Главная » Ядовитые грибы » Исторические этапы эволюции человека в древнерусском государстве. Основные этапы, особенности формирования и развития Российского государства в IХ-ХVII вв

Исторические этапы эволюции человека в древнерусском государстве. Основные этапы, особенности формирования и развития Российского государства в IХ-ХVII вв

План


Введение

4.2 Общественный строй

Заключение

Введение


"Откуду есть пошла русьская земля?"

Обычно мы вспоминаем эти слова первого русского летописца Нестора, начавшего свою летопись так: "Се Повести времянных (минувших) лет, откуда есть пошла Русская Земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуда Русская Земля стала есть…" Этот вопрос тревожит умы ученых мужей уже десятки и сотни лет, на этот счет выдвигалось множество теорий, самыми известными из которых являются так называемая "норманнская теория", выдвинутая приглашенными в Россию немецкими учеными Г. Байером, Г. Миллером и А. Шлецером, объявлявшая германское ядро основополагающей российской истории и российской же государственности. А так же "славянская" или "антинорманская", выдвинутая Михаилом Ломоносовым в противовес миллеровской. Славянская теория утверждает что варяги - представители южно-балтийского, поморского славянства - больших племенных союзов, в VIII-IX-X доминировавших на южных балтийских берегах, определили историю возникновения древнерусского государства и оказали огромное влияние на религию, культуру этого региона, и на развитие всего восточного славянства.

Норманнская теория, похороненная в 1860-1870-ых годах Гедеоновым, в годы Первой Мировой войны получила новую жизнь. Германское правительство увидело в норманнизме мощную идеологическую базу для похода на Восток. "Drang nach Osten!" - кричали немецкие газеты, воскрешая забытую казалось бы, идеологию норманнизма. Так, появившаяся в России 18 века теория о превосходстве государствообразующего германского элемента всколыхнула умы немецкой молодежи и направила их бой, за жизненным пространством на Востоке…

древнерусское государство восточнославянское племя

В данной курсовой работе, я рассмотрю обе теории и на основе материальных источников и постараюсь сделать вывод о состоятельности, либо же несостоятельности обоих теорий, проведу их сравнительный анализ.

В процессе написания данной работы были поставлены и решены следующие задачи:

изучение предпосылок становления Российского государства

изучение жизни славянских племен в протогосударственный период

рассмотрение свидетельств об образе жизни славян (политическая история, культура, места расселения и пр.);

изучение норманнской и славянской теории возникновения древнерусского государства;

обобщение результатов проведенных изучений и написание работы.

В процессе работы были изучены работы таких авторов С. Гедеонов, как, Б. Рыбаков, Л. Грот, М. Ломоносов, Г. Носовского и А. Фоменко и др.

Глава 1. Предпосылки возникновения


Рождение древнерусского государства, было процессом длительным. На долгие века растянулось происхождение славянского общества.

Отправной точкой для исследования истории славян, как отмечает крупнейший исследователь Руси академик Б.А. Рыбаков, надлежит считать момент отделения славянской языковой семьи от общеевропейского массива, который датируется серединой II тысячелетия до н.э. К этому моменту, предки славян, так называемые "праславяне", прошли длительный путь развития родоплеменного общества.

Племена селились на новых территориях, смешивались, ассимилировались. К середине II тысячелетия до н.э. начался процесс объединения оседлых племен в этнические сообщества. Одним из таких этнических сообществ стали праславяне. На тот момент протославянский мир находился на первобытнообщинном уровне, имел серьезный исторический багаж. Славянское сообщество того времени не было единым сформировавшимся этносом, хотя имело много общего. Во второй половине II тысячелетия до н.э. единообразие славянского этноса начинает разрушаться. Причиной тому послужили сложные процессы, происходившие на тот момент в Европе. В результате череды войн, из осколков старых этносов складывались новые, а какие-то исчезли вовсе. Наши праславянские предки вошли в одну из таких новых этнических общностей, не потеряв однако общего праславянского языка, как отмечает Б.А. Рыбаков. Среднее Поднепровье становится ключевой исторической областью - здесь будет заложено ядро русской государственности - Киевская Русь.

Славяне, жившие на берегу среднего Днепра, занимались земледелием, возделывали в основном пшеницу, ячмень, рожь, овес, просо, горох, гречиху, осуществляли экспорт зерна в Римскую империю, тем самым стимулируя развития земледелия как основной отрасли хозяйства. Положение восточных славян в мире на тот момент было тесно связано с Римской империей, определявшей на тот момент ход истории во всей Европе. Она пересекала Европу по диагонали - от Шотландии до дона. Рим выступил катализатором развития сотен варварских племен, в том числе и славян. Торговля, ремесло, военное дело, наемничество - все эти факторы способствовали расслоению внутри варварских племен и славяне не стали исключением. Все эти факторы выразились в ряде широкомасштабных наступательных операций, объединенных в племенные союзы. Войны тех времен оставили сильный след в ходе дальнейшего исторического развития древнерусских племен. Разгром гуннскими ордами римских провинций в Причерноморье подорвал важнейшую статью дохода славянских племен - торговлю хлебом. Результатом стало некоторое уравнивание среднеднепровских славян с менее развитыми северянами. Несмотря на то что славяне потерпели разгром, включить Среднее Поднепровье в систему владычества гуннов не вышло.

В истории древнерусского народа, большую роль сыграли события, происходившие в VI в. В своем историческом труде "Повесть временных лет" (далее ПВЛ, прим. авт.) летописец Нестор уделяет этим событиям большое значение. В VI в. происходит массовая миграция славян на Балканский полуостров. Славяне доходят до древней Спарты и средиземноморских островов. Называя этот народ "славянами", следует разобраться в этнониме этого слова. Академик Б.А. Рыбаков утверждает, что в VI-VII вв. этнонимом "славяне" называются все венедские и андские племена. То есть все те общности что в I-VI вв. слились воедино с древними балтами и жили по соседству - дреговичи, кривичи, половчане, использовали Днепр и его притоки. Основные реки - Припять, Днепр, Березина, Десна стекались к высотам, позже названных Киевскими. В дальнейшей истории славян они сыграли большую роль.

Глава 2. Этапы развития государства


2.1 Восточнославянские племена перед образованием Киевского государства


В VII-VIII вв. восточные славяне, заселили обширные территории в Восточной Европе, постепенно освоили покрытий густыми лесами Центр современной России. Так как новые территории преимущественно были малозаселёнными, славянам не приходилось вступать в конфликты с аборигенами. Славяне, обладавшие высоким уровнем земледельческой культуры, приобретенным на плодородном юге были с радостью встречены коренными жителями. Живя бок о бок с балтами и угрофинами, славяне постепенно ассимилируют их. Исторические источники указывают на то, что в VII-VIII вв. в славянском обществе начинается процесс разложения родоплеменного строя. Начальная летопись рассказывает нам о крупных восточнославянских племенных группах - полянах, поселившихся на берегу Днепра возле Киева, их соседях - древлянах, со столицей в Искоростени, словенах, или ильменских славянах живших у озера Ильмень (будущие новгородцы), дреговичах, живших между Припятью и Западной Двиной, кривичах, главным городом которых был Смоленск, половчанах, селившихся на берегах реки Полоты со столицей в Полоцке, северянах - северных соседях полян, радимичах в бассейне реки Сож, вятичах в бассейне Оки и др.

Топонимы славянских объединений в основном связаны не с происхождением, а скорее с ареалом расселения. Так, к примеру, поляне жили в полях, древляне в лесах, северяне на севере и т.д. Это является ярким свидетельством того что на тот момент для славян территориальные связи стояли над родовыми.

Но речь идет не о племенах, а о более крупных племенных объединениях - союзах, своеобразных протогосударствах, довольно непрочных, однако являющихся предпосылкой для появления полноценного государства. Одной из важных причин для создания таких союзов послужила не прекращавшаяся вражда со кочевниками - хазарами, печенегами и т.д. Каждый подобных из союзов, имел свое "княжение", о которых упоминают византийские историки, однако они еще не были полноценными княжествами, в феодальном смысле этого слова, а были скорее чем-то вроде переходного строя от родоплеменного к феодальному строю, где княжением управляли племенные вожди, звавшиеся "князьями", принадлежавшие к только зарождавшейся тогда племенной знати, выделявшейся из остального общества своим имущественным положением. Основой славянского общества служила патриархальная семейная община.

Консолидация славян происходила по-разному. К середине I тысячелетия, волыняне, древляне, уличи и тиверцы, жили в территориальной общине, состоявшая из больших и малых семей. Основной отраслью хозяйства стало пашенное земледелие, у них возникла частная собственность, власть вождей стала передаваться по наследству, опираясь на имущественное и социальное положение, как следствие объединение племен перерастает во все более крупные и крупные союзы.

В северных же землях - ареале проживания северян, кривичей, полян и словен, на тот момент патриархально-родовой строй был еще нерушим, социального расслоения общества еще в помине не было, основу общества составляла большая патриархальная община. Процветало подсечное земледелие, но основной отраслью хозяйствования не являлось.

В середине I-го тысячелетия различия между двумя славянскими группами постепенно исчезают, начинается их сближение, отдельные семьи и роды из Среднеподнепровья бегут на Север, спасаясь от бесконечных набегов кочевников. В то же время "лесные" племена перебираются на юг, в поисках плодородных земель. Переселяясь на другие территории, обе славянские группы несут свои устои, обычаи и свой уклад жизни, ассимилируясь друг с другом, они становятся более монолитной этнически и социально общностью. Окончательное объединение Севера и Юга завершается в период образования Древнерусского государства.

Объединяясь, славянство включало в свой состав и инородные племенные группы (литовцев, финнов и др.). Таким образом, распространяясь из основного Среднеднепровского очага, круг славянских племен все время увеличивался и охватывал все большую территорию.


2.2 Разложение первобытнообщинного строя и возникновение феодальных отношений в древней Руси


Экономической основой славянских племен было земледелие, поэтому разложение первобытнообщинного строя также в первую очередь связано с земледелием.

На начальном этапе разложения первобытнообщинного строя, славяне по прежнему живут большими общинами, "городищами". Земледелие еще не стало основной отраслью хозяйства. Сильное значение имеет скотоводство, охота, рыбалка, бортничество, земледелие остается подсечным, ремесло и обмен слабо выражены.

В результате дальнейшей земледельческой работы появляются примитивные орудия труда - плуг, железный сошник, применяется скот, в качестве тягловой силы, производительность труда тем самым увеличивалась, земледелие переходит из подсечного в пашенное, становясь тем самым основной отраслью хозяйства.

Чем совершеннее становится земледельческая техника, тем доступнее становится ведение самостоятельного хозяйства для каждой небольшой семьи. Родовая община становится пережитком прошлого, надобность в ней отпадает и патриархальная семья распадается, ее заменяет территориальная соседская община. Увеличение производительности приводит к появлению излишков, появляется частная, семейная собственность, частные цчастки пахотной земли.

Появление излишков провоцирует развитие обмена, торговли и ремесла, происходит разделение труда. Происходит процесс социального расслоения, выделяется богатая прослойка, другие же семьи наоборот разоряются и попадают в услужение к своим более успешным соплеменникам. Тем самым за счет эксплуатации бедных соседей, военного промысла и торговли богатая прослойка усиливает свое значение, экономическое и социальное значение.

Происходит передел и захват земель князьями, военачальниками и дружинниками, с захваченных территорий взимается дань, за долги крестьян обращают в рабство.

Родоплеменная знать и богатые общинники создают господствующий класс. Расслоению общества способствовали постоянные войны, в результате которых происходил захват добычи и рабов, увеличивалась зависимость крестьян-общинников от князей-военачальников, обеспечивающих им защиту от внешней угрозы. Добровольная дань сменяется обязательным налогом. Кроме собственного племени князья также облагают данбю и соседние захваченные племена.

Со временем начинают возникать племенные союзы. Арабские источники сообщают, что в VIII в. существует три больших славянских объединения - Куяба, Славия и Артания, которые имеют признаки государственности. Предтечей возникновения государственности, помимо внутренних социально-экономических процессов стала также необходимость защиты от внешних врагов, ведение войн, организация и поддержание торговых отношений, преодоление противоречий в результате все большего расслоения общества.

Усиливается власть вождей племенных союзов, появляется аппарат политической власти. Тем самым к концу I тысячелетия социально-экономический строй восточных славян характеризуется окончательным разложением родоплеменного строя, появлением классового разделения, реорганизацией родовых форм власти в органы экономически господствующего класса, возникает государственность.


2.3 Объединение восточнославянских племен в единое Древнерусское государство


Начало IX века ознаменовалось объединением древнерусских племен в единое государство со столицей в Киеве. Появлению этого государства поспособствовало продвижение ремесел, развитие техники обработки земли, налаживание торговых отношений с соседями, тяжелая политическая ситуация с Византией, постоянные набеги половцев-кочевников, хазар и прочих племен беспрестанно нападавших на восточных славян. Все эти условия требовали появления вооруженной дружины, реорганизации внешней торговли.

Но несомненно что главной предпосылкой объединения стало положение киевского князя, имевшего в своем распоряжении богатые земли, множество рабов, зависимых крестьян, боеспособную дружину, способную защитить феодалов в условиях увеличивающихся классовых противоречий. Киевское княжество, в отличии от других древнерусских земель гораздо раньше пережило преобразование родовых аппаратов в институты государственной власти. Киевский князь, взимая полюдье со своих земель, содержал многочисленную челядь, дворцовую прислугу, дружину, наместников. Нововведенные киевским князем институты власти играль роль центрального управления, оказывали содействие мелким князькам.

В то же время центр русской государственности помимо Киева становился Новгород, вокруг него шел процесс объединения северных славянских племен (Славия).

Завершает процесс создания Древнерусского государства консолидация во второй половине IX в. южный и северных славянских племен в единое государство со столицей в Киеве. Это событие тесно связано с именем Олега, в 882 г. После похода дружин под его предводительством из Новгорода в Киев по пути "из варяг в греки", центры русской государственности были объединены.

Уже после этого киевскому князю присягнули и остальные восточнославянские племена. Консолидация происходит во время правления Владимира Святославовича. В 981 г. к киевской вотчине присоединяется область червенских городов Перемышль, то бишь восточнославянские земли, вплоть до Сана. В 992 г. земли хорватов находившиеся по обоим склонам Карпат входят в состав Древнерусского государства. В 989 г. русские дружинники положили начало Черной Руси, пойдя на Ятвагов и русское население жившие вплоть до прусских границ. В 981 г. к Киеву присоединяются Вятичи, хотя они еще долго сохраняют признаки былой независимости. Таким образом к концу X в. процесс объединения восточных славян в единое государство был окончен.

Образовавшееся Древнерусское государство заняло довольно крупную территорию и стало одним из сильнейших европейских государств. Киев имел дипломатические, торговые и другие международные связи со многими западными странами. Русское войско победоносно прошло по землям Византии, Хазарии, Булгарии. Объединившись славяне обеспечили себе развитие экономики, культуры, развили систему феодального землевладения, поспособствовали усилению феодально-землевладельческой власти, гнету феодалов.


Глава 3. Теории возникновения древнерусского государства


"Каких пакостей наколобродит в российских древностях такая допущенная к ним скотина. "

С XVII века, исследователи русской истории разделились на два лагеря - приверженцев норманнской теории и антинорманистов (славянистов). Основателями норманской теории стали приглашенные немецкие ученые - Иоганн Готфрид Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, Герард Фридрих Миллер, приглашенные Петром I для работы в Санкт-Петербург в 1724 г. Опираясь на текст ПВЛ, они утверждали, что свое имя - "Русь" вместе с государственностью - норманнов - шведов. Эта теория послужила основой для политических, государственных претензий германского мира по отношению к славянским землям. Иностранные ученые, которые к слову-то и русского языка не знали, выставили славян первобытными варварами, которые только с приходом немцев скинули хвосты, слезли с берез и научились говорить. Эта теория была унизительна для русских и вся Петербургская Академия наук была не то, что возмущена, негодовала! Такие видные российские ученые как Татищев, Державин, Сумароков, Шишков, а так же другие российские историки того времени яростно возражали против этой фальсификации.

Норманнская теория построена на том что, что процесс происхождения Древнерусского государства описан в древнейшей русской летописи - "Повесть временных лет". Исходя из этой теории, летопись дает понять, что в IX в. славяне жили в условиях безгосударственности. Южные и северные славянские племена, после изгнания варягов, погрязли в междоусобицах, не смогли договориться между собой и для установления порядка обратились к норманнским правителям. Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - занял Новгород, Трувор - Изборск, Синеус - Белоозеро. Это момент и считают отправной точкой образования Русского государства.

Антинорманнисты выдвигают ряд возражений по поводу состоятельности норманнской теории.

Во-первых, в ПВЛ нет прямого указания, что Русская государственность началось после призвания варягов. Наоборот, она утверждает о том, что государственность у восточных славян была задолго до варягов. Во-вторых, генезис любого государства это трудоемкий исторический процесс, и его не может устроить одна или несколько даже самых выдающихся личностей. Касаемо же упомянутых в летописи фактах призвания славянами варяжских князей с их дружинами, то они были приглашены в качестве военных специалистов. К тому же, многие авторы сомневаются в норманнском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, обоснованно предполагая, что они могли быть и представителями северных славянских племен. В пользу этого говорит практически полное отсутствие следов варяжской культуры в истории России.

А.В. Серегин в опровержение норманнской теории приводит признаки государственности у наших предков до призвания варягов в 862 г. н.э.

Во-первых, из древних арабских источников мы знаем, что уже к VI в. н.э. существовали три протогосударственных образованиях у восточных славян - это Славия (в районе озера Ильмень, с центром в Новгороде), Куяба (вокруг Киева) и Артания (Тмутаракань - Крым и Кубань)

Во-вторых, само по себе призвание варягов на княжение в 862 г. н.э., после их изгнания, свидетельствует о наличии суверенитета и политического начала в древнерусском обществе. Так, М.Ф. Владимирский-Буданов в своей книге сделал вывод, что "князья-варяги застали везде готовый государственный строй".

В-третьих, еще задолго до прихода варягов, у восточных славян существовало территориальное деление, что следует из "Повести временных лет", в которой отмечается:". прозвались именами своими от мест, на которых сели. Поселившиеся в лесах - древляне, по реке Полота - полочане. по Бугу - бужане". Варяги же не установили нового территориального деления государства.

В-четвертых, в русской истории нет следов норманнского права. А образование государства неотъемлемо связано с появлением права. И если бы у варягов было более развитое государство, чем у славян, и именно они создавали государственность на Руси, то источники Древнерусского права, несомненно, должны были основываться на варяжском праве. Ни в Русской правде, ни в Договорах с Византией нет никаких следов шведской терминологии и даже слов, заимствованных из шведского языка.

В-пятых, древние источники свидетельствуют о том, что еще в I в. н.э. славяне выплачивали своим вождям особый налог-ругу, составлявший одну сотую имущества каждой семьи. А слово "полюдье", обозначавшее сбор дани, было заимствовано варягами именно из русского языка, из чего следует, что сбор налога, как признак государственности, у славян появился гораздо раньше.

Таким образом, первые русские государства возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств, и уж точно не в результате призвания варягов. Время появления первых русских княжеств не представляется возможным установить. Но образование именно Древнерусского государства, которое еще принято называть Киевская Русь, связывают с моментом объединения восточнославянских земель в одно государство. Большинство авторов относят это событие к концу IXвека н.э., когда в 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав огромное государство. В Древнерусское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Но основу его составляла древнерусская народность, являющаяся началом трех славянских народов - русских, украинцев и белорусов.

Самым ярым противником предательской норманнской теории был великий русский ученый - Ломоносов. Он в своих трудах утверждал, что славянская история на несколько тысячелетий глубже и что ее необходимо рассматривать вместе с историей всех европейских народов. Возмущённый миллеровской диссертацией Ломоносов был принужден приняться за написание древней российской истории, основанной на первоисточниках. В переписке с Шуваловым он упоминал свои работы "Описание самозванцев и стрелецких бунтов", "О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Федоровича", "Сокращенное описание дел государевых" (Петра Великого), "Записки о трудах монарха".

Однако ни этих трудов, ни многочисленных документов, которые Ломоносов намеревался опубликовать в виде примечаний, ни подготовительных материалов, ни рукописи 2 и 3 части 1 тома "Древней Российская Истории" до нас не дошло. Они были конфискованы и исчезли бесследно.

4. Характеристика древнерусского государства


4.1 Государственный строй государства - феодальный


Формой правления Древнерусского государства была раннефеодальная монархия. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров - крестных грамот.

Великокняжеский престол передавался по наследству. Сначала старшему в роду, затем - старшему сыну. Постепенно местными князьями становились родственники великого князя.

Первоначально функции князей заключались в организации дружины, военного ополчения, сбора налогов, внешней торговли. Постепенно большее значение приобретала деятельность в области управления, законодательная и судебная функции. Князь был высшей судебной инстанцией.

В своей деятельности великий князь опирался на совет крупных феодалов - бояр и духовенство. Иногда созывались феодальные съезды для решения важных вопросов (принятие законов и др.).

В центральном управлении сначала присутствовала численная система, которая основывалась на организации военного ополчения. Военным структурным единицам соответствовали определенные военные округа, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских. Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. Тысяцкие являлись, прежде всего, руководителями военных сил округа, но вместе с тем они сосредоточивали в своих руках власть, судебные и политические функций.

Позднее складывается дворцово-вотчинная система управления. Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления доменом, вотчиной. Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными из них были дворецкий (дворский), управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооруженные силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги - тиуны.

Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Часть собранного с населения они оставляли себе - вместо жалованья за службу, так называемого, "корма". Размер "корма" определялся в грамотах. Помощники посадников и волостелей - тиуны, вирники и другие - также получали "корм". Эта система управления называлась системой кормления.

Государственное управление опиралось на систему налогов. Первоначально налог был только в виде полюдья, когда князья, обычно раз в год, объезжали подвластные земли и собирали доходы непосредственно со своих подданных. Позже были учреждены погосты, т.е. специальные пункты сбора дани. Затем сложилась система разнообразных налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, которые были определенной денежной единицей.

Одним из важнейших элементов политической системы древнерусского общества стала церковь, тесно связанная с государством. Большое значение имело введение христианства в Х в., которое проповедовало божественное происхождение власти монарха, покорность народа властителям. Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископом.

В основе территориального устройства Древнерусского государства изначально лежали своего рода федеративные начала.А.Н. Чертков в своей статье предлагает ввести термин "Древнерусская Прафедерация". В основе Древнерусской Прафедерации было завещание Ярослава Мудрого, установившего принципы деления Руси на уделы. Завещание Ярослава устанавливало основу наследования княжеских престолов и территориальное устройство государства; провозглашало Русь единой вотчиной рода Рюриковичей; определяло отношения центр - регионы на началах старшинства Киевского князя, значительной самостоятельности удельных князей; давало идеологическую основу единства государственной власти и территории (все мы одного деда внуки). Федеративный характер Древнерусского государства отразился также и в публичных договорах, которые заключались не только между городом (местным князем) и великим князем, но и между отдельными местными князьями. В Древнерусском государстве сохранялось такой демократический институт, как вече. В компетенцию вече первоначально входили все вопросы государственного управления: законодательство, суд, споры и др. Постепенно круг вопросов сужался. Позже вече оставалось лишь в отдельных городах. Наиболее существенным его влияние было в Новгороде. Присутствовал в Древнерусском государстве и орган местного крестьянского самоуправления - территориальная община - вервь. В ее функции входило: распределение земельных наделов, обложение и распределение податей, решение судебных споров, исполнение наказаний. Таким образом, Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию с федеративными началами в территориальном устройстве.


4.2 Общественный строй


К моменту образования Древнерусского государства, у восточных славян установилась феодальная собственность на землю, и сложились классы - феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне.

Наиболее крупными феодалами были князья: киевские и местные (племенные). Земельные владения князей росли за счет захвата общинных земель, а также за счет захвата земель других племен в результате войн.

Крупными феодалами были и бояре - феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн. Кроме того, в класс феодалов входили также дружинники князей, получавшие землю от князя. Такое земельное владение именовалось вотчиной, постоянным владением, которое могло быть передано по наследству.

После принятия в X в. христианства появились коллективные феодалы - монастыри и церкви. Их земли в основном росли за счет десятины и других доходов (судебные и др.).

Низший слой феодалов составляли слуги, княжеские и боярские, служилые люди. Они получали землю за службу и на время службы.

Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами - местные князья - сюзерены своих бояр и служилых людей. Вассалы несли военную службу.

Главным правом феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян, которое выражалось, прежде всего, в том, что они получали с крестьян феодальные подати.

Постепенно феодалы получали от своих сюзеренов-князей так называемые иммунитеты, освобождались от платежа дани в пользу князя и приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать различные подати и др. Т.е. политическая власть становилась атрибутом крупной феодальной собственности. Право также устанавливало привилегии господствующего класса: повышенные наказания за убийство феодала или причинение ему имущественного ущерба, более широкие права по передаче имущества по наследству и др.

По мере роста феодальной собственности увеличивалось число зависимого населения путем экономического закабаления, когда разорившиеся общинники вынуждены были идти к феодалу в зависимость на различных условиях (закупничества, патроната, найма и т.д.), а также внеэкономического принуждения. В результате свободных крестьян-общинников почти не стало, а основное крестьянское население попало под ту или иную форму феодальной зависимости.

Основной группой крестьянства были смерды, жившие общинами-вервями. Они имели свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость смердов от феодалов выражалась в том, что они были обязаны отбывать феодальные повинности (платить дань, подати). В случае отсутствия сыновей и незамужних дочерей, все их имущество после смерти переходило к господину. Смерды подлежали суду князя, его вассалов, церкви. Но это еще не крепостные, так как они не были прикреплены к земле и личности феодала.

Другую категорию зависимого населения составляли закупы - смерды, вынужденные идти в кабалу к господину. Взяв у феодала в долг деньги или имущество (купу), они обязаны были работать на хозяина. Причем отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина, если не выплатит долг. В случае бегства, закуп превращалсяв холопа.

Были и другие категории феодально-зависимого населения: изгои - люди, вышедшие из общины; прощенники - попавшие под покровительство церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это работать в их хозяйствах.

В Древнерусском государстве существовали также и рабы - челядь, холопы. Они были практически бесправны и приравнивались к скоту. Источниками холопства были: плен, рождение от рабыни, самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение "без ряду" (т.е. без всяких оговорок), банкротство, побег закупа, совершение тяжких преступлений (поджог гумна, конокрадство).

Однако рабство в Киевском государстве не было основой производства, а было, преимущественно, домашним. Впоследствии холопы стали первыми крепостными.

В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. В городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т.п.

Городское население было свободнее зависимых крестьян. В городах время от времени созывались народные собрания - вече. Но классовая дифференциация была очень существенной.

Русское государство всегда было полиэтничным (многонациональным). Славяне смешивались с финскими племенами, причем этот процесс шел мирно. Все народы были равноправны. Не было никакого преимущества для славян, в том числе и в источниках Древнерусского права.

Таким образом, общественный строй Древнерусского государства представлял собой выраженное сословное деление общества, характерное для раннефеодальной монархии. Феодальное землевладение основывалось на зависимом положении смердов и закупов. Рабство же применялось в основном в домашних целях и не составляло основу производства. В тоже время полностью отсутствовало деление по национальному признаку.

Заключение


В IX-XII веках, Киевская Русь представляла собой одну из крупнейших средневековых европейских держав, которая сыграла важную роль в судьбах народов и государств не только Запада, но и Востока и даже отдаленного Севера. Так же как гусеница превращается в бабочку, так и молодое русское государство, из небольшой горстки поднепровских славян, превратилось в огромную державу, объединившая под своим крылом все восточнославянские племена, племена балтов и фино-угров. Дух того времени можно передать словами русского поэта С. Есенина: "О Русь, взмахни крылами, поставь иную крепь!". И она взмахнула, да так взмахнула, что о молодом славянском государстве узнало полмира - западные правители грезили о том чтобы породниться с киевскими князьями, греки были постоянным торговым партнером Руси, русские купцы ходили по Каспийскому морю, доходили до Багдада и Балха. Потоки варягов беспрестанно примыкали к быстро развивающемуся соседу, вступая в княжеские дружины и присоединяясь к заморским экспедициям. И в Гардарике, как прозвали ее варяги, вновь прибывшие находили новый дом, ассимилируясь с местным населением.

Из главного дошедшего до нас исторического труда тех времен - "Повести временных лет", мы узнаем что славяне имели обширные знания в географии тогдашнего мира, от берегов Британии на западе и до китайских земель на востоке, он упоминает "Островницу" (Индонезию), расположенную на краю земли, рассказывает об индийских брахманах.

Население Киевской Руси довольно быстро вливалось в общеевропейское течение, приобщаясь к византийской и западноевропейской культуре, создавая свои собственные литературные, архитектурные и художественные произведения искусства. С принятием Русью христианства, молодое государство приобщается к книжной культуре. Хотя на Руси была письменность и до крещения, однако наибольшее развитие литературы начинается после 988 года.

Неужели наши предки, будучи безграмотными дикарями, какими их выставляют приверженцы норманнской теории, смогли бы построить столь сильное государство? Неужели смогли бы заявить о себе на полмира? Неужели вчерашние варвары, скинувшие хвосты и слезшие с берез смогли построить самое крупное в мире государство, выдержав нападки европейцев с Запада и бесчисленные орды с востока?"Германское ядро явилось стержнем русской государственности" - чванливо заявляют норманнисты, неожиданно забывая и о сообщениях Новгородской летописи, и о византийских источниках и об арабских сведениях, указывающих на то, что задолго до прихода Рюрика на Русь у славян были свои князья, прекрасно обходившиеся без "германского ядра".

Однако оставим задыхающуюся в предсмертной агонии норманнскую теорию, бросающуюся ничем неподкрепленными громкими заявлениями, и трезво взглянем на вещи. Образование государственности у древних славян явилось закономерным итогом распада родоплеменной общности, появления классового общества, реорганизация родовых органов власти в органы экономически господствующего класса. Завершило процесс создания древнерусского государства восточнославянских племен в единое государство, которое прочно заняло свою нишу среди других сильнейших государств средневековой Европы.

Список использованной литературы


1.Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2010. - 216с.

2.Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 524 с.

.Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 797 с.

.История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: ООО "ТК Велби", 2011. - 544 с.

.Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. - Л.: Изд-во ЛГОЛУ, 2005. - 432 с.

.Повесть временных лет // Повести Древней Руси. - М.: Балуев, 2012. - 400 с.

.Чертков А.Н. Территориальное устройство Древнерусского государства: поиск правовой основы // История государства и права. - 2010. - N 21. - С.34 -

.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М.: Наука, 2009. С.12


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по «Отечественной истории» на тему:

Формирование древнерусской государственности

Преподаватель: Борзихина И.В.

Студент: Герасимова Анна Федоровна., экономист., ЭПБп-10Тур

Екатеринбург

План

Введение 2

Основная часть:

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян. 4

2. Концепции образования древнерусского государства. 7

3. Политическое и социальное устройство древнерусского государства. 9

4. Формирование раннефеодальных отношений. 12

5. Принятие Русью христианства: причины и последствия. 15

Заключение 16

Список литературы 17

Введение.

Изучение прошлого страны имеет большое политическое значение. Историческая и историко-правовая науки, изучая и обобщая опыт прошлого, помогают познать и использовать закономерности общественного развития, избежать повторения ошибок.

История государства и права нашей многонациональной страны есть история государственности и права многих народов, стоявших на разных ступенях развития. Исторические судьбы сложились так, что все они объединились вокруг русского народа, на долю которого выпала высокая миссия создать великое государство. Создание громадного государства, раскинувшегося на одной шестой земного шара, само по себе является великой заслугой русского народа. Оно обеспечило взаимообогащение культур, создало лучшие условия для их мирной жизни, обеспечило стабильность существования.

Конечно, присоединение нерусских народов к России проходило в тех формах, которые были свойственны феодализму во всем мире, хотя в нашей стране имелись и свои существенные особенности. Многонациональный характер Российской империи и исторический тип государства, а также различный уровень развития ее народов обусловили вместе с тем определенное неравноправие и даже угнетение, породившее соответствующие национально-освободительные движения.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых мы говорили раньше, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось это государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманнской теорией.

Летопись "Повесть временных лет" дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере .

Целью данной работы: является изучение истории формирования Древнерусского государства

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян.

2. Концепции образования древнерусского государства.

3. Политическое и социальное устройство древнерусского государства.

4. Формирование раннефеодальных отношений.

5. Принятие Русью христианства: причины и последствия.

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Духовные предпосылки.

Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным Внешнеполитические предпосылки.

К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства. Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности .

Социально-экономические предпосылки.

Развитие земледелия. В первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда. Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

Социально-политические предпосылки.

Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников. В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.

Развитие Древнерусского государства

1.Образование Древнерусского государства в конце IХ в. Причины, характер, особенности

2.Развитие Древнерусского государства в Х- начале XII вв.

3.Общая характеристика Древнерусского государства и его значения в истории нашей Родины

Список использованной литературы

древнерусский государство рюрик власть


1.Образование Древнерусского государства в конце I Х в. Причины, характер, особенности

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного ). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли . В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины , которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную ). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

К внешним предпосылкам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.

В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорскиеплемена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморскихварягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий , завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты» , ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Пытается он укрепить и языческую веру , а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху - вводит в 988 г. христианство . Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

1. Образование протогосударства в 6-8 вв.

Начальный период образования государства у восточных славян отражён в письменных источниках недостаточно. Мы знаем, что во главе славянских племенных союзов стояли князья, военные вожди, первоначально выбираемые на народных собраниях. В 6-7 в. уже появились восточнославянские дружины, делившиеся на старшую и младшую. Основным органом власти в племени являлось вече , куда допускались все сводные мужчины, но мнение князей, подкрепленное силой дружин, оказывалось более веским.

2. Раннее государство Киевская Русь 9 в.

В 862 г . на севере утвердилась варяжская династия. Это было связано с необходимостью прекратить междоусобные войны славянских племен. Рассказ о призвании на Русь варягов Рюрика, Синеуса и Трувора содержится в «Повести временных лет».

Существует легенда об основателях Киева братьях-полянах Кие, Хориве и Щеке, после смерти которых правили в Киеве их потомки. Около 863 г. в Киеве появились Аскольд и Дир (по летописи – дружинники Рюрика), которые победили древлян и стали править в Киеве.

Киев и Новгород имели примерно равные шансы сплотить вокруг себя восточнославянские земли. Исход борьбы во многом зависел от случая.

Условной датой возникновения древнерусского государства можно считать 882 год – год объединения Киева и Новгорода под властью князя Олега .

Олег был главой древнерусского государства, но он не был самодержавным правителем. По важным поводам собиралось вече. Князь был ограничен и советом с дружиной.

В 9-10 вв. восточные славяне еще не имели записанных законов. Князья и старейшины вершили суд, опираясь на традиции, которые составляли так называемое обычное право . Обычное право (упоминающееся в «Повести временных лет» как Закон Русский) действовало и в первые века существования Древнерусского государства.

Легенда о призвании варягов положила начало так называемой норманнской теории . Ее впервые сформулировали Миллер и Байер, которые предположили, что древнерусское государство было создано норманнами-варягами. Этим ученым возражал Ломоносов, который считал, что Рюрик был выходцем из древних славян-пруссов, то есть древнерусское государство было создано славянами.

3. Расцвет Киевской Руси в 10-12 вв.

При Владимире Святославовиче (980-1015) земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Центральная власть упрочилась.

Важным шагом было принятие христианства в 988 г. Это укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, ее международный авторитет, способствовало развитию культуры.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла высочайшего могущества. Были расширены границы государства за счет северных, северо-западных и северо-восточных земель, укреплены южные границы. Русь благодаря удачно заключенным бракам самого князя и его детей упрочила международные связи. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы.

Ярослав, как и его предшественники, не был самодержцем: его власть ограничивалась советами и элементами сохранившимися народного собрания – вече.

Еще один важный фактор – начался процесс кодификации, т.е. записи русского права . Первым документом был «Устав Ярослава Владимировича », который он дал новгородцам.

При правлении сыновей Ярослава продолжился процесс кодификации законов. Была составлена «Правда Ярославичей », которая позже была дополнена законами других князей. Все эти документы составили древнерусский свод законов «Русскую Правду ».

После смерти Ярослава Мудрого начался процесс дробления русских земель: сыновьям были выделены уделы. Покойный князь утвердил порядок правления, однако он почти сразу нарушился и княжеские междоусобицы стали обычным явлением.

Процесс дробления приостановился при Владимире Мономахе , которому удалось удержать под своей властью территорию Руси, укрепить ее международный авторитет. Созданный во время его правления «Устав Владимира Мономаха » стал еще одной частью «Русской Правды».

Сыну Мономаха Мстиславу удавалось еще некоторое время удерживать единство государства. После его смерти (1132) Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств. Начался период раздробленности русских земель.

Российское государство возникло более тысячи лет назад как славянское государство - Киевская Русь. Это было в IX веке. Его территория простиралась на юге до Чёрного моря, а на севере - до Балтики. Его столица - Киев - мать городов русских - ядро восточнославянского мира, торговых, политических, культурных связей Руси. Киевская Русь, по словам историка Б. А. Рыбакова, - это юность и молодость трёх братских славянских народов - русского, украинского и белорусского, - живших одной семьёй, образуя единую тогда древнерусскую народность.

В IX веке сложились два крупнейших центра формирования русской государственности - Новгород (основан в 859 году) - столица славян, кривичей, части - финно - угорских племён и Киев (основан в 860 г.) - центр полян, северян и вятичей, между которыми шла напряжённая борьба за лидерство в объединении восточнославянских земель. Победил в этой борьбе Север в лице Новгорода и политический центр создания Древнерусского государства был перенесён в Киев.

В вопросе об образовании Древнерусского государства нет единого похода. Здесь существуют две теории: норманнская и антинорманская. Сторонники первой теории, возникшей в XVIII веке, считают, что славяне не способны были создать своё государство. Это якобы им принесли варяги (норманны, пришельцы из Скандинавии), они и создали древнерусское государство.

Крупные дореволюционные историки Карамзин, Соловьёв, Ключевский с доверием относились к этой теории.

Антинорманисты (Шахматов, Костомаров, Иловайский, а также М. В. Ломоносов) считают, что в этой теории о роли варягов больше домыслов, они отрицают это предположение и полагают, что славяне к моменту прихода варягов уже имели государственность. Споры эти продолжаются. Спор и до сих пор идёт и о происхождении слова «Русь». Норманисты считают, что оно северного, варяжского происхождения; антинорманисты считают, что оно славянского присхождения. Историк Рыбаков считает, что « Русь» происходит от славянского племени.

«Рось» или «Русь», жившего по берегам реки Рось - притока Днепра.Сегодня на Западе господствует и теория «неонорманизма», учитывающая роль внутреннихфакторв в создании древнерусского государства и роль варягов.

Историки считают, что варяги, их дружины сыграли роль ускорителя процесса образования древнерусского государства, в объединении восточнославянских земель, в складывании феодальных отношений на Руси. В древнем источнике «Повесть временных лет», написанной монахом Киево - Печерского монастыря Нестором, есть рассказ о призвании Новгородом в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на княжение, и в качестве наёмной дружины, которые затем захватили власть и использовали её для распространения своего влияния. Причины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.

Объединение славянских племён ускорялось и внешней опасностью, необходимостью обороны от кочевников. С VIII в. - с хазарами, а с конца IX в. с печенегами. Экономическая ситуация IX в., когда формировался путь «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), требовала единства славян, объединения всей территории вдоль этого пути. Реальное осуществление этого единства выпало на долю новгородского князя, потомка Рюрика Олега, который в 882 г. с дружиной, спустившись по Днепру, захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира, сделал этот город столицей. Это и считается условной датой образования Древнерусского государства.

Положение Киева на южной оконечности пути «из варяг в греки, да ещё рядом с ответственными на Волгу и Дон, было особенно значительным. «Кто владел Киевом, - писал Ключевский, - тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли».

Установив свою власть в Киеве, Олег сумел в короткий срок привести к покорности соседние племена древлян, северян, радимичей, а его приемник - князь Игорь - уличей и тиверцев. Сын Игоря Святослав (наиболее воинственный князь из первых Рюриковичей) воевал против вятичей, покорил Волжскую Болгарию, предпринял ряд удачных походов на Византию. В ходе этих многочисленных походов и войн в основных чертах оформилась территория, подвластная киевскому князю.

В начале XI века Русь объединяла почти все восточнославянские земли и стала крупнейшим государством Европы.

Период княжения Олега (882-912 гг.) - первого правителя Древнерусского государства, овеян противоречивыми легендами, одна из них осталась в народной памяти как эпическая песня о смерти Олега от своего собственного коня, обработанная А.С.Пушкиным в его «Песне о вечном Олеге).

Мощным фактором объединения Руси послужило христианство, принятое князем Владимиром в конце XI века (988г.) из Византии. До середины X века господствующей религией оставалось язычество. Решающим фактором в создании на Руси собственного государства явились реальные внутренние предпосылки. Как писал известный исследователь Киевской Руси Б.Д.Греков «образование государства есть не внезапное происшествие, а процесс, причём процесс длительный. Этот процесс заключается в образовании наиболее сильного экономически и политически класса, который берёт в свои руки власть над массой населения, организует эту массу».

Для глубокого осмысления и понимания сути процесса складывания государства на Руси необходимо обратиться к внутренним фактором её развития - экономическим, социальным, политическим, оказавшим определяющее влияние на формирование древнерусской государственности.

Предпосылки образования Древнерусского государства вызревали в течении веков, с VI по VIII вв. В это время произошли значительные изменения в социально-экономической жизни восточных славян. У них на смену подсечному «огневому» земледелию, связанному с коллективным трудом, пришло пашенное земледелие. Совершенствовались орудия труда (железные сошники, плуги). Следствием земледельческого прогресса было то, что на смену родовым коллективам в 100 человек приходило хозяйство одной крестьянской семьи. Родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине (верви). Общинников объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни.

Разложению родового строя способствовали отдельные ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. За счёт внешней торговли обогащалась в первую очередь племенная знать. Опираясь на постоянные военные дружины, племенная знать (князья, воеводы) облагали данью крестьян-общинников.

Так складывались социально-экономические предпосылки образования государства. Значительные изменения произошли и в политической жизни восточных славян. В древности они делились на 150-200 отдельных племён. Однако в VI-VIII вв. явилось 14-15 больших племенных союзов. Упомянутые в Повести временных лет восточнославянские племена - поляне, древляне, дреговичи, славяне ильменские и другие представители собой уже племенные объединения. Во главе таких объединений стояли князья и племенная знать, однако большим влиянием ещё пользовалось народное собрание - вече. Союзы племён - это политическая форма эпохи военной демократии, то-есть того переходного периода, который связывает последние этапы развития первобытнообщинного строя с первыми этапами нового феодального строя.

Древнерусское государство по своей природе являлось раннефеодальной монархией. Во главе государства стол наследственный князь - великий князь киевский, опирающийся на многочисленную и хорошо вооружённую дружину. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьёй, адресатом дани. По всем делам управления он советовался с дружиной. Наиболее уважаемые старшие дружинники,составлявшие постоянный совет, «думу» князя, стали именоваться боярами. «Гридни», «отроки» и «детские» младшей дружины выступали в качестве представителей высококняжеской администрации, выполняли отдельные поручения, обслуживали дворцовое хозяйство, были отборной частью войска.

Власть на местах осуществляли княжеские родственники, наместники из старших дружинников. Княжеские даньщики, мечники, вирники и другие администратиные лица разъезжали по всей стране, собирали дань, вершили суд и расправу от имени киевского великого князя.

Ежегодно с наступлением зимы князь с дружиной или по его поручению бояре отправлялись в «полюдье» - собирать дань мехами, мёдом, воском, хлебом и другими продуктами хозяйствами крестьян-общинников. Часть дани предназначалась для продажи в Константинополь, на остальное князь кормил и одевал дружину. Иногда вместо части дани князь предоставлял дружинникам право собирать себе дань с определённой территории.

Важную роль в Киевской Руси продолжали играть народные ополчения. На ряду с дружинниками, «вои» постоянно упоминаются на страницах летописи. Княжеская власть была ограничена элементами сохранения народного самоуправления. Народное собрание - «вече» , активно действовало в IX-XI вв. и позднее.

Вопрос о социально-политическом строе Древнерусского государства является достаточно спорным. Наиболее существенным источником для характеристики социального строя древней Руси является древнейший свод законов - Русская Правда.

Основным населением страны были свободные крестьяне - общинники, «люди», как их называет Русская Правда. Существует и другая точка зрения, согласно которой основным крестьянским населения страны были не раз упоминавшиеся в источниках смерды. Однако Русская Правда, говоря об общинниках, постоянно употребляет термин «люди», а не «смерды». За убийство Людина полагается штраф в размере 40 гривен, а за убийство смерда - всего 5.Видимо смерды были несвободными или полусвободными княжескими данниками, сидевшими на земле и нёсшими повинности в пользу князя.

Значительное место Русская Правда уделяет рабам. Они были известны под разными названиями: челядь, холопы. Главным источником рабства был плен. Холопы были полностью бесправны. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию. В XIIв. На Руси появляются закупы, разорившиеся общинники, попавшие в долговую зависимость за «купу» (ссуду) от князя или его дружинника. Закуп отличался от раба; он имел право (скорее всего) выкупиться на волю, вернув купу. Мог отправиться на заработки, чтобы выплатить свой долг. Закуп продолжал вести своё, отдельное от господина. Его хозяйство не являлось собственностью господина. Положение закупа, лишённого личной свободы, но не отдельного от средств производства, близко к статусу будущего крепостного крестьянина.

По Русской Правде известны и другие категории зависимости населения: рядовичи, заключившие «ряд» (договор) с господином, изгои-люди, лишившиеся своего социального статуса.

Таким образом, мы видим, что крестьянство времён Киевской Руси было очень многообразно по степени своей свободы или зависимости.

Основным видом хозяйственной деятельности древнерусского крестьянства было земледелие, где культивировались пшеница, овёс, просо, рожь, ячмень и т.д. Хлеба делились на яровые и озимые, появилась трёхпольная система земледелия. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством.

Древнерусские крестьяне жили общинами. Эту особенность крестьян воспроизвёл Б. А. Рыбаков. «Русские крестьяне X-XII вв., - писал он, - селились небольшими неукреплёнными деревнями и сёлами. Центром нескольких деревень являлся «погост»; более крупное село, в котором и проходил сбор феодальных оброков.

Одним из важнейших событий, связанных с Киевской Русью, с образованием и развитием Древнерусского государства, является складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену племени - этической категории первобытнообщинного строя - вместе с развитием феодальных отношений на Руси приходит иная, более развитая общность людей - народность. С течением времени в древнерусскую народность слились все племенные и территориальные объединения восточных славян. Политическое единство обусловило усиление языковой общности, развитие языка народности. Наивысшего могущества Киевская Русь достигла при Владимире Мономахе (1113-1125).После его смерти начался выход князей земель из под власти великого князя. Киев утрачивал своё первенствующее положение. Начиналась феодальная раздробленность. Киевская Русь распалась на три десятка самостоятельных княжеств и территорий со своим порядком управления и хозяйственным укладом. Этот период длился с XII по XV века.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта