Главная » Ядовитые грибы » Тютчев 14 декабря 1825. Темы соседних сочинений

Тютчев 14 декабря 1825. Темы соседних сочинений

В стихотворении «14-е декабря 1825» Тютчев рисует восстание декабристов как не принятую народом («Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена») и историей жертву, подвиг, недостойный названия героического, обреченный на забвение, следствие ослепления, рокового заблуждения. Тютчев осуждает декабристов, но осуждение, которое содержится в его стихотворении, двусмысленно и не абсолютно.

Отметая их идеалы, их политические доктрины как неосуществимые, утопичные, он изображает их жертвами энтузиазма и мечты об освобождении. Именно в этом стихотворении Тютчев создает обобщающий образ крепостнической монархии России как «вечного полюса» , пронизанного железным дыханием ночи, – образ, предвосхищающий данную Герценом символическую картину последекабрьской реакции («О развитии революционных идей в России») .

Строфа, завершающая «14-е декабря 1825», двусмысленна, как и все стихотворение. Теплая кровь, дымящаяся и замерзающая на железном ветру, – образ, выражающий человеческую беззащитность жертв деспотизма и жестокость силы, против которой они восстали. Исследователь творчества Тютчева Н. В. Королева отмечает, что образ крови в стихотворениях поэта всегда имеет высокий и трагический смысл.

Вместе с тем последний стих этого произведения – «И не осталось и следов» – дает основание сблизить «14-е декабря 1825» с лирикой Тютчева 40-50-х гг. , в которой тема непроясненного трагизма, обыденного существования «без отрады и без слез» , «глухой» , бесследной гибели становится одной из ведущих.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение написано 26 апреля – начало мая 1867г. Написано в связи с появлением в мартовской книжке РВ за 1867 г....
  2. В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября,...
  3. Тютчев – признанный певец ночи. Темному времени суток он посвятил множество стихотворений. В большинстве из них ночь представлена как период...
  4. Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» – его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году...

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, -
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена -
И ваша память для потомства,
Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула -
И не осталось и следов.

Анализ стихотворения Тютчева «14-е декабря 1825»

Поэтический отклик на декабрьское восстание появился в 1826 г., однако впервые был опубликован спустя 55 лет после написания. Являясь образцом гражданской лирики, стихотворение отражает политические убеждения автора. Монархия и православие, по мнению Тютчева, - основа российской государственности, гарант ее развития и процветания. Поэт считал революцию порождением западной традиции, губительной для Отечества. Под влиянием иноземных идей в худшую сторону меняется и личность отдельного человека: он может не выдержать искушения и поставить свое мнение выше закона и исторических традиций. С подобной трансформацией связана категория самовластья, толкуемого как сочетание властолюбия и гордыни. Тютчевская трактовка самовластья не имеет отношения к характеристике русской монархии.

Произведение написано в форме обращения, адресатами которого становятся декабристы. Герой заявляет, что лирическое «вы» «развратило» безоглядное стремление к власти, подкрепленное дерзостью и самоуверенностью. Утверждается справедливость беспристрастного приговора, под впечатлением которого создан стихотворный текст.

Решение, явленное законом, поддерживает народ. Лирический субъект отказывает адресату в праве на историческую память: он прогнозирует скорое забвение, сравнивая воспоминания о восстании на Сенатской площади с «трупом», навсегда схороненным в земле.

В начале второго восьмистишия возникает формула «жертвы мысли безрассудной», которая трактует мятежников как людей, пострадавших от собственных заблуждений. Тем же смыслом наделен образ меча, размещенный в зачине: герои наказаны за неоправданные апломб и высокомерие.

В финале появляется развернутая метафора, в иносказательной форме представляющая бессмысленность противоборства оппозиционеров и государственной системы. Последнюю символизируют образы с семантикой бессмертия, обжигающего холода и величия. Исход противостояния фантастического ледяного великана и «крови скудной» революционеров предрешен. Жертва напрасна: следы бесплодных попыток побежденной стороны стираются одним выдохом холодного колосса.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Размышления о двух известных стихотворениях.

Русская история богата событиями, которые невозможно оценить однозначно даже спустя десятилетия, а то и века. О них рассуждают, спорят, пишут стихи, снимают фильмы, но конкретной оценки так и не могут дать. Таким событием было и восстание декабристов в 1825 году. Я бы назвала это романтическим порывом лучших людей того времени, но их намерения были очень серьезны, а последствия слишком трагичны, чтобы считать это только романтическим поступком, поэтому восхищение их подвигом часто сменялось сожалением о напрасно загубленных жизнях и судьбах.

Два стихотворения о декабристах... Оба написаны русскими поэтами. Пушкин написал своё в 1827 году, а стихотворение Ф.И.Тютчева создано в 1826, когда произошла кровавая расправа Николая I над декабристами. И то, и другое на одну тему: восстание декабристов на Сенатской площади. Ни один здравомыслящий современник не остался равнодушен к этому событию, каждый создал своё мнение, дал оценку. Одни осуждали, другие полностью поддерживали, но были и те, кто не принимал живого участия в обсуждении, сохранял нейтралитет. Во время написания стихотворения Тютчеву было почти двадцать три года – возраст, в котором молодой камер-юнкер, чиновник русской дипломатической миссии имел уже сложившееся политическое мировоззрение. Пушкин был в 1827 году значительно старше Тютчева, и, естественно, это наводит на мысль, что и у Пушкина была своя оценка того, что произошло на Сенатской площади. Это не подвергается сомнениям, т.к. Пушкин выражал свое мнение о самодержавии в собственных произведениях. Да и круг общения поэта говорит сам за себя. Но позиции Тютчева и Пушкина существенно различались, что ясно выражено в стихотворениях.

Да, стихи совершенно разные, несмотря на одну тему, общую эпоху, но уж слишком разными были авторы. В пушкинском послании есть чувства, яркие чувства, а у Тютчева какая-то «пустыня», бескрасочная, жёсткая. Пушкинское произведение сквозит надеждой, оно буквально пропитано ею. И это надежда на лучшее будущее, которое так хочется увидеть мятежному поэту. Стих Тютчева – сухая материя. Между двумя произведениями огромная пропасть, такая же, как и между поэтами. У Тютчева речь идёт о самом восстании, его смысле, о действиях декабристов, о результатах восстания. У Пушкина- ссылка, надежды на лучшее будущее. Но главное не это, главное, что думают сами авторы, а у них очень мало точек соприкосновения. «Вас развратило Самовластье…». «Развратило» - это просто неприемлемое слово, оно совершенно неправильное, ненужное. Это в конце концов неправда. Разве декабристы развращены?! Но как много выражает это слово, оно составляет для нас определенное мнение о Тютчеве.

Мне кажется, Пушкин тоже возмутился бы такой характеристикой декабристов. Далее: «И меч его вас поразил…»(Тютчев) и «И братья меч вам отдадут.» (Пушкин). Опять несходство: у Тютчева меч власти, первенства взглядов и порядков самодержавия, а у Пушкина он в будущем должен быть у декабристов, но все-таки он признаёт, что меч пока у самодержавия. Но Тютчев и в будущем не предвещает декабристам стать обладателями меча. «И в неподкупном беспристрастье сей приговор Закон скрепил». Слово «неподкупный» применительно к закону никогда не нашло бы места у Пушкина. Что для Пушкина закон? Оружие против добра и правды, а для Тютчева это что-то непоколебимое, нужное. Да ещё и с большой буквы пишет в знак уважения! « И ваша память от потомства, как труп в земле схоронена»,- пишет Тютчев. Это о памяти о декабристах. А у Пушкина, судя по стихотворению, все не так, декабристов ждет куда лучшая доля. «И не осталось и следов.» (Тютчев) и «И братья меч вам отдадут.» (Пушкин). Это последние строки стихотворений, но как они далеки друг от друга. В пушкинском стихотворении говорится, что дело декабристов продолжат другие, он их называет «братьями» декабристов. Но неугомонный Тютчев опять за своё: прошли бесследно декабристы, нет их. Но кое в чём мнения Тютчева и Пушкина всё-таки совпадают. Это мнение о народе. «Паситесь мирные народы, вас не разбудит чести клич…» («Свободы сеятель пустынный…»), «Народ …поносит ваши имена» (Тютчев). Характеризуя декабристов, Тютчев пишет: «О жертвы мысли безрассудной…». Он считает, что всё, что они сделали,- это безрассудство, т.е. глупость. А у Пушкина их поступок романтически высок («И дум высокое стремленье»). И сразу ясно: ничего общего с Тютчевым. Пушкин считает, что декабристы всё делали правильно, их мысли были мыслями передового человека, он полностью на их стороне. Отношение Тютчева же, на мой взгляд, довольно пренебрежительно. Дальше расхождения ещё очевиднее. Пушкин надеется, что самодержавие рухнет под весом нечистых дел: «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут - и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут». В этих строках нет и тени сомнения, будущее кажется ясным и чистым, но вдруг: «Едва, дымясь, она сверкнула на вековой громаде льдов, зима железная дохнула – и не осталось и следов». Тютчев рушит все надежды, всё отрицает, он считает, что самодержавие вечно, «вековая громада льдов». Я думаю, правильное сравнение. Громада холодная, бессердечная, равнодушная к чужому горю; и ещё самодержавие – это «зима железная», но зима проходит, наступает оттепель, которую так ждет Пушкин. Но Тютчев далек от этого оптимистического настроя.

Сравнивать эти стихотворения, значит, сравнивать белое с черным. На мой взгляд, лучше «золотая середина». То разительное несходство, увиденное нами при сравнении стихотворений, было возможно благодаря мастерскому использованию изобразительно-выразительных средств. Здесь, я думаю, поэты стоят друг друга, хотя искрометный, оптимистичный Пушкин мне ближе.

Увиденные нами различия в оценке совершенного декабристами – это всего лишь выражение разности политических взглядов и гражданских позиций поэтов. Кто-то разделял точку зрения Пушкина, думаю, их было меньшинство, кто-то Тютчева. Кто же прав в оценке совершенного декабристами? Я думаю, оба …неправы. По мне так лучше что-то среднее.

Хотя Пушкин ближе к истине. Мы помним о декабристах, хотя вряд ли кто-то из нас сегодня поддержал бы их. Но Пушкин уж слишком тешится несбыточными надеждами, хотя в них нет ничего плохого. У Тютчева не нравится слишком резкий скептицизм. Но, возможно, с его оценкой и сегодня согласились бы многие. Как видно, это тот случай, когда история не рассудила.

Значимым откликом Тютчева на роковые минуты истории стало стихотворение «14-ое декабря 1825», анализ которого мы проведем. Оно было создано в 1826 году. Как свидетельствует название, поэт посвятил его восстанию декабристов.

Позиция, занятая Тютчевым, весьма показательна для ранней поры его творчества. Вспомним, как в своём послании в Сибирь высоко оценивал подвиг узников каторжных нор Пушкин, поддерживая их своей любовью, дружеством и верой в бессмертие их дела. Герцен скажет о «первенцах свободы» как о фаланге героев, потрясших Россию своим подвигом самопожертвования. Тютчев подошел к оценке события, имевшего роковые последствия, по-своему. Поэт не принимает тактики декабристов, оценивает их выступление как безрассудство. Он убежден, что члены тайных обществ стали «жертвой мысли безрассудной», что они пошли против «неподкупного закона». Гибель людей 14 декабря 1825 года, по Тютчеву, бесцельна, их «скудная» кровь не оставит своих следов. «Народ, чуждаясь вероломства, // Поносит ваши имена, — осуждающе заявляет поэт. — И ваша память для потомства, // Как труп в земле, схоронена».

Но одновременно с этой оценкой в стихотворении даётся характеристика другой стороны исторического конфликта. В первом стихе говорится о Самовластье, которое на языке той эпохи означало «самодержавие». Именно оно, по убеждению поэта, своим произволом «развратило» своих граждан, а значит и декабристов, стало виновником выступления, спровоцировав его. Оно же обрушило свой меч на головы своих жертв. Мужественно говорит Тютчев и о том, что Самовластье постаралось стереть память о декабристах от потомства, схоронив её, как труп в земле. Даже место захоронения смельчаков, намекает поэт, осталось неизвестным людям.

Ещё более резким становится осуждение властей во второй строфе анализируемого стихотворения. Самовластье метафорически определяется здесь как «вечный полюс», который невозможно растопить, как «вековая громада льдов», как «зима железная». Все эти перифразы подчеркивают ледяной холод, которому противопоставлена теплота дымящейся крови героев произведения. Эпитет «железная» вызывает ассоциацию с аналогичными определениями в гражданской поэзии той эпохи, где он применялся к власти, её узде, закону и веку. Как видим, позиция поэта отличается своей противоречивостью, а стихотворение «14 декабря 1825», анализ которого нас интересует, — очевидной двойственностью и иногда двусмысленностью. Но совершенно ясно, что неизменный монархист, каким был Тютчев, не принимает идеи насильственного низвержения самодержавия и подвигом выступление врагов престола не считает. Вероятно, ощущая неоднозначность и некоторую нечеткость своих оценок, Тютчев не посчитал возможным публиковать это стихотворение. Оно будет напечатано лишь после смерти поэта, в 1881 году.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта