Главная » Ядовитые грибы » Троя нынешняя территория. Троя

Троя нынешняя территория. Троя

Одной из самых значимых достопримечательностей можно назвать Трою. Город Троя (по-турецки — Трува), стал известен во всем мире благодаря эпосам древнегреческого писателя Гомера и множеству легенд и мифов. Город Троя знаменит тем, что тут примерно в 1200 году до нашей эры проходила Троянская война.

Троянская война и Троянский конь

Троянский конь — современный крупноразмерный макет

Согласно «Илиаде» Гомера, правитель Трои, царь Приам вел войну с греками из-за похищенной Елены. Елена была женой Менелая, правителя греческого города Спарта, но она сбежала с Парисом, царевичем Трои. Поскольку Парис отказался вернуть Елену, завязалась война, которая длилась 10 лет. В другой поэме Гомера «Одиссея», он рассказывает о том, как Троя была разрушена. Троянская война произошла между коалицией ахейских племен и троянцами и знаменита тем, что ахейцы (древные греки) взяли Трою с помощью военной хитрости. Греки соорудили огромного деревянного коня и оставили его перед воротами Трои, а сами уплыли. Спрятанные в коне сидели воины, а на боку коня была надпись «Этот дар оставили богине Афине». Жители города позволили ввезти огромную статую внутрь стен, а сидевшие в ней греческие воины вышли наружу и захватили город. Троя упоминается так же и в «Энеиде» Вергилия.

Выражение «Троянский конь» теперь означает подарок, приносящий вред. Именно отсюда появилось и название вредоносных комютерных программ — «троянские кони» или просто «троянцы».

Где находится Троя сегодня?


Воспетая Гомером и Вергилием, Троя была открыта в северо-западной части современной Турции, у входа из Эгейского моря в пролив Дарданеллы (Геллеспонт). Сегодня деревняя Троя лежит приблизительно в 30 км к югу от города Чанаккале . А расстояние от до Трои 430 км (5 часов на автобусе). В продолжении многих тысячелетий через земли, где находилась Троя , проходили дороги с запада на восток и с севера на юг, а сегодня , среди полей засаженных перцем, кукурузой и помидорами, Троя выглядит более чем скромно.


Долгое время Троя оставалась городом-легендой — до тех пор, пока руины древнего поселения не обнаружил немецкий археолог Генрих Шлиман в 1870 году. Во время раскопок стало понятно, что для древнего мира этот город имел большое значение. Основная часть раскопок Трои находится на холме Гиссарлык, где для туристов заботливо были обустроены тропинки и дороги. Символом города стал знаменитый Троянский конь, макет которого находится на входе комплекса. Единственное, что вообще напоминает о легендарном городе — символ Трои — деревянный конь, расположен при входе на территорию Национального парка. Любой желающий может зайти внутрь и посмотреть на необычный способ завоевания города, который когда-то придумал Одиссей. Был ли на самом деле конь? Это можно узнать в музее раскопок. На входе недалеко от коня стоит музей раскопок, где показаны этапы нахождения города, первые найденные артефакты и модель города, какой он был при «жизни». Помимо модели здесь есть целый альбом с набросками функционирующего города. В местных ларьках его копии продаются как сувениры.

Что посмотреть в Трое


Западная стена Трои — въездная рампа

Рядом с маленьким музеем при входе находится сад, в котором располагаются настоящие глиняные горшки «Pithos» из Трои, а также водопроводные трубы и изображение системы водоснабжения города. Самой главной достопримечательностью древнего города, конечно, являются руины. Многие строения дошли до нас весьма в плохом виде, и чтобы понять, где что находится, понадобится помощь гида. В древнем мире Троя была известна как Илион, и на протяжении жизни города его много раз атаковали и крушили. Сейчас сложно понять, булыжник находится перед вами или кусок жилого дома. Фрагментов зданий немного, но археологи и художники смогли воссоздать почти все строения на бумаге.


Самыми интересными строениями считаются башни и стеновые укрепления возле алтаря храма Афины. Почему? Потому что тогда получается, что все, о чем писал Гомер в «Илиаде», правда. Недалеко от города располагаются новые раскопки, предположительно города Александрия, который находится недалеко от жилой деревни Гюльпынар. В городе Александрия уже найдены остатки храма Аполлона. В скором времени планируют присоединить город к комплексу руин Трои и открыть музей творчества Гомера. Из раскопок этого города будет понятнее то, что писал Гомер, ведь многие события «Илиады» происходили и здесь.

Мифы и легенды о Троянской войне

Суд Париса


Суд Париса — Картина Питера Пауля Рубенса (1638 г.)

Мифы рассказывают, что богиня раздора Эрида не была приглашена на свадьбу нимфы Фетиды с Пелеем. После чего она решила отомстить, явилась на пир незваной и бросила на стол золотое яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей». Три богини — Афродита, Гера и Афина — тут же затеяли спор, кому оно должно достаться, и на роль судьи пригласили троянского царевича Париса. Гера обещала сделать его повелителем всей Азии, Афина посулила красоту, мудрость и победы во всех битвах, а Афродита - любовь самой прекрасной женщины — Елены, жены царя СпартыМенелая. Парис отдал яблоко Афродите. А потом похитил Елену и увез ее в Трою.

Похищение Елены


Похищение Елены Парисом — Картина Г. Гамильтона, 1784 г.

После похищения Елены, греческие цари, союзники Менелая, по его зову собрали армию из 10 тыс. воинов и флот из 1178 кораблей и пошли походом на Трою. Главнокомандующим стал царь Микен Агамемнон. Осада Трои, у которой было немало союзников, длилась десять лет. В сражениях погибли греческий герой Ахилл, троянский царевич Гектор и многие другие. Наконец хитроумный царь Итаки Одиссей предложил план захвата города. Греки соорудили пустотелого деревянного коня и, оставив его на берегу, сделали вид, что отплыли. Троянцы возликовали и втащили коня, в котором спрятались греческие воины. Ночью греки вылезли и открыли ворота своим соратникам, которые на самом деле находились за ближайшим мысом. Троя была разрушена и сожжена. Менелай вернул Елену и увез ее на родину.

Троя - город, описанный Гомером в поэме «Илиада», представляет собой древнее укреплённое поселение Малой Азии, расположившееся у берегов Эгейского моря, возле входа в пролив Дарданеллы. Отдыхая в Турции, не стоит упускать шанс увидеть этот грандиозный город и еще раз вспомнить о событиях, описанных Гомером. В руинах Трои можно посетить несколько археологических зон, относящихся к определенным культурным слоям, и узнать особенности быта народа, населявшего эту землю.

Раскопки древнего города начал в 1870 году немецкий археолог-любитель и предприниматель Генрих Шлиман. Он с детства был очарован рассказом о Трое и был убежден в существовании этого поселения. Раскопки начались на склоне холма, недалеко от деревни Гиссарлык. Были обнаружены руины девяти городов, находящихся один под другим. Археолог нашел большое количество предметов, изготовленных из кости, камня, меди и драгоценных металлов. В глубине холма Генрих Шлиман наткнулся на очень древнюю крепость, которую с полной уверенностью назвал градом Приама. После смерти Шлимана в 1890 работы продолжил его коллега Вильгельм Дёрпфельд. В 1893 и 1894 годах он раскопал более обширный периметр Трои VI. Именно этот город относится к микенской эпохе и потому его признали гомеровской Троей. На территории этого культурного слоя, несущего явные следы пожара, сейчас проводятся наиболее интенсивные раскопки.

В древности Троя играла ведущую роль в регионе как с военной, так и с экономической точки зрения. Она имела большую крепость и оборонительный форт на берегу моря, что давало ей возможность контролировать передвижение кораблей через Геллеспонт и дороги, соединявшие Азию и Европу на суше. Правитель города облагал провозимые товары налогом или вовсе их не пропускал. Это приводило к многочисленным конфликтам в этом регионе, которые начались еще в бронзовый век. Экономические и культурные связи соединяли Трою того периода не с Востоком, а с Западом и эгейской цивилизацией. Город был заселен практически постоянно на протяжении трех с половиной тысячелетий.

Благодаря археологическим раскопкам известно, что большинство зданий Трои возводились на низких каменных фундаментах, а их стены были построены из сырцового кирпича. Когда сооружения разрушались, их обломки не расчищали, а только выравнивали место для возведения новых зданий. В развалинах Трои различают 9 основных слоев, имеющих свои подразделения. Особенности поселений разных эпох можно охарактеризовать следующим образом.

Первый город представлял собой небольшую крепость, диаметр которой не превышал 90 метров. Сооружение имело крепкую оборонительную стену с квадратными башнями и воротами. Керамика этого периода имеет полированную поверхность серого и черного цвета и вылеплена без использования гончарного круга. Встречаются орудия из меди.

На руинах первой крепости была возведена большая цитадель диаметром около 125 метров. Она также имела высокие толстые стены, ворота и выступающие башни. К юго-восточной стороне крепости вел пандус. Оборонительная стена дважды подвергалась реставрации и расширялась с ростом могущества и богатства города. В центре крепости сохранились развалины дворца с красивым портиком и огромным главным залом. Дворец был окружен двором с небольшими жилыми помещениями и складами. Семь этапов существования Трои II образовали накладывающиеся друг на друга архитектурные слои. На последнем этапе поселение погибло в настолько сильном пламени, что от его жара камень и кирпич раскрошились и обратились в прах. Судя по большому количеству найденных ценностей и предметов домашнего обихода, пожар был внезапным и обитатели города не успели что-либо с собой взять.

Поселения Трои III, IV и V состоят из скоплений маленьких домов, отделенных друг от друга узкими улицами. Каждое из них размером превосходит предыдущее. Эти периоды представлены сосудами с лепными изображениями человеческого лица. Наравне с местными изделиями обнаружены и привозные товары, характерные для материковой Греции.

Первые этапы поселения VI отмечены свидетельствами наличия лошадей. В это время город был исключительно богат и могущественен. Диаметр его крепости превышал 180 м, а ширина стены, сложенной из тесаного камня, составляла около 5 метров. По периметру цитадели располагались по крайней мере четверо ворот и три башни. Внутри поселения концентрическими кругами располагались большие здания и дворцы с колоннами, поднимавшиеся по террасам к центру холма. Завершением этой эпохи стало очень сильное землетрясение, которое покрыло стены трещинами и обрушило сами строения. На всех последующих стадиях Трои VI основным видом местного горшечного производства оставалась серая минойская керамика, которую дополняют несколько амфор, привезенных из Греции и сосуды, импортированные в микенскую эпоху.

Позже эта местность вновь была заселена. Снова были использованы оставшиеся части стен и строительные блоки. Теперь дома уже строились меньшими по размерам, они прижимались друг к другу, так чтобы в крепости уместилось намного больше людей. В полах домов теперь хранились большие кувшины для припасов на случай каких-нибудь бедствий. Первый период Трои VII сгорел, но часть населения вернулась и снова поселилась на холме. Позднее к жителям присоединилось иное племя, которое принесло с собой изготовленную без гончарного круга керамику, которая указывает на связи Трои с Европой. Теперь она стала греческим городом. Троя была довольно благоустроенной в первые периоды, но к 6 веку до н.э. часть населения оставила город и он пришел в упадок. На юго-западном склоне акрополя сохранились останки храма Афины того времени.

В эпоху эллинизма это место не играло никакой роли, если не считать связанных с ним воспоминаний о героическом прошлом. В 334 до н.э. Александр Великий совершил паломничество в этот город. Его преемники и римские императоры династии Юлиев – Клавдиев провели широкомасштабную реконструкцию города. Вершину холма срезали и выровняли, так что VI, VII и VIII слои Трои оказались перемешанными. Здесь построили храм Афины со священным участком. Немного южнее, на ровной площадке, были возведены и обнесены стеной общественные здания, а на северо-восточном склоне был построен большой театр. В эпоху Константина Великого город процветал и правитель даже собирался сделать его столицей, но поселение вновь утратило свое значение с возвышением Константинополя.

В наши дни местность вокруг Трои изменилась до неузнаваемости. Илистые наносы местных рек, впадающих в залив, передвинули береговую линию на несколько километров к северу. Теперь руины древнего города находятся на сухой возвышенности. Группа ученых провела датировку окаменелостей, обнаруженных в грунте, взятом из долины двух рек, используя методы радиоуглеродного анализа. По этим данным исследователям удалось определить топографию этой местности в эпоху Гомера.

Сейчас на территории раскопок завершилась реставрация известного троянского коня и у туристов, посещающих Турцию, появилась уникальная возможность осмотреть этот деревянный шедевр, в точности соответствующий описанию Гомера. Троянский конь, который когда-то помог хитроумным ахейцам захватить город, сейчас является оригинальной панорамной площадкой. К сожалению, кроме макета коня, здесь мало что может привлечь взор путешественника. Считается, что это место является одной из величайших сказок мира, поэтому достаточным будет хотя бы просто пропитаться этой атмосферой.

  • Война, разразившаяся в Ираке в 2003 году, заставила продюсеров выбирать более комфортабельное место для съемок. По плану большая часть кинопроизводства должна была пройти в Марокко, однако в конечном итоге местами проведения съемок были выбраны Мексика и Мальта.
  • Продюсеры предлагали стать режиссёром «Трои» Терри Гиллиаму , однако тот, прочитав пять страниц сценария, отказался.
  • До съемок в фильме Эрик Бана ни разу не садился на лошадь.
  • Во время съемок Питт вынужден был бросить курить. По его признанию, это было самым мучительным, что ему пришлось пережить.
  • Узнав о проекте «Трои», турецкое правительство очень заинтересовалось. Министерство Культуры и Туризма Турции предложило съёмочной группе снимать фильм в Канаккале, где находятся развалины реальной Трои, но Уорнер Бразерз отказалась. Тогда турки предложили хотя бы премьеру фильма провести в реальной Трое. Но премьера была проведена в Берлине, где хранится золото Шлимана, вывезенное из Трои.
  • Вольфганг Петерсен изначально хотел обойтись не только без богов, но и без Елены. Он считал, что боги просто утяжеляют сюжет, для которого они, в общем-то, несущественны, а для роли Елены он не сможет подобрать актрису, которая бы отвечала ожиданиям зрителей. Но студия настояла на том, чтобы Елена была в кадре, и тогда Петерсен выбрал на эту роль малоизвестную актрису.
  • Гаррет Хедлунд получил роль Патрокла через месяц после того, как приехал в Лос-Анджелес, чтобы делать актёрскую карьеру.
  • Существует режиссерская версия фильма, которая длится 196 минут.
  • Фильм снимался в прибрежных районах Мексики. Два специально нанятых биолога пристально следили за тем, чтобы воюющие на пляже греки и троянцы не перетоптали яйца морских черепах.
  • Брэд Питт и Эрик Бана играли сцену боя между Ахиллесом и Гектором сами, без дублёров. Актёры заключили между собой джентльменское соглашение оплатить друг другу каждый удачный удар (50 долларов за лёгкий и 100 за серьёзный). В результате Питт выплатил Бана 750 долларов, а сам не получил ни цента.
  • На то, чтобы сделать тело похожим на греческие статуи, у Брэда Питта ушло шесть месяцев упорных тренировок.
  • Историки по-прежнему спорят о том, была ли троянская война, и если да, то где именно. Археологические открытия начала 21 века свидетельствуют о том, что в месте, где она, как полагают, произошла, действительно происходили битвы — и примерно в тот исторический период, когда, как считается, греки воевали с троянцами. К сожалению, стопроцентных свидетельств этому практически нет, в основном из-за сложившейся тысячелетиями практики строительства новых городов на месте старых. «Илиада» Гомера и другие эпосы о троянской войне были написаны через сотни лет после троянской войны. Эти произведения включают в себя множество мифологических элементов, что делает их сомнительными свидетельствами исторических событий. Согласно одной из гипотез, Троя времён Гомера была разрушена землетрясением, а его «Илиада» косвенно это подтверждает, ведь конь является символом древнегреческого божества землетрясений. Продюсеры решили обойтись без мифологии и придали фильму историческую достоверность, которая отсутствует в первоисточниках.
  • Для съёмок в роли Патрокла актёр Гаррет Хедлунд набрал 13,5 килограмма. Ещё 9 килограммов он набрал для съёмок в фильме «В лучах славы » (2004). Таким образом актёр, чей обычный вес около 66 килограммов, стал весить почти 90.
  • Фигуру троянского коня, сделанную для съёмок, преподнесли в дар правительству Турции. Теперь её можно увидеть в Чанаккале, в крупном приморском городе, где и останавливаются туристы со всего света, приехавшие посмотреть на развалины Трои (от них до Чанаккале всего час езды). На самих развалинах тоже есть фигура троянского коня, но она к съёмкам фильма отношения не имеет.
  • Всем актёрам-мужчинам пришлось сбрить волосы на груди для съёмок. Особенно нелегко пришлось Эрику Бана с его крайне волосатой грудью.
  • На роль Брисеиды пробовалась актриса Кира Найтли .
  • Во время съёмок при 38-градусной жаре члены съёмочной группы неоднократно падали в обморок.
  • Дайан Крюгер , для которой немецкий язык является родным, озвучила собственного персонажа (Елену Прекрасную) и в немецкой версии фильма.
  • Для съёмок в роли Елены Прекрасной актрисе Дайан Крюгер пришлось набрать почти 7 килограммов веса.
  • Во время работы в Мексике на съёмочную площадку дважды налетали ураганы. Во второй раз это случилось в последнюю неделю, когда съёмки были практически завершены.
  • На то, чтобы написать музыку к фильму, у композитора Джеймса Хорнера ушло меньше 6 недель. Габриэль Яред потратил на это больше года, но его саундтрек был отклонён. В 2007 году вышла режиссёрская версия фильма, в которой Вольфганг Петерсен использовал части отвергнутого саундтрека, а также музыку из других фильмов, в частности «Планета обезьян » (2001), «Граф Монте-Кристо» (2002) и «Звёздный десант » (1997) в качестве аккомпанемента к сцене боя между Ахиллесом и Гектором.
  • Шон Бин сыграл в фильме Одиссея. В фильме «Перси Джексон и похититель молний » (2010) он исполнил роль Зевса.
  • Персонаж по имени Боагрий в древнегреческой мифологии отсутствует. Боагрий — название реки.
  • Согласно информации с выпущенного ограниченным тиражом диска с фильмом, 300 болгарских атлетов были привезены на съёмочную площадку в Мексику в качестве статистов в битвах между греками и троянцами с тем, чтобы и те, и другие выглядели, как жители Средиземноморья. В отличие от мексиканских статистов с более или менее европейской внешностью, болгар использовали для съёмок сражений крупным планом. Распоряжения статистам отдавали на испанском, болгарском и английском языках.
  • В итальянских версиях фильмов, в которых снялся Брэд Питт , он обычно говорит голосом Алессандро Ансидони. В «Трое» этого актёра сменил Лорис Лодди , который обычно озвучивает Вэла Килмера . Выбор в пользу Лодди сделал сам Вольфганг Петерсен .
  • Джордж Камиллери, бодибилдер, завоевавший в 1989 году титул «Мистер Мальта», сломал ногу во время съёмок на берегу залива Айн Туффиха. Это произошло 30 мая 2003 года. На следующий день ему сделали операцию. Из-за возникших осложнений 17 июня 2003 года Камиллери скончался.
  • В трейлере к фильму есть кадр, показывающий, как к берегам Трои направляется флот греков, но кораблей в нём гораздо больше, чем будет показано в фильме. Авторы фильма поняли, что выглядеть такой флот будет неправдоподобно (и что между кораблями, плывущими на таком малом расстоянии, неизбежны столкновения), и значительно уменьшили его размеры.
  • Роль, которую исполнил Тревор Ив , сводится всего к двум репликам: «Греческие герои превосходят троянцев числом два к одному» и «Это дар богам, царевич».
  • Авторы фильма предложили роль Брисеиды актрисе Айшварии Рай Баччан из Болливуда, однако та отказалась, не желая играть любовные сцены.
  • На главные женские роли в фильме Вольфганг Петерсен взял практически никому не известных актрис. Фильм «Троя» дал старт голливудским карьерам Дайан Крюгер и Роуз Бирн . Не пройдёт и года, как обе актрисы появятся в фильме «Одержимость » (2004), а Крюгер сыграет также в фильме «Сокровище нации » (2004).
  • Многим зрителям в Германии пришлось не по душе, что в немецкой версии фильма голос Брэда Питта дублировал не Тобиас Мейстер, как обычно, а Мартин Кесслер, который до этого всегда дублировал Николаса Кейджа . На замене Мейстера Кесслером настоял сам режиссёр Вольфганг Петерсен .
  • На роль Елены Прекрасной пробовалась актриса Кэти Холмс .
  • Орландо Блум и Эрик Бана вместе снимались в фильме «Чёрный ястреб » (2001).
  • Одно время авторы фильма подумывали предложить роль Елены Прекрасной фотомодели и певице Шарлотте Кемп Мюль .
  • В трейлере к фильму композитором назван Габриэль Яред , хотя его саундтрек был отвергнут и в фильме звучит музыка Джеймса Хорнера .
  • Навыками стрельбы из лука Орландо Блум овладел, готовясь к роли Леголаса в кинотрилогии «Властелин колец», первый фильм которой вышел на экраны в 2001 году.
  • В самом начале работы над ним фильм назывался «Троянская война». Под этим же названием он и вышел в прокат в некоторых странах.
  • В «Илиаде» о смерти Ахиллеса не говорится ничего, однако, судя по поэме «Одиссея», он погиб задолго до падения Трои. Именно его смерть подвигла Одиссея на создание троянского коня.
  • На роль Елены Прекрасной рассматривались кандидатуры Хэлли Берри , Киры Найтли , Кристин Крук , Дженнифер Лопез , Софи Марсо , Конни Нильсен и Кэтрин Зета-Джонс .
  • Орландо Блум и Шон Бин вместе снимались в кинотрилогии «Властелин колец».
  • Предложение стать режиссёром фильма «Троя» было сделано Кристоферу Нолану .
  • В фильме Ахиллес убивает 33 вражеских воина.
  • Между текстом «Илиады» Гомера и фильмом есть определённые расхождения. В поэме важную роль играют боги-олимпийцы. Некоторые из них выступают на стороне греков, другие поддерживают троянцев. Боги даже выступают на стороне своих любимцев на поле брани. В поэме Менелай и Агамемнон остаются в живых. Смерть Ахиллеса предсказана, однако у Гомера он не погибает, и троянская война не заканчивается. Смерть Ахиллеса описана во множестве других источников. В поэме Гомера в живых также остаётся Аякс Теламонид. У других авторов он погибает от собственной руки вскоре после смерти Ахиллеса. Троянская война длилась 10 лет, события же, показанные в фильме, происходят в последние несколько месяцев войны. После смерти Ахиллеса именно Филоктет убил Париса (этого нет у Гомера, но повествование об этом встречается в древнегреческой мифологии). По большому счёту, «Илиада» являет собой рассказ о противостоянии Ахиллеса и Агамемнона. Некоторым романтическим элементам сюжетной линии фильма придано значение большее, чем роль, которую они играют у Гомера.
  • Согласно первоисточникам, Агамемнон остался в живых в троянской войне и был убит дома по возвращении любовником жены. Его сын Орест впоследствии отомстил за смерть отца, убив мать и её любовника.
  • Найджел Терри исполняет роль Архептолема. Это троянский жрец и советник царя Приама, которого играет Питер О`Тул . В 1968 году эти актёры вместе снимались в фильме «Лев зимой ».
  • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
  • Проходя по пляжу среди разбивающих лагерь греков, Ахиллес насмехается над Одиссеем, говоря, что тот явился последним. Тем, кому знаком сюжет «Одиссеи», известно, что Одиссей стал также последним из греков, добравшимся после войны до дома. Так случилось потому, что он прогневал богов.
  • Ахиллес и Патрокл отрабатывают бой на мечах внутри менгира на Мальте. Этот древний обелиск мог быть установлен в 2000 году до н. э.
  • Звуковой эффект под названием «крик Вильгельма» использован в сцене, где греческих героев, осаждающих городские стены, пронзают стрелы троянцев. Гаррета Хедлунда .
  • Во времена Гомера на лучников смотрели свысока. Среди воинов считалось зазорным не встречаться с врагом лицом к лицу на поле битвы. Парис, слабый и трусливый воин, является искусным лучником, от чьих стрел пал Ахиллес. Ахиллес, лучший воин из всех, не знал поражений в поединках.
  • Троя от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Трое.

    • Туры на майские в Турцию
    • Горящие туры по всему миру

    Троя (Truva, Troy) - город, расположенный в северо-западной части Анатолии, недалеко от Дарданелл и горы Ида, входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Троя известна по большей части из-за Троянской войны (и того самого коня), описанной во многих произведениях античного эпоса, в том числе и в известных «Одиссее» и «Илиаде» Гомера.

    Как добраться до Трои

    Троя находится в 2 км от шоссе Чанаккале - Измир (D550/E87), с которого нужно свернуть по указателю Troy или Truva.

    Ближайший к Трое город, Чанаккале , находится в 30 км к северу от нее. Оттуда в Трою каждый час ходят автобусы, отправляющиеся с остановки под мостом через реку Sari. Путь на автобусе займет около получаса. Поездка на такси обойдется в 60-70 TRY. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

    Летом автобусы отправляются регулярно, но в остальное время лучше приехать пораньше, чтобы не упустить последний автобус, отправляющийся обратно.

    Поиск авиабилетов в город Измир (ближайший а/п к Трое)

    Отели Трои

    Большая часть отелей расположена в Чанаккале, так что туристы чаще всего останавливаются там и приезжают в Трою на один день. В самой Трое можно остановиться в отеле Varol Pansiyon, расположенном в центре соседней деревни Tevfikiye.

    Напротив входа в Трою находится отель Hisarlik, принадлежащий местному гиду Мустафе Аскину.

    Рестораны

    Ресторанов в Трое тоже не так много. В упомянутом выше отеле Hisarlik есть уютный ресторан с домашней кухней, работающий с 8:00 до 23:00. Если остановите свой выбор на нем, непременно попробуйте guvec - мясное рагу в горшочке.

    Кроме того, можно пообедать в также находящихся в деревне едальнях Priamos или Wilusa. Оба ресторана готовят блюда турецкой кухни, а последний хорошо известен своими фрикадельками и салатом из помидоров.

    Развлечения и достопримечательности Трои

    Рядом с входом в город стоит деревянная копия Троянского коня, внутрь которого есть возможность зайти. Но лучше делать это по будням, потому что на выходных он заполнен туристами и подняться или осмотреться внутри будет довольно трудно. Зато, при посещении Трои зимой, вполне можно получить коня в единоличное пользование.

    Рядом с ним находится Музей раскопок, в котором выставлены модели и фотографии, рассказывающие о том, как выглядел город в разные периоды. Напротив музея - сад Pithos с водопроводными тубами и глиняными горшками того времени.

    Но основной достопримечательностью Трои, несомненно, являются руины. Для посетителей город открыт с ежедневно с 8:00 до 19:00 в период с мая по сентябрь и с 8:00 до 17:00 - с октября по апрель.

    Наличие гида сильно помогло бы при ознакомлении с Троей, поскольку руины многих зданий довольно трудно идентифицировать самостоятельно, а из-за разных исторических слоев, они все перемешались.

    Троя была разрушена и вновь отстроена 9 раз - и от каждого из восстановлений в городе что-то осталось и по сей день, хотя любительские раскопки в 19 в. оказались крайне разрушительными.

    Для осмотра города удобнее всего использовать охватывающую его по кругу дорогу. Справа от входа видны стены и башня периода Троя VII (то есть, города, каким он стал после того, как был отстроен в 7 раз), относящиеся к периоду, когда город в наибольшей степени подходил под описания Гомера в «Илиаде». Там можно спуститься по лестнице и пройти вдоль стен.

    Потом дорога приведет к кирпичным стенам, частично восстановленным, а частично сохранившимися в первозданном виде. Над ними расположен разрушенный алтарь храма Афины, вдоль которого проходят стены ранних и средних периодов, а напротив - дома богатых жителей города.

    Далее путь проходит мимо траншей, оставшихся от раскопок Шлимана, к дворцовому комплексу, также относящемуся к периоду, вероятнее всего описанному в Илиаде. Справа от дворца находятся части святилища античных богов.

    Наконец, тропа выводит к концертному залу Одеону и палатам городского совета, откуда по каменной дороге можно вернуться к месту, с которого начался осмотр.

    Окрестности Трои

    В 30 км к югу от древней Трои находится не менее старинная Александрия Троянская - город, основанный полководцем Александра Великого Антигоном в 300 г. до н. э. Однако этот обширный археологический участок, в отличие от популярной Трои, почти не промаркирован. Соответственно, разобраться самому, без глубоких познаний в античной истории, здесь едва ли получится.

    Примечательны окраины деревни Гюльпынар (Gulpinar), где расположены живописные руины храма Аполлона, который был возведен в 5 в. до н. э. колонистами с Крита. Самая западная точка Азии - мыс Баба - интересна своим рыбацким портом Бабакалекёй (Бабакале, Babakale, «Крепость Баба»), где находится очаровательный османский замок 18 в. Здесь же можно и освежиться, искупавшись либо прямо среди валунов, обрамляющих гавань с двух сторон, либо проехав еще 3 км на север к симпатичному обустроенному пляжу.

    Еще одна изюминка этих мест - городок Айваджик (Ayvacik) в 30 км восточнее Трои. В конце недели на местный рынок стекаются торговцы со всех окраин, лучший сувенир отсюда - красочный ковер. Если же повезет попасть в Айваджик в конце апреля, можно застать традиционный ежегодный сбор кочевых народов Панийыр. В это время по городу устраиваются яркие танцевальные и музыкальные представления, шумные базары, где выставляются породистые скакуны. Кроме того, в 25 км к югу лежит и древний Ассос , название которого ласкает слух не одного поклонника старины.

    • Где остановиться: на одном из курортов Эгейского побережья Турции , в частности - в «европейском»

    Сюда перенаправляется запрос « ». На эту тему нужна .

    Древний город
    300px
    Руины Трои. Рисунок 1835 года
    Основан
    Состав населения

    многонациональный

    Современная локация
    Координаты

     /   / 39.9572417; 26.2384750 Координаты :

    Название

    Ранние слои Трои относятся к оригинальной западноанатолийской цивилизации . Постепенно Троя испытывает всё большее влияние центральной Анатолии (хаттов , позднее - хеттов).

    Прежде высказывались соображения, что термины «Троя» и «Илион» могли обозначать различные города одного и того же древнего государства, либо один из этих терминов мог обозначать столицу, а другой - собственно государство, и «слились» в один термин лишь в «Илиаде» (согласно Гиндину и Цымбурскому, Троя - обозначение страны, а Илион - города ). Такая точка зрения не лишена оснований, поскольку в «Илиаде», в свою очередь, выделяются фрагменты с параллельными сюжетами, то есть, возможно, восходящие к различным пересказам одного и того же сюжета; к тому же, «Илиада» возникла много столетий спустя после событий Троянской войны , когда многие детали могли забыться.

    Раскопки Трои

    Девять основных слоев древней Трои

    Отрывок, характеризующий Троя

    – Так я ведь и не знала!.. – воскликнула Стелла. – Просто думала вчера о тех умерших, которым ты помогала, и спросила бабушку, как же они смогли придти обратно. Оказалось – можно, только надо знать, как это делать! Вот я и пришла. Разве ты не рада?..
    – Ой, ну, конечно же, рада! – тут же заверила я, а сама панически пыталась что-то придумать, чтобы возможно было одновременно общаться и с ней, и со всеми остальными моими гостями, ничем не выдавая ни её, ни себя. Но тут неожиданно произошёл ещё больший сюрприз, который полностью вышиб меня из и так уже достаточно усложнившейся колеи....
    – Ой, сколько свето-о-ськов!... А класи-и-во как, ба-а-тюски!!!... – в полном восторге, шепелявя пропищал, крутившийся «волчком» на маминых коленях, трёхлетний малыш. – И ба-а-боськи!... А бабоськи какие больсы-ы-е!
    Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга...
    – Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!..
    Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть...
    Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов...
    – Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!..
    – Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика.
    – О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик!
    – У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!..
    Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения...
    – А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости!
    Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила:
    – Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!..
    Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало...
    Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба...
    Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх...
    Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять.
    И вот она, как ни в чём не бывало, пришла сегодня к нам в гости со своим маленьким сынишкой, который оказался точно таким же «одарённым» как я, и которого она дико боялась кому-то показать, чтобы не дай Бог, кто-то не увидел, что её милый малыш является таким же точно «проклятием», каким являлась, по её «показному» понятию, я... Теперь я была уверена, что ей не доставило большого удовольствия к нам приходить, но отказать она тоже не очень-то могла, по той простой причине, что её старший сын – Альгис – был приглашён на мой день рождения, и с её стороны не было ни какой серьёзной причины, чтобы его не пустить, и было бы уже чересчур невоспитанно и «не по-соседски», если бы она на это пошла. А пригласили мы её по той простой причине, что жили они от нас через три улицы, и возвращаться вечером домой её сыну пришлось бы одному, поэтому, естественно поняв, что мать будет волноваться, мы решили, что будет правильнее пригласить её также вместе с её маленьким сынишкой провести вечер за нашим праздничным столом. А она «бедная», как я теперь понимала, здесь всего лишь мучилась, ожидая возможности как можно скорее нас покинуть, и по возможности без каких-либо происшествий, как можно раньше вернуться домой...
    – Ты в порядке, милая? – прозвучал рядом ласковый мамин голос.
    Я тут же ей как можно увереннее улыбнулась и сказала, что, конечно же, я в полном порядке. А у самой, от всего происходящего кружилась голова, и душа уже начинала «уходить в пятки», так как я видела, что ребята понемногу начинают на меня оборачиваться и, хочешь-не-хочешь, мне приходилось быстренько брать себя в руки и «установить» над своими разбушевавшимися эмоциями «железный контроль»... Я была основательно «вышиблена» из своего привычного состояния и, к большому стыду, совершенно забыла про Стеллу... Но малышка тут же постаралась о себе напомнить.
    – А ты ведь говорила, что у тебя нет друзей, а их вон даже сколько?!.. – удивлённо и даже как-то чуть-чуть расстроено, спросила Стелла.
    – Это не те друзья, которые настоящие. Это просто ребята, с которыми я рядом живу или с которыми вместе учусь. Они не такие, как ты. А вот ты – настоящая.
    Стелла сразу же засияла... А я, «отключённо» ей улыбаясь, лихорадочно пыталась найти какой-то выход, абсолютно не зная, каким образом из этого «скользкого» положения выйти, и уже начинала нервничать, так как ни за что не хотела обижать свою лучшую подругу, но наверняка знала, что скоро моё «странное» поведение обязательно начнут замечать... И опять посыпятся глупые вопросы, на которые у меня сегодня не было ни малейшего желания отвечать.
    – Ух ты, какая у вас здесь вкуснятина!!! – в восторге разглядывая праздничный стол, затараторила Стелла. – Как жалко, я уже не могу попробовать!.. А что тебе подарили сегодня? А можно мне посмотреть?.. – как обычно, из неё градом сыпались вопросы.
    – Мне подарили мою любимую лошадку!.. И ещё много всего, я даже ещё не смотрела. Но я тебе обязательно всё покажу!
    Стелла просто искрилась от счастья быть вместе со мной здесь, на Земле, а я всё больше терялась, никак не находя решения из создавшегося щекотливого положения.
    – Как это всё красиво!.. И как же всё-таки это наверное вкусно!.. – Какая ты счастливая – есть такое!

    Предыдущая статья: Следующая статья: