Главная » Ядовитые грибы » Суть рассказа филиппок. Л

Суть рассказа филиппок. Л

Тема: Л.Н.Толстой «Филиппок»

Тип урока: получение новых знаний

Образовательная программа «Гармония».

Учебник : О. В. Кубасова «Любимые страницы», 2 класс.

Цель : . познакомить с рассказом «Филиппок», учить составлять характеристику героев, учить составлять полные ответы на поставленные вопросы, воспитывать положительное отношение к людям, стремящимися учиться.

^ Задачи урока :

Общеучебные умения:

Формировать умения отвечать на вопросы учителя к тексту
произведения, находить в тексте предложения, которые
подтверждали бы высказанную мысль,

Развивающая

Развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с устаревшей лексикой;

развивать умение находить в тексте слова, предложения для ха­рактеристики героя, выражать свое отношение к героям, составлять устный рассказ о герое произве­дения;

Воспитательная:

Воспитание познавательной активности;

Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине через изучение истории;

Оборудование :

Выставка книг, аудиозапись «Филипок, видеозапись: карточки с заданиями, компьютерная презентация

План урока.

1.Орг. момент

Мотивация

2. Актуализация знаний. Работа с выставкой.

3. Знакомство с созданием азбуки Толстого, его биографией и особенностями школ того времени.

4. Знакомство с произведением «Филиппок», разбор непонятных слов.

5.Перечитывание, работа с текстом и составление устного рассказа о Филиппке.

6. Физкультминутка

7.Работа в парах - восстановление деформированного плана рассказа

8.Дифференцированное домашнее задание

9.Домашнее задание.

Ход урока.

1. Орг. Момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели,

Слушаем внимательно

Работаем старательно

Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки.

2. Мотивация.

Вспомните, когда вам впервые захотелось пойти в школу?

Как вы начали готовиться к ней?

Кто вас провожал в школу? Волновались ли вы?

- Как вы думаете, ребята, всегда ли дети могли так как и вы приходить в школу и получать знания?

Почему они не могли учиться?

В давние времена не каждый ребенок мог попасть в школу. Да и школа была не такая. В одной комнате училось сразу несколько классов, а учитель был один на всех. Он имел право строго наказывать учеников за невыученный урок или шалость.

В старину учились дети-

Их учил церковный дьяк,

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б- как АЗ да Буки,

В как Веди, Г-Глаголь,

И учитель для науки

По субботам их порол.

3. Беседа учителя. Сообщение темы и целей урока.

Как думаете, о чем мы будем читать на уроке? (о том как учились дети раньше).

Рассмотрите выставку книг. С творчеством какого писателя будете знакомиться?

Какую задачку вы поставите себе на урок? Слайд1

Посмотрите внимательно,все ли книги соответствуют теме выставки? (азбука лишняя)

Почему она сегодня снова с нами на уроке?


Азбуку для детей с простыми названиями букв, детскими произведениями и картинками написал Лев Николаевич Толстой.

В те времена печатали разные азбуки: одни для детей из богатых семей – цветные, с картинками, другие – для бедных – маленькие, плохо отпечатанные, без иллюстраций. Лев Толстой тоже создал азбуку. (слайд2)

В нее он включил маленькие рассказы о жизни крестьян, загадки. Вот некоторые из них.

Скручен, связан, по избе пляшет (веник)

На дворе горой,

А в избе водой. (Снег)

Азбука эта была специально издана для работы в школе для бедных, которую открыл и в которой учил детей Лев Николаевич Толстой.
Школ в старину было мало даже в городах, а в деревнях почти все были безграмотными. Лев Николаевич Толстой 150 лет назад создал школу для бедных прямо в своей усадьбе «Ясная поляна». Слайд3

Школа была бесплатная и в ней никогда не наказывали учеников розгами, в отличие от других школ. Слайд4

Дети любили своего учителя, им было интересно заниматься. Все деревенские мальчишки и девчонки хотели в ней учиться! Слайд5
Многие произведения из азбуки Толстого до сих пор печатают в современных учебниках по чтению и с интересом читаются детьми.

С каким произведением будете знакомиться сегодня, вы узнаете, из учебника на странице 81. Рассмотрите внимательно книгу Как она называется? Догадайтесь по обложке, о ком в ней написано.? Когда жил этот мальчик?
слайд6
4. Знакомство c произведением.

Можете ли вы по названию и иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся).

А) первичное восприяти

Послушайте текст, проверьте вравы вы или нет.

Слайды по ходу чтения учителя 7,8,9,10,11,12,13

Понравилось вам произведение?

Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?

Б) словарная работа и работа над жанром произведения.

Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора?

Этот случай, произошел в школе и Лев Николаевич про него знал.

К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль)

Что означает слово «быль»? (Быль – это то, что было в действительности, в жизни). Слайд14

В тексте есть незнакомые слова

Прочитайте эти слова и выясните их смысл. (на карточках на столах)

ПОДЁННАЯ РАБОТА – оплачивается по дням

БЕЖАТЬ ВО ВЕСЬ ДУХ – очень быстро

ПОСТРЕЛЁНОК – озорник, сорванец

БЕДОВЫЙ – шустрый, смелый

В) чтение произведения.

1) чтение первой части (с.82-83) "цепочкой":

Какие действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята).

Что узнали о матери?

Что узнали об отце?

Что узнали о бабушке?

Что узнали о ребятах?

Что узнали о Филипке?

(Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.)

А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)

Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)

2) чтение второй части (с.83) "жужжащее чтение":

Физкультминутка для глаз.

Ах как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно.

Ах как солнце высоко,

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим,

В Верх по радуге пойдем,

Влево, вправо повернем

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.)

Филипок не шел, а бежал в школу - вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе.

Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.

3) чтение третьей части (с83-84.) про себя.

Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.)

Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)

Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром).

Что вы можете сказать о мужике, какой он?

Что можно сказать о бабе?

Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).

Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?

Найдите в тексте и прочитайте как Филиппок испугался.

Так напугался, что говорить не мог.

В горле от страха пересохло.

4) чтение четвертой части(с.85):

Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? ("Я бедовый...")

Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться.)

6 .Физкультминутка.

В своей школе Лев Николаевич много разучивал игр с детьми и вместе с ними играл, например в игру «Метелица».

Г) характеристика героя.

- Назовите главного героя произведения. Составим его образ..

Работаете по карточкам.

Паспорт героя

1. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

О ком эта история?

Кто главный герой?

Какого возраста?

Каким вы себе представляете Филиппка?


4) Давайте составим словесный портрет Филипка, вспомнив то, что уже говорили и добавив что-то новое. В этом вам поможет текст- подсказка.

Слайд15

Работать будем коллективно.

Филиппок это … … мальчик. (маленький, деревенский)

Жил в … семье. (крестьянской)

У него были мама, …, …, старший … . (папа, бабушка, брат)

Костюшка ходил в школу.

Филиппок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)

Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя.(смелым и настойчивым)

Он упорно добивался своей цели.

Учитель … Филиппку … в школе. (разрешил, учиться)

Так каков же Филипок? (Филипок - самостоятельный, настойчивый, смелый, целеустремленный, он уже имеет характер - он может добиться своей цели.)

Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик?

Кто хотел бы быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание).

Чему научил вас этот текст (добиваться своей цели, не бояться)


7. Восстановление деформированного плана.
Учитель. А сейчас я предлагаю вам план нашего рассказа. Вы согласны с ним?

План.
Встреча с учителем.
Филипок отправляется в школу.
Дорога в школу.
«Ты погоди хвалиться».

Учитель. Расположите пункты плана в нужной последовательности.

Этот план вам пригодится?Где, Для чего?

8 . Итог урока.

Лев Николаевич Толстой очень любил детей он писал для них книги, но еще читал и записывал на записывающее устройство свои произведения. Однажды дети пришли в гости к писателю,Лев Николаевич решил их удивить и записал «Обращение к учащимся школ.»

Давайте прослушаем это обращение. Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого.

О чем просит вас Толстой?

9.Домашнее задание.

Какое бы домашнее задание хотели выполнить вы? (Чтение по ролям, картинный план.)

Спасибо за урок. Вы-молодцы!

Лев Николаевич Толстой писал не только для взрослых, но и для детей. Герои многих его детских рассказов — крестьянские дети. Необычайно интересно читать о своих сверстниках, живших много лет назад, узнавать об их жизни, о мире, который их окружал.
Известный рассказ Толстого «Филипок» повествует о мальчике, который очень хотел учиться. Но он был ещё слишком маленьким, поэтому мать не пускала его в школу. Тогда отважный и любознательный малыш отправился в школу один. На его пути встретились собаки. Но Филипок сумел убежать от них и добраться до школы. Он очень боялся, что учитель его прогонит.

Оказавшись в классе, мальчик сначала растерялся и оробел до того, что не мог вымолвить ни слова: «А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал». Но позже, когда ему разрешили остаться в школе, он быстро осмелел. На вопрос учителя, кто же научил его читать, Филипок находчиво ответил: «Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой повкий!» Любознательность, храбрость, настойчивость мальчика помогли ему достичь своей цели: стать школьником.

Автор рассказывает маленький эпизод из жизни своего героя. Но мы много узнали о мальчике, о его характере, о жизни крестьянских детей, деревенском быте. Это трогательное и светлое произведение оставляет после прочтения лёгкое и доброе чувство. Поведение крестьянского мальчика вызывает у нас радость и умиление.

Читая рассказ Л.Н. Толстого «Филипок» глазами современного ученика и даже современного учителя, мы получаем ряд логических несообразностей: за почти полуторавековой период между людьми того и нашего времени выросла пока еще не очень толстая информационная стена из забытых фоновых знаний и новых ложных стереотипов.

Рассказ нередко публикуется в школьных учебниках и в интернете в «отредактированном» виде, то без эпизода с диалектным произношением, то без эпизода с молитвой. Наивный рационалист скажет: кого сейчас интересуют детали происходившего в дореволюционной сельской школе? И будет прав: действительно, мало кого. Так зачем наши дети об этом читают?

Нас могут интересовать в этом рассказе только мысли великого Толстого, а вовсе не какое-то конкретное село (там конкретики никакой нет, подзаголовок «быль» вовсе не об этом) и не мальчик по имени Филипп: может, мальчика-то и не было…

Читателю с малых лет надо усвоить три простые истины:

  1. В любом произведении искусства (не только литературном) за конкретным изображением, персонажем, событием скрыта масштабная, общественно значимая идея, а по масштабу мысли Толстой − он и в детском рассказе Толстой. Между прочим, автор «Войны и мира» написал в письме Страхову от 12 ноября 1872 года: «Я так уверен, что я воздвиг памятник этой „Азбукой“» (в составе которой опубликован и наш рассказ).
  2. Мир, изображенный в художественном произведении, полностью, до мельчайших черточек создан автором; следовательно, если он озаботился размещением в этом мире каких-то мелких деталей, то, значит, хотел этим что-то сказать. Это хорошо известно современным фотографам: настоящий мастер уберет со своего снимка лишние, ни о чем не говорящие, размывающие образ подробности.
  3. Любой знак, всякая мелочь в художественном произведении – это стимул для рождения/поворота мысли человека, которому произведение адресовано: читателя, зрителя, слушателя, т.е. Вашей мысли, мой уважаемый Читатель!

Вы не сомневаетесь в мастерстве Льва Толстого? Тогда прочтем его рассказ с полным доверием, не подозревая Мастера в неряшливой словоохотливости. Предлагаемый комментарий – именно только комментарий, не требующий от читателя каких-либо специальных лингвистических знаний или умений.

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? – В школу. – Ты еще мал, не ходи, – и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

Все ребята ходят в школу

Первая деталь. Ясно сказано, «пошли раз все ребята в школу». Популярные рассказы учителей о том, что «раньше не все ребята могли ходить в школу» (см. публикации уроков) не находят подтверждения в тексте. Филипка мать оставляет дома только из-за возраста. Толстой писал рассказ о России пореформенной, после освобождения от крепостного права, и писал как раз о том, что теперь все люди могут сами определять свою судьбу, все дети ходят в школу, в том числе и дети бедных сельских жителей. В рассказе нет прямого упоминания бедности, какого-либо социального неравенства, изображены свободные деревенские жители, работающие… Только вот «подённая работа» — это не просто работа, оплачиваемая по дням, как объясняют в учебниках (если работу любого приглашенного специалиста оплатят по количеству рабочих дней, его работа все равно не будет называться подённой), а только неквалифицированная и обычно тяжелая низкооплачиваемая работа. Зимой в селе это могла быть работа прачки, уборщицы, помощницы по дому. Читатель, заметьте, все дети ходят в школу, в том числе и дети сельской подёнщицы. В конце рассказа выясняется, что старший брат Филипка, Костюшка, ходит в школу, и Филипок давно туда просился, что исключает случайное приключение от скуки.

Бабушка на печке

Вторая деталь : бабушка лежит на печи, буквально и фигурально. Во-первых, современным детям надо показать хотя бы на картинке русскую печку с лежанкой, на которой лежать любили и старики, и дети, и кошки…

Современным ребятам на теплой традиционной лежанке тоже нравится:

Но есть и другая ассоциация: «лежать на печи» означает «бездельничать», а также «не предпринимать активных действий», «ничего не менять в своей жизни».

Вспомните сказочного Емелю, который едет к царю лежа на печи; в сказке он изображен вполне одобрительно: русский народ и до сих пор не очень любит людей, хлопочущих исключительно ради богатства, власти или славы.

Лев Толстой пишет быль, а не сказку, поэтому показывает совсем другую ситуацию: в семье Филипка взрослые работают, только бабушка, олицетворяющая, между прочим, древность, род, традиции, лежит на печи, как ей и положено. Маленькому Филипку тоже еще можно «лежать на печи», то есть не работать, ни о чем не заботиться, но он выбирает движение… Движение - главная тема рассказа, и это легко проследить по сквозной цепочке слов со значением «движение».

Читатель, это важно: наш герой легко преодолел первый страшный (и очень русский) соблазн – соблазн лени!

Читаем второй абзац:

Школа была за селом у церкви . Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь?

Село, школа, церковь


Третья деталь : «Школа была за селом у церкви».

Селом в России XIX в. официально называлось только относительно крупное поселение, в котором есть церковь. Потому она и стоит за селом, что в нее ходят жители всех окрестных деревень. Но почему школа в этом описании привязана к церкви?

Во-первых, в школу, как и в церковь, ходят дети из нескольких окрестных деревень.

Во-вторых, на Руси кириллическая письменность была официально принята вместе с крещением, да и появилась она в прямой связи с восточно-православным религиозно-культурным выбором славянских народов; именно монастыри были оплотом древнерусской книжности, особенно в «татаро-монгольскую» эпоху. Наши крестьянские прапрадеды получали начальное образование в церковноприходских школах.

В-третьих: наука и религия – два проявления духовной жизни человека, соперничают они или взаимодействуют. Даже самый упорный материализм – тоже проявление ментальности, то есть духовной жизни. И, наконец: читатель уже, конечно, заметил, что весь сюжет рассказа – это путь Филипка в школу; теперь понятно, что он становится и символической «дорогой к храму».

Жучка и Волчок

Четвертая деталь : знакомые собаки не трогали Филипка, а в чужой слободе (в чужой части села, на чужой улице) собаки были незнакомые. Что-то путает Толстой: если незнакомые, откуда же Филипок знает их клички? А вот откуда: Жучками называли собак черных, как жук , а Волчками, соответственно, похожих на волка. На иллюстрациях разных художников черная собака неизменно присутствует:


Какая разница писателю, как назвать собак и какая у них внешность? Дело в том, что черный пес в русском фольклоре всегда был символом зла. Он охранял границу между миром живых и миром мертвых. Вот пример:

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину Калинова моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился. (Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», http://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=1&tid=38)

В библейской энциклопедии псы – это гонители. Волк, понятно, тоже символизирует опасность. Итак, на пути Филипка возникает опасность, путь преграждают гонители.

И он преодолевает второй соблазн, соблазн страха!

Мужик – чудесный помощник

Пятая деталь : собак отогнал мужик.

Читатель, вспомните, как в русских волшебных сказках откуда ни возьмись появляются чудесные помощники и спасают героя: кого серый волк, кого Сивка-Бурка, кого волшебный гребень… Это значит, что за его успехом стоит одобрение народного мнения и высших сил.

Постреленок

Шестая деталь : Мужик спросил: куда бежишь, постреленок?

Пострел – не просто шалун, буквально это слово означало «выстрел» (наш пострел везде поспел!), а выстрел – это прежде всего движение к определенной цели. Понятно, что Филипок побежал еще быстрее.

Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

Баба с ведром

Седьмая деталь : когда Филипка стал одолевать на пороге школы третий соблазн, сомнение, опять появился, откуда ни возьмись, чудесный помощник, баба с ведром. Художники изобразили ее по-разному: кто с тяжелым, полным ведром, а кто – с легким, пустым.

Ведро, полное или пустое, – одна из самых популярных народных примет, предвещающих, соответственно, удачу или неудачу. Чтобы весь поход был не впустую, Филипок сам должен решиться войти, поэтому в тексте не сказано, полное ведро или пустое, а баба, как и мужик-спаситель, лишь задает побуждающий вопрос.

И соблазн сомнения преодолен!

Красный шарф

Восьмая деталь : красный шарф, выделяющий учителя. Цвета вообще «олицетворяют дифференциацию, нечто явленное, разнообразие, утверждение света. Цвета, отражающие свет, например, оранжевый, желтый и красный, — активны, теплы, направлены на смотрящего… (http://www.onlinedics.ru/slovar/sim.html). Красный — это зенит цвета, у множества народов символизирующий активность, жизнь, и уж во всяком случае делающий его носителя центром внимания. В романе Толстого все Ростовы бесконечно краснеют, а все «белые» персонажи — маленькая княгиня с белыми зубками, Элен с белыми плечами, Анатоль в белом мундире, князь Андрей с белыми руками, — все они умирают. А еще перед битвой при Аустерлице Болконский видит с холма белых русских солдат на красной земле…

– Ты что? – закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. – Да ты кто? – Филипок молчал. – Или ты немой? – Филипок так напугался, что говорить не мог. – Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. – А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

– Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

– Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

– Ну-ка, сложи свое имя. – Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. – Все засмеялись.

– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! – Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? – Филипок сказал: знаю, – и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Вечные вопросы

Девятая деталь : Филипку все задают вопросы – и мужик, отогнавший собак, и баба с ведром, а учитель просто засыпал его вопросами. Куда бежишь, что же ты стоишь, ты что (зачем пришел?), ты кто…

Согласитесь, читатель, вопросы содержательные, вечные, ассоциирующиеся с фондом мировой идиоматики (quo vadis, камо грядеши и т.п.). Вопросы из тех, на которые русский народ веками пытается ответить и не может ответить однозначно… Филипок, в сущности, не ответил на них, и, значит, это Толстой оставил их открытыми.

О русском языке

Десятая деталь :

едва наученный азбуке Филипок правильно складывает из букв свое имя, но произносит название буквы Ф странно.

В некоторых русских диалектах не было звука [ф] и его заменяли сочетанием [хв]. Теперь понятно, зачем Лев Толстой назвал своего героя Филиппом: уменьшительное имя получилось такое милое, округлое, ласковое, и со сказочными героями не перепутаешь, и диалектное произношение легко наглядно и понятно продемонстрировать. Филипок владеет родной речью только в ее необработанном культурой местном варианте, он не знает литературного языка, языка культуры и науки, делающего нас всех единым народом, независимо от особенностей нашей «малой родины». Это равноценно случаю, когда современный недоросль в восхищении находит только слово «клево» вместо «хорошо, правильно, красиво, мило, очаровательно, замечательно, умно…», а многих слов в текстах просто не понимает. Как диалекты сохраняли следы древнего деления будущей русской нации на множество племен, так и современные сленги делят нас на группы и группки по возрасту, образованию, роду занятий, делают человека чужаком в другом районе города и даже в своей родной семье. В этом смысле «народность» речи вовсе не служит единству русского народа. Так, может быть, православие нас спасет?

Молитва

Одиннадцатая деталь : Филипок и в молитве «всякое слово произносил не так». Значит, его вера оказывается неосмысленным механическим бормотанием; молитве тоже надо учиться! Любая религия – тоже своего рода Учение.

В эпизодах с диалектным произношением Филипка и молитвой мы встречаем отголоски давно устаревшей полемики вокруг концепции, которую сейчас часто обозначают «Православие, самодержавие, народность»; она интересна только историкам. Но не утихают дискуссии между пуристами и антинормализаторами, споры между сторонниками «народной речи» (в частности, свободы сленга и мата в публичном общении и литературе: «народ так говорит!») и защитниками литературных и этических норм в речи. Возродившееся влияние религии и церкви тоже ставит перед обществом и государством ряд острых вопросов. Поэтому мысль Толстого вполне применима и к нашей жизни. Не отрицая народности и православия как начал русской жизни, великий писатель доказывает необходимость широкого народного просвещения и движения вперед, развития, а не застоя.

Погоди хвалиться

Двенадцатая деталь :

Похвальба «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! » оказалась совсем беспочвенной. А Вам, читатель, она не напоминает современные славословия нашей русской сообразительности? Что ответил на это Толстой словами учителя? Прямо и без всяких иносказаний: «Ты погоди хвалиться, а поучись».


Конечно, в моем прочтении есть элемент субъективизма. В том смысле, что Вы, читатель, конечно, найдете в этом рассказе и другие поводы для комментариев и рассуждений. Например, выясните символический смысл деталей, связанных с отцом: он ушел в лес, а Филипок надел его шапку…

Использованы иллюстрации А.Ф. Пахомова, Г.К. Спирина, а также кадры диафильма Р.В. Былинской (Лапиной).

Текст сверен (в т.ч. орфография и пунктуация сомнительного предложения в третьем абзаце: На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. ) по СС в 20 тт.я – М.:ГИХЛ, т. 10, 1963, с. 12-13.

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

— Куда ты, Филипок, собрался?

— В школу.

— Ты ещё мал, не ходи. — И мать оставила его дома.

Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.

Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его — они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:

— Куда ты, пострелёнок, один бежишь?

Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что, как учитель меня прогонит?» И стал думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит:

— Все учатся, а ты что тут стоишь?

Филипок и пошёл в школу.

В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

— Ты что? — закричал он на Филипка.

Филипок ухватился за шапку и ничего

не говорил.

— Да ты кто?

Филипок молчал.

— Или ты немой?

Филипок так напугался, что говорить не мог.

— Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь.

А Филипок рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.

— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже знал и немножко читать умел.

— Ну-ка, сложи свое имя.

Филипок сказал;

— Хве-и — хви, ле-и — ли, пе-ок — пок.

Все засмеялись.

— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал:

— Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!

Учитель засмеялся и сказал:

— Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Л. Н. Толстой «Филиппок» Краткое содержание

Л. Н. Толстой «Филиппок»

В рассказе «Филиппок» перед маленьким читателем предстаёт история, которая вполне могла приключиться с ним самим или с его сверстниками; недаром рассказ имеет подзаголовок «быль». Филиппок» это короткий рассказа Льва Николаевича Толстого про маленького мальчика, который стремился к знаниям. В рассказе описывается, как мальчик по имени Филипп хотел ходить в школу как его старший брат в школу, но мама его не пускала.

Краткое содержание

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, а мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филиппок да бабушка на печке. Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, Взял старую отцовскую и пошёл в школу. По дороге за Филиппком гнались собаки.

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филиппка нашёл страх. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: «Все учатся, а ты что тут стоишь?»

Пришел, но так растерялся, что в ответ на вопросы учителя только молчал и плакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по головке и спросил у ребят, кто этот мальчик.

Учитель оставил его в классе. «Ну, садись на лавку возле брата. А я твою мать попрошу, чтобы пускала тебя в школу».

Несмотря на краткость рассказа, в нем создан характер мальчика. Как только Филиппок осознает, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути ни собаки, набросившиеся на него, ни страх перед учителем. Не найдя своей шапки, Филиппок отправляется в путь в отцовской, которая ему велика, зато под рукой. В сенцах школы мальчик снимает шапку и только после этого отворяет дверь: ему хорошо знаком крестьянский этикет. Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал «говорить Богородицу», чтобы показать, что он и молитвы знает; но «всякое слово говорил неправильно». Учитель остановил его: «Ты погоди хвалиться, а поучись».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта