Главная » Ядовитые грибы » М ковалевский труды. Родился историк, юрист, социолог, этнограф максим максимович ковалевский

М ковалевский труды. Родился историк, юрист, социолог, этнограф максим максимович ковалевский

Максим Максимович Ковалевский

Ковалевский Максим Максимович (1851 - 1916) - русский правовед и социолог, стоявший у истоков социологического образования в России, общественный деятель. Труды: «Сочинения» в 2 томах, «Моя жизнь. Воспоминания». Создатель так называемой генетической социологии , занимающейся изучением зарождения, становления и развития общественных институтов. Опираясь на контовскую идею о взаимозависимости факторов исторического процесса, Ковалевский разработал собственную теорию социальных факторов (плюралистическую концепцию социальной причинности), настаивая на «равноправии» всех факторов и условий, возможности каждого из них выступать в качестве «независимой переменной».

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010 , с. 17.

Другие биографические материалы:

Выборгское воззвание от 10 июля 1906 года (документ).

Каченовский Дмитрий Иванович (1827-1872), известный юрист, один из преподавателей Ковалевского.

Сочинения:

От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 1-3. М., 1906;

Социология, т. 1-2. СПб., 1910.

Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. М., 1879. Ч. 1;

Происхождение современной демократии. М., 1895-1899. Т. 14;

Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства. М„ 1898- 1903. Т. 1-3;

Сочинения: В 2 т. Спб., 1997.

Литература:

Лиоренцевич И. Г. Плюралистическая теория М. М. Ковалевского. - В кн.: Социологическая мысль в России. Л., 1978.

История и историки, 1977. М., 1980;

Социологическая мысль в России. Л., 1978;

Мягков Г. П. Русская историческая школа. Казань, 1988;

Сафронов Б. Г. М. М. Ковалевский как социолог. М., 1960; М. М.

Ковалевский в истории социологии и общественной мысли: Сб. статей. Спб., 1996;

Погодин С. Н. Русская школа историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. Спб., 1998;

М. М. Ковалевский. Спб., 1998;

М. М. Ковалевский и современная общественная мысль. Спб., 2001;

Хайлова Н. М. М. М. Ковалевский // Российский либерализм: идеи и люди. М., 2007.

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851–1916) русский социолог, правовед. Метод социологии К. – историко-сравнительный, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политич., юридич., историч. и т. п. характеристикам, рассмотрение к-рых позволяет выявить основные этапы развития обва в целом. Критерий выделения сходных групп К. видел во внешнем сходстве анализируемых явлений, что усложняло их классификацию и выявление причин, их породивших. Стремясь преодолеть эту трудность, К. установил главную причину изменений для каждой сферы обществ. жизни: в экономике – это биосоц. фактор – рост населения, в политике – экономич. сдвиги, в обществ, жизни – политич. практика. Т.обр., сравнительно-историч. метод позволял сделать вывод о генетич. родстве явлений, наметить общую тенденцию развития. Анализ соц. явлений на основе их происхождения К. называл "генетич. социологией", с помощью к-рой он исследовал образование основных обществ, ин-тов – семьи, собственности, гос-ва. Факторы, определяющие эволюцию этих ин-тов, в основном биосоц. (рост населения) и психологич. порядка. К. отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. После поражения революции 1905 г. он обращается к анализу гос-ва, к-рое понимал как расширение "замиренной сферы", возникающее в рез-те психологич. склонности людей признавать над собой власть тех, кто якобы наделен магич. силой управлять природой, – выдающихся личностей. Происхождение классов К. никак не связывает с возникновением гос-ва, считая основой соц. дифференциации рост плотности населения и возникающее на этой основе разделение труда. Наиболее ярко существо социологич. концепции К. отразилось в понятии прогресса, вне к-рого нет и не может быть социологии. Взгляды К. на прогресс складывались под влиянием идей о росте "замирения" как главном признаке прогресса в учении его университетского учителя Д.И. Каченовского, теории взаимности П. Прудона и соц. динамики О. Копта (еж.). Содержание прогресса К. отождествлял с расширением сферы солидарности, считая ее рост важнейшим и универсальным соц. законом. Солидарность – норма обществ. жизни, а классовая борьба – отклонение от нормы. Хотя К. и признавал револ1бцию как способ движения вперед, но считал ее «противоестественной формой», рез-том ошибок правительства.

В истории российской науки есть имена, интерес к которым не угаснет никогда и на каждом последующем этапе осуществляется новое прочтение и познание значимости их деяний, идей, трудов. В истории русской социальной мысли к ним, несомненно, относится Максим Максимович Ковалевский - выдающийся ученый-энциклопедист, общественный деятель, педагог.

Ковалевский родился в 1851 году в Харьковской губернии, в семье отставного полковника, ветерана Отечественной войны 1812 года. После окончания гимназии с золотой медалью он поступил на юридический факультет Харьковского университета, где его учителем стал выдающийся ученый - юрист, профессор Д. И. Каченовский, лекции которого определили научные интересы Ковалевского.

После окончания университета Ковалевский учился в университетах Берлина, Парижа и Лондона. По его словам, именно в Англии он сформировался как ученый. Здесь он общался с известными учеными того времени - Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Д. Морлеем, К. Марксом, Г. Мэном.

С 1877 года он начинает преподавательскую деятельность в Московском университете, а с 1880 года Ковалевский становится ординарным профессором. В университете Ковалевский читал курсы как общих, так и специальных дисциплин - сравнительной истории права, истории политических учреждений, истории американских учреждений, сравнительной истории семьи, собственности, истории Древнейшего уголовного права и процесса. На его лекции по сравнительному законодательству иностранных государств собирались не только юристы, но и историки, филологи, естественники и медики. Ни одна из аудиторий университета не вмещала всех его слушателей и ему приходилось читать в актовом зале. Свободное слово Ковалевского и критическое отношение к тогдашней правительственной политике делало его в глазах Министерства просвещения «опасным человеком», и поэтому он был отчислен из университета.

В 1887 году Ковалевский вынужден уехать за границу. Он не был изгнанником или эмигрантом, он мог свободно приезжать и уезжать в Россию, но фактически был лишен возможности читать лекции в каком-либо из высших учебных заведений страны. Поселившись во Франции, Ковалевский погрузился в научную работу. Именно в эти годы им написаны самые известные научные труды. «Происхождение современной демократии» в 4-х томах (1895), «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» (1896), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» в 3-х томах (1898), «Развитие на-родного хозяйства в Западной Европе» (1899) и др., принесшие ему славу социолога, юриста, историка.

Только в 1905 году, после 17-летнего отсутствия, Ковалевский возвращается на Родину, уже ученым с мировым признанием. В его творчестве органически переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнология, публицистика. В каждое из названных направлений М. М. Ковалевский внес свой вклад, создал научные школы и традиции. С его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии и т. д. Без всякого преувеличения можно сказать, что без его имени нельзя написать объективную историю российской социальной науки.

Кроме того, М. М. Ковалевский являлся известным общественным, государственным деятелем. Он был депутатом 1 Государственной Думы (1905), состоял от академических кругов России в Государственном Совете, стоял во главе Партии демократических реформ. Он один из тех, кто в нашей стране активно распространял идеи прав человека, гражданина, идеи конституционности и демократии.

Ковалевский принадлежал к либеральному направлению вместе с такими учеными, как А. И. Чупров, Н. И. Кареев, С. А. Муромцев, В. О. Ключевский, И. И. Янжул, П. Г. Виноградов и др. И сегодня его работы о происхождении и сущности демократии, о сущности парламентаризма не потеряли своего научного значения. Опыт творческой и общественной деятельности Ковалевского очень нужен сегодня нашему обществу, возрождению отечественной социальной науки. Его ученик, выдающийся социолог XX века, П. А. Сорокин писал: «Ковалевский - прежде всего ученый, прежде всего профессор Божьей милостью, а затем уже общественный деятель, публицист, государственный политик и т. д. В центре его жизни была наука. Ей он отдал большую часть своей жизни, ею он жил и в области научного же творчества создал себе наиболее долговечный "нерукотворный" памятник».

Среди его научных интересов особое место занимала социология. Трудно назвать другого ученого, который сделал бы так много для развития социологии в нашей стране, для распространения социологических идей и постановки обучения социологии молодых людей, становлению социологической корпорации и социологической культуры. Подчеркивая это, П. Милюков писал: «Имя той науки, которая содержала в себе полный ответ на духовные потребности М. Ковалевского, которая была, так сказать, его систематическим мировоззрением, есть социология».

Этапы институционализации российской социологии в основном связаны с его деятельностью.

Ковалевский действительно был среди русских социологов первым социологом-профессионалом, тогда как все другие социологи до него и рядом с ним были, так сказать, «властителями дум», руководителями общественного мнения, служителями определенных интересов, традиций и мировоззрений.

Институционализация, в социологическом смысле, представляет собой длительный и трудный процесс организации знания, его седиментацию, признание его структур и становление форм его воспроизводства и определенных традиций деятельности. «Институционализация, - пишет И. А. Голосенко, - наглядно фиксирует результативность научной деятельности, рост профессиональной культуры, междисциплинарную дифференциацию, изменение интеллектуальной традиции».

К концу XIX в. российская социология, несмотря на все исследования и традиции, которые сформировались, оставалась без организационно-воспроизводственной структуры и без конкретной дифференциации с другими науками, т. е. без соответствующего признания со стороны научной общественности. Подчеркивая эту ситуацию, М. Ковалевский писал: «Социология, обнимающая все области социального знания, синтезирующая их основные выводы, раскрывающая пред нами причины прогресса и упадка отдельных наций, указывающая на условия примирения порядка с поступательным ходом истории, продолжает оставаться изгнанной из высших школ и пользуется незавидной репутацией у официальных педагогов».

Например, о недоверии историков к социологии писал Н. Кареев, Он приводил пример того, как в 1919 г. при реформе преподавания на историко-филологическом факультете Петроградского университета среди многих преподавателей, профессоров того времени только двое поддержали включение социологии в круг предметов обучения на факультете. Ими были академик Лаппо-Данилевский и сам Кареев. Это было связано не с беспомощностью сложившегося знания, а с теми препонами, запретами и предрассудками, которые существовали по отношению к социологии в России. Нелюбовь царского Министерства просвещения к социологии определялась тем, что она выступала за конституционный строй, за демократизацию образования и общественной жизни в стране. В связи с различного рода запретами многие известнейшие социологи вынуждены были творить долгие годы вне своей страны. Достаточно назвать П. Лаврова, М. Ковалевского, П. Лилиенфельда, Е. де Роберти и т. д.

Формирование институтов организации общения российских социологов и закладка организационных оснований развития социологического знания и его признание начались только с начала XX в. и этот процесс связан с именем М. М. Ковалевского, Он одним из первых понял, что развитие социологии невозможно без создания институтов ее интеграции, без институтов обучения и пропаганды наличного знания. Поэтому в деятельности Ковалевского занимают большое место вопросы организации российской социологии, создание институтов подготовки социологов, издание литературы и трансляция социологического знания, поиск путей вхождения российских социологов в международное социологическое сообщество.

Несмотря на все трудности, Ковалевский последовательно реализовал свои идеи. Будучи за границей, в 1901 г. со своими единомышленниками (Е. де Роберти, Ю. Гамбаров и др.) он создает в Париже Русскую высшую школу общественных наук, фактически первый российский факультет социологии. Школа, по словам Ковалевского, ставила целью дать молодым людям современное обществоведческое образование. Создание Школы во Франции связано с тем, что в условиях тогдашней России это было невозможно, так как обучение социологии в российских университетах было запрещено.

Идея создания Школы была поддержана многими известными русскими учеными-демократами. Почетным председателем был избран И. И. Мечников, который там же читал курс «Очерк воззрений на человеческую природу», а директором - Ковалевский. Интересно, что в Школе читали лекции все известные тогдашние социологи, историки, правоведы, политики. Среди них были представители различных научных направлений и мировоззрений. Это говорит о большой культуре ее создателей, их терпимости к различным мнениям, чего так не хватало за годы советской власти и часто не хватает и сейчас. Кстати, это было выражением глубокой научности и терпимости Ковалевского как директора Школы, что не позволяло ему входить в борьбу теоретических и мировоззренческих позиций. Известно, что он резко осуждал «добровольную односторонность» ученых из-за чрезмерных мировоззренческих пристрастий и за нежелание понимать важности сотрудничества и общения. Только поэтому в Школе могли читать лекции люди разных мировоззренческих ориентаций: М. Туган-Барановский, Е. де Роберти, В. Чернов, Ю. Гамбаров, Н. Кареев, А. Чупров, С. Муромцев, Г. Плеханов, П. Струве, В. Ульянов (Ленин) и другие. Кроме того, лекции читали такие известные западные социологи, как Э. Дюркгейм, Г. Тард, Э. Вандервельде, Р. Вормс и другие. Число учащихся в Школе доходило до 300-400 вольнослушателей. Многие выпускники Школы стали известными учеными, общественными деятелями, среди них социолог проф. К. Тахтарев, экономист-социолог С. Струмилин, Ф. Артем (Сергеев), Н. Суханов и другие.

Наряду с общеобразовательными предметами в Школе читались такие социо-логические курсы, как: «Введение в социологию» (Н. Кареев), «Общая социология» (Е. де Роберти), «Современные социологи» (М. Ковалевский), «Социальный монизм» (В. Чернов), «Юриспруденция и социология» (С. Муромцев), «История сословий в России» (М. Ковалевский) и т. д. Студенты могли также прослушать множество других социологических спецкурсов. Школа имела учеб-ные планы, составленные на каждый год, которые интересны и сейчас.

Школа выпустила ряд сборников учебных материалов, лекций, отражающих проблемы социологического знания. Очень интересен, например, сборник под названием «Русская Высшая Школа в Париже. Лекции профессоров» (СПб., 1905) под редакцией Е. В. де Роберти, Ю. С. Гамбарова и М. М. Ковалевского. Этот объемный труд является фактически первым международным социологическим сборником на русском языке. Кроме статей русских ученых Ковалевского, де Роберти, Лесевича, Чупрова, Шейниса, он включает статьи известных французских социологов, лекторов Школы - Тарда, Вормса и других. Эта работа и другие имели определенное значение в распространении социологических идей в российском обществе.

Опыт Школы не прошел даром. Во-первых, Школа способствовала либера-лизации социогуманитарного образования в России и послужила основой развития социологического знания и образования; во-вторых, ее традиции, опыт в дальнейшем пригодились в России в преподавании социологии, в ее институционализации. Опыт Русской высшей школы общественных наук был использован также при создании в 1908 г. Народного университета А. Шанявского в Моск-ве, который сыграл огромную роль в развитии и демократизации высшего образования.

В 1908 г. М. Ковалевский создает вместе с Е. де Роберти и при поддержке акад. В. М. Бехтерева первую в России кафедру социологии в частном Психоневрологическом институте. Это осуществлялось с большими трудностями, ибо министр народного просвещения Шварц не утвердил ходатайство Совета Психоневрологического института, заявив, что социология может скомпрометировать учебное заведение. Интересно, что такое отношение к социологии высказано в 1908 г., когда в Европе она уже стала университетской наукой, а в США первый факультет социологии был создан в 1892 г.

Раздраженный подобным отношением к социологии, Ковалевский чуть позже в статье «Социология на Западе и в России» писал, что «Европа покрылась целой сетью социологических обществ, начиная от Парижа и Лондона и оканчивая Берлином, Веною и Римом. В Сорбонне открылась кафедра социологии и ее занимает хорошо известный автор "Разделение общественного труда" Эмиль Дюркгейм». Далее продолжал: «У нас существует всего-навсего одна кафедра на всю Империю в 160 миллионов жителей и то в частном университете, в Психоневрологическом Институте... Меня менее бы поразило известие, что в Нанкине или Пекине создана кафедра социологии, чем слух о том, что г. Кассо затевает такую реформу в Москве или Петербурге».

В этот период Ковалевский активно читает лекции по социологии в различных вузах Петрограда - в Университете, Политехническом институте, в частном Петроградском университете, Бестужевских и Лесгафтовских курсах. Его лекционная деятельность способствовала в будущем превращению социологии в университетский, вузовский предмет преподавания, хотя часто это были не обязательные курсы, а дополнительные, специальные. Несмотря на это, у него появились ученики.

Первыми учениками Ковалевского были П. Сорокин, Н. Тахтарев, Н. Кондратьев, Н. Тимашев, ставшие в будущем выдающимися учеными-социологами. Именно с Ковалевского начинается понятие «ученичества» в нашей социологии. По свидетельству его учеников, работе и общению с ними он уделял огромное внимание. Это является одним из элементов институционализации. т. е. заложения традиционно-непрерывного воспроизводства научного направления, научной традиции и профессиональных специалистов.

Говоря о месте Ковалевского в институционализации социологии, надо вспомнить и подготовку им индивидуальных и коллективных работ, которые способствовали определению ее предмета, нахождению этой наукой своего места среди других социогуманитарных наук и развитию ее методов. По инициативе Ковалевского и де Роберти изданы «Новые идеи в социологии», вып. 1-4 (СПб., 1913-1914). Их мечтой было издание в России профессионального социологического журнала, и названные выпуски сборника ими представлялись как прелюдия к такому журналу. К сожалению, наступившая война помешала реализации их идей относительно издания журнала.

Идея российского социологического журнала была заложена и в задачи Рус-ского социологического общества (1916). Так получилось, что такой журнал был основан в нашей стране только в 1974 г. Дистанция в 60 лет!

Безусловно, названные работы Ковалевского и другие, где он выступал автором, редактором-организатором, способствовали определению места социологии в системе социогуманитарных наук, приращению социологического знания и ее признанию со стороны других научных направлений и массового сознания. Трудно назвать другого социолога, который сделал бы так много для распространения социологических идей и постановки обучения социологии молодых людей, становления социологической корпорации и социологической культуры в нашей стране.

С именем Ковалевского связано также формирование секции социологии при Историческом обществе в Санкт-Петербургском университете (1912). Создание самостоятельного научного общества, конституирующего социологию, было мечтой Ковалевского и его единомышленников. Названная секция представляла фактически первую попытку объединения социологов для совместной реализации их планов. Начинания Ковалевского, Кареева и других привели к тому, что в дооктябрьский период и в первые годы советской власти курс социологии начал читаться в ряде университетов и частных учебных заведений, а в 1919 г. были открыты по инициативе ученика Ковалевского П. Сорокина кафедра и отделение социологии на факультете общественных наук Петроградского университета. Воодушевленный этим успехом, П. Сорокин предлагал в письме в Комиссариат народного просвещения «введение социологии в число обязательных предметов преподавания не только в программу высшей школы, но и в программу школы 11-й ступени...». Однако судьба этих созданий оказалась печальной. Скоро руководитель кафедры П. Сорокин был выслан из страны (1922), а при очередной реорганизации факультетов Петроградского университе-та (1925) и вовсе теряются и отделение, и кафедра.

Та же участь постигла и Русское социологическое общество им. М. М. Кова-левского, которое было создано в 1916 г., при активной поддержке научной общественности, его учениками П. Сорокиным, К. Тахтаревым и другими. Социологическое общество явилось важной вехой институционализации российской социологии и было также признанием заслуг Ковалевского в ее развитии. Фактически с этого периода состоялось в полном объеме признание российской социологии; этим было подтверждено, что в России произошла окончательная седиментация социологии как определенного направления социальной мысли.

Членами Общества были не только социологи, но и такие известные ученые и политические деятели, как И. П. Павлов, В. А. Вагнер, А. Ф. Лазурский, В. М. Бехтерев, П. Н. Милюков, В. А. Маклаков, Е. В. Тарле, А. В. Пешехонов и другие. Это подчеркивало признание значения и роли социологического знания среди других наук и в обществе. Однако, несмотря на усилия А. С. Лаппо-Данилевского, Н. И. Кареева, П. А. Сорокина, Н. К. Тахтарева, В. А. Вагнера, деятельность Общества была короткой. Февральская и Октябрьская революции, а затем утверждение в нашем государстве догматического мышления свели начавшуюся работу Общества на нет. Впоследствии П. Сорокин в своих воспоминаниях писал, что в 1920 г. оно стало работать фактически «на нелегальном положении», а после преследований, заключения в тюрьмы, смерти некоторых руководителей Общества оно прекратило свое существование. Попытку возродить социологическое общество им. М. М. Ковалевского в 1923 г. сделал проф. В. А. Вагнер, подавший в Петроградский губисполком «Записку учредителей» с прошением об утверждении нового Устава, к которому прилагался список учредителей с анкетными данными. Однако просьба Вагнера осталась без ответа, что для того времени было неудивительно. Только в 1993 деятельность Общества в России была возобновлена.

За то короткое время, которое существовало Русское социологическое общество, оно способствовало дальнейшей институционализации нашей социологии, начатой Ковалевским и его сподвижниками. Усилиями членов Общества был создан в 1918 году Социобиблиологический институт. Он имел целью: 1) научно-практическую систематизацию всех явлений в области социологической мысли, социального строя и законодательстве; 2) устройство и поддержание собрания трудов главных социальных мыслителей; 3) популяризацию социологических знаний.

Сотрудниками института были Н. Кареев, П. Сорокин, Н. Серебряков, Е. Енгель и другие. В рамках социологического института проходили семинары, читались курсы лекций. Так, Н. А. Гредескул читал курс «История социологических учений», А. А. Гизетти - «История русской социологической мысли», П. А. Сорокин - «Социологическая аналитика и механика», П. И. Люблинский - «Уголовная социология» и т. д. Планировалось издание «Социологического ежемесячника» и ежемесячного сборника «Социальное строительство в России». К сожалению, участь этого института была такой же, как и других.

Ковалевский сыграл большую роль и в институционализации мировой социологии. Он являлся членом и президентом «Международного института социологии» (1894) и членом «Общества социологов» в Париже (1895).

М. Ковалевский является автором многих работ в области социологии. Среди них особое место занимают «Социология» в 2-х томах (СПб., 1910), «Современные социологи» (СПб., 1905), «Очерк происхождения и развития семьи и собственности (М., 1939), «Социология и сравнительная история права» (М., 1902) и т. д. В работах Ковалевского мы находим громадную эрудицию и широкие выводы, основанные на огромном эмпирическом материале. Он, как отмечал П. Сорокин, один из редких ученых, кто умел сочетать абстракции с эмпирическими данными и в результате чего достигал результатов «первого разряда». Кстати, эмпирические данные он черпал не из чужих работ, они были всегда добыты им самим. Надо сказать, что современные дискуссии о соотношении теоретического и эмпирического после внимательного изучения опыта Ковалевского часто кажутся беспредметными.

Социологическая система Ковалевского весьма содержательна и оригинальна. Во-первых, она характеризуется историчностью анализа и широтой сравнительных обобщений. Этому способствовал активно развиваемый им историко-сравнительный метод, как метод социологического исследования истории. У Ковалевского исторический и сравнительный методы слились в один историко-сравнительный метод социологии, что было новым, оригинальным подходом. Он называл этот метод «средством построения совершенно новой еще ветви описательной социологии - я разумею историю человеческих обществ». С помощью этого метода он провел интереснейшие типологические обобщения в различных научных направлениях (социология, история, право, экономика).

Во-вторых, она, т. е. социологическая система, носит плюралистический характер. Ковалевский придерживался идеи многофакторности общественных процессов, им была сформулирована теория социальных факторов. Теоретическая позиция Ковалевского выражена наиболее четко во включенных в настоящее издание трудах. «Следует говорить не об одностороннем влиянии, а о воздействиях, взаимно оказываемых друг на друга всеми явлениями, из которых слагается общественная жизнь, и не о руководящих факторах - экономическом, правовом, государственном, научном, художественном и т. д., а о стоящих в тесном общении фактах или явлениях общежития» - писал он.

Критикуя «монистов», создателей самостоятельных доктрин, по свидетельству П. Сорокина, он говорил: «Удивительно однобоки эти люди». Он был далек от прямолинейности в обобщениях и не хотел себя загонять в определенные рамки всякой монистической методологии, хотя иногда при исследовании конкретных социальных процессов придерживался определенного момента, доминирующего фактора. Так, в работе «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (1898-1903) он использует гипотезу роста населения, но в других работах этот фактор для него не стал важнейшим. Его методологический принцип состоял в обобщении на основе изучения многочисленных фактов и факторов общественного процесса. Этому способствовало непременное сочетание в его творчестве эмпирического и теоретического.

Как отмечают исследователи, взгляды Ковалевского на проблему факторов общественного развития подвергались изменениям. Плюрализм Ковалевского ут-вердился позже, тогда как в ранних работах проявлялся незначительно, о чем говорилось выше. Однако, эволюцию Ковалевского, как пишет П. Сорокин, надо видеть не как переход от монизма к плюрализму, а как переход от скрытого плюрализма к плюрализму декларативному и явному, переход от субстанционального понятия факторов к методологическому конструированию последних, где фактор ставится в простую функциональную связь нескольких рядов и таким образом становится чисто методологической независимой переменной.

Таким образом, Ковалевским вместо теории фактора была создана впоследствии теория функциональной связи общественных явлений, которая им была реализована в многочисленных работах.

Третьим моментом социологической системы Ковалевского является генетическая социология . Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. Ковалевский всегда был верен позитивистской методологии и он никогда ей не изменял. Концепция генетической социологии непосредственно вытекает из определения им предмета социологии, которую он считал наукой, имеющей своей целью установление законов и тенденций общественного развития. «Генетической социологией, - писал он, - называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...». Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных фактов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов, их символического окружения у различных народов. Актуализация сравнительно-исторического метода обеспечивает раскрытие их типологического единства, общности, т, е. закономерности. Общественное развитие, развитие институтов, ведет к постепенному углублению сферы солидарности во взаимодействии между народами, социальными группами и т. д. Здесь Ковалевский расходился с марксистской социально-исторической концепцией, утверждавшей о неизбежности обострения социальных противоречий и о необходимости их насильственной ликвидации. Кстати, это было одной из основных причин отхода Ковалевского от Маркса, с которым он был лично знаком и поддерживал переписку. В целом он высоко ценил научное значение теории марксизма в области теоретической политэкономии и истории хозяйства, и в исследовании этих сфер, считал он, роль этой теории незаменима.

Максим Максимович Ковалевский (27 августа (8 сентября) 1851, Харьков – 23 марта (5 апреля) 1916, Петроград) - русский социолог, историк, окончил юридический факультет Харьковского университета в 1872 г., образование продолжил за границей, где познакомился со многими наиболее крупными деятелями науки и общественной жизни, в частности, с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1877 г. он защитил магистерскую диссертацию "История полицейской администрации и полицейского суда в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда III" и начал чтение лекций по государственному праву иностранных держав и по истории учреждений в Московском университете. В 1880 г. Ковалевский стал ординарным профессором Московского университета, защитив докторскую диссертацию "Общественный строй Англии в конце средних веков". Десятилетие (с 1877 по 1887 г.), проведенное им в Москве, было блестящей порой Московского университета. Отстраненный от преподавания в 1887 г. "за отрицательное отношение к русскому государственному строю", Ковалевский уехал за границу, где читал лекции в лучших университетах Европы и Америки.

Его научные интересы были поистине энциклопедическими: Ковалевский - автор известных трудов по истории и экономике, создатель новой школы права, исследователь этнографии народов Кавказа, видный русский социолог, стоявший у истоков социологического образования в России.

Ковалевский - вице-председатель, а с 1907 г. председатель Международного института социологии, член Общества социологии в Париже, один из организаторов Высшей Русской школы общественных наук в Париже. После возвращения из-за границы в 1905 г. он занимался активной общественной деятельностью в России - был депутатом I Государственной думы, где основал партию демократических реформ, членом Государственного Совета от Академии наук и университетов. С 1909 г. Ковалевский - один из редакторов журнала "Вестник Европы", председатель многочисленных обществ и кружков: Вольного экономического общества, Юридического общества, русского отделения Общества мира и других.

В 1905-1916 гг. Ковалевский - профессор Петербургского университета. Студент Н. В. Егоров вспоминал: "Большой популярностью пользовался знаменитый профессор политической экономии и общественный деятель Максим Максимович Ковалевский. Свои в высшей степени содержательные и интересные лекции он читал превосходно. Вокруг его имени царил ореол легенды. Нам, студентам, импонировало, что М. М. Ковалевский был лично знаком со многими выдающимися европейскими учеными. "..." Он имел самые разносторонние связи в политическом мире Западной Европы и России. М. М. Ковалевский обладал колоссальной эрудицией и даром превосходного изложения предмета. Мне нравилась сама внешность Ковалевского: высокого роста, представительный, с очень красивым и породистым лицом. Ко всему этому надо прибавить громкий, четкий голос и прекрасную дикцию" (Ленинградский университет в воспоминаниях современников. Т. 2. 1895-1917. Л., 1982. С. 112-113).

По отзывам современников, Ковалевский обладал качеством подлинно университетского наставника: все три аспекта своей деятельности - науку, преподавание и политическую практику - он взаимоплодотворно сочетал. Этим объясняется и широкий диапазон его лекционных курсов, сменявших друг друга по мере завершения исследования. Один учебный год Ковалевский читаел историю государственных учреждений, другой - современные политические институты на Западе, третий - историю сословий на Западе и в России, четвертый - сравнительную историю семьи и собственности и т. п. Как верно заметил его ученик, а позднее коллега по Петербургскому университету профессор И. М. Ивановский, преподавание было для Ковалевского любимым делом, которому он отдавался "со свойственной ему энергией и увлечением" (Ивановский И. М. М. Ковалевский в Петроградском университете (1906-1916) // М. М. Ковалевский. 1851-1916. Сб. статей. Пг., 1917. С. 110).

В истории российской науки есть имена, интерес к которым не угаснет никогда и на каждом последующем этапе осуществляется новое прочтение и познание значимости их деяний, идей, трудов. В истории русской социальной мысли к ним, несомненно, относится Максим Максимович Ковалевский - выдающийся ученый-энциклопедист, общественный деятель, педагог.

М.М. Ковалевский (1851-1916) — крупнейший русский социолог конца XIX — начала XX в. Он оказал огромное влияние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе. Значительным авторитетом М. Ковалевский пользовался как крупный ученый и в Западной Европе.

О Ковалевском писали исследователи Н. Кареев, П. Сорокин, П. Милюков и др. Г.В. Плеханов относил Ковалевского к числу людей, чьи труды представляют существенный вклад в общественную науку. Он писал, что Ковалевский принадлежит к немногим русским авторам, сочинения представляют собой серьезные социологические исследования.

В творчестве М. Ковалевского органически переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др.

Глава 1. Биография Ковалевского М.М.

Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) принадлежал к группе ученых, идейно связанных с либеральной буржуазией и некоторыми влиятельными слоями академической русской интеллигенции. Это была научная школа, весьма далекая от радикализма, однако же и не консервативная, во всяком случае, в период, предшествовавший первой русской революции.

Ковалевский происходил из зажиточной дворянской семьи. По окончании гимназического курса в 1868 г. поступил на юридический факультет Харьковского университета, где у него сложился особенный интерес к исторической науке.

Готовясь к профессуре, Ковалевский уехал за границу, где провел около пяти лет с 1872 по 1877 г. Он сблизился со многими учеными, в том числе со Спенсером, Меном; из русских с Вырубовым, В. Соловьевым, Лавровым.

Возвратившись в Россию, Ковалевский защитил магистерскую, а затем докторскую диссертации, и, как профессор Московского университета, вел курсы по конституционному праву зарубежных государств.

Из крупных научных исследований этого времени, сделанных Ковалевским, надо назвать следующие: «Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения», «Общественный строй Англии в конце средних веков», «Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении».

Ковалевский сформировался как юрист, ориентированный на историю в ее обобщенном виде, то есть социологическом содержании.

На научную и особенно на преподавательскую деятельность Ковалевского в правительственных кругах смотрели подозрительно. Независимый характер, либеральные убеждения, наконец, популярность талантливого профессора в студенческой среде - все это сильно не нравилось властям. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю». В 1886 г. Ковалевский уехал за границу, где провел почти восемнадцать лет.

О том, что Ковалевского постоянно тянуло к России и к русским в период долгого пребывания за границей, свидетельствует факт организации им «Русской высшей школы общественных наук» в Париже в 1900 году, в которой слушателями была большей частью находившаяся в эмиграции радикально настроенная молодежь.

Поселившись на юге Франции, Ковалевский работал над главными своими трудами: «Происхождение современной демократии» (в 5 томах), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (в 3 томах), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентизму» (в 3 томах). Кроме этих фундаментальных трудов, он публиковал огромное количество больших и мелких работ в заграничных и русских изданиях.

Результатом исследования социологических проблем явились две книги, а именно: «Современные социологии» и два тома «Социология».

Ковалевский вернулся в Россию в 1905 году. Сторонившийся в прежние годы политики, теперь он захвачен общественным подъемом - участвует в различных организациях, пытается создать собственную политическую партию «демократических реформ» с умеренно-либеральной программой, становиться депутатом Государственной Думы и членом Государственного Совета.

Ни общение с Марксом и Лавровым, ни русская революция, по-новому поставившая многие проблемы жизни страны, не изменили давно сложившиеся у него конституционно-монархических убеждений. Если прежде, в 80-90 -х годах, обоснование и защита конституционализма еще имели для России какое-то значение в борьбе в самодержавием, то теперь умеренный либерализм потерял в глазах передовых людей всякую привлекательность. Из относительно прогрессивной в свое время политическая доктрина Ковалевского превратилась в консервативную.

Иное дело - научные знания. Здесь он был в своей привычной стихии, и влияние его как ученого по-прежнему в академических кругах было высоким. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учеными, издает журнал «Вестник Европы», заканчивает давно начатые исследования и берется за новые. Российская Академия наук избирает Ковалевского своим членом.

В 1916 году Ковалевский внезапно заболел и умер.

Глава 2. Методологический аспект социологии Ковалевского М.М.

В основном Ковалевский следовал за Контом и определял социологию как науку о законах и прогрессе в человеческих обществах.

Он считал, однако, лучшим определение профессора Элвуда, который определял социологию как науку об организации и эволюции общества. В этом определении уже содержатся два важнейших аспекта социологии, которые Конт характеризовал как социальную статику и социальную динамику. Они оберегают социологию от низведения ее к простой философии истории. Это замечание справедливо также относительно этики и психологии. Когда, например, Де Роберти пытался ограничить социологию социальной этикой, он не затрагивал целую область социологии. Кроме моральных соображений, которые важны для прогресса общества, существуют другие аспекты общественного прогресса, такие, как биологический и экономический, которые стоят отдельно от этического. Следовательно, социология - это наука об обществе, которая служит для исследования всех сторон и взаимоотношений в обществе. Это замечание справедливо и относительно психологии. Ковалевский был не согласен с Тардом в том, что область действия социологии полностью перекрывается психологией. Конечно, многое в обществе можно объяснить с помощью того, что Тард называл интерпсихологией, или теорией взаимодействия одного ума с другим. Но неадекватность коллективной или общественной психологии в интерпретации общественного процесса в целом ведет к тому, что психология выступает как часть социологии. Применимо это замечание и к биологии, поскольку предполагается, что общественная жизнь животных должна быть использована социологией для интерпретации возникновения общественных институтов в человеческом обществе. Конкретные общественные науки, такие, как этнография, статистика, политическая экономия, политическая наука и другие, снабжают социологию материалом для генетического учения, но, в свою очередь, сами должны базироваться на социологических законах, представляющих собой синтез процесса и прогресса человеческого общества.

Это замечание особенно справедливо относительно происхождения права, политических институтов и политической экономии. Социология вооружает юристов настоящими руководящими принципами для объяснения различныхстадий эволюции права и освобождает юриспруденцию от обычных метафизических предпосылок.

Подведем итог: «Конкретные общественные науки, - говорит Ковалевский, - несмотря на то, что они дают социологии материал для выводов, должны в то же время основывать свои эмпирические обобщения на тех же основных законах сосуществования и развития, что формулирует и обосновывает социология как наука о порядке и прогрессе человеческого общества».

Ковалевский после тщательного изучения различных систем социологии пришел к заключению, что нет единого, все объясняющего социального фактора. Он был нетерпим к социологам, которые проявляли монистический уклон и которые постоянно искали все объясняющий фактор социальных процессов.

Ковалевский говорил: мы имеем дело не с причинами, но с факторами, каждый из которых на том или ином пути взаимодействует с массой других фактов, обусловливается ими и сам обусловливает их. Говорить о причинах, т.е. о фактах, определяющих собой всё остальное, для нас тоже самое, что говорить о каплях вод реки, которые своим движением определяют её течение.

Касаясь идеи всеопределяющей причины, Ковалевский рекомендовал историко-сравнительный метод как лучше всего приспособленный для социологических исследований. Таким образом, он подошел к школе генетической социологии, которой посвятил большую часть своей книги «Социология».

Данный подход в социологии получил название плюралистического, выразителем которого стал Ковалевский.

В основе его теории лежит плюрализм - принцип, утверждающий наличие многих факторов, оказывающих различное влияние на состояние и развитие общества.

Основными работами Ковалевского являются «Современная социология», «Очерк развития социологических учений», «Социология». Его как социолога интересовали связь социологии с историческими науками, сравнительно-исторический метод исследования, многофакторный подход к изучению общества, социальные закономерности и общественный прогресс.

Ковалевский воспринял идею гармонии труда и капитала и способности государства решать все конфликты мирным путем. Понятие социального прогресса было связано для него с расширением солидарности.

Ковалевский считал, что социология отвлекается от случайных событий и указывает общую тенденцию развития общества. Цель социологии - раскрыть причину покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственности и причинной связи. В классификации наук он поместил социологию вслед за биологией и психологией.

Одним из важнейших методов социологии Ковалевский считал сравнительно-исторический метод, который, по его мнению, был наиболее научным. В соответствии с этим методом у различных народов можно выделить группы, сходные по своим политическим, историческим, юридическим процессам и дающие возможность установить факт прохождения различными народами и государствами одинаковых стадий развития. Сравнительно-исторический метод основывается на признании единства и целостности человеческого общества, на существовании исторических закономерностей, которые он призван обнаружить. Но один этот метод сам по себе еще не гарантирует успеха исследования. Необходимо брать общество во взаимосвязи всех его сторон и строить сравнение на предельно широком материале. Основную ценность этого метода Ковалевский видел не в открытии новых факторов, а в научном объяснении уже имеющихся, в возможности «постепенного восхождения до общих мировых причин развития» социальных явлений.

Глава 3. Понятие генетической социологии и ее метод

Общественные явления Ковалевский пытался объяснить путем анализа их происхождения. Этот его метод носит название «генетическая социология». В настоящее время этим термином обозначается эволюционное направление в социологии, занимающееся изучением зарождения, становления и развития наиболее устойчивых социальных образований на основе сравнительно-исторического исследования обществ, находящихся на разных ступенях развития.

Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. Ковалевский всегда был верен позитивистской методологии и он никогда ей не изменял. Концепция генетической социологии непосредственно вытекает из определения им предмета социологии, которую он считал наукой, имеющей своей целью установление законов и тенденций общественного развития. «Генетической социологией, - писал он, - называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...». Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных фактов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов, их символического окружения у различных народов. Актуализация сравнительно-исторического метода обеспечивает раскрытие их типологического единства, общности, т, е. закономерности. Общественное развитие, развитие институтов, ведет к постепенному углублению сферы солидарности во взаимодействии между народами, социальными группами и т. д. Здесь Ковалевский расходился с марксистской социально-исторической концепцией, утверждавшей о неизбежности обострения социальных противоречий и о необходимости их насильственной ликвидации. Кстати, это было одной из основных причин отхода Ковалевского от Маркса, с которым он был лично знаком и поддерживал переписку. В целом он высоко ценил научное значение теории марксизма в области теоретической политэкономии и истории хозяйства, и в исследовании этих сфер, считал он, роль этой теории незаменима.

Генетическая социология Ковалевского, основанием которой служила этнография, была направлена на изучение эволюции социальных институтов в этническом «облике», в частности в России.

Ковалевский находил эту часть социологии особо интересной для русских ученых в силу чрезвычайно богатого этнографического материала, которым они владели и который, несмотря на тщательную работу целых поколений ученых, так и не был надлежащим образом обработан.

Он разделял этот материал на этнографический - с особым вниманием к пережиткам в брачной жизни экзогамии, анимизма и т.д. - и историколегендарный, включающий в себя большое количество фольклора.

Используя историко-сравнительный метод, он думал не только о всесторонней оценке предмета исследования, но выводил свои заключения из посылок, которые подвергал проверке сравнением. Этим он надеялся показать, как все аспекты общественной жизни психически связаны один с другим и как их взаимодействие сказывается на различных общественных институтах.

Таким образом, она включает в себя сочетание этнографических и социологических методов и представляет своеобразный вид социокультурной антропологии, направления, которому в последние годы уделяется большое внимание в нашей стране.

Ковалевский, рассматривая развитие форм социальности (культурности), исходил опять же из плюралистических позиций. Я бы сказал, что он опередил дискуссию между сегодняшними антропологами материалистами и символистами. Для него генетическая социология, как тип и антропологии, включала в себя поиск объективных закономерностей развития форм социальности, а также интерпретацию, поиск смысла тех или иных норм, «невидимого» духовного мира, связанного с переживаниями, верованиями, идеологиями, суевериями.

В концепции генетической социологии Ковалевского мы находим соединение в рассмотрении общественного развития земных (объективных) факторов с духовными, символическими. Он уверен, что общность, коллектив, человек существуют как в мире созданном им, в определенной природной среде, так и в мире духовном, культурном, символическом. Таким образом, у Ковалевского мы находим соединение объективного и символического подходов, тем самым он снимает иногда ненужные споры о справедливости, истинности одного из них.

Заключение

Ковалевский - один из немногих ученых в русской социологии, который вел свои исследования, не будучи сторонником какого-либо научного течения. Его работы поэтому были менее «русскими». В целом юридическая и историко-генетическая школы могут быть признаны одними из первых научных школ, избавивших учение о праве и политике от метафизических предпосылок и основывавших его на принципах эмпиризма.

Социологическая теория Ковалевского — явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития.

Ковалевский синтезировал историко-социологическую мысль своего времени на принципах эволюционистской теории. Анализируя социологические идеи различных школ и направлений, он старался показать, что-то или иное направление вносит нового в понимание природы общества и его отдельных проявлений, а также указать те границы, за пределами которых выводы оказываются несостоятельными. В своей научной деятельности он остался верен идее объективной закономерности исторического прогресса как необходимого условия научной социологии, а также объективного и беспристрастного подхода к исследованию различных проявлений общественной жизни. По своим философско-методологическим принципам он во многом остался в лоне позитивизма, и новые социологические веяния (неокантианство) не коснулись его. А вся его общественная и политическая деятельность была связана с поиском лучшего будущего для русского народа и стремлением вывести его на магистральную дорогу человеческой цивилизации.

Список литературы

1. Галактионов А.А. Русская социология XI - XX веков: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань», 2002

3. Кареев Н.И. Основы русской социологии. Спб., 1996.

4. Ковалевский М.М. Социология.СПб., 1990 T.II

5. http://ecsocman.edu.ru

6. http://socio.msu.ru

Социолог, правовед, экономист, историк, этнограф, антрополог, общественный и политический деятель Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - представитель "классического позитивизма" в России. По мнению известного французского социолога Р. Вормса, М.М. Ковалевский был "соединительным звеном между двумя мирами - Западом и Востоком". Он много сделал для того, чтобы в России социология получила статус самостоятельной науки.

М.М. Ковалевскому принадлежит важная роль в процессе институциализации социологии в России. В 1908 г. при его участии начала функционировать первая в России кафедра социологии в Психоневрологическом институте, в 1912 г. создана секция социологии при Историческом обществе Петербургского университета, в 1910-1913-х гг. инициировано издание пяти томов первоисточников "Родоначальники позитивизма", в 1913-1914-х гг. осуществлен выпуск сборников "Новые идеи в социологии".

Социологические воззрения М.М. Ковалевского формировались в основном под влиянием позитивистской социологии О. Конта. Большое влияние оказали на него идеи и личные контакты с Г. Спенсером и К. Марксом. Оценивая влияние эволюционной теории Г. Спенсера и экономического учения К. Маркса, М.М Ковалевский признавал, что они "направляли до некоторой степени" его научную деятельность. Первое укрепило в нем позитивистскую методологию, хотя идею "спонтанной эволюции" он не разделяет; второе - развило интерес к экономической теории, но не поколебало приверженности к позитивизму.

Социологические воззрения М.М. Ковалевского нашли отражение в работах: "Социология и сравнительная история права" (1902), "Этнография и социология" (1904), "Современные социологи" (1905), "Очерк развития социологических учений" (1906), "Две жизни: Маркс и Спенсер" (1909), "Социология": в 2 г. (1910), "Современные французские социологи" (1913), "Социология на Западе и в России" (1913), "Очерк развития социологии в конце XIX - начале XX века" (1914), "Происхождение семьи, рода, племени, государства и религии" (1914).

М.М. Ковалевский, следуя в русле контовского позитивизма, признавал самостоятельность и равноправие социологии с другими отраслями естествознания. По его мнению, социология как молодая наука, которая делает свои первые шаги и может "стать на ноги только с момента установления ею собственных законов". Особенность социологии он видел в том, что в отличие от других общественных наук (экономической, юридической и исторической), которые изучают отдельные стороны и периоды общественного развития, социология способна дать целостное и развернутое представление об обществе.

В понимании предмета социологии М.М. Ковалевский соглашался с О. Контом о необходимости различать социальную статику и социальную динамику. Однако если французский позитивист определял социологию как науку о социальном порядке и общественном прогрессе, то русский социолог, доказывая, что в общественном развитии имеет место как беспорядок, так и регресс, предложил вместо понятий "порядок" и "прогресс" использовать в определении социологии более широкие понятия "организация" и "эволюция".

Под влиянием социологического учения Г. Спенсера М.М. Ковалевский предложил в качестве третьего раздела предмета позитивной социологии включить изучение социальных изменений таких социальных общностей, как семья, община, каста, сословие, нация. Этот раздел он назвал генетической социологией, которая должна исследовать "эволюцию форм общественной жизни всего человечества".

Взаимодействие социологии с другими общественными и гуманитарными науками М.М. Ковалевский определял следующим образом: конкретные науки об обществе, представлял социологии материал для умозаключения, в то же время должны опираться своими эмпирическими обобщениями на общие законы сосуществования и развития, которые призвана устанавливать социология. По его мнению, социология, будучи "абстрактной наукой человеческого общежития", предоставляет конкретным общественным наукам общую концепцию социальных изменений, синтезирует их результаты и сводит их в систему. Отсюда основными задачами социологии как позитивной науки должны быть следующие:

  • - сведение в единую систему разнообразных социологических концепций и синтез научных исследований об обществе;
  • - установление связей между различными сторонами жизни общества и выявление общих законов общественного развития;
  • - исследование коллективного сознания социальных общностей в аспекте их организации и эволюционных изменений;
  • - выяснение сущности общественного прогресса и выявление фаз социальной эволюции.

М.М. Ковалевский был сторонником объединения в социологии разнородных течений, призывал не ниспровергать существующие социологические концепции, а находить в них позитивные моменты. Он осуждал те социологические школы, которые претендуют на монопольное право истинности своих выводов. Русский социолог выступал за сближение различных подходов и синтез их в позитивной социологии. В то же время он критиковал тех, кто заявлял о непознаваемости законов развития общества или объяснял их с позиций теологии и мистики.

М.М. Ковалевский ратовал не только за эклектизм социологии, но и за ее плюрализм - признание множественности причин общественного развития. В связи с этим он в своих поздних трудах отказывался от свойственного ему ранее монистического подхода, согласно которому определяющим фактором эволюции форм народного хозяйства признавался только демографический - рост численности и плотность населения. Русский ученый утверждал, что нельзя сводить историю той или другой эпохи "к решению уравнения с одной неизвестной". По его мнению, социолог должен исследовать "одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин", стремясь к всестороннему охвату объекта познания.

Призывая социологов отказаться от поиска "причины причин" и изучать взаимодействие и взаимовлияние как можно большего количества факторов, М.М. Ковалевский предлагал отказаться от употребления самого термина "фактор", так как позитивная социология признает лишь факты. Однако он допускал возможность при изучении отдельных сторон или периодов общественной жизни выделять преобладающее воздействие какого-либо наиболее важного факта.

М.М. Ковалевский выступал против использования в социологии оценочных суждений и субъективного метода. Он заявлял, что социологии должен быть свойственен такой же объективизм, как в науках о природе. Поэтому в качестве ведущего метода социологического познания предлагал пользоваться сравнительно-историческим методом. До него западные социологи за сравнительно-исторический метод выдавали простое сопоставление двух или нескольких развивающихся обществ с целью выяснить либо их сходные черты, либо различия. Русский социолог считал, что из факта случайного сходства или различия нельзя выводить научные заключения. Сравнение, которое ограничено только, например, "римско-католическим миром", как у О. Конта, без учета Востока и особенностей "славянского мира" будет неполным. А простое сопоставление без ссылки на то, в какой мере одно общественное явление отстало от другого, "бесполезно и опасно".

Суть сравнительно-исторического метода, по мнению М.М. Ковалевского, составляет параллельное изучение общественной эволюции различных народов, древних и современных, которое должно, в конечном счете, "дать общую формулу поступательного движения общественной жизни". Сравнивать можно однотипные и сходные социальные факты при условии достижения обществами одинаковой ступени развития. Недостаточно добыть факты, нужно еще показать, что изучаемое явление тесным образом связано со всей совокупностью условий переживаемой стадии развития общества. Факты необходимо зафиксировать во времени исторической эволюции. Соединение исторического подхода с принципом сравнения позволяет делать выводы о генетическом родстве явлений, воспроизводить тенденцию и устойчивые моменты развития тех или иных социальных явлений, институтов, процессов.

В качестве основных принципов сравнительно-исторического метода М.М. Ковалевский выделял:

  • - отказ от любых оценочных суждений;
  • - рассмотрение фактов в тесной связи со временем и местом их проявления;
  • - изучение только закономерных изменений в общественной жизни;
  • - учет последовательности перехода одной стадии общественного развития в другую.

При использовании сравнительно-исторического метода М.М. Ковалевский советовал следовать трем правилам. Первое - сопоставления должны строиться на максимально широкой основе, учитывая данные истории самых разнообразных народов. Второе - социолог обязан опираться на материалы всех наук, имеющих отношение к объекту исследования, и применять все возможные их методы. Третье - при анализе социальных закономерностей следует исходить из того, что общество представляет собой органическое единство различных своих сторон. Соблюдение этих правил, по мнению М.М. Ковалевского, позволит социологам уяснить "естественную историю общества" и выявить этапы его "внутреннего развития".

Центральное место в позитивной социологии М.М. Ковалевский отводил учению об общественном прогрессе. Общественный прогресс он определял как "основной закон социологии" и утверждал, "что без идеи прогресса не может быть социологии". Согласно его представлению, все народы проходят приблизительно одинаковые ступени эволюции, хотя по времени у разных народов прогресс может не совпадать.

Сущность общественного прогресса М.М. Ковалевский видел в постоянном росте социальной солидарности. Вслед за Э. Дюркгеймом и Л.И. Мечниковым он выдвигал идею общественной солидарности в качестве основополагающей в учении об общественном прогрессе. Под социальной солидарностью социолог понимал осознание социальной общностью "целей и взаимной зависимости членов группы друг от друга". Солидарность, полагал он, возникает уже в процессе биологической эволюции человеческого рода, когда индивидуальная борьба за существование сменяется стремлением индивидов к объединению и появляется разделение труда. Дальнейший рост социальной солидарности, по его мнению, связан с объединением индивидов в крупные социальные образования: племена, нации, государства и с социальной дифференциацией внутри них. Наличие солидарности в социальных образованиях им было обозначено понятием "замиренная среда", понимаемой как наличие в социальной общности осознания "общности интересов и взаимной зависимости друг от друга".

Тенденцию исторического развития социальной солидарности М.М. Ковалевский представил в виде ряда "концентрических кругов, выражающих собой расширение человеческой солидарности" от первобытного рода до современного человечества. На пути расширения социальной солидарности им было выделено три исторических этапа:

  • 1) "родовое единство", связанное с возникновением племен;
  • 2) "патриотизм", вызванный к жизни образованием наций и государств;
  • 3) "космополитизм", наступление которого будет обусловлено появлением региональных союзов государств и образованием всемирной федерации.

Одновременно с развитием социальной солидарности вширь, отмечал М.М. Ковалевский, происходит и ее движение внутрь. Так, с появлением наций и государств внутри них образуются меньшие социальные общности: касты, сословия, классы. "Касты, - писал он, - сменяются менее замкнутыми сословиями, а последние уступают место изменчивым по своему составу классам". Он приводил доказательства ослабления противостояния классов и свидетельства их "замирения" в процессе смены рабства крепостничеством, а последнего - наемным трудом. Примером классового "замирения", с его точки зрения, может служить характерное на рубеже ХIХ-ХХ вв. сотрудничество предпринимателей с рабочими.

Среди основных видов социальной эволюции М.М. Ковалевский особое внимание уделил экономическому и политическому прогрессам. Экономический прогресс им рассматривался как переход от натурального хозяйства непосредственного потребления к международному рыночному меновому хозяйству, а политический - как переход от национального государства к всемирной федерации государств.

Объявляя общественный прогресс магистральным путем эволюции человечества, М.М. Ковалевский в социальной поляризации и классовой борьбе видел препятствие укреплению социальной солидарности и движению общества к социальной гармонии. Другим тормозом общественного прогресса он, как и О. Конт, признавал преобладание в человеке эгоизма над альтруизмом, чувственности над разумностью. Преодолению этих препятствий, по его мнению, может способствовать не столько ликвидация социально-политической дифференциации в обществе, сколько изменение природы и характера людей, упрочение союза внутри социальных образований, замена классовой борьбы сотрудничеством классов.

Социология М.М. Ковалевского - явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось и подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития. Исследователи социологического наследия М.М. Ковалевского отмечают что, с одной стороны, он придал российской социологии европейские формы, а с другой - обозначил вектор ее самоопределения, открыв исследованиями своих учеников К.М. Тахтарева и П.А. Сорокина новый этан развития отечественной социологической мысли.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта