Главная » Ядовитые грибы » Гиа 1332 по физике решения. Гало и венцы

Гиа 1332 по физике решения. Гало и венцы

ГИА по физике 9 класс. Варианты заданий с решением и ответами.

ГИА по физике для 9 класса с решением и ответами.


Задания ГИА по физике 9 класс.


1. Используя график зависимости скорости движения тела от времени, определите скорость тела в конце 5-ой секунды, считая, что характер движения тела не изменяется.

1) 9 м/с 2) 10 м/с 3) 12 м/с 4) 14 м/с

2. Через неподвижный блок перекинута невесомая нерастяжимая нить, к концам которой подвешены грузики равной массы m. Чему равна сила натяжения нити?

1) 0,25 mg 2) 0,5 mg 3) mg 4) 2 mg

3. Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли, достигает наивысшей точки и падает на землю. Если сопротивление воздуха не учитывать, то полная механическая энергия тела

1) максимальна в момент достижения наивысшей точки
2) максимальна в момент начала движения
3) одинакова в любые моменты движения тела
4) максимальна в момент падения на землю

4. На рисунке представлен график зависимости давления воздуха от координаты в некоторый момент времени при распространении звуковой волны. Длина звуковой волны равна

1) 0,4 м 2) 0,8 м 3) 1,2 м 4) 1,6 м

5. Брусок в форме прямоугольного параллелепипеда положили на стол сначала узкой гранью (1), а затем – широкой (2). Сравните силы давления (F1 и F2) и давления (р1 и р2), производимые бруском на стол в этих случаях.

1) F 1 = F 2 ; p 1 > p 2 2) F 1 = F 2 ; p 1 < p 2
3) F 1 < F 2 ; p 1 < p 2 4) F 1 = F 2 ; p 1 = p 2

6. Верхняя граница частоты колебаний, воспринимаемых ухом человека, с возрастом уменьшается. Для детей она составляет 22 кГц, а для пожилых людей – 10 кГц. Скорость звука в воздухе равна 340 м/с. Звук с длиной волны 17 мм

1) услышит только ребенок 2) услышит только пожилой человек
3) услышит и ребенок, и пожилой человек 4) не услышит ни ребенок, ни пожилой человек

7. В каком агрегатном состоянии находится вещество, если оно имеет собственные форму и объем?

1) только в твердом 2) только в жидком
3) только в газообразном 4) в твердом или в жидком

8. На диаграмме для двух веществ приведены значения количества теплоты, необходимого для нагревания 1 кг вещества на 10 °С и для плавления 100 г вещества, нагретого до температуры плавления. Сравните удельную теплоту плавления (?1 и?2) двух веществ.

1) ? 2 = ? 1
2) ? 2 = 1,5 ? 1
3) ? 2 = 2 ? 1
4) ? 2 =3 ? 1

9. На рисунке изображены одинаковые электроскопы, соединенные стержнем. Из какого материала может быть сделан этот стержень? А. Медь. Б. Сталь.

1) только А 2) только Б
3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

10. Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, если R 1 = 1 Ом, R 2 = 10 Ом, R 3 = 10 Ом, R 4 = 5 Ом?

1) 9 Ом
2) 11 Ом
3) 16 Ом
4) 26 Ом

11. Две одинаковые катушки замкнуты на гальванометры. В катушку А вносят полосовой магнит, а из катушки Б вынимают такой же полосовой магнит. В каких катушках гальванометр зафиксирует индукционный ток?

1) ни в одной из катушек 2) в обеих катушках
3) только в катушке А 4) только в катушке Б

12. На рисунке приведена шкала электромагнитных волн. Определите, к какому виду излучения принадлежат электромагнитные волны с длиной волны 0,1 мм?

1) только радиоизлучение
2) только рентгеновское излучение
3) ультрафиолетовое и рентгеновское излучение
4) радиоизлучение и инфракрасное излучение

13. После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 изменился на 1" и 2". За ширмой находится

1) плоское зеркало
2) плоскопараллельная стеклянная пластина
3) рассеивающая линза
4) собирающая линза

14. В результате бомбардировки изотопа лития 3 7 Li ядрами дейтерия образуется изотоп бериллия: 3 7 Li + 1 2 H > 4 8 Be + ? Какая при этом испускается частица?

1) ?-частица 2 4 He 2) электрон -1 e
3) протон 1 1 p 4) нейтрон 1 n

15. Необходимо экспериментально установить, зависит ли выталкивающая сила от объема погруженного в жидкость тела. Какой набор металлических цилиндров из алюминия и (или) меди можно использовать для этой цели?

1) А или Б 2) А или В
3) только А 4) только Б

Туман
При определенных условиях водяные пары, находящиеся в воздухе, частично конденсируются, в результате чего и возникают водяные капельки тумана. Капельки воды имеют диаметр от 0,5 мкм до 100 мкм.

Возьмем сосуд, наполовину заполним водой и закроем крышкой. Наиболее быстрые молекулы воды, преодолев притяжение со стороны других молекул, выскакивают из воды и образуют пар над поверхностью воды. Этот процесс называется испарением воды. С другой стороны, молекулы водяного пара, сталкиваясь друг с другом и с другими молекулами воздуха, случайным образом могут оказаться у поверхности воды и перейти обратно в жидкость. Это конденсация пара. В конце концов, при данной температуре процессы испарения и конденсации взаимно компенсируются, то есть устанавливается состояние термодинамического равновесия. Водяной пар, находящийся в этом случае над поверхностью жидкости, называется насыщенным.

Если температуру повысить, то скорость испарения увеличивается и равновесие устанавливается при большей плотности водяного пара. Таким образом, плотность насыщенного пара возрастает с увеличением температуры (см. рисунок).

Зависимость плотности насыщенного водяного пара от температуры.

Для возникновения тумана необходимо, чтобы пар стал не просто насыщенным, а пересыщенным. Водяной пар становится насыщенным (и пересыщенным) при достаточном охлаждении (процесс АВ) или в процессе дополнительного испарения воды (процесс АС). Соответственно, выпадающий туман называют туманом охлаждения и туманом испарения.

Второе условие, необходимое для образования тумана, - это наличие ядер (центров) конденсации. Роль ядер могут играть ионы, мельчайшие капельки воды, пылинки, частички сажи и другие мелкие загрязнения. Чем больше загрязненность воздуха, тем большей плотностью отличаются туманы.

16. Из графика на рисунке видно, что при температуре 20 °С плотность насыщенного водяного пара равна 17,3 г/м 3 . Это означает, что при 20 °С
1) в 1 м 3 воздуха находится 17,3 г водяного пара
2) в 17,3 м 3 воздуха находится 1 г водяного пара
3) относительная влажность воздуха равна 17,3%
4) плотность воздуха равна 17,3 г/м 3

17. Для каких процессов, указанных на рисунке, можно наблюдать туман испарения?

1) только АB 2) только АС 3) АB и АС 4) ни АB, ни АС

18. Какие утверждения о туманах верны? А. Городские туманы, по сравнению с туманами в горных районах, отличаются более высокой плотностью. Б. Туманы наблюдаются при резком возрастании температуры воздуха.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны

19. Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.

20. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

21. На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного количества теплоты в процессе нагревания металлического цилиндра массой 100 г. Определите удельную теплоемкость металла.

22. Тележка массой 20 кг, движущаяся со скоростью 0,5 м/с, сцепляется с другой тележкой массой 30 кг, движущейся навстречу со скоростью 0,2 м/с. Чему равна скорость движения тележек после сцепки, когда тележки будут двигаться вместе?

23. Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.
В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета электрического сопротивления;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;
4) запишите численное значение электрического сопротивления.

24. Две спирали электроплитки, сопротивлением по 10 Ом каждая, соединены последовательно и включены в сеть с напряжением 220 В. Через какое время на этой плитке закипит вода массой 1 кг, если ее начальная температура составляла 20 °С, а КПД процесса 80%? (Полезной считается энергия, необходимая для нагревания воды.)

25. Тело массой 5 кг с помощью каната начинают равноускоренно поднимать вертикально вверх. Чему равна сила, действующая на тело со стороны каната, если известно, что за 3 с груз был поднят на высоту 12 м?

26. Каким пятном (темным или светлым) кажется водителю ночью в свете фар его автомобиля лужа на неосвещенной дороге? Ответ поясните.

подготовка учащихся к ГИА по физике: решение задач части 2

ГИА – государственная итоговая аттестация по физике позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений.

Для эффективной подготовки учащихся к сдаче ГИА, педагогу необходимо: провести анализ результатов предыдущей аттестации,

знать структуру и содержание экзаменационной работы,

уметь распределять задания по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.

Для подготовки выпускников педагог систематизирует задания тренировочных вариантов, используя демонстрационный материал, учебные пособия, интернет-ресурсы.

Задания части 2 – задачи повышенного уровня сложности, где нужно провести соответствие или выбрать более одного правильного ответа в виде набора цифр. Задания 20 и 21 представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Задания 22 и 23 предполагают выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор). Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу – 20%. Задания по видам деятельности разделяются на:

Понимание смысла физических явлений,

Понимание смысла физических величин,

Понимание смысла физических законов,

Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями

    Режим подготовки к ГИА по физике, по полугодиям: формы работы.

При подготовке к ГИА я использую следующие формы работы: групповая и индивидуальная. При групповой форме работы, учащимся раздаются одинаковые задания, решения которых обсуждается, и во время обсуждения один учащийся фиксирует ход решения на доске. Домашнее задание учащиеся получают одинаковое. Такая форма работы преимущественно используется в первом полугодии.

Во втором полугодии работа на занятиях сохраняется в той же форме, но домашнее задание учащиеся поучают индивидуально. По итогам проверки домашних работ составляется аналитическая карта, и подбираются задания, для групповой работы на уроке. Это задания, в которых большинство учащихся допустили ошибки или не выполнили. Раз в неделю проводятся индивидуальные занятия с каждым учеником.

    Примеры по систематизации заданий части 2

Задания на соответствие

физическими закономерностями

физическими закономерностями

Выбор правильного утверждения

    Контроль над выполнением заданий: составление аналитической карты

Аналитическая карта помогает быстро увидеть пробелы в знаниях, типы заданий, которые необходимо прорабатывать с учащимися, как в группах, так и индивидуально.

Задания на соответствие между физическими величинами и формулами


Задания на соответствие между физическими величинами и характером их изменения

Задания на соответствие между приборами

физическими закономерностями

Задания на соответствие между техническими устройствами и

физическими закономерностями

Выбор утверждения из анализа графика или таблицы

Выбор правильного утверждения


Сколько лит­ров воды при 83 °С нужно до­ба­вить к 4 л воды при 20 °С, чтобы по­лу­чить воду тем­пе­ра­ту­рой 65 °С? Теп­ло­об­ме­ном с окру­жа­ю­щей средой пренебречь.

Решение.

Плотность воды равна 1 кг/л, теп­ло­ем­кость равна 4 200 Дж/кг. Таким образом, из­на­чаль­но мы имеем m 0 = 4 кг воды при тем­пе­ра­ту­ре t 0 = 20 °C. До­бав­ля­ет­ся некоторое ко­ли­че­ство воды мас­сой m 1 при тем­пе­ра­ту­ре t 1 = 83 °C. Ко­неч­ная температура смеси равна t кон, а её масса m 0 + m 1 .

Составим урав­не­ние теплового ба­лан­са для процесса:

От­дан­ное в про­цес­се тепло;

По­лу­чен­ное в про­цес­се тепло;

Таким образом,

следовательно, не­об­хо­ди­мо 10 л воды.

Ответ: 1

Какое(-ие) действие(-я) элек­три­че­ско­го тока наблюдается(-ются) для всех про­вод­ни­ков с током?

1) тепловое

2) химическое

3) магнитное

4) тепловое и магнитное

Решение.

Рассмотрим все пред­ло­жен­ные варианты дей­ствия тока на проводник.

1) Теп­ло­вое действие тока - элек­три­че­ский ток вы­зы­ва­ет разогревание проводников. На­блю­да­ет­ся для всех проводников, кроме сверхпроводящих, в сверхпроводниках потерь тепла не происходит.

2) Хи­ми­че­ское действие тока - при про­хож­де­нии электрического тока через элек­тро­лит возможно вы­де­ле­ние веществ, со­дер­жа­щих­ся в растворе, на электродах. На­блю­да­ет­ся в жид­ких проводниках.

3) Маг­нит­ное действие тока - про­вод­ник с током при­об­ре­та­ет магнитные свойства. На­блю­да­ет­ся при на­ли­чии электрического тока в любых про­вод­ни­ках (твердых, жидких, газообразных).

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.

Петр Мурзин

Сверхпроводник - материал, который при определенных условиях приобретает сверхпроводящие свойства. Ни о таких материалах, ни о соответствующих условиях в вопросе речи не было.

На рисунке приведён участок электрической цепи, по которому течёт ток. В каком из проводников сила тока наименьшая?

Решение.

Обозначим силы тока и напряжения во всех участках цепи как: I 1 , U 1 ; I 2 , U 2 ; I 3 , U 3 ; I 4 , U 4 соответственно. Найдем силы тока во всех участках цепи.

Участок 1 соединен последовательно с участками 2 и 3 (соединенными между собой параллельно) и далее последовательно с участком 4. Следовательно, верны следующие соотношения:

Таким образом, наименьшая сила тока будет в участке 2 или в участке 3. По закону Ома:

следовательно , а . Таким образом, так как R 2 R 3 , то I 3 I 2 .

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.

По лёгкой про­во­дя­щей рамке, рас­по­ло­жен­ной между по­лю­са­ми под­ко­во­об­раз­но­го магнита, про­пу­сти­ли элек­три­че­ский ток, на­прав­ле­ние ко­то­ро­го ука­за­но на ри­сун­ке стрелками.

Решение.

Магнитное поле будет на­прав­ле­но от се­вер­но­го по­лю­са маг­ни­та к юж­но­му (перпендикулярно сто­ро­не АБ рамки). На сто­ро­ны рамки с током дей­ству­ет сила Ампера, на­прав­ле­ние ко­то­рой опре­де­ля­ет­ся по пра­ви­лу левой руки, а ве­ли­чи­на равна где - сила тока в рамке, - ве­ли­чи­на маг­нит­ной ин­дук­ции поля магнита, - длина со­от­вет­ству­ю­щей сто­ро­ны рамки, - синус угла между век­то­ром маг­нит­ной ин­дук­ции и на­прав­ле­ни­ем тока. Таким образом, на АБ сто­ро­ну рамки и сто­ро­ну па­рал­лель­ную ей будут дей­ство­вать силы, рав­ные по величине, но про­ти­во­по­лож­ные по на­прав­ле­нию: на левую сто­ро­ну «от нас», а на пра­вую «на нас». На осталь­ные сто­ро­ны силы дей­ство­вать не будут, по­сколь­ку ток в них течет па­рал­лель­но си­ло­вым ли­ни­ям поля. Таким об­ра­зом рамка начнёт вра­щать­ся по ча­со­вой стрелке, если смот­реть сверху.

По мере по­во­ро­та направление силы будет ме­нять­ся и в тот момент, когда рамка повернётся на 90° вра­ща­ю­щий момент сме­нит направление, таким образом, рамка не будет про­во­ра­чи­вать­ся дальше. Не­ко­то­рое время рамка будет ко­ле­бать­ся в таком положении, а затем ока­жет­ся в положении, ука­зан­ном на ри­сун­ке 4.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.

На рисунке приведена шкала электромагнитных волн. Определите, к какому виду излучения относятся области 1, 2 и 3.

1) 1 - рентгеновское излучение; 2 - гамма-излучение; 3 - радиоизлучение

2) 1 - радиоизлучение; 2 - гамма-излучение; 3 - рентгеновское излучение

3) 1 - гамма-излучение; 2 - рентгеновское излучение; 3 - радиоизлучение

4) 1 - радиоизлучение; 2 - рентгеновское излучение; 3 - гамма-излучение

Решение.

Поскольку частоты излучения в области 1 меньше частот, соответствующих инфракрасному излучению, то область 1 относится к радиоизлучению. Частоты излучения области 2 соответствует рентгеновскому излучению, а частоты излучения области 3 больше, чем соответствующие рентгеновскому излучению, следовательно, излучение области 3 относится к области гамма-излучения.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.

На железный проводник длиной 10 м и сечением 2 мм 2 подано напряжение 12 мВ. Чему равна сила тока, протекающего по проводнику? (Удельное сопротивление железа - 0,098 Ом · мм 2 /м.)

Решение.

где ρ - удельное сопротивление проводника (табличная величина, равная 0,098 Ом · мм 2 /м), l - длина проводника, S - площадь поперечного сечения проводника. Таким образом, R = 0,49 Ом.

Для нахождения силы тока воспользуемся формулой:

Получим, что сила тока будет приблизительно равна: I = 24 мА.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.

Контейнер с радиоактивным веществом помещают в магнитное поле, в результате чего пучок радиоактивного излучения распадается на три компоненты (см. рисунок). Компонента (3) соответствует

1) гамма-излучению

2) альфа-излучению

3) бета-излучению

4) нейтронному излучению

Решение.

По условию магнитное поле направлено в плоскость рисунка, начальная скорость всех видов излучения направлена вверх в плоскости рисунка (из детектора). Компонента 3 соответствует излучению, отклоняющемуся в данном поле вправо в плоскости рисунка. Рассмотрим все варианты:

1. Гамма-излучение представляет собой электромагнитные волны и не отклоняется магнитным полем.

2. Альфа излучение представляет собой ионы гелия с зарядом +2 и будет отклоняться в данном магнитном поле влево в плоскости рисунка(по правилу левой руки)

3. Бета-излучение представляет собой поток электронов (заряд −1) и будет отклоняться в данном поле вправо в плоскости рисунка (по правилу левой руки)

4. Нейтронное излучение также не отклоняется магнитным полем.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.

Необходимо экспериментально установить зависимость электрического сопротивления проводящего стержня от площади его поперечного сечения. Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели?

Решение.

Электрическое сопротивление проводника зависит от удельного сопротивления проводника (определяется его материалом), от длины проводника и площади его поперечного сечения. Для установления зависимости от площади поперечного сечения необходимо выбрать проводники, отличающиеся только площадью поперечного сечения и имеющие одинаковые остальные параметры (длину и материал). Данному условию удовлетворяет пара проводников А и В.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.

Ионизацию мо­ле­кул газа в про­стран­стве между элек­тро­да­ми вызывает

1) электрическое на­пря­же­ние между электродами

2) тепловое све­че­ние анода

3) удары мо­ле­кул газа электронами, ис­пус­ка­е­мы­ми катодом

4) электрический ток, про­хо­дя­щий через элек­тро­ды при их соединении


Электрическая дуга

Электрическая дуга - это один из видов газового разряда. Получить её можно следующим образом. В штативе закрепляют два угольных стержня заострёнными концами друг к другу и присоединяют к источнику тока. Когда угли приводят в соприкосновение, а затем слегка раздвигают, между концами углей образуется яркое пламя, а сами угли раскаляются добела. Дуга горит устойчиво, если через неё проходит постоянный электрический ток. В этом случае один электрод является всё время положительным (анод), а другой - отрицательным (катод). Между электродами находится столб раскалённого газа, хорошо проводящего электричество. Положительный уголь, имея более высокую температуру, сгорает быстрее, и в нём образуется углубление - положительный кратер. Температура кратера в воздухе при атмосферном давлении доходит до 4 000 °С.

Дуга может гореть и между металлическими электродами. При этом электроды плавятся и быстро испаряются, на что расходуется большая энергия. Поэтому температура кратера металлического электрода обычно ниже, чем угольного (2 000-2 500 °С). При горении дуги в газе при высоком давлении (около 2 ·10 6 Па) температуру кратера удалось довести до 5 900 °С, т. е. до температуры поверхности Солнца. Столб газов или паров, через которые идёт разряд, имеет ещё более высокую температуру - до 6 000-7 000 °С. Поэтому в столбе дуги плавятся и обращаются в пар почти все известные вещества.

Для поддержания дугового разряда нужно небольшое напряжение, дуга горит при напряжении на её электродах 40 В. Сила тока в дуге довольно значительна, а сопротивление невелико; следовательно, светящийся газовый столб хорошо проводит электрический ток. Ионизацию молекул газа в пространстве между электродами вызывают своими ударами электроны,испускаемые катодом дуги. Большое количество испускаемых электронов обеспечивается тем, что катод нагрет до очень высокой температуры. Когда для зажигания дуги вначале угли приводят в соприкосновение, то в месте контакта, обладающем очень большим сопротивлением, выделяется огромное количество теплоты. Поэтому концы углей сильно разогреваются, и этого достаточно для того, чтобы при их раздвижении между ними вспыхнула дуга. В дальнейшем катод дуги поддерживается в накалённом состоянии самим током, проходящим через дугу.

Электрическая дуга - это

А. из­лу­че­ние света электродами, присоединёнными к ис­точ­ни­ку тока.

Б. элек­три­че­ский разряд в газе.

Правильный ответ

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Решение.

Из при­ве­ден­но­го текста мы видим, что элек­три­че­ская дуга - это один из видов элек­три­че­ско­го разряда в газе. При этом нель­зя утверждать, что свет из­лу­ча­ет­ся самими электродами, присоединёнными к ис­точ­ни­ку тока (светится имен­но газовый столб).

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.

Может ли расплавиться кусок олова в столбе дугового разряда? Ответ поясните.

Решение.

Ответ: да, сможет.

Объяснение: при дуговом газовом разряде столб газов или паров, через которые идёт разряд, имеет высокую температуру - до 6 000−7 000 °С. Это намного больше температуры плавления олова, которое является легкоплавким металлом. При этом дуговой разряд имеет не импульсный характер и его можно поддерживать достаточно долгое время, чтобы кусок олова успел расплавиться.

Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.

Решение.

Из тек­ста мы видим, что иони­за­цию молекул газа в про­стран­стве между элек­тро­да­ми вызывают сво­и­ми ударами электроны,испускаемые ка­то­дом дуги.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.

Для каж­до­го физического по­ня­тия из пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующий при­мер из вто­ро­го столбца. За­пи­ши­те в таб­ли­цу выбранные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами.

А Б В

Решение.

Рассмотрим все примеры и сопоставим каждому физическое понятие.

1) Распространение запаха одеколона в классной комнате - физическое явление.

2) Система отсчета - абстрактное понятие, не выражающее ни физическую величину, ни закономерность, ни явление.

3) Температура - физическая величина.

4) Мензурка - лабораторное оборудование. То есть также не относится ни к величинам, ни к закономерностям, ни к явлениям.

5) Давление газа в закрытом сосуде при нагревании увеличивается - выражает зависимость одной величины от другой, следовательно, можно отнести к физическому закону.

Ответ: 315.

Ответ: 315

Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.

На рисунке представлены графики зависимости смещения x грузов от времени t при колебаниях двух математических маятников. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Амплитуда колебаний первого маятника в 2 раза больше амплитуды колебаний второго маятника.

3) Длина нити второго маятника меньше длины нити первого маятника.

4) Период колебаний второго маятника в 2 раза больше.

5) Колебания маятников являются затухающими.

Решение.

Из графиков мы видим, что амплитуда (максимальное отклонение от нуля по шкале x ) колебаний первого маятника равна 2 единицы по оси x , период равен 4 единицы по оси t . Для второго маятника амплитуда равна 1 единица по оси , период равен 8 единиц по оси t . Рассмотрим все предложенные утверждения и выберем верные:

1) Амплитуда колебаний первого маятника в 2 раза больше амплитуды колебаний второго маятника - утверждение верно;

где T - это период колебаний. Так как периоды колебаний первого и второго маятников разные, то и частоты будут отличаться, следовательно, исходное утверждение неверно;

3) Длина нити второго маятника меньше длины нити первого маятника. Период колебаний математического маятника определяется по следующей формуле:

где l - длина нити маятника, g - ускорение свободного падения. Таким образом, более длинная нить будет соответствовать большему периоду колебаний. Период колебаний второго маятника больше, чем период колебаний первого, следовательно, нить второго длиннее. То есть, исходное утверждение неверно;

4) Период колебаний второго маятника в 2 раза больше - утверждение верно;

5) Колебания маятников являются затухающими. Затухающие колебания характеризуются уменьшением амплитуды колебаний со временем. На представленных графиках амплитуда колебаний не изменяется, следовательно, они не являются затухающими. Утверждение неверно.

Ответ: 14.

Ответ: 14|41

Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.

5,0 100 2 0,5 5 100 3,6 140 3 0,5 3 100 10,0 50 4 1,0 3 50 10,0 100

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных измерений. Укажите их номера.

1) При увеличении длины шнура его жёсткость увеличивается.

2) При увеличении толщины шнура его жёсткость увеличивается.

3) Удлинение шнура не зависит от его первоначальной длины.

4) Жёсткость шнура не зависит от массы подвешиваемого груза.

5) Удлинение шнура зависит от упругих свойств материала, из которого изготовлен исследуемый образец.

Решение.

Рассмотрим все предложенные утверждения и выберем верные.

1) При увеличении длины шнура его жесткость увеличивается. Для изучения зависимости жесткости от длины шнура необходимо выбрать те опыты, в которых все прочие начальные параметры (масса груза и диаметр поперечного сечения шнура), кроме длины шнура, одинаковы. Далее необходимо сравнить полученные значения жесткости в данных опытах. Для этого подходят опыты с номерами 1 и 3. Из таблицы мы видим, что при увеличении длины шнура, жесткость уменьшилась. Утверждение не соответствует результатам измерений.

2) При увеличении толщины шнура его жёсткость увеличивается. Для изучения зависимости жесткости от толщины шнура необходимо выбрать те опыты, в которых все прочие начальные параметры (масса груза и длина шнура), кроме толщины шнура, одинаковы. Далее необходимо сравнить полученные значения жесткости в данных опытах. Для этого подходят опыты с номерами 2 и 3. Из таблицы мы видим, что при увеличении толщины шнура, жесткость увеличилась. Следовательно, утверждение соответствует результатам измерений.

3) Удлинение шнура не зависит от его первоначальной длины. Необходимо рассмотреть опыты с одинаковой массой груза, одинаковой толщиной шнура, но разной длиной шнура (опыты 1 и 3). Мы видим, что удлинение изменилось при изменении первоначальной длины шнура. Утверждение не соответствует результатам измерений.

4) Жёсткость шнура не зависит от массы подвешиваемого груза. Необходимо рассмотреть опыты, отличающиеся только массой груза при одинаковых длине и толщине шнура (опыты 1 и 4). Значение жесткости, полученное в этих опытах одинаково, следовательно, жесткость шнура не зависит от массы груза. Утверждение соответствует результатам измерений.

5) Удлинение шнура зависит от упругих свойств материала, из которого изготовлен исследуемый образец. Данное утверждение невозможно проверить результатами данных измерений, так как для его проверки необходимо было бы провести опыт с двумя шнурами из разного материала, но одинаковой длиной, толщиной и массой подвешиваемого груза. Такой пары опытов в приведенных нет. Поэтому данное утверждение не соответствует результатам измерений.

Ответ: 24.

Ответ: 24|42


Ответ поясните.


Фазовые переходы

фазовыми переходами

Решение.

Ответ: 1

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Решение.

неверно .

неверно .

Ответ: 4

Один конец же­лез­ной про­во­ло­ки при­кре­пи­ли к не­по­движ­но­му штативу, а ко вто­ро­му концу при­кре­пи­ли груз и пе­ре­ки­ну­ли про­во­ло­ку через не­по­движ­ный блок, в ре­зуль­та­те чего она ока­за­лась на­тя­ну­той горизонтально, по­лу­чив воз­мож­ность из­ме­нять свою длину. Через про­во­ло­ку на­ча­ли про­пус­кать элек­три­че­ский ток, мед­лен­но на­гре­вая её до крас­но­го каления. При на­гре­ва­нии про­во­ло­ка све­ти­лась всё ярче и, вслед­ствие теп­ло­во­го расширения, мед­лен­но удлинялась. При тем­пе­ра­ту­ре +917 °C произошёл фа­зо­вый переход. Укажите, что про­изо­шло с яр­ко­стью све­че­ния про­во­ло­ки в мо­мент фа­зо­во­го пе­ре­хо­да - она на­ча­ла све­тить­ся более ярко или более туск­ло по срав­не­нию с моментом, пред­ше­ству­ю­щим фа­зо­во­му переходу?

Ответ поясните.

Решение.

Решение.

1. Яр­кость све­че­ния уменьшилась.

2. На­блю­да­е­мый пе­ре­ход яв­ля­ет­ся фа­зо­вым пе­ре­хо­дом пер­во­го рода. Он про­ис­хо­дит с по­гло­ще­ни­ем теплоты. Эта теп­ло­та в мо­мент фа­зо­во­го пе­ре­хо­да от­би­ра­ет­ся от проволоки, в ре­зуль­та­те чего её тем­пе­ра­ту­ра па­да­ет и яр­кость све­че­ния уменьшается.

Один конец же­лез­ной про­во­ло­ки при­кре­пи­ли к не­по­движ­но­му штативу, а ко вто­ро­му концу при­кре­пи­ли груз и пе­ре­ки­ну­ли про­во­ло­ку через не­по­движ­ный блок, в ре­зуль­та­те чего она ока­за­лась на­тя­ну­той горизонтально, по­лу­чив воз­мож­ность из­ме­нять свою длину. Через про­во­ло­ку про­пу­сти­ли элек­три­че­ский ток, на­грев её до крас­но­го каления. Затем силу тока на­ча­ли мед­лен­но уменьшать, по­сте­пен­но по­ни­жая тем­пе­ра­ту­ру проволоки. При осты­ва­нии про­во­ло­ка све­ти­лась всё менее ярко и, вслед­ствие теп­ло­во­го сжатия, мед­лен­но укорачивалась. При тем­пе­ра­ту­ре +917 °C произошёл фа­зо­вый переход. Укажите, что про­изо­шло с яр­ко­стью све­че­ния про­во­ло­ки в мо­мент фа­зо­во­го пе­ре­хо­да - она на­ча­ла све­тить­ся более ярко или более туск­ло по срав­не­нию с моментом, пред­ше­ству­ю­щим фа­зо­во­му переходу?

Ответ поясните.


Фазовые переходы

Известно, что при изменении внешних условий - температуры или давления - вещество может изменять своё агрегатное состояние (переходить из газообразной формы в жидкую, из жидкой в твёрдую, либо из газообразной в твёрдую, и обратно). Однако, как показывает опыт, возможен и другой тип превращения вещества. Вещество при изменении внешних условий может изменять какие-либо свои свойства, оставаясь при этом в прежнем агрегатном состоянии. Такие изменения свойств вещества называют фазовыми переходами , и говорят, что вещество перешло из одной фазы в другую. Любое изменение агрегатного состояния, естественно, является фазовым переходом. Обратное утверждение неверно. Таким образом, фазовый переход - более широкое понятие, чем изменение агрегатного состояния.

Различают два основных типа фазовых переходов. Их так и называют - фазовый переход первого рода и фазовый переход второго рода. При фазовом переходе первого рода скачком изменяются плотность вещества и его внутренняя энергия (при этом другие характеристики также могут меняться). Последнее означает, что при фазовом переходе первого рода выделяется или поглощается теплота. Примерами фазового перехода первого рода как раз могут служить упомянутые выше изменения агрегатного состояния вещества. Например, при превращении воды в лёд плотность вещества уменьшается (вещество расширяется) и выделяется теплота замерзания (равная по модулю теплоте плавления, поглощающейся при обратном фазовом переходе). При этом уменьшается удельная теплоёмкость вещества.

При фазовом переходе второго рода плотность вещества и его внутренняя энергия остаются неизменными, поэтому такие переходы могут быть внешне незаметными. Зато скачкообразно изменяются удельная теплоёмкость вещества, его коэффициент теплового расширения и некоторые другие характеристики. Примерами фазовых переходов второго рода могут служить переход металлов и сплавов из обычного состояния в сверхпроводящее, а также переход твёрдых веществ из аморфного состояния в стеклообразное.

Интересные примеры фазовых переходов первого рода наблюдаются у некоторых металлов. Например, если нагревать железо, то при достижении температуры +917 °C происходит перестройка его кристаллической решетки, в результате чего наблюдается увеличение плотности вещества и поглощается теплота фазового перехода. Этот фазовый переход обратим - при понижении температуры обратно до +917 °C плотность железа, наоборот, уменьшается, и происходит выделение теплоты фазового перехода.

Фазовые переходы могут быть и необратимыми. Ярким примером такого перехода может служить превращение так называемого «белого олова» в так называемое «серое олово». При комнатной температуре белое олово является пластичным металлом. При понижении температуры до примерно +13 °C оно начинает медленно переходить в другое фазовое состояние - серое олово - в котором олово существует в виде порошка. Фазовый переход происходит с очень малой скоростью (то есть после понижения температуры ниже точки фазового перехода олово всё ещё остаётся белым, но это состояние нестабильно). Однако фазовый переход резко ускоряется при понижении температуры до –33 °C, а также при контакте серого олова с белым оловом. Поскольку при данном фазовом переходе происходит резкое уменьшение плотности (и увеличение объёма), то оловянные предметы рассыпаются в порошок, причём попадание этого порошка на «не пораженные» предметы приводит к их быстрой порче (предметы как бы «заражаются»). Вернуть серое олово в исходное состояние возможно только путём его переплавки.

Описанное явление получило название «оловянная чума». Оно явилось основной причиной гибели экспедиции Р.Ф. Скотта к Южному полюсу в 1912 г. (экспедиция осталась без топлива - оно вытекло из баков, запаянных оловом, которое поразила «оловянная чума»). Также существует легенда, согласно которой одной из причин неудачи армии Наполеона в России явились сильные зимние морозы, которые превратили в порошок оловянные пуговицы на мундирах солдат. «Оловянная чума» погубила многие ценнейшие коллекции оловянных солдатиков. Например, в запасниках петербургского музея Александра Суворова превратились в труху десятки фигурок - в подвале, где они хранились, во время суровой зимы лопнули батареи отопления.

Переход воды из жид­ко­го со­сто­я­ния в га­зо­об­раз­ное при кипении

1) является фа­зо­вым пе­ре­хо­дом пер­во­го рода

2) является фа­зо­вым пе­ре­хо­дом вто­ро­го рода

3) не яв­ля­ет­ся фа­зо­вым переходом

4) может быть отнесён к фа­зо­во­му пе­ре­хо­ду как первого, так и вто­ро­го рода – в за­ви­си­мо­сти от условий, при ко­то­рых про­ис­хо­дит переход

Решение.

Переход воды из жид­ко­го со­сто­я­ния в га­зо­об­раз­ное при ки­пе­нии со­про­вож­да­ет­ся скач­ко­об­раз­ным из­ме­не­ни­ем плот­но­сти ве­ще­ства и при этом по­гло­ща­ет­ся теп­ло­та парообразования, следовательно, это фа­зо­вый пе­ре­ход пер­во­го рода.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

При фа­зо­вом пе­ре­хо­де скач­ком из­ме­ни­лась удель­ная теплоёмкость вещества.

Какое(-ие) утверждение(-я) справедливо(-ы)?

А. Дан­ный пе­ре­ход обя­за­тель­но яв­ля­ет­ся фа­зо­вым пе­ре­хо­дом вто­ро­го рода.

Б. Дан­ный пе­ре­ход не яв­ля­ет­ся фа­зо­вым пе­ре­хо­дом вто­ро­го рода.

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Решение.

Удель­ная теплоёмкость ве­ще­ства может из­ме­нять­ся и при фа­зо­вом пе­ре­хо­де пер­во­го рода. Утвер­жде­ние А неверно .

Про­цесс при ко­то­ром скач­ком из­ме­ня­ет­ся удель­ная теплоёмкость ве­ще­ства может яв­ляет­ся как фа­зо­вым пе­ре­хо­дом пер­во­го рода, так и фа­зо­вым пе­ре­хо­дом вто­ро­го рода. Утвер­жде­ние Б неверно .

Правильный ответ ука­зан под номером: 4.

Ответ: 4

Один конец же­лез­ной про­во­ло­ки при­кре­пи­ли к не­по­движ­но­му штативу, а ко вто­ро­му концу при­кре­пи­ли груз и пе­ре­ки­ну­ли про­во­ло­ку через не­по­движ­ный блок, в ре­зуль­та­те чего она ока­за­лась на­тя­ну­той горизонтально, по­лу­чив воз­мож­ность из­ме­нять свою длину. Через про­во­ло­ку на­ча­ли про­пус­кать элек­три­че­ский ток, мед­лен­но на­гре­вая её до крас­но­го каления. При на­гре­ва­нии про­во­ло­ка све­ти­лась всё ярче и, вслед­ствие теп­ло­во­го расширения, мед­лен­но удлинялась. При тем­пе­ра­ту­ре +917 °C произошёл фа­зо­вый переход. Укажите, что про­изо­шло с яр­ко­стью све­че­ния про­во­ло­ки в мо­мент фа­зо­во­го пе­ре­хо­да - она на­ча­ла све­тить­ся более ярко или более туск­ло по срав­не­нию с моментом, пред­ше­ству­ю­щим фа­зо­во­му переходу?

Ответ поясните.

Решение.

1. Яр­кость све­че­ния уменьшилась.

2. На­блю­да­е­мый пе­ре­ход яв­ля­ет­ся фа­зо­вым пе­ре­хо­дом пер­во­го рода. Он про­ис­хо­дит с по­гло­ще­ни­ем теплоты. Эта теп­ло­та в мо­мент фа­зо­во­го пе­ре­хо­да от­би­ра­ет­ся от проволоки, в ре­зуль­та­те чего её тем­пе­ра­ту­ра па­да­ет и яр­кость све­че­ния уменьшается.

Решение.

1. Яр­кость све­че­ния увеличилась.

2. На­блю­да­е­мый пе­ре­ход яв­ля­ет­ся фа­зо­вым пе­ре­хо­дом пер­во­го рода. Он про­ис­хо­дит с вы­де­ле­ни­ем теплоты. Эта теп­ло­та в мо­мент фа­зо­во­го пе­ре­хо­да отдаётся проволоке, в ре­зуль­та­те чего её тем­пе­ра­ту­ра воз­рас­та­ет и яр­кость све­че­ния увеличивается.

Вадим Дмитриев 25.04.2016 11:31

В решении сказано, что наблюдаемый переход является фазовым переходом первого рода, хотя в тексте сказано, что фазовый переход первого рода происходит при изменении агрегатного состояния, хотя в данном случае агрегатное состояние не изменялось.

Антон

У же­ле­за ме­ня­ет­ся кри­стал­ли­че­ская струк­ту­ра - это фа­зо­вый пе­ре­ход пер­во­го рода.

И в тексте сказано другое: при­ме­ра­ми фа­зо­во­го пе­ре­хо­да пер­во­го рода могут быть из­ме­не­ния аг­ре­гат­но­го со­сто­я­ния ве­ще­ства. Фа­зо­вые пе­ре­ходы пер­во­го рода могут проходить и без изменения аг­ре­гат­но­го со­сто­я­ния.


Звук

1) только продольные

2) только поперечные

3) и продольные, и поперечные

4) никакие

Решение.

Ответ: 3

1) интенсивность

2) громкость

3) высоту тона

Решение.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Антон

Громкость звука, при ко­то­рой че­ло­ве­че­ское ухо на­чи­на­ет ис­пы­ты­вать бо­лез­нен­ные ощущения, на­зы­ва­ет­ся бо­ле­вым порогом. Не­ко­то­рая зву­ко­вая волна имеет интенсивность, со­от­вет­ству­ю­щую по­ло­ви­не бо­ле­во­го порога. Будет ли пре­вы­шен бо­ле­вой порог, если ин­тен­сив­ность этой зву­ко­вой волны уве­ли­чит­ся в 5 раз? Ответ поясните.

Решение.

Решение.

2. Гром­кость звука воз­рас­та­ет в 2 раза при уве­ли­че­нии его ин­тен­сив­но­сти в 10 раз. При воз­рас­та­нии же ин­тен­сив­но­сти в 5 раз гром­кость вы­рас­тет менее, чем в 2 раза. По­это­му бо­ле­вой порог не будет превышен.

При ис­пы­та­нии авиа­ци­он­но­го дви­га­те­ля было установлено, что при его ра­бо­те гром­кость в 2 раза пре­вы­ша­ет мак­си­маль­но до­пу­сти­мую для ра­бо­ты об­слу­жи­ва­ю­ще­го персонала. Для ре­ше­ния этой про­бле­мы было пред­ло­же­но уста­но­вить звукоизоляцию, ко­то­рая сни­жа­ет ин­тен­сив­ность звука дви­га­те­ля в 15 раз. Будет ли этого достаточно? Ответ поясните.


Звук

Механические колебания, распространяющиеся в упругой среде, - газе, жидкости или твёрдом - называются волнами или механическими волнами. Эти волны могут быть поперечными либо продольными.

Для того, чтобы в среде могла существовать поперечная волна, эта среда должна проявлять упругие свойства при деформациях сдвига. Примером такой среды являются твёрдые тела. Например, поперечные волны могут распространяться в горных породах при землетрясении или в натянутой стальной струне. Продольные волны могут распространяться в любых упругих средах, так как для их распространения в среде должны возникать только деформации растяжения и сжатия, которые присущи всем упругим средам. В газах и жидкостях могут распространяться только продольные волны, так как в этих средах отсутствуют жёсткие связи между частицами среды, и по этой причине при деформациях сдвига никакие упругие силы не возникают.

Человеческое ухо воспринимает как звук механические волны, имеющие частоты в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц (для каждого человека индивидуально). Звук имеет несколько основных характеристик. Амплитуда звуковой волны однозначно связана с интенсивностью звука. Частота же звуковой волны определяет высоту его тона. Поэтому звуки, имеющие одну, вполне определённую, частоту, называются тональными.

Если звук представляет собой сумму нескольких волн с разными частотами, то ухо может воспринимать такой звук как тональный, но при этом он будет обладать своеобразным «окрасом», который принято называть тембром. Тембр зависит от набора частот тех волн, которые присутствуют в звуке, а также от соотношения интенсивностей этих волн. Обычно ухо воспринимает в качестве основного тона звуковую волну, имеющую наибольшую интенсивность. Например, одна и та же нота, воспроизведённая при помощи разных музыкальных инструментов (например, рояля, тромбона и органа), будет восприниматься ухом как звуки одного и того же тона, но с разным тембром, что и позволяет отличать «на слух» один музыкальный инструмент от другого.

Ещё одна важная характеристика звука - громкость. Эта характеристика является субъективной, то есть определяется на основе слухового ощущения. Опыт показывает, что громкость зависит как от интенсивности звука, так и от его частоты, то есть при разных частотах звуки одинаковой интенсивности могут восприниматься ухом как звуки разной громкости (а могут и как звуки одинаковой громкости!). Установлено, что человеческое ухо при восприятии звука ведёт себя как нелинейный прибор - при увеличении интенсивности звука в 10 раз громкость возрастает всего в 2 раза. Поэтому ухо может воспринимать звуки, отличающиеся друг от друга по интенсивности более чем в 100 тысяч раз!

Какие ме­ха­ни­че­ские волны могут рас­про­стра­нять­ся в твёрдых телах?

1) только продольные

2) только поперечные

3) и продольные, и поперечные

4) никакие

Решение.

«Про­доль­ные волны могут рас­про­стра­нять­ся в любых упру­гих средах, так как для их рас­про­стра­не­ния в среде долж­ны воз­ни­кать толь­ко де­фор­ма­ции рас­тя­же­ния и сжатия, ко­то­рые при­су­щи всем упру­гим средам. В газах и жид­ко­стях могут рас­про­стра­нять­ся толь­ко про­доль­ные волны, так как в этих сре­дах от­сут­ству­ют жёсткие связи между ча­сти­ца­ми среды, и по этой при­чи­не при де­фор­ма­ци­ях сдви­га ни­ка­кие упру­гие силы не возникают.» По­это­му в твёрдых телах могут рас­про­стра­нять­ся и продольные, и по­пе­реч­ные волны.

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Ответ: 3

Два звука пред­став­ля­ют собой ме­ха­ни­че­ские волны, име­ю­щие оди­на­ко­вые амплитуды, но раз­ные частоты. Эти звуки обя­за­тель­но имеют одинаковую

1) интенсивность

2) громкость

3) высоту тона

4) интенсивность и вы­со­ту тона

Решение.

«Опыт показывает, что гром­кость за­ви­сит как от ин­тен­сив­но­сти звука, так и от его частоты, то есть при раз­ных ча­сто­тах звуки оди­на­ко­вой ин­тен­сив­но­сти могут вос­при­ни­мать­ся ухом как звуки раз­ной гром­ко­сти (а могут и как звуки оди­на­ко­вой громкости!).» При оди­на­ко­вой амплитуде волн эти волны имеют оди­на­ко­вые интенсивности.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

получается, что при одинаковой амплитуде и громкость звука, как интенсивность, будет одинаковой, что вполне объяснимо. Но если ученик выберет громкость, то ответ зачтется как не верный. Зачем в задаче давать два возможных ответа, когда выбрать нужно один?

Антон

Слуховые ощущения волн разной частоты могут быть разными. Поэтому громкости двух волн с оди­на­ко­вой ам­пли­ту­дой, но с разными ча­сто­тами могут отличаться.

Громкость звука, при ко­то­рой че­ло­ве­че­ское ухо на­чи­на­ет ис­пы­ты­вать бо­лез­нен­ные ощущения, на­зы­ва­ет­ся бо­ле­вым порогом. Не­ко­то­рая зву­ко­вая волна имеет интенсивность, со­от­вет­ству­ю­щую по­ло­ви­не бо­ле­во­го порога. Будет ли пре­вы­шен бо­ле­вой порог, если ин­тен­сив­ность этой зву­ко­вой волны уве­ли­чит­ся в 5 раз? Ответ поясните.

Решение.

2. Гром­кость звука воз­рас­та­ет в 2 раза при уве­ли­че­нии его ин­тен­сив­но­сти в 10 раз. При воз­рас­та­нии же ин­тен­сив­но­сти в 5 раз гром­кость вы­рас­тет менее, чем в 2 раза. По­это­му бо­ле­вой порог не будет превышен.

Решение.

2. Гром­кость звука умень­ша­ет­ся в 2 раза при умень­ше­нии его ин­тен­сив­но­сти в 10 раз. При сни­же­нии ин­тен­сив­но­сти в 15 раз гром­кость упадёт более, чем в 2 раза. По­это­му за­да­ча сни­же­ния гром­ко­сти ниже пре­дель­но до­пу­сти­мой будет решена.


Пересыщенный пар

Что произойдёт, если сосуд с некоторым количеством жидкости закрыть крышкой? Наиболее быстрые молекулы воды, преодолев притяжение со стороны других молекул, выскакивают из воды и образуют пар над водной поверхностью. Этот процесс называется испарением воды. С другой стороны, молекулы водяного пара, сталкиваясь друг с другом и с другими молекулами воздуха, случайным образом могут оказаться у поверхности воды и перейти обратно в жидкость. Это есть конденсация пара. В конце концов при данной температуре процессы испарения и конденсации взаимно компенсируются, то есть устанавливается состояние термодинамического равновесия. Водяной пар, находящийся в этом случае над поверхностью жидкости, называется насыщенным.

Давление насыщенного пара — наибольшее давление, которое может иметь пар при данной температуре. При увеличении температуры давление и плотность насыщенного пара увеличиваются (см. рисунок).

Водяной пар становится насыщенным при достаточном охлаждении (процесс АВ ) или в процессе дополнительного испарения воды (процесс АС ). При достижении состояния насыщения начинается конденсация водяного пара в воздухе и на телах, с которыми он соприкасается. Роль центров конденсации могут играть ионы, мельчайшие капельки воды, пылинки, частички сажи и другие мелкие загрязнения. Если убрать центры конденсации, то можно получить пересыщенный пар.

На свойствах пересыщенного пара основано действие камеры Вильсона – прибора для регистрации заряженных частиц. След (трек) частицы, влетевшей в камеру с пересыщенным паром, виден на фотографии как линия, вдоль которой конденсируются капельки жидкости.

Длина трека частицы зависит от заряда, массы, начальной энергии частицы. Длина трека увеличивается с возрастанием начальной энергии частицы. Однако при одинаковой начальной энергии тяжёлые частицы обладают меньшими скоростями, чем лёгкие. Медленно движущиеся частицы взаимодействуют с атомами среды более эффективно и будут иметь меньшую длину пробега.

Переходу во­дя­но­го пара, пер­во­на­чаль­но на­хо­дя­ще­го­ся в со­сто­я­нии А (см. ри­су­нок выше), в со­сто­я­ние насыщения

1) со­от­вет­ству­ет толь­ко про­цесс АВ

2) со­от­вет­ству­ет толь­ко про­цесс АС

3) со­от­вет­ству­ет толь­ко про­цесс АD

4) со­от­вет­ству­ют все три ука­зан­ных процесса: АВ , АС и АD

Решение.

«Водяной пар ста­но­вит­ся на­сы­щен­ным при до­ста­точ­ном охла­жде­нии (процесс АВ ) или в про­цес­се до­пол­ни­тель­но­го ис­па­ре­ния воды (процесс АС ).» Про­цесс AD со­от­вет­ству­ет од­но­вре­мен­но­му из­ме­не­нию тем­пе­ра­ту­ры и плот­но­сти пара и также при­во­дит пар в со­сто­я­ние насыщения.

Ответ: 4

Плотность во­дя­но­го пара в воз­ду­хе со­став­ля­ет Тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха со­став­ля­ет 22 °С. Об­ра­зо­ва­ние ту­ма­на можно будет наблюдать, если при не­из­мен­ной плот­но­сти во­дя­но­го пара

1) тем­пе­ра­ту­ра по­вы­сит­ся до 23 °С

2) тем­пе­ра­ту­ра по­вы­сит­ся до 26 °С

3) тем­пе­ра­ту­ра по­ни­зит­ся до 21 °С

4) тем­пе­ра­ту­ра по­ни­зит­ся до 18 °С

Решение.

Туман об­ра­зу­ет­ся когда во­дя­ной пар яв­ля­ет­ся насыщенным. Об­ра­тим­ся к приведённой в тек­сте за­ви­си­мо­сти плот­но­сти на­сы­щен­но­го во­дя­но­го пара от температуры. Из за­ви­си­мо­сти видно что для того, чтобы при­ве­сти пар при тем­пе­ра­ту­ре 22 °С и плот­но­сти к насыщению, не­об­хо­ди­мо со­вер­шить про­цесс ана­ло­гич­ный про­цес­су AB , т. е. по­ни­зить температуру. Из за­ви­си­мо­сти видно что её не­об­хо­ди­мо по­ни­зить до тем­пе­ра­ту­ры ниже 20 °C. Из предложенных вариантов подходит 18 °C.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Ядра дей­те­рия и три­тия име­ю­щие оди­на­ко­вую на­чаль­ную энергию, вле­та­ют в ка­ме­ру Вильсона. У ка­ко­го из ядер длина про­бе­га будет больше? Ответ поясните.

Решение.

Решение.

1. Длина про­бе­га дей­те­рия будет больше.

2. При оди­на­ко­вой на­чаль­ной ки­не­ти­че­ской энер­гии ядер ско­рость у ядра дей­те­рия будет больше, так как его масса меньше. Быст­ро дви­жу­ща­я­ся ча­сти­ца будет вза­и­мо­дей­ство­вать с ато­ма­ми среды менее эф­фек­тив­но и, соответственно, будет иметь бόльшую длину пробега.


Токи Фуко

Рассмотрим простейший опыт, демонстрирующий возникновение индукционного тока в замкнутом витке из провода, помещённом в изменяющееся магнитное поле. Судить о наличии в витке индукционного тока можно по нагреванию проводника. Если, сохраняя прежние внешние размеры витка, сделать его из более толстого провода, то сопротивление витка уменьшится, а индукционный ток возрастет. Мощность, выделяемая в витке в виде тепла, увеличится.

Индукционные токи при изменении магнитного поля возникают и в массивных образцах металла, а не только в проволочных контурах. Эти токи обычно называют вихревыми токами, или токами Фуко, по имени открывшего их французского физика. Направление и сила вихревого тока зависят от формы образца, от направления и скорости изменяющегося магнитного поля, от свойств материала, из которого сделан образец. В массивных проводниках вследствие малости электрического сопротивления токи могут быть очень большими и вызывать значительное нагревание.

Если поместить внутрь катушки массивный железный сердечник и пропустить по катушке переменный ток, то сердечник нагревается очень сильно. Чтобы уменьшить нагревание, сердечник набирают из тонких пластин, изолированных друг от друга слоем лака.

Токи Фуко используются в индукционных печах для сильного нагревания и даже плавления металлов. Для этого металл помещают в переменное магнитное поле, создаваемое током частотой 500–2000 Гц.

Тормозящее действие токов Фуко используется для создания магнитных успокоителей — демпферов. Если под качающейся в горизонтальной плоскости магнитной стрелкой расположить массивную медную пластину, то возбуждаемые в медной пластине токи Фуко будут тормозить колебания стрелки. Магнитные успокоители такого рода используются в гальванометрах и других приборах.

Сила вих­ре­во­го тока, воз­ни­ка­ю­ще­го в мас­сив­ном проводнике, помещённом в пе­ре­мен­ное маг­нит­ное поле, зависит

1) от ско­ро­сти из­ме­не­ния маг­нит­но­го поля, от ма­те­ри­а­ла и формы проводника

2) толь­ко от ма­те­ри­а­ла и формы проводника

3) толь­ко от формы проводника

4) толь­ко от ско­ро­сти из­ме­не­ния маг­нит­но­го поля

Решение.

«Направление и сила вих­ре­во­го тока за­ви­сят от формы образца, от на­прав­ле­ния и ско­ро­сти из­ме­ня­ю­ще­го­ся маг­нит­но­го поля, от свойств материала, из ко­то­ро­го сде­лан образец.»

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Медная пластина, под­ве­шен­ная на длин­ной изо­ли­ру­ю­щей ручке, со­вер­ша­ет сво­бод­ные колебания. Если пла­сти­ну от­кло­нить от по­ло­же­ния рав­но­ве­сия и от­пу­стить так, чтобы она вошла со ско­ро­стью υ в про­стран­ство между по­лю­са­ми по­сто­ян­но­го маг­ни­та (см. рисунок), то

1) ам­пли­ту­да ко­ле­ба­ний пла­сти­ны увеличится

2) ко­ле­ба­ния пла­сти­ны резко затухнут

3) пла­сти­на будет со­вер­шать обыч­ные сво­бод­ные колебания

4) ча­сто­та ко­ле­ба­ний пла­сти­ны возрастёт

Решение.

Когда пла­сти­на начнёт вхо­дит в маг­нит­ное поле, маг­нит­ный поток через начнёт изменяться. Следовательно, в пла­сти­не по­явят­ся токи Фуко, на­прав­лен­ный так, чтобы со­зда­ва­е­мое ими маг­нит­ное поле пре­пят­ство­ва­ло из­ме­не­нию маг­нит­но­го потока. Таким образом, ко­ле­ба­ния пла­сти­ны резко за­тух­нут.

В тек­сте та­ко­му при­ме­не­нию токов Фуко посвящён по­след­ний абзац.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Какой же­лез­ный сердечник будет боль­ше нагреваться в пе­ре­мен­ном магнитном поле: сердечник, на­бран­ный из тон­ких изолированных пластин, или сплош­ной сердечник? Ответ поясните.

Решение.

1. Сплошной.

Решение.

1. Сплошной.

2. Сплош­ной сердечник будет на­гре­вать­ся больше, по­сколь­ку он имеет мень­шее электрическое сопротивление, чем сердечник, на­бран­ный из тон­ких изолированных пластин. Соответственно, сила вих­ре­во­го тока в нем будет больше.


Приливы и отливы

Уровень поверхности океанов и морей периодически, приблизительно два раза в течение суток, изменяется. Эти колебания называются приливами и отливами. Во время прилива уровень воды в океане постепенно повышается и становится наивысшим. При отливе уровень воды постепенно понижается и становится наинизшим. При приливе вода течёт к берегам, а при отливе - от берегов.

Приливы и отливы образуются вследствие влияния на Землю таких космических тел, как Луна и Солнце. В соответствии с законом всемирного тяготения Луна и Земля притягиваются друг к другу. Это притяжение настолько велико, что поверхность океана стремится приблизиться к Луне, происходит прилив. При движении Луны вокруг Земли приливная волна как бы движется за ней. При достаточном удалении Луны от того места, где был прилив, волна отойдет от берега, и будет наблюдаться отлив.

Притяжение Земли Солнцем также приводит к образованию приливов и отливов. Однако поскольку расстояние от Земли до Солнца значительно больше расстояния от Земли до Луны, то воздействие Солнца на водную поверхность Земли существенно меньше.

Приливы отличаются друг от друга продолжительностью и высотой (величиной прилива).

Величина приливов достаточно разнообразна. Теоретически один лунный прилив равен 0,53 м, солнечный - 0,24 м, поэтому самый большой прилив должен быть равен 0,77 м. В открытом океане, около островов, величина приливов близка к этому значению. У материков величина приливов колеблется от 1,5 м до 2 м. Во внутренних морях приливы очень незначительны: в Чёрном море - 13 см, в Балтийском - 4,8 см.

Значение приливов очень велико для морского судоходства, для устройства портов. Каждая приливная волна несёт большую энергию, которая может быть использована.

Приливы об­ра­зу­ют­ся вследствие

А. при­тя­же­ния Земли Луной

Б. при­тя­же­ния Земли Солнцем

Решение.

Как следует из текста приливы образуются вследствие притяжения Земли Луной и Солнцем.

Ответ: 3.

Примечание.

Вообще говоря, приливы образуются вследствие притяжения воды в океанах Луной и Солнцем. Но составители считают верным ответ 3.

Ответ: 3

Величина при­ли­вов во внут­рен­них морях

1) равна теоретической

2) боль­ше теоретической

3) мень­ше теоретической

4) может быть как мень­ше теоретической, так и больше

Решение.

Величина приливов во внутренних морях меньше теоретической.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Какой при­лив яв­ля­ет­ся более сильным: про­ис­хо­дя­щий вслед­ствие воз­дей­ствия на вод­ную по­верх­ность Солн­ца или Луны? Ответ поясните.

Решение.

Решение.

2. Воздействие Солнца на водную поверхность Земли существенно меньше. Солнце по сравнению с Луной находится далеко от Земли, и различия в воздействии Солнца, связанные с размерами Земли, становятся менее заметными.


Закон Бернулли

уравнением:

ρgh + ρv 2 /2 + p = const

В этом уравнении h v - скорость этого объёма, p

h

При помощи закона Бернулли могут быть объяснены разнообразные явления, возникающие при течении потоков жидкости или газа. Например, известно, что двум большим кораблям, движущимся попутными курсами, запрещается проходить близко друг от друга. При таком движении между близкими бортами кораблей возникает более быстрый поток движущейся воды, чем со стороны внешних бортов. Вследствие этого давление в потоке воды между кораблями становится меньше, чем снаружи, и возникает сила, которая начинает подталкивать корабли друг к другу. Если расстояние между кораблями мало, то может произойти их столкновение.

Жидкость течёт по го­ри­зон­таль­ной трубе пе­ре­мен­но­го сечения, пол­но­стью за­пол­няя её. При уве­ли­че­нии ско­ро­сти по­то­ка жид­ко­сти дав­ле­ние в ней

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

4) может как увеличиваться, так и умень­шать­ся - в за­ви­си­мо­сти от плот­но­сти жидкости

Решение.

По за­ко­ну Бернулли, дав­ле­ние в жид­ко­сти и ско­рость по­то­ка жид­ко­сти в го­ри­зон­таль­ной трубе, пол­но­стью за­пол­нен­ной водой, свя­за­ны со­от­но­ше­ни­ем ρgh + ρv 2 /2 + p = const В го­ри­зон­таль­ной трубе вы­со­та жид­ко­сти везде одинакова, следовательно, при уве­ли­че­нии ско­ро­сти по­то­ка жид­ко­сти в трубе дав­ле­ние в ней падает.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Какое(-ие) утверждение(-я) справедливо(-ы)?

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Решение.

ρgh + ρv 2 /2 + p

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Прибор, изображённый на ри­сун­ке в тексте, осво­бо­ди­ли от воды и пе­ре­вер­ну­ли так, что тру­боч­ки ока­за­лись на­прав­лен­ны­ми вер­ти­каль­но вниз, и по­гру­зи­ли тру­боч­ки в сосуд с водой. При про­ду­ва­нии через го­ри­зон­таль­ную трубу воз­ду­ха оказалось, что в тру­боч­ки всо­са­лось не­ко­то­рое ко­ли­че­ство воды из сосуда. Длин­нее или ко­ро­че ока­жет­ся стол­бик жидкости, ока­зав­ший­ся в сред­ней трубочке, по срав­не­нию со столбиками, ока­зав­ши­ми­ся в край­них трубочках? Ответ поясните.

Решение.

1. Длиннее.

Решение.

1. Длиннее.

2. В узкой сред­ней части трубы ско­рость те­че­ния воз­ду­ха будет больше, а дав­ле­ние в со­от­вет­ствии с за­ко­ном Бер­нул­ли - меньше. По­это­му вы­со­та стол­би­ка жид­ко­сти в сред­ней тру­боч­ке ока­жет­ся больше, чем в крайних.

Прибор, изображённый на ри­сун­ке в тексте, осво­бо­ди­ли от воды и пе­ре­вер­ну­ли так, что тру­боч­ки ока­за­лись на­прав­лен­ны­ми вер­ти­каль­но вниз, и по­гру­зи­ли тру­боч­ки в сосуд с водой. При про­ду­ва­нии через го­ри­зон­таль­ную трубу воз­ду­ха оказалось, что в тру­боч­ки всо­са­лось не­ко­то­рое ко­ли­че­ство воды из сосуда. Длин­нее или ко­ро­че ока­жут­ся стол­би­ки жидкости, ока­зав­ши­е­ся в край­них трубочках, по срав­не­нию со столбиком, ока­зав­шим­ся в сред­ней трубочке? Ответ поясните.


Закон Бернулли

Этот важный закон был открыт в 1738 году Даниилом Бернулли - швейцарским физиком, механиком и математиком, академиком и иностранным почётным членом Петербургской академии наук. Закон Бернулли позволяет понять некоторые явления, наблюдаемые при течении потока жидкости или газа.

В качестве примера рассмотрим поток жидкости плотностью ρ, текущей по наклонённой под углом к горизонту трубе. Если жидкость полностью заполняет трубу, то закон Бернулли выражается следующим простым

уравнением:

ρgh + ρv 2 /2 + p = const

В этом уравнении h – высота, на которой находится выделенный объём жидкости, v - скорость этого объёма, p - давление внутри потока жидкости на данной высоте. Записанное уравнение свидетельствует о том, что сумма трёх величин, первая из которых зависит от высоты, вторая - от квадрата скорости, а третья - от давления, есть величина постоянная.

В частности, если жидкость течёт вдоль горизонтали (то есть высота h не изменяется), то участкам потока, которые движутся с большей скоростью, соответствует меньшее давление, и наоборот. Это можно

продемонстрировать при помощи следующего простого прибора.

Возьмём горизонтальную стеклянную трубу, в центральной части которой сделано сужение (см. рисунок). Припаяем к отверстиям в этой трубе три тонких стеклянных трубочки – две около краёв трубы (там, где она толще) и одну – в центральной части трубы (там, где находится сужение). Расположим эту трубу горизонтально и будем пропускать через неё воду под давлением – так, как показано стрелкой на рисунке. Из направленных вверх трубочек начнут бить фонтанчики. Поскольку площадь поперечного сечения центральной части трубы меньше, то скорость протекания воды через эту часть будет больше, чем через левый и правый участки трубы. По этой причине в соответствии с законом Бернулли давление в жидкости в центральной части трубы будет меньше, чем в остальных частях трубы, и высота среднего фонтанчика будет меньше, чем крайних фонтанчиков.

Описанное явление легко объясняется и с помощью второго закона Ньютона. Действительно, частицы жидкости при переходе из начального участка трубы в центральный должны увеличить свою скорость, то есть ускориться. Для этого на них должна действовать сила, направленная в сторону центральной части трубы. Эта сила представляет собой разность сил давления. Следовательно, давление в центральной части трубы должно быть меньше, чем в её начальной части. Совершенно аналогично рассматривается и переход жидкости из центральной части трубы в её конечную часть, при котором частицы жидкости замедляются.

Жидкость течёт по го­ри­зон­таль­ной трубе пе­ре­мен­но­го сечения, пол­но­стью за­пол­няя её. При уве­ли­че­нии ско­ро­сти по­то­ка жид­ко­сти дав­ле­ние в ней

Между двумя па­рал­лель­ны­ми ли­ста­ми бумаги, сво­бод­но под­ве­шен­ны­ми вертикально, про­ду­ва­ют поток воздуха.

Какое(-ие) утверждение(-я) справедливо(-ы)?

А. Листы будут «притягиваться» друг к другу.

Б. Дав­ле­ние между ли­ста­ми будет больше, чем сна­ру­жи от них.

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Решение.

По за­ко­ну Бернулли, дав­ле­ние и ско­рость по­то­ка газа или жидкости, пол­но­стью за­пол­нен­ной водой, свя­за­ны со­от­но­ше­ни­ем ρgh + ρv 2 /2 + p = const. При про­ду­ва­нии воздуха между ли­ста­ми бумаги дав­ле­ние между ними будет мень­ше давления сна­ру­жи листов, следовательно, листы будут «притягиваться» друг к другу. Верно толь­ко утверждение А.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1


Туман и роса

В воздухе всегда присутствуют водяные пары, концентрация которых может быть различной. Опыт показывает, что концентрация паров не может превышать некоторого максимально возможного значения nmax (для каждой температуры это значение своё). Пары с концентрацией, равной n max , называются насыщенными. С ростом температуры максимально возможная концентрация водяных паров также растёт. Отношение концентрации n

водяных паров при данной температуре к максимально возможной концентрации при той же температуре называется относительной влажностью, которая обозначается буквой f . Относительную влажность

принято измерять в процентах. Из сказанного следует, что f = (n /n max) · 100%.

При этом относительная влажность не может превышать 100%.

Пусть при некоторой температуре t концентрация водяных паров в воздухе равна n , а относительная влажность меньше, чем 100%. Если температура будет понижаться, то вместе с ней будет уменьшаться и величина nmax, а значит, относительная влажность будет увеличиваться. При некоторой критической температуре относительная влажность достигнет значения 100% (в этот момент концентрация водяных паров станет максимально возможной при данной температуре). Поэтому дальнейшее понижение температуры приведёт к переходу водяных паров в жидкое состояние - в воздухе образуются капли тумана, а на предметах выпадут капли росы. Поэтому упомянутая выше критическая температура называется точкой росы (обозначается t р).

На измерении точки росы основано действие прибора для определения относительной влажности воздуха - конденсационного гигрометра. Он состоит из зеркальца, которое может охлаждаться при помощи какого-либо

устройства, и точного термометра для измерения температуры зеркальца. При понижении температуры зеркальца до точки росы на нём выпадают капли жидкости. Величину относительной влажности воздуха определяют по измеренному значению точки росы при помощи специальных таблиц.

Существует ещё одна разновидность тумана - ледяной туман. Он наблюдается при температурах ниже −(10 ÷ 15) °C и состоит из мелких кристалликов льда, которые сверкают либо в лучах солнца, либо в свете луны или фонарей. Особенностью ледяного тумана является то, что он может наблюдаться и при относительной влажности, меньшей 100% (даже менее 50%). Условием возникновения ледяного тумана при низкой относительной влажности является очень низкая температура (ниже −30 °C) и наличие обильных источников водяного пара (например, труб и сточных водоёмов

промышленных предприятий, печных труб жилых помещений, выхлопных труб мощных двигателей внутреннего сгорания и т. п.). Поэтому ледяной туман при низкой влажности наблюдается в населённых пунктах, на крупных железнодорожных станциях, на активно действующих аэродромах и т. п.

Одним из воз­мож­ных спо­со­бов охла­жде­ния зер­каль­ца кон­ден­са­ци­он­но­го гиг­ро­мет­ра яв­ля­ет­ся ис­па­ре­ние на об­рат­ной сто­ро­не зер­каль­ца жидкости, в ре­зуль­та­те чего от зер­каль­ца от­ни­ма­ет­ся теп­ло­та испарения. Какую жид­кость лучше для этого ис­поль­зо­вать - эфир или воду? Дав­ле­ния на­сы­щен­ных паров эфира и воды при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре равны 60 кПа и 2,3 кПа, соответственно. Ответ поясните.

Решение.

2. Эфир при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре имеет боль­шее дав­ле­ние на­сы­щен­ных паров, чем вода. По­это­му он легче испаряется. Вслед­ствие этого зер­каль­це более ин­тен­сив­но охлаждается, и гиг­ро­метр ра­бо­та­ет лучше (точка росы до­сти­га­ет­ся быстрее).

Охлаждающие смеси

Возьмём в руки кусок сахара и коснёмся им поверхности кипятка. Кипяток втянется в сахар и дойдёт до наших пальцев. Однако мы не почувствуем ожога, как почувствовали бы, если бы вместо сахара был кусок ваты. Это наблюдение показывает, что растворение сахара сопровождается охлаждением раствора. Если бы мы хотели сохранить температуру раствора неизменной, то должны были бы подводить к раствору энергию. Отсюда следует, что при растворении сахара внутренняя энергия системы сахар-вода увеличивается.

То же самое происходит при растворении большинства других кристаллических веществ. Во всех подобных случаях внутренняя энергия раствора больше, чем внутренняя энергия кристалла и растворителя при той же температуре, взятых в отдельности.

В примере с сахаром необходимое для его растворения количество теплоты отдаёт кипяток, охлаждение которого заметно даже по непосредственному ощущению.

Если растворение происходит в воде при комнатной температуре, то температура получившейся смеси в некоторых случаях может оказаться даже ниже 0 °С, хотя смесь и остаётся жидкой, поскольку температура застывания раствора может быть значительно ниже нуля. Этот эффект используют для получения сильно охлажденных смесей из снега и различных солей.

Снег, начиная таять при 0 °С, превращается в воду, в которой растворяется соль; несмотря на понижение температуры, сопровождающее растворение, получившаяся смесь не затвердевает. Снег, смешанный с этим раствором, продолжает таять, забирая энергию от раствора и, соответственно, охлаждая его. Процесс может продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута температура замерзания полученного раствора. Смесь снега и поваренной соли в отношении 2: 1 позволяет, таким образом, получить охлаждение до −21 °С; смесь снега с хлористым кальцием (СаСl 2) в отношении 7: 10 - до −50 °С.

Внутренняя энергия раствора по сравнению с суммой внутренней энергии кристалла и растворителя при той же температуре в большинстве случаев

3) такая же

4) пренебрежимо мала

Решение.

Внутренняя энергия раствора по сравнению с суммой внутренней энергии кристалла и растворителя при той же температуре в большинстве случаев больше (см. второй абзац).

Правильный ответ указан под номером 1.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта