Главная » Ядовитые грибы » Про утверждение, что русские являются потомками финноугров, а не славян (). А виноваты атеисты

Про утверждение, что русские являются потомками финноугров, а не славян (). А виноваты атеисты


Последнее время активизировались разговоры, что русские - потомки финно-угров, а вовсе не славяне, что настоящая Русь пошла из Киева и т.д.
Итак, давайте разберёмся.
Источников по истории Киевской Руси у нас немного. Главным из них является "Повесть Временных лет", предположительно написанная монахом Нестором в Киеве в 1113 году.
В ней началом государственности указывается 862 год (6370-й от сотворения мира).
Именно в это время племя приильменских словен призвало варяга Рюрика, т.к. местная власть погрязла в междоусобицах и не могла договориться между собой.

Что мы знаем наверняка:
1) Династия Рюриковичей берёт своё начало с северной Руси. Призывало его славянское племя - словене.
2) Рюрик приплыл к Ильменю транзитом через Ладогу и, по всей видимости, поселился в месте, известном ныне как Рюриково городище. Город Новгород скорее всего был основан несколькими десятилетиями позже.

Кем был Рюрик по национальности - вопрос спорный. Кто такие варяги - тоже неясно. Тут сломано много копий, я продолжать эту тему не буду.

А теперь о мифах.

1) Самый распространённый миф состоит в том, что русские якобы сами были слишком слаборазвитым народом, который не был способен сам создать государство. Именно поэтому нам-де понадобились варяги-скандинавы, чтобы они нас "цивилизовали".

Развенчание мифа:
Государство Швеция начало складываться только в Х веке. Выходит, скандинавы решили учить нас строить государство ещё до того, как сами это сделали. Влияние скандинавской культуры на культуру Руси минимально: в русском языке сравнительно мало слов шведского происхождения.

2) Русские и украинцы - разные народы. Украинцы - настоящие славяне, а русские - потомки финно-угров.

Развенчание мифа:
История не знает такого народа как украинцы до ХIХ века. Все восточные славяне традиционно считали себя русскими.
Действительно, территорию северной Руси населяли финно-угры, но основными народами здесь были славянские племена: словене, кривичи, меря и вятичи. В Москве в Битцевском лесу можно наблюдать погребальные курганы вятичей.
Сегодня русские говорят именно на русском языке. Очень странно для финно-угров.
Да и вообще, это очень непростая задача - отличить русского от украинца. Потому что различий нет.
Если обратиться к генетическим исследованиям, то выясняется, что у нас почти одинаково доминирует славянская гаплогруппа R1a1. У русских она немного больше (46%), у украинцев чуть меньше (43%). Интересно, что доля финно-угорской крови в русских незначительна, как, впрочем, и татарской. Особенно удивителен будет тот факт, что монголоидная гаплогруппа у украинцев встречается даже чаще, но, тем не менее, она незначительна.

Русские и украинцы были одним народом. Очень жаль, что политиканы эксплуатируют лжеисторию для навязывания людям невежественных мифов.

Больше полувека живет в Лемпино рыбак Николай Вторушин. Когда-то он вместе с четырьмя сестрами, братом и родителями переехал сюда из Салыма. Это увлекательное путешествие по реке Большой Салым в поисках лучшей доли он запомнил на всю жизнь.

– С транспортом в то время было непросто, поэтому наша семья сплавлялась по реке на большой крытой деревянной лодке, – рассказал Николай Михайлович. – Нам, детям, очень нравилось это передвижное жилище. Дорогой мы ставили сети, ловили рыбу – так и кормились. Отец всегда говорил: река пропасть не даст.

Переехав в Лемпино, мать Николая Вторушина устроилась продавцом в пекарню, а отец – заготовителем пушнины в промыслово-охотничье хозяйство. В свободное время он учил сыновей вязать и насаживать рыболовные сети. Благодаря этому умению Николай Михайлович и сегодня кормит свою большую семью. Во время нашего разговора седовласый хант ловко орудовал челноком, ремонтируя порванный невод, интересно было наблюдать за тем, как, словно по волшебству, исчезали дыры в сетеполотне после нескольких его движений.

– Отслужив в армии, пробовал себя в качестве водителя вездехода, но вскоре понял, что не на своем месте, и ушел, – признался он. – Река – вся моя жизнь, поэтому до выхода на заслуженный отдых я трудился в рыбацком кооперативе. В нашей бригаде было два звена, в каждом – по шесть рыбаков, которые сменяли друг друга, чтобы выполнить план. Работали сутками. Выполняешь план, ты – уважаемый человек. Самый большой наш улов – 3,5 тонны рыбы.

Сегодня, сетует Николай Вторушин, рыбалка уже не та: нет прежних объемов добычи, да и выловленную рыбу приходится везти в соседний Пойковский, где расположен ближайший пункт приемки – сельскохозяйственный рыбоохотпромысловый производственный кооператив «Волна». Перед каждым выходом на воду лемпинский хант проводит специальный обряд – задабривает водных духов, чтобы рыбалка удалась и ничего дурного не случилось.

– Обязательно угощаю вотчинника – наливаю по 100 граммов водки в воду и костер, только после этого сажусь в лодку, – признался Николай Михайлович. – Так велел делать дед моему отцу, он учил этому меня с братьями, а я – своих детей и внуков. Будучи православными, мы верим в Бога, а принадлежа к народу ханты, почитаем вотчинника, как это делали наши предки. Уверен, они оба нам помогают в жизни.

– У нас в избушке, что в Малнашовских угодьях, есть и божества, и куклы-обереги, – подтвердила супруга Вторушина Альбина. – Мы уважаем и православную веру, и своих божеств.

Судя по тому, что у супругов шестеро детей и четырнадцать внуков, высшие силы им благоволят. Живут лемпинские ханты дружно. Нередко рыбачат сразу несколькими поколениями.

– Мне нравится проверять сети с дедом, вываживать щуку, язя, мохтика, окуня, – отметил 14-летний внук Роман, – но намного интереснее ловить рыбу неводом – добыча больше.

– А я этим летом научился делать подовушку, – не без гордости сказал 16-летний Данил. – С удовольствием поделюсь рецептом и с читателями вашей газеты: разделайте щуку, разрежьте пополам, посолите, насадите на палку и прожарьте на костре. Последний раз на рыбалке мы с дедом так целого окуня готовили. Насыпали ему соли в рот, чтобы весь пропитался, и прожарили – получился замечательный хантыйский шашлык.

Мы с фотографом отведали фирменную подовушку (хант.: тортым сорт) Вторушина, данную нам с собой в дорогу в качестве угощения, – это блюдо национальной кухни действительно очень вкусное.

Жена Николая Михайловича Альбина рассказала, что, помимо совместных походов за грибами и ягодами, она с мужем нередко отправляется и на тихую охоту – вдвоем ставить и проверять сети удобнее. Если подготовка рыболовных снастей – дело главы семейства, то чистка, разделка и переработка рыбы – обязанность женщины.

– Есть у меня и свое хобби – вязание ковриков, – призналась Альбина. – Этому еще в детстве научила меня бабушка Федосья. С годами в доме накапливается много старых ненужных вещей, из которых я потом нарезаю тканевые полоски и создаю из них уютные цветные коврики. Такое занятие и мне в радость, и для домашних – польза.

Кроме того, хантыйская семья держит кроликов и кур, возделывает огород возле дома. В общем, скучать ей некогда. Как говорит Николай Вторушин, было бы здоровье, возможность трудиться, а остальное – дело наживное. Так и живут потомки обских угров, приспосабливаются к быстро меняющимся реалиям современной жизни и не забывают о своих корнях.

Процесс этногенеза большинства народов носил запутанный и сложный характер. Не является исключением и этногенез русского народа. На огромных просторах современной европейской части России долгое время преобладали финно-угорские племена. Многие из них канули в Лету.
Ещё из учебников по истории мы помним такие из них, как меря, чудь, мещера, мурома. Занимая почти полностью Вологодскую, Костромскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую, Рязанскую, большую часть Тверской области, они не могли просто испариться, не оставив никакого следа в культурном и генетическом наследии населения этих территорий.

Основы формирования древнерусской народности

Финно-угорские народы продолжают численно превалировать наряду с тюркскими во многих районах Поволжья. В древности же ареал распространения их предков имел границы в современных областях с преимущественно русским населением. И контакты между балтскими, славянскими и финно-угорскими племенами прослеживаются ещё со времён готской империи Германариха, простиравшейся до нашествия гуннов на огромной территории от Причерноморья до Поволжья. Еще готский историк Иордан писал о племенах мери и морденс (мордвы), плативших дань вождю Германариху.

Активное распространение индоевропейцев-балтов на землях финских археологических культур (дьяковской, городецкой) привело к устойчивым балто-финским контактам в средней полосе современной России. Балты и финны воевали, взаимно ассимилировали друг друга, но в целом имели возможность мирного существования, так как и те, и другие были весьма малочисленны на просторах Русской равнины. Конкуренция за ресурсы не была обострённой.

Балты обогатили свой генофонд гаплогруппой N (типичной для финнов), а финские племена - гаплогруппой R1A, распространённой у индоевропейцев группы сатем (балтов, славян, индоиранских народов). Археологи просматривают даже более раннее появление земледелия у финских племён дьяковцев, чем у их индоевропейских соседей, продолжавших делать акцент на скотоводство.

Именно эти два этнических субстрата - балтский и финно-угорский - оказались основными в формировании древнерусской народности, тем более, если учесть, что племена кривичей, вятичей и радимичей были по данным археологии либо наполовину, либо целиком балтскими.

Фактически, полностью славянскую идентичность можно увить лишь у псковских и ильменских словен, материальная культура которых чётко прослеживается с южной Прибалтики и имеет аналоги в археологических памятниках севера Польши.

Этногенез великороссов: мнения и гипотезы

На проблему этногенеза великороссов есть несколько взглядов. Первый из них выражен историком XIX века Полевым, утверждавшим, что финские племена не принимали никакого участия в образовании русского народа, являвшегося, по его мнению, полностью славянским как по генетике, так и по культуре.

Его современник поляк Духинский отстаивал противоположную точку зрения: русские - это синтез финно-угров и тюрков без какого-либо влияния славян, кроме языкового.

Золотой серединой можно назвать точку зрения Ломоносова, развитую впоследствии профессором Ярославского юридического лицея Ушинским. Оба учёных утверждали, что славяне и финно-угры имели взаимное влияние. Чудь, меря, мурома постепенно вошли в состав русских, привнеся с собой опыт поколений автохтонного финно-угорского населения европейской части России, тем самым обогатив зарождавшийся русский этнос. Ломоносов показывает влияние славян на угров-венгров, выделяя значительный пласт славянской лексики в венгерском языке. Также и финны, чудские народы, как обобщённо называл финно-угров Михаил Васильевич, передали методы хозяйствования в экстремальных условиях Русского Севера славянским племенам Новгородской земли.

Ушинский полагал, что нет ничего зазорного в том, что русские являются не только славянами, но и в значительной степени финно-уграми по крови и наследию духовной культуры.

«Славяне - важнейшие из ее племен - принадлежат к Европе. Восток и юг ее наполнен еще и теперь остатками выходцев Средней Азии. Племя же финское, колыбелью которого называют Уральский хребет, составляет средину между азиатскими и европейскими племенами, - отмечал Ушинский. - Оно так давно живет в Европе, что никак не может быть причислено к народам-пришельцам, но, скорее, к самым коренным аборигенам ее севера. Оно занимало некогда, во времена доисторические, весь север Европы и весь север Азии, а может быть, проникало далеко и в среднюю Европу. Это - какой-то цемент, на котором заложились все новые северные, европейские государства, что еще в большем смысле относится к России. Шведы, датчане, обитатели всего балтийского поморья, русские - все начинают свою историю каким-то молчаливым исчезновением финских племен. Кажется, они как будто сами составляют элемент доисторический и разгоняются вместе с мраком, покрывающим жизнь европейского человека».

Взгляд Ломоносова и Ушинского был поддержан Ключевским, Веске, Алексеевым и др. В своих работах они объясняли глубинные причины положительной комплиментарности славян и финно-угров, их гармоничным дополнением друг друга.

Творчество этнофутуристов

Этнографы и художники, музыканты и поэты, интересующиеся темой этногенеза русского народа, объединились в культурное движение этнофутуристов. Этнофутуризм как целостное направление в искусстве возник в Эстонии в 80-х годах прошлого века. Распространившись в России, в основном в регионах с финно-угорским населением (Удмуртия и Марий Эл), этнофутуризм сделал акцент на возрождение этнических особенностей регионов с ассимилированным мерянским, муромским, мещерским и чудским населением. Этнофутуристы пытаются связать миры финно-угорских предков русских с современными реалиями российского общества. Известный художник Андю Мерянь сделал многое для популяризации и актуализации русского фольклора, имеющего глубинные финно-угорские ментальные корни и культурные коды.

Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории Максимов Альберт Васильевич
Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

От Куликова поля до реки Угры *XIV–XV века* Малолетство Дмитрия Иоанновича, великого князя московского от 1359 до 1362 года Мне не нужно говорить вам, мои читатели, что храбрость - врожденное качество Русского народа: нельзя перечислить, сколько раз доказали это наши воины во

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 4. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ И ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА И СОЮЗЫ Прародина славян. Славяне являлись частью древней индоевропейской языковой общности. К индоевропейцам относились германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

5. Угры и асы в Южной Руси Как мы видели,840 угорские племена, которые мигрировали с Урала и зауральского региона на Северный Кавказ, покорились гунно-булгарам и, частью, хазарам. После распада Великой Булгарии северокавказские угры, по крайней мере - племя сарагутов (белых

Из книги Период Македонской династии (867 - 1057 гг.) автора Успенский Федор Иванович

Глава XVI СЕВЕРНАЯ ГРАНИЦА. БОЛГАРИЯ И УГРЫ ПОХОДЫ РУССКИХ КНЯЗЕЙ. СЛАВЯНЕ В ЛАКОНИКЕ Громадное напряжение, с которым велась война Византии с Болгарией при Симеоне, когда болгарское войско не один раз стояло под стенами столицы и в состоянии было ставить свои условия

Из книги Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь автора Долгов Вадим Владимирович

«В Ростове – меря, в Белеозере – Весь, в Муроме – мурома»: Древняя Русь и финно-угорские народы Наиболее трудна для анализа финно-угорская составляющая русской культуры. Этому имеется несколько причин. Во-первых, начало контактов славян с представителями финно-угорских

Из книги От Скифии до Индии [Древние арии: мифы и история] автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

АРИИ И ФИННО-УГРЫ К этой группе народов в настоящее время принадлежат саами, финны, эстонцы, карелы, мордовцы, марийцы, удмурты, коми, манси, ханты, венгры и др. Предки их обитали в лесных районах Северо-Восточной Европы и Урала (в русских летописях они известны под именами

Из книги От Гипербореи к Руси. Нетрадиционная история славян автора Марков Герман

Угры в Причерноморье При рассмотрении проблемы асо-славян было уделено достаточно много внимания Азово-Донецкому региону. На этой же территории примерно в то же время фиксируются племена угров. Угорские племена, которые мигрировали с Урала и зауральского региона на

Из книги Русский хронограф. От Рюрика до Николая II. 809–1894 гг. автора Коняев Николай Михайлович

От Непрядвы до Угры (1380–1480) После блистательной победы на Непрядве в сентябре 1380 года (Куликовская битва) великий князь Дмитрий Иванович стал именоваться «Донским»; но Московская Русь еще не освободилась от ордынского ига. Через два года хан Тохтамыш взял Москву и сжег

Из книги Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям автора Матвеев Александр Васильевич

Индоиранцы и финно-угры Говорили завоеватели на одном из языков индоевропейской семьи, к которой принадлежат балтийские, германские, романские, славянские (сравните древнеиндийское веда - «священное знание» и русское ведать - «знать»), древнегреческий и многие другие

Из книги Древняя Русь. События и люди автора Творогов Олег Викторович

РУСЬ СБРАСЫВАЕТ ИГО: ОТ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ ДО УГРЫ 1380 - Мамай двинулся на Русь, рассчитывая в случае победы на богатые трофеи и приобретение высокого авторитета в раздираемой междоусобицами Золотой Орде. Надеялся хан и на поддержку литовского князя Ягайлы, который должен

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

1. Братья финно-угры: сравнительная история финнов и эстонцев Скачет толпа угров, видят камень с надписью: «Налево - Венгрия; тепло, солнечно, виноград. Направо - Финляндия с Эстонией; холодно, сыро, салака». Те, кто умел читать, поскакали налево… Финско-эстонский

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Из книги У истоков древнерусской народности автора Третьяков Петр Николаевич

Финно-угорские племена Волго-Окского междуречья и славяно-русская колонизация 1Выше уже шла речь о том, что в первые века нашей эры в результате распространения славянского населения в Верхнем Поднепровье какая-то часть живших там восточных балтов отошла на север и

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

I. Иберы, Этруски, Фракийцы, Иллирийцы, Финно-Угорские племена, Эллины Коренным населением Западной Европы, сохранившимся до сих пор, являются баски, – народ, живущий на севере Испании, около границы с Францией, в районе города Бильбао. Численность около миллиона. Баски –

Из книги Введение в историческую уралистику автора Напольских Владимир Владимирович

Угорские народы Венгерский, мансийский и хантыйский языки образуют в рамках финно-угорской группы уральской семьи особую подгруппу, называемую угорской (нем. ugrische и т. д.), и восходят к угорскому праязыку. Название угры дано этим народам по старому внешнему венгров в

Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей

Процесс этногенеза большинства народов носил запутанный и сложный характер. Не является исключением и этногенез русского народа. На огромных просторах современной европейской части России долгое время преобладали финно-угорские племена. Многие из них канули в Лету.

Являются ли русские потомками финно-угров?

Журнал: История Русская Семёрка, Альманах №1 (5),весна 2018 год
Рубрика: Народы
Текст: Русская Семёрка

Ещё из учебников по истории мы помним такие «из них, как меря, чудь, мещера, мурома. Занижая почти полностью Вологодскую, Костромскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую, Рязанскую, большую часть Тверской области, они не могли просто испариться, не оставив никакого следа в культурном и генетическом наследии населения этих территорий.

Основы формирования древнерусской народности

Финно-угорские народы продолжают численно превалировать наряду с тюркскими во многих районах Поволжья. В древности же ареал распространения их предков имел границы в современных областях с преимущественно русским населением. И контакты между балтскими, славянскими и финно-угорскими племенами прослеживаются ещё со времён готской империи Германариха, простиравшейся до нашествия гуннов на огромной территории от Причерноморья до Поволжья. Ещё готский историк Иордан писал о племенах мери и морденс (мордва), плативших дань вождю Германариху.
Активное распространение индоевропейцев-балтов на землях финских археологических культур (дьяковской, городецкой) привело к устойчивым балто-финским контактам в средней полосе современной России. Балты и финны воевали, взаимно ассимилировали друг друга, но в целом имели возможность мирного существования, так как и те и другие были весьма малочисленны на просторах Русской равнины. Конкуренция за ресурсы не была обострённой.
Балты обогатили свой генофонд гаплогруппой N (типичной для финнов), а финские племена - гаплогруппой Rla, распространённой у индоевропейцев группы сатем (балтов, славян, индоиранских народов). Археологи просматривают даже более раннее появление земледелия у финских племён дьяковцев, чем у их индоевропейских соседей, продолжавших делать акцент на скотоводство.
Именно эти два этнических субстрата - балтский и финно-угорский - оказались основными в формировании древнерусской народности, тем более если учесть, что племена кривичей, вятичей и радимичей были, по данным археологии, либо наполовину, либо целиком балтскими. Фактически, полностью славянскую идентичность можно увидеть лишь у псковских и ильменских словен, материальная культура которых чётко прослеживается с южной Прибалтики и имеет аналоги в археологических памятниках севера Польши.

Этногенез великороссов: мнения и гипотезы

На проблему этногенеза великороссов есть несколько взглядов. Первый из них выражен историком XIX века Полевым, утверждавшим, что финские племена не принимали никакого участия в образовании русского народа, являвшегося, по его мнению, полностью славянским как по генетике, так и по культуре.
Его современник поляк Духинский отстаивал противоположную точку зрения: русские - это синтез финно-угров и тюрков без какого-либо влияния славян, кроме языкового.
Золотой серединой можно назвать точку зрения Ломоносова, развитую впоследствии профессором Ярославского юридического лицея Ушинским. Оба учёных утверждали, что славяне и финно-угры имели взаимное влияние. Чудь, меря, мурома постепенно вошли в состав русских, привнеся с собой опыт поколений автохтонного финно-угорского населения европейской части России, тем самым обогатив зарождавшийся русский этнос. Ломоносов показывает влияние славян на угров-венгров, выделяя значительный пласт славянской лексики в венгерском языке. Также и финны, чудские народы, как обобщённо называл финно-угров Михаил Васильевич, передали методы хозяйствования в экстремальных условиях Русского Севера славянским племенам Новгородской земли.
Ушинский полагал, что нет ничего зазорного в том, что русские являются не только славянами, но и в значительной степени финно-уграми по крови и наследию духовной культуры.
«Славяне - важнейшие из её племён - принадлежат к Европе. Восток и юг её наполнен ещё и теперь остатками выходцев Средней Азии. Племя же финское, колыбелью которого называют Уральский хребет, составляет средину между азиатскими и европейскими племенами, - отмечал Ушинский. - Оно так давно живёт в Европе, что никак не может быть причислено к народам-пришельцам, но, скорее, к самым коренным аборигенам её севера. Оно занимало некогда, во времена доисторические, весь север Европы и весь север Азии, а может быть, проникало далеко и в среднюю Европу. Это какой-то цемент, на котором заложились все новые северные, европейские государства, что ещё в большем смысле относится к России. Шведы, датчане, обитатели всего балтийского поморья, русские - все начинают свою историю каким-то молчаливьш"ис-чезновением финских племён. Кажется, они как будто сами составляют элемент доисторический и разгоняются вместе с мраком, покрывающим жизнь европейского человека».
Взгляд Ломоносова и Ушинского был поддержан Ключевским, Веске, Алексеевым и др. В своих работах они объясняли глубинные причины положительной комплиментарности славян и финно-угров, их гармоничным дополнением друг друга.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта