Главная » Ядовитые грибы » Образовательная cистема России. Отличительные особенности российской системы образования

Образовательная cистема России. Отличительные особенности российской системы образования

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр социально-гуманитарного образования»

РЕФЕРАТ

Современная система образования в РФ

Тюнина Елена Владимировна

Программа профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика»

Руководитель: Ларионова И.Е.

Преподаватель высшей категории

Работа допущена к защите «__»____2015г.

Оценка: ____________________________

Казань, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В рамках реферата рассматривается современная система образования в РФ, а так же существующие проблемы и методы их решения, затрагивается инновационный подход к обучению. Это делает данную работу интересной и актуальной.

Объект исследования: система образования в Российской Федерации

Цель исследования: основываясь на законодательных актах, провести анализ системы образования РФ.

Задачи исследования:

    Выявить основные особенности системы образования РФ;

    Определить главные проблемы образования в России и возможные пути их преодоления;

    Рассмотреть инновации в системе образования РФ;

    Сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

В процессе разработки данной работы использовались следующие методы: анализ документов, статистический анализ, системный анализ, сравнение.

1.1 Система образования в Российской Федерации:

Федеральный Закон «Об образовании» предлагает следующее определение: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Согласно Конституции нашей страны каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности.

В соответствии с вышеуказанным ФЗ с истема образования включает в себя следующие элементы:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование. Также выделяется профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

1.2 Принципы государственной политики РФ в области образования

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах :

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования правительство РФ представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Основополагающим моментом становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и так далее. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

В целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

К сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ранее целью средней школы было лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в повседневной жизни.

Однако современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо привить ребенку желание и умение учиться, организовать такую деятельность на занятиях, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию его творческих способностей.

На сегодняшний день перед государством в сфере образования стоит приоритетная цель: обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

При этом основными задачами государства являются:

Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия .

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами.

Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. Так, в начале нового тысячелетия был запущен проект государственной итоговой аттестации (общего государственного экзамена) для выпускников 9 классов и единого государственного экзамена для выпускников 11 класса. Несмотря на все споры и разногласия вокруг ЕГЭ, следует отметить, что подобная форма экзамена приближает российскую систему образования к европейской. Кроме того, в случае набора нужного числа баллов ЕГЭ позволяет поступать в любой ВУЗ, в некоторых случаях без дополнительных вступительных экзаменов.

Еще одним ключевым изменением в системе образования РФ является апробация альтернатив государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

1.3 Актуальные проблемы в сфере образования и пути их преодоления

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Это зачастую приводит к образованию разного рода трудностям. В настоящее время в российской системе образования можно выделить следующие проблемы:

    Кризис старой системы образования.

    Излишняя теоритическая направленность образования.

    Отсутствие должного финансирования;

    Низкий уровень связи между этапами образования;

    Коррупция;

Рассмотрим каждую из названных проблем и возможные или практические способы их решения более подробно.

Так, при изучении проблемы кризиса прежней системы образования, в высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Здесь решением становится привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе частных.

Проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе разительно отличаются друг от друга.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета. Однако в настоящее время в прокуратуре РФ существует практика «горячей линии», куда родители могут обратиться в случае неправомерных поборов и взяток, а новые принятые законы призваны ужесточить наказание за подобные явления. Кроме того, аудитории в школах, где проводятся государственные экзамены, оснащены системой видеонаблюдения, что также помогает исключить элемент коррупции во время проведения экзамена.

В заключение данного раздела можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере. Чтобы решить эту проблему, Правительство РФ проводит популяризацию «рабочих» профессий, предоставляя определенные льготы, социальные гарантии, а также увеличивая уровень заработной платы на заводах и иных предприятиях среди подобных специалистов.

1.4 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

В свете происходящей модернизации образования в России, актуальна тема о проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. В подобных условиях преподаватель часто сталкивается с проблемой педагогического риска. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.

В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Для того, чтобы определить основные цели и задачи внедрения инновационных технологий в сфере образования, следует обратиться к статье 20 ФЗ «Об Образовании» . Данная статья гласит: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий <...>. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Верховные законы Российской Федерации гарантируют каждому гражданину РФ право на получения образования. Система российского образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

В современном интернациональном мире, чтобы быть успешным, приходится подстраиваться под международные тенденции, что закономерно приводит разного рода переменам, в том числе и в сфере образования. Подобные перемены зачастую являются причиной возникновения ряда крупных и мелких проблем. Закон «Об образовании» - попытка решить ряд назревших проблем в современной системе образования. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования.

Основная цель образования сегодня – создание условий для развития природных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Перед государством стоит задача не только приблизить уровень и систему образования к международным стандартам, но и сделать так, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

В заключении исследования

Образование в Российской Федерации представляет собой единый процесс, направленный на воспитание и обучение будущего поколения. На протяжении 2003-2010 гг. система отечественного образования подверглась серьезному реформированию в соответствии с положениями, содержащимися в Болонской декларации. Помимо специалитета и аспирантуры, были введены такие уровни РФ, как

В 2012 году в России был принят закон «Об образовании РФ». Уровни образования, сходные с европейскими государствами, дают возможность свободного передвижения для студентов и преподавателей между вузами. Еще один несомненный плюс - это возможность трудоустройства в любой из стран, подписавших Болонскую декларацию.

цель, функции

Образованием является процесс и результат передачи знаний и опыта, который был накоплен всеми предшествующими поколениями. Главная цель обучения заключается в приобщении новых членов социума к устоявшимся убеждениям и ценностным идеалам.

Основными функциями обучения являются:

  • Воспитание достойных членов социума.
  • Социализация и приобщение нового поколения к сложившимся в данном обществе ценностям.
  • Обеспечение квалифицированной подготовки молодых специалистов.
  • Передача знаний, которые касаются работы, с помощью современных технологий.

Критерии образованности

Образованным является человек, который накопил некоторый объем знаний, умеет четко определить причины и следствия того или иного события и может при этом логически мыслить. Основным критерием образованности можно назвать системность знаний и мышления, что отражается в способности человека, рассуждая логически, восстановить пробелы в системе знаний.

Значение обучения в жизни человека

Именно с помощью обучения осуществляется передача культуры общества от одного поколения другому. Образование влияет на все сферы жизни социума. Примером такого воздействия может быть совершенствование системы обучения. Новые уровни профессионального образования в РФ в целом приведут к улучшению качества имеющихся трудовых ресурсов государства, что, в свою очередь, окажет существенное влияние на развитие отечественной экономики. Например, получение профессии юриста будет способствовать укреплению правовой культуры населения, так как каждый гражданин должен знать свои законные права и обязанности.

Качественное и системное обучение, которое охватывает все сферы жизни человека, позволяет воспитать гармоничную личность. Существенное влияние оказывает обучение и на индивида. Так как при современной ситуации только образованный человек может подняться по социальной лестнице и добиться высокого статуса в обществе. То есть самореализация напрямую взаимосвязана с получением качественного обучения самого высокого уровня.

Система образования

В систему обучения в России входит ряд организаций. К ним можно отнести учреждения:

  • Дошкольного образования (центры развития, детские сады).
  • Общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи).
  • Высшие учебные заведения (университеты, НИИ, академии, институты).
  • Средние специальные (техникумы, колледжи).
  • Негосударственные.
  • Дополнительное образование.

Принципы системы образования

  • Первоочередность общечеловеческих ценностей.
  • Основой являются культурные и национальные принципы.
  • Научность.
  • Ориентация на особенности и уровень образования в мире.
  • Гуманистический характер.
  • Направленность на защиту окружающей среды.
  • Преемственность образования, последовательный и непрерывный характер.
  • Обучение должно представлять собой единую систему физического и духовного воспитания.
  • Поощрение проявления таланта и личностных качеств.
  • Обязательное наличие начального (базисного) образования.

Виды образования

По уровню достигнутого самостоятельного мышления выделяют такие виды обучения:

  • Дошкольное - в семье и в дошкольных учреждениях (возраст детей составляет до 7 лет).
  • Начальное - осуществляется в школах и гимназиях, начиная с 6 или 7 лет, длится с первого по четвертый классы. Ребенка обучают основным навыкам чтения, письма и счета, большое внимание уделяется развитию личности и приобретению необходимых знаний об окружающем мире.
  • Среднее - включает в себя базовое (4-9 классы) и общее среднее (10-11 классы). Осуществляется в школах, гимназиях и лицеях. Завершается получением аттестата об окончании общего среднего образования. Учащиеся на данном этапе приобретают знания и навыки, формирующие полноправного гражданина.
  • Высшее - одна из стадий профессионального образования. Главной целью является обучение квалифицированных кадров по необходимым направлениям деятельности. Оно осуществляется в университете, академии или институте.

По характеру и направленности образование бывает:

  • Общее. Помогает приобрести знания основ наук, в частности о природе, человеке, социуме. Дает человеку основные знания об окружающем мире, помогает приобрести необходимые практические навыки.
  • Профессиональное. На этом этапе приобретаются знания и умения, которые необходимы для выполнения обучающимся трудовых и служебных функций.
  • Политехническое. Обучение основным принципам современного производства. Приобретение навыков пользования простейшими орудиями труда.

Уровни образования

В основе организации обучения лежит такое понятие, как «уровень образования в РФ». Он отражает разделение программы обучения в зависимости от статистического показателя изучения населением в целом и каждым гражданином в отдельности. Уровень образования в РФ- это оконченный образовательный цикл, для которого характерны определенные требования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает следующие уровни общего образования в РФ:

  • Дошкольное.
  • Начальное.
  • Основное.
  • Среднее.

Помимо этого, выделяют следующие уровни высшего образования РФ:

  • Бакалавриат. Зачисление производится на конкурсной основе после сдачи ЕГЭ. Степень бакалавра студент получает после того, как он приобрел и подтвердил основные знания по выбранной им специальности. Обучение длится 4 года. По окончании данного уровня выпускник может сдать специальные экзамены и продолжить обучение на специалиста или магистра.
  • Специалитет. Эта ступень включает в себя базовое образование, а также подготовку по выбранной специальности. На очной форме срок обучения составляет 5 лет, а на заочной - 6. После получения диплома специалиста можно продолжить обучение на магистра или поступить в аспирантуру. Традиционно данный уровень образования в РФ считается престижным и не особо отличается от магистратуры. Однако при трудоустройстве за границей он приведет к возникновению целого ряда проблем.
  • Магистратура. Эта ступень выпускает профессионалов, имеющих более глубокую специализацию. В магистратуру можно поступить по окончании бакалавриата и специалитета.
  • Подготовка кадров высшей квалификации. Подразумевается обучение в аспирантуре. Это необходимая подготовка для получения ученой степени Обучение на очной форме длится 3 года, на заочной - 4. Ученая степень присуждается по окончании обучения, защиты диссертации и сдачи выпускных экзаменов.

Уровни образования в РФ по новому закону способствуют получению отечественными учащимися дипломов и приложений к ним, которые котируются высшими учебными заведениями других государств, а значит, дают возможность продолжить обучение за границей.

Формы образования

Обучение в России может быть проведено в двух формах:

  • В специальных учреждениях образования. Может осуществляться в очной, заочной, очно-заочной, экстернатной, дистанционной формах.
  • Вне учреждений образования. Подразумевает самообразование и семейное обучение. Предусматривается прохождение промежуточной и итоговой

Подсистемы образования

Процесс обучения сочетает в себе две взаимосвязанные подсистемы: обучение и воспитание. Они помогают достигнуть основной цели процесса образования - социализации человека.

Главное различие между двумя данными категориями в том, что обучение направлено преимущественно на развитие интеллектуальной стороны человека, а воспитание, наоборот, - на ценностные ориентиры. Между этими двумя процессами существует тесная взаимосвязь. Кроме того, они дополняют друг друга.

Качество высшего образования

Несмотря на то что не так давно в системе образования РФ была проведена реформа, не наблюдается особого улучшения качества отечественного обучения. Среди основных причин отсутствия сдвигов по повышению качества образовательных услуг можно выделить следующие:

  • Устаревшая система управления в высших учебных заведениях.
  • Небольшое число иностранных преподавателей с высокой степенью квалификации.
  • Низкий рейтинг отечественных образовательных учреждений в мировом сообществе, что обусловлено слабой интернационализацией.

Проблемы, касающиеся управления системой образования

  • Низкий уровень оплаты труда работников сферы образования.
  • Недостаток кадров, имеющих высокую степень квалификации.
  • Недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений и организаций.
  • Низкий образования в РФ.
  • Низкий уровень культурного развития населения в целом.

Обязательства по решению данных проблем возлагаются не только на государство в целом, но и на уровни муниципальных образований РФ.

Тенденции в развитии услуг образования

  • Интернационализация высшего образования, обеспечение мобильности преподавателей и студентов с целью обмена передовым международным опытом.
  • Усиление направленности отечественного обучения в практическую сторону, что подразумевает введение практических дисциплин, увеличение количества преподавателей-практиков.
  • Активное внедрение в процесс образования мультимедийных технологий и иных систем визуализации.
  • Популяризация дистанционного обучения.

Таким образом, образование лежит в основе культурного, интеллектуального и нравственного состояния современного общества. Это определяющий фактор социально-экономического развития российского государства. Реформирование системы образования на сегодняшний день не привело к глобальным результатам. Однако небольшой сдвиг в лучшую сторону есть. Уровни образования РФ по новому закону способствовали появлению возможностей свободного перемещения преподавателей и студентов между вузами, что говорит о том, что процесс российского обучения взял курс на интернационализацию.

В каждой стране образовательный процесс играет неоспоримо важную роль в формировании личности. Главной целью образования является воспитание и обучение человека, приобретение им новых знаний и умений, опыта и компетенции. Различные виды образования способствуют профессиональному, нравственному и физическому развитию индивидуума.

Какие бывают виды образования в России?

Закон «Об образовании» гласит, что образовательный процесс представляет собой непрерывную, последовательно связанную уровневую систему.

Различают следующие основные этапы образования:

  • дошкольное;
  • начальное школьное;
  • основное школьное;
  • среднее школьное (полное).

На заметку: согласно закону «Об образовании», с 01.09.2013г. дошкольное образование является частью общего образования, а термины «общее» и «школьное» перестали быть равнозначными (синонимичными) понятиями с юридической точки зрения.

2. Профессиональное:

  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование

Дошкольное (или предшкольное) образование предназначено для детей до 7 лет, целью которого является воспитание, общее развитие, обучение детей, а также контроль и уход за ними. Осуществляется в специализированных заведениях: яслях, детских садах, центрах раннего развития или дома.

Начальное общее школьное образование длится 4 года (с 1 по 4 класс), дающее ребенку базовые знания по основным предметам.

Основное – 5 лет (с 5 по 9 класс), предполагающее развитие ребенка по главным научным направлениям. После 9 класса ученики проходят обязательные испытания в виде ЕГЭ по определенным предметам.

Эти две ступени школьного образования являются обязательными для всех детей соответственно их возрасту. После 9 класса ученик вправе покинуть школу и продолжить обучение в выбранном средне-специальном учебном заведении (далее СПУЗ) (ответственность за такое решение возложена на родителей или опекунов).

Полное школьное образование подразумевает дальнейшее двухлетнее обучение в старших классах, основное назначение которых – подготовка будущих выпускников к поступлению в ВУЗ.

Профессиональное образование

СПУЗы подразделяются на техникумы и колледжи. В образовательных учреждениях (государственных и негосударственных) реализуется подготовка студентов по имеющимся специальностям в течение 2-3-х (иногда 4-х) лет. В одни СПУЗы можно поступить после 9 класса, в другие – после 11 (медицинские колледжи).

В ВУЗах России высшее образование можно осваивать после получения среднего школьного образования (после 11 классов) по программам бакалавриат и специалитет. После успешного освоения этих программ можно продолжить обучение в магистратуре.

Согласно Болонской системе образования, в скором времени специалитет должен прекратить свое существование.

Кроме среднего профессионального и высшего бывают виды образования, подготавливающие кадры высшей квалификации в аспирантуре (или адъюнктуре) и ординатуре. Также имеются программы ассистентуры-стажировки для подготовки творческих и педагогических деятелей высшей квалификации.

#Sтуденты. Доверчивый Алеша – видео

В России существуют различные уровни образования. Их регламентирует специальный Закон об образовании РФ 273-ФЗ Глава 2 Статья 10, который относительно недавно был дополнен.

Согласно закону, уровни образования в РФ разделяется на 2 основных вида - общеобразовательное и профессиональное. Первый вид включает в себя дошкольное и школьное образование, второй - все остальные.

Общее образование

Согласно 43 статьи Конституции Российской Федерации всем гражданам гарантируется получение бесплатного общего образования в муниципальных учреждениях. Общее образования - это термин, который включает в себя такие виды:

  • Дошкольное образование;
  • Школьное образование.

Второй вид разделяется на такие подвиды:

  • Начальное;
  • Основное;
  • Среднее.

Дошкольное образование в первую очередь направлено на развитие навыков, которые помогут в будущем при усвоении школьного материала. Сюда включены первичные элементы письменной и устной речи, основы гигиены, этики и здорового образа жизни.

В Российской Федерации успешно функционируют как муниципальные, так и частные учреждения дошкольного образования. Кроме этого, многие родители предпочитают воспитывать детей дома, не отдавая их в детский сад. Статистика говорит, что детей, которые не посещали дошкольные учреждения, становится с каждым годом больше.

Начальное образование является продолжением дошкольного и направлено на развитие у учащихся мотивации, оттачивания навыков письма и устной речи, преподаются основы теоретического мышления и различных наук.

Главная задача основного образования, изучение основ различных наук, более глубокое изучение государственного языка, формирования склонностей, к тем или иным видам деятельности, формирования эстетически вкусов и социального определения. Во время периода основного образования у ученика должны сформироваться навыки самостоятельного познания мира.

Среднее образования ставит задачей научить мыслить рационально, делать самостоятельный выбор, более глубоко изучаются различные науки. Также формируется четкое представление о мире и социальная роль в нем каждого учащегося. Как никогда до этого, важно педагогическое влияние классного руководителя и остальных учителей.

Профессиональное образование

В Российской Федерации уровни профессионального образования разделяются на такие подвиды:

  • Начальное;
  • Среднее;
  • Высшее.

Начальное образование дают учреждения, которые дают рабочие профессии. К ним относят ПТУ (Профессионально-технические училища, которые сейчас постепенно переименовывают в ПТЛ - профессионально-техническим лицеем). Поступить в такие учреждения можно как на базе 9, так и на базе 11 классов.

Среднее образование включает в себе техникумы и колледжи. Первые готовят специалистов базового уровня, вторые реализуют систему углубленной подготовки. Поступить в техникум или колледж, можно на базе 9 или 11 классов, в некоторые учреждения можно поступить только после 9 или только после 11 классов (например, в медицинские колледжи). Граждане, которые уже имеют начальное профессиональное образование, обучаются по сокращенной программе.

Высшее образование осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации для различных отраслей экономики. Подготовкой специалистов занимаются университеты, институты и академии (в отдельных случаях еще и колледжи). Высшее образование разделяется на такие уровни:

  • Специалитет;

Бакалавриат является обязательным уровнем для получения двух остальных. Также существуют различные формы получения образования . Она может быть очной, заочной, очно-заочной и в виде экстерната.

Уровни образования в мире

В мире обучением студентов занимается огромное количество образовательных учреждений и .

  • Одна из лучших систем работает в США, в заведениях этой страны обучается более 500 тысяч иностранных студентов. Главная проблема американской системы образования - высокая стоимость.
  • Весьма высокий образовательный уровень предлагают и высшие учебные заведения Франции, обучение в ВУЗах данной страны, как и в России - бесплатно. Студенты только должны сами обеспечивать свое содержание.
  • В Германии, население страны и иностранные абитуриенты также имеют право на бесплатное образование.Была попытка ввести плату за обучение, но попытка провалилась. Интересная особенность образования в этой стране, в юридической и медицинской отрасли нет деления на бакалавриат и специалитет.
  • В Англии термин Высшее образование используется только для обозначения институтов или университетов, в которых выпускники получают докторскую или ученую степень.
  • Также в последнее время стало популярным и получение образования в Китае. Произошло это благодаря преподаванию большинства дисциплин на английском, однако, стоимость образования в Китае еще довольна высока.

Методика британского издания Times Higher Education (THE) явилась базой для данного рейтинга, созданного Times Higher Education совместно с информационной группой Thomson Reuters. Разработанный в 2010 году и пришедший на смену известному World University Rankings, рейтинг признан одним из самых авторитетных по определению качества образования в мире.

Критерии оценки ВУЗов:

  • Академическая репутация университета, включая научную деятельность и качество образования (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества)
  • Научная репутация университета в определенных областях (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества).
  • Общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
  • Отношение опубликованных научных статей к численности профессорско-преподавательского состава (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
  • Объем финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).
  • Объем финансирования сторонними компаниями исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава.
  • Отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета.
  • Отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся.
  • Отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных.
  • Отношение количества иностранных студентов к численности местных.
  • Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности преподавательского состава.
  • Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности бакалавров, идущих на звание магистра.
  • Средний размер вознаграждения представителя преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).

Как определяется балл?

Максимальная оценка, которую может получить исследуемый ВУЗ – 100 баллов.

  • За уровень преподавательской деятельности, качество образования, количество высококвалифицированных преподавателей Вуз может получить максимально 30 баллов.
  • За научную репутацию университета выставляется максимально 30 баллов.
  • За цитируемость научных трудов – 30 баллов.
  • За разработку инновационных проектов, привлечение к ним инвестиций ВУЗ получает максимум 2,5 балла.
  • За способность ВУЗа привлекать в свои ряды лучших учащихся и преподавателей со всего мира – 7,5 баллов.

Мировой рейтинг ВУЗов 2014-2015 года

Название ВУЗа

Страна

Балл (согласно исследованию 2014-2015)

Калифорнийский технологический институт США 94,3
Гарвардский Университет США 93,3
Оксфордский Университет Великобритания 93,2
Стэндфордский Университет США 92,9
Кэмбриджский Университет Великобритания 92,0
Массачусетский технологический Институт США 91,9
Принстонский Университет США 90,9
Калифорнийский Университет в Бэркли США 89,5
Имперский Колледж Лондона Великобритания 87,5
Йельский Университет США 87,5
Университет Чикаго США 87,1
Калифорнийский Университет в Лос-Анджелесе США 85,5
Швейцарский Федеральный технологический Институт в Цюрихе Швейцария 84,6
Колумбийский Университет США 84,4
Университет Джона Хопкинса США 83,0
МГУ им. М. В. Ломоносова Российская Федерация 46,0

Статья 10. Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

КонсультантПлюс: примечание.

О соответствии образовательных и образовательно-квалификационных уровней в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе см. ст. 2 Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;



4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ

Определение понятия системы образования дается в ст. 8 Закона РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность изаимодействующих подсистем и элементов:

1) государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности и преемственных образовательных программ;

2) сети реализующих их образовательных учреждений; 3)

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; 4)

объединений юридических лиц, общественных и государ ственно-общественных объединений, осуществляющих деятель ность в области образования.

Системообразующим фактором в данном случае выступает цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить право человека на образование. Рассматриваемая система представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры такого сложного явления, как образование. Если образование понимать как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то систему образования в самом общем виде можно представить как упорядоченную совокупность отношений между субъектами образовательного процесса. Основным субъектом образовательного процесса является обучающийся. Неслучайно в определении образования, приведенном в преамбуле указанного закона РФ, на первое место поставлены интересы человека. Все названные элементы системы образования призваны обеспечить их реализацию.

В системе образования можно выделить три подсистемы: -

функциональную; -

организационно-управленческую.

Содержательная подсистема отражает суть образования, а также конкретное содержание образования того или иного уровня. Она в значительной степени определяет характер взаимосвязей между остальными подсистемами и элементами системы образования. Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Третья подсистема включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения образовательной направленности. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования»). Это могут быть научные и научно-исследовательские институты, полиграфические предприятия, издательские центры, оптовые базы и др. В системе образования они играют достаточно важную роль, организационно обеспечивая ее эффективное функционирование.

Включение в систему образования различных видов объединений, которые осуществляют свою деятельность в рассматриваемой сфере, отражает государственно-общественный характер управления образованием, развитие демократических институтов и принципов взаимодействия государства, муниципальных образований, общественных объединений и иных структур в области образования в целях наиболее эффективной реализации права личности на развитие посредством повышения образовательного уровня.

2. Формы, виды, уровни получения образования (ст 10 и 17)

2. Понятие «образование».

Термин «образование» может рассматриваться в разных значениях. Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни. Образование - это отрасль социальной сферы и отрасль экономики. Часто говорят об образовании как о квалификационном требовании при замещении тех или иных должностей, при заключении трудового договора.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Таким образом, образование - это процесс, который отвечает следующим признакам:

1) целенаправленность;

2) организованность и управляемость;

3) завершенность и соответствие требованиям качества.

3. Уровни образования.

В образовательном законодательстве понятие «уровень» используется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предоставлении платных образовательных услуг должен помимо прочих условий определять также уровень образования.

Образовательный уровень (образовательный ценз) - это минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания.

В Российской Федерации установлено шесть образовательных уровней (образовательных цензов):

1. основное общее образование;

2. среднее (полное) общее образование;

3. начальное профессиональное образование;

4. среднее профессиональное образование;

5. высшее профессиональное образование;

6. послевузовское профессиональное образование (п. 5. ст. 27 Закона РФ «Об образовании»).

7. дополнительное образование.

Достижение того или иного образовательного ценза обязательно подтверждается соответствующими документами. Освоение определенного образовательного уровня является необходимым условием для продолжения обучения в государственном и муниципальном образовательном учреждении последующего образовательного уровня. Наличие профессиональных образовательных цензов является условием для допуска к определенным видам деятельности, к занятию определенных должностей.

Можно сделать вывод, что уровень образования определяется уровнем реализуемой образовательной программы. Общеобразовательные программы реализуются на таких уровнях образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, а профессиональные образовательные программы - на уровнях начального, среднего, высшего и послевузовского образования. Дополнительные образовательные программы (ст. 26 Закона РФ «Об образовании») осуществляются в пределах каждого уровня профессионального образования.

Дошкольное образование (ст. 18 Закона РФ «Об образовании») преследует цели воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных способностей детей и подготовки их к обучению в школе.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) образование. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементам теоретического мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование - это база для получения основного общего образования, которое должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Среднее (полное) общее образование должно развить в обучающихся интерес к познанию окружающего мира, их творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. На этой ступени обучения вводятся дополнительные предметы по выбору самого обучающегося в целях реализации его интересов, способностей и возможностей. Таким образом осуществляется первичная профессиональная ориентация школьников.

Начальное профессиональное образование (ст. 22 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование (ст. 23 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях - базовом и повышенном. Базовый реализуется по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена, которая должна включать в себя общие гуманитарные, социально-экономические, математические, общие естественно-научные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, а также производственную (профессиональную) практику.

Срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Основная профессиональная образовательная программа на этом уровне состоит из двух компонентов: программы обучения специалиста среднего звена по соответствующей специальности и программы дополнительной подготовки, которая предусматривает углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам (циклам дисциплин). Срок обучения в данном случае составляет не менее четырех лет. В документе об образовании делается запись о прохождении углубленной подготовки по специальности.

Высшее профессиональное образование (ст. 24 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня. Оно может быть получено на базе среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования.

Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

Установлены следующие ступени высшего образования:

Неполное высшее образование;

Бакалавриат;

Подготовка дипломированных специалистов;

Магистратура.

Минимальные сроки обучения на указанных ступенях составляют соответственно два, четыре года, пять и шесть лет. Первый уровень является неполным высшим образованием, которое должно осуществляться по части основной образовательной программы. Завершение данной части программы позволяет продолжить высшее образование или, по желанию студента, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Второй уровень обеспечивает подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр». Он завершается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего диплома. Третий уровень высшего образования может осуществляться по образовательным программам двух типов. Первый из них состоит из программы обучения бакалавров по определенному направлению и специализированной научно-исследовательской или научно-педагогической подготовки в объеме не менее двух лет и завершается итоговой аттестацией, включающей в себя выпускную работу (магистерскую диссертацию), с присвоением квалификации «магистр», удостоверенной дипломом. Второй вариант образовательной программы предполагает подготовку и государственную итоговую аттестацию с присвоением квалификации специалиста (инженер, учитель, юрист и др.), что также подтверждается дипломом.

Послевузовское профессиональное образование (ст. 25 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает повышение уровня образования, а также научной, педагогической квалификации на базе высшего образования. Оно может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях. Его также можно условно разделить на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности.

От профессионального образования следует отличать профессиональную подготовку (ст. 21 Закона РФ «Об образовании»), которая преследует цель - ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: в межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Особую подсистему образует дополнительное образование, но оно не включено в структуру уровней образования, поскольку призвано обеспечить дополнительные образовательные потребности граждан, общества и государства.

4. Формы получения образования.

Определяя образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах гражданина, общества и государства, необходимо принимать во внимание, что оно может быть получено в различных формах, наиболее полно отвечающих потребностям и возможностям субъектов образовательного процесса, прежде всего обучающегося. Форму получения образования в самом общем смысле можно определить как способ организации образовательного процесса. Классификация форм получения образования осуществляется по нескольким основаниям. В первую очередь в зависимости от способа участия образовательного учреждения в организации учебно-воспитательного процесса разграничивается получение образования в образовательном учреждении и вне его.

В образовательном учреждении обучение может быть организовано по очной, очно-заочной {вечерней), заочной формам. Различия между ними заключаются в основном в объеме аудиторной нагрузки, точнее - в соотношении между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося. Например, если при очной форме обучения на аудиторную работу должно приходиться не менее 50 процентов всего объема часов, отведенных для освоения образовательной программы, то для обучающихся по очно-заочной форме - 20, а по заочной - 10 процентов. Этим обусловливаются и другие особенности организации образовательного процесса на разных формах обучения (в частности, определение количества консультаций, методического обеспечения и др.).

В последние годы в связи с развитием информационных технологий (компьютеризация, Интернет-ресурсы и др.) все большее распространение получают дистанционные образовательные технологии. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, называются дистанционными (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Она обеспечивает доступ к образованию для тех граждан, которые по каким-то причинам не имеют возможности получить образование в традиционных формах (проживающие в отдаленных местностях, страдающие теми или иными заболеваниями и др.). Дистанционные образовательные технологии могут использоваться при всех формах обучения. Порядок использования дистанционных образовательных технологий был утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, учебные видеофильмы, аудиозаписи и т. п. Текущий контроль и промежуточная аттестация могут осуществляться традиционными методами или с использованием электронных средств, обеспечивающих идентификацию личности (цифровой электронной подписи). Обязательная итоговая аттестация проводится в форме традиционного экзамена или защиты дипломной работы. Производственные практики обучающиеся проходят в обычном режиме, в то время как учебные могут быть организованы с применением дистанционных технологий. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.

Вне образовательного учреждения организуется семейное образование, самообразование и экстернат. В форме семейного образования могут быть освоены только общеобразовательные программы. Такая форма образования актуальна для определенных категорий обучающихся, которые могут испытывать трудности в освоении образовательных программ в обычных условиях. Возможно, кроме того, получение помощи педагогов, работающих на договорной основе, или родителей. В любом случае обучающийся проходит промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательном учреждении.

Для организации семейного образования родители (иные законные представители) обучающегося заключают с общеобразовательным учреждением соответствующий договор, который может предусматривать обеспечение руководства по освоению общеобразовательной программы педагогами учреждения, проведение индивидуальных занятий по всем или нескольким предметам учителями данного учреждения либо самостоятельное их освоение. Образовательное учреждение согласно договору предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую необходимую литературу, оказывает ему методическую и консультативную помощь, предоставляет возможность выполнения практических и лабораторных работ на имеющемся оборудовании и осуществляет промежуточную (четвертную или триместровую, годовую) и государственную аттестацию. Труд учителей, которых образовательное учреждение привлекает для работы с обучающимся по данной форме, оплачивается на условиях почасовой оплаты исходя из тарифной ставки учителя. Порядок учета проведенных занятий определяется самим образовательным учреждением.

За освоение обучающимся образовательной программы родители совместно с образовательным учреждением несут ответственность в полном объеме. Родителям должны выплачиваться дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого обучающегося на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном учреждении. Конкретный размер определяется исходя из местных нормативов финансирования. Выплаты производятся в соответствии с договором из фонда экономии средств образовательного учреждения. Дополнительные расходы родителей на организацию семейного образования,

превышающие установленные нормативы, покрываются ими за счет собственных средств. Родители вправе на любом этапе обучения расторгнуть договор и перевести ребенка на другую форму освоения образовательной программы. Образовательное учреждение также имеет право расторгнуть договор в случае неуспеваемости обучающегося по итогам двух и более четвертей по двум и более предметам, а также в случае неуспеваемости по итогам года по одному или нескольким предметам. При этом повторное освоение программы в данной форме не допускается.

Самообразование представляет собой самостоятельное освоение обучающимся образовательной программы. Юридическое значение оно приобретает только в сочетании с экстернатом. Под экстернатом понимается аттестация лиц, самостоятельно осваивающих образовательную программу. Экстернат допускается как в системе общего, так и в системе профессионального образования. Положение о получении общего образования в форме экстерната было утверждено приказом Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884. Любой обучающийся вправе избрать экстернат как форму обучения. Для оформления экстерната необходимо подать заявление руководителю общеобразовательного учреждения не позднее чем за три месяца до аттестации и представить имеющиеся справки о промежуточной аттестации или документ об образовании. Экстерну предоставляются необходимые консультации по учебным предметам (включая предэкзаменационные) в объеме не менее двух часов, литература из библиотечного фонда учреждения, возможность пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ. Экстерны проходят промежуточную аттестацию в порядке, определяемом учреждением. Если они прошли аттестацию за полный курс переводного класса, их переводят в следующий класс, а по окончании определенной ступени обучения допускают к итоговой аттестации.

По аналогичной схеме (правда, с некоторыми особенностями) реализуются в форме экстерната профессиональные образовательные программы. Например, Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033, предоставляет право на получение высшего образования в такой форме лицам, имеющим среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Прием и зачисление в вузы осуществляются в общем порядке. Кроме студенческого билета и зачетной книжки экстерну выдается аттестационный план. Он бесплатно обеспечивается примерными программами учебных дисциплин, заданиями для контрольных и курсовых работ, другими учебно-методическими материалами. Текущая аттестация экстернов включает в себя прием экзаменов и зачетов по дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой по избранному направлению подготовки или специальности; рецензирование контрольных и курсовых работ, отчетов по производственной и преддипломной практикам; прием лабораторных, контрольных, курсовых работ и отчетов по практике. Прием экзаменов проводится комиссией из трех штатных профессоров или доцентов, назначаемой распоряжением декана факультета. Сдача экзамена протоколируется членами комиссии. К протоколу прилагаются письменные ответы и другой письменный материал, сопровождающий устный ответ. Другие виды текущей аттестации проводятся в устной форме. Оценка выставляется в специальной аттестационной ведомости, которая подписывается членами комиссии и визируется заведующим кафедрой. Положительные оценки проставляются затем председателем комиссии в зачетную книжку. Итоговая аттестация экстернов осуществляется в общеустановленном порядке и предусматривает сдачу государственных экзаменов и защиту дипломного проекта (работы). Аттестация может проводиться как в одном, так и в нескольких вузах.

В системе профессионального образования право обучающихся на выбор отдельных форм обучения может быть ограничено с учетом специфики подготовки по определенным специальностям. Например, постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 463 утвержден Перечень специальностей, получение которых в очно-заочной {вечерней) форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается; постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473 был утвержден Перечень направлений подготовки и специальностей, по которым не допускается получение высшего профессионального образования в заочной форме и в форме экстерната. В частности, в такие перечни включены некоторые специальности в области здравоохранения, эксплуатации транспорта, строительства и архитектуры и др.

Образовательное законодательство допускает сочетание различных форм получения образования. При этом для всех его форм в рамках конкретной основной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

5. Заключение.

Таким образом, образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

– социальный масштаб рассмотрения,т. е. образование в мире, стране, обществе, регионе и организации, образование государственное, общественное и частное, образование светское и клерикальное и т. д.;

– ступень образования (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее профессиональное с различными уровнями, учреждения повышения квалификации, аспирантура, докторантура);

– профиль образования: общее, специальное, профессиональное, дополнительное.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта