Все люди делятся на три большие группы: визуалы, аудиалы и кинестетики. Если попросить нескольких людей подумать о море, то один из них первым делом будет представлять себе синюю морскую гладь, пляж, волны; другой будет ассоциировать море с шумом прибоя; а третий вспомнит ощущение жгучего солнца и соленых брызг на коже.
Конечно, каждый человек наделен пятью основными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Но выделяется три основных способа мировосприятия – это визуальный, аудиальный и кинестетический. И у каждого человека обязательно будет один доминирующий орган чувств. От того, как мы воспринимаем действительность, зависит очень и очень многое.
Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что другой человек никак не мог посмотреть на проблему с вашей позиции? У вас бывали ситуации, в которых окружающие люди словно не слышали вас? Доводилось ли вам расстраиваться из-за того, что близкие люди не чувствовали ваших потребностей? Дело в том, что огромный процент людских ссор, разногласий, непониманий, противоречий и неудач связан именно с разницей мировосприятия у разных людей. Мы все, словно жители Вавилона, говорим на трех разных языках: визуальном, аудиальном, кинестетическом. И повышаем друг на друга голос, злимся, раздражаемся, когда нас не понимают другие. Впрочем, хватит страдать из-за своих особенностей и индивидуальности восприятия. Пора использовать их себе во благо. А для этого нам нужно узнать, кем мы являемся по способу восприятия и как нам использовать эту свою особенность. Ну а уж потом мы постараемся научиться говорить с каждым человеком на его языке.
Например, я аудиал. Еще в школе я могла до посинения штудировать учебники и не запоминать ни слова из прочитанного, а могла один раз услышать лекцию преподавателя и запомнить все сказанное, не сделав при этом ни одной записи. Моя мама – кинестетик. Она ничего не может понять и запомнить, пока не запишет это. Важнее всего для нее чувства и ощущения. А к какому типу относитесь вы?
Во всем мире примерно 60% населения воспринимает все происходящее вокруг на глаз. Их ведущим органом чувств является зрение. Визуалы обычно сидят с прямой спиной и вытянутой шеей. Их взгляд часто бывает обращен вверх. Они не слишком глубоко дышат, а их голос часто бывает высоким и громким. Говорят они быстро, иногда резко. Визуалы организованны и опрятны. Они чувствуют себя крайне некомфортно, когда кто-то подходит к ним слишком близко, потому что хотят иметь хороший обзор.
Визуалов легко узнать по следующим характерным словам и выражениям:
Нет, это отнюдь не значит, что аудиалы или кинестетики никогда не используют подобных выражений! Просто визуалы употребляют их постоянно. Они вообще любят по любому поводу и без прибегать к визуальным характеристикам, вроде: «Блестящий, вглядываться, видеть, воображать, внешний вид, выглядеть, выставлять, зрелищный, замечать, изображать, казаться, мелькать, предвидеть, отражать, привлекательный, уродливый и т.д.». Порой, они начинают использовать свои любимые «визуальные слова» (или, как их называют в НЛП, предикаты) вне какой-либо логики. Так, например, мой молодой человек, типичнейший визуал, на вопрос «как дела» нередко отвечает «Блестяще», а когда его просят охарактеризовать ту или иную ситуацию, он может сказать что-то вроде: «Красивая история» или «Нарядная зарплата».
Вы визуал, если:
Людей, воспринимающих мир на слух, примерно 20% от общего населения земного шара. Аудиалы дышат ровно и ритмично. Они обожают говорить, гордятся тем, что могут внятно излагать собственные мысли и, как правило, доминируют в разговоре. Хотя порой бывают и чересчур многословны. Нередко они сопровождают свои слова выразительной жестикуляцией, их руки при этом находятся на уровне лица.
Аудиалы частенько вступают в разговор с самими собой. Их взгляд обычно двигается из стороны в сторону. Некоторых людей раздражают эти «бегающие глаза». Ведь в нашей культуре человека, который отводит взгляд, обычно считают вруном. Но аудиалы не смотрят в глаза вовсе не потому, что лгут или скрывают что-то. Просто они очень чувствительны к звукам, и их взгляд непроизвольно может дергаться в сторону залаявшей в соседнем дворе собаки или грохочущей у соседей мебели.
Для аудиалов характерно использование следующих выражений:
Таким образом, аудиалы чувствуют себя наиболее комфортно, произнося и слыша следующие предикаты: бесшумно, болтать, глухой, громко, мелодичный, поддакивать, тишина, резонанс, шумный, просить, рассказывать, слушать, неслыханный, отзываться и т.д.
Аудиалы по-своему воспринимают, обрабатывают и запоминают информацию. Когда я занималась на автомобильных курсах, одним из самых сложных упражнений для меня была «горка». По двадцать раз я въезжала на нее на старенькой «семерке», ставила машину на ручник, а потом никак не могла тронуться без того, чтобы не покатиться назад. Инструктор орал на меня благим матом: «Я же сказал, чтобы ты смотрела на стрелку тахометра! – вопил он. – Это же элементарно! Просто следи за оборотами! Давай еще раз». И я давала еще и еще раз, но ничего не получалось. Я уже было смирилась с мыслью о том, что не все созданы для того, чтобы быть водителями, как наш инструктор заболел. И на время его заменил очень молодой, робкий парнишка с гораздо меньшим стажем вождения, но с гораздо большим терпением. Первое, что он сделал, – попросил меня показать, как я выполняю «горку», на что я честно призналась, что понятия не имею, как этого вообще можно добиться.
– Понимаете, – сказала я, – сколько бы я ни смотрела на тахометр, я все равно не могу понять, когда отпускать ручник, а когда прибавлять газ. И ничего не выходит.
Молодой инструктор улыбнулся:
– Хотите верьте, хотите – нет, но я тоже не умею выполнять это упражнение по тахометру. Поэтому я все делаю на слух. Нужно просто закрыть глаза и вслушаться в гудение мотора, когда вы услышите, что машина начинает глохнуть, тут-то и нужно быстренько отпустить ручник и добавить газ.
Стоило мне попробовать прислушаться к мотору, как я действительно с первого раза уловила перемену в звуке двигателя, и упражнение получилось легко и непринужденно, словно само собой.
Этот случай вполне можно назвать классическим и очень показательным. Вот как знание своего доминирующего органа чувств помогает облегчить свою задачу.
Вы аудиал, если:
В мире примерно 20% людей являются кинестетиками. То есть воспринимают все вокруг на ощупь. Это люди чувств и ощущений. Они глубоко дышат (обычно животом, а не грудью). Их голоса нередко бывают низкими, глубокими, хрипловатыми или приглушенными. Говорят они в основном медленно с хорошими, выразительными паузами. Кинестетики, как никто другой, любят прикосновения . Обычно людям не по душе, когда другие малознакомые люди их трогают или вторгаются в их личное пространство. Но только не кинестетикам!
Как-то раз я приехала на недельный тренинг, который должен был проходить в большой группе. К нашей команде присоединился очень привлекательный парень. Знакомясь, с остальными участниками программы, он умудрился обнять и расцеловать всех девушек вне зависимости от степени их привлекательности и горячо пожать руки всем мужчинам. И это типичное поведение для кинестетика. Когда я сидела на диване, а он подсаживался ко мне, этот парень придвигался настолько близко, насколько было возможно, чтобы наши ноги соприкасались, хотя на диване было полно места. И это отнюдь не было флиртом или попыткой соблазнить меня. Это было его нормальное мировосприятие. Такие люди, общаясь с кем-то, хотят чувствовать его. Они не узнают и не поймут человека, пока не пощупают его.
Кинестетики постоянно используют выражения вроде:
Как вы уже, наверное, догадались, кинестетики чаще всего обращаются к следующим предикатам чувств: бесчувственный, бороться, впечатляющий, давление, движение, дрожать, жесткий, ласковый, мягкий, обремененный, раздражать, ранить, расстраивать, спокойный, сила, твердый, увлекать, чувственный, трогать и т.д. Кинестетики способны испытывать по-настоящему глубокие чувства , их привязанности, как правило, сильны и незыблемы.
Вы являетесь кинестетиком, если:
По материалам книги Евы Бергер "НЛП на каждый день. 20 правил победителя"
Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления
Признаки психологически здорового человека по Маслоу. Отрывок из аудиокниги Михаила Литвака "Из ада в рай"
Каждый человек время от времени делает покупки в магазине или на рынке. Иногда покупка совершается спонтанно, когда товар нравится настолько, что его хочется немедленно приобрести. А порой на то, чтобы принять решение о покупке, требуется время.
Сегодня конкуренция в ритейле настолько высока, что без масштабных рекламных кампаний крупным брендам и ритейлерам не удастся удержать свою долю рынка. Но столь массированная атака на рядового потребителя зачастую приводит к тому, что человек просто теряется, оказываясь в эпицентре рекламного шторма. Предложения выгодно приобрести товар или воспользоваться услугой поступают по всем каналам восприятия – рекламу видно и слышно, но маркетологам и этого мало – они стремятся задействовать все органы чувств человека. Презентации, на которых представленные товары можно потрогать или даже попробовать на вкус – это попытка достучаться до тех людей, которые лучше воспринимают информацию через тактильные ощущения А есть люди, совершенно равнодушные к обычным видам рекламы. Воздействовать на них можно только с помощью логических доводов. Такой тип людей называется… Стоп. Лучше обо всем по порядку.
Люди воспринимают окружающий мир разными способами. В попытках понять и интерпретировать полученную информацию, человек использует зрение, слух, обоняние и осязание. Что самое удивительное – так это то, что каждый человек воспринимает информацию по-своему и усваивает лишь определенную ее часть.
Некоторые люди в основном полагаются на зрение, используя визуальный канал получения данных, другие задействуют слух – им легче запоминается то, что они слышат. Есть еще кинестетический канал восприятия – такие люди в большей степени склонны полагаться на тактильные или вкусовые ощущения.
Три типа восприятия были известны с глубокой древности, но бурное развитие цифровых технологий выявило еще один вид восприятия – цифровой или, как его еще иногда называют, дискретный. В зависимости от типа восприятия людей можно условно разделить на 4 большие группы:
Разумеется, не существует абсолютных визуалов или дигиталов. Человек пользуется всеми органами чувств. Однако нельзя не признать, что есть люди с каким-либо ярко выраженным типом восприятия. Понимание того, кем является человек – визуалом, аудиалом или кинестетиком, может очень помочь в бизнесе или ритейле, так как это позволит гораздо быстрее и без особых усилий настроить коммуникационные каналы с деловыми партнерами или покупателями.
Визуальное восприятие играет большую роль в нашей жизни. Оно помогает познавать окружающую действительность и взаимодействовать с другими людьми. Для человека видеть внешний мир настолько естественно, что многие люди даже не задумываются об огромном значении этого канала восприятия. Понимание того, как визуал воспринимает информацию, открывает большие возможности для более тесного взаимодействия с покупателями.
Психолог Ричард Грегори утверждает, что визуальное восприятие человека идет «сверху вниз», то есть от общего к частному. Визуалы формируют свою картину восприятия, двигаясь от крупных деталей к более мелким элементам. Это позволяет им делать верные предположения о том, что они видят. Другими словами, любой визуал в магазине делает расчетные предположения. Если товар понравился ему с первого взгляда, он постарается рассмотреть его во всех подробностях, чтобы убедиться, что глаза его не обманули и продукт соответствует его ожиданиям и уровню прошлого опыта.
Работать с визуалами очень легко. Неважно, каким будет сегмент бизнеса – знание того, как визуал воспринимает действительность, поможет представить ему товар или услугу в наиболее выгодном свете. Красиво оформленная витрина, правильно расставленный товар на полках, элегантный интерьер офиса – и визуал покорен. Красивая картинка значит для него очень много.
Но не стоит обманывать визуалов. Даже небольшой изъян не останется без внимания. Любой товар для людей со зрительным типом восприятия должен отличаться первоклассным дизайном и безупречным внешним видом.
Доминирующее чувство типичного аудиала – слух. Такой человек воспринимает окружающий его мир через звуки. Большинство аудиалов любят музыку, им нравится слушать радио, и даже смотря фильм по телевизору, они гораздо больше внимания обращают на то, что говорят персонажи, чем на то, как они выглядят.
Распознать аудиала очень легко. У него не загораются глаза при виде чего-то яркого и необычного, витрины и полки с товарами его если и интересуют, то не слишком сильно. Аудиалы – настоящая находка для амбициозных продавцов и менеджеров по продажам. Человек со слуховым типом восприятия всегда внимательно слушает, что ему говорят. При этом он часто стоит к собеседнику вполоборота – так ему легче усвоить полученную информацию.
Нужно помнить, что у аудиала выборочное восприятие. Такие люди склонны анализировать полученную информацию, особенно, когда им кажется, что собеседник склонен к манипуляциям. В общении с аудиалом нужно говорить спокойным уверенным тоном и быть максимально убедительным. Не помешает и немного юмора: шутка или забавный афоризм – это небольшая зацепка в памяти человека со слуховым восприятием. И чем больше таких зацепок, тем больше вероятность, что потенциальный клиент превратится в постоянного покупателя.
К кинестетикам относятся люди, которые в большей степени полагаются на тактильные или вкусовые ощущения. Обоняние тоже играет роль, но не слишком большую, если речь идет о ритейле или деловых отношениях. Кинестетик получает максимум информации при первом тактильном контакте с продуктом, о чем никогда нельзя забывать. К примеру, посетив незнакомое ему кафе, кинестетик вряд ли в мельчайших подробностях опишет интерьер заведения или сможет сказать, какая музыка звучала в зале. Но то, что еда была невкусной, а кофе – чуть теплым, он запомнит навсегда. Как и аудиалов, у кинестетиков очень развито выборочное восприятие и эту особенность можно использовать для создания эффективного коммуникационного канала.
Предприятия общественного питания, парфюмерные магазины, косметические салоны и бутики – это места, где основной акцент нужно делать на кинестетиков. Именно эта категория людей формирует основное общественное мнение о бренде или розничной точке. Именно кинестетики скорей всего расскажут, вкусно ли кормят в ресторане, насколько интересен выбор ароматов в отделе парфюмерии и какого качества материал, из которого пошита одежда, претендующая на звание дизайнерской. за счет кинестетиков, потребуется не только показать товар лицом – нужно будет дать его потрогать. Примерить, помять в руках, попробовать или даже понюхать – все зависит от вида товара.
Людей, которых с большой долей уверенности можно отнести к настоящим дигиталам, сравнительно немного. Дигиталы отличаются стремлением к систематизации, им важно понять, какими достоинствами и недостатками обладает товар или рекламируемая услуга. Человек с цифровым типом восприятия предельно логичен, для него функциональность важнее дизайна. В торговле и бизнесе чистые дигиталы почти не встречаются. Неудивительно, что о людях с таким типом восприятия начали говорить с лишь появлением компьютеров и интернета.
В онлайне дигитал чувствует себя как рыба в воде. Здесь есть все, что ему нужно – структурированная информация, сравнительные характеристики, возможность свободного выбора.
Достучаться до дигитала можно с только помощью логики. Любую манипуляцию люди с таким типом мышления распознают мгновенно. Следовательно, в общении с дигиталами нужно обращать их внимание на такие аспекты продукта, как выгодная цена, функциональные возможности, выдающиеся характеристики и т.д. Чем больше разумных и обоснованных доводов приведет продавец или предприниматель – тем выше шансы, что дигитал превратится в покупателя или клиента.
Человек устроен очень разумно: для познания окружающего мира в его распоряжении есть универсальный набор органов чувств. Практически все мы умеем слышать, видеть, чувствовать, понимать. Правда, мало кто обращает внимание на то, что при взаимодействии с внешней средой каждый из нас в большинстве случаев пользуется не всеми данными ему природой инструментами, а лишь избранными. Визуал, аудиал, кинестетик характеристика – одна из важнейших при составлении психологического портрета человека. Знание своего психотипа не только помогут ему лучше понять самого себя, но и упростит процесс взаимодействия его с другими людьми.
Одним важнее получать информацию на слух, другим удобнее все увидеть собственными глазами, третьи не смогут усвоить ничего нового, если не спроецируют это на свой личный жизненный опыт, а с четвертыми вы найдете общий язык, только если будете разговаривать с ними на языке строгой логики. То есть у каждого из нас есть свой путь восприятия информации. И в зависимости от этого все мы делимся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов.
Визуалов, то есть тех, кто предпочитает знакомиться с внешним миром глазами, подавляющее большинство. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - это про них. При знакомстве с человеком такие люди с легкостью запомнят его внешний вид, после без труда опишут окружающую обстановку, но с воспроизведением деталей беседы могут возникнуть проблемы.
Как определить визуала в обычной жизни:
Это интересно! Мир визуала – это калейдоскоп картинок. Его знакомство с людьми подчиняется фразе: скажи мне, что ты видишь, и я скажу, кто ты.
Аудиальное восприятие – это познание мира через звук. По численности аудиалы в мире занимают второе место после визуалов. Такие люди могут что-то «сто раз увидеть», но ничего не запомнить. Зато они легко усвоят информацию, услышав ее однажды. Как отличить аудиала:
Аудиальное восприятие зачастую может сыграть с человеком злую шутку: такие люди в межличностных отношениях иногда воспринимаются как равнодушные. Окружающим может показаться, что к ним не проявляется ни малейшего интереса. Но это впечатление обманчиво. Просто для понимания и принятия другого человека аудиалу совсем не нужно на него смотреть.
Есть люди, которые не доверяют ни словам, ни зрительным образом. Их познание мира строится исключительно на собственных тактильно-чувственных и обонятельных ощущениях. Такие люди в психологии называются кинестетиками. Они из тех, кто предпочитает семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Как распознать кинестетика:
Кинестетиков в обществе встречается гораздо меньше, чем визуалов и аудиалов. Им с их повышенной степенью чувствительности гораздо сложнее найти свое место в окружающем мире. Из девиз: «Я чувствую, значит, я существую».
Дигиталы в классификации психотипов восприятия мира появились сравнительно недавно. Это самый редкий тип людей. Для них мир представляется собранием умозаключений. Они воспринимают только такую информацию, которую понимают. Логика – это их стихия. Предметы и явления дигиталы характеризуют с точки зрения полезности, а при социальном взаимодействии ценят точность формулировок. С дигиталами сложно общаться, так как они производят впечатление отстраненных и бесчувственных людей.
В социуме тот или иной психотип в чистом виде, как правило, не встречается. У каждого человека он выражен в большей или меньшей степени наряду с другими типами мировосприятия. Но знать, какой из них ведущий, важно и для самого человека, и для окружающих его людей. Эти знания упрощают социальное взаимодействие. Гораздо легче вести диалог, к примеру, о зиме, если знать, что для визуала она будет ассоциироваться с белым цветом, для аудиала – с хрустящим снегом, для кинестетика – с холодом, а дигиталу будут важны лишь показатели термометра.
Среди аудиалов — много фанатов музыки
Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.
Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.
Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.
На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.
Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.
Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.
Визуалы — это дети, постигающие мир глазами
В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.
По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.
Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.
Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.
При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.
Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.
Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения
В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.
В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.
Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.
Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.
Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить . Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.
Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.
Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".
Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.
В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.
Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.
Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.
Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.
В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.
Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.
Деление людей по типу восприятия на визуалов, аудиалов, кинестетов и дигиталов условное. Тех, кто пользуется одним каналом получения опыта мало, большинство людей универсальны, но один способ более важен. Визуалы прекрасно слышат и любят музыку, а аудиалам знакомо удовольствие от прикосновений.
Визуалы – это 80-85% людей, живущих на нашей планете. Кто такие визуалы? Люди, которые воспринимают информацию преимущественно через зрение. Какие слова они используют? «Я вижу», «Я не вижу здесь выгоды», «Моя точка зрения такова». Они даже в словах используют визуальные образы. И мыслят картинками, воспринимают информацию картинками. И передают ее по большей части картинками.
Аудиалы, «большое ухо» – люди, которые воспринимают на слух. Наверняка вам знакома такая народная мудрость, что женщины любят ушами. 10-12% людей во всем мире воспринимают информацию преимущественно через слух.
Кинестеты. Таких людей очень мало. По разным данным, их от 3% до 5-8%. Статистика здесь не дает точных цифр, мы же не можем каждого человека измерить на планете. Но в среднем это 3-5%.
И есть еще четвертая категория, о которой ученые, социологи, статистика почему-то часто забывают. Это дигиталы. Этих вообще мало. Их в среднем 1-2%. Это очень редко встречающиеся люди. Дигитал – это человек, который воспринимает значение. Цифровые значения, пропорцию, знаки, символы. Он очень логичен и в то же время интуитивен в принятии решений, в восприятии информации.
Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.