Главная » Ядовитые грибы » Тема дороги в поэзии Николая Рубцова. Анализ стихов

Тема дороги в поэзии Николая Рубцова. Анализ стихов

«Душа хранит» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении «Душа хранит », которое Н.М. Рубцов, по всей видимости, считал программным для своего творчества, ибо оно одноименно с названием сборника. В центре произведения — незатейливый вид русского селения:

Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, божий храм.

О каком же уголке России идет речь? В первой строфе структура художественного пространства организуется по принципу контраста. Неподвижная гладь воды и проворная щука противопоставлены друг другу как абсолютный покой и молниеносное движение. Игра рифмующихся сравнений («вода недвижнее стекла» — «щука, как стрела») завершается метафорой «водное стекло», которая не столько подчеркивает чистоту озера, сколько выкристаллизовывает в восприятии читателя то состояние хрупкости, мимолетности существования души человека, которое обостряет поэтическое восприятие всего сущего на земле.

Звуковая перекличка «стр» — «пр» («стрела» — «пронзает») имитирует «треск», в результате чего на уровне подтекста возникает образ осколков поврежденного стрелой стекла, сквозь которое лирический герой пытается заглянуть в глубь веков.

Образ щуки также не является случайным, а сохраняет в себе фольклорное значение способности к волшебству. Лирический герой путешествует сквозь века словно «по щучьему веленью».

Образ времени во второй строфе концентрирует незыблемый «как сон столетий божий храм», не только отраженный глубиной воды, но и запечатленный вековой историей России. Он усиливает идею молитвенной сопричастности героя с миром, звуковое удвоение «сон столетий» подчеркивает монументальность описываемой картины.

Словом «храм» в русском языке именуется особое, отличное от других строений здание, посвященное богу и предназначенное для общественного служения ему, а следовательно, для духовного очищения. Случайно ли мысли о времени и вечности, о «красоте былых времен» посещают лирического героя около храма? Почему для именования Дома Божьего Н.М. Рубцов выбирает именно слово «храм», а не церковь, не собор? Интересно, что в церковный обиход слово вошло лишь в IV веке, так как это название языческое, а христиане долгое время питали ко всему языческому отвращение. Строились же первые храмы на Руси в XI-XII веках. Были они, как правило, белокаменными. Древние строители вкладывали в создание этих сооружений все свое мастерство и, действительно, сумели сделать их настоящими произведениями искусства. Рядом с ними острее ощущаешь себя мимолетной песчинкой в необратимо скоротечной реке времени, рядом с ними поневоле хочется остановиться и не спеша осмыслить свое бренное существование через призму законов бытия. Вот почему для лирического героя Н. Рубцова это место становится особенно важным и актуализирует исповедальное начало в его душе.

В третьей строфе стихотворения «Душа хранит» Н.М. Рубцов обращается к своему излюбленному композиционному приему расширения художественного пространства при помощи использования вертикальных координат: от водных глубин лирический герой переносит свой взгляд к звездам. Здесь уже поэт напрямую обращается к теме временности и вечности:

Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты.

В четвертой финальной строфе центральным становится актуализированный в названии образ души. Но из контекста совершенно ясно, что речь здесь идет не о конкретной, пусть глубоко поэтичной душе лирического героя. Образ души расширяется, так возникает тема исторической памяти поколений.

Интересно, что в стихотворении совершенно нет цветовых эпитетов. Практически нет никаких деталей, позволяющих установить, о каком времени суток, года, о какой эпохе идет речь (известно лишь, что вид «древний»). Все это, видимо, призвано подчеркнуть вневременной характер бытия народной души. Душа является категорией божественной. Центральные образы: «вода», обладающая, как известно, в религиозном понимании очистительной силой, «свет», предвестники судьбы «звезды», и, наконец, «божий храм» в сочетании с эпитетом «смиренный» (вид) — призваны оттенить красоту божественного мирозданья. Простые избы и березы, отраженные в кристально прозрачной воде, также оказываются вне времени.

Изба и в фольклоре, и в литературной традиции является устойчивым символом опоры, прочности крестьянского жизненного уклада. В этом же значении изба выступает во многих стихотворениях Н.М. Рубцова. Стремление к максимальной выделенности, обособленности первой строки в строфе при помощи восклицания — еще один излюбленный прием Н.М. Рубцова. Чаще всего такие восклицания содержат обращение к родине или родным местам:

Русь моя, люблю твои березы! («Березы»)
Привет, Россия, родина моя! («Привет, Россия...»)
Тихая моя родина! («Тихая моя родина»)

Ритмическая размеренность в стихотворении «Душа хранит» во многом подчеркивается обращениями, одно из которых содержит инверсию («О, вид смиренный и родной!») . Эти наиболее эмоционально насыщенные строки, отмеченные восклицаниями, актуализируют центральный образ произведения — образ родины.

Две центральные строфы оказываются связанными этими обращениями, что позволяет композиционно соотнести в художественной структуре стихотворения образ малой, конкретной для каждого родины и всю великую Русь, огромную, сильную и гордую державу со славной многовековой историей.

Тематически и композиционно стихотворение Н.М. Рубцова «Душа хранит» соотносится с произведением Ф.И. Тютчева «Тихо в озере струится...». Их сближают образ отраженного храма, тема времени, памяти, мотив векового сна:

Много в озеро глядится
Достославностей былых.

Однако по настроению стихотворения совершенно различны. У Ф.И. Тютчева обаяние красоты былого создается при помощи игры солнечного света: золотятся на солнце кровли, «блещут озера струи». Произведение звучит оптимистично:

Здесь великое былое
Словно дышит в забытьи,
Дремлет сладко, беззаботно.

У Н.М. Рубцова пейзаж строгий, более статичный, но это не умаляет красоты описываемой картины и глубины любви лирического героя к родине.

Удивительной чистотой, силой и свежестью чувства, глубиной душевных переживаний веет от произведений замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова. «Из души живые звуки в стройный просятся мотив», — писал поэт в стихотворении «Весна на море «.

И действительно, стройность мотива в стихах Рубцова удивительная. Читая его произведения, не устаешь удивляться тому, как послушны автору слова, как естественно складываются они в строки, а строки плавно переходят одна в другую. О чем бы ни писал Николай Рубцов — во всем неповторимая гармония, сила, красота. В его стихотворениях — прелесть русской природы, искренняя любовь к родному краю, насыщенная и многообразная внутренняя жизнь человека. В них — и биография самого поэта. «Стихи пытался писать еще в детстве», — говорит автор. Плененный занимательными книгами о морских путешествиях, юный Николай Рубцов буквально бредил морем. И его глубокие, искренние чувства уже тогда выливались в стихотворные строки:

Вечно в движении, вечно волна, (Шумны просторы морские), Лишь человеку покорна она, Сила суровой стихии. К морю нельзя равнодушным быть. Если, настойчиво споря, Ты говоришь: «Не могу любить» Значит, боишься моря.

С годами зов моря не только не ослабнет в душе поэта, а станет еще сильнее, и он осуществит свою мечту. Море станет одной из самых ярких страниц его жизни и в то же время первым серьезным испытанием, суровой жизненной школой. Море останется его первой и, возможно, самой сильной любовью. Такой же сильной, как любовь к родине, к родному селу Никольское, где прошло детство поэта:

Деревья, избы, лошадь на мосту, Цветущий луг — везде о них тоскую. И разлюбив всю эту красоту, Я не создам, наверное, другую.

Так трогательно и проникновенно писал Рубцов в стихотворении «Утро». И... он никогда не смог разлюбить красоту милых сердцу мест. Где бы ни находился поэт, его душа всегда остается на родине, в ее лугах, полях, лесах, в стогах сена и пении птиц:

Но моя родимая землица Надо мной удерживает власть, — Память возвращается, как птица, В то гнездо, в котором родилась. И вокруг любви непобедимой К селам, к соснам, к ягодам Руси Жизнь моя вращается незримо, Как земля вокруг своей оси, — признается автор в стихотворении «Ось».

Часто, особенно по вечерам, поэт любил погружаться в воспоминания детства — воспоминания о родном селе, о милой сердцу природе, о постоянно манящем море. И в эти моменты в его душе рождались самые поэтические строки. Наверное, поэтому Николай Рубцов больше всего любил одиночество:

В горьких невзгодах прошедшего дня Было порой невмочь. Только одна и утешит меня Ночь, черная ночь.

Ночью, в одиноких раздумьях, он находил успокоение и даже утешение. И стихотворения, созданные в часы этих раздумий, передают сложный душевный мир лирического героя, все оттенки его психологического состояния. Внутренней жизни человека, его душе поэтом посвящено немало прекрасных строк. «Все темы души — это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны», — удивительно точно сказал Н. Рубцов. О чем бы он ни писал, он всегда стремился подчиняться не одному рассудку, но и чувству. Возможно, даже чувству — в большей степени, потому что, как писал поэт в своем стихотворении «О чем писать? «:

Но если нет Ни радости, ни горя, Тогда не мни, Что звонко запоешь, Любая тема — Поля или моря, И тема гор — Все это будет ложь!

Николай Рубцов писал чувством, писал сердцем, самой душой.

«Березы»


Стихотворение «Березы» - грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой.

Зная, что Н.М. Рубцов воспитывался в детском доме, читатель часто отождествляет автора и лирического героя этого произведения, полагая, что поэт наделяет лирического героя собственной биографией. Однако отец Н.М. Рубцова не погиб на фронте, а просто не взял детей из детского дома, создав другую семью. Заветная могила мамы существовала тоже только лишь в поэтическом воображении автора, так как на самом деле Н.М. Рубцов не знал, где похоронена мать: она умерла в Вологде во время эпидемии в годы войны и похоронена была в братской могиле где-то на окраине города. Н.М. Рубцов всю жизнь пытался представить себе эту дорогую для его сердца могилу, расположенную где-то за рекой или под березами.

Поэт не боится традиционной рифмы «березы - слезы». В тексте стихотворения эта рифма выполняет важную функцию, образуя кольцевую композицию. Н.М. Рубцов в первой строфе даже два раза использует модель («березы - слезы» и «берез

Слез»), но рифма от этого не выглядит навязчивой, а лишь усиливает музыкальное звучание стихотворения. Кроме того, автор широко использует для придания мелодичности звучанию произведения приемы создания звукописи: ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад»), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей», повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы, Когда листья падают с берез»).

Наряду с листопадом - центральным образом звучащего мира - в этом стихотворении важен элегический настрой лирического героя, противоречивость чувств которого Н.М. Рубцов подчеркивает при помощи контрастных сопоставлений («Станет как-то радостно и больно»).

Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчества поэта с миром природы. Это подчеркивает и метафора («ветер хмурых дней»), и состояние лирического героя, который вдумчиво вслушивается в шум листопада. Шум берез напоминает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого живого существа в мир иной. Уже первая строка произведения, которой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер. Образ лирического героя выдвигается при этом на передний план. Эту же предельную искренность подчеркивает в последней строфе стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только любовь к родной природе, но и глубину патриотического чувства.

Н.М. Рубцов использует образы мира природы в стихотворении и при создании изобразительно-выразительных средств. Желтый листопад, например, «шумит, как улей». И этот прием проявляется не только в данном стихотворении, но и в творчестве Н. Рубцова в целом.

Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта. Н.М. Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдохновения к самым острым душевным переживаниям и стремился запечатлеть их в поэтической форме.

/ / / Анализ стихотворения Рубцова «Русский огонек»

Николаю Рубцову пришлось творить вовремя, которое вошло в историю под названием «хрущевская оттепель». В то время у многих появилась надежда на светлое будущее, ведь культ вождя был развенчан. Но на самом деле все было не так. За свои новаторские идеи Рубцов не раз подвергался гонениям и резкой критике за свое творчество в институте. Он не был похож на других молодых поэтов, ведь не прославлял Запад, а писал про русскую землю, русского человека с его «широкой» душой. Жесткость и упрямство не позволили Николаю Рубцову отступить от намеченного пути, он добился поставленных целей.

В 1964 году Рубцов завершил работу над стихотворением «Русский огонек». О чем данное произведение? Оно о русском человеке и его загадочной русской душе.

Главным героем стихотворения «Русский огонек» является сам автор, который оказался «в бескрайнем мертвом поле». Рубцов не говорит, куда он следует. Из текста стихотворения мы понимаем, что на дворе зима и бушует сильный мороз от которого «оцепенели маленькие ели». На такой погоде человеку долго не протянуть. Но спасение рядом. Путник увидел «тихий свет». Это был огонек в небольшой сельской избе, куда главный герой попросился зайти согреться.

Встретила путника седая хозяйка, которая сразу же предложила переодеться в теплую одежду и пригласила поближе к печи.

Затем Рубцов обращает наше внимание на большое количество фотографий, которые висели на стенах избы. Мы понимаем, что это фотографии любимых мужчин старой хозяйки – мужа, брата, сыновей. К сожалению, их всех уже нет в живых, ведь они погибли на войне.

Николай Рубцов, вновь поднимая тему войны, подчеркивает, что она стала настоящей трагедией для нашего народа. В подтверждение этому хозяйка задает своему ночному гостю вопрос: «Скажи, родимый, будет ли война?». Даже через двадцать лет после окончания войны, она, как и многие жители нашей страны, не могла отойти от всех ужасов войны. Боль утраты все еще глодала ее душу.

После не долгой беседы, путник начал собираться в дорогу. Он хотел отблагодарить седую хозяйку несколькими монетами. Но старуха возразила: «Господь с тобой! Мы денег не берем». Тогда, путник пожелал ей здоровья и покинул избу.

К сожалению, сегодня люди стали совершенно другими. Попроситься к кому-то в дом или попросить помощи стало чуждо в нашем обществе, хотя еще полвека назад это было обычным делом. Думаю, что «широта и загадочность» русской души заключается именно в том, что наш простой человек может помочь другому человеку, даже незнакомцу, без всякой выгоды. Стихотворение «Русский огонек» призывает нас вспомнить о своих корнях и стать более человечными, добрыми, отзывчивыми.

ЕГЭ 11 класс литература Давыдова Т.М.

Анализ стихотворения Н.М.Рубцова «Утро»

УТРО

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети,-

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг - везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую...

Николай Рубцов. Стихотворения.
Поэзия XX века. Москва: Профиздат, 1998.

Давыдова Татьяна Минеевна, учитель русского языка и литературы, г.Сочи

Стихотворение написано в 1965 году в селе Никольское Вологодской области, где прошло трудное детство поэта и куда возвращался он после многих и долгих скитаний.

Перед нами небольшая пейзажная зарисовка, всего 12 строк, заканчивающаяся философским раздумьем. Скромная природа северного края, обычная картина наступающего утра заставляет читателя пережить то, что почувствовал в минуты творческого вдохновения поэт. Единство природы и человека, неразрывная связь с родной землёй, которая даёт человеку силы и дарует надежду. Стихотворение поражает простотой и глубиной, простотой изображаемого и глубиной понимания

Выполнив рефлЕксию стихотворения, мы видим, что в нём преобладает жёлтый (радость, счастье) и розовый (любовь) цвет, что помогает понять сокровенные мысли и чувства лирического героя.

Стихотворение «Утро» - это пейзажная лирика.

Тема – родная северная природа Вологодского края. В заглавии отразилась идея стихотворения.

Главная мысль – утро, свет, свет нового дня и свет надежды.

Композиция стихотворения нулевая, но условно мы можем разделить его на три смысловые части:

1часть-зачин –пробуждение природы (« заря..горит», «лес уже не дремлет», «свет бежит на улицы деревни»)

2 часть – развитие действия – и вот уже солнце (как дорогого гостя) встречают, смеясь, взрослые и дети

3 часть – состояние лирического героя (до этого он был сторонним наблюдателем), который от увиденной картины наступающего утра воспрянул духом и выбежал на холм. Зачем? Затем, чтобы увидеть в свете наступающего утра ещё раз то, что так близко и дорого сердцу.

4 часть- кульминация – лирический герой признаётся в своей любви к родному деревенскому пейзажу, скромному, незатейливому: «деревья, избы, лошадь на мосту, цветущий луг - везде о них тоскую…».

Пробуждение природы даёт человеку надежду, силы. Ощущение единства с природой приводит лирического героя к философскому раздумью о красоте, пониманию того, что, утратив в душе любовь к родной деревенской природе, ничего другого взамен он не создаст.

Время пробуждения природы, описание летнего утра кажется на первый взгляд обычным и простым, но у Рубцова оно проникновенно-светло. Пространство пронизано светом от неба до земли: светом зари, солнца и светом души лирического героя, который везде тоскует по родной природе. Образ солнца имеет в стихотворениях Рубцова значение «счастье». В стихии света мир и человеческая душа обретают единство.

Лирический герой – это речевой субъект, так как стихотворение представляет собой монолог. Меняется настроение лирического героя. Сначала он наблюдает за происходящим, и вот уже светом наполнилась его душа и он, воспрянув духом выбегает на холм, чтобы лучше разглядеть красоту родной природы, которую разлюбить невозможно.

В стихотворении всего два эпитета: «цветущий луг» и метафорический эпитет «дворике глухом»-помогают понять эмоциональное состояние лирического героя. «На дворике глухом» -инверсия, с помощью которой перед читателем возникает образ тихой вологодской деревушки с деревянными избами и небольшими двориками.

Через метафорическое значение слов «заря горит » «тени сосен падают в реку» автор усиливает зримость и наглядность изображаемого, передаёт неповторимость явления, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления. Здесь метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

Олицетворения (разновидность метафоры) «лес уже не дремлет », «свет бежит на улицы деревни» служат для создания ярких выразительных и образных картин, усиливают передаваемые мысли и чувства.

Лексические повторы «горит», «горит» звучат рефреном, играют эмоциональную роль, а корневые повторы «светясь», «свет» играют смысловую роль. Анафорические повторы с временным союзом «когда» выполняют ритмико-мелодическую роль, создают синтаксический параллелизм. (Всё повторяется в мире.)

В стихотворении всего три предложения.

1-е-сложноподчинённое с придаточными времени (их пять!) –повторяющиеся союзы участвуют и в звуковой организации стиха, связывают предложения с целью придания выразительности стихотворной речи.

2-е предложение односоставное определённо-личное, в нём звучит личное отношение лирического героя к родному деревенскому пейзажу.

3-е предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и вводным словом, в последней строке имеет личное местоимения Я. И это «Я», с которого начинается последняя строка, относится к лирическому герою, самому поэту Рубцову и каждому из нас-читателей.

В стихотворении живут образы Времени (утро),

Пространства (лес, река, небо,земля, улицы деревни, дворик, холм, цветущий луг, мост),

образы персонажей (взрослые и дети),

образ зари (света)- мы видим градацию контекстуальных синонимов – заря, свет, солнце.

Есть и абстрактные образы (природа, радость, красота). Все они помогают создать поэтический Образ Природы родного края.

Пространство родины расширяется в сознании лирического героя (изба-самая маленькая частица родной земли) и становится безграничным.

У Рубцова молитвенное отношение к природе –это ощущение слитности, кровного родства (единение) с миром, где картины природы – это гармония и покой. Местоимение «Я» указывает на причастность ко всему происходящему.

Цветопись скромна, как русская северная природа, но всё пространство пронизано светом. Свет-любимый образ Рубцова. Русский пейзаж прост, краски его приглушены,и неярки, неброские, но в нём, будто дремлет великая мощь и сила нашей природы, тишина северной природы располагает к раздумьям о вечном. Вечное – это красота природы.

Деревня- хранительница русских традиций, русского исконного языка в 60-е годы начала умирать, разрушение этих заветных устоев не мог не чувствовать поэт, поэтому столь проникновенно звучат строки «И, разлюбив вот Эту красоту, я не создам, наверное, другую…»

Многоточием заканчивается стихотворение. О чём это говорит? О желании лирического героя сохранить красоту, которой наполнен скромный деревенский пейзаж родной страны.

Удивительна звукопись стихотворения. Ассонанс и аллитерация создают на подсознательном уровне в каждой почти строке звучание слова « У Т Р О»

КОгда заРя, свеТясь пО сОснякУ,

ГОРиТ, гОРиТ, и лес Уже не дРемлеТ,

И Тени сОсен падаЮТ в РекУ,

И свеТ бежиТ на Улицы деРевни,

КОгда, смеясь, на двОРике глУхОм

ВсТРечаЮТ сОлнце взРОслые и деТи,-

ВОспРянув дУхОм, выбегУ на хОлм

И все УвижУ в самОм лУчшем свеТе.

ДеРевья, избы, лОшадь на мОсТУ,

ЦвеТУщий лУг – везде О них ТОскУЮ.

И, РазлЮбив вОТ эТУ кРасОТУ,

Я не сОздам, навеРнОе, дРУгУЮ...

Ритмика стихотворения – это пятистопный ямб, который передаёт поступательное движение, повествует, передаёт различные чувства до задумчиво-философского.

Рифма перекрёстная.

Для Рубцова природа – одушевлённое понятие, он счастлив, когда видит перед собой тот идеальный мир, к которому стремилась его душа. В стихотворении «Утро» слово «Красота» является ключевым, это красота окружающего мира, красота деревенского пейзажа.

План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения
(схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство;
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика…);
- определить ритмику (однородная – неоднородная; ритмическое движение);
- определить звуковой рисунок;
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ – художественное определение;
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ – скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА – художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора – единоначалия;

Композиция лирического произведения
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта