Главная » Ядовитые грибы » Не то что имеете вы природа.

Не то что имеете вы природа.

Фёдор Иванович - один из известнейших поэтов в русской литературе, его имя тесно связано с политической и и жизненными водоворотами.

Фёдор Тютчев - поэт-мыслитель

В нём угадывался мыслитель. Он запомнился, несмотря на то что оставил после себя немногое: несколько статей, переводные и оригинальные стихотворения, далеко не все из которых удачные. Но ведь среди других есть жемчужины мысли, глубочайшие и тонкие наблюдения, бессмертные выражения, следы грандиозного ума и вдохновения. Всю жизнь он писал стихи, чтобы найти себя, лучше понять свой так что его читатель ещё и свидетель духовной работы поэта по самопознанию. Фёдор Тютчев писал, испытывая потребность высказаться самому себе. Он очень чуток к природе. Его ловкость в обращении с образами стихии - это дар, который можно заметить невооружённым глазом. В стихотворения поэта приятно всматриваться, их интересно изучать, разбирать - образы заключают в себе множество потайного смысла, именно поэтому так увлекателен их анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - стихотворение, написанное Тютчевым в 1836 году, несёт в себе важную Мысль поэта. Но какую? Это мы и попробуем выяснить.

У гениев мысли сходятся

Прежде чем начинать следует познакомиться с событиями, которые повлияли на его появление и послужили вдохновением для поэта. Больше всего сходств его мысль имеет с натурфилософией Фридриха Шеллинга, немецкого мыслителя. Творческие взаимосвязи между ними прослеживались неоднократно, интерес к его творчеству зародился ещё в те времена, когда поэт примкнул к будущим славянофилам, которые разделяли эстетику и романтическую метафизику немецкой литературы, в частности Шеллинга. Тютчев не был плагиатором, он не заимствовал сами идеи, лишь обращал внимание на постановку отношений человека и природы, человека и Вселенной, на одухотворение Космоса и понятия мировой души. Русский поэт был одним из самых верных последователей идей немца и долгое время придерживался концепций Шеллинга. Также это стихотворение Ф. И. Тютчева - протест против эссе Гейне, которые публиковались во Франции и критиковали позицию Фридриха, Гофмана и Новалиса и их натурфилософию.

Роль обращения в стихотворении

Если обратить внимание, то всё стихотворение построено как обращение к читателю - вот с чего стоит начать анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - это послание поэта к нам. Если глобализировать явление, то всю литературу можно назвать диалогом творца и его читателя. Если в некоторых произведениях это не бросается в глаза, то здесь Фёдор Тютчев задаёт нам вопросы, предлагая самим отыскать на них ответы и подумать над вопросами, которые могут показаться вечными. Обращение заставляет нас ощутить присутствие поэта, словно он наш собеседник, и в то же время позволяет уединиться с самим собой, заглянуть вглубь своего внутреннего мира и поразмышлять на предложенную тему. Мы не видим лирического субъекта, а лирического героя, в котором присутствуют черты самого Тютчева, потому что ему самому были близки подобного рода рассуждения. Благодаря обращению выстраивается диалог лирический герой - читатель, что делает стихотворение доступнее, оживляет его.

Отточия и главный смысл

Не будет полным, если обойти вниманием наличие отточий. Вместо них были строфы, но они по тем или иным причинам были изъяты цензурой. После такой процедуры они обыкновенно теряются и редко когда обнаруживаются. Так произошло и с данным стихотворением.

Однако, несмотря на то что некоторые куски отсутствуют, стихотворение не потеряло свой смысл. Главная его идея - тема взаимоотношений человека и природы. Подчёркивается важность способности человека чувствовать, потому что если человек «глух», то он и не живёт вовсе. Если для таких людей природа не имеет ни смысла, ни лица, то для Тютчева она важна и является «голосом матери самой». Именно образами природы поэт выражает сокровенные эмоции, задаёт волнующие его вопросы, ищет ответы в чём-то первозданном. Тютчев не просто рассматривает природу, любуясь ею, она наталкивает его на философские размышления, в ней поэт видит живой организм со своими чувствами, со своей душой и жизнью, законы которой не всегда в силах постичь человек.

Образ природы в лирике Тютчева

Природа - один из главных персонажей в стихотворениях Тютчева. Причём присутствует она зачастую не как фон для размышлений, а как действующее лицо, в его поэзии природа имеет лицо, она говорит, мыслит, чувствует.

Всё в ней кажется Фёдору Ивановичу полным особого смысла, который она стремится донести человеку. Но человек не всегда слышит природу. Чтобы понять, что она говорит, ему нужно слушать не ушами, а сердцем, пропуская всё через свою душу. Стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») не может быть построен без отсылки к этому образу, который играет здесь ключевую роль. Олицетворение природы делает её ещё более похожей на большой живой организм, с которым тесно связан каждый из нас, но всякий может заговорить с ним на одном языке, это требует соответствующего духовного воспитания, мягкость сердца и души. Природа выступает разнообразной: она способна быть могущественной, опасной, не знающей компромиссов, а может быть похожа на прекрасного и светлого ребёнка.

Лёгкие стихи Тютчева: в чём секрет?

После некоторых стихотворений остается странный осадок, какая-то тяжесть, когда мысли начинают неприятно роиться в голове.

Но вот после лирики Тютчева такого не наблюдается - в ней есть какая-то неясная лёгкость. Это не значит, что после неё человек не погружается в размышления, один тольео стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») уже тому подтверждение, ведь мысли, рассуждение, изучение тонкостей стихотворения. Просто Фёдор Тютчев предлагает нам мыслить всем понятными образами, которые не требуют подготовки, они предельно ясны и просты, как и всё гениальное. Природа - это и загадка, и то, что окружает нас с самого нашего рождения, что же может быть нам ближе? Духовная близость человека и природы - вот ключ, которым так умело оперировал поэт. Тема этих взаимоотношений знакома каждому из нас, построена она на чувствах и эмоциях, а не на чём-то научном и труднодоступном. Каждый новый анализ стиха Тютчева приближает нас к природе, которую так любил, уважал и одухотворял поэт.

Фёдор Иванович Тютчев

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» написано Тютчевым в лучших традициях русской гражданской обличительной поэзии восемнадцатого столетия. Вот только гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям, а к людям, не желающим понять природу, считающим ее «бездушным ликом», «слепком». Отношение самого Тютчева к природе можно кратко охарактеризовать двумя строчками:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Отражение этой мысли в том или ином виде встречается во многих стихотворениях поэта, относящихся к пейзажной лирике.

Во время первого издания «Не то, что мните вы, природа…» цензура изъяла из оригинала вторую и четвертую строфы. Считается, что они были неприемлемы с ортодоксально-церковной точки зрения. Впоследствии драматург, поэт и журналист Николай Сушков просил Федора Ивановича восстановить недостающие строки. К сожалению, это оказалось невозможным. Изъятые цензурой строфы Тютчев не помнил.

По мнению литературоведов, «Не то, что мните вы, природа…» — своеобразная творческая реакция Федора Ивановича на произведение Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». В нем поэт признается в любви природе, называя ее матерью и говоря, что для сердца она всего дороже. Отголоски стихотворения Батюшкова не раз появляются в творчестве Федора Ивановича. Достаточно вспомнить хотя бы «Певучесть есть в морских волнах…» и «Нет, моего к тебе пристрастья…». Кстати, к «Есть наслаждение и в дикости лесов…» обращался не только Тютчев. Также на произведение откликнулся Пушкин посредством гимна Председателя из «Пира во время чумы».

«Не то, что мните вы, природа…» — выступление сразу против двух групп людей. В стихотворении главенствует идея суверенности природы. Это противоречит взглядам вульгарных материалистов. Как известно, по их мнению, человек имеет право вторгаться в природу, подчинять ее своей воле. Суверенность природы отрицается и церковниками. Согласно принятым догматам, она считается лишь «слепком» божьей воли.

Тютчев — общепризнанный певец природы. Его пейзажная лирика по праву относится к шедеврам мировой поэзии девятнадцатого века. «Не то, что мните вы, природа…» — произведение программное. Именно в нем Тютчев наиболее ясно и пространно высказал свои взгляды на природу.

Писатель Тютчев родился в 1803 году. Это был девятнадцатый век, время которое было золотым для рассвета поэзии. Тютчев был довольно интересной и причудливой личностью. Когда-то, например, его знакомый написал, что сам писатель плохо заботится о своей внешности и уделяет этому очень мало времени. Его волосы всегда были всколочены, будто он не выспался или разогнаны ветром. Однако брился он постоянно, ему не нравилась борода. Одевался он довольно плохо, можно даже было его назвать неряхой, но на это он не обращал внимание. Если судить по походке, то она была как бы ленивая, рост у него был небольшой, однако лицо симпатичное.

Не смотря на все его внешние качества, Тютчев был весьма умным человеком, у него была бурная фантазия. Его в кругах представляли, как занятного собеседника, с которым приятно общаться, можно поговорить на любые темы. Писатель был очень остроумным, с подковыркой, любой с ним мог найти общий язык.


Многие отмечали, что человек он был разносторонний и необычный, его знакомый называл Тютчева дарованием Божьим. В биографии данного писателя довольно много интересных фактов, до конца всех не узнаешь. С противоположным полом у писателя довольно много отношений, было несколько жен и по словам писателя он любил каждую и очень сильно.

Жизнь Тютчева

Когда писателю исполнилось двадцать два года, он женился на вдове Элеоноре. Тогда писатель был моложе этой девушки на четыре года и у нее даже было четверо детей. Его жена была покровительницей для писателя, выполняла она этот долг изумительно, также позже родила ему трех детей. Однако скоро эти страсти прошли и уже 1833 году писателю понравилась Эрнестина Дернберг.

Однако та была замужем, своего супруга она не очень любила. Когда Тютчев встретил ее, тогда они были на балу, муж Эрнестины почувствовал себя плохо и уехал в тот день. Тогда он подошел к Тютчеву и сказал, что он поручает ему свою жену, через несколько дней барон умер.

Отношения писателя с данной особой имели существование, однако подробностей очень мало известно. Дело в том, что Эрнестина уничтожила всю переписку с писателем, а также с его знакомыми, поэтому до наших дней мало что дошло. Однако то, что сохранилось утверждает, что любовь у них была безмерная, которая потрясала Тютчева и в то же время мучила его.

Их отношения некоторое время были скрытными, однако после в 1836 году их роман получил большую огласку, тогда его первая жена пыталась покончить собой, нанеся себе удар ножом в грудь. Спустя год он встретился с Элеонорой и понял, что пришло время принять выбор и попрощаться с любимой женщиной. Через год Элеонора умерла, тогда говорят Тютчев в переживаниях посидел всего за одну ночь.

Однако прошло время, и писатель успокоился и отошел от негодований, затем он снова увлекся Эрнестиной. Писатель поехал в Швейцарию, где пошел на встречу к своей любимой, после через год они поженились. После венчания писатель пропал и находился в отпуске долгое время с женой. Его за это уволили из Министерства и лишили привилегий.

После скитаний по Европе в 1844 году писатель решает вернуться в Петербург, там же снова восстанавливается в должности и живет со своими двумя детьми и женой. Писатель вспоминал, что вот его жизнь уже налаживается, однако вскоре он увлекся другой девушкой. О ней мало, что известно, она упоминается в переписке, как Денисьева.

Любовь писателя переросла в светский скандал, однако вся грязь понеслась на Денисьеву. После с Тютчевым они любили четыре года друг друга после чего она умерла. Осталось трое детей после смерти Денисьевой. Все это время с Денисьевой Тютчев не разрывал отношения с семьей. По словам писателя, он безумно любил обеих женщин, те в свою очередь также обожали писателя.

Первая книга стихов писателя вышла в 1854 году, это было довольно поздно, возможно из-за его любовных похождений. Уже в шестидесятых годах у писателя настало трудное время, у него умерло много близких. Денисьева умерла от чахотки, это была его последняя любовь, после он отобразил это в стихах.

Все это время Тютчев не представлял свою жизнь без Эрнестины, он считал ее святой. Он ее так любил, написал про это также много стихотворений. Умер поэт спустя девять лет после смерти Денисьевой, тогда многие известные писатели высказали свою скорбь Тютчеву. Вся жизнь писателя подобна написанному роману, где есть все, любовь, верность, чувства. Все это Тютчев выразил в своих стихах, они понятны и интересны.

Писатель после себя не оставил большое творческое наследие, однако стал и при этом великим поэтом. Он написал несколько гениальных стихотворений, которые никогда не забудутся потомками. Среди них есть и «Не то что мните вы природа» которое мы и рассмотрим в данной статье.

Анализ стихотворения Тютчева


Стихотворения, написанные Ф.И. Тютчевым о русской природы, по праву считаются качественным проявлением русской поэзии. Этот великий поэт – один из немногих, кто рассматривал природу в качестве постоянного источника, откуда можно черпать впечатления и раздумья. В этом с Тютчевым может сравниться разве что Фет. Но именно Тютчеву удавалось очень тонко использовать стихотворную форму для передачи пейзажей.

При этом во время прочтения написанных им произведений говорить о бездушном наблюдении за природой неуместно. Природа для автора является поводом для размышлений, посвященных загадкам мироздания, вековым вопросам бытия. Только в редких случаях Тютчев описывал природу исключительно в качестве фона, в большинстве случаев она является одухотворенной, мыслящей.

«Не то, что мните вы, природа» была написана с использованием формы обращения. Отсутствие заглавия у этого произведения придает его смыслу еще большую глубину. Поэт старается выступить против тех людей, которые недооценивают значение природы в нашей жизни, он старается подчеркнуть очерствение человеческих душ в результате того, что они отдалились от природы.

Глядя на написанные автором строки, можно сделать вывод о том, что они выполнены поэтом с философским складом ума. Поэтому он не только обладал хорошим даром пейзажиста, но и собственной философией о природе. Тютчев любой элемент природы представлял в качестве одухотворенного, в качестве наполненного глубоким значением. В самом начале стихотворения употребляется «не» для более полного ограждения читателя от неправильной трактовки природы. У Тютчева наблюдалось стремление к пониманию жизни природы, после чего он старался запечатлеть все ее проявления.

Во время написания стихотворения использовался четырехстопный ямб, также нельзя не отметить гармонирование перекрестного способа рифмовки с чередованием мужских и женских рифм. А вот наличие ассонанса на «о», «а» и «и» делает тон стихотворения более возвышенным. Мелодичность и музыкальность придаются ему при помощи использования большого количества сонорных согласных. Торжественности стихотворению прибавляет и применение большого количества устаревших слов.


Анафора была использована автором для создания особой смысловой нагрузки. Не отказался Тютчев и от использования таких выразительных художественных средств, как олицетворения, метафор и сравнения. Наличие всех этих средств делает речь более красочной и выразительной, а художественный образ раскрывается все в большей степени. Для стихотворения характерно использование сложных предложений, что не в новинку для поэзии автора, при этом довольно часто их окончание обозначается восклицательными знаками, благодаря чему автор получает нужную интонацию.


Также данное стихотворение дополняется отточиями. В свое время цензура запретила публикацию этих строк, после чего они были утеряны. Но на смысле произведения это не сказалось, как и на его главной идее – взаимоотношения между природой и человеком. Мысль автора о «глухоте» людей, не умеющих чувствовать и жить, слышится на протяжении всего стихотворения. И если для большинства людей природа является безликой, то сам Тютчев ее называет «голосом матери самой». Он использует ее образы для выражения сокровенных мыслей, чувств, сомнений, важных вопросов.

Творчество писателя наполнено глубоким философским смыслом, оно хорошо повлияло на установление русской поэзии, образу русского духа. Все произведения писателя носят в себе истинный, прекрасный и самобытный характер. Он написал сборник, который состоял аж с трехсот стихотворений, третья часть из них на иностранном языке.

Писать Тютчев стал довольно рано, первые его произведения никто не воспринимал всерьез. Однако позже его монологи про природу считались прекрасными. Сам писатель рассказывал, что необходимо почувствовать саму природу, полюбить ее, найти в ней смысл. Он говорил о ней, как о чем-то живом, высшие проявления человеческого духа поэт не выделяет из всех других явлений природы.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

(1836) Строфы 2 и 4 были запрещены цензурой. Пушкин настоял на том, чтобы они были заменены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность ст-ния. В 1851 г., готовя тексты ст-ний Тютчева к печати, Н. В. Сушков просил автора вспомнить недостающие строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти или не захотел их печатать. В ряде изданий ст-ние напечатано целиком по списку стихотвоений Тютчева, сделанному по статье Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» (С. 1850, № 1), где была поправка Некрасова в ст. 31: «Увы, души в нем не встревожит» вм. «Души его, ах, не встревожит». Эта поправка не была замечена Тютчевым, когда он просматривал список СТ. Между тем она вступила в противоречие с тоном и смыслом ст-ния, являющегося инвективой и имеющего уничижительный для противников финал. «Увы» вм. «ах» приглушало в заключительной фразе ее гневную интонацию, высшая точка которой, как это и свойственно мелодике тютчевского восклицания, находится в центре фразы. Ст-ние является программным для всей натурфилософской лирики Тютчева. В его основе - романтическая идея одухотворенности материи, живущей по своим внутренним причинам, что характерно для философии тождества Шеллинга. В широком смысле ст-ние направлено против традиционно-церковных представлений о природе и механистических взглядов на нее, господствовавших в эпоху рационализма XVII - XVIII вв. Неприемлемость с ортодоксально-церковных позиций пантеистических взглядов объясняет причину ценз. купюр. Вместе с тем отдельные выражения («слепок», «лик», «внешние, чуждые силы» и др.) говорят о том, что полемический адресат ст-ния - объективно-идеалистическое учение Гегеля с его принципиальным обособлением природы от духа. Подобное обособление приобрело еще более резкое выражение у младогегельянцев правого, теистического крыла. По-видимому, ст-ние было написано в 1833 - 1834 гг. во время полемики между Шеллингом и последователями Гегеля. Она началась в связи с выходом книги французского философа В. Кузена «Философские фрагменты» (Париж, 1833), предисловие к которой написал Шеллинг. Это предисловие было его первым литературным выступлением после двадцатилетнего молчания. X. Роте высказал предположение, что толчком к созданию ст-ния могло послужить чтение Тютчевым книг Г. Гейне «Романтическая школа» (1833) и «К истории религии и философии в Германии» (1834), в которых также имеются критические выпады против поздней гегелевской трактовки природы. См. Rothe H. «Nicht was ihr meint, ist die Natur»: Tjutcev und das «Junge Deutschland» // «Studien zu Literatur und Aufklдrung in Osteuropa». Giessen, 1978. S. 319-335.

Не то, что мните вы природа…

Сочинение по литературе

ученицы 11А класса

МБОУ СОШ № 1

г. Ярцево Смоленской обл.

Федотовой Карины

Человек и природа всегда существовали вместе. Но со времени роста технического прогресса человек забыл свое место в природе. Сегодня он живёт в мире железа и бетона, в окружении автомобилей и всевозможных электронных устройств. Почему же мы отгородились от мира природы пластиком, сталью, бетоном, не понимая, что эта искусственная изоляция угнетает нас, отрицательно влияет на наше здоровье и психику. Природа - наш дом. Но человек целенаправленно день за днём уничтожает его. Ещё каких-то сто лет назад в наших городах было больше деревьев, в реках текла чистая вода, а воздух был чист и прозрачен. Сегодня нетронутых уголков на нашей планете остаётся с каждым годом всё меньше, и мы не отдаем себе отчёт в том, что постепенно привыкаем к отсутствию живой природы вокруг. И если нам ещё есть что вспомнить, то, возможно, наши дети будут принимать такой железобетонный мир за норму. Кто же научит сегодняшнее поколение любить и беречь природу? В первую очередь, русская классическая литература.

Известный поэт 19 века Ф. Тютчев писал:

Не то, что мните вы природа

Не слепок, не бездушный лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…..

Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить.

И если для них она безлика, то для Тютчева природа - “голос” матери самой. В этих четырёх строчках сконцентрировано то истинное отношение к Природе, которое и должно быть присуще каждому человеку. Поэтому это стихотворение и сегодня не потеряло своей актуальности.

Свой голос в защиту природы поднимали не только поэты, но и писатели. Б. Васильев - один из них. С душевной болью пишет он о взаимоотношениях человека с природой в романе “ Не стреляйте в белых лебедей”. Отношение к природе как бы разделяет героев произведения на два лагеря: на тех, кто понимает и любит природу, и других - жестоких, безжалостных. Главный герой Егор Полушкин тесно связан с природой, при виде того, как уничтожаются её богатства, страдает всей душой. Он не может понять, что движет людьми, когда они сжигают муравейник. Он не понимает, как человек, царь природы, может спокойно наблюдать, как от огня “корчились тысячи маленьких существ”. Сам Егор влюблён в лес, в реку, в природу в целом. Он и в людях пытается разбудить тягу к доброму и прекрасному: привозит на теперь уже мертвое Черное озеро пару лебедей, чтобы возродить уничтоженную красоту. Природная деликатность, нравственная чистота Егора не находят отклика в окружающей среде. Открытый, мягкий характер Егора - источник всех его неудач. Он погибает на посту, как и положено “старшему сыну” природы, защищая дело всей своей жизни, о котором он просто и задушевно говорит на столичном совещании: «А природа, она всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это - царём-то зваться. Сын он ей, старший сыночек! Так разумней же будь, не вгоняй в гроб “маменьку!». Роман Б. Васильева заставляет нас задуматься о своём отношении к природе. Автор хочет донести мысль о том, что нельзя человеку отрываться от природы, быть с ней во враждебных отношениях.

Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране. Об этом говорил непревзойдённый мастер русского пейзажа К.Г. Паустовский. Нельзя не согласиться с ним. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Стоит чаще наслаждаться естественной красотой нашей Земли, пока у нас есть такая возможность. Разобщенность с природой, противостояние ей неизменно ведет человека к духовной гибели, нравственной нищете, а вот взаимодействие с тем, что нас окружает, - путь к миру, к гармонии, к ладу с природой и самим собой. Закончить свое сочинение я хочу строками из стихотворения Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта