которые были освоены в детском возрасте до 3-5 лет! И способы эти далеко не всегда эффективны.

Как же это остановить?

Чаще всего происходит так: человек таким вот автоматическим образом живет лет эдак до 30-40. Дойдя буквально до точки, пройдя много-много раз одни и те же «круги ада», то бишь, повторяющиеся ситуации и однотипные отношения, человек оказывается разочарован, душевно поранен, измучен. «Пройдя земной свой путь до половины, я оказался в сумрачном лесу» - Данте, «Божественная комедия». Вот тогда человек приостанавливает свое автоматическое движение и творчески пересматривает свою жизнь. Ну, или плохой вариант – алкоголь, наркотики, депрессия, разрушение отношений и т.п.

Если бы

Ах, если бы мы раньше могли остановиться, задуматься, и осознать свои автоматизмы, те, что делают нас несчастными, то осознав, наверняка гораздо больше сил вкладывали бы в их изменение! И жизнь стала-бы счастливее, и многих проблем можно было-бы избежать! Такие задачи решает психотерапия. Однако, к сожалению, в большинстве случаев люди обращаются к психологу, лишь оказавшись «в сумрачном лесу», буквально «на обломках старой жизни».

Возвращаясь к самооценке, обобщу, что она «работает» в автоматическом режиме.

Пример: родители не особо хвалили, поддерживали вас в вашем увлечении рисованием (или чем угодно). Они были, в целом, не против, но смотрели на ваши художественные творения как на милую мазню. Вы выросли, вполне осознаете, что родители ваши те ещё знатоки искусства, им и великие художники, так сказать, по барабану. Однако вы, упорно продолжая рисовать, периодически смутно ловите себя на мыслях, что вряд ли ваша «мазня» кому-либо кроме вас будет интересна, а тем более, будет продаваться. Поэтому ВАША АКТИВНОСТЬ, как в самом рисовании, так и в демонстрации своих работ окружающим, и в продвижении их на выставки и рынки, будет НИЗКА.

Продолжаем самообман .

При этом вы можете на сознательном уровне верить в себя, считать нужным продвигать свои работы. Только вот ЭНЕРГИИ на это у вас будет маловато. Это может ощущаться вами как «банальная» лень, или как общий сниженный тонус, вы даже можете сделать вывод, что у вас «просто» таланта не хватает. Вот такой самообман.

Зачем нам так нужна высокая самооценка?

Задумывались ли вы, зачем мы гонимся за высокой самооценкой?

Да чтобы сохранять высокий уровень энергии и активности в любой (а особенно, в плохой и трудной) ситуации! Энергичность - это способность совершать ВКЛАДЫ, инвестировать свою энергию в успешную деятельность. А чтобы вкладывать энергию, её надо ИМЕТЬ! Вот она – основная проблема! Низкая самооценка отнимает энергию.

У вас есть энергия?

Тот, кто говорит, что у него нет энергии, заблуждается. Энергия ЕСТЬ у всех! Однако кто-то тратит её по большей части на самореализацию и достижения, а кто-то обращает против самих себя, расходуя её на создание телесных болезней и организацию собственных душевных страданий (естественно, все это неосознанно).

Вся соль в том, КАК человек обращается со своей энергией.

Я, как практикующий гештальт-терапевт, утверждаю, что ответ на этот вопрос – первая задача ЛЮБОГО человека на пути к лучшей жизни: «Как вы обращаетесь со своей энергией? На что вы её тратите? Во что вкладываете?». Чтобы ответить на эти вопросы верно, необходимо осознавать себя!

Осознавание – это противоположность автоматизму, выход из него. Осознавание того, как вы распоряжаетесь своей энергией здесь и сейчас, приводит к новому, творческому, лучшему приспособлению к текущей ситуации.

Как правило, нам не до осознавания, а потому у большинства людей энергия связана автоматизмами. Вот откуда появляется ощущение, что «я не тяну свои мечты», «у меня нет сил реализовывать и доводить до конца свои проекты, и так уж я живу на грани своих возможностей».

Решить, что «все плохо» или искать выход?

Немалый процент энергии губят переживания именно по поводу своей самооценки, когда внешние события воспринимаются «слишком» лично. Все эти события непременно что-то негативное должны ОЗНАЧАТЬ персонально о вас. Например, что вы не достойны, или что вы плохой человек, что с вами что-то не так, или что жизнь подает вам знак отмены. Результат – вы погрязаете в болезненных переживаниях вины, стыда, злости, грусти и разочарования. И это вместо того, чтобы искать поддержку внутри себя и снаружи, разрешать ситуацию, а не запутывать её ещё больше.

Ну вот. А теперь о хорошей самооценке .

Хорошая самооценка поддерживается из двух точек – изнутри и снаружи.

Хорошая самооценка изнутри – это наше позитивное отношение к себе: принятие своих слабостей и несовершенств, а также признание своих сильных сторон, способностей и желаний. Но, это в общем!

Если КОНКРЕТНО, то чтобы вообще ИМЕТЬ самооценку, вам надо кем-то БЫТЬ САМОМУ, надо почувствовать себя, встретиться с СОБОЙ. Да ещё плюс надо этого себя изучить и полюбить! А это РАБОТА, друзья! Многие из нас делают заключение о себе, НЕ проделав эту работу. Такое заключение ЛОЖНО! Это не САМОоценка. На такое заключение опереться невозможно, и энергии там нет!

Ведь самооценка – это

1. СОБСТВЕННАЯ оценка себя. Это когда ВЫ САМИ себя оцениваете, причем на основе СВОИХ переживаний себя, СВОИХ представлений и ценностей (НЕ на основе мыслей, и тем более чужих). И

2. когда вы способны УДЕРЖИВАТЬ эту свою САМОоценку не смотря на оценки других людей, не важно, выше эти оценки других людей или ниже вашей!

Пример хорошей самооценки изнутри.

Допустим, вы чувствуете, что не полностью раскрываете свой потенциал эмоциональности в отношениях с людьми, чувствуете, что есть зоны, где вы открыты, а есть зоны, где вы скованны и заморожены. Если такая оценка себя у вас есть (это и есть ваша самооценка), то вы её и удерживаете, даже если кто-то вам говорит, что вы «супер эмоциональны», а кто-то, что «совершенно зажаты».

Это легко сделать, если ваша самооценка базируется на вашем реальном ПЕРЕЖИВАНИИ СЕБЯ, в данном конкретном случае на переживании и знании своих эмоциональных зон (с Васей я эмоционально открыта, а с Олей зажата). На такую самооценку можно опираться, в ней есть реальное ЗНАНИЕ, дающее энергию.

Хорошая самооценка снаружи.

Звучит немного бредово, особенно после всего вышесказанного. Однако хорошая самооценка должна быть РЕАЛИСТИЧНОЙ, то есть подтверждаться снаружи реальностью и другими людьми!

А реальность - это скользкая тема.

Вот вы хороший писатель? Или как в анекдоте: «не знаю, не пробовал»?

Ведь с одной стороны, вы бесспорно не можете быть хорошим писателем, если вы ничего не написали! С другой стороны, сколько людей, столько мнений. Допустим, вы все же написали пару эссе. Кто-то оценит эти ваши сочинения как гениальные, кто-то останется равнодушен, а кто-то оценит как «фигню».

НЕТ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ! Однако есть множество субъективных мнений - реальностей, и есть негласные договоренности между людьми!

Пример: роман «Анна Каренина». Каждый читает свою собственную «Анну Каренину», СВОЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ её. Однако и книга такая тоже СУЩЕСТВУЕТ, и есть договоренность, что это шедевр мировой литературы!

Поддержка самооценки извне .

Но я сейчас даже не об этом. А о том, что каждому из нас совершенно необходима ПОДДЕРЖКА нашей самооценки другими людьми. Без такой поддержки сохранять хороший, высокий уровень жизненной энергии в общении, написании эссе и прочих достижениях просто НЕВОЗМОЖНО! Так как много сил будет затрачиваться на невидимую борьбу с не признанностью.

Вы должны быть признаны людьми!

Внешняя поддержка совершенно необходима, без неё самооценка будет периодически рушиться! Пусть это будет поддержка хотя-бы одного человека! Если поддержки людей в важном для вас вопросе у вас нет, то нужно её завоевать! Если не умеете завоевывать, то НАУЧИТЕСЬ!

Один в поле не воин .

Если вы один стоите против группы людей, то, скорее всего, группа вас проигнорирует или вытеснит, и вашей самооценке не на что будет опереться во внешней реальности. А потому она будет периодически рушиться. Вы будете встречаться с РЕАЛЬНОСТЬЮ того, что никто из людей особо не признал вашу ценность в том, другом, третьем вопросе.

Отсутствие поддержки вашей самооценки снаружи, или попросту, не признанность, это тяжелая и очень энерго-затратная ситуация.

Пример: вопрос нескольких моих клиенток из психотерапевтической практики: как поддержать высокое мнение о себе как о женщине, если к 30-40 годам ни одни отношения с мужчиной толком не сложились? Эти женщины, конечно, могут опираться на внутреннюю самооценку, научиться ценить и любить себя. И конечно так гораздо лучше, чем ещё и самой о себе плохо думать. Это ценное достижение и очень важный ресурс! Без этого дальнейшее укрепление самооценки невозможно.

Но этого не достаточно, так как с хорошим или с плохим мнением о себе они все равно попадают в изоляцию, остаются одинокими женщинами. Чтобы этого не случилось, необходимо заручиться поддержкой группы людей, в данном случае, мужчин!

А для этого надо действовать, завоевывать их! Подвергаясь при этом риску отвержения, критики и равнодушия этих самых мужчин.

И вот, в этой точке мы приходим к отношениям, к миру людей.

Нужно вступать и быть в отношениях, находить ценность в самых разных отношениях! Завоевывать признание вашей ценности у других людей! Жизнь - это отношения. Мы все взаимозависимы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта