Главная » Ядовитые грибы » Игры на развитие слухового внимания, силы голоса и правильного звукопроизношения. Речевое подражание

Игры на развитие слухового внимания, силы голоса и правильного звукопроизношения. Речевое подражание

Игры на развитие дикции и закрепления звуков

«Трубочист».

Дети стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы чистит, чистит. Руки ходят вверх и вниз, и крепко сжаты кисти». Проговаривая текст, дети выполняют движения: поднимают руки вверх, затем сгибают их в локтях, сжимают кисти в кулак и е силой опускают руки вниз.

«Болото».

Дети делятся на две группы: «журавли» и «лягушки», - стоят в кругу. Посередине «болото». «Лягушки» поют: «Лягушечки-квакушечки по бережку гуляют. Комариков-судариков и мошек собирают». Им отвечает хор «журавлей»: «Журавлики-кораблики летят под небесами, все серые и белые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы, быть хотите, то поскорей от журавлей в болото уходите». Услышав пение «журавлей», «лягушки» на корточках скачут в «болото». По окончании пения «журавли» прыгают, размахивают «крыльями», ловят «лягушек», которые не успели прыгнуть в «болото». Пойманные «лягушки» выходят из игры.

Произношение глухих взрывных согласных в сочетании с гласными

Ту-ту-ту - гудит паровоз.

Ко-ко-ко - квохчет курица.

Ку-ку-ку - кричит кукушка.

Пи-пи-пи - пищит мышка.

Та-та-та - звучит барабан. (Слоги пропеваются на трех музыкальных звуках «соль» - «ми» - «до».)

Произношение звонких взрывных согласных в сочетании с гласными

Ду-ДУДУ - играет дудочка. Га-га-га - гогочет гусь. Бу-бу-бу - бубнит тетерев. Би-би-би - гудит автомобиль. (Слоги пропеваются на одном звуке «соль».)

Упражнения для развития артикуляции, вызывания гласных и согласных звуков

Используется подражание звукам животных, птиц, игрушек, предметов окружающей среды.

«У» - гудит пароход, паровоз, гудок.

«А»!, «о»!, «ах»!, «ох»! - произносится с интонацией удивления, огорчения, восхищения, испуга.

«Ау» - эхо в лесу; «уа» - плач младенца.

«Иа» - крик ослика.

«С» - звук бегущей воды, ручья.

«3» - писк комара.

«Ж» - жужжание пчелы, жука, шмеля.

«Ш» - шипение гуся, шелест леса, шуршание листьев.

Указанные и подобные звукоподражания произносятся под музыку, ритмично (до 5 звуков на одном выдохе).

Подражание звукам птиц

«Тук-тук-тук» -дятел; «чик-чирик» -воробей; «гули-гули» - голубь; «сви-сви» - синица; «кар-кар» - ворона.

Звукоподражание используется для вызывания звука или закрепления правильного звукопроизношения.

«Ay, ay».

Один ребенок прячется в зале за стульчиком (за макетом деревца и т.д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой ребенок или все дети ищут его. Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки:

Я скажу тебе: «Ау!»

Угадай, где я стою.

Ты найди меня, найди!

Здесь я, где-то на пути.

Где я, где - реши скорей!

Иль левее, иль правей.

Повнимательнее будь.

Все облазить не забудь.

«Курочки и петушок».

1. «Курочки» и «петушок» сидят на корточках у одной из стен зала, как будто на насесте. «Петушок» выходит из дома, помахивая крыльями-руками, останавливается в центре зала (нашел зернышко) и звонко зовет «курочек»: «Ку-ка-ре-ку!». «Курочки», весело помахивая «крыльями», легко на носках бегут к «петушку» и бегают вокруг него, останавливаются и показывают, как клюют зернышки. «Петушок» отходит и снова зовет курочек.

При повторении игры выбирается другой «петушок».

2. «Курочки»:

Как у наших у ворот,

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюёт,

К себе курочек зовет.

«Петух» проходит круг, останавливается и говорит:

Вы пеструшечки,

Вы хохлушечки,

Я нашел для вас орех.

Разделю орех на всех:

По крупиночке, по восьминочке.

Ку-ка-ре-ку!

«Гуси, вы гуси».

Дети распределяются на две группы: «дети» и «гуси». Педагог (или один из детей) выступает в роли волка. «Дети» и «гуси» стоят лицом друг к другу на некотором расстоянии, «волк» стоит поодаль, возле него один «гусенок». Запевая песню, «дети» идут к «гусям» и отходят обратно (по четыре шага). Затем- то же движение со своими словами повторяют «гуси». На слова: «Мы видели волка» - «волк» с «гусенком» пробегают мимо «детей». Затем снова обе группы поочередно идут друг к другу. С окончанием песни «гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».

Дети: Гуси, вы гуси, серые гуси!

Гуси: Га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га!

Дети: В лесу вы бывали, кого вы видали?

Дети: Мы видели волка, нес он гусенка.

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Дети: Щиплите вы волка, спасайте гусенка!

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Подвижные игры для детей с нарушениями звукопроизношения

«Швейная машина».

Дети правой рукой делают круговые вращения в кисти и локте, левая рука как бы выполняет мелкие движения, характерные для работы иголкой. Затем движения меняются: левая рука делает круговые движения, правая - движения иголки. Движения рук производятся под ритмичное проговаривание: «тук-тук-тук».

« Прячем мишку».

Дети стоят спиной к водящему, который прячет мишку. Под веселую музыку дети его ищут. Кто найдет, тот водящий.

«Ходьба по мостику».

Дети по очереди идут по мостику-доске, поставленной на высоте 5- 10 см от пола с небольшим наклоном. Следить за осанкой, за ритмом ходьбы.

« Маленькие ножки бежали по дорожке».

Дети сидят, педагог предлагает им поднять ноги. Обращает внимание на то, что ноги у них маленькие, и несколько раз повторяет: «Маленькие ножки бежали по дорожке». Затем педагог говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно: «Большие ноги идут по дороге». Педагог под музыку говорит шуточные припевки в быстром и замедленном темпе, вызывая у детей то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые движения ног.

Артикуляционная гимнастика.

В артикуляционную гимнастику входит:

    работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

    Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

Артикуляционная гимнастика.

    Покусать кончик языка.

    Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.

    Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

    Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.

    Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

    Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие - пони, цокают быстро и высоко).

    Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.

    Закусить изнутри щеки боковыми зубами.

    Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

    Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.

    Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе.

    Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

    Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.

    Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.

    Поставить указательные паль цы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.

    Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.

    Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.

    Взять левой рукой правый локоть, согнув кисть правой руки под прямым углом к предплечью, и на образовавшуюся «полочку» положить подбородок. Выдвинуть подбородок открыть рот так, чтобы подбородок не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения (подбородок вперед, нос вверх).

    Соединить предыдущее задание с оттопыриванием нижней губы и подъемом верхней (по очереди и одновременно).

    Выполнить последовательно в одном движении 16 и 19 задания.

    Максимально открыть рот, обнажить зубы, наморщить переносицу, включить мышцы под глазами, широко открыть глаза и сделать 4 движения языком вперед-назад, при неподвижной челюсти и губах.

Игры- упражнения на артикуляцию

«Обезьянки».

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

«Град» (массаж лица).

Град, а, град, ты чему так рад?

Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься.

«Вовсе я не рад», - отвечает град.

«Просто солнца луч проколол бока у туч,

И я вывалился, лечу,

С досады всех колочу.

«Ночной лес».

Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):

Кто-то выл (в-в-в),

А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),

Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),

Кто то топал (топ-топ-топ-топ),

Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),

Кто-то укал (у-у-у-у)

И кричал (Ау-ау-ау-ау),

Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом молчал («тонким» голосом проговаривать):

А-а-а-а (шепотом).

Игры и упражнения на развитие артикуляции

«Эхо».

Дети пол медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа уходит в один конец зала, другая - в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «АУ-АУ-АУ!» Вторая отвечает ей тихо: «АУ-АУ-АУ!». под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.

Игры на четкое проговаривание согласных звуков

«Поезд с арбузами».

Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу: представляют «погрузку арбузов на поезд». Затем под круговые движения рук произносят: «Чу-Чу-Чу\», изображая поезд, который движется под музыку. С прекращением музыки движение заканчивается. Дети произносят «Ш-Ш-Ш\» Начинается «выгрузка арбузов» с теми же движениями, что и при «погрузке».

«Ходьба».

Эта игра способствует развитию просодии. Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и характер музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках. Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый».

«Зоопарк».

Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.

«Хоровод».

Дети стоят по кругу, один ребенок в центре, ведут хоровод и поют: «По дорожке Валя шла. Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, лишь надела, захромала. Коле тапки отдала, с Колей танцевать пошла». Ребенок, стоящий в центре, показывает движения, потом выбирает себе партнера и танцует с ним. Все подпевают и хлопают в ладоши.

В процессе дифференциации используется разнообразный материал.

«Сгибание и разгибание туловища».

Дети стоят в колоннах, затем идут легким шагом вперед, потом назад и заканчивают движение прыжками. Ноги раздвинуты, затем дети быстро наклоняются, ударяют ладонями об пол: «Ах!», выпрямляются и хлопают в ладоши над головой: «Ух!». С последним хлопком над головой ноги прыжком ставятся вместе. (Движения отражают шуточный характер музыки.)

«Пузырь» (для дошкольников и младших школьников).

Дети стоят в кругу под музыку. Педагог: «Надули пузырь». Дети надувают щеки, произнося: «Фу-у», и, взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг. Педагог: «Лопнул пузырь». Дети бегут к центру круга со звуком: «Ш». Педагог: «Надуваем пузырь». Снова повторяют первое движение. По сигналу: «Пузыри полетели!» -дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, бегут по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг, берут друг друга за руки, показывают движениями большой пузырь, который лопается. Дети расслабленно роняют руки вдоль туловища. Затем все садятся на стулья и исполняют песню «Мыльные пузырики» (музыка Кюна). Занятие оканчивается ходьбой под спокойную музыку.

«Поезд».

Дети имитируют стук колес паровоза, работу рычагов - руки, согнутые в локтевых суставах; затем показывают, как проверяют колеса, как пошел поезд, как он выпустил пар, дал гудок и т.д.

«Гуси».

Дети показывают как гуси машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.

«Самолеты».

Дети, имитируя проверку бензонасосов, произносят: «Ссс», мотора: «Ррр». Самолеты полетели, приземлились, летчики уходят (дети садятся на стульчики).

Речевые пальчиковые игры

1.Кот на праздник собирался,

Брюки на нос надевал,

У него кафтан порвался,

Он метелкой зашивал.

2.« Дрова» .

Мы сейчас дрова распилим.

Раз-два, раз-два.

Будут на зиму дрова,

Раз-два, раз-два.

3. Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал,

Подошел и лапкой хлоп,

И у кошки шарик хлоп.

4.Вот лягушка по дорожке

Скачет вытянувши ножки.

Ква-ква-ква - 2 раза.

Вот из лужицы на кочку,

Да за мошкой, да вприскочку.

Ква-ква-ква - 2 раза.

Больше есть ей неохота,

Прыг опять в свое болото.

Ква-ква-ква - 2 раза

5.Ладушки-ладошки

К бабушке в окошко

Постучали: «тук да тук».

Это внучка, это внук.

«Заходите на порог,

будем печь колобок».

Маша сшила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

6.Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

Мама, мама?

Что, что, что?

Гости едут.

Ну и что.

Здрасьте, здрасьте. (Пальчики «целуются».)

7.Мы не пишем, не читаем,

А на дудочке играем,

Приходите в гости к нам,

Мы еще попляшем вам.

8 Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

А под елкой спит медведь,

Тише, тише, не шуметь

9.(Образная игра.)

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась - а вода

Неподвижна и тверда.

Козочка рогатая,

Козочка бодатая.

Забежала за плетень,

Проплясала целый день.

Ножками топ-топ,

Рожками хлоп-хлоп.

Бе-е-е-е

Речевое подражание - воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит - ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.

Чтобы вызвать речевое подражание, следует находиться в поле зрения малыша, учить ребенка произвольно произносить сначала те звуки, которые имеются в его спонтанном лепете, и постепенно добавлять новые, близкие по звучанию звуки и слоги.

Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Ребенок не станет повторять слова за незнакомым взрослым или если отсутствует взаимное доверие между ребенком и взрослым. Поэтому очень важно перед началом работы наладить эмоциональный контакт с малышом, что обеспечит необходимую мотивацию речевой деятельности.

К концу года в речи малыша появляются слитно произнесенные слоги-слова. К году, ребенок может уметь выговаривать, около 10 слов, легких для произношения (в том числе и упрощенные: ту-ту, ав-ав и др. Обращаем внимание, что это тоже считается словом). На начальных этапах развития речи малыша сначала учат понимать слово, затем произвольно повторять его при восприятии предмета и, наконец, с помощью вопросов, игр, поручений добиваются, чтобы ребенок употребил слово в осмысленной ситуации.

Для успешной стимуляции речевого подражания важно обратить внимание:

У взрослых -

речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;

артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

У ребенка-

ответы ребенка принимаются в любом виде. На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребенка и его речи. Главное - добиться того, чтобы ребенок начал говорить.

Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Как и речь формируется постепенно, так и в изучении и формировании навыков звукопроизношения осуществляется принцип «от простого к сложному». Важным является прохождение всех этапов.

Слова звукоподражания, слова – слоги. (Мууу, ав-ав, би-би);

Простые короткие слова (мама, папа…), «упрощенные» слова (кися, утя);

двух-трех сложные слова, произнесение их может быть приближено к правильному, сохраняется ритмико – интонационный рисунок слов.

Повторение коротких фраз, сначала это будут фразы из 2 слов («Мама, дай», «идем гулять»), позже количество слов будет увеличиваться.

Так мы видим, как и развитие речи, так и формирование звукоподражаний, первых слов и фраз будет проходить по схеме:

слова-слоги(упрощенные слова) – слова – фраза.

Вот примеры игр, которые помогут вызвать звукоподражания, закрепить их в речи ребенка, что будет способствовать общему развитию речи:

Кто за дверью? Разложите перед малышом игрушки или картинки и попросите: «Дай му-му!» или «Дай ав-ав!» В следующий раз внесите в игру элемент неожиданности или загадочности. Например, спросите ребенка: «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив плюшевую собачку, предложите поиграть с ней в прятки. Потом покажите малышу, какие цирковые номера может показать собачка: ходить на задних лапках, делать сальто, прыгать до потолка, запрыгивать малышу на плечо и т. п. Имейте в виду, что при этом собачка не молчит, а звонко и задорно лает: «Ав-ав!».

Игра помогает малышу научиться подражать взрослому и произносить звукоподражания.

Что делает малыш? Покажите малышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определенного сочетания звуков. Например, кормя ребенка, говорите: «Ам-ам!», купая: «Куп-куп!», а укладывая спать: «Бай-бай!» Играя с малышом в подвижные игры, не забывайте озвучивать ваши действия. Танцуя, напевайте: «Ля-ля-ля!», топая ногами, произносите: «Топ-топ-топ!», хлопая в ладоши: «Хлоп-хлоп!», прыгая: «Прыг-скок!» Играя с ребенком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» Показывая малышу, как копать лопаткой песок или снег, не забывайте озвучивать свои действия: «Коп-коп!» и стимулируйте к этому ребенка.

Музыкальные игрушки (с 1 года) Продемонстрируйте малышу игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому. Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!» После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике. Стимулируйте малыша повторять за вами движения и звукоподражания.

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Что делает Ляля? (с 1 года) Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их. Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам), учите ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока).

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Голоса животных (с 1 года) Покажите ребенку игрушечную корову и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д. Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить малыша отгадать, кто подает голос. Пусть малыш загадает звуковые загадки, а вы будете их отгадывать. Сначала отвечайте правильно, а затем умышленно допустите ошибку. Малыш удивится неправильному ответу, но вскоре поймет, что это ошибка, и развеселится. В результате игра станет еще интереснее.

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Что вокруг тебя? (с 1 года) Научить ребенка повторять звуковые комплексы можно, используя предметы быта. Сначала дайте малышу послушать разные шумы, издаваемые окружающими предметами, а затем свяжите их в сознании малыша с речевыми звуками. Вот ключ поворачивается в замочной скважине: «Чик-чик!», дверь открывается и скрипит: «Скрип!», на стене тикают часы: «Тик-так!», а теперь они бьют: «Бом-бом!» Вот зазвонил телефон (дверной звонок): «Дзинь-дзинь!», кто-то говорит по телефону: «Алё-алё!» Молоток стучит: «Тук-тук!», упала башня из кубиков: «Бах!», камешки падают в воду: «Буль-буль!», капает вода из крана: «Кап-кап!». А теперь включили лампу – выключатель щелкнул: «Щелк!», кто-то стучится в двери: «Тук-тук!» Вот как много звуков можно услышать вокруг, если быть внимательным.

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. Так учит прислушиваться к не речевым звукам, что является начальным этапом в формировании фонематического слуха.

Любимые игрушки (с 1 года) Вам потребуются горка и мячик, кукла и одеяльце, собачка и блюдце. Несколько раз покажите малышу действия с игрушками: скатывайте с горки мячик; качайте на руках куклу, а затем накрывайте ее одеялом, укладывая спать; «кормите» собачку, окуная ее мордочку в стоящее перед ней блюдце. При этом произносите соответствующие звукоподражания: «Ух!» – покатился с горки мячик, «А-а!» – пойте, когда укачиваете куклу, «Бай-бай!» – покажите на спящую в кроватке куклу, «Ав-ав!» – лает собачка, «Ам-ам!» – собачка кушает и т. д. Теперь расставьте игрушки так, чтобы ребенку было их хорошо видно: положите мячик около горки, посадите или положите куклу на одеяльце, поставьте блюдце около собачки. Привлеките внимание малыша к игрушкам. Малыш начнет играть, воспроизводя знакомые ему действия. Стимулируйте ребенка произносить при выполнении действий известные звукоподражания. С помощью этой игры вы будете учить ребенка самостоятельно выполнять знакомые действия с игрушками, повторять звукоподражания.

Новые игрушки (с 1 года) Возьмите куклу и легковую машинку, а также новые, незнакомые ребенку игрушки, например, мишку и грузовик. Сначала напомните, как качать на руках куклу, как укладывать ее спать, затем покатайте машинку. Произносите при этом звукоподражания: укачивая куклу, пойте: «А-а-а…», катая машинку, говорите: «Би-би!» Предложите малышу выполнить знакомые действия с новыми предметами. Для этого скажите: «Покачай куклу. Уложи куклу спать», «Покатай грузовик». Малыш будет сам выполнять привычные для него действия с новыми игрушками: качать куклу, катать грузовик. Стимулируйте ребенка произносить при выполнении действий соответствующие звукоподражания.

Эта игра научит ребенка переносить действия, разученные с одним предметом, на другой, будет стимулировать малыша произносить в игре звукоподражания.

Топ-топ! Хлоп-хлоп! (с 1 года 3 месяцев) Прочитайте ребенку рифмовку и в соответствии с текстом выполняйте движения. Пусть малыш вслед за вами повторит эти движения и звукоподражания.

Хлопать Ванечка (имя вашего ребенка) умеет,

Своих ручек не жалеет.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Своих ручек не жалеет.

Топать Ванечка (имя вашего ребенка) умеет,

Своих ножек не жалеет.

Топ-топ, топ-топ!

Своих ножек не жалеет.

Что в мешочке? (с 1 года 3 месяцев) Положите в мешочек из яркой ткани четыре хорошо знакомых ребенку игрушки. На глазах малыша достаньте одну из игрушек и спросите у малыша: «Что это?», затем – вторую, третью и четвертую игрушки и задайте тот же вопрос. Стимулируйте ребенка называть предметы. Слова могут быть упрощенными – лепетными или в форме звукоподражаний (например, би-би, ля-ля, ав-ав…). Если ребенок ничего не говорит, то после небольшой паузы сами произносите упрощенное слово, а затем называйте игрушку: «Би-би – машина».

Игра стимулирует ребенка называть предметы звукоподражаниями и лепетными словами.

Тук-тук! (с 1 года 3 месяцев) Сядьте за стол напротив малыша. Покажите, как можно сложить над головой ладони в виде крыши. Когда ребенок повторит движение, постучите по столу и спросите: «Тук-тук, кто в домике сидит?» и сами же отвечайте: «Ваня в домике сидит и в окошечко глядит!» Поставьте на край стола перед собой игрушечную кошку и сложите над ней руки в виде крыши. Предложите малышу постучать по столу и сказать: «Тук-тук!», а сами продолжайте: «Кто в домике сидит?» и отвечайте: «Киса в домике сидит и в окошечко глядит! Что киса говорит?» Если малыш сможет, он ответит: «Мяу!» Теперь уберите кошку и посадите собачку. Игра может продолжаться и дальше. В «домике» могут оказаться любые зверушки (корова, лошадка, курочка, мышка).

Игра стимулирует ребенка произносить звукоподражания.

Кто в окошечко глядит? (с 1 года 3 месяцев) Для игры потребуется пособие в виде объемного домика с четырьмя окошечками. В окошечки видны корова, собака, лошадь и кошка. (Домик можно изготовить из картонного пакета из-под кефира или молока, наклеив на его грани изображения окон с выглядывающими из них животными.) Покажите ребенку пособие «Домик». Поворачивайте домик каждой из сторон к малышу и сначала называйте животных, сидящих у окон, а затем произносите соответствующее звукоподражание, например: «Это корова. Коровка мычит: „Му!“» или «Это лошадка. Лошадка кричит: „И-го-го!“» Покажите ребенку, как можно вращать домик на гладкой поверхности стола (придайте ему движение, как волчку). Когда домик остановится, малышу нужно будет с помощью звукоподражания назвать животное, которое окажется перед ним. Можно сделать второй домик и «поселить» в нем мышку (пи-пи), лягушку (ква-ква), ворону (кар-кар) и воробышка (чик-чирик).

Найди игрушки (с 1 года 9 месяцев) Прячьте игрушки в разных местах комнаты, а ребенок пусть наблюдает за вами. Например, собачку поставьте на столик, петушка посадите на стул, мячик положите на подоконник, а пирамидку спрячьте под столом. Игрушки ставьте так, чтобы они были видны малышу, ведь в этом возрасте ребенок еще не способен искать по-настоящему. Попросите малыша найти собачку, принести и назвать ее. После этого дайте задание отыскать пирамидку, потом петушка и, наконец, мячик. Скажи! (с 1 года 6 месяцев) Вам потребуется несколько игрушек, которыми малыш постоянно играет и знает их названия. Покажите ребенку знакомую игрушку, вызовите к ней интерес, а затем произнесите: «Скажи: дай!» Подождите некоторое время, а затем отдайте игрушку малышу, даже если он не смог повторить за вами слово «Дай!» (Помните: важно не вызвать у ребенка негативной реакции на слово «скажи». Если же вы будете излишне настойчивы, то это может произойти.) Покажите малышу знакомую игрушку и спросите: «Что это?» Если ребенок не отвечает, то после паузы в 5-7 секунд подскажите: «Скажи: Ляля» или «Скажи: киса». Во время кормления или игры старайтесь вызывать у ребенка желание повторять за вами слова «на» и «дай».

Задача игры – стимулировать ребенка к повторению упрощенных слов.

Диалог (от 2 лет) Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог: Взрослый: Принеси, пожалуйста, мячик. Что ты принес? Ребенок: Мячик. Взрослый: Дай мячик. Что ты дал? Ребенок: Мячик. Взрослый: Лови мячик! Что ты поймал? Ребенок: Мячик. Взрослый: Молодец!

Игра развивает умение произносить слова и фразы.

Речевые игры-разминки на гласные звуки для детей дошкольников.

Уважаемые педагоги, коллеги-логопеды, представляю Вам материал для использования на занятиях в качестве речевых разминок, минуток отдыха, в перерывах для смены деятельности, режимных моментов.
Актуально использовать речевые разминки на определённый звук при ознакомлении с ним на занятиях, а также для автоматизации и закреплении данных звуков. Для детей младшего дошкольного возраста эти упражнения тоже будут интересны и доступны.
Задачи речевых разминок:
1. Воспитывать речевой слух детей: слуховое внимание,фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох;
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса;
5. Формировать правильное произношение звуков, их автоматизацию в речи.
6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
7. Воспитывать интонационную выразительность речи;
8. Формировать умение соотносить речь с движениями, т.е.работа над общей моторикой.
9. Совершенствовать мелкую моторику рук.
10. Активизировать словарный запас на определённый звук.
11.Упражнять детей в самомассаже.

Речевые разминки на гласные звуки: А, У, О, Э, Е, И, Ы.
Активно работают губы. Произносим нужные гласные звуки в стихах на выдохе длительно.

А, У
Мы в лес пойдём
(шагаем на месте)
Детей позовём:
(руки рупором)
Ау, ау, ау!
Никто не отзывается,
Ау,ау,ау (руки рупором, поизносим тише, чтобы одновременно работать над силой голоса)

Мы учили букву У (в воздухе пишем пальчиком букву У)
Мы учили букву А (в воздухе пишем букву А
Малыши кричат: УА! (поём длительно)
Мы в лесу кричим: АУ! (руки рупором, длительно поём)

Песенку поёт труба:
(имитируем игру на трубе)
У…У…У… А…А…А…
Трубачи поют в ответ:
А…А…А… Ура! Успех!

О
Не под окном
(руки окошком, правая над головой, левая на уровне шеи)
А около (руки вперёд)
Каталось О
(руки вперёд образуют овал)
И охало.
Не под окном, (руки окошком, правая над головой, левая на уровне шеи)
А около (руки вперёд)

«Ох-Ох, Ох-Ох» - баба сеяла горох
(руки кольцом перед грудью, и назад за спину)
Ой, горошки покатились
(постукивание кончиками пальцев по ладошке)
И назад не воротились (ладошки рук приложить к щёчкам и покачать головой)

И, У
Улыбнулись губки нам (упражнение «Улыбочка»)
Ух, как рады, мы друзьям
(посмотрели друг на друга улыбнулись)
Все игрушки уберём (приседания, имитируем уборку игрушек)
И гулять быстрей пойдём! (шагаем на месте)

И, А

Часики стучат вот так.
Тик-Так, Тик-Так (наклоны головой вправо и влево)
Интересно будет нам
Будем заниматься
Будем мы стараться(присаживаются на занятие)

И-А, И-А (Руки в стороны-И, руки вниз-А)
Ослик нам кричит: ИА
Ослик песенки поёт,
Широко раскрывши рот: И-А
Э
Будем этажи считать.
(присели на корточки)
1,2,3,4,5- (потихоньку встаём на каждый счёт)
Этажи, этажи,
Теперь эхо повтори.
Дети по очереди произносят слово: Этажи.

Ы
Мышка мышке говорит (руки на макушке -ушки, повороты вправо-влево):
Принеси на завтрак сыр
Дырка к дырке (пальцы указательный и большой кольцом)
Вот и сыр.
Больше дырок -лучше сыр (к большому пальчику присоединяются все пальчики поочерёдно)

Ы,О
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте)
Ставим ножку на носок (правую ножку на носок)
Слышишь как кричит медведь: ЫЫЫЫ (протяжно поём: Ы)
Ну-ка, мишка, не реветь! (грозим пальчиком)

Е
Ехали мы, ехали (изображаем руль)
К елям мы подъехали.
Ели ветками шумят (качаем ручками, изображая ветки ели)
Ели уколоть хотят (пальчиком, ноготком покалываем по ладошке)

Речевое подражание (звукоподражание) - это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит - ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка.

Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: "Сделай, как я делаю". Необходимо научить ребёнка подражать действиям с предметами (игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься .

Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.

Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:

Речь должна быть правильной, без речевых нарушений;

Артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

Речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

Слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

Взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

Взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

Этапы развития речевого подражания:

Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.

Повторение аморфных слов . Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл.

подражания звукам детских музыкальных инструментов - динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.;

подражания транспортным шумам - ту-ту, би-би и т. д.,

и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.

Повторение слов . Сначала это простые короткие слова - мама, папа, киса, дай, на, и т.д.

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

Повторение коротких фраз . Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе - 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.

Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.

Уточнение произнесения гласных звуков

  1. Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка качающая куклу: «Это Аня она укладывает куклу спать и поёт А-а-а! Давай ей поможем. А-а-а!» Одновременно движениями имитируем укачивание куклы. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот, когда поём.
  2. Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка с больным зубом: «Это Оля у неё болит зуб, и она вздыхает О-о-о! Как вздыхает Оля О-о-о!» При произнесении прижимаем ладони к щекам и качаем головой.
  3. Рассматриваем с ребёнком картинку или берём в руки игрушечную лошадку: «Жеребёнок зовёт свою маму и кричит И-и-и! Давай покричим вместе с ним И-и-и!» Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбке.
  4. Рассматриваем с ребёнком картинку изображающую пароход или берём в руки игрушечный пароходик: «Смотри, пароход плывёт к причалу и гудит У-у-у! Как гудит пароход У–у-у!». Обращаем внимание малыша, что губы вытянуты трубочкой.
  5. Рассматриваем с ребёнком картинку, изображающую большого и маленького медведей: «Большой медведь кричит Э-Э-Э! (произносим громко, широко разводим руки в стороны). А маленький э-э-э! (произносим тише, руки сближены). Просим ребёнка изобразить, как кричит большой медведь, и как маленький. Можно предложить отгадать какой медведь кричит.

Пение слияний гласных звуков

  1. Рассматриваем с ребёнком картинку: девочка заблудилась в лесу: «Смотри девочка заблудилась в лесу и кричит Ау! Ау! Давай покричим вместе с девочкой Ау! Ау!» Крича, прикладываем ладонь к лицу.
  2. Рассматриваем с ребёнком картинку: малыш плачет: « Как плачет малыш? Уа! Уа!
  3. Рассматриваем с ребёнком картинку: ослик кричит, говорим: « Вот ослик он кричит Иа! Иа! Как кричит ослик? Иа! Иа!

Вызывание междометий

  1. 1.Мячик упал в воду:
    — Ах! Ах! Ах!
  2. 2.Ваза разбилась:
    — Ох! Ох! Ох!
  3. 3. Девочка качается на качелях:
    Ух! Ух! Ух!
  4. 4.Саша рубит дрова:
    Эх! Эх! Эх!

Произношение согласных звуков

Игра «Чайник Пых»

Показываем ребёнку картинку с изображением кипящего чайника «Смотри, Смотри это чайник его зовут Пых, когда он кипит он вот так пыхтит п-п-п! Давай попыхтим вместе с ним».

Игра «Накачаем колесо»

Катаем вместе с малышом машинку и говорим: «Ой! Смотри, у машины спустилось колесо. Давай его накачаем! С-с-с.» Руками изображаем работу с насосом.

Игра «Лес шумит»

Расскажите ребенку, что когда ветер качает деревья, листики на них шелестят: «Ш-ш-ш». Встаньте, поднимите руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону – «как деревья на ветру» – и произносите: «Ш-ш-ш».

Игра «Угадай, что это»

Произнесите звук Ш или С, а малыш будет отгадывать, что это: шумит лес (Ш) или накачивают шину насосом (С). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.

Игра «Пилим, пилим»

Показываем ребёнку игрушечную или нарисованную пилу: «Смотри, пила пилит и мягко свистит сь-сь-сь». Производим пилящие движения ребром ладони или игрушечной пилой.

Игра «Комарик»

Показываем картинку с изображением комара, говорим: «Это комар Захар он летает и поёт песенку з-з-з». Большой и указательный пальцы сжимаем и рисуем в воздухе круги.

Предлагаем ребёнку спеть песенку комарика. «Ловим» комара в кулак и подносим к своему уху – слушаем: « З-з-з», затем к уху ребёнка: « Слышишь, как поёт комарик з-з-з». Предлагаем ребёнку тоже поймать комарика и послушать, как он поёт в кулачке.

Игра «Жук»

Покажите ребёнку на картинке жука скажите, что это жук Женя, и он любит петь песенку: «Ж-ж-ж!». Спросите у малыша, как жужжит жук Женя. Посоревнуйтесь с ребёнком, чей жук дольше жужжит.

Игра «Чья это песенка»

Произнесите одно из звукоподражаний, пусть ребенок отгадает, чья это песенка: жука (ж) или комара (з). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.

Игра «Греем руки»

Показываем ребёнку картинку: «Смотри, девочка греет замёрзшие руки, дышит на них х-х-х! Давай тоже согреем ручки! Х-х-х.» Показываем ребёнку, как нужно дышать на руки.

Игра «Ёжик»

Показываем ребёнку игрушечного ёжика или картинку и говорим: «Это ёжик, смотри какие у него колючки, он носит на них яблоки и грибы. Когда он несёт грибок в свою норку, он фыркает вот так ф-ф-ф. Давай пофыркаем как ёжики».

Подражание голосам животных и птиц

Животные это первая лексика, которая усваивается детьми. Ребёнка необходимо научить не только тому, что кошка – мяу, лягушка – ква, коза – ме и т. д., но и тому, что мышка мама пищит ПИ-ПИ-ПИ, а мышонок пищит более тонко пи-пи-пи, большая лягушка кричит КВА, а маленькая ква и т. д.

После предъявления звукового образца предложите ребёнку угадать, кто кричал – большая или маленькая лягушка. Потом можно поменяться ролями.

Обязательно используйте картинки или фигурки животных. Разучивайте звукоподражания в игре. Например: «Давай ты угостишь корову сеном, а она скажет тебе Му – спасибо!».

Подражание бытовым шумам

Часы тикают – ТИК — ТАК

Вода капает – КАП — КАП (на каждый слог указательный палец ударяет в раскрытую ладонь другой руки)

Малыш топает – ТОП — ТОП

Молоток стучит ТУК — ТУК

Ножницы режут ЧИК — ЧИК

На качели качаемся КАЧ — КАЧ

Кушаем морковку ХРУМ – ХРУМ

Машина едет БИ — БИ

Пила пилит ВЖИК — ВЖИК

Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

Речевой или фонематический слух - это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.

Игры на развитие слуха

1. «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал : магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).

Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).

Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).

Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).

Гремит гром (барабанить кулаками по столу).

Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).

Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).

Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

Речевое подражание или звукоподражание - это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Для игры используйте фигурки или картинки животных. Мам и их детенышей. Ведь мама-лягушка кричит КВА, а лягушонок ква. Вспомните сказку про трех медведей, папа-медведь рычит громко, мама-медведица потише, а медвежонок пищит.

Игры на подражание бытовым шумам :

Часы тикают – ТИК-ТАК

Вода капает – КАП-КАП

Малыш топает – ТОП-ТОП

Молоток стучит ТУК-ТУК

Ножницы режут ЧИК-ЧИК

На качели качаемся КАЧ-КАЧ

Кушаем морковку ХРУМ–ХРУМ

Машина едет БИ-БИ

Логопедическая ритмика или логоритмика - соединение движения, речи и музыки. Взрослый читает стих и показывает движения, ребенок повторяет. Ничего сложного. Детям весело и интересно. Конечно, взрослому нужно заранее прочитать и выучить нужные стишки и разучить движения к ним. Также заранее нужно подобрать музыкальное сопровождение под стихи. Желательно заниматься во второй половине дня 2-3 раза в неделю.

Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)

По узенькой дорожке (ходьба на месте)

Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)

По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)

И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове)



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта