Герои России
Оськин Виктор Семёнович
Виктор Семёнович Оськин (1 декабря 1952 г. - 24 июля 1992 г.) - офицер Российской Армии (подполковник авиации), военный лётчик первого класса, один из первых в России (медаль «Золотая Звезда» № 10) и первый человек в истории российской Дальней авиации, удостоенный звания Героя Российской Федерации (Указ Президента России от 8 декабря 1992 года № 1547).
24 июля 1992 года подполковнику Оськину предстояло выполнить учебный полет на учебном самолёте-ракетоносце Ту-22У. Необходимо было принять контрольный полёт по кругу у вернувшегося из отпуска командира эскадрильи подполковника Александра Степченкова. В качестве инструктора на борт поднялся Виктор Оськин, а за штурмана выступил штурман эскадрильи майор Николай Иванов. Весь экипаж корабля - профессиональные пилоты первого класса. Вылет осуществлялся с аэродрома Зябровского учебного авиационного центра.
В 17 часов 02 минуты во время полёта над южной окраиной города - Новобелицей - у самолёта, неожиданно отказал один из двигателей, загорелись топливные баки. Лётчики, понимая всю опасность возникшей аварийной ситуации, в срочном порядке предпринимают решительные действия с целью увести горящую машину за пределы города. После попытки развернуть Ту-22У в направлении от города загорелся и правый двигатель, после чего Виктор Семёнович отдал экипажу команду катапультироваться. Сам командир попытался увести терпящий бедствие самолёт как можно дальше от жилых кварталов города и нефтехранилища, расположенного в районе возможного падения, чтобы не допустить возгорания всей близлежащей местности. Сам он катапультировался, когда полностью убедился, что неуправляемая машина упадёт в безлюдном месте. Однако шансов на спасение он уже не имел: на Ту-22У катапульта отстреливает кресло пилота вниз и для раскрытия парашюта оно проходит путь не менее 350 метров. Самолет в момент катапультирования был уже на высоте менее 300 метров. Летчик погиб при ударе об землю. Им были спасены от гибели два члена экипажа и десятки людей на земле.
Звание присвоено посмертно за героизм и мужество, проявленные при аварийной ситуации в полёте, когда Оськин ценою своей жизни предотвратил падение самолёта на город Гомель.
На месте его гибели сегодня установлен памятный знак.
Похоронен 27 июля 1992 года в на кладбище «14-й километр» на Аллее погибших лётчиков Гомельской области Республики Беларусь. На его могиле выбита надпись:
"Человек - остановись! Здесь покоится Герой, ценою своей жизни спасший жизнь сотен жителей города Гомеля. Почти его память молчанья минутой".
22 сентября 1992 года решением Гомельского горисполкома военному лётчику Оськину В. С. в целях сохранения памяти о его подвиге присвоено звание «Почётный гражданин города Гомеля (посмертно)». Его именем названа одна из улиц в городе.
23 февраля 2002 года стараниями заслуженных ветеранов Дальней авиации в Музее боевой и рабочей славы Новобелицкой средней школы № 41 города Гомеля открылся музей памяти Виктора Оськина, где ему посвящён один со стендов. В школьном музее Зябровской школы создан стенд, посвященный героическому подвигу летчика, хранятся личные вещи экипажа.
7 мая 2003 года по инициативе курского областного отделения Российского Фонда мира имя лётчика, погибшего при исполнении служебного долга, было занесено на мемориальную стелу «Героям-курянам» (памятник Героям СССР и России, установленный на Красной площади города).
О подвиге Виктора Оськина снят документальный фильм «Траектория полёта» (режиссёр Г. Курлаев) в рамках цикла документально-публицистических телевизионных фильмов «Наследники победы» (2006 г.).
Каждый год 24 июля, в день смерти летчика - героя, в Гомеле проводится урок мужества, посвящённый его подвигу.
Памятный знак установлен на месте гибели Героя России подполковника ВВС Оськина В. С. около города Гомель. На знаке текст:
"Подполковник Оськин Виктор Семёнович
геройски погиб при выполнении служебного задания"
Подполковник Оськин Виктор Семёнович - старший летчик-инструктор отдела анализа и предупреждения лётных происшествий 43-го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава.
В 1970 году поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1974 году с золотой медалью. Получил назначение в 184-й гвардейский Полтавско-Берлинский Краснознаменный бомбардировочный полк 13-й бомбардировочной дивизии (аэродром Прилуки Черниговской области). Виктор Семенович был помощником командира бомбардировщика Ту-16. Спустя полтора года Оськина направили на курсы командиров в Дягилево. Продолжил службу в Бобруйске, в 200-м гвардейском тяжелом бомбардировочном полку командиром Ту-16.
В Мачулищах прошел переподготовку на Ту-22. Затем продолжил службу в Зябровке под Гомелем в 290-м отдельном дальнем разведывательном полку. Здесь ему досрочно присвоили звание капитана, здесь он поднялся вверх по службе: от командира отряда до заместителя командира полка. В 1985 окончил Военно-Воздушную академию имени Ю.А.Гагарина.
24 июля 1992 года подполковнику Оськину предстояло принять контрольный полёт по кругу на самолёте Ту-22У у вернувшегося из отпуска командира эскадрильи подполковника Александра Степченкова. Вылет осуществлялся с аэродрома Зябровского учебного авиационного центра.
В 17 часов 01 минуту 28 секунд самолет накренился на правый бок. На аварийном табло высветилось «пожар левого двигателя», «пожар задних баков». А внизу - жилые кварталы Новобелицкого района города Гомеля. Командир выключил левый двигатель. Но, оказалось, горел правый, была также повреждена проводка сигнализации, которая и выдала неверную информацию. Еще 49 секунд не было известно о том, что горит правый двигатель.
В 17 часов 02 минуты 44 секунды Оськин отворачивает самолет от Гомеля. На четвертой минуте летчик сделал вывод о том, что выключились оба двигателя.
Оськин отдал экипажу команду катапультироваться. Сам же попытался увести самолёт как можно дальше от жилых кварталов города и нефтехранилища, расположенного в районе возможного падения.
Виктор Семёнович катапультировался только когда убедился, что неуправляемая машина упадёт в безлюдном месте, но для раскрытия парашюта уже не хватило высоты. Летчик погиб при ударе об землю.
) - армейский лётчик, подполковник, один с первых в (Золотая Звезда № 10) и первый в истории российской Дальней авиации удостоен звания (Указ Президента от года № 1567).
Родился в с. Успено-Раевка Косторенского района . Закончил Тамбовское высшое военное училище летчиков, получив диплом с отличием с вручением Золотой медали и внесением фамилии на мрамарную доску золотых медалистов. Служил на должности помощника командира бомбардировщика ТУ-16 в 184-м гвардейском Полтавско-Берлинском Краснознаменном бомбардировочном полку 13-й бомбардировочной дивизии, которая базировалась в украинских . Затем - его командирам в 200-м гвардейском бомбардировочном полку в . С года - на разных должностях в 290-м отдельном далеком разведывательном полку на аэродроме Зябровка под . Закончил Военно-воздушную академию имени .
Звание присвоено посмертно за героизм и мужество, проявленные при аварийной ситуации в полёте на самолете-ракетоносителе ТУЮ-22У, когда Оськин ценою своей жизни предотвратил падение самолёта на город . года исполнял обязанности инструктора во время контрольного полета. Вылет осуществил с аэродрома в Зябровке. В 17 часов 02 минуты начался пожар левого двигателя, затем - топливных баков. В это время самолёт был уже над южным районом - Новобелицей. Оськин начинает отворачивать самолёт от города, во время чего загорелся и правый двигатель. Приказав экипажу катапультироваться, Оськин отвёл самолет от города и нефтехранилища, расположенного в районе возможного падения. Сам он катапультировался, когда полностью убедился, что самолет упадет в безлюдном месте. Но самолёт уже потерял минимально необходимую высоту для раскрытия парашюта, потому Виктор Оськин погиб.
О подвиге Оськина снят документальный фильм «Траектория полета» (режиссер Г. Курлаев) в рамках цикла документально-публицистических телевизионных фильмов «Наследники победы» ().
Ви́ктор Семёнович О́ськин (1 декабря 1952 - 24 июля 1992) - офицер Российской Армии (подполковник авиации), военный лётчик первого класса, один из первых в России (медаль «Золотая Звезда» № 10) и первый человек в истории российской Дальней авиации, удостоенный звания Героя Российской Федерации (Указ Президента России от 8 декабря 1992 года № 1547 ).
Родился 1 декабря 1952 года в селе Усть-Раевка Октябрьского района Курской области. Был четвёртым ребёнком в семье старшего лейтенанта милиции Семёна Егоровича и Татьяны Капитоновны Оськиных.
В 1974 году с отличием закончил Тамбовское высшее военное училище лётчиков, получив диплом вместе с вручением золотой медали и почётным занесением фамилии на мраморную доску медалистов училища. С 1970 года проходил службу в Вооружённых силах на различных командно-административных должностях. Служил в Дальней авиации - старший помощник командира корабля Ту-16 184-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка 13-й гвардейской бомбардировочной дивизии (аэродром Прилуки Черниговской области), командир корабля дальнего бомбардировщика Ту-16 стратегического назначения (Бобруйск, Белорусский военный округ). Затем - его командиром в 200-м гвардейском бомбардировочном полку в Бобруйске. С 1978 по 1990год - на разных должностях в 290-м отдельном разведывательном авиаполку на аэродроме Зябровка под Гомелем. в 1985 году закончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина.С 1990 года служил начальником отдела в 43-м Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава на аэродроме Дягилево.
24 июля 1992 года подполковнику Оськину предстояло выполнить т.наз. «упражнение 301» курса боевой подготовки Дальней авиации - на учебном самолёте-ракетоносителе Ту-22У необходимо было принять контрольный полёт по кругу у вернувшегося из отпуска командира эскадрильи подполковника Александра Степченкова. В качестве инструктора на борт поднялся Виктор Оськин, а за штурмана выступил штурман эскадрильи майор Николай Иванов. Весь экипаж корабля - профессиональные пилоты первого класса. Вылет осуществлялся с аэродрома Зябровского учебного авиационного центра.
Звание присвоено посмертно за героизм и мужество, проявленные при аварийной ситуации в полёте, когда Оськин ценою своей жизни предотвратил падение самолёта на город Гомель. В 17 часов 02 минуты во время полёта над южной окраиной города - Новобелицей - у самолёта, неожиданно отказал один из двигателей, загорелись топливные баки. Лётчики, понимая всю опасность возникшей аварийной ситуации, в срочном порядке предпринимают решительные действия с целью увести горящую машину за пределы города. После попытки развернуть Ту-22У в направлении от города загорелся и правый двигатель, после чего Виктор Семёнович отдал экипажу команду катапультироваться. Сам командир попытался увести терпящий бедствие самолёт как можно дальше от жилых кварталов города и нефтехранилища, расположенного в районе возможного падения, чтобы не допустить возгорания всей близлежащей местности. Сам он катапультировался, когда полностью убедился, что неуправляемая машина упадёт в безлюдном месте. Однако шансов на спасение он уже не имел: на Ту-22У катапульта отстреливает кресло пилота вниз и для раскрытия парашюта оно проходит путь не менее 350 метров. Самолет в момент катапультирования был уже на высоте менее 300 метров. Летчик погиб при ударе об землю. Им были спасены от гибели два члена экипажа и десятки людей на земле. На месте гибели Героя сегодня установлен памятный знак.
Похоронен 27 июля 1992 года в на кладбище «14-й километр» на Аллее погибших лётчиков Гомельской области Республики Беларусь. На его могиле выбита надпись:
Человек - остановись! Здесь покоится Герой, ценою своей жизни спасший жизнь сотен жителей города Гомеля. Почти его память молчанья минутой .
Оськин, Виктор Семёнович - www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7347 на сайте «Герои страны»
скачать, Республика Беларусь (WGS84 52°17"48" N 31°2"52"E)
Человек - остановись! Здесь покоится Герой, ценою своей жизни спасший жизнь сотен жителей города Гомеля. Почти его память молчанья минутой .
. Сайт «Герои Страны ».
На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках.
В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l"Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему.
Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем.
Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали.
– Sire, je vous demande la permission de donner la legion d"honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся.
– A celui qui s"est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора.
– Votre majeste me permettra t elle de demander l"avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее.