Под стрессогенными факторами - стрессорами (стресс-факторами) - понимают совокупность раздражителей, влияющих на психофизическое состояние человека и его поведение. Они определяются также как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека психическое напряжение или возбуждение. В психологии стрессоры - неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.
В психофизиологии стрессор (стресс-фактор, стресс-ситуация) - чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающее стресс. Раздражитель становится стрессором либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивной интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма.
К стрессорам относят: опасность, угрозу, давление, сильные физические и психические травмы, кровопотери, большие физические, умственные и коммуникативные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры, многие фармакологические воздействия, полостные хирургические вмешательства, экстремальные ситуации и другие факторы. В ряде классификаций к ним относят и во многом сходные психологические состояния - конфликт и фрустрацию.
Существуют различные классификации стрессоров, в которых они разделяются на стрессоры физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например кофеина или амфетамина) и психологические (информационные перегрузки; соревнование; угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.). Имеются и другие основания для квалификации стрессоров. Это могут быть факторы окружающей среды (токсины, жара, холод), они могут иметь психологическую (снижение самооценки, депрессия) или социальную природу (безработица, смерть близкого человека). Стрессоры можно квалифицировать и по-другому. Они могут быть глобальными, действующими на популяцию, нацию в целом (отсутствие стабильности жизненного уклада в целом государстве, неуверенность людей в завтрашнем дне), и личностными, связанными с проблемами в личной жизни, потерей работы, потерей близкого человека, конфликтами на работе.
Обычно стрессоры разделяют на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка и т.п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, информационная перегрузка и т.п.). Последние в свою очередь подразделяются на эмоциональные и информационные.
В настоящее время отсутствует единая классификация стрессорных факторов. В основе различных классификаций в качестве системообразующих выделяются их параметры: характер и природа стрессорных раздражителей (психологические, социальные, физические и другие воздействия); их интенсивность и экспозиция (длительность); особенности условий и комплексность воздействия. Выделяют виды раздражителей, связанные с профессиональной, производственной и персональной деятельностью.
В качестве стрессоров рассматриваются также и жизненные события, которые можно систематизировать по величине негативной валентности и времени, необходимому для реадаптации. Различают микрострессоры (daily hassles) - повседневные сложности, трудности, неприятности; макрострессоры - критические жизненные (травматические) события и хронические стрессоры как ситуативного (длительный развод, хроническое заболевание), так и межличностного характера (общение с лицами, страдающими тяжелыми заболеваниями, например шизофренией, раком).
Для пенитенциарной стрессологии наиболее приемлемой является классификация стрессорных факторов, основанная на практическом опыте работы психологов в вооруженных силах и различных подразделениях МВД России (Г.С. Човдырова с соавторами).
Данная классификация предусматривает разделение стрессоров по следующим признакам:
I. По характеру психосоциальной мотивации:
II. По времени действия:
III. По характеру воздействия на органы чувств:
Данная классификация стрессогенных факторов условна, поскольку в каждой конкретной области указанные факторы могут воздействовать на личность в комплексе. Например, на участников специальных операций по освобождению заложников в той или иной степени воздействуют следующие стрессогенные факторы :
При этом сами внешние факторы стресса, действующие в той или иной экстремальной ситуации, не имеют решающего значения без соотнесения их с внутренними особенностями каждого человека, его духовной и физической подготовки.
Стрессоры, к которым приспособился в ходе эволюции человеческий организм, - это самые различные факторы, нарушающие безопасность или требующие адаптации. Часть стрессоров требует немедленной физической активности, чтобы избежать травмы или повреждения. Другие стрессоры тоже побуждают к борьбе или бегству, даже если немедленная физическая реакция невозможна или будет неприемлема для окружения. Эти стрессоры можно назвать символичными. К ним можно отнести потерю социального статуса, снижение самооценки, переутомление и т.д. Несмотря на то что природа стрессоров может быть различна, они могут запускать в организме генетически детерминированную неспецифическую реакцию защиты. С этих позиций нет никакой необходимости использовать в сочетании с термином «стресс» какие-либо прилагательные. Обобщая представленный материал, можно заключить, что стрессор - это внешний или внутренний стимул, который может запустить реакцию борьбы или бегства.
Следует еще раз отметить, что встречающиеся прилагательные типа «эмоциональный», «профессиональный», «пенитенциарный» и другие употребляются чаще для того, чтобы подчеркнуть природу стрессоров или способы «вызывания» стресса. При символической угрозе , как и при действии реальных стрессоров, происходит накопление продуктов деятельности стрессорных механизмов. Но в современном обществе редко используется реакция борьбы или бегства. «Продукты» стресса накапливаются, а воспользоваться ими человек не может. В результате этого повышенная стрессовая реакция становится затяжной, приводя к развитию дистресса и различным заболеваниям. Иначе говоря, неприемлемой для индивида является та информация (стимул, ситуация), которая пробуждает или интенсифицирует потребностное возбуждение, но не дает индивиду возможности к активным действиям в направлении реализации (а следовательно и разрядки) этого возбуждения. При этом из двух характеристик - длительность и сила действия стрессора - длительность является более важной. Чем дольше действует стрессор на человека, тем сильнее дистрессовое расстройство.
Под стрессореактивностью в психофизиологии понимают величину реакции борьбы ши бегства, она является строго индивидуальной и генетически детерминированной. Стрессореак- тивность на физиологическом уровне проявляется в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения, усилении потоотделения, изменении волновой (электрофизиологической) активности мозга, перераспределении крови в организме и т.д. В самом упрощенном виде все эти изменения готовят организм к быстрым действиям и обусловлены выработкой биологически активных веществ, причем если последние не используются, это приводит к расстройству здоровья. Стрессореактивность тесно связана со стрессоустойчивостью. Стрессоустойчивость - индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора, которая может быть усшена путем обучения.
Таким образом, рассматривая приведенные определения стресса, следует считать, что стресс в самом обобщенном виде понимается не как реакция, а как состояние гомеостаза, обеспечивающее нужную активность человека в определенных условиях среды. Стрессовая реакция - изменение уровня активности под влиянием тех или иных стрессоров, а дистресс - такое перенапряжение работы психофизиологических (в первую очередь нейроэндокринных) механизмов, которое вызывает нарушение (функциональные или морфологические) деятельности различных структур организма и развитие патологии.
Нет другого психологического термина, так прочно вошедшего в нашу жизнь, как стресс.
Стресс Называют проблемой XX века, плавно перешедшей в XXI. Обеспокоенные состоянием здоровья своих подчиненных, владельцы американских компаний бросились на борьбу со стрессом. "Cigna Corporation" предлагает устраивать перерыв в течение рабочего дня, во время которого сотрудники слушают музыку, танцуют и делают зарядку. А испытывающие перенапряжение работники "Lipschultz, Levin and Gray" могут поиграть в дартс, мини – гольф или покрутить хула-хуп прямо в офисе.
По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний, связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.
По данным ВЦИОМа, две трети москвичей постоянно находятся в состоянии стресса, а треть населения страны – в состоянии сильного стресса, который не только снижает работоспособность человека, но и приводит к тяжелым заболеваниям.
Каждый человек испытывал его, все слышали о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или предпринимательской деятельностью, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но задумывались ли Вы над тем, что такое стресс?
Слово "стресс", так же как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей, поскольку мы все – разные, и у каждого из нас свой жизненный опыт и свои ценности. Поэтому дать определение стрессу очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Не является ли "стресс" просто синонимом "дистресса"*? Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос – и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но, ни одно из них нельзя выделить и сказать: вот это и есть стресс, потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.
Первым определение стресса дал канадский физиолог Ганс Селье, согласно которому, стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.
Р. М. Грановская определяет стресс как совокупность стереотипных, филогенетических запрограммированных неспецифических реакций организма, подготавливающих его к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стресса превосходит обычные приспособительные возможности человека.
/* Distress (англ.) – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; Stress (англ.) – давление, нажим, напряжение/
Энциклопедический словарь дает следующее толкование: "Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов".
В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий «физиологический стресс» и «психологический стресс», введенное известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом.
1. Физиологический стресс (исходя из концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье) – состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т. п.
По Г. Селье, «адаптационный синдром» включает 3 стадии:
тревога,
сопротивление,
адаптация или истощение.
2. Психологический стресс – состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузка, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т. п.).
Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса как у отечественных, так и у зарубежных исследователей:
– когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов;
– концепции профессионального стресса (А. Н. Занковский, Т. Сох, W. Schorpflug и др.),
– социально-психологические теории стресса (концепции: D. Mechanik, R. Darendor, B. P. Darenwend и др.) и многие другие.
Приведенные выше примеры концепций отражают существующую в психологической науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия «психологический стресс» в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации рассматривают:
– Межличностный психологический стресс – характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой;
– Профессиональный, или организационный стресс – связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда;
– социальный или общественный психологический стресс – связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами;
– семейный психологический стресс – включает все трудности по поддержанию семьи – супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и прочее;
– Внутриличностный психологический стресс – отражает «Я-конфликт», нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование;
– экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды – суровые климатические условия, скученность проживания и тому подобное.
Все определения по данной классификации (то же самое относится и к другим классификациям) отражают зависимость названия типа стресса от обуславливающих его доминирующих факторов. Тем не менее, любой тип психологического стресса включает в себя:
· общие факторы (характерные для всех видов стресса),
· специфические факторы (характерные только для данного типа стресса),
· внешние или объективные факторы, под которыми выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничение времени, большой объем нагрузки и так далее),
· субъективные, личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, темперамент, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и другие).
Стресс связан с позитивными и негативными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но, не обязательно дистресса).
Деструктивный стресс, или дистресс (distress), разрушает поведение, является источником многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его внешними проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно стараться предотвратить, или, если человек уже оказался в состоянии дистресса, его необходимо лечить.
Основные симптомы дистресса: 1. рассеянность
2. повышенная возбудимость
3. постоянная усталость
4. потеря чувства юмора
5. резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет с одновременно появившимся пристрастием к алкогольным напиткам
6. пропажа сна и аппетита
7. ухудшение памяти
8. иногда возможны, так называемые «психосоматические» боли в области головы, спины, желудка
9. полное отсутствие источников радости.
Если Вы отметили у себя хотя бы один из перечисленных признаков или любую их комбинацию, значит, пришло время вмешаться в собственную жизнь – спокойно подумать, обсудить ситуацию (желательно с близким человеком), попытаться выяснить и устранить причины, вызвавшие Ваше психофизическое перенапряжение.
Стрессор (синоним стресс-фактор, стресс-ситуация) - чрезвычайный или патологический раздражитель или значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающие стресс. Раздражитель становится стрессором либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивной интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма.
Существуют различные классификации стрессоров. В наиболее общей форме различают: 1. Стрессоры физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина и др.);
2. Стрессоры психологические (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.);
3. Стрессоры социальные (изменения в правительстве, природные катаклизмы, курс доллара, пробки на дорогах, привычки других людей и др.).
С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.
Пример: Мать, которой сообщили о гибели ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.
Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.
Другой из возможных классификаций является разделение стрессоров на три группы по степени нашего влияния на них.
1. Стрессоры, которые нам неподвластны : это ваш пол и возраст, погода, страна проживания, законы, налоговая система, устоявшийся уровень цен на рынке, покупательная способность населения и т. д.
2. Стрессоры, которые вызывают стресс только из-за нашей интерпретации . Примерами могут служить беспокойные мысли о маловероятных будущих событиях («А вдруг сорвется поставка товара?») а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить.
3. Стрессоры, на которые мы можем непосредственно влиять : взаимодействие с деловыми партнерами и конкурентами, собственные неконструктивные действия, нехватка времени, отсутствие навыка постановки целей в жизни и бизнесе. Сюда также можно отнести показатели здоровья, избыточный вес, уровень артериального давления при начальных стадиях гипертонии и другие факторы.
Стрессоры могут быть как реальные, так и надуманные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Так же нужно отметить, что человек легче переносит неудачи, потери, огорчения, когда причины кажутся ему чисто внешними, не зависящими от его собственных поступков, и тяжелее переживает свое неправильное поведение, вследствие которого и возникла психотравмирующая ситуация.
Стрессор – это некий рычаг, запускающий механизм стресса. Причем, не обязательно это фактор, действующий на всех одинаково. Главное – это воздействие, которое достает именно Вас.
Пример: Вы не переносите, когда кто-то оставляет мусор на обеденном столе. Все остальные реагируют на это совершенно нормально, а Вы настаиваете на чистоте и порядке. Что ж имеете полное право.
Мишени – это наши внутренние убеждения, представления, взгляды и стереотипы – та «педаль», нажимая на которую, стрессор добивается стрессовой реакции. Ян Мак-Дермотт и Джозеф О’Коннор приводят градацию стресс-мишеней в зависимости от логического уровня, на котором они возникли:
1. Окружение
Те факторы, что вызывают у вас стресс в вашем окружении. Длительная поездка на работу, тесный и шумный офис, неработающие бытовые приборы, ссора с близким человеком. Ваша работа может вызывать стресс, если к вам предъявляется множество требований, а у вас недостаточно возможностей для их разрешения.
2. Поведение
Ваши действия способные привести к стрессу. Может быть, выезд на встречу в последнюю минуту и связанное с этим постоянное напряжение, или необходимость отвечать требованиям людей в то время, когда вам не хотелось бы этого делать. Изменения в заведенном порядке могут вызвать стресс.
3. Способности
Если у вас есть способность включать беспокойство у самого себя, следовательно, вы развили определенное умение. Вы почти наверняка сможете легко представить, как что-нибудь приводит к неудовлетворительному результату. Наверное, вы делаете это, создавая мысленные фильмы о том, как все может расстроиться, а затем представляя себе устрашающие последствия. И это тоже определенное умение. Оно демонстрирует вашу способность представлять себе картины настолько живо, чтобы вызывать существенные химические изменения в своем теле. Вероятно, для этого таланта существуют другие точки приложения. Что произойдет, если ту же способность живого воображения вы примените для того, чтобы представить себе, что будет через 15 минут после удовлетворительного разрешения события, а затем подумать о том, как бы вы могли этого достичь?
4.Убеждения и ценности
Быть может, вы не думали о том, что убеждения и ценности способны вызвать стресс или оказаться ресурсами против него, но это именно та область, изменения в которой могут привести к значительному эффекту. Мы носим свои убеждения с собой, поэтому они будут вызывать стресс, где бы мы ни находились. Чем жестче наши убеждения и ожидания, тем сильнее переживаемый нами стресс, поскольку мир вокруг нас не свернет со своего пути только для того, чтобы удовлетворить наши нужды.
Убеждение в том, что люди недостойны доверия и готовы обманывать вас при первой возможности, будет держать вас "на взводе" и провоцировать стресс. Убеждения, ставящие вас в зависимость от других людей или событий или означающие отсутствие выбора в реагировании на различные события, будут способствовать стрессу.
5. Идентичность
Единственным стрессом на этом уровне может быть ложный образ. Он может проявляться двумя способами. Первый – касается отношений между людьми, когда человек не позволяет кому бы то ни было увидеть себя настоящего, и скорее всего работает в тех случаях, когда человек не может выразить себя полностью в своей работе. Второй способ проявления ложного образа – это маска, надетая для своей или чужой пользы, чтобы защитить настоящую личность. Такая маска может возникнуть в детстве, когда человек не знал, как справиться с чем-то, и в качестве средства использовал ложный образ. Когда это происходит, человек еще раз переживает ощущение пустоты, и его поведение утрачивает дополнительную степень свободы для поддержания равновесия
Попробуйте проследить за изменениями, которые происходят с вами, когда вы попадаете в стрессовую ситуацию. Вы группируетесь, как будто ждете удара, напрягаются мышцы лица, груди и живота. Дыхание учащается, потому что клеткам требуется больше кислорода. Вследствие сужения мелких кровеносных сосудов повышается кровяное давление. Частота и сила сокращений сердца увеличивается, заставляя кровь бежать намного быстрее. Эти изменения обусловлены физиологией стресса, а вот другие проявления строго индивидуальны. И зависят они от состояния нервной системы: сильная или слабая; от преобладания процессов торможения или возбуждения в коре головного мозга; от умения человека владеть собой, своими эмоциями; от воспитания; и даже от семейных, национальных традиций.
Возникающие при стрессе сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции, оборонительной реакции. Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Такая мобилизация была очень удобной для пещерных людей или в другие суровые времена, когда стресс означал, что человек должен быть готов к физическим действиям. В настоящее время это приводит к появлению дополнительных проблем. Сегодня, когда при стрессе вам нужны не физические, а эмоциональные ресурсы, организм продолжает реагировать так, как будто вам понадобилась физическая активность. В результате, оправданное ситуацией реальной опасности временное повышение кровяного давления превращается в болезненное состояние из-за затянувшегося негодования по поводу того, что ушло в прошлое и чего уже нет или по поводу того, чего еще нет и, возможно, не будет вообще.
Вопрос в том, когда и каким образом обстоятельства становятся по-настоящему стрессогенными. Два человека, оказавшиеся в одной и той же ситуации, будут реагировать на нее по-разному, в зависимости от характера, опыта, эмоционального настроя и других факторов. Один не увидит в ситуации никакой угрозы для себя и останется спокоен, тогда как у другого возникнет ощущение безотчетной тревоги или явного страха. Стресс возникает в том случае, если обстоятельства субъективно воспринимаются как угрожающие. При этом неважно, реальная это угроза или мнимая – важно то, что угроза психологически существует для человека, который начинает искать способы выхода из положения. Формы преодоления трудных ситуаций, или копинг-стратегии (от англ. глагола to cope – "справиться", "совладать"), могут быть самыми разными, такими как бурный аффект (гнев, агрессия, слезы, смех), переосмысление ситуации (новая интерпретация значимости событий, попытка увидеть их "в другом свете", рационализация) и действия, непосредственно направленные на разрешение проблемы.
В зависимости от того, насколько эффективна выбранная копинг-стратегия, проблемная ситуация с успехом преодолевается или же, напротив, усугубляется еще больше. В первом случае переживания стресса заканчиваются, пополнив "копилку" полезного опыта, во втором – нарастают и переходят в деструктивную, потенциально опасную для здоровья форму.
Американский психолог Т. Кокса выделил два типа личности (он назвал их "тип А" и "тип В") по реакции на стресс.
Тип А:
– Настойчивое желание достичь намеченных, но обычно нечетко поставленных целей.
– Сильное желание и готовность соревноваться.
– Стремление быть признанным и продвинуться в чем – то дальше.
– Исполнение множества разнообразных функций в условиях ограниченного времени.
– Склонность увеличивать темп работы.
– Способность быстро принимать решения и начинать действовать.
Тип В: – Четкая постановка целей, спокойное обдумывание методов их достижения.
– Отсутствие желания соревноваться.
– Признание не имеет особого значения.
– Выполнение определенных функций в течение не ограниченного жесткими рамками времени.
– Спокойный, размеренный темп работы.
– Решения принимаются после предварительного обдумывания.
Личности типа "А" постоянно вертятся "как белка в колесе". Их жизнь насыщена событиями и проблемами. Они часто становятся "трудоголиками", как правило, очень любят свою работу и отдают ей себя без остатка, превращая любую ситуацию в бег наперегонки (например, любят постоянно перемещаться с одной полосы автодороги на другую, чтобы выиграть несколько минут времени); круглосуточно пребывают в "заведенном" состоянии; выполняют одновременно несколько дел. Они не могут вовремя остановиться и расслабиться, в результате чего нервное истощение и риск сердечно – сосудистых заболеваний для них чрезвычайно велики.
В противоположность им, люди типа "В" живут размеренно, не торопясь. Им удается совмещать работу, развлечения с семейными обязанностями. Они четко планируют свой день, не пытаясь "объять необъятное". В выходные предпочитают не думать о работе, стараются расслабиться и заняться чем – либо приятным. У них, как правило, хорошее здоровье, высокая самооценка, опыт успешного преодоления стресса и позитивный подход к жизни. Отрицательные эмоции частично или полностью компенсируются.
Преодоление и коррекция стресса могут вестись самыми разными средствами: это могут быть и попытки максимально снизить стрессогенные условия работы и повседневной жизни, и лечение уже возникших заболеваний, вызванных длительным переживанием стресса, и собственно психологическое "управление стрессом", позволяющие повысить устойчивость к стрессу. В каждом конкретном случае рецепт борьбы со стрессом может быть очень индивидуален, но должен основываться на комплексном анализе, как самой психологической ситуации, так и психофизиологического состояния.
Не нужно забывать и о потенциальной благотворности стресса, приводящего, при некоторых условиях, к росту психологической и биологической выносливости человека. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических свойств – отмечает Р. М. Грановская – Улучшении внимания, в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы.
Датские ученые, например, установили, что ежедневный стресс снижает риск развития рака молочной железы. Исследователи полагают, что это связано с гормональным дисбалансом, в частности, со снижением уровня эстрогена, возникающим при хроническом стрессе.
Помните, стресс связан практически с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна бездеятельная жизнь?
Стресс, если он, конечно, не связан с физической угрозой, – есть реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Измените значение, и вы измените свою реакцию на происходящее. Как говорил о стрессе Ганс Селье, «стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».
Стресс – термин, дословно обозначающий давление или напряжение. Под ним понимают состояние человека, которое возникает в ответ на воздействие неблагоприятных факторов, которые принято называть стрессорами . Они могут быть физическими (тяжелая работа, травма) или психическими (испуг, разочарование).
Распространенность стресса очень велика. В развитых странах 70% населения находятся в состоянии постоянного стресса. Свыше 90% страдают от стресса несколько раз в месяц. Это очень тревожный показатель, учитывая, насколько опасными могут быть последствия стресса.
Переживание стресса требует от человека больших энергозатрат. Поэтому длительное воздействие стрессовых факторов вызывает слабость, апатию, ощущение нехватки сил. Также со стрессом связывают развитие 80% известных науке заболеваний.
Предстрессовое состояние – тревога, нервное напряжение, возникающее в ситуации, когда на человека действуют стрессовые факторы. В этот период он может принять меры для предотвращения стресса.
Эустресс – полезный стресс. Это может быть стресс, вызванный сильными положительными эмоциями. Также эустресс – умеренный стресс, который мобилизует резервы, заставляя эффективнее бороться с проблемой. Этот вид стресса включает в себя все реакции организма, которые обеспечивают срочную адаптацию человека к новым условиям. Он дает возможность избежать неприятной ситуации, бороться или приспособиться. Таким образом, эустресс – это механизм, обеспечивающий выживание человека.
Дистресс – вредный деструктивный стресс, с которым организм справиться не в состоянии. Этот вид стресса вызывается сильными негативными эмоциями, или физическими факторами (травмы, болезни, переутомление), которые воздействуют долгое время. Дистресс подрывает силы, мешая человеку не только эффективно решить проблему, которая вызвала стресс, но и жить полноценно.
Эмоциональный стресс – эмоции, сопровождающие стресс: тревога, страх, гнев, печаль. Чаще всего именно они, а не сама ситуация вызывают негативные изменения в организме.
По длительности воздействия стрессы принято делить на два вида:
Острый стресс – стрессовая ситуация продолжалась короткий промежуток времени. Большинство людей быстро приходят в норму, после короткой эмоциональной встряски. Однако если потрясение было сильным, то возможны нарушения функционирования НС, такие как энурез, заикание, тики.
Хронический стресс – стрессовые факторы воздействуют на человека длительное время. Такая ситуация менее благоприятна и опасна развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы и обострением имеющихся хронических болезней.
Фаза тревоги – состояние неопределенности и страха в связи с приближающейся неприятной ситуацией. Ее биологический смысл – «подготовить оружие» для борьбы с возможными неприятностями.
Фаза сопротивления – период мобилизации сил. Фаза, в которой отмечается повышение мозговой активности и мышечной силы. Эта фаза может иметь два варианта разрешения. В лучшем случае происходит адаптация организма к новым условиям жизни. В худшем, человек продолжает испытывать стресс и переходит к следующей фазе.
Фаза истощения – период, когда человек ощущает, что силы на исходе. На этой стадии ресурсы организма истощаются. Если выход из сложной ситуации не найден, то развиваются соматические заболевания и психологические изменения.
Причины развития стресса могут быть самые разнообразные.
Физические причины стресса | Психические причины стресса |
|
Внутренние | Внешние |
|
Сильная боль Хирургическая операция Инфекции Переутомление Непосильная физическая работа Загрязнение окружающей среды | Несоответствие ожиданий действительности Несбывшиеся надежды Разочарование Внутренний конфликт – противоречие, между «хочу» и «надо» Перфекционизм Пессимизм Заниженная или завышенная самооценка Сложности с принятием решений Отсутствие усердия Невозможность самовыражения Отсутствие уважения, признания Цейтнот, ощущение недостатка времени | Угроза жизни и здоровью Нападение человека или животного Конфликты в семье или коллективе Материальные проблемы Природные или техногенные катастрофы Болезнь или смерть близкого человека Вступление в брак или развод Измена близкого человека Устройство на работу, увольнение, выход на пенсию Утрата денег или имущества |
Необходимо отметить, что реакция организма не зависит от того, какая причина вызвала стресс. И на перелом руки, и на развод организм отреагирует одинаково – выделением гормонов стресса. Его последствия будут зависеть от того, насколько значима ситуация для человека и как долго он находится под ее воздействием.
Одно и то же воздействие может быть по-разному оценено людьми. Одна и та же ситуация (например, утрата определенной суммы), у одного человека вызовет сильный стресс, а у другого лишь досаду. Все зависит от того, какое значение человек предает данной ситуации. Большую роль играют сила нервной системы, жизненный опыт, воспитание, принципы, жизненная позиция, нравственные оценки и т.д.
Воздействию стресса больше подвержены личности, для которых характерна тревожность, повышенная возбудимость, неуравновешенность, склонность к ипохондрии и депрессии.
Одним из важнейших факторов является состояние нервной системы на данный момент. В периоды переутомлений и болезней у человека снижается способность адекватно оценивать ситуацию и сравнительно небольшие воздействия могут вызвать серьезный стресс.
Последние исследования психологов показали, что менее восприимчивыми к стрессу являются люди с наименьшим уровнем кортизола. Как правило, их тяжелее вывести из себя. А в стрессовых ситуациях они не теряют самообладания, что позволяет им добиться значительных успехов.
Признаки низкой стрессоустойчивости и высокой восприимчивости к стрессу:
Если на большинство вопросов вы дали утвердительные ответы, это означает, что необходимо повышать устойчивость к стрессу.
Как распознать стресс по поведению? Стресс изменяет поведение человека определенным образом. Хотя его проявления во многом зависят от характера и жизненного опыта человека, но существует и ряд общих признаков.
Внешние признаки стресса связаны с чрезмерным напряжением отдельных групп мышц. К ним относятся:
Патогенетические механизмы стресса – стрессовая ситуация (стрессор) воспринимается корой головного мозга, как угрожающая. Далее возбуждение проходит по цепи нейронов в гипоталамус и гипофиз. Гипофизальные клетки продуцируют адренокортикотропный гормон, который активирует кору надпочечников. Надпочечники в больших количествах выбрасываю в кровь гормоны стресса – адреналин и кортизол, которые призваны обеспечить адаптацию в стрессовой ситуации. Однако если организм слишком долго находится под их воздействием, очень чувствителен к ним или гормонов вырабатывается в избытке, то это может привести к развитию болезней.
Эмоции активируют вегетативную нервную систему, точнее ее симпатический отдел. Этот биологический механизм призван сделать тело более сильным и выносливым на короткий срок, настроить его на активную деятельность. Однако длительная стимуляция вегетативной нервной системы вызывает спазм сосудов и нарушение работы органов, которые испытывают недостаток кровообращения. Отсюда нарушение функций органов, боли, спазмы.
Позитивные последствия стресса связаны с воздействием на организм все тех же стрессовых гормонов адреналина и кортизола. Их биологический смысл – обеспечить выживание человека в критической ситуации.
Позитивное воздействие адреналина | Позитивное воздействие кортизола |
Появление страха, тревоги, беспокойства. Эти эмоции предупреждают человека о возможной опасности. Они дают возможность подготовиться к сражению, убежать или спрятаться. Учащение дыхания – это обеспечивает насыщение крови кислородом. Ускорение сердцебиения и подъем артериального давления – сердце лучше снабжает кровью организм для эффективной работы. Стимуляция умственных способностей путем улучшения доставки мозгу артериальной крови. Усиление мышечной силы через улучшение кровообращения мышц и повышение их тонуса. Это помогает реализовать инстинкт «бейся или беги». Прилив энергии за счет активации обменных процессов. Это позволяет человеку ощутить прилив сил, если до этого он испытывал усталость. Человек проявляет мужество, решимость или агрессию. Повышение уровня глюкозы в крови, что обеспечивает клетки дополнительным питанием и энергией. Уменьшение кровотока во внутренних органах и коже. Этот эффект позволяет уменьшить кровотечение во время возможного ранения. | Прилив бодрости и сил за счет ускорения обмена веществ: повышения уровня глюкозы в крови и расщепления белков на аминокислоты. Подавление воспалительной реакции. Ускорение свертывания крови за счет увеличения числа тромбоцитов, способствует остановке кровотечений. Снижение активности второстепенных функций. Организм экономит энергию, чтобы направить ее на борьбу со стрессом. Например, уменьшается образование иммунных клеток, подавляется активность эндокринных желез, снижается перистальтика кишечника. Снижение риска развития аллергических реакций. Этому способствует угнетающее воздействие кортизола на иммунную систему. Блокировка выработки дофамина и серотонина – «гормонов счастья», которые способствуют расслаблению, что может иметь критические последствия в опасной ситуации. Повышение чувствительности к адреналину. Это усиливает его эффекты: учащение сердцебиения, повышение давления, усиление притока крови к скелетным мышцам и сердцу. |
Необходимо заметить, что положительное воздействие гормонов отмечается при краткосрочном их воздействии на организм. Поэтому кратковременный умеренный стресс может быть полезен для организма. Он мобилизует, заставляет собраться силами, чтобы найти оптимальное решение. Стресс обогащает жизненный опыт и в дальнейшем человек уверенно чувствует себя в подобных ситуациях. Стрессы повышают способность к адаптации и определенным образом способствуют развитию личности. Однако важно, чтобы стрессовая ситуация разрешилась до того, как исчерпаются ресурсы организма и начнутся негативные изменения.
Негативные последствия стресса для психики обусловлены длительным действием гормонов стресса и переутомлением нервной системы.
Негативные последствия стресса для организма
1. Со стороны нервной системы . Под воздействием адреналина и кортизола ускоряется разрушение нейронов, нарушается налаженная работа различных отделов нервной системы:
2. Со стороны иммунной системы. Изменения связаны повышением уровня глюкокортикоидных гормонов, которые угнетают работу иммунной системы. Возрастает восприимчивость к различным инфекциям.
3. Со стороны эндокринной системы. Стресс оказывает значительное влияние на работу всех гормональных желез. Он может вызвать как увеличение синтеза, так и резкое снижение выработки гормонов.
4. Со стороны сердечно-сосудистой системы . Адреналин и кортизол учащают сердцебиение и сужают сосуды, что имеет ряд негативных последствий.
5. Со стороны пищеварительной системы нарушение работы вегетативного отдела нервной системы вызывает спазмы и нарушение кровообращения в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Это может иметь различные проявления:
6. Со стороны опорно-двигательной системы длительный стресс вызывает спазм мышц и ухудшение кровообращения костной и мышечной ткани.
7. Со стороны кожи
Подчеркнем, что кратковременные эпизодические стрессы не наносят серьезного ущерба здоровью, поскольку вызванные ими изменения обратимы. Болезни развиваются со временем, если человек продолжает остро переживать стрессовую ситуацию.
Выделяют три стратегии реагирования на стресс :
Кролик – пассивная реакция на стрессовую ситуацию. Стресс лишает возможности рационально мыслить и активно действовать. Человек прячется от проблем, поскольку не имеет сил справиться с травмирующей ситуацией.
Лев – стресс заставляет задействовать все резервы организма на короткий промежуток времени. Человек бурно и эмоционально реагирует на ситуацию, делая «рывок» для ее решения. Эта стратегия имеет свои недостатки. Действия часто бывают необдуманными и излишне эмоциональными. Если ситуацию не удалось разрешить быстро, то силы истощаются.
Вол – человек рационально задействует свои умственные и психические ресурсы, поэтому может долго жить и работать, испытывая стресс. Эта стратегия самая оправданная с точки зрения нейрофизиологии и самая продуктивная.
Выделяют 4 основные стратегии борьбы со стрессом.
Повышение информированности. В сложной ситуации важно снизить уровень неопределенности, для этого важно владеть достоверной информацией. Предварительное «проживание» ситуации устранит эффект внезапности позволит действовать эффективнее. Например, перед поездкой в незнакомый город подумайте, чем вы займетесь, что хотите посетить. Узнайте адреса отелей, достопримечательностей, ресторанов, ознакомьтесь с отзывами о них. Это поможет меньше переживать перед путешествием.
Всесторонний анализ ситуации , рационализация . Оцените свои силы и ресурсы. Учитывайте сложности, с которыми придется столкнуться. По возможности подготовьтесь к ним. Перенесите внимание с результата на действие. Например, снизить страх перед собеседованием поможет анализ сбор информации о компании, подготовка к вопросам, которые задают чаще всего.
Снижение значимости стрессовой ситуации. Эмоции мешают рассмотреть суть и найти очевидное решение. Представьте, как видится эта ситуация посторонним людям, для которых это событие привычно и не имеет значения. Попробуйте думать об этом событии без эмоций, сознательно снижая его значимость. Представьте, как вы будете вспоминать о стрессовой ситуации через месяц или год.
Усиление возможных отрицательных последствий. Представьте наихудший вариант развития событий. Как правило, люди гонят от себя эту мысль, что делает ее навязчивой, и она возвращается снова и снова. Осознайте, что вероятность катастрофы крайне мала, но даже, если она случится, выход из положения найдется.
Установка на лучшее . Постоянно напоминайте себе, что все будет хорошо. Проблемы и переживания не могут продолжаться вечно. Необходимо собраться с силами и сделать все возможное, чтобы приблизить удачную развязку.
Необходимо предостеречь, что во время длительного стресса возрастает соблазн решения проблем нерациональным способом при помощи оккультных практик, религиозных сект, знахарей и т.д. Такой подход может привести к новым, более сложным проблемам. Поэтому, если не удается самостоятельно найти выход и ситуации, то желательно обратиться к квалифицированному специалисту, психологу, юристу.
Различные способы саморегуляции при стрессе помогут успокоиться и минимизировать влияние негативных эмоций.
Аутотренинг – психотерапевтическая методика, направленная на восстановление баланса, утраченного в результате стресса. Аутогенная тренировка основана на мышечном расслаблении и самовнушении. Данные действия снижают активность коры головного мозга и активируют парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Это позволяет нейтрализовать эффект от длительного возбуждения симпатического отдела. Для выполнения упражнения требуется расположиться в удобной позе и сознательно расслабить мышцы, особенно лица и плечевого пояса. Затем приступают к повторению формул аутогенной тренировки. Например: «Я спокоен. Моя нервная система успокаивается и набирается сил. Проблемы не беспокоят меня. Они воспринимаются как касание ветра. С каждым днем я становлюсь сильнее».
Мышечная релаксация – техника расслабления скелетных мышц. Методика основана на утверждении, что тонус мышц и нервной системы взаимосвязаны. Поэтому если удастся расслабить мышцы, то снизится напряжение в нервной системе. При миорелаксации необходимо сильно напрячь мышцу, а затем максимально ее расслабить. С мышцами работают в определенном порядке:
Дыхательная гимнастика . Дыхательные упражнения для снятия стресса позволяют вернуть контроль над эмоциями и телом, снизить мышечное напряжение и частоту сердечных сокращений.
Ауторациональная терапия . В ее основе постулаты (принципы), помогающие изменить отношение к стрессовой ситуации и снизить выраженность вегетативных реакций. Для уменьшения уровня стресса человеку рекомендуют работать со своими убеждениями и мыслями, используя известные когнитивные формулы. Например:
Эффективным дополнением упражнений станет прием лекарственных препаратов и добавок, стимулирующих питание клеток - например, препарата Милдронат: он оптимизирует внутриклеточные обменные процессы, позволяя сохранить питание нейронов на необходимом уровне даже в моменты, когда кислорода недостаточно, например, при состоянии стресса. Защищенные от голодания, клетки мозга работают значительно эффективнее, ускоряется выстраивание нейронных связей, что помогает организму справиться со стрессом.
Психотерапия при стрессе насчитывает более 800 методик. Самыми распространенными являются:
Рациональная психотерапия. Психотерапевт учит пациента изменять отношение к волнующим событиям, менять неправильные установки. Основное воздействие направлено на логику и личные ценности человека. Специалист помогает освоить методы аутогенной тренировки, самовнушения и другие методики самопомощи при стрессе.
Суггестивная психотерапия . Пациенту внушаются правильные установки, основное воздействие направлено на подсознание человека. Внушение может проводиться в расслабленном или в гипнотическом состоянии, когда человек находится между бодрствованием и сном.
Психоанализ при стрессе . Направлен на извлечение из подсознания психических травм, вызвавших стресс. Проговаривание этих ситуаций позволяет уменьшить их воздействие на человека.
Показания для психотерапии при стрессе:
Психотерапия против стресса – действенный метод, который помогает вернуться к полноценной жизни, не зависимо от того, удалось ли разрешить ситуацию или приходится жить под ее воздействием.
После того, как стрессовая ситуация разрешилась нужно восстановить физические и психические силы. В этом могут помочь принципы здорового образа жизни.
Смена обстановки. Поездка за город, на дачу другой город. Новые впечатления и прогулки на свежем воздухе создают в коре головного мозга новые очаги возбуждения, перекрывая воспоминания о пережитом стрессе.
Переключение внимания . Объектом могут послужить книги, фильмы, спектакли. Положительные эмоции активируют мозговую деятельность, побуждая к активности. Таким образом они предупреждают развитие депрессии.
Полноценный сон. Посвятите сну столько времени, сколько потребует ваш организм. Для этого необходимо несколько дней ложиться в 22, и вставать не по будильнику.
Рациональное питание. В рационе должны присутствовать мясо, рыба и морепродукты, творог и яйца – эти продукты содержат белок для укрепления иммунитета. Свежие овощи и фрукты – важные источники витаминов и клетчатки. Разумное количество сладкого (до 50 г в день) поможет мозгу восстановить энергетические ресурсы. Питание должно быть полноценным, но не чересчур обильным.
Регулярные физические нагрузки . Особенно полезны гимнастика, йога, стретчинг, пилатес и другие упражнения, направленные на растягивание мышц помогают снять мышечный спазм, вызванный стрессом. Также они улучшат кровообращение, что положительно сказывается на состоянии нервной системы.
Общение . Общайтесь с позитивными людьми, которые заряжают вас хорошим настроением. Предпочтительнее личные встречи, но подойдет и телефонный звонок или общение онлайн. Если такой возможности или желания нет, то найдите место, где можно в спокойной обстановке побыть среди людей – кафе или читальный зал библиотеки. Общение с домашними животными также помогает восстановить утраченный баланс.
Посещение спа-салона, бани, сауны . Такие процедуры способствуют расслаблению мышц и снятию нервного напряжения. Они могут помочь освободиться от грустных мыслей и настроиться на позитивный лад.
Массажи, ванны, солнечные ванны, купание в водоемах . Эти процедуры оказывают успокаивающее и общеукрепляющее действие, помогая восстановить утраченные силы. При желании некоторые процедуры можно проводить дома, например ванны с морской солью или хвойным экстрактом, самомассаж или ароматерапю.
Стрессоустойчивость – это набор качеств личности, позволяющий переносить стрессы с наименьшим вредом для здоровья. Устойчивость к стрессу может быть врожденной особенностью нервной системы, но ее можно и развить.
Повышение самооценки. Доказана зависимость – чем выше уровень самооценки, тем выше стрессоустойчивость. Психологи советуют: формируйте уверенное поведение, общайтесь, двигайтесь, действуйте, как уверенный в себе человек. Со временем поведение перерастет во внутреннюю уверенность в своих силах.
Медитация. Регулярная медитация несколько раз в неделю по 10 мин снижает уровень тревоги и степень реакции на стрессовые ситуации. Она также снижает уровень агрессии, что способствует конструктивному общению в стрессовой ситуации.
Ответственность . Когда человек отходит от позиции жертвы, и берет на себя ответственность за происходящее, он становится менее уязвим к внешним воздействиям.
Интерес к изменениям . Человеку свойственно бояться изменений, поэтому неожиданность и новые обстоятельства часто провоцируют стресс. Важно создать установку, которая поможет воспринимать изменения как новые возможности. Спрашивайте себя: «что хорошего может принести мне новая ситуация или жизненные перемены».
Стремление к достижениям . Люди, которые стремятся достичь цели, реже испытывают стресс, по сравнению с теми, кто пытается избежать неудач. Поэтому для повышения стрессоустойчивости важно планировать жизнь, ставя краткосрочные и глобальные цели. Ориентация на результат помогает не обращать внимание на мелкие неурядицы, возникающие на пути к цели.
Тайм-менеджмент . Правильное распределение времени избавляет от цейтнота – одного из главных стрессовых факторов. Для борьбы с дефицитом времени удобно пользоваться матрицей Эйзенхауэра. В ее основе лежит деление всех ежедневных дел на 4 категории: важные и срочные, важные несрочные, не важные срочные, не важные и несрочные.
Стрессы – неотъемлемая часть жизни человека. Полностью исключить их нельзя, но возможно уменьшить их влияние на здоровье. Для этого необходимо сознательно повышать стрессоустойчивость и не допускать затяжных стрессов, своевременно начиная борьбу с негативными эмоциями.
Стресс - это процесс взаимодействия с силами, которые направлены на нас, и результат воздействия этих сил. Результат дистресса (негативного стресса) часто ощущается как упадок сил, беспокойство, напряженность и неприятные чувства, возникающие в определенной ситуации, чрезмерно повышающей или снижающей возбуждение и активность, и если она сохраняется длительное время, возможен летальный исход. В западном обществе симптомами дистресса частенько являются такие ситуации, как переедание, чрезмерное употребление алкоголя, курение и злоупотребление наркотическими веществами, Эвстресс (положительный стресс) порождает позитивные эмоции, возбуждение и жажду деятельности. Он является поддающимся управлению стрессом, который длится короткое время, вдохновляя и стимулируя человека к активной жизни.
Чтобы эффективно справиться со стрессом, нам необходимо идентифицировать основные проблемные зоны и затем применить техники, которые воздействуют как на текущую стрессовую ситуацию, так и предупреждают возникновение стрессов в будущем.
В своей книге «Стресс и Вы» д-р Боб Монтгомери и Линет Эванс рассматривают пятифакторную модель стресса, которая охватывает главные причины его возникновения в современном обществе.
1. Стрессоры (источник стресса). Основной стресс, который мы испытываем, происходит из-за чувства неопределенности или недостаточного контроля (согласно европейским исследователям), и в различных ситуациях эти чувства порождают эвстресс или дистресс. Например, неопределенность в связи с работой, взаимоотношениями или финансовым положением может вызвать дистресс. Слишком большая ясность в нашей личной и общественной жизни может породить скуку и понижение активности, и также закончиться дистрессом. В такой ситуации люди часто восполняют недостаточную активность (скуку) чрезмерной активностью в экстремальных видах спорта, требующих риска, что также усиливает дистресс. Люди часто увеличивают дистресс силой своего воображения, например: чрезмерно бурно реагируют на ситуацию, представляют себе самое худшее, допускают негативные мысли, воображают вероятные проблемы в будущем (тревога), не могут забыть о своих старых «ошибках» (самобичевание и чувство вины). Это приводит ко второму фактору.
2. Мысли - результат размышлений и внутреннего диалога. Они оказывают огромное влияние на уровень эвстресса или дистресса в нашей жизни. Этот вопрос мы уже рассмотрели, а именно: нами управляют вселенские законы, связанные с природой энергии. Материя - это энергия, и мы состоим из материи. Молекулы связываются энергией, что создает видимость твердой субстанции. Мысли также являются энергией - на очень тонком, но могущественном невидимом уровне. Мы не можем увидеть энергию мысли, но постоянно сталкиваемся с результатами ее деятельности. Ни одно действие или событие не происходит без мысли, исходящей от человеческого ума или от Божественного Разума. Наш внутренний диалог с собой и размышления создают наши убеждения, ожидания и установки. Стрессоры, связанные с мышлением, часто появляются в силу следующих причин:
Нереалистичные рассуждения или преувеличения играют главную роль в том, как человек справляется со стрессом. Что касается способности преодолеть стрессовую ситуацию, я бы хотела указать на тот факт, что мы никогда не сталкиваемся с проблемой, которую не в состоянии решить. В эзотерическом понимании жизнь на Земле может быть уподоблена школе, месту обучения. Нас обучают через опыт
жизни. Если мы выучиваем урок, нас проверяют и решают, готовы ли mbi переходить к следующему уроку и насколько хорошо усвоили предыдущий. Эти уроки обычно бывают связаны с неосязаемыми вещами, типа доверия, веры, симпатии, сострадания, смирения, терпимости и т. д., которые, если усвоены, позволяют нам прийти в согласие с нашей совершенной природой.
Поэтому если мы испытываем большой стресс в связи с потерей работы или возлюбленного, это является уроком, заранее выбранным и предназначенным для приобретения нами большого знания и для последующей проверки того, насколько мы усвоили урок. Вот почему, если мы решаем избежать ситуации - например, у нас четверо детей, стресс родительской ответственности кажется нам слишком утомительным, и мы уходим, - мы привлечем к себе подобную же ситуацию в этой или другой жизни как урок, который должен быть выучен, испытание, которое должно быть пройдено, и тогда мы сможем двигаться дальше.
Переадресация энергии в космическом резервуаре энергии (карма) также вступает в игру, поэтому ситуация может не быть такой простой, как кажется. Дело в том, что из-за нашей заниженной самооценки и недостатка веры в безграничность имеющихся у нас способностей мы часто чувствуем себя подавленно в периоды испытаний. Но знание о том, что нам не посылаются такие испытания, которые мы не были бы готовы выдержать, может принести облегчение и успокоить. Уровень самоубийств понизится, когда это поймет основная масса людей. Проще говоря, если бы мы не были готовы, нам не пришлось бы сдавать экзамен! Просто тот факт, что мы не уверены в нашей способности выдержать испытание, не означает, что у нас нет знания или опыта для этого! Однако вернемся к пятифактор-ной модели стресса...
3. Психологическая реакция и изменение. Часто называемая общим синдромом адаптации, эта реакция тела на стресс может быть определена следующим образом: во-первых, тревожная реакция - повышение кровяного давления, сердцебиение, напряжение в мышцах, что приводит к синдрому «борьбы или бегства», например, если у нас чересчур капризный босс или не требующая усилий работа, мы чувствуем, что не можем уйти из-за финансовых обязательств и т. д. Если мы не можем вести себя агрессивно, чтобы дать выход разочарованию, тог да нам требуется конструктивная, хорошо продуманная ментальная реакция, чтобы ослабить физические и эмоциональные симптомы дистресса. Если задача не будет решена, ситуация перейдет во вторую стадию, которая называется стадией сопротивления, когда тело пытается поддержать более высокую степень активности, возбужденной на стадии тревожной реакции, и сжигает энергию. Повторный или затянувшийся процесс высвобождает гормональные вещества, такие как кортизон и адреналин, которые ослабляют иммунную систему и повышают риск образования тромбов в сосудах и затвердение артерий. Холестерин - это гормон, который высвобождается в условиях стресса.
Современные стрессоры вызывают психологические изменения при длительной болезни и ее рецидивах. Стресс в условиях опасности включается как сигнал тревоги и затем быстро проходит, как только минует опасность. В наше время индустриализации, урбанизации, автоматизации и технологических нововведений стрессоры становятся, в основном, более продолжительными, так как люди чаще и больше испытывают состояние неопределенности при отсутствии контроля. Физическое заболевание вспыхивает как следствие стресса (ментального, стресса тела из-за неподходящей диеты, недостаточной или чрезмерной физической активности, эмоционального стресса - из-за неразрешенных негативных эмоций и т. д.). Психосоматические заболевания больше не отделяются от других заболеваний, так как негативные влияния на тело идентичны. Следующей стадией общего синдрома адаптации является стадия истощения, когда ресурсы тела настолько истощены, что коллапс - например, нервный срыв - неизбежен.
4. Чувства и эмоциональная реакция на стрессор. Сюда относится и эвстресс - счастье, волнение, радость, оживление, и дистресс - несчастье, депрессия, страх, беспокойство и т. д. Как было рассмотрено в разделах о силе эмоций, большинство людей убеждены, что чувства зажигаются событиями помимо их воли, контроля. Однако не само событие вызывает эмоциональный отклик, ато, что мы думаем о нем. Мы не являемся жертвами автоматических эмоциональных реакций. Чувства - это выработанная, привычная реакция на определенную ситуацию. Прошлый опыт и повторяющиеся ситуации формируют эти «автоматические» реакции. Изменения частоты сердцебиения, кро-
вяного давления и т. д. контролируются нервной системой, которая функционирует автономно, поэтому эти реакции рассматривают как автоматические. Однако мы сконструированы таким образом, что думаем прежде, чем чувствуем.
Чтобы подавить неприятные чувства, мы ищем выхода в краткосрочных решениях, таких как чрезмерное переедание. Но эти «решения» впоследствии приводят к нарушению здоровья и не избавляют от главной проблемы - наших обусловленных и заученных реакций на событие. И еще раз - эти обусловленные реакции идут из прошлых жизней, из нашего детства и прошлого опыта, и хранятся в клеточной памяти.
5. Выбор типа поведения. В основном люди выбирают «борьбу или бегство», решают, проявлять агрессию или уклониться от столкновения. Активная агрессия дает временное решение и в целом неэффективна. Конструктивной является стратегия, которая ведет к ситуации, выигрышной для всех, когда удовлетворяются потребности всех сторон. Сценарий выигрышной для всех ситуации эффективен, так как он дает как краткосрочное, так и долговременное решение и предупреждает возможность повторной конфронтации по тем же вопросам. Пассивная агрессия - обида, уход в себя, молчание - также неэффективна для долговременного решения проблем взаимоотношений.
В «Селестинских пророчествах» Джеймса Редфилда интересно разбираются роли, которые мы часто принимаем на себя в ответ на характер наших родителей (роль жертвы, следователя,- угрожающего и наблюдателя или их комбинации) и рассматривается наша потребность быть свободными от ограничений условных и привычных поведенческих штампов. Чтобы быть свободными, мы должны быть готовыми понять ситуацию и затем измениться. Иногда нам приходится столкнуться с временными неудобствами ради разработки действенных долгосрочных решений.
Пять факторов, рассмотренных выше, взаимодействуют и влияют друг на друга. Жизнь не статична, потому что мы являемся энергетическими системами и находимся в непрерывном активном движении. Единственной постоянной вещью в жизни является изменение! Чтобы расти и развиваться, нам надо научиться быть гибкими, особенно если мы хотим улучшить качество своей жизни.
Стресс - совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. Причиной стресса является стрессор - стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства.
|
|