Главная » Ядовитые грибы » Почему погибли князья Игорь и Святослав? Почему погиб князь Игорь.

Почему погибли князья Игорь и Святослав? Почему погиб князь Игорь.

Князь Игорь – одна из загадочных и неоднозначных личностей в истории. Он был сыном и родственником Вещего Олега. Его правление начинается в 912 году и продолжается до 945 года. Успехи его в государственных и военных делах значительные и тому есть множество документальных подтверждений. Наибольшую загадку представляет его смерть.

Общепринятая версия гибели князя Игоря

После возвращения из похода в Византию, князь перестал участвовать в сборе дани. Он поручил это своему воеводе. Но дружина его начала роптать, что, мол «отроки» Свенельда богатеют от дани, а они бедствуют. Игорь поддался на уговоры и отправился на полюдье в земли древлян. Дружина собрала хорошую дань, основной отряд с собранной добычей князь отправил в Киев, сам же с небольшим отрядом задумал повторить полюдье. Возмущенные древляне на вече решили погубить Игоря. Что и выполнили. Правда, в древнерусской летописи о самой казни нет ни слова. В них князя называют Игорь Старый или Игорь Жадный. Исследователи истории древней Руси пытаются раскрыть тайну гибели первого потомка Рюрика, использую для этого не только древнерусские летописи, но и исторические материалы Византии, Польши.

Другие версии смерти князя Игоря

По одной из версий древляне платили дань по «пакту». А Игорь этот договор нарушил, поэтому и был казнен. Причем казнили князя как разбойника, разорвав его на части. Но это вызывает сомнение потому, что, похоронили князя древляне вблизи города Искоростень, насыпав над телом огромный курган, так обычно хоронят выдающихся, уважаемых людей. Существует предположение, что князь вернулся не за данью, а его специально выманили с малым отрядом, чтобы убить. Историк Лев Прозоров считает, что Киевского князя предали и убили варяжские дружинники. После поражения в 941 году княжеская дружина значительно уменьшилась, поэтому для сбора подати Игорь взял варяжский отряд. В пользу этой версии говорит и то, что русская дружина никогда бы не оставила князя во враждебной земле одного. Следующая гипотеза касается причастности к его смерти воеводы Свенельда. Этому есть подтверждение в древних летописях. После возвращения из Византии князь разрешил воеводе собирать дань с угличей и древлян. Но после ропота княжеской дружины лишил его этого права, что могло стать причиной предательства и убийства со стороны Свенельда. Ученый А.А.Шахматов, основываясь на Новгородскую первую летопись младшего взвода и «Историю Польши», доказывает, что Свенельд являлся отцом князя Мала, а древляне были его подданными. Поэтому воевода не хотел лишиться права на сбор дани и со своей дружиной, при поддержке древлян, напал на Игоря. В этом сражении Игоря убил сын Свенельда.

Ын Рюрика Игорь (ок. 877-945) стало править самостоятельно. Он вынужден был пойти войной на древлян, которые платили дань Олегу, но от нового князя “затворились в градах”, то есть не пустили к себе Игоря и его дружину. В степи тем временем появились кочевники печенеги, угрожавшие и Руси, и Византии. Игорь заключил с ними мир. Это позволило ему в 941 году отправиться в очередной поход на Константинополь. Но греки уже представляли, какая угроза исходит от Русской земли, и хорошо знали самих русских, так как княжеские дружинники со времен Олега состояли на службе у византийских императоров. Болгары предупредили греков о том, что многочисленные русские ладьи движутся к границам Византии, и греки отбили натиск руси. Против ладей они использовали особую горючую смесь – “греческий огонь”. Уцелевшие после разгрома под стенами Константинополя воины Игоря рассказывали, что у греков есть оружие, которое, словно молния, сжигает корабли.

Византийцы используют “Греческий огонь” (древнерусская миниатюра). Против русских ладей греки применили особую горючую смесь – “Греческий огонь”. Игорь вернулся с остатками дружины в Киев и стал собирать новой войско. Послал он и за море к варягам, призывая их “на греков”. В 1944 году, наняв печенегов, Игорь вновь двинулся к границе Византии. Войско его остановилось на Дунае, и туда к князю явились греческие послы с предложением мира. Игорь внял советам дружины и не пошёл вновь испытывать судьбу под стенами Константинополя. Был заключен новый договор с греками, но он уже не содержал льгот, дарованных прежде победителю Олегу. Зачем Игорь пошел на Константинополь? Дело в том, что договор о мире заключался, как правило, на 30 лет и в 941 году истекал срок выгодного договора Олега. А новый князь хотел заставить греков продлить его. Игорь опять вернулся в Киев. Дружина роптала. Она не получила богатств, о которых мечтала, и князь решил возместить потери за счет дани. Он снова отправился к древлянам. Они отдали дань, которую платили ему прежде, но князь с малой дружиной остался в их земле, желая получить больше. Древляне прислали к Игорю послов. Они предупредили, что всю положенную дань он уже собрал. Но Игорь не внял их словам. Тогда древляне убили его (византийский историк рассказывает, что Игоря привязали к согнутым деревьям, которые, распрямившись, разорвали несчастного). Древляне отправили послов к вдове Игоря Ольге. Послы сообщили, что муж ее убит, ибо был он “как волк, уничтожающий стадо”. Их же князья – добрые пастыри, и древляне предлагают Ольге своего князя в мужья. Ольга для виду согласилась на новое замужество, но сама велела перебить послов, а затем и сватов. С дружиной и малолетним сыном Святославом она отправилась в древлянскую землю, чтобы оплакать мужа на его кургане, а потом войском прошла по ней огнем и мечом. Но летописец рассказал о мести Ольги не только для того, чтобы устрашить подданных русских князей. Результатом ее деяний была правовая реформа: Ольга отменила полюдье. При этом способе сбора дани князь с дружинниками разъезжал по подвластным племенным землял, а в апреле, когда на Днепре сходил лед, возвращался в Киев. Ольга установила во всей Русской земле, от Киева до Новгорода, новую систему сбора дани. Теперь дружина стояла (гостила) в особых пунктах – погостах, куда и свозилась дань. Родоплеменное право уступало праву государственному.

Сын Рюрика Игорь (ок. 877-945) стало править самостоятельно. Он вынужден был пойти войной на древлян, которые платили дань Олегу, но от нового князя «затворились в градах», то есть не пустили к себе Игоря и его дружину.

В степи тем временем появились кочевники печенеги, угрожавшие и Руси, и Византии. Игорь заключил с ними мир. Это позволило ему в 941 году отправиться в очередной поход на Константинополь. Но греки уже представляли, какая угроза исходит от Русской земли, и хорошо знали самих русских, так как княжеские дружинники со времен Олега состояли на службе у византийских императоров. Болгары предупредили греков о том, что многочисленные русские ладьи движутся к границам Византии, и греки отбили натиск руси. Против ладей они использовали особую горючую смесь — «греческий огонь». Уцелевшие после разгрома под стенами Константинополя воины Игоря рассказывали, что у греков есть оружие, которое, словно молния, сжигает корабли.

Византийцы используют «Греческий огонь» (древнерусская миниатюра). Против русских ладей греки применили особую горючую смесь — «Греческий огонь».

Игорь вернулся с остатками дружины в Киев и стал собирать новой войско. Послал он и за море к варягам, призывая их «на греков». В 1944 году, наняв печенегов, Игорь вновь двинулся к границе Византии. Войско его остановилось на Дунае, и туда к князю явились греческие послы с предложением мира. Игорь внял советам дружины и не пошёл вновь испытывать судьбу под стенами Константинополя. Был заключен новый договор с греками, но он уже не содержал льгот, дарованных прежде победителю Олегу.

Зачем Игорь пошел на Константинополь? Дело в том, что договор о мире заключался, как правило, на 30 лет и в 941 году истекал срок выгодного договора Олега. А новый князь хотел заставить греков продлить его.

Игорь опять вернулся в Киев. Дружина роптала. Она не получила богатств, о которых мечтала, и князь решил возместить потери за счет дани. Он снова отправился к древлянам. Они отдали дань, которую платили ему прежде, но князь с малой дружиной остался в их земле, желая получить больше. Древляне прислали к Игорю послов. Они предупредили, что всю положенную дань он уже собрал. Но Игорь не внял их словам. Тогда древляне убили его (византийский историк рассказывает, что Игоря привязали к согнутым деревьям, которые, распрямившись, разорвали несчастного).

Древляне отправили послов к вдове Игоря Ольге. Послы сообщили, что муж ее убит, ибо был он «как волк, уничтожающий стадо». Их же князья — добрые пастыри, и древляне предлагают Ольге своего князя в мужья. Ольга для виду согласилась на новое замужество, но сама велела перебить послов, а затем и сватов. С дружиной и малолетним сыном Святославом она отправилась в древлянскую землю, чтобы оплакать мужа на его кургане, а потом войском прошла по ней огнем и мечом.

Но летописец рассказал о мести Ольги не только для того, чтобы устрашить подданных русских князей. Результатом ее деяний была правовая реформа: Ольга отменила полюдье. При этом способе сбора дани князь с дружинниками разъезжал по подвластным племенным землял, а в апреле, когда на Днепре сходил лед, возвращался в Киев. Ольга установила во всей Русской земле, от Киева до Новгорода, новую систему сбора дани. Теперь дружина стояла (гостила) в особых пунктах — погостах, куда и свозилась дань. Родоплеменное право уступало праву государственному.

Теперь я знаю, что такое "последний кадр" . Это когда к тебе подлетает ражий мужик в непонятном одеянии и возбужденном состоянии, с самой настоящей саблей в руках, замахивается на тебя, а ты не знаешь, ударит или нет. Но на всякий случай мило ему улыбаешься: авось пронесет...
Так вот, этот самый "последний кадр" мне удалось сделать в хуторе Погорелов, где проходили Каяльские чтения, посвященные битве князя Игоря с половцами, якобы имевшие место именно здесь. Я, слава Богу, остался жив, и теперь могу рассказать, почему князь Игорь (которому посвящен древнерусский эпос "Слово от полку Игореве" ) на самом деле предатель, грабитель и клятвоотступник. Таким ли должен быть народный герой, именем которого до сих пор на Руси называют детей?

Под катом - немного фоток с тех самых Каяльских чтений, а также небольшой экскурс в отечественную историю, посвященный "Слову о полку Игореве"

Историческое сражение дружины князя Игоря с половцами произошло в 1185 году. Рассказ о нем дошел до нас из глубины веков, причем событие описано не только в поэме "Слово о полку Игореве", но также упоминается в других древнерусских летописях, что свидетельствует о его значимости. Казалось бы - неудачный поход какого-то князя на степняков... Но с Дикой Степью воевала Русь постоянно, чего же такого натворил князь Игорь, за что его так воспели?

На Дону многие уверены, что это событие происходило именно в наших местах, а конкретно под Белой Калитвой, где уже традиционнымии стали "Каяльские чтения на Дону и реке Калитве" (якобы последняя и есть та самая речка Каяла, упомянутая в "Слове"). На Караул-горе в Белой Калитве установлен памятник "Воинам Игоревой рати - храбрым русичам". Тем не менее исторические факты о том, где и как полегла дружина Игоря, не совсем соответствуют представлениям, бытующим в современном массовом сознании...
В глазах современников образ князя Игоря - романтичен, легендарен. Игорь - несомненный герой, пошедший войной на половцев за Землю Русскую. Так ли это было на самом деле?


В вихре яростных атак - не разбей себе пятак

XI-XII века - начало эпохи Крестовых походов, которые по сути своей означали стремление Европы взять под контроль торговые пути с Востоком. Этому активно препятствовали сарацины и турки-сельджуки. В результате военных действий в Восточном Средиземноморье сильно возросло значение северного торгового пути: через Дунай, Черное и Азовское моря, далее через Дон на Волгу и Каспий. Но и на этом пути к концу XI века появились воинственные половцы. Поэтому русско-половецкие войны приобрели общеевропейское значение. И не случайно одно из первых выступлений на половцев князя Владимира Мономаха совпало с началом первого Крестового похода европейских рыцарей на Святую землю.

Но единства среди русских князей не было. В январе 1180 года Игорь Святославич стал князем Северской земли, и заключил союз с двумя могущественными половецкими ханами - Кончаком и Кобяком. Новоиспеченные союзники двинулись было на Киев, с целью хорошенько пограбить его, но тут вышла осечка: русско-половецкое войско Игоря было разбито русскими дружинами под командованием Рюрика Ростиславича. Игорь вместе с Кончаком и остатками войска бежал на ладьях. Но все равно, в итоге действий Игоря из состава русских земель выпало огромное пространство Черниговского и Северского княжеств, вместе с людскими, экономическими и военными ресурсами, что не могло не сказаться на обороноспособности всей Руси.

Еще один "последний кадр".
Ну прямо средневековая жестокость!
И от такой милой девушки...

Игорь не участвовал и в большом общерусском походе против хана Кобяка, который возглавили князья Святослав и Рюрик в 1184 году. Тогда Кобяк был пленен вместе со своими сыновьями, а дунайско-черноморский участок Великого торгового пути расчищен от половцев. Князя Святослава поздравили с этой победой большинство государств Западной Европы: Священная Римская Империя, Чешское королевство, Византийская империя, Венецианская республика...

В феврале 1185 года хан Кончак снова предпринял большой поход на Русь, чтобы восстановить утраченные позиции половцев, причем князь Игорь прикрывал правый фланг этого войска. С большим трудом совместные силы южнороссийских городов отогнали половцев от границ. Битва за Хоролом 1 марта 1185 года окончилась победой русских, но Кончак отступил, сохранив свои основные силы. В погоню за ним было послано войско в 6000 "черных клобуков" под начальством воеводы Кунтувдея. Половцам удалось ускользнуть, пользуясь весенней распутицей.

Как раз в это время (апрель-май 1185 года) и последовал сепаратный поход на половцев князя Игоря, который неожиданно, не посоветовавшись с другими князьями, решил ударить в спину своему бывшему союзнику Кончаку. Поход, который дорого обошелся и самому князю Игорю, и всей Земле Русской.

Многие исследователи отмечают, что это фактически был набег княжеской дружины на сопредельную территорию. Князь Игорь рассчитывал, что главные силы Кончака находятся в стороне от намеченного им маршрута, вблизи Днепра, и, следовательно, половецкие кочевья беззащитны. В юртах, где оставались только женщины и дети, можно было взять хорошую добычу. Словом, мотивы похода Игоревой дружины были весьма неприглядны, даже с точки зрения его современников.


На поле боя - кто толще, тот и побеждает

Где же произошло сражение с половцами дружины князя Игоря, которое и легло в основу знаменитого "Слова"? Где находится та река Каяла, на берегах которой полегло русское войско? Существует множество вариантов различных историков: Н.М. Карамзина, Н.А. Аристова, А.В. Лонгинова, В.Г. Федорова...
Ученые брали как параметры для своих исследований географию пространства, называвшимся Полем Половецким, величину суточного перехода кавалерии, искали на карте название реки, созвучной Каяле: Кальмиус, Кальчик, Кагальник. В качестве одной из версий фигурировал даже населенный пункт Самарское, в 30 километрах южнее Ростова-на-Дону, на том основании, что близлежащая железнодорожная станция называется Каяла!

Ставшую общепризнанной точку зрения ученых озвучил известный исследователь "Слова о полку Игореве" Б.А. Рыбаков. Располагая совершенно четкой датой: солнечным затмением, которое случилось 1 мая 1185 года, и описано в "Слове", он установил, что переход дружины князя Игоря от Новгорода-Северского до первой стычки с половцами длился 19 дней. Изучение летописей позволяет делать вывод, что конные дружины за сутки проходили до 50 километров, форсированным маршем (двигаясь и ночью) - до 90 и даже до 140 километров.

Вывод таков: решающая битва, в которой полегло войско Игоря, произошла на водоразделе (шеломени) между бассейнами Днепра и Дона, на территории современной Харьковской области, южнее города Изюм.
Одна из существовавших версий - что князь Игорь был разбит в районе Белой Калитвы, а держали его в плену в стане хана Кобяка неподалеку от Аксая (до сих пор там есть место, называемое Кобяковым городищем) - очень маловероятна. Дружина Игоря, даже самым быстрым темпом, физически не успела бы дойти за расчетное время до Белой Калитвы.

В очках и с древней барсеткой - явный половец-олигарх

Князь Игорь очень легко пограбил половецкие кочевья, которые действительно оставались без защиты, и вполне мог уйти абсолютно безнаказанным обратно в свои земли, и не было бы тогда написано знаменитого "Слова", если бы после быстрой победы 10 мая над передовым половецким отрядом он дал бы команду отступать. Но, отягощенный добычей, князь Игорь велел остановиться в степи на ночлег. Войско изрядно расслабилось: в бою были взяты "красныя девкы половецкыя, а с ними злото и паволокы и драгыя оксамиты". Владимиро-суздальский летописец говорит даже о трех сутках стояния в степи: "И стояша на вежах 3 дни веселящеся".

За это время пришла в движение вся Дикая Степь. Ханы и ханчики, забыв свои распри, не преминули упустить такой случай поквитаться с русскими (у нерусских во всех бедах всегда русский виноват , не правда ли, что этот принцип жив до сих пор?). Дружина князя Игоря была окружена со всех сторон превосходящими силами половцев. Побоище продолжалось три дня, даже кони падали от усталости и обезвоживания. Дружинники дрались отчаянно и храбро, но сила превозмогла силу. На поле боя было пленено порядка пяти тысяч дружинников и сам раненый князь Игорь. Остатки войска стали отходить на юг, но после двухдневной погони были прижаты половцами к берегу Азовского моря и там уничтожены. "Утекши", и добраться до родных земель, удалось только 15 дружинникам.


На этой реконструкции я так и не понял, кто за кого воюет, и кто в итоге победил

Это был неслыханный подарок половцам: разгром дружины князя Игоря открыл широкую брешь в хорошо налаженной обороне Руси. Последовал опустошительный набег воспрянувших духом половецких ханов Кончака и Гза. "Туга и тоска" разлились по Русской земле. Было опустошено, разграблено сожжено практически все Левобережье Днепра.

Сам Игорь в плену у хана Кончака был окружен роскошью, почетной свитой. Вскоре он женился на ханской дочери. И это в то время, когда Кончак разорял его земли, убивал вассалов Игоря!
И все же Игорь бежит из плена, несмотря на то, что знает: половцы пригрозили в случае его побега убить его родственников, находящихся в плену. С просьбой о помощи он появляется в Киеве. И туда же собираются все русские князья - чтобы вместе обсудить то положение, в которое всех своими действиями поставил князь Игорь.

"Слово о полку Игореве" фактически является обвинительным документом, который был зачитан вслух, в присутствии всех князей, в том числе Игоря. За жемчужной россыпью иносказательной речи в "Слове" кроются прокурорские формулировки. Согласно менталитету и этике того времени, ТАКОГО обвинения князю никто не мог сказать безнаказанно в лицо. Поэтому и было написано неизвестным автором "Слово о полку Игореве". В нем "эзоповым языком" были отражены и политические, и военные ошибки Игоря, причем не упущено ни малейшей детали. Думается, что на княжеском совете во время чтения "Слова" стояла гробовая тишина...


Хотелось бы верить, что интерес к истории своего Отечества остался хотя бы у немногих

По прошествии тысячелетия многое видится по другому. Благодаря "Слову" князь Игорь превратился в одну из самых известных личностей в истории Древней Руси, хотя, быть может, такой славы он и не заслужил. Пускай дружина Игорева полегла совсем в другом месте. Пускай князь своей политикой фактически губил Русь. Главное это интерес к истории России, который инициируют Каяльские чтения. Поэтому я и поехал туда в очередной раз.


На открытии памятника Вещему Бояну проявился очередной пример исторического невежества - Бояна объявили автором "Слова о полку Игореве". Толпа равнодушно проглотила это сенсационное заявление - всем было в принципе на это наплевать...

О смерти Игоря древнерусское сказание рассказывает так: «В се же лето рекоша дружина Игореви: “отроци Свенелжи изоделися суть оружьем и порты, а мы нази; поиди, княже, с нами в дань, и да ты добудеши и мы”. И послуша их Игорь, иде в Дерева в дань, и примышляше к первой дани [собранной Свенгельдом и его отроками], и насиляще им [творили насилие над древлянами] и мужи его; возьемав дань, поиде в град свой. Идущу же ему вспять [на обратном пути], размыслив рече дружине своей: “идете с данью домови, а я возвращаюся, похожю и еще”. Пусти дружину свою домови, с малом же дружины [с малой дружиной] возвратися, желая больше именья. Слышавше же деревляне, яко опять идеть, сдумавше со князем своим Малом: “аще ся ввадить [если повадится] волк к овцем, то выносить все стадо, аще не убьють его; тако и се, аще не убьем его, то вся ны [всех нас] погубить”; и послаша к нему, глаголюще: “почто идеши опять? поимал еси всю дань”. И не послуша их Игорь, и вышедше из града Изкоростеня деревляне убиша Игоря и дружину его; бе бо их мало».

Важные подробности добавляет Лев Диакон (вкладывая их в уста императора Иоанна Цимисхия): «Не упоминаю я уж о его [Игоря] жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Отсутствие в древнерусском сказании этих подробностей (в том числе факта казни Игоря, а не гибели его в стычке), о которых в третьей четверти Х в. были хорошо осведомлены далеко за пределами Русской земли, в частности в Константинополе, заставляет предполагать довольно позднее его возникновение – не раньше первой половины XI в.

Почему Игорь отправился по «древлянскую» дань?

Присоединение к Киевскому княжеству Карпатской Руси, было прямым и необходимым следствием заключения Игорем договора 944 г. с греками. Признанный византийскими властями верховным «архонтом Росии», Игорь имел полное право претендовать на наследство «светлых князей». Возможно, ему даже не пришлось применить силу. Местные «светлые князи русские» могли добровольно перейти под его руку, ибо, во-первых, Игорю теперь принадлежала монополия на торгово-политические сношения с Византией и, во-вторых, подданство у киевского князя служило более надежным щитом от набегов венгров, чем эфемерное покровительство Олега II, который сам нуждался в защите. На мирный характер , кажется, указывает былинный цикл о Святогоре. Этот карпатский богатырь, олицетворяющий былую мощь державы «светлых князей», не только не враждует с киевским витязем Ильей, но становится его побратимом и перед смертью отдает ему свой меч вместе с частью непомерной силушки.

Сложнее объяснить, почему Игорь с таким постоянством , несмотря на непрекращающиеся неудачи военных предприятий «светлого князя». На мой взгляд, здесь могли сыграть роль следующие обстоятельства. Во второй четверти Х в. набеги венгерской орды представляли наиболее серьезную внешнюю угрозу для большинства государств и народов континентальной Европы. На северо-западе венгры совершали нападения на Эльзас, Лотарингию, Бургундию и Лангедок, терзали Тюрингию и лужицких сербов; на юго-западе опустошали Ломбардию, Умбрию, Тоскану, доходя до самого Рима; на севере от них с трудом отбивались чехи, на юге – сербы, хорваты и болгары. Сопредельные с Венгрией славянские народы страдали от венгров особенно сильно. Гардизи пишет: «…И они [венгры] побеждают славян и всегда одерживают верх над славянами и рассматривают их как источник рабов». Вполне вероятно, что Игорь стремился обезопасить от венгерских набегов западные границы Русской земли, которые во второй половине 940-х гг. пролегли по северным отрогам Карпат. Не исключено также, что в Киеве за Олега могла ходатайствовать Ольга: как мы помним, моравское предание говорит о неизменной приязни и даже родственных связях киевской княгини со «светлым князем».

Тот же источник способен пролить свет на историческую основу древнерусского сказания о походе Игоря «в Дерева». Пресловутая «жадность» Игоря и ропот его дружинников на свою нищету уже не выглядят беспричинными ввиду (и напротив, летописная дата «в лето 6453» (945 г.), выставленная перед новеллой о поездке Игоря по древлянскую дань, очень плохо согласуется с мотивировкой этой экспедиции; ведь прошел всего год, как . Когда же Игорева дружина успела пообноситься? Таким образом, сказание о древлянской дани дает основание утверждать, что между и его походом «в Дерева» пролегло несколько лет). По всей видимости, именно растущие военные расходы и подготовка к новому, совместному с Олегом, походу против венгров побудили Игоря «нача мыслить на деревляны, хотя примыслити большую дань», несмотря на то, что право сбора «древлянской» дани было отдано Свенгельду.

Народные предания о смерти князя Игоря

Единственной порукой достоверности летописного рассказа о смерти Игоря служит заключительная фраза: «И погребен бысть Игорь и есть могила его у Искорстеня града в Деревех и до сего дне».

В первой половине XVIII в. коростеньский курган – «древлянскую могилу» Игоря – видел Татищев и описал его так: «При городе Коростене есть холм весьма великой на ровном месте близ речки, и доднесь так называется, которой и я в 1710 году, идучи из Киева с командою, осматривал; каковых хотя повсюду много находится, особливо на Донце скифские… но величиною подобного ему не видал, кроме что у села Царевщины близ Волги, при устии реки Сока». Из этих слов прекрасно видно, как работает народное воображение. Окрестности Коростеня усеяны курганами. Один из них значительно больше других – «народному краеведению» этого довольно: вот она, Игорева могила! Согласно «Повести временных лет», в XI – XII вв. в Киеве показывали сразу две могилы вещего Олега, а Новгородская летопись знала еще одну – в Ладоге.

Летописное известие о наличии «Игорева кургана» возле древлянского Коростеня удостоверяет лишь бытование в этих местах уже в конце XI – начале XII в. народной легенды. Кажется, в общих своих чертах она дожила до наших дней. По свидетельству А. Членова, в 1980-х гг. хуторяне Игоревки, расположенной в нескольких километрах от современного Коростеня на Уже, показывали ему ни более ни менее, как точное «место» пленения Игоря, сопровождая экскурсию драматическим рассказом о том, как Игоря с дружиной древляне «гнали ночью. Те в Киев ускакать хотели, да их в болото загнали. Кони в трясине увязли. Тут их в плен и взяли. Вон оно, то самое место – его из рода в род все знают» (Членов А. По следам Добрыни. М., 1986. С. 75).

Истоки этой легенды никоим образом не могут уходить глубже последних десятилетий XI в. (хотя всего вероятнее, она значительно моложе), когда в военной организации русских дружин совершился коренной переворот. Именно в это время основная масса княжеских дружинников пересаживается на коней, тогда как ранее, в IX – X вв., согласно показанию современных источников, они сражались преимущественно в пешем строю, а дальние походы совершали по воде, в ладьях. (В летописи первыми в конный поход выступают воины Владимира Ярославича: «Иде Володимер, сын Ярославль, на Ямь, и победи я. И помроша кони у вои Володимерь…» (статья под 1043 г.). Однако остается неизвестным, бились они с ямью верхом или, по обычаю, перед боем спешились. Первое конное сражение упоминается только под 1069 г., когда в битве с половцами под Сновском князь Святослав Ярославич с дружиной «удариша в конь».) На то, что этот способ передвижения был основным и в середине Х в., указывает между прочим факт прибытия к Ольге древлянских «лучших мужей, числом 20», которые «присташа под Боричевым в лодьи», то есть добрались из «Деревьской земли» до Киева водным путем. Таким же способом, несомненно, отправился из Киева «в Дерева» и Игорь с дружиной. Его бешеная скачка по болоту оказывается на поверку печальным свидетельством того, что жителям Игоревки «из рода в род» плохо преподавали историю.

Наглядное представление о том, до какой степени народные предания могут исказить реальные события, дают труды фольклориста Н. И. Коробки. В конце XIX в. он объездил Овручский уезд (территория древней Древлянской земли), записав множество местных легенд об Игоре и Ольге, в которых княгиня-мстительница за своего убитого мужа неожиданным образом превращена в его врага и убийцу (Коробка Н.И. Сказания об урочищах Овручского уезда и былины о Вольге Святославиче. СПб., 1908. С. 2–6). Причем далеко не каждая легенда признает их супругами. Что же касается конкретных обстоятельств смерти Игоря, то тут народная фантазия поистине неистощима. Одни сказания сажают Игоря на место князя Мала в осажденный Ольгой Искоростень или в некий безымянный город. Осада длится семь лет. Наконец Игорь решается бежать через вырытый подземный ход, но на выходе из подкопа его уже поджидают воины вещей Ольги, которые и убивают князя. В других преданиях Ольга собственноручно приканчивает Игоря в пылу ссоры или не узнав его в чужом платье. Пожалуй, наибольшей оригинальностью, если не сказать – экстравагантностью, отличаются действия Ольги в сюжете об убийстве Игоря во время купания. Ольга едет с войском по берегу реки и видит купающегося Игоря. Вид голого мужчины вызывает у нее отвращение, и она велит убить его. Игорь бросается бежать, но его настигают. Над могилой мужа Ольга приказывает насыпать большой курган. Кстати, Коробка свидетельствует, что «Игоревы курганы» имелись возле каждого села, где бытовали подобные легенды. Замечательно и то, что самый богатый материал об Ольге-мужеубийце исследователь собрал в местечке Искоростень, где, казалось бы, память о подлинных событиях должна была храниться наиболее бережно. Между тем к истории эти предания не имеют никакого отношения.

Еще один пример «народного краеведения» дает новгородское летописание. В Новгородской земле XII – XIII вв. имелась своя «Деревская пятина» с градом Коростенем, в связи с чем в позднейших новгородских летописных сводах появились записи о том, что Игорь был убит «вне града Коростеня близь Старыя Русы» (Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 171–172). Позднее новгородский Коростень был отождествлен с Торжком, благодаря чему в XVIII в. на гербе этого города появились три голубя и три воробья – символ дани, потребованной Ольгой с каждого жителя Коростеня. Это свободное перемещение «Деревьской земли» с юга на север свидетельствует, что в посленесторовскую эпоху настоящие «Дерева» окончательно превратились для древнерусских книжников в некое мифическое Лукоморье, которое можно поместить где угодно – хоть в «заморье», хоть у себя под боком. Конечно, подобного не могло бы случиться, принадлежи мятежные «Дерева», в которых нашел свою смерть князь Игорь, к Русской земле.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта