Главная » Ядовитые грибы » Жизнь русских князей 9 12 век. Киевская Русь (IX-XII века)

Жизнь русских князей 9 12 век. Киевская Русь (IX-XII века)

К причине образования государства у восточных славян в 9 веке можно отнести стремление

обеспечить себе защиту от внешних врагов. Восточнославянские племена объединялись для защиты в крупные суперсоюзы, которым были присущи черты ранней государственности. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования государства 3 крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба располагалась вокруг Киева, Славия в районе озера Ильмень с центром в Новгороде, Артания в районе Рязани или Чернигова.

Другой причиной образования государства у восточных славян было закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя. С появлением у славян орудий труда из железа на смену родовой общине пришла территориальная, появилась частная собственность, вследствие этого начался раскол общества по имущественному признаку, постепенно на протяжении 6-9 веков власть была сконцентрирована в руках родоплеменной знати, возникли предпосылки феодальных отношений, которые привели к образованию государственности. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен сложилась государственность.

С 862 года Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. Его братья Синеус – на Белом озере, другой Трувор – в Изборске. Через 2 года братья умерли. Рюрик передал в управление города своим приближенным. Двое их них Аскольд и Дир заняли Киев, и освободил киевлян от хазарской дани, они же совершили первый поход на Византию. После смерти Рюрика в 879 году власть в Новгороде захватил Олег(879-911г.). В 882 году Олег убил Аскольда и Дира и захватил Киев. Киев стал центром объединенного государства. Объединение южных земель с Киевом и северных с центром в Новгороде было важнейшим этапом развития древнерусского государства. Если до взятия Киева можно говорить о существовании у восточных славян государственности, то с этого момента можно говорить о создании Древнерусского государства, которое предполагало появление сильной центральной власти, органов управления

и права, объединяющих всю территорию страны.

В 907 и 911 годах Олег совершил походы на Византию к стенам Константинополя. В результате был заключены договоры с византийцами.

Эти договоры были составлены в 2 экземплярах – на русском и греческом языках. Это подтверждает, во-первых, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства,

во-вторых, до появления «Русской правды» на Руси уже складывалось законодательство, так как в договоре упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси.



Согласно этим договорам, русские купцы имели право 1 месяц жить за счет греков в городе и беспошлинно торговать там. Эти выгодные, для русской стороны, договоры обеспечивали возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Кроме того, договоры устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялись порядок и условия поступления русских дружинников на византийскую службу. Таким образом, Византийские походы вызывались в основном стремлением установить выгодные, для молодой державы, торговые отношения между двумя государствами, поэтому они обычно заканчивались подписанием торговых договоров.

Олег проводил жесткую политику, направленную на включение в состав государства всех восточнославянских племенных союзов. Он подчинил себе почти все славянские племена от Балтийского моря до Карпатских гор. Несогласных заставил признать себя силой оружия. При нем в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

После смерти Олега стал княжить Игорь (912-945г.). Игорь продолжил политику своего предшественника. В 941 и 944 годах были предприняты походы с целью подтверждения торговых договоров с Византией. В 944 году был заключен новый договор, однако русские купцы лишились права беспошлинной торговли. К этому времени относится и появление официального названия Руси – Русская земля. При Игоре в состав русского государства вошли уличи. Погиб Игорь собирая дань с древлян. Его жена Ольга проявила себя как решительная, властная и дальновидная правительница. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать ее за своего князя Мала. Затем сама с войском разгромила древлян и сожгла их столицу город Искоростень. Исходя из опыта восстания древлян, Ольга провела реформу налогообложения. Сбор дани был упорядочен. Для этого были установлены уроки – размер дани, и погосты – места сборов дани. В княжение Ольги в состав Киевской Руси вошли окончательно древляне и тиверцы.

Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972г.) продолжил дело своих родителей по объединению всех восточнославянских союзов племен в единое государство. Были присоединены вятичи – последнее племя славян, платившее дань хазарам. Святослав продолжил укрепление

системы управления. Он послал в русские земли в качестве наместников своих сыновей. Продолжил активную внешнюю политику. Перед ним стояли две наиболее важные внешнеполитические задачи: 1-защитить Русь от кочевников, 2- расчистить торговые пути в страны Востока. Святослав в ходе многочисленных походов нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове. Таким образом, в ходе его военных кампаний весь Волжский торговый путь оказался под контролем русского государства, и Русь укрепила свои позиции на Северном Кавказе и Причерноморье. Ему удалось отразить натиск печенегов и обезопасить, на время, юго-восточные рубежи.

Пытался приблизить границы Руси к Византии и вел борьбу с византийцами за Балканский полуостров. Однако эта война окончилась для него неудачей. После заключения договора с византийцами, на пути в Киев, попал в засаду печенегов у днепровских порогов, где и погиб.

После гибели Святослава великим князем стал его старший сын Ярополк (972 - 980г.). Между ним с одной стороны и его братьями Олегом и Владимиром с другой началась междуусобная борьба в ходе, которой Ярополк и Олег погибли, а престол достался Владимиру. При Владимире I (980-1015г.) все земли восточных славян были объединены в составе Киевской Руси. Именно Владимир, решил важнейшую задачу того времени, защитил Русь от набегов печенегов, с этой целью на юго-восточных границах была создана целая оборонительная система, которая включала 4 линии обороны на левобережье Днепра. Крепости на линиях располагались на расстоянии 15-20 км. друг от друга и находились, как правило у бродов, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В крепости были привлечены опытные воины со всех русских земель. В глубине системы был построен Белгород, который стал местом сбора всех русских сил. Для предупреждения об опасности была введена специальная сигнальная система оповещения.

Помимо защиты русских земель от врагов, Владимир проводил активную политику, направленную на укрепление государственного аппарата на местах. С этой целью, он использовал практику замещения местных племенных князей своими ставленниками (наместниками).

Понимая роль религии в укреплении государства, Владимир провел 1 религиозную реформу. Суть, которой заключалось в том, что в Киеве был создан пантеон восточнославянских богов во главе с Перуном. Причем культ Перуна насаждался в Древней Руси жестокими мерами. Тем не менее, языческая религия не отвечала быстро развивающимся феодальным отношениям, усилению великокняжеской власти и поднятию авторитета государства на международной арене. Поэтому в качестве государственной религии в 988 году было принято христианство в форме православия. По-видимому, на принятие этого решения повлияли тесные политические, экономические и культурные связи с Византией. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в византийском г. Корсуни (Херсонесе) нынешний Севастополь. После этого события византийский император отдал в жены Владимиру свою сестру Анну. Новая вера на Руси вводилась силой. Языческих идолов сжигали, а людей пытавшихся уклониться от крещения, под страхом смерти загоняли в Днепр для крещения. Однако христианство, несмотря на преследование языческой религии, утверждалось на окраинных землях Руси медленно и установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело огромное значение для Руси: 1 укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную собственность и подчинение властям. 2 – Укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. 3- Повышало международный престиж Руси, теперь Киевская Русь становилась равной другим христианским странам. 4 – Сыграло большую роль в развитии русской культуры, приобщив ее к византийской, а через нее и к античной культуре.

С принятием христианства возникла на Руси церковь – религиозная организация. Во главе, которой был поставлен митрополит, назначаемый из Константинополя патриархом. Области – возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог «десятину». В руках церкви были суд, ведавший антирелигиозными преступлениями, а также нарушениями нравственных и семейных норм.

Владимир княжил 50 лет, фактически возвеличил и укрепил Русское государство, умер он в 1015 году.

После смерти Владимира в результате междоусобной борьбы между сыновьями на престол Ярослав Мудрый (1019-1054). Он продолжил политику отца, направленную на укрепление государства. Однако Ярославу не сразу удалось восстановить былое единство Руси. Его брат Мстислав Тутараканьский не хотел подчиняться Киеву. В 1024 году он разбил войско брата и отвоевал себе право управлять половиной Руси. До 1036 года, когда Мстислав умер не оставив наследника, Русь была поделена между братьями.

Продолжая линию своих предшественников направленную на укрепление государственного аппарата, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного подчинения. Самого Ярослава стали именовать царем. Стремясь установить порядок и законность в русских землях, он ввел в действие первый на Руси писаный свод

законов – Русскую правду. Свод касался, прежде всего, вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк. Кроме того, Русская Правда строго наказывала и уголовные преступления. При этом еще допускалась кровная месть. За убийство можно было мстить убийце и даже его убить. Однако мстить могли только близкие родственники. Таким образом, ограничивался этот обычай первобытного строя. В случае если близких родственников

не было, то убийца платил штраф в 40 гривен. Также большим денежным штрафом наказывались побои и увечья. По своду новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Всего Ярославом было написано 17 статей.

Ярослав продолжил внешнюю политику деда и отца. Он утвердил свою власть к западу от Чудского озера, ходил походами против литовских племен. Ему удалось обезопасить Русь от печенегов. В 1036 году под Киевом печенеги потерпели крупное поражение, после которого, они уже не смогли оправиться. После расправы над русскими купцами в Константинополе в 1043 году был осуществлен поход против Византии. В 1046 году был заключен мир и возобновлены дружеские отношения. После войны с Польским королевством за Закарпатье, Русь и Польша помирились и стали союзниками.

Рост силы и авторитет Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона. Русь при нем, добилась широкого международного признания. С семьей князя стремились породниться крупные королевские дворы Европы. Так, Ярослав был женат на шведской принцессе. Дочери его были замужем за французским, венгерским и норвежскими королями. Сыновья Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а Изяслав взял себе в жены сестру польского короля. Сестра Ярослава вышла замуж за короля Польши.

Время правления Ярослава было периодом расцвета Киевской Руси. Ей была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского морей. Были основаны новые города Ярославль, Юрьев. К середине 11 века на Руси жило около 4 млн. человек. При нем Киев стал одним из крупнейших городов Европы. В городе были построены Золотые ворота, Софийский собор и множество других церквей. Великий князь был ревностным сторонникам развития культуры, образования. Были открыты новые школы, созданы первые библиотеки.

Умер великий князь в 1054 году. Наследниками стали его сыновья: Изяслав, Святослав и Всеволод. Фактически Русская земля была разделана перед смертью между сыновьями чересполосно. Видимо, Ярослав пытался предупредить возможность бедующего раздробления и создать условия, при которых братья зависели бы друг от друга. Он также завещал, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Такой порядок престолонаследия, по старшинству, в дальнейшем стал одной из причин многих междоусобиц среди его потомков.

В 11 веке занятие дружины не изменились. Она, по-прежнему, выполняла различные поручения князя, помогали управлять страной, судить, собирать дань и подати. В городах князь опирается на бояр-посадников, в армии - на воевод, тысяцких, которые были выходцами из боярского сословия. В это же время было отменено полюдье, и введен регулярный сбор дани. Смерды попадают в зависимость от государства, то есть от великого князя. Они уже не являются собственниками земли. Возникает княжеский домен т.е. княжеское владение – комплекс земель, населенных людьми, зависимыми от главы государства. Князья за службу начинают передавать своим вассалам (дружинникам) земли - вотчины. Складывается феодальная система. Население превращается в феодально-зависимое. Рядовичи - заключили с господином договор (ряд) и попали от него в зависимость. Закупы - находились в зависимости, пока не отдадут долг (купу). Наймиты - нанимавшиеся на работу за плату. Прощенники - кому были прощены их долги и преступления. Холопы и челядь - зависели от своих господ, прислуживали им в доме, исполняли сельские работы. Становились холопами рядовичи и закупы, за нарушение договора, а также пленные. Таким образом, Древнерусское государство было раннефеодальным с многоукладной

переходной экономикой.

Трое братьев Ярославичей в битве с новыми кочевыми племенами половцев на реке Альте в 1068 году потерпели поражение. Киевляне потребовали оружие, чтобы самим обороняться против новых врагов. Однако старший князь Изяслав побоялся вооружить горожан. Началось народное восстание. В результате, которого, Изяслав вынужден был бежать из Киева, и только с помощью польских феодалов ему удалось в 1069 году престол. Массовые народные выступления прокатились и по другим русским землям. Эти антифеодальные выступления заставили князей дополнить свод законов Ярослава. Эти дополнения получили название Правды Ярославичей. Этот свод законов был направлен на защиту собственности феодала и его вотчины. Теперь кровная месть была отменена и усилена разница в плате за убийство разных категорий населения. Свод законов также карал за кражу и укрывательство у себя холопов.

После утверждения Изяслава на престоле и разгрома половцев Святославом между

братьями началась междоусобная борьба. Изяслав потерял престол, который достался Святославу. Однако в 1076 году Святослав умирает и Изяслав возвращает себе престол, но правил он не долго, через 2 года в одной из битв он погиб. Великим князем стал Всеволод. После его смерти в 1093 году на престол вступил сын Изяслава Святополк, но усобицы продолжались. Тогда в 1097 году по инициативе сына Всеволода Владимира Мономаха в городе Любече собрался княжеский съезд. На этом съезде был принят новый принцип организации власти на Руси: каждый князь самостоятельно управляет своей вотчиной. Таким образом, с установлением этого принципа юридически было закреплено уже начавшееся разделение Киевской Руси на отдельные княжества.

Князь Святополк покровительствовал ростовщикам, был неразборчив в средствах обогащения, занимался спекуляциями солью и хлебом. Его смерть в 1113 году послужила сигналом к восстанию. Народ громил дома феодалов и ростовщиков. Напуганное боярство обратилось с просьбой занять престол к Владимиру Мономаху, авторитет которого был высокий среди народа. Он пользовался заслуженной популярностью на Руси, так как был организатором многих походов против внешнего врага – половцев. Став великим князем (1113-1125), Мономах издал еще одно дополнение к Русской Правде - Устав Владимира Мономаха. По нему было упорядочено взимание процентов ростовщиками, регламентирован переход в холопство, улучшено правовое положение купечества. Ему удалось, на время, воссоздать единство Руси, он заставил всех князей подчиняться великому киевскому князю, подавил сепаратизм отдельных князей. Во внешней политике, придерживался дальнейшей наступательной доктрины против половцев. В 1116 году сам возглавил поход против половцев, затем посылал против них своих сыновей.

Он укрепил международный авторитет Руси. Византия послала ему богатые подарки, среди которых были предметы императорской парадной одежды, знаки императорской власти, в частности императорский венец. Так возникла легенда о Шапке Мономаха.

Древнерусское государство возникло в Восточной Европе. Стоит отметить, что данное государство было достаточно могучим и влиятельным. За время своего существования древнерусское государство завоевало большое количество земель. Те, кто интересуется историей, знают, что существуют две основные теории образования представленного государства: норманская, а также антинорманская. Если точнее, то возникло древнерусское государство на достаточно востребованном и важном пути «из варяг в греки».

Территория этого государства заняла земли следующих племен:

  • ильменцы;
  • кривичи;
  • вятичи;
  • поляны;
  • дреговичи;
  • древляны и многие другие.

Особенности экономического устройства Древнерусского государства в 9-12 веках

Киевская Русь является первым древнерусским раннефеодальным государством, которое образовалось в IX веке. Если говорить об уровне экономического развития данного государства, то он соответствовал своему времени. Стоит отметить, что древнерусское государство в 9-12 в находилось в достаточно сложном положении, так как происходила раздробленность Руси.

Итак, давайте вернемся к экономическому механизму того времени, который представляли натуральные и полунатуральные хозяйства. Внутренний рынок в данный период времени был развит достаточно плохо. Среди основных экономических функций древнерусского государства в этот отрезок времени можно выделить сбор дани для князей практически всех уровней.

Отдельное внимание необходимо уделить дани, название которой «Полюдье». Удивляет тот факт, что дань такого типа собирали сами князья, которых охраняла дружина.

Великому князю в то время принадлежала вся власть в государстве. Резиденция такого князя находилась, конечно же, в Киеве. Стоит отметить, что именно к 9-12 векам относятся следующие атрибуты власти: великий князь, вече, а также военная дружина. Основную часть населения составляли свободные крестьяне, которых защищали военные дружины. За это крестьяне, конечно же, платили дань. Именно это и отличает древнерусское государство в 9-12 в. от иного времени.

Если говорить об общинах, то она выплачивали дань государству, в основном, в денежной форме. Существенно усилило государственную власть христианство, которое приняли на Руси в 988 году. Если точнее, то христианство стало идеологической основой древнерусского государства.

Раннефеодальная монархия

Не секрет, что благодаря достаточно стремительному развитию древнерусского государства образовался так званый строй Раннефеодальной монархии. Такие особенности образования древнерусского государства являются уникальными. Если точнее, то раннефеодальная монархия представляла собой своеобразную федерацию княжеств, главой которых был князь. Если точнее, то князья могли с легкостью управлять различными территориями с помощью боярской думы. Необходимо отметить, что в эту думу входили дружинники, духовенство, местная знать, а также различные представители городов.

Вообще, боярская дума являлась символом автономию вассалов, а также символом права. Территориальная, а также соседская общины представляли собой орган местного крестьянского самоуправления. Вече представляло собой наиболее важное государственное устройство Руси, где обсуждали следующие вопросы: изгнание князей, мир, война, неурожай и т.д. На таких собраниях могли с легкостью принять, а также отменить закон. Киевская Русь 9-12 века представляло собой раннефеодальное государство.

Видео:Древняя Русь. Возрождённая правда

Читайте также:

  • Киевская Русь представляет собой крупнейшее государство европейского Средневековья. Стоит отметить, что русская земля в качестве единого целого существовала только в период с IX по X век. В этой статье мы рассмотрим, что же представляла собой социальная структура древней руси. Стоит отметить, что в

  • После смерти Ярослава Мудрого, который являлся одним из наиболее талантливых князей древнерусского государства, в стране стали происходить существенные изменения, как в политической, так и в экономической жизни. В этой статье мы рассмотрим основные причины раздробленности древнерусского государства.

  • Не секрет, что письмо играет достаточно важную роль в жизни человека. Иными словами, письменность можно назвать двигателем человеческой культуры, и это, действительно, так. Стоит отметить, что именно письмо дало возможность людям использовать достаточно большой запас знаний, которые накопило

  • Человек, изучающий в школе современный русский язык, даже не задумывается о том, что это далеко не тот язык, который в Древней Руси называли «Русским». Специалисты утверждают, что сегодня ближе всех к, действительно, древнерусскому языку белорусский язык. Конечно же, эта тема достаточно

  • Древние города России представляют собой достаточно богатое наследие, которое имеет удивительную историю. Стоит отметить, что в этой статье мы рассмотрим наиболее важные и значимые для истории древнерусские города россии. По словам историков, до сегодняшнего дня сохранилось огромное число

  • Стоит отметить, что одежда древней руси имела свои определенные особенности, ведь она определяла стиль жизни жителей того времени, их мировоззрение и отношение ко всему окружающему. Одежда в Древней Руси отличалась своим индивидуальным стилем, хотя некоторые элементы все же были позаимствованы у

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.


В конце VIII-начале IX вв. на восточнославянской территории сложились условия для формирования раннефеодального государства. за местной знатью оставалось право приглашения князя, сбора государственных доходов и пр. Рюрика за определенное жалование пригласили исполнять обязанности судьи, определили ему территорию для проживания, оговорили в договоре условия, ограничивавшие свободу действий его дружины и пр. Князь Олег возглавил поход на юг и объединил в 882 г. два основных центра восточных славян - Новгородскую и Киевскую земли, а также обширные территории, лежавшие вдоль торгового пути "из варяг в греки" (от Балтийскогоморя к Черному). Сформировалось Древнерусское государство - Киевская Русь, Территориальный рост государства продолжался и в дальнейшем. В середине XI в. Киевская Русь стала могучим и одним из крупнейших государств в Европе.

Характерными чертами продвижения славянского общества к государству стало смешение родов и племен, этническое объединение северославянских и южно-славянских племен.

В результате трагической смерти мужа в 945 г. правительницей Руси при малолетнем сыне Святославе стала княгиня Ольга. Княгиня Ольга сумела в столь неспокойное время сохранить целостность и независимость государства. Княгиня довольно долго и жестоко мстила древлянам за убийство Игоря. ров. Почти два десятилетия правила княгиня Ольга, отличавшаяся редким умом и способностями. Ею фактически упразднена система сбора дани "полюдье" и заменена централизованным сбором фиксируемой дани - уроком, установив время и место (погосты) ее сбора. В годы ее правления состоялся обмен посольствами с германским императором Отгоном I. Уже на склоне лет она решила стать христианкой

Мудрая Ольга сумела избежать нежелательного брака с византийским императором, напомнив, что христианский обычай не позволяет венчаться крестному и его крестнице. Княгиня Ольга была канонизирована Русской Православной Церковью. ...

Князь Святослав отказавшийся принять христианство, сославшись на своих дружинников - язычников, посвятил свою жизнь возвышению славы русского оружия и вошел в историю как князь - воин. Болгария так понравилась Святославу, что он даже задумал перенести столицу Русского государства из Киева в Переяславль (в устье Дуная) Отсутствием Святослава в Киеве воспользовались кочевники и печенеги, осадили Киев. Вовремя подоспевший князь отбросил нападавших в степи.

Смерть княгини Ольги ускорила решение Святослава вернуться в Болгарию. Но нерадостно встретили князя болгары, им помогали греки. Изнурительная для обеих сторон битва завершилась обещанием Святослава никогда не возвращаться в Болгарию и не воевать с греками. При возвращении домой он и его истощенная дружина, вопреки советам разведки обойти днепровские пороги, были уничтожены печенегами

После смерти Святослава между братьями начались раздоры. Ярополк пошел на Олега и в одном из сражений князь Олег был убит. Владимир, хитростью погубив Ярополка, занял киевский престол Имя младшего сына Владимир связано с важным событием отечественной истории - принятием христианства. Для более глубокого ознакомления и выбора новой религии, приемлемой и удобной для государственной власти и привлекательной для народа, великий князь в разные страны послал десять благоразумных людей. служба в константинопольском христианском храме поразила своей величественностью и торжественностью,

Владимир принял решение и крестился в 988 г. в греческом городе Херсоне (Корсунь), который покорил после долгой осады. Став христианином, он обвенчался с сестрой греческих императоров Анной, расторгнув тем самым не освященные Церковью предшествующие браки. Летописи сообщают, что во время крещения Владимир излечился от болезни глаз и зрение вернулось к нему. Принятие единой религии было необходимо князю Владимиру, чтобы подтвердить и закрепить "божьею властью" свои права великого князя киевского. Возвра- в Киев, он крестил своих сыновей В 988-989 гг. христианство было провозглашено государственной религией. Люди крестились и под страхом власти, Крещение приняла большая часть Древней Руси- Хотя долго сосуществовали две религии - язычество и христианство.

По всей Руси на местах бывших языческих идолов возводились христианские храмы. Из Византии были приглашены священники, привезены иконы, церковная утварь. В начале XI в. только в Киеве насчитывалось уже около 800 церквей с иконами, богослужебными книгами, церковной утварью. Владимир, будучи первым князем книжной культуры, способствовал распространению новой веры и просвещения. По распоряжению князя дети состоятельных родителей обучались грамоте. Формировалась плеяда русских проповедников христианства.

Князь, стремясь реализовать христианский идеал, поначалу отказался от применения смертельной казни, прощал разбойников, заменял уголовные наказания штрафом. Заботился о бедных и больных, для них по городу развозили еду, мед и квас, а на княжеском дворе кормили и поили всех пришедших. В благодарность народ прозвал князя Красное Солнышко.

В период правления Владимира территория Руси значительно расширилась: на севере - от Балтийского моря, на юге - до Р- Буг. Особое беспокойство на юге доставляли печенеги. битвы на берегах р. Трубеж. Блестящая победа. А на месте поединка Владимир велел заложить город Переяславль, Владимир участвовал в многочисленных битвах. Воевал с Польшей, литовскими и булгарскими (волжскими) племенами, наложил дань на вятичей. В целях защиты русских пределов от чужеземцев возводились оборонительные линии, крепости и города с расселением на южных границах части славян, кривичей, чуди и вятичей.

После смерти отца князя Владимира в междоусобной борьбе братьев за киевский престол победил Ярослав (ок. 978-1054), ставший единым правителем Киевской Руси. Правление Ярослава, прозванного народом Мудрым, было отмечено подлинным расцветом Русского государства. При нем была принята "Русская Правда" (XI в.) - свод русских законов, в котором запрещалась месть за убийство, побои. А за нарушение закона виновник платил князю виру, размер которой был дифференцированным.

При Ярославе последняя в русской истории война с Грецией. Мир был закреплен браком сына Ярослава - Всеволода и дочери греческого императора Константина Мономаха - Марии (их сын князь Владимир Мономах). Была также одержана победа над печенегами, в честь разгрома которых в Киеве Ярослав на месте ожесточенной битвы воздвиг церковь Святой Софии.

Ярослав Мудрый положил начало русской метрополии. Вместо присылаемых из Византии главных духовных пастырей он поставил митрополитом русского священника.

При Ярославе Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Он был обнесен каменной стеной, а главные ворота названы Златыми. В столице, а также Новгороде, Чернигове, Переяславле осуществлялось широкое церковное и светское строительство. Были построены новые города: Юрьев, Ярославль и др. Он поощрял создание школ и библиотек. Часто духовными и политическими центрами становились монастыри

Со смертью Ярослава усилились междоусобицы между пятью его сыновьями. Съезд Ярославичей в г. Любече (1097) утвердил решение о наследовании земель своих отцов. Внук Ярослава Мудрого - великий князь Владимир II Мономах (1053-112. Он участвовал более чем в 80 крупных военных походах как по Руси, так и в Европе и половецких степях.

В целях укрепления власти своего рода Владимир передал важные княжеские столы (в Новгороде, Переяславле, Смоленске, Суздале, Владимире-Волынском) своим сыновьям.

Владимир Мономах был хорошо образован, знаком с русской и европейской литературной традицией и стал, пожалуй, одним из первых мирских писателей. Им была дополнена "Русская Правда" специальным "Уставом", в котором упорядочивалась система взимания процентов (резов) ростовщиками, регламентировалось положение зависимого крестьянства (холопов, закупов), вводились меры по охране имущественных прав купечества.

С развитием Древнерусского государства сложился строй Раннефеодальной монархии. Это была своеобразная федерация княжеств, во главе которой стоял князь. Князь управлял территорией при помощи Боярской думы (совета), куда входили старшие дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето".

Органом местного крестьянского самоуправления была соседская, территориальная община - мир или вервь Крестьяне-общинники составляли большую часть населения Руси. Фактически государственное устройство Руси Народное вече держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом - вече, На вече обсуждались такие вопросы, как война и мир, оборона города, неурожай, мор, одобрялись или изгонялись князья, принимались и отменялись законы, вершился суд ит.д. Великий Новгород и Псков с округой были вечевыми республиками, народное собрание обладало высшей законодательной ц судебной властью. В распоряжении вече находились финансы и земельный фонд. Однако уже в XI в. роль вече начинает ослабевать, сохраняя свою силу лишь в "старших", городах - Новгороде, Пскове, Киеве и некоторых других.

Киевская Русь IX-XII вв. - раннефеодальное государство. Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло.

В X-XI вв. в Киевской Руси начинают складываться крупные частные землевладения. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина не только не отчуждаемая, но и передаваемая по наследству. Киевская Русь славилась своими городами. Их число постоянно росло. Сначала это были крепости, политические центры управления феодальных округов.

Широкой известностью пользовалось изделия русских искусных ремесленников. Насчитывалось более 60 видов ремесел. . Продукция ремесленников расходилась и за рубеж. Древнерусские города выполняли также функции торговли и обмена. В крупнейших Из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля. Внутренняя торговля на Руси, особенно в IX-X вв., носила преимущественно меновый характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот и меха. были и металлические деньги. Чеканка своей монеты из золота и серебра на Руси относится к X-началу XI вв. На ее лицевой стороне был изображен князь, на оборотной - Иисус Христос. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун. С XIV в. эта денежная единица была вытеснена рублем. Наряду с русскими имели хождение и иноземные монеты - византийские, арабские, европейские.

Полюдье - сбор дани со всего свободного населения ("людей"), хронологически охватывающее конец VIII - первую половину X в., а локально - и до XII в. .

Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Византию, Болгарию, на Каспий. Русские сухопутные караваны достигали Багдад по пути в Индию.

Княгиня Ольга упорядочила сбор дани. Был уточнен размер дани определены время и место ее сдачи. К концу X в. функция сбора дани была возложена на наместника волости.

В дальнейшем складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин.



В 9 веке торговля стала иметь большое значение. Появились купцы, которые скупали у соплеменников пушнину, мед, воск и продавали в других местах – в первую очередь в Византии.

На торговом пути «из варяг в греки» от Балтийского до Черного морей появлялись поселения купцов и ремесленников, которые перерастали в города. Для защиты купеческих караванов, судов и складов от пиратов и разбойников создавались дружины. Во главе дружины стоял князь. Дружины и князья стали играть большую роль в развитии торговли, городов, в жизни славян. Они поддерживали порядок в городах. И постепенно к ним переходило право осуществлять в городах власть. Со временем города подчиняли себе окрестные территории. Стали возникать местные княжения – территории, признающие власть того или иного князя. Чтобы защититься от печенегов на юге и норманнов на севере, княжения постепенно объединялись. К середине 9 века сложилось 2 крупных государственных объединения: на севере с центром в Новгороде и на юге с центром в Киеве. Ими правили варяжские князья: в Новгороде – Рюрик, в Киеве – Аскольд и Дир. Сложились предпосылки для появления первого русского государства – Киевской Руси.

882-912 годы: правление князя Олега в Киеве.

Олег стал новгородским князем после смерти Рюрика, которому он был родственником. В 882 году Олег собрал большое войско и двинулся на юг. Он подчинил себе ряд земель и подошел к Киеву. Выманив хитростью из Киева Аскольда и Дира, он убил их. Затем объявил Киев «матерью городов русских» и столицей своих земель. Таким образом, Олег объединил два главных центра (северный во главе с Новгородом и южный во главе с Киевом) и создал первое русское государство - Киевскую Русь.

Глава Руси стал именоваться великим киевским князем.

Все славянские племена, признавшие власть Киева, заключали с великим князем договор, по которому обязывались уплачивать дань мехами, хлебом и другими продуктами. С ноября по апрель киевский князь со своей дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань. Такая форма сбора дани называлась полюдьем. Племена также были обязаны в случае войны собирать для князя ополчение. Общерусским ополчением руководил воевода. Он был вторым лицом после князя.

Согласно преданию, Олег умер от укуса змеи, выползшей из черепа умершего любимого коня князя.

912-945 годы: правление князя Игоря в Киеве.

Игорь – сын Рюрика. В 945 году убит древлянами, которые были возмущены тем, что Игорь нарушил договор о полюдье и потребовал дани больше положенного. Древляне разгромили небольшую дружину Игоря и жестоко расправились с самим князем.

945-957 годы: правление княгини Ольги.

После смерти Игоря в Киеве остался его малолетний сын Святослав. Ольга стала править от его имени.

Ольга провела первую на Руси государственную реформу. Она установила точный размер дани – уроки. Кроме того, установила места сбора дани – погосты. И дань теперь собирали не князья, а специально назначенные люди.

В 957 году Ольга отправилась в Византию и первой на Руси приняла православную веру.

957-972 годы: правление князя Святослава.

По возвращении из Византии Ольга передала княжение Святославу, достигшему совершеннолетия.

Святослав разгромил Хазарский каганат, который чинил препятствия русским купцам на Волжском торговом пути, ведущем в богатые страны Востока. Благодаря победе над хазарами к Руси был присоединен последний восточно-славянский союз племен – вятичи, которые до этого платили дань Хазарии. При Святославе на Таманском полуострове образовалось Тмутараканское княжество.

В 968 году захватил ряд болгарских поселений и объявил Переяславец столицей Руси. Долго воевал с из-за этого с Византией, которая была недовольна действиями Святослава. В 971 году начались ожесточенные бои византийских и русских войск. Они закончились переговорами: в обмен на обещание отступить от Болгарии византийский император согласился пропустить дружинников Святослава домой. В 972 году по пути домой был убит печенегами у днепровских порогов.

980-1015 годы: правление князя Владимира.

При князе Владимире в 988 году Русь приняла христианство . Причины принятия: единому государству нужна была единая вера. У каждого племени были свои языческие боги, которые не объединяли племена, а разъединяли их. Владимир выбрал христианство, потому что оно было способно не только объединить народ, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия – самая могущественная страна тогдашней Европы. Принятие христианства, кроме того, укрепляло международный авторитет Руси, русские купцы больше не подвергались гонениям в Византии и других христианских странах.

1019-1054 годы: правление князя Ярослава Мудрого.

Ярослав был Новгородским князем – такова была воля отца, киевского князя Владимира. Киевским князем он стал после смерти отца в результате междоусобной борьбы между братьями. Три брата (Борис, Глеб и Святослав) были убиты Святополком. После смерти самого Святополка в 1019 году Ярослав стал киевским князем, но теперь в борьбу за престол вступил еще один брат – Мстислав. И лишь в 1036 году, после смерти Мстислава, Ярослав стал единоличным правителем Руси.

Ярославу принадлежала высшая власть в стране. Киевский князь издавал законы, был высшим судьей и главным защитником русской земли, определял внешнюю политику. Правил при помощи своих сыновей, которых отправлял в качестве наместников в крупнейшие земли государства. Но в городах еще сохранялись вечевые традиции.

Издана Русская правда - свод древнерусских законов, древнейший памятник славянского права. Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства. На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах.

При Ярославе окончательно сложилась древнерусская народность. То есть люди уже не относили себя к тому или иному племени (например, полянам или древлянам), а начали считать себя единым народом.

Стал зарождаться феодализм . Первыми феодалами стали князья, которые присваивали себе земли общин. Появились первые вотчины – наследственные земли. Но верховным собственником этих земель оставался князь. Он мог подарить вотчину за верную службу, а мог и отобрать. Начало формироваться сословие бояр . Кто такие были бояре? Княжеская дружина делилась на «старшую» и «младшую». Старшая дружина выполняла важнейшие поручения князя и имела привилегированное положение. Именно старшую дружину и стали называть боярами. Основную часть населения Руси составляли свободные земледельцы . Но появились и зависимые крестьяне: смерды – те кто выполнял определенные работы для князя; закупы – разорившиеся крестьяне, которые отрабатывали долг трудом. Наиболее бесправными были холопы – рабы, которые работали на земле князей и владельцев вотчин. Холопами становились военнопленные, но и свободный человек от нужды мог добровольно продать себя в холопы.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Он положил начало русскому письменному законодательству, покончил с набегами печенегов, укрепил границы государства, международный авторитет Руси.

1113-1125 годы: правление князя Владимира Мономаха.

После смерти Ярослава Мудрого его сыновья и внуки вели междоусобные распри. Русь изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. В 1097 году в Любече собрались все князья. Съезд был организован по настоянию Владимира Мономаха, который тогда княжил в Переяславле. Было решено сообща бороться с половцами. В 1111 году Мономах, возглавивший общерусскую борьбу с половцами, нанес им сокрушительный удар. После смерти киевского князя Святополка Изяславича бояре под давлением населения пригласили Мономаха править страной.

Издал свод законов «Устав Владимира Всеволодовича».

Написал первую светскую проповедь «Поучение детям». Оно адресовано его сыновьям, но князь обращается и к другим слушателям и читателям. Он призывает их иметь страх Божий в сердце, творить добро, помня о том, что жизнь на земле скоротечна. Будущим правителям Руси он завещает "держать" Русскую землю и заботиться о ее покое и процветании. Таким образом, "Поучение" представляет собой и отцовское завещание детям, и свод нравственных правил, и политическую программу.

Восстановил единство Руси. Однако после смерти Мономаха и его сына Мстислава Русь тем не менее распалась.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта