Главная » Ядовитые грибы » Как анализировать человека по внешнему виду. Глаза – внутренний мир, жизненная позиция и эмоции

Как анализировать человека по внешнему виду. Глаза – внутренний мир, жизненная позиция и эмоции

Когда мы знакомимся с человеком, в нашем подсознании появляется симпатия или антипатия. Это происходит неспроста. Люди, немного разбирающиеся в психологии, легко могут определить по внешности. Как бы он ни вел себя с окружающими, некоторые черты выдают истинное отношение к людям и склонности к чему-либо. Любые попытки выразить заинтересованность в разговоре подтвердят или разоблачат жесты.

Первое, что позволяет определить характер человека по внешности, его походка. Можно выделить несколько ее типов:

Еще позволяет узнать характер человека по внешности его фигура. Склонность к полноте (висцеротоники) имеют общительные и добродушные люди. Они являются прекрасными организаторами и создают наиболее крепкую и мирную семью. Атлетическая форма телосложения (соматоники) бывает у личностей, которые являются прекрасными руководителями в любом деле. Правда, они сначала делают, а потом думают. Худой фигурой обладают пассивные натуры, которые слишком много мечтают, планируют, но для реализации своих желаний ничего не делают. Они стараются избегать конфликтов, даже в ущерб родным людям.

Определить характер человека по внешности можно еще одним способом. Обратите внимание на осанку. Если у него ровная спина, гордо поднятая голова и прямой взгляд, то перед вами сильная и решительная личность, которая имеет свое мнение. Такие люди подсознательно вызывают уважение. Склонные к сутулости - полная противоположность. Они не уверены в себе, боятся брать на себя ответственность принять решение, поэтому полагаются на чужое мнение.

Язык жестов - еще один ключ, помогающий по внешности определить характер человека. Если приветствующий разворачивает ладонь оппонента вниз, это свидетельствует о выражении его превосходства. Вертикальное расположение ладоней - взаимное уважение. Пожимают руку с небольшим хрустом жестокие люди, настроенные враждебно. Холодная и слегка влажная ладошка скрывает слабохарактерного индивида, даже если он кажется волевым, бойким и властным.

Еще один вариант того, как определить характер человека по внешности, тест. Он поможет частично раскрыть его тайны. Следует учитывать, что не всегда образ выдает все особенности личности, ведь свой след оставляют разные факторы: воспитание, окружение и многое другое. Однако зная часть психологических знаков и изучая еще больше, вы сможете научиться распознавать людей, лучше их понимать и быстрее находить общий язык с новыми знакомыми.

Признайтесь, было бы здорово, если бы вы могли при первой встрече посмотреть на человека и уже знать какой он, что из себя представляет, можно ли ему доверять. Во многих известных фильмах мы можем наблюдать похожую сцену, в которой некий сыщик или психолог демонстрирует просто чудеса наблюдательности и выкладывает всю подноготную другого человека буквально через пару секунд. Но возможно ли такое на самом деле? Давайте разберемся, как узнать человека по внешности.

Как всегда, нам следует обратиться к науке, чтобы понять, как определить характер человека по внешности. И она нам говорит, что поведение и характер субъекта заложены в его генотипе. Одни гены могут влиять одновременно и на внешность и на характер. Более того, внешность помимо генов, может рассказать и о привычках вашего собеседника и других факторах, которые мы разберем ниже.

Что нам нужно, так это наблюдательность, ну и понимание того, на что смотреть. Осторожное наблюдение можно выполнить, например, в рамках разговора, не возбуждая у собеседника подозрений. Явный осмотр с ног до головы мало кому понравится. И не забывайте, что описание характера по внешности требует глубокого анализа всех факторов, а потому то, чего нет, порой так же важно, как и то, что вы увидите.

Одежда

Знаете, как говорят — встречают по одежке. И это очень важный фактор, который говорит о многом. Первое, на что стоит посмотреть — одежда дорогая или нет? Разумеется, это скажет вам о состоятельности человека. Безусловно, встречаются богатые люди, которые любят неброскую одежду, но это редкость.

Далее, стоит обратить внимание на то, насколько одежда ухожена, чистая ли она, поглажена или нет? Эти данные скажут вам о характере человека немало. Следит ли он за собой. Когда за одеждой следят, обычно это признак дисциплины и более жесткого характера. Если человек не сильно обращает внимание на вою одежду, часто это бывает признак того, что перед вами творческая личность, для которой материальное не так важно.

Фигура

По фигуре можно определить не только то, как работает обмен веществ (что больше интересно врачам), но и черты характера. Подтянутые спортивные люди, чаще отличаются высокой самодисциплиной и сильным характером. Это вовсе не значит, что человек агрессивен, часто наоборот, сильные и уверенные в себе люди не испытывают потребности к агрессии.

Более худощавые люди напротив могут быть несколько неуверенны и ранимы (не всегда). Но такой тип телосложения имеет свои особенности. Чем меньше масса тела, тем больше энергии организм расходует на мозг. Поэтому худощавые зачастую несколько умнее больших, сильных или полных людей.

Аксессуары

Самый известный аксессуар — это кольцо на пальце. Смотрите на правую руку при первой встрече, это позволит сразу определить, женат (замужем) субъект или нет. Другие вещи вроде цепочек или браслетов не так важны, если их не слишком много. А вот когда от украшений рябит в глазах, это говорит о характере человека то, что он достаточно самовлюблен и, возможно, несколько неуверен в себе.

Особенности строения шеи человека, его плеч, бедер и ног могут рассказать о характере и привычках. Например, короткая шея — это явный признак упрямства и недальновидности, тогда как длинная шея свойственна меланхоликам. «Бычья» шея говорит о храбрости человека. Ну а тех, у кого тонкая шея можно считать романтиками и интеллектуалами.

Плечи

Во время общения обращайте внимание и на плечи человека. Узкие плечи обычно говорят о том, что перед вами скорее застенчивый человек. Тогда как широкие плечи явный признак храбрости, иногда агрессивности.

Обычно первое, на что мы смотрим, это лицо. И быстрей всего мы сможем распознать человека по его лбу. Строение черепа, как известно из антропологии, характеризует и мозг человека. Поэтому смотрите на лоб. Высокий лоб — явный признак высокого интеллекта. Обладателям узкого лба свойственна вспыльчивость. А если лоб имеет квадратную форму, это может говорить о честности человека.

Брови

О характере объекта могут поведать и его брови. Тонкие брови — признак надменности и больших амбиций. Сросшиеся брови часто являются признаком грубости и жестокости. Тогда как широкие брови характерны для искренних и простых людей.

Глаза

Говорят, глаза — зеркало души. Возможно, так и есть. Во всяком случае, они выдают человека не меньше, чем все остальное. Глубоко посаженные глаза свойственны жадным и завистливым людям. Тогда как обладатели небольших глаза обычно любознательны и красноречивы. Узкие глаза выдают жестокого человека.

Нос тоже предательски выдает тайны о своем хозяине. Так, острый и длинный нос характерен для строгих и вспыльчивых людей. Люди со вздернутым носом обычно капризным и легкомысленны. Широкий и толстый нос говорит о грубости.

Маленький рот часто характерен для слабохарактерных людей. Если у объекта верхняя губа несколько больше нижней — перед вами эгоист. А выступающая нижняя губа свойственна людям, которые привыкли получать то, чего хотят. Узкий рот – это обычный признак скрытности. Ну а пухлые губы выдают смелость и чувство юмора.

Подбородок

Вы наверное уже знаете, что сильные и уверенные люди часто обладают широким подбородком. Это явный признак мужественности, вот почему девушки так любят подобных парней. У более скромных людей подбородок не столь выразителен.

Походка

Многое может сказать о человеке и его походка. И неважно как он пытается вести себя с вами, достаточно лишь минуту понаблюдать за тем, как он идет, и все становится ясно.

Свободная и властная походка говорят о сильном характере и самоуверенности. Напротив, робкая и нервная походка также красноречиво выдают характер субъекта или же его состояние на данный момент.

Руки

Обращайте внимание на рукопожатие. Впрочем, мужчины это итак знают, но не лишним будет напомнить. Крепка рука и жесткое рукопожатие говорят о сильном собеседнике. Еле заметное рукопожатие, напротив, означает, что перед вами или не совсем уверенный в себе человек или добрый. Следите за тем, на какой руке у человека часы, какой рукой он берет ручку, открывает дверь. Это позволит определить правша он или левша.

Волосы

Ну и конечно же волосы. У мужчин фактором, на который стоит обратить внимание, является чрезмерная ухоженность, использование лака. Это говорит о самовлюбленности, часто агрессивном характере и повышенном либидо.

Разумеется, нужно понимать, что всегда есть исключения, а потому смотрите на все факторы в целом, чтобы определить характер по внешности. Спустя некоторое время вы наберетесь опыта и сможете при первой встрече, лишь взглянув на человека, очень многое нем узнать. Ведь теперь вы знаете, куда нужно смотреть и как оценивать.

Мы нередко льстим себе, считая, что с одного взгляда способны понять человека. На поверку оказывается, внешность обманчива, а первое впечатление ничего общего не имеет с действительностью. И все-таки наука физиогномика утверждает, что можно определить характер человека по внешности. Для этого нужно обратить внимание на отдельные черты лица, понять, о чем свидетельствует их формы и размеры. Объединив полученные сведения, можно создать целостный образ. Разберемся в азах этой науки.

Физиогномика — китайское учение о «чтении» внешности

Учение об определении характера человека по внешним признакам возникло в Китае. Оно существует столетия, и за это время официальная наука не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть его постулаты. Главный принцип физиогномики: в человеке все взаимосвязано — и внешнее, и внутреннее, поэтому особенности характера буквально «написаны на лице». Если научиться читать эти признаки, можно легко разобраться, с кем вы имеете дело.

Физиогномисты считают, что мышцы лица постоянно отвечают на сигналы нервной системы человека и сокращаются под их воздействием. На протяжении многих лет такой работы мышцы привыкают к определенному положению, и это формирует пропорции. Все мы считываем информацию с внешности, но делаем это неосознанно, потому часто заблуждаемся относительно внутренних качеств людей.

Чтобы определять характер человека по внешности, нужно научиться мгновенно считывать особенности лица, обращать внимание на глаза, уши, нос. Это поможет больше узнать о темпераменте, типе мышления, понять мотивы поступков других людей. Есть нюанс: женские лица трудно читать из-за косметики. Впрочем, основные пропорции определить можно, а это уже немало.

На что обратить внимание, чтобы определить характер человека по внешности

По мнению физиогномистов, важнейших черт лица всего три: глаза, брови, нос. Именно они передают наибольшее количество информации о человеке. Также много говорят форма рта, губы и уши. Давайте научимся читать самые выразительные черты.

Старая истина: глаза — зеркало души

Есть много данных о том, как цвет глаз отображает характер человека, но это противоречивая и спорная информация, а в эпоху моды на цветные контактные линзы еще и бесполезная. Лучше остановимся на форме и размере глаз:

    Большие глаза указывают на чувствительность и мужественность. А обладатели маленьких глаз нередко упрямы, ревнивы, самодовольны.

    Опущенные уголки глаз свидетельствуют об оптимизме, добродушии. Приподнятые — о чувствительности, смелости, решительности.

    Если верхнее веко наползает на середину глаза, человек ловок и проницателен. А если веко провисает целиком, это свидетельствует о сексуальной привлекательности, но холодности.

    Провисающее нижнее веко говорит о душевной теплоте, а разбухшее посередине — об эгоцентричности.

Обратите внимание, если оба века выглядят отечными, это тревожный признак: человек устал от жизни или нездоров.

Читаем особенности характера мужчины по бровям

Женские брови часто подвергаются косметической коррекции, поэтому по ним трудно судить о чертах характера. А вот мужские могут многое рассказать об обладателе. В первую очередь следует обратить внимание на толщину бровей. Чем она больше, тем упрямее человек. Важен конец брови: тонкий свидетельствует о благородстве, широкий может говорить мужественности и даже жесткости, отличных предпринимательских качествах.

Если бровь заметно длиннее глаза, перед вами человек с гибким умом, а в целом длинные брови говорят о спокойном и несколько консервативном характере. Грубые и короткие брови часто свидетельствуют о влюбчивости и непостоянстве натуры. Также короткие и густые брови бывают о вспыльчивых, агрессивных и самодостаточных людей. Форма бумеранга указывает на изобретательность.

Люди, у которых почти отсутствуют брови, закрыты и хитры. Крупные сросшиеся «моноброви» — у решительных, прямолинейных и смекалистых натур. Если внутри брови видна родинка, человек легко добивается целей.

Правда ли, что длинный нос характерен для лгунов

Нет, это сказка. Очень большая длина носа указывает на ум, капризность, а умеренно длинные носы у консервативных людей. Если нос еще широкий, то человек спокоен и устойчив. А короткие носы у дружелюбных открытых оптимистов.

Костлявый нос говорит о плохой концентрации внимания, но если он с горбинкой, то это может указывать на гордый, решительный, упрямый характер, иногда даже агрессивность. Такой нос у женщины свидетельствует, что она конкурентоспособна в мужском коллективе, амбициозна. А маленький нос нередко бывает у ревнивых натур.

Обратите внимание на форму кончика носа:

    Круглая — благополучная натура, умеющая быть счастливой в любых обстоятельствах.

    Отвисшая — признак сексуальности.

    Заостренная — склонность к непостоянству, предательству.

    Выпуклая — свидетельство душевной теплоты.

    Похожая на орлиный клюв — мстительность.

    Вздернутый нос говорит о сексуальной раскрепощенности, неумении хранить тайны.

Понимание, что означают те или иные особенности носа, дает возможность мгновенно оценить многие свойства характера.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ученые в очередной раз объявили физиогномику лженаукой . И в то же время исследования доказывают, что лицо передает очень важную информацию о нашей личности. Кармен Лефевр из Нортумбрийского университета уверяет , что на внешность влияют и гены, и гормоны, и образ жизни, именно поэтому лицо человека действительно может быть зеркалом его души.

Мы в сайт собрали для вас 7 научных исследований, которые доказывают: лицо человека может рассказать кое-что интересное о его характере. Даже то, как люди фотографируются, уже многое говорит об их личности. А в конце вас ждет бонус, который покажет, что внешность может быть очень и очень обманчива.

1. Форма лица

Учеными была доказана связь между формой лица и доминированием. Изучая Кубок мира 2010 года, Кит Уэлкер из Колорадского университета в Боулдере убедился , что соотношение ширины и высоты лиц футболистов предсказывает, какое количество голов они забьют.

Среднестатистическое соотношение ширины к высоте составляет около 2 единиц, в то время как у 16-го президента США Авраама Линкольна оно составляло 1,93 единицы.

  • Чтобы самостоятельно вычислить пропорции своего лица, измерьте расстояние между ушами и расстояние от верхней линии глаз до верхней губы. Соотношение этих двух величин покажет, насколько высоки ваши шансы на успех по мнению ученых: чем меньше будет цифра, тем выше.

2. Большие скулы

Исследование, проведенное учеными из Университетского колледжа Лондона, показало , что мужчины с более высоким уровнем тестостерона имеют широкие лица и большие скулы. Уровень этого гормона, в свою очередь, связан с повышенной агрессивностью, тягой к власти и внутренней жаждой бунта. Кстати, на подсознательном уровне женщины это чувствуют.

  • Этим приемом активно пользуются кинорежиссеры, приглашая на роли альфа-самцов, бунтарей и злодеев мужчин с большими скулами и несколько грубоватыми чертами лица.

3. Морщины

Морщины выдают не только возраст человека, но и его характер. Чтобы улыбнуться, заплакать, нахмуриться или поднять бровь, нужно задействовать те или иные мышцы. Со временем они «привыкают» к той или иной эмоции и «рисуют» ее на лице даже тогда, когда человек спокоен и вообще ни о чем не думает.

  • «Гусиные лапки» в уголках губ и глаз говорят о вашем оптимистическом характере. Вы любитель искренне посмеяться и очень эмоциональны. А вот складка на лбу между бровями выдает серьезного человека, которому на долю выпало немало испытаний.

4. Профессия человека с помощью одного кадра

Многие из нас поворачиваются для снимка определенной стороной лица, считая ее более выигрышной. Исследование ученых из Университета Южной Австралии показало, что причина прячется гораздо глубже. Оказалось, что инженеры, математики и химики чаще всего позировали, поворачивая на камеру правую щеку, в то время как искусствоведы и психологи делали акцент на левую сторону лица.

6. Размер носа и амбиции

Изучение 1 700 фотографий лиц, или, точнее, носов, было опубликовано в Журнале черепно-лицевой хирургии в 2013 году. Исследователи рассмотрели 14 различных форм носа и связали их с разными типами личности. Оказалось, что чем крупнее нос, тем более амбициозен его хозяин . Такие люди склонны к перфекционизму и любят все доводить до совершенства.

  • Ученые даже кончик носа изучили и пришли к выводу, что если он большой и мясистый, то такой человек скорее будет отличным инвестором и финансистом, а если маленький и аккуратный - его владелец не придает большого значения денежным накоплениям.

7. Эффект Дориана Грея

Даже 2 совершенно идентичных близнеца, которых невозможно отличить друг от друга, с годами приобретают все больше отличий. Гены генами, но и образ жизни очень сильно влияет на внешность человека. Вредные привычки со временем словно «отпечатываются» на лице и помогают с первого взгляда определить, чем живет человек и чего от него можно ожидать.

  • Конечно, запойного пьяницу вы сможете вычислить с первого взгляда. Но, с другой стороны, не все человеческие пороки отражаются на лице. К примеру, у многих серийных убийц и маньяков была поистине ангельская внешность.

Бонус: красота = доброта?

Психолог из Принстонского университета Александр Тодоров уверен : мы мгновенно формируем впечатление о новых людях, но эти суждения очень часто обманчивы. Они основаны на эффекте ореола , когда красивые люди кажутся нам умными и добрыми, а также на стереотипах, связывающих поведение с внешностью.

Чтобы это продемонстрировать, Тодоров попросил студентов оценить внешность различных фотороботов. Люди с детскими чертами лица - круглолицые, с большими глазами - казались окружающим хрупкими, наивными, послушными, искренними и добрыми. Хмурые, некрасивые, асимметричные лица ассоциировались с недружелюбным характером.

  • Вспомните, сколько раз ваше первое впечатление о человеке было обманчивым. Во всех отношениях положительные и милые люди разочаровывали, а те, кто не внушал доверия, оказывались прекрасными людьми. Это как раз связано с тем, что люди склонны «судить книгу по обложке».

Так, к примеру, астеник (от греч. asthenikos – слабосильный, болезненный) – конституционный тип человека с такими признаками телосложения как худощавость, длинная шея, продольно вытянутый череп, узкое, четко очерченное лицо. В плане психических свойств астеники характеризуются повышенной чувствительностью и холодностью, пониженной общительностью, склонностью к интроверсии, высокой тревожностью. Атлетический тип человека – атлетик - (от греч. – athletes – борец) – конституционный тип человека, для которого характерно крепкое телосложение, развитая мускулатура, выносливость, настойчивость, как правило, уверенность в себе, конкурентоспособность, решительность, развитый волевой компонент, иногда – агрессивность. Пикнический же тип (пикник) характеризуется средним ростом, плотной фигурой, мягким широким лицом на короткой шее, основательным жирным животом в сочетании со специфическими психическими особенностями. По психическим особенностям пикников условно можно разделить на подгруппы: болтливо-веселые; спокойные юмористы; тихие, душевные люди; беспечные любители жизни; энергичные практики.

Не менее важное значение в наблюдении имеют так называемые актуальные психологические состояния человека, а именно страх, радость, гнев, волнение, сомнение и т.п. Они могут выражаться как в особенностях речи (вербально), так и в непосредственном поведении человека. Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно.

Выражение лица – главный показатель чувств. Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающему миру. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику, стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова – признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

Улыбка – это проявление мимики, имеющее множественную коммуникативную функцию. Она, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении. Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдает чувства извинения и беспокойства. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться. Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким – на чувствительность; острым, точно вырезанным – на интеллектуальность; твердым – на определенность воли.

Впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременно закрывание глаз – умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза».

«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые, «вытаращенные», глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза – зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание, наблюдение, либо, в сочетании с взглядом сбоку, коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу, при склоненной голове, указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо, при согнутой спине, на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз, при откинутой голове, обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины. Агрессивно-жесткий человек, как правило, смотрит прямо в глаза, широко открыв свои; губы твердо сжаты, брови нахмурены, разговаривает сквозь зубы, почти не двигая губами. Мягкий, уступчивый человек смотрит из под прикрытых век, не выдерживает взгляда в упор.

В процессе общения собеседники смотрят друг другу в глаза, в среднем, от 30 до 60% времени. Анализ взгляда собеседника может дать дополнительную характеристику о психологическом состоянии.

Выделяют следующие виды взглядов: прямой; сквозь собеседника; сведенный (центрированный); бесцельный; фиксированный на чем угодно, только не на собеседнике или партнере; мимо партнера; снизу; сбоку; искоса; искоса через плечо; сверху вниз; уклоняющий­ся; интимный; очарованный; деловой; сальный; живой; вялый; беспокойный; оценивающий (взгляд от макушки до пяток); агрессивно-оскорбляющий; пронизывающий; пьяный; контролирующий; холод­ный.

Прямой взгляд сопутствует открытости и готовности к общению, а также правдивости высказываний. Человек с прямым взглядом уве­рен в себе, сознает свои силы и возможности. Прямые взгляды у партнеров в бе­седе, наряду с попеременным контактом "глаза в глаза", иллюстри­руют взаимное доверие друг к другу, уважение, свободное обсужде­ние самых острых проблем, негативных и рискованных тем. Кроме прямого взгляда, для открытых общению собеседников есть место только одному - сведенному (центрированному) взгляду. Он появляется у партнеров тогда, когда в беседе требует обсуждения конкретная, неотложная ситуация. Партнеры как будто бы видят ее перед собой. Зрачки несколько смещаются от центра друг к другу и застывают в этом положении.

Бесцельный взгляд иллюстрирует раздумье, задумчивость, уход в себя.

Взгляд, фиксированный на чем угодно, только не на собеседнике, иллюстрирует незаинтересованность в общении, неуважение к парт­неру и попытку ухода от обсуждаемых проблем.

Взгляд снизу, когда голова человека склонена, а зрачки синхронно и вынужденно поднимаются вверх от центра, иллюстрирует сле­дующие варианты поведения его владельца:

а) покорность, подчеркнутое внимание, услужливость - если спи­на согнута и в теле отмечается незначительная напряженность;

б) скрытность, расчетливая, дозированная подача информации в беседе - если напряжение в теле более выражено и на лбу заметны вертикальные складки;

в) враждебная закрытость, готовность к агрессии - если напряже­ние во всем теле, "набыченная", напряженная голова, напряженный и сжатый рот.

Взгляд сбоку, при котором зрачки синхронно уходят вправо или влево, иллюстрирует скептическое, негативное отношение к собеседнику, закрытость, недоверие, критику. Если при этом широко раскрыты глаза - человек пытается скрыть страх. Если же на лбу у человека в этот момент горизонтальные складки, а зрачки сужены и взгляд прищурен, то это человек, готовый к агрессивным действиям ("взведенный курок пистолета").

Взгляд искоса иллюстрирует попытку контроля над ситуацией, отслеживание реакции собеседника на свои слова.

Взгляд искоса через плечо демонстрирует закрытость по отноше­нию к собеседнику с одновременным презрением к нему.

Взгляд сверху вниз сопровождается откидыванием головы назад - человек бессознательно увеличивает дистанцию между собой и собеседником. Его зрачки смещаются вниз от центральной позиции - ил­люстрация высокомерия, гордости. Окружающими всегда воспринимается, как демонстрация превосходства, что, естественно, не способствует общению.

Уклоняющийся взгляд - иллюстрация неуверенности, боязливости, чувства вины или робости. Зрачки постоянно "убегают" из цен­тральной позиции.

Оценивающий взгляд (от макушки до пяток) - часто встречается при первом знакомстве людей. Зрачки совершают последовательные движения от центра вверх и от центра вниз. Обычно такой взгляд по­зволяет себе человек, управляющий ситуацией: в нем заинтересованы больше, чем он.

Живой, беспокойный взгляд - иллюстрация заинтересованности в беседе, ожидание обсуждения главной темы. Движения зрачков быстрые, по всем зонам.

Вялый взгляд - типичен для флегматиков. Иллюстрация спокойствия, полного знания обсуждаемого вопроса, скуки. Характерен для человека в состоянии сытой сонливости, вплоть до сна наяву.

Агрессивно-оскорбляющий взгляд - демонстрация собственной силы, готовности "раздавить" собеседника. Обычно сопровождается презрительной гримасой или полным отсутствием мимики на лице, что более опасно.

Пронизывающий взгляд - в народе говорят "как холодом обдало". Своеобразный взгляд следователя, прокурора, человека, наделенного властью или имеющего право требовать отчета, даже обвинять в данной ситуации.

Контролирующий взгляд присутствует при крайне важной или напряженной беседе человек отслеживает малейшие телесные проявления и действия партнера, ловит каждое его слово. Девиз этого состояния "Я все увижу, все услышу - ничего не пропущу"

Пьяный взгляд - характерен для психических больных и людей в состоянии алкогольного опьянения. Безостановочное движение глаз, разбегающихся во все стороны, изредка прерывается остановками, вы званными стремлением ухватить нить беседы, ситуацию.

Холодный взгляд - человек безэмоционально созерцает окружающее. Окружающее для него - не более чем скучное театральное действие с плохими актерами.

Сальный взгляд - ощупывающий взгляд развратника. Может быть бесцеремонным, а может посылаться украдкой.

Очарованный взгляд - взгляд человека, находящегося на пике эмо­ционального, религиозного или другого экстаза.

Глаза откровенно говорят о внутренних переживаниях человека, недаром опытные "игроки" пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

Людей обычно выдают:

  • · какие-либо изменения в обычном выражении глаз - возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
  • · непроизвольные движения глаз (заметно "бегающие глаза") - тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • · блестящий взгляд - горячка, возбуждение;
  • · остекленелый взгляд - чрезвычайная слабость;
  • · увеличение зрачков - ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
  • · употребление некоторых лекарств и наркотиков (марихуаны, кокаина);
  • · сужение зрачков - накатывание раздражения, злобы, ненависти и сходных отрицательных эмоций, непринятие чего-либо; действие определенных наркотиков (морфия, героина);
  • · сумбурные движения зрачков - знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
  • · усиленное моргание - возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Субъект, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • · "отсутствующий взгляд" - сосредоточенное размышление;
  • · переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок - падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • · настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) - признак враждебности и явного желания доминировать;
  • · настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) - знак сексуальной заинтересованности;
  • · отвод и опускание взгляда - стыд, обман; - взгляд сбоку - недоверие;
  • · взгляд то отводится, то возвращается назад - отсутствие согласия, недоверие.

Походка

Должны быть отмечены особенности походки:

быстрая походка с размахиванием руками указывает на энергич­ность, целеустремленность, решительность;

медленная походка с опущенным взглядом, еле волоча ноги - указывает на угнетенное состояние, депрессию;

подчеркнуто интенсивное движение руками, подбородок припод­нят, ноги - словно деревянные, походка - принужденная, рассчитан­ная на то, чтобы произвести впечатление, все - это указывает на само­довольство, демонстративность, помпезность, свойственные данному индивиду;

стремительная походка, руки на бедрах - соответствуют вспышкам энергии, стремлению достичь своих целей кратчайшим путем за наименьшее время;

очень медленная походка в позе с опущенной головой, руками, сцепленными за спиной, задумчивым выражением лица - указывает на озабоченность решением какой-то проблемы.

Различают несколько типов походки:

ритмичная – расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения, типична для гуляющих;

равномерная /по типу армейского маршевого шага/ – волевая деятельность или стремление к цели;

широкие шаги – часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление;

короткие, маленькие шаги – чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный;

ритмически сильная /с усиленными движениями бедер/ – наивно – инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч в резонанс – в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;

шаркающая, «провисающая» – отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность;

твердая, угловатая , «ходульная», «деревянная» – зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.

постоянное приподнимание на напряженных носках ног – стремление вверх, ведомое сильной потребностью в чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

В общении между людьми язык тела, как филогенетически более древний, приобретает качественное значение. По языку тела легко судить о состоянии внутреннего мира человека.

Человек, владеющий ситуацией, не очень заботится о неприкосновенности границ "своей территории". Ему не требуется защита в виде различных прикрытий - столов, стульев, папок, портфелей.

К расширению территории склонны неуверенные в себе люди. Сидя, они расширяют личное пространство вытянутыми ногами или руками, раскинутыми на спинки соседних стульев, используют для этой цели различные предметы. Стоя, они широко расставляют ноги, опираются вытянутыми руками на спинки стульев, колонны, стены, дверные косяки или просто подбочениваются. Люди, которые пере­оценивают важность статуса партнера, сами расширяют границы его территории, держась от него в стороне, на почтительном расстоянии.

Имеет значение пантомимика обследуемого: осанка, поза, жести­куляция, автоматизированные элементарные (тики) и генерализован­ные (вздрагивания и т.п.) двигательные реакции, общая двигательная активность. Сгорбленная осанка, опущенная голова, застывшая ми­мика - чаще всего указывают на депрессивное состояние. Горделивая осанка, поднятый подбородок, взгляд свысока - указывают на самодовольство и честолюбие человека. Если такая осанка сочетается с украшени­ем символическими знаками, это может указывать на наличие у индивида бредовых идей самовозвеличивания. Скрещенные на груди руки указывают, как правило, на защитную позицию человека. Скрещенное положение рук может быть и не связано с позицией защиты, а являться элементом комфортной позы. В этом случае кисти рук расслаблены. Определенно о защитной позе свидетельствует сочетание скрещенных на груди рук со сжатыми кулаками или напряженными пальцами. Защитную позицию усиливает скрещенное положение ног. Если в положении сидя "нога на ногу" человек покачивает верхней, это обычно указывает на то, что ему наскучила ситуация.

Об отсутствии защитной позиции свидетельствуют: расслаблен­ные руки, расстегнутая куртка (пиджак и т.п.), наклон корпуса в сто­рону собеседника. О заинтересованном внимании говорит легкий наклон головы, взгляд, устремленный на собеседника. Когда человек утрачивает интерес, положение головы выпрямляется, плечи сначала поднимаются, затем опускаются, взгляд начинает блуждать по сторо­нам, часто корпус собеседника принимает ориентацию в сторону выхода из помещения.

Демонстративное выражение скуки - полное безразличие, жест "голова в руке", т.е. голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты. Жест "рука подпирает щеку", поза роденовского "Мыслителя", обычно указывают на состояние размышления о чем-то. Жесты: потирание подбородка в процессе беседы, снимание очков и тщательное протирание их стекол, захватывание носа в неплотно сжатую горсть, соединенное с прикрыванием глаз - свидетельствуют о протекании сложного процесса размышления (оценивания), о большой сосредо­точенности над принимаемым решением. Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем, выражает сомнение или затруднительное положение. У некоторых лиц эквивалентными по значению являются жесты касания мочки уха, протирания глаз. Если собеседник опирается подбородком на кисть руки, при этом указательный палец вытянут вдоль щеки (по носогубной складке), а остальные располагаются ниже рта, это, как правило, свидетельствует о критическом подходе к словам партнера. Если этот жест сопровождается наклоном тела от партнера - тон оценки явно негативный.

Комплекс жестов отрицательной оценки: сложенные на груди ру­ки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, отворачивание лица в сторону ("нос воротит") или наклон головы вперед, взгляд исподло­бья (взгляд "поверх очков") - сигнал о неэффективности выбранной тактики беседы. В этом случае предпочтительнее отказаться от "лобовой атаки" и оставить "больные" вопросы до более благоприятного момента, перевести разговор в другое русло, чтобы снизить напряже­ние собеседника.

Если человек старается не смотреть на собеседника, то, скорее всего, он что-то скрывает. На это указывает также жест "рука (чаще левая) прикрывает рот" после реплики, как если бы человек хотел остановить свою речь, но слова уже слетели с губ. О том, что человек скрывает свои намерения, может свидетельствовать поза, когда локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук расположены прямо перед ртом.

Наоборот, если пальцы кистей рук соединены наподобие купола (одноименные пальцы прикасаются кончиками друг к другу) - это означает доверительность и уверенность в себе. Руки могут быть со­единены таким образом на разных уровнях. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях (в положении сидя) или чуть выше пояса (стоя). Лица, занимавшие руководящее положение, как правило, держат руки тем выше, чем выше их ранг. Более мягкая форма этого жеста - пальцы накладывают друг на друга (пальцы одной кисти при­крывают пальцы другой кисти), обычно, также означает доверие.

Жест "руки сжимают друг друга" (кисти охватывают одна другую, пальцы напряжены) наблюдается, когда человек попал в слож­ную переделку, например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него. Тесно сцепленные руки, пальцы переплетены - жест подозрительности и недоверия. Если при сцепленных руках большие пальцы начинают массировать друг друга, это указывает на потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке. Для женщин типичный жест потребности в усилении своей уверенности - медленное и изящное поднимание руки к шее. Если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно. Похожее или более энергичное движение у мужчины на завершающем этапе маскируется тем, что рука поглаживает шею или поправляет сзади воротник рубашки ("жарко под воротничком"). Этот жест бывает связан с чувством облегчения после миновавшей опасности, с разрешением неприятной ситуации.

Поза - "руки на бедрах" (в положении стоя) или "одна рука опи­рается на колено предплечьем, другая - ладонью" (в положении сидя) указывает на готовность к действию: выполнению задания, заверше­нию разговора, принятию решения.

Различаются несколько способов посадки человека:

закрытая /ноги и ступни сомкнуты/ – боязнь контакта, недостаток уверенности в себе;

беззаботно-открытая /ноги или бедра широко расставлены/ – недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;

ноги замкнуты одна за другую – естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;

посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной – высокая степень заинтересованности в предмете разговора;

посадка при постоянной готовности вскочить /например, одна ступня – под сидением стоит полностью, другая – позади нее на носке/ – типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур.

По мнению психологов, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего, критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову – скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности – дело, безусловно, непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • · руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен - чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
  • · корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах - уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
  • · стояние, опираясь руками о стол или стул - ощущение неполноты контакта с партнером;
  • · руки с расставленными локтями заведены за голову - осознание превосходства над другими;
  • · закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов - знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
  • · высовывание больших пальцев рук из карманов - знак превосходства;
  • · скрещенные конечности - скептическая защитная установка;
  • · нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак - установка доверия;
  • · наклон головы в сторону - пробуждение интереса;
  • · наклон головы вниз - отрицательное отношение;
  • · легкий отклон головы назад - знак агрессивности;
  • · сидение на кончике стула - готовность вскочить в любой момент чтобы: либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
  • · закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди - знак "отключения" от разговора;
  • · забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) - пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
  • · скрещенные лодыжки у сидящего - сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
  • · положение (сидя или стоя) с ногами ориентированными на выход - явное желание прекратить разговор и уйти;
  • · частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость - внутреннее беспокойство, напряженность;
  • · вставание - сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
  • · сцепленность пальцев рук - разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
  • · кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются - знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
  • · руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены - перед ртом - скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
  • · поддерживание головы ладонью - скука;
  • · пальцы, сжатые в кулак расположены под щекой, но не служат для опоры головы - признак заинтересованности;
  • · подпирание большим пальцем подбородка - знак некоей критической оценки;
  • · обхватывание своего бокала двумя руками - замаскированная нервозность;
  • · выпускание дыма от сигареты вверх - положительный настрой, уверенность в себе;
  • · выпускание дыма от сигареты вниз - негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Жесты и телодвижения

"Жест есть не движение тела, а движение души". Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест - свидетельствует о черте его характера.

Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:

  • · активная жестикуляция - частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
  • · чрезмерная жестикуляция - признак беспокойства или неуверенности.

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

  • · демонстрация открытых ладоней - показатель откровенности;
  • · сжатие кулаков - внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
  • · прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи - удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
  • · прикосновения к носу или легкие почесывания его - неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
  • · потирание пальцем века - ложь, но иной раз - ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
  • · потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) - озабоченность, смущение, неуверенность;
  • · поглаживание подбородка - момент принятия решения;
  • · суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, троганье частей одежды) - настороженность, нервозность, смущение;
  • · пощипывание ладони - готовность к агрессии;
  • · покусывание ногтей - внутреннее беспокойство;
  • · всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) - маскируемая нервозность;
  • · собирание "ворсинок" с одежды - жест неодобрения;
  • · оттягивание от шеи явно мешающего воротничка - человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;
  • · протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот - пауза для обдумывания, просьба подождать;
  • · снятие очков и бросание их на стол - чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;
  • · гашение или откладывание сигареты - период максимального напряжения;
  • · слишком частое сбивание пепла с сигареты - тягостное внутреннее состояние, нервозность;
  • · наклон головы набок - пробуждение интереса;
  • · быстрый наклон или поворот головы в сторону - желание высказаться;
  • · постоянное отбрасывание якобы "мешающих" волос со лба - беспокойство;
  • · явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).

Определенное диагностическое значение имеет оценка общей двигательной активности. Высокая двигательная активность, дости­гающая уровня двигательной расторможенности, характерна для лиц с преобладанием гипертимных черт характера. Лиц шизоидного типа отличают скованность движений, застывание в определенных фазах движений, двигательные стереотипы, ритуальные движения и автоматизмы. Лицам эпилептоидного типа свойственна определенная контрастность в психомоторике: медлительность, тяжеловесность, плохая переключаемость движений и в то же время, импульсивность, склонность к бурным двигательным разрядам. Для лиц, находящихся в состоянии депрессии, характерны вялые замедленные движения.

Важную информацию, отражающую состояние и свойства испы­туемого, несут особенности голоса и речи: сила и тембр голоса, интонация, темп речи, плавность. Возбуждение, гнев, восторг вызывают усиление и повышение тона голоса. Неуверенность, сомнения приводят к замедлению речи, растягиванию слов. Удивление, испуг сопровождаются непроизвольными восклицаниями. Волнение, страх вызывает дрожание голоса, усиление заикания.

Вот некоторые характеристики человеческого голоса:

–скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;

–громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;

–артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;

–высота: фальцет /дословно – «головной голос»/ присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос – мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос – признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство;

–режим и течение речи: ритмичное говорение /ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло–текучая манера говорить /типична для общения на пикниках/ свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера характеризует трезвое, целесообразное мышление.

Интересы наблюдения за особенностями смеха.

Так, смех на «а» /ха-ха/ – совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.

Смех на «е» /хе-хе/ – не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.

Смех на «и» /хи-хи/ – одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.

Смех на «о» /хо-хо/ звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.

Смех на «у» /ху-ху/ указывает на скрытый страх, боязливость.

Невротическое заикание, как правило, связано с перенесенными острыми психическими травмами (сильный испуг в детстве, разлука с родителями, внезапное изменение привычного жизненного стереоти­па - например, определение в детские ясли, сад и т.д.). Помимо заика­ния может наблюдаться другое нарушение речи, так называемое спо­тыкание. Спотыкание связано не с судорогами артикулярных мышц, а с разнообразными нарушениями темпа и ритма речи (уско­ренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму). При этом на­блюдаются также дефекты артикуляции (смазанность речи), неожиданные колебания громкости, монотонность, затрудненное нахожде­ние слов, нечеткая формулировка фраз, беспорядочная перестановка смысловых ударений. В происхождении спотыканий большое значение имеют остаточные явления ранних органических поражений головного мозга.

Интонация подчас более информативна, чем содержание речи. Одна и та же словесная формулировка может принадлежать совершенно различным людям и может быть высказана в спокойно-дружеском, бесстрастно-описательном, настойчиво-просящем, на­смешливом, жалобном или возмущенном тоне. Темповые особенно­сти речи являются важнейшими признаками темперамента человека: для подвижного типа характерна быстрая, стремительная речь, почти без пауз; для инертного - замедленная, с длительными паузами. За­медленная, вязкая, обстоятельная речь, с частыми персеверациями, склонностью к деталям типична для эпилептоидов. Замедленная примитивная речь с длительными паузами, отражающими затруднения в формулировании самых элементарных фраз, свойственна лицам с низким интеллектуальным развитием. Медленная, тихая, иногда еле слышная, речь, как бы через силу шевелящиеся губы - отличают лиц, находящихся в состоянии депрессии.

Непроизвольные реакции

Эти реакции обычно плохо поддаются контролю (хотя различными приемами пытаются их маскировать) и потому весьма информативны. Отдельные из них выявляют при аппаратной диагностике обмана, осуществляемой приборами, известными под обобщающим названием "детектор лжи" (а также "полиграф").

Стандартное прочтение этих реакций таково:

  • · покраснение лица (иной раз пятнами) - стыд, гнев;
  • · побеление лица - страх, признак виновности;
  • · расширение зрачков - интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;
  • · сужение зрачков - неудовольствие, отвергание;
  • · усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (поддергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения) - тревога, страх, стыд, обман;
  • · снижение частоты пульса - повышенное внимание;
  • · быстрое или поверхностное дыхание - внутреннее напряжение;
  • · короткое дыхание через нос - злость;
  • · нарушенность дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны - тревога, стыд, обман;
  • · пересыхание рта (сглатывания, облизывание губ, жажда) - страх, обман;
  • · внезапное обнажение зубов - признак ярости, агрессивность;
  • · испарина, пот - гнев, смущение, нервозность, обман;
  • · дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица) - внутреннее напряжение, страх, обман;
  • · частое моргание - возбуждение, обман;
  • · урчание в животе - страх (не всегда, разумеется);
  • · скрип зубами - сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.

По характеру ответов на вопросы, по тому, в какой манере и какими словами, как высказывается, можно получить первое представление об особенностях личности говорящего.

При эпилептоидной акцентуации характера человек обычно отвечает неторопливо и немногословно, но при этом обнаруживает чрезмерную склонность к детализации, потребность рассказать о несущественных мелочах, не имеющих непосредственного отношения к сути обсуждаемого вопроса. Такие лица не выносят, когда их перебивают, в требовании кратких и четких ответов по существу они видят невнимательность к себе, неблагожелательное отношение и тогда за­мыкаются.

При истероидной акцентуации характера наблюдаются пре­тенциозность, театральная манера высказывания, излишняя аффектация. Красочным описанием своих переживаний такая личность стре­мится произвести впечатление необычности, исключительности, со­средоточить на себе особое внимание.

При сенситивной и шизоидной акцентуациях характера имеет место излишняя сдержанность в ответах. Скупость высказываний у сенситивных личностей чаще всего бывает обусловлена застенчиво­стью, а у шизоидных - тем, что у них самих уже сложилось свое соб­ственное четкое представление о проблеме и они сообщают по своей инициативе лишь те сведения, которые им самим представляются важными.

При психастенической акцентуации характера вслед за ответом, а иногда и вместо него, можно услышать пространные рассуждения. За этим обычно стоят тревожная мнительность, опасения наихудшего, хотя и маловероятного, а рассуждения нередко служат для самоуспо­коения.

При ипохондрической акцентуации обследуемые постоянно ищут возможность рассказать о своих проблемах.

При неврастеническом типе нередко в тоне, которым даются ответы, сквозит несдерживаемое раздражение, а при паранойяльном типе - озлобление на всех и на все.

Учитывая многозначность связей внешних признаков и субъективной психической реальности, индивидуальную специфичность поведенческих и вегетативных реакций, следует при наблюдении значимой особенности поведения в той или иной ситуации зафиксировать эту особенность при повторении ситуации, а также в других ситуациях, отличающихся от первоначальной. Это позволяет отделить случайные совпадения закономерных. Любое предположение относительно психологической реальности, вызвавшей то или иное поведение, требует проверки, сопоставления с альтернативными источниками. Рассматривать частные условия появления наблюдаемого по­ведения в сопоставлении с общей ситуацией, что позволяет более точно понять смысл наблюдаемого.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта