Слайд 1. «Интеллект-кафе «Эрудит»
Проектировочный компонент
Слайд 2. Цель: Формирование у родителей компетентностей в вопросах организации и проведения совместной образовательной и досуговой деятельности взрослого с детьми.
Формы организации работы:
Подгрупповая – практическая.
Материалы:
Оборудование: Мультимедиа проектор, экран, столы, стулья, магнитные мольберты, двое ножниц.
Слайд 3. План деловой игры:
1. Введение в игровую мотивацию. Представление участников:
Открытие кафе.
2. Начало работы кафе:
3. Основная часть.
4. Возвращение участников за свой стол.
5. Рефлексия. Синквейн.
Ожидаемые результаты:
Организационный компонент
Ход деловой игры:
Ведущий: Уважаемые родители и гости нашей встречи, всё шире мы в своей практике используем приёмы и методы, получившие название «интерактивные методы обучения» (метод, построенный на межсубъектном взаимодействии и общении всех участников обучения) .
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию ещё один нехитрый способ, который поможет нам создать благоприятные условия для интеллектуального развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и природными склонностями. Нам предстоит посетить открытие моего интеллект-кафе «Эрудит» для детей и их родителей. Итак, приглашаю вас поддержать нас и стать участниками деловой игры.
Введение в игровую мотивацию:
Хозяйка кафе: Вас в кафе я приглашаю,
Угостить я всех желаю,
Познавательной пусть будет встреча,
Интересные пусть льются речи.
Добро пожаловать в интеллект-кафе «Эрудит» !
Разрешите представить вам спонсора нашего кафе – это заведующий детского сада Надежда Викторовна Крылова. А вот и команда дизайна – это мои коллеги Наталья Чернова и Светлана Чугунова. И наконец клиенты кафе – это вы – родители наших воспитанников.
Слайд: 5. Звучит песня «Любознайки» Натальи Гном. Спонсор и хозяйка кафе разрезают символическую ленточку. Родители проходят и занимают места за столиками с табличками Ч-Ч, Ч-ЗС, Ч-П, Ч-Т, Ч-ХО (раздел на группы) .
Хозяйка кафе: Для налаживания интерактивного контакта клиентам кафе надо выбрать «хозяина» стола, который будет знакомить посетителей с блюдами-заданиями, фиксировать ответы-идеи, консолидировать их и оценивать.
Родители совещаются и выбирают «хозяина» стола.
Хозяйка кафе: Я рада приветствовать вас в стенах нашего интеллект-кафе «Эрудит» . Надеюсь вы приятно проведёте время. Чтобы наш отдых был плодотворным с насыщенным полезным послевкусием мои помощники предложат вам наш утренний коктейль.
Слайд 6. Помощники-официанты выносят на подносах и раздают на каждый стол ребусы.
Ввод в игровую мотивацию:
Хозяйка кафе: Попробуйте наши непревзойдённые по занимательности и любознательности утренние коктейли - ребусы, решив которые, вы узнаете название основного ингредиента блюд нашей кухни - игры.
Хозяйка кафе открывает на экране ребусы, кликая по ним. Родители решают ребусы. Звучит фоновая музыка.
Хозяйка кафе: Как вы уже успели заметить, в меню представлены блюда в соответствии с природными склонностями детей, поэтому вам предстоит сегодня попробовать все блюда нашего кафе в состав которых входят…Обращается к хозяевам столов. Хозяева столов дают решение ребусов: Капель, почка, ручей, половодье, подснежник. Хозяйка кафе открывает ответы на ребусы, кликая по ним.
Хозяйка кафе: Объединим картинки и назовём одним словом основной ингредиент наших блюд…
Сдайд7. Вы абсолютно правы, основной ингредиент сегодняшних блюд составляет время года - весна! А теперь я прошу вас отведать наши блюда. Слайд 8.
Включается музыкальный фон. Помощники-официанты на подносах выносят блюда-игровые задания, объясняют правила выполнения.
Дегустация:
Посетители кафе – родители «дегустируют блюда» - выполняют игровые задания (на столиках кафе официанты-помощники раскладывают «блюда» - игровые задания в соответствии со сферами предпочтительных интересов) :
По мере завершения «дегустации» одного блюда, посетители переходят к следующему столику, хозяева столиков остаются принимать следующих клиентов, рекламируют (описывают) блюдо (задание) , знакомят с результатом предыдущих клиентов, фиксируют идеи, консолидируют для заключительного вердикта. Блюда – задания в приложении.
Слайд 9. Во время выполнения задания хозяйка кафе предлагает посмотреть видеоролик о весне и выпить стаканчик сока.
Хозяйка кафе: Я рада, что все блюда нашего меню на сегодня не остались без вашего внимания. Мне, как хозяйке кафе, интересно знать, пришлись ли они вам по вкусу? Я приглашаю «хозяев» столов выставить в галерее вкусов (идей) и представить плоды вашей интеллектуально-творческой деятельности.
Слайд 10. «Хозяева» столов выходят с продуктами дегустации:
Ч – ЗС» – одинаковые весенние картинки с отличиями (показывают отличия) ;
Слайд 11. «Ч–Ч» - стихотворение о весне (зачитывает восстановленное стихотворение) ;
Слайд 12. Ч – ХО – картина «Весна идёт» (выставляет раскрашенные картинки, представляя название работы каждой группы) .
Ч – Т – садовый инвентарь (представляют модели инструментов) ;
Ч – П – результаты экспериментально-опытнической деятельности;
Рефлексивный компонент:
Хозяйка кафе: А теперь я хочу предложить вам наш фирменный десерт. Вас ждёт коктейль - Синквейн (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии) . Слайд 13, вкус которого вы выберете себе сами.
Хозяйка кафе рассказывает клиентам об основных ингредиентах десерта. Слайд 13 кликнуть по слайду.
Посетители вносят ингредиенты в коктейль в соответствии с рецептурой:
«Хозяева» столов консолидируют идеи и оглашают синквейн для всех посетителей.
Хозяйка кафе: Итак, открытие интеллект-кафе «Эрудит» состоялось. Благодарю вас за участие и плодотворное интерактивное взаимодействие.
Я: Уважаемые родители, сегодня вы имели возможность принять участие в работе интеллект-кафе «Эрудит» с учётом сферы предпочтительных интересов.
Продуктом нашей совместной деятельности стало обобщение знаний о весенних явлениях в природе выполнения игровых заданий, применить которые вы сможете в условиях семьи.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ Составила воспитатель: Селезнева Т.Н. Санкт-Петербург г. Колпино 2016 Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №35 Колпинского района Санкт – Петербурга
Цель: изменение традиционного видения процесса совместной работы педагога с детьми и родителями. Задачи: Формировать умение Признать равенство позиций всех субъектов совместной деятельности Развивать умение Создавать оптимальный психологический настрой в группе, обеспечивая реализацию резервов (педагогов, родителей, детей) как партнеров по общению и учитывая эмоциональное состояние, индивидуальные особенности партнеров научиться гибко перестраивать позицию, менять роль в общениии, выбирая оптимальное сочетание средств общения и способов воздействия
Фасилитация этимологически имеет латинское происхождение /ускорять, стимулировать/. Фасилитация производное от глагола – облегчать, помогать, способствовать. Фасилитация как продукт – накопительный эффект совместной деятельности и общения (по типу «Одна голова хорошо, а две лучше»), видимый результат совместных усилий, удовлетворяющих всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех. Фасилитация как условие – обеспечивает эффективное взаимодействие в процессе обучения и воспитания, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры между людьми.
Фасилитатор – не заинтересованный в итогах обсуждения, не представляющий интересы ни одного из присутствующих групп и не участвующий в прениях специалист, который отвечает за качественное выполнение повестки дня. Фасилитатор – это тренер или ведущий серии встреч, который организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и решения на ее основе поставленной перед группой задачи. В процессе фасилитации тренер не применяет свои схемы действия, не использует свой стереотип восприятия, не излагает свой взгляд на проблему и не предлагает свой способ решения. Фасилитаторы – удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы.
Технологии фасилитации – это совокупность различных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают нужные для себя выводы: Диагностика (выявление проблем), советы, рекомендации, разработка и внедрение принятых решений; Технология: постановка цели, анализ реальности, разработка вариантов действий, утверждение воли к действию; Помощь в определении целей и задач, составление плана действий, анализ результатов работы; Консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы; Снятие барьеров и преград в общении; Развитие готовности принять и оказать помощь в нужной ситуации; Посредничество, актуализация позиций и чувств клиента; Содействие презентации субъекта; Выработка общего решения, предотвращение возмущения и невелирования его до выражения желания, мозгового штурма
Установки фасилитации – принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому); открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям); конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).
Модели фасилитации: 1.мировое кафе 2.поиск будущего 3.конференция «Поиск» 4.технология открытого пространства 5.динамическая фасилитация 6.саммит позитивных перемен 7.выход за рамки
1.Мировое кафе /идеально подходит, когда нужно собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей/ Роли участников: -спонсор кафе (один человек или группа, заинтересованные в проведении); - «хозяин кафе» (фасилитатор или группа, помогающих управлять процессом); -команда дизайна (помогает организовать и провести мероприятие); -участники собрания
1. мировое кафе Ход Мероприятия: Начало - Разделение участников на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, объяснение правил работы кафе, назначение «хозяина стола». Основная часть - Несколько (минимум 3-4) раундов бесед с переходом за разные столики. Задача «хозяев стола» – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей группы и фиксировать новые идеи. Завершение - Возвращение участников за свой столик, обобщение идей, кластеризация основных идей. Это инструмент для создания контекста коллективных действий, поощряет инициативу, стимулирует к творчеству.
2.Поиск будущего /используется, когда различным заинтересованным группам необходимо найти общую основу для будущего сотрудничества/ Роли участников: -Спонсор (один человек или группа заинтересованных в проведении). -организационный комитет (включает основных участников, кот. совместно с фасилитатором выбирают тему, разрабатывают программу, подбирают участников; выбирают место проведения и обеспечивает логистику мероприятия). - фасилитатор (кроме подготовки мероприятия, управляет ходом мероприятия: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса. -участники (как правило, представители различных групп: родители, специалисты ДОУ, управленцы) Требует тщательной подготовки – определения темы, подготовки раздаточных материалов с заданиями и рабочими листами для смешанных и целевых групп.
2. Поиск будущего Ход мероприятия: Взгляд на прошлое – разогрев участников, обсуждение тенденций, кот. влили на группы в прошлом. Взгляд на настоящее – создание общегрупповой «карты сознания» тенденций, которые влияют на группу или исследуемую проблему в настоящем. Взгляд на будущее – создание идеальных сценариев будущего. Обнаружение общих основ – формирование сценариев общего будущего. Планирование действий – составление конкретных планов
3.Конференция «Поиск» /используется для проведения эффективных сессий стратегического планирования/ Роли участников: -Спонсор (человек или группа, заинтересованных в проведении) – определяет цель собрания -Группа подготовки и планирования (2-3 человека - ключевые участники, которые определяют процесс выбора участников, организуют обучающие сессии, обеспечивают логистику мероприятия) - фасилитатор (кроме разработки дизайна мероприятия, управляет процессом собрания: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса) -участники (внутренние и внешние представители системы).
3. конференция « Поиск» Метод требует тщательной подготовки. На первой планирующей сессии спонсор и другие ответственные и заинтересованные лица определяют тему и определяют границы системы. Это необходимый шаг для того, чтобы затем определить внутренних и внешних по отношению к системе участников. В качестве внешних по отношению к системе участников, но играющих значительную роль в предстоящих изменениях, будут выступать ключевые политические фигуры, представители городской и федеральной администрации. все участники должны быть тщательно проинформированы о целях и задачах собрания и четко понимать, что им предстоит делать в рамках мероприятия.
4.Технология открытого пространства / метод используется только в том случае, если в учреждении имеется действительно сложная проблема и никто не знает как к ней подойти / Роли участников: - Спонсор (человек или группа заинтересованных в проведении) – определяет тему мероприятия. - Фасилитатор – помогает спонсору сформулировать тему, запустить работу самоорганизующихся подгрупп, следит за тем, чтобы у участников была возможность зафиксировать отчет о работе своей подгруппы (лучше всего с помощью компьютеров) и чтобы отчет был вовремя доступен всем участникам группы, проводит завершение процесса. -Участники – все лица, заинтересованные в обсуждении (участие в мероприятии является исключительно добровольным).
4. технология открытого пространства Ход Мероприятия: Начало работы – приветствие и представление участников; объявление темы; концентрация внимания на самостоятельном создании овестки работы; описание процесса; формирование доски объявлений; открытие «деревенского рынка». Основная часть - а)работа самоорганизующихся групп; б)подготовка отчетов; в)знакомство с отчетами и расстановка приоритетов; г)конвергенция (данное понятие пришло к нам из латинского языка и означает оно «сближение». Нельзя не отметить, что это определение используется не только в биологии, но и в лингвистике, телекоммуникации, и даже в политологии. Именно поэтому следует понимать, что конвергенция – это определенное сходство признаков у организмов, которые несхожи по своей природе, возникшее в контексте эволюции. В результате данного процесса у них возникает определенный ряд схожих признаков (например, внешний облик, строение органов); д)встречи по планированию действий. Завершение – техника «говорящая палочка»
5.Динамическая фасилитация /это способ креативного исследования проблемы и достижения «творческого консенсуса без компромисса» роли участников: -Заказчик (человек или группа заинтересованных в проведении) определяет роль и цель обсуждения в более широких границах происходящего, желаемый результат, участвует в процессе обсуждения. - Фасилитатор – ведет процесс. -Участники – члены организации или сообщества.
5. Динамическая фасилитация Ход динамической фасилитации: Введение в процесс - Процесс может начинаться сразу же с вопроса фасилитатора: «О чем бы вы хотели поговорить сегодня?», либо с краткого введения в процесс. Начальная стадия – процесс выслушивания, вытягивания и приветствия «первичных решений». Вытягивание опасений и альтернативных решений. Работа с отстаиваинием участниками своих позиций. Вытягивание расхождения группы. Переходная и промежуточная стадии - Фасилитатор помогает остаться в творческом процессе расхождения-схождения-расхождения идей. Завершающая стадия - Создание листов с результатами и закладками. Закладки помогают суммировать наработки и оценить объем проделанной работы.
6.Саммит позитивных перемен /используется для проведения широкого спектра позитивных изменений в организации, включающих развитие лидерства, стратегическое планирование, изменение корпоративной культуры, прояснение видения и ценностей/ . Роли участников: Спонсор - человек или группа заинтересованных в проведении) Группа планирования - ключевые участники, представляющие различные уровни и направления в организации). Фасилитатор - кроме разработки дизайна мероприятия, управляет процессом саммита: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса. Участники – внутренние и внешние представители учреждения. Составление правильных вопросов – ключевой шаг в процессе подготовки саммита.
6. саммит позитивных перемен Ход мероприятия: Открытие - исследование и увязывание многочисленных составляющих «позитивного ядра» учреждения (сильные стороны, полезные качества, способности, таланты, ценности, традиции, практики и достижения, кот. обеспечивают успех). Мечта - представление будущего учреждения в самых смелых формулировках. Модель - разработка «социальной архитектуры» (система, структура, стратегия, культура, способы партненрства), чтобы придать мечте форму. Маршрут – планирование действий. Взятие обязательств, формирование команд ля инноваций, разработка и запуск изменений. После саммита организуется работа проектных команд, отслеживается прогресс, результаты работы освещаются по всей компании, подводятся итоги.
7.Выход за рамки / межфункциональные или межуровневые группы сотрудников, специалистов, родителей обращаются к важным для функционирования учреждения темам, разрабатывают рекомендации и представляют их главному руководителю на общем родительском собрании/. Роли участников: Спонсор – руководители ДОУ, комитета, отдела образования, заинтересованные в проведении изменений в организации). Команда разработчиков – совместно с консультантом- фасилитатором разрабатывает дизайн мероприятия и подбирает участников. Консультант(ы)- фасилитатор (ы) – помогает спонсору четко осознать, какие роли задействованы в процессе, кого необходимо включить в команды участников, разрабатывает дизайн мероприятия, помогает организовать логистику процесса. Участники – межфункциональные команды сотрудников, специалистов, родителей, близких к области планируемых изменений или решаемой проблемы.
7. выход за рамки ход мероприятия: Введение – цели, повестка, план работы. Мозговой штурм – обсуждение отдельных аспектов поблемы. Галерея идей – отбор лучших идей. Разработка плана действий – разработка плана действий по принятым идеям. «городское собрание» – утверждение выбранных для внедрения идей. = внедрение. Данный этап является обязательным. На этой стадии организуется и отслеживается прогресс в работе проектных команд, результаты освещаются по всей компании, подводятся итоги.
Используемые материалы и литература: О. и. Давыдова, А. А. Майер «Как э ффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО», центр педагогического образования, москва, 2014 А. В. Дронь, О. Л. Данилюк «Взаимодействие доу с родителями дошкольников». Программа «ребенок – педагог – родитель», санкт-петербург, детство-пресс, 2012 Материалы из интернет-источников www.Ns.p http://www.maam.ru/detskijsad/zolotoj-post-maaam-2629.html
Спасибо за внимание!)))
Автор: Яркина Елена Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад № 7 "Сказочная полянка" общеразвивающего вида г. Заринска.
Описание работы:
данный материал будет полезен педагогам детского сада для построения конструктивного взаимодействия с субъектами ДОУ через использование инновационных методик. На основе метода фасилитации педагогам можно организовывать родительские собрания, строить выступления на педагогических советах, методических объединениях.
Методическая разработка практикума для педагогов «Фасилитация - как эффективная форма проведения совместных мероприятий субъектов ДОУ»
«Если вы всегда делаете то,В начале практикума необходимо разделить педагогов на 3 подгруппы, ведущий - фасилитатор раздаёт участникам педагогического совета эмблемы, согласно которым педагоги занимают свои места за столами.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер для записи комментариев членов группы по ходу обсуждения (или доска с мелом), 3 стола, стулья по количеству участников, бумага, ручки, буклеты, звонок.
Цель:
повышение профессиональной компетентности педагогов в организации мероприятий на основе метода фасилитации.
Задачи
: совершенствование качества работы ДОУ при сотрудничестве с родителями, развитие коммуникативных, фасилитативных умений педагогов.
Ход мероприятия:
Ведущая: Уважаемые коллеги, я рада видеть Вас на практикуме «Фасилитация - как эффективная форма проведения совместных мероприятий субъектов ДОУ». Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к сотрудничеству.Давайте познакомимся с правилами работы нашего кафе:
1. Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
2. Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
3. Говорите открыто и от всего сердца.
4. Слушайте, чтобы понимать.
5. Связывайте и соединяйте идеи.
6. Получайте удовольствие от общения!
Принципы работы:
1. Кто бы ни пришел – это те люди, которые нужны.
2. Чтобы ни случилось – это единственное, что может произойти.
3. Когда бы это ни началось – это правильное время.
4. Когда это закончится – тогда и закончится.
Закон: если вы обнаружите, что оказались в ситуациях, где вы не можете чему-либо научится или сделать какой-либо вклад, вы ответственны за то, чтобы перейти в другое место, например, в другое кафе!
Фасилитатор предлагает вниманию участников собрания вопросы, сформулированные ими в качестве проблемных на этапе подготовки к мероприятию.
Вопрос № 1.
Какие формы работы с родителями применимы в ДОУ и почему?
Вопрос № 2.
Какие активные методы, способствуют продуктивному взаимодействию с родителями?
Избираете стимулирующие, косвенные методы контроля, способствующие самоизменению родителей
Предвидите близкие и отдаленные результаты общения и выстраиваете в связи с этим взаимодействие с родителями
Оцениваете и коррегируете поступки и действия родителей, а не их личностные особенности
Собственная оценка и коррекция выступает ориентиром для самооценки родителей
Ставите широкий спектр коммуникативных задач и варьируете их с учетом интересов и потребностей родителей
Охотно поддерживаете инициативу,создаете условия для самореализации родителя
Учитываете потребность родителей в общении, умело поддерживаете и направляете их эмоции, сохраняете непосредственность и сопереживание в общении
Меняете стратегию и тактику взаимодействия в зависимости от эмоционального настроя, интересов родителей
Ориентируетесь на раскрытие потенциала родителей, создаете психологическую безопасность
Способны к эмпатии, рефлексии относительно опыта своего общения, демонстрируете открытость и заинтересованность в родителей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 29 г. Ангарска
Консультация для педагогов
«Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО»
Выполнила: воспитатель 1 категории Давыдова Светлана Юрьевна
г. Ангарск, 2015год
Слайд - Дорогие коллеги, предлагаю Вам разобраться и узнать на моей консультации, кто такой фасилитатор и что такое фасилитация?
Слайд- Предлагаю Вам подумать и предположить, что это такое? (воспитатели высказывают своё мнение).
Слайд- Предлагаю Вам познакомиться с новыми словами их значением и откуда они появились.
Фасилитация - производное от английского глагола облегчать, помогать, способствовать.
План фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Эффект фасилитации возникает при положительном отношении, к друг другу. Такие отношения складываются между друзьями, любящими родителями и детьми, квалифицированными педагогами и наиболее успешными учениками. Теперь мы можем сказать кто такой фасилитатор?(воспитатели высказывают своё мнение).
Слайд-Фасилитатор - это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности.
Фасилитатор облегчает, организует, направляет, стимулирует процесс поиска на основе поставленной перед группой задачи.
Слайд-Педагог в роли фасилитатора демонстрирует свою способность инициировать продуктивную деятельность группы, создавая комфортный микроклимат в группе.
Главные качества фасилитатора- способность открыто выражать собственные мысли и переживания в межличностном общении.
Опытные фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках, помогают выдерживать повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы.
Наша задача заключается в построении гармоничного взаимодействия с родителями и педагогами и стимулирующая родителей на потребностях ребёнка, интересах семьи. Подобная гармонизация оптимизирует процесс взаимодействия с семьёй.
Традиционным просвещением с семьёй является педагогическое просвещение родителей.
Какие мы можем создать просвещения для родителей? (педагоги отвечают).
Люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные специалистами ДОО. Они хотят учиться, если видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни. Наша задача заключается, чтобы вовлечь родителей и заинтересовать в НОД и предложить им участвовать в обучении, привносить собственный опыт и жизненные ценности.