Главная » Заготовка и хранение » Методические рекомендации по элективным курсам. Методические особенности преподавания элективных курсов в условиях профильной школы

Методические рекомендации по элективным курсам. Методические особенности преподавания элективных курсов в условиях профильной школы

Концепция профильного обучения направлена на реализацию личностно ориентированного учебного процесса и предполагает широкоеиспользование элективных учебных предметов, учебных практик, проектов исследовательской деятельности учащихся.

Федеральный базисный учебный план при организации профильного обучения учащихся 10–11-х классов предусматривает наряду с преподаванием базовых и профильных курсов, обязательные элективные курсы по выбору учащихся. В пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации сказано: «Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.

Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи Единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности».

Минимальное количество часов, отводимое базисным учебным планом на изучение элективных предметов, – 4 ч в неделю в течение двух лет, т.е. всего 280 ч. Соотношение объема база: профиль: электив определяется пропорцией 50: 30: 20. Например, в учебных планах биолого-географического или химико-биологического профиля элективные курсы должны занимать 4–6 ч учебной нагрузки в неделю.

Основные требования к элективным курсам

1. Характерные особенности элективного курса:

– избыточность – наличие в учебном курсе такой информации, овладение которой не служит достижению целей обучения, но повышает надежность знаний, упрощает понимание и усвоение;

– вариативность – способность образовательной системы предоставить учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественных и привлекательных вариантов образовательных траекторий;

– краткосрочность – форма обучения, получившая широкое распространение благодаря непродолжительности обучения: от 4 недель (8-часовой курс) до нескольких месяцев (16–34-часовой курс);

– оригинальность – определяется личным вкладом автора;

– нестандартность – отступление от эталонов.

2. По структуре и содержанию элективные курсы должны:

– иметь социальную и личностную значимость как для педагога, так и для учащегося;

– ориентироваться на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, осознанного профессионального самоопределения;

– служить для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников;

– дополнять содержание профильного курса, в этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;

– быть направлены на удовлетворение познавательных интересов, выходящих за рамки выбранного учащимся профиля;

– формировать универсальные учебные действия;

– обладать значительным развивающим потенциалом, способствовать формированию целостной картины мира.

3. Организация элективных курсов:

– программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно;

– количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть таким, чтобы было из чего выбрать;

– продолжительность курса может быть произвольная, но не более 70 ч: четверть – 8–10 ч, полугодие – 16–18 ч, один год – около 34 ч;

– сдача экзамена не предусмотрена, но должна быть та или иная форма отчетности.

4. Возможно использование различных структур изложения содержания: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная, модульная.

Основные типы элективных курсов

1. Предметно ориентированные:

– обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ;

– дают ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;

– создают условия для качественной подготовки к итоговой аттестации.

2. Профильно ориентированные:

– ориентированы на получение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, т.е. данные курсы являются дополнением содержания профильного курса;

– уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.

3. Межпредметные:

– обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;

– поддерживают мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.

4. Надпредметные:

– обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими профиля;

– знакомят школьников с комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.

5. Углубляющие: решают задачи освоения углубленного учебного материала, значительно превышающего требования государственного стандарта, базового и профильного уровня.

6. Профориентационные: направлены на приобретение школьниками представлений о возможных профессиях и практических умений для успешного продвижения на рынке труда.

7. Прагматические: способствуют социальной адаптации учащихся к объективным требованиям современной жизни, формируют актуальные знания и умения, необходимые в повседневной жизни человека.

8. Гносеологические: «собственно ученической» направленности, способствуют освоению гностических умений, умений познавать, учиться, приобретать, организовывать и применять знания на практике.

Элементы учебной программы

Элементы учебной программы

Пояснительная записка

1. Кому адресована программа: тип (общеобразовательная, специальная, др.), вид (лицей, гимназия, др.) образовательного учреждения и определение класса обучения.
2. Концепция (основная идея) программы.
3. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
4. Особенности.
5. Цели, задачи, основные принципы.
6. Планируемые результаты.
7. Краткое пояснение логики структуры программы и особенностей организации учебного процесса по предмету.
8. Система оценки достижений обучающихся.

Учебно-тематический план

1. Перечень тем или разделов, последовательность их изучения.
2. Время на изучение.
3. Деление на виды деятельности и формы, включая занятие, которое позволит провести презентация полученных образовательных продуктов обучающимися по итогам элективного учебного предмета.

Требования к умениям и навыкам

1. Образовательный продукт (материалы, которые будут разработаны обучающимися на занятиях в ходе учебной, исследовательской деятельности: проект, тезисы, эксперимент, макет, схема, стихи и др.).
2. Точки контроля, виды контроля.
3. Система оценки образовательных достижений.

Информационное обеспечение

1. Литература, использованная при подготовке программы.
2. Литература, рекомендуемая для учителя и обучающихся.
3. Презентации к занятиям.
4. Образовательные диски.

Учебно-методические материалы

1. Основные понятия курса.
2. Списки литературы для подготовки проектов, рефератов, исследовательских и творческих работ и др.

Вводная часть.

Современные инновационные стратегии образования в основном определяются тремя уже очевидными для всего мирового сообщества процессами цивилизационных изменений:

  • переходом к постиндустриальному, информационному обществу;
  • глобализацией;
  • построением гражданского общества.

Становление информационного общества как одной из основных глобальных инноваций XXI века требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. Введение предпрофильной подготовки в 8-9-х классах общеобразовательной школы и профильного обучения в 10-11-х классах позволяет создать условия для осознания самообразования и самообучение в качестве ведущий формы образования и осознать ценность и значимость образования и выбора своего пути, соответственно поддерживает и введение портфеля индивидуальных достижений учащихся. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика – собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные и другие.

Основная часть.

Прилагательное «элективный» в переводе латинского означает «избранный, отобранный». Любой курс, названный в учебном плане элективным, должен выбираться.

Апробация на элективных курсах, отличных от традиционных оценочных шкал может дать материал, который позволит педколлективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, личностно ориентированной педагогики, успешно применяющей технологию научения не палкой, а успехом.

Мы сегодня живем в такое время, когда доступность к информации является массовой. Следствием этого стало то, что современный учитель (это, кстати, является общемировой тенденцией) утерял позицию «неисчерпаемого источника знаний», «проводника в храм науки». Если раньше учитель должен был отвечать на все вопросы, которые ему ставили ученики, то теперь он этого сделать не может. Сегодня учитель призван создавать условия, ситуация, способствующие освоению учеником способов приобретения информации и научить ученика эффективно работать с ней. В учебном плане любой школы должно быть место для свободной творческой образовательной работы. Планируется, что это место в современно отечественной школе должны занять элективные курсы. Элективные курсы представляют собой своеобразное место учительского поиска, рефлексии, то есть – самообразования.

Профильная школа – «организм», который должен быть устроен так, чтобы ученик, находясь в нем, был максимально возможно успешен.

Каждый педагогический коллектив, создавая проект старшей школы, должен понимать, что реализуемая им образовательная программа должна учитывать теперь не только интересы государства, но и профессиональных элит вуза и самого старшеклассника.

Профильная же школа будет отличаться от общеобразовательной тем, что она должна будет дать ученику возможность приобрести необходимый набор умений на том наборе учебных курсов (профиль), который ученику ближе, интереснее.

Включение в Базисный учебный план элективных курсов – действие для российской школы инновационное. Элективные курсы позволяют получить результаты, на основании которых можно сделать очередной шаг к созданию цивилизованного образовательного стандарта. Школа получает возможность вступить в диалог с семьей не только о качестве изучения. Учителя получают возможность поработать не так, как обычно. Элективные курсы могут быть пробные, ориентационные и углубляющие. Любой элективный курс – авторский. Содержание программы курса по выбору, прежде всего, зависит от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данной школе. Какие бы задачи ни сформировал перед собой учитель, он не может не помнить о необходимости соблюдения следующих условий:

  • курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные проектные формы;
  • содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  • элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации;
  • курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими. Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видом деятельности;
  • курсы должны по возможности опираться на какое-либо, что позволит исключить монополию учителя на информацию.

Прежде чем приступить к составлению программы элективного курса, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:

  • на каком содержательном материал, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки;
  • чем содержание курса будет качественно отличаться от обязательного для изучения курса;
  • какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс;
  • какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем учении, профессиональной деятельности;
  • какие критерии позволят оценить успехи в изучении данного курса;
  • чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Ответив на все эти вопросы, учитель фактически подготовиться к составлению пояснительной записки к программе. После этого можно приступить к календарному планированию.

Учителя, работающие в современной российской школе должны получить практику работы с принципиально новыми учебными программами, пособиями. Нужно обучать учеников приемам самостоятельного поиска, формирование обобщенных интеллектуальных и практических умений. Начать решать указанные ученические и учительские задачи можно только на уроках, «свободных от стандарта», то есть – на элективных курсах.

Учитель истории, он же учитель обществознания, может предложить школьникам курс по выбору, который не только сориентирует выпускников в выборе профессии, но и будет способствовать становлению ценностных ориентаций и качеств личности, актуальных для жизни в современном мире.

Предпосылки построения гражданского общества вносят серьезные изменения во многие сферы деятельности человека, особенно существенные в образование, которые как социальные институт служит основой норм и ценностей общественной нравственности, правовой культуры и правовой компетентности и, в целом, воспитания, гражданина.

Преследуя названные цели, в 2005-2006 учебном году я открыла элективные курсы «Граждановедение». При составлении плана я ориентировалась приблизительно на такую схему:

  1. Система диагностических заданий на «входе» и «выходе» элективных курсов.
  2. Рабочие листы, раздаточные и дидактические материалы.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Список литературы.
  5. Список тем для итоговых творческих работ учащихся.
  6. Критерии оценки творческих работ, учебных достижений учащихся на элективных курсах.

После представления тематического плана, надлежащего списка литературы по граждановедению администрация школы разрешила открыть элективный курс по граждановедению. Более двадцати учащихся стали посещать данный курс. Класс свой мы назвали 9 «Эль». Кроме основной работы согласно планированию предусматривалась практическая часть: посещение судебных процессов, встречи с судьями, прокурором района, начальником РОВД, адвокатами и т. д. Курс как бы был юридической направленности.

Прослушав основной материал, ребята стали готовить и накапливать свои портфолию. Для сбора портфолио были названы темы итоговых творческих работ, например: «Нация человека. Кто и как защищает наши права», «Личность. Что это такое?», «Терроризм - угроза XXI века» и т.д.

Ребята успешно справились с заданиями и на общешкольной научно-практической конференции по элективным курсам многие из них блестяще защитились. Действительно, я убедилась в том, что обучение должно быть успешным. В школе после этого появилось много детей, желающих завести свое собственное портфолио.

Формы контроля за знаниями в период проведения курсов были самые разнообразные: викторины, сообщения, составление кластеров, игра в ассоциации, проблемные задачи, вопросно-ответные упражнения, зачеты, круглые столы.

Основные формы контроля уровня достижений учащихся:

  • безотметочная система;
  • зачет – незачет;
  • определение рейтинга;
  • самооценка;
  • взаимооценка;
  • тесты;
  • проектные работы, их презентация.

Элективные курсы учат учиться, требуют творчески мыслить и работать, приучают к самостоятельности и ответственности.

Примерное планирование курса «Граждановедение» с элементами авторской программы.

Раздел 1. «О человеке и гражданине».

  • Что такое личность?
  • Человек культура.
  • Российское гражданство (Понятие гражданин. Гражданство. Двойное гражданство).
    Круглый стол «Я – гражданин России».
  • Правоспособность и дееспособность гражданина.

Раздел 2. «О правах и свободах гражданина».

  • ООН и международно-правовые акты.
  • Политические права и свободы.
  • Экономические права и свободы.
  • Культурные права.
  • Международные и национальные механизмы защиты прав человека.

Раздел 3. «Гражданин и государство» (Конституция РФ)

  • Конституция – договор между гражданами.
  • Суверенитет РФ.
  • Россия – федеративное государство.
  • Проблемы федерации.
  • Демократическая государственная власть
  • Разделение властей.
  • Президент РФ и его полномочия
  • Федеральное Собрание.
  • Правительство РФ, РД.
  • Высшие судебные органы и прокуратура.

Раздел 4. «Современная семья».

  • Заключение брака (из книги «Семья и нравственность», общие и Этнопсихологические аспекты, авторы А.Д. Манкиев, Л.З. Шахгиреев, Ш.И. Балуева, Грозный, 2003).
  • Имущественные права и брачный договор.
  • Женщина в обществе и семье (стр.33-34)
  • Мужчина в обществе и семье (стр.33-48)
  • Расторжение брака. (По курсу обществознания)

Раздел 5. «Что такое гражданское право?»

  • Что такое гражданское право?
  • Право собственности.
  • Купля-продажа.
  • Права потребителей.
  • Защита прав потребителя.
  • Банковский вклад.

Раздел 6. «Преступления и наказания»

  • Уголовная ответственность.
  • Корыстные преступления.
  • Преступления против здоровья и жизни.
  • Судебное разбирательство.

Темы для портфолио:

  • «Нации и национальные отношения».
  • «Коррупция и взяточничество».
  • «Толерантность в современном обществе».
  • «Личность. Статус личности».
  • «Права человека. Кто и как защищает наши права».

Литература:

  1. Граждановедение, учебник для средней школы, Ассоциация авторов и издателей «Тандем», г. Москва,1998.
  2. Основные права, элективный курс по изучению правовых дисциплин, издательство «Панорама»,
  3. Градановедение. Наш выбор: без наркотиков., 9-11-е классы, авторы: А.Н. Мусаев, М.А. Дальсаев, Э.А. Исаев, г. Москва, Молодая гвардия, 2005.
  4. «Семья и нравственность; Общие и этнопсихологические аспекты», авторы: А.Д. Манкиев, Л.З. Шахгиреев, Ш.И. Булуева, г. Грозный, Г.У. «КнижноеИздательство», 2003.
  5. Право и политика, « Просвещение», г. Москва, 2000, г. Волгоград, 2006.
  6. Обществознание, 9-й класс, поурочное планирование, по учебнику Л.Н. Боголюбова, г. Волгоград, 2006.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Учебное электронное издание «Технология» (5-9) входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися дома, в библиотеке, медиацентре и т.д.

Издание подготовлено в соответствии с проектом Федерального компонента Государственного Стандарта общего образования Методические рекомендации по Технологии.

Электронное издание является органической частью комплекса средств обучения, разработанных для образовательной области Технология, учебники, таблицы, видео фильмы, слайды, транспаранты и т.д.

Программа курса «Технология» основывается на изучении школьниками основ политехнических знаний и приобретении умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.

Основными целями образовательной области «Технология» являются:

  • приобретение школьниками технологических знаний, выработка умений осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, использовать энергию и информацию;
  • развитие творческих способностей учащихся на основе их природных задатков в процессе разнообразной практической деятельности;
  • создание условий для творческого решения школьниками практических задач, с которыми они могут встретиться в различных сферах своей деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и проведение досуга;
  • способствовать становлению у учащихся активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственности за результаты своего труда, усвоению современной технологической культуры, воспитанию трудолюбия и культуры труда.

Обучение учащихся в образовательной области «Технология» строится на основе конкретных технологических процессов. Независимо от выбранных технологий во взаимосвязи с ними должно осваиваться общетрудовое содержание обучения по следующим сквозным тематическим линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • творческая проектная деятельность;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • история развития технологии и техники.

Решить поставленные перед образовательной областью «Технология» задачи в рамках традиционных методик преподавания достаточно сложно. Вместе с развитием содержания образования развиваются и методики преподавания. Одной из наиболее перспективных методик является применение в учебном процессе информационных компьютерных технологий. Они позволяют обогатить учебный процесс иллюстративным и справочным материалом, значительно расширяют зрительный ряд предъявляемой информации.

Данное электронное издание создано для учителя «Технологии» и ориентировано на содержание предмета, заложенное в действующий проект стандарта образования. Издание содержит дополнительную и расширяющую информацию к учебникам и учебным пособиям по предмету.

По своему назначению электронное издание многофункционально. Учитель получает обширный материал для подготовки к занятиям. Это особенно важно для школ, территориально удаленных от крупных культурных и образовательных центров страны. При наличии в школе соответствующих аппаратных средств учитель может организовать на занятиях широкую демонстрацию учебного материала.

Следует иметь ввиду, что между отдельными темами, разделами, и фрагментами нет логической взаимосвязи. Содержание диска представляет собой обширную базу данных, которая может быть использована учителем при построении различных методик проведения занятий. Кроме того, структурная организация диска позволяет учителю постоянно дополнять имеющиеся разделы собственными иллюстративными и справочными материалами.

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева

ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

ПО ТЕХНОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

для учителей технологии

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Елабужского государственного педагогического университета

(Протокол № 38 от 26.112009)

Рецензенты: А.Э. ИСЛАМОВ,

зам. декана технолого-экономического факультета

Елабужского государственного педагогического университета;

М.И. ДЕВЯТОВА,

учитель технологии высшей квалификационной категории

СОШ № 34 г. Набережные Челны

Шатунова, О. В. Программы элективных курсов по технологии: учебно-методическое пособие для учителей технологии / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. – 42 с.

Учебно-методическое пособие, составленное для учителей технологии, работающих в профильных классах, содержит необходимые сведения по разработке программ элективных курсов. Авторами представлены примеры учебных программ элективов, которые можно использовать в учебном процессе в классах технологического профиля

© О.В. Шатунова, А.Б. Сергеева

© Издательство ЕГПУ, 2009

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых основной является решение проблемы по созданию условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий. Для реализации этой цели помимо профильных общеобразовательных курсов были введены элективные курсы – обязательные по выбору учащихся. Элективные курсы обладают большим потенциалом в реализации нового содержания образования: они мобильны, создают ситуацию выбора для учащихся и учителей, стимулируют их на принятие решений, анализ результатов, осознанный выбор будущей образовательно-профессиональной траектории.

Старшая ступень общеобразовательной школы должна способствовать профессиональному самоопределению старшеклассника, его успешной социализации, обеспечить преемственность между школьным и профессиональным образованием. Необходимо создавать для учащихся условия для осознанного выбора будущей профессии, давать им возможность пробовать себя в различных видах деятельности. Это возможно осуществить в рамках реализации различных элективных курсов.

Элективные курсы по существу являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, так как в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, послешкольных жизненных планов.

Результативность элективных курсов будет достигнута только в том случае, если у учащихся появится возможность осознанного выбора элективного курса. Для обоснования выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия. Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы. Во-вторых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических комплектов. В-третьих, учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса. Основная особенность элективных курсов – вариативность, что предоставляет учащемуся возможность свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер.

Однако на практике учителям не всегда удается грамотно и кратко уложить необходимый учебный материал в рамки небольшого по объему элективного курса. Данное учебно-методическое пособие содержит рекомендации по проектированию программ элективных курсов, предназначенные для учителей технологии. Кроме того, в данном пособии представлены примеры программ элективов по технологии, которые можно использовать в учебном процессе в профильных классах.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом № 2783 Министерства образования России от 18.07.02, обозначены цели перехода к профильному обучению, одной из которых является цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составляет индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:

1) являются «надстройкой» профильного курса , когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);

2) развивают содержание одного из базисных курсов , изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

3) способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

В Концепции профильного обучения четко обозначено:

1. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

2. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

· способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

· создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

· познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

· активизировать познавательную деятельность школьников;

· повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения.

Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

· подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

· приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;

· возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

· любопытство;

· поддержка изучения базовых курсов;

· профессиональная ориентация;

· интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Педагогические технологии для элективных курсов

Как правило, крайне нежелательным является организация ведения предпрофильных и профильных элективных курсов (исключая репетиционные) на основе вербальных методик и репродуктивных методов обучения.

Практика показывает, что наиболее эффективными для элективных курсов являются современные педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность обучающегося и субъект-субъектное взаимодействие (игровые, тренинговые и др.), а также:

- технология учебных проектов. Учебный проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении; самостоятельная продуктивная или исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Основной тип учебного проекта – практико-ориентированный. Критерии оценки учебного проекта: актуальность и социальная значимость проблемы, на разрешение которой направлен проект; глубина изучения проблемы; наличие и качество практического результата, нацеленного на решение проблемы;

- технология учебного исследования. Главная особенность исследовательской деятельности – это созданный интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную (научную) истину в ходе реализации определённых исследований и представленный в стандартном, заранее согласованном виде. Основные критерии оценки учебного исследования: научная значимость темы; обоснованность выбора методов исследования и грамотность их использования; глубина и грамотность анализа полученных результатов.

3.4. Выбор учебников

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 18, п. 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ обязует сформировать библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» (статья 18, п.4.) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится (статья 28. П.3, п.п.9): определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» (статья 47. «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации», п. 3., п.п.4) педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.

Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год распределяет учебники для школ, работающих по ФКГОС и ФГОС.

Необходимо помнить, что перечни учебников, утвержденные на 2013-2014 учебный год, ориентируют общеобразовательные учреждения на учебники, которые будут использованы в классах ранее не изучавших предмет «Информатика и ИКТ» в соответствии с часами базисного учебного плана. Так, в 2013-2014 учебном году это 2 или 3, 5, 8 и 10 классы. Все остальные классы продолжают изучение предмета по уже выбранным линиям УМК.

IV. Организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования : к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Образовательный процесс в связи с введением ФГОС должен иметь следующие особенности:

    организация на каждом уроке деятельности обучающихся по освоению нового знания и по применению его на практике;

    использование разнообразных инновационных приёмов и методов обучения для формирования у каждого обучающегося системы универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных);

    формирование в учебном процессе у каждого обучающегося личностного, предметного и метапредметного результатов обучения.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»).

Федеральным государственным образовательным стандартом определяется обязательная предметная область «Математика и информатика», которая включает в себя 4 предмета: математика, алгебра, геометрия, информатика.

ВНИМАНИЕ!!! Название предмета с «Информатика и ИКТ» меняется на название «Информатика».

В основной школе изучение предмета «Информатика» предусмотрено в 7 классе – 1 час в неделю, в 8 классе – 1 час в неделю, в 9 классе – 1 час в неделю. С целью углубленного изучения предмета «Информатика» или выстраивания непрерывного курса изучение информатики (при наличии учебников и программ) можно осуществлять с 5 по 9 классы (пять лет по 1 часу в неделю). Часы для 5 и 6 класса берутся за счет часов части, формируемой участниками образовательного процесса.

В примерной программе по информатике основной школы учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ- компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические (практические) навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Цели изучения информатики в основной школе:

    формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

    формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

    развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

    формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

    формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

    формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

    развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

    умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    Смысловое чтение;

    Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

    Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

    умение использовать термины «информация», «cooбщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

    умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

    умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

    умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

    умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

    умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов простых и табличных величин;

    умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

    умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

    навыки выбора способа представления данных в зависимости от поставленной задачи.

Со всеми документами ФГОС можно подробнее ознакомиться на сайте ФГОС по ссылке .

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «…педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой …» (статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников», п. 1., п.п.1)

Структура рабочей программы по предмету определяется ФГОС и утверждается локальным актом образовательной организации.

Для учителей, работающих по ФГОС, образовательная организация локальным актом утверждает структуру рабочей программы, сроки и порядок рассмотрения рабочих программ. Образовательная организация может ориентироваться на структуру программ отдельных учебных предметов, курсов (п. 18.2.2. приложение № 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Из письма Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" «…программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы. Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к компетенции образовательного учреждения, то в компетенции школы находится и распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы. Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательного учреждения».

Для учителей, работающих по ФКГОС, образовательная организация локальным актом утверждает структуру рабочей программы, сроки и порядок рассмотрения рабочих программ. Такая рабочая программа включает в себя следующие разделы:

1. титульный лист;

2. пояснительная записка;

3. требования к уровню подготовки учащихся;

4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план);

6. формы и средства контроля;

7. перечень учебно-методических средств обучения.

При разработке рабочей программы учитель может внести изменения в составляемую рабочую программу не более чем на 20 % от вышеназванных программ. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.

В соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28., п. 3 п.п. 11) «…к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях», учитель информатики:

1. На первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе необходимо сделать запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке» о проведении инструктажа по технике безопасности.

2. Инструктаж по технике безопасности проводится также перед каждой лабораторной и практической работой, о чем делается соответствующая запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке». Например: Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

3. В случае, если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки учащимся выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.

На основании результатов ГИА 2013 г. по Брянской области можно высказать ряд предложений по совершенствованию отдельных аспектов преподавания информатики и ИКТ в основной школе:

    Большое значение имеет организация целенаправленной работы по систематизации и обобщению учебного материала .

    При изучении нового материала необходимо включать в урок этап, на котором отрабатывается сложный материал с учетом дифференцированных подходов в обучении .

    При составлении календарно-тематического планирования учителю рационально планировать подготовку к ГИА на уроке (сопоставлять тему урока с кодами контролируемых элементов и подбирать типовые задачи из КИМов).

    При составлении календарно-тематического планирования учителю необходимо планировать для домашней работы дополнительно решение задач из ГИА.

    Необходимо при составлении рабочей программы по предмету запланировать отработку знаний и умений школьников по наиболее сложным темам школьного курса информатики.

    Использовать в подготовке к итоговой аттестации электронные образовательные ресурсы.

Проведенный анализ результатов ЕГЭ 2013 г. по Брянской области позволяет высказать ряд общих рекомендаций по совершенствованию преподавания информатики в общеобразовательных учреждениях:

    при подготовке выпускников к ЕГЭ учителям следует подробнее объяснять учащимся цели этого испытания и структуру КИМ;

    задания демонстрационного варианта КИМ следует рассматривать только как ориентиры, показывающие примерные образцы заданий;

    использовать в педагогической деятельности современные педагогические технологии, которые помогут учителям вызвать интерес к обучению: метод проектов, проблемное обучение, дифференцированное обучение, личностно- ориентированное обучение;

    при разработке рабочей программы учесть отсутствие в авторских программах тем, которые проверяются в ЕГЭ, но есть в примерных программах по предмету; эти темы необходимо включить в изучение по предмету с обязательным решением задач;

    учителям планировать решение заданий из демо-версий ЕГЭ по изучаемой теме в обязательном порядке при проведение повторения ранее изученного материала, готовить дидактические материалы в форме тестовых заданий (компьютерные тесы и бумажные тесты с бланками);

    при нехватке урочного времени использовать различные дополнительные домашние задания с раздаточными тренировочными заданиями; организовывать и проводить элективные курсы, профессиональной ориентации на технические вузы; организовывать по возможности дистанционные обучающие мастерские для учащихся в течение каникулярного времени и т.д.;

    во время урока информатики необходимо обеспечить развитие разнообразных умений, видов учебной деятельности, предусмотренных требованиями стандарта, чтобы выпускники умели применять свои знания не только на воспроизводящем уровне, но и в новой ситуации, а также умели решать творческие задания;

    педагогам необходимо учитывать при планировании урока, что тексты заданий, используемые в КИМ, не предлагаются в учебниках, поэтому рекомендуется обратить внимание на формулировки задач, уровень их сложности, чтобы учащиеся умели ориентироваться в решении заданий ЕГЭ. Для успешного решения этой проблемы можно использовать дополнительный материал (демо-версии, сборники заданий ФИПИ, ЦОР, Интернет-ресурсы);

    задачи с развернутым ответом на программирование, а также на формализованную запись изученных алгоритмов на уровне, соответствующем запросам вузов, выполняет лишь незначительная группа участников экзамена, поэтому полезными могут оказаться обучающие мероприятия для учащихся, на которые возможно пригласить преподавателей ведущих вузов области;

    на результаты выполнения экзаменационной работы существенно влияет уровень общей математической подготовки выпускников: поэтому необходимо уделять внимание устному счету на уроках информатики при решении задач, так как на экзамене пользовать калькулятором нельзя, а очень многие выпускники допускают ошибки в вычислениях;

    следует обратить особое внимание на выявленные слабые места в подготовке выпускников: умение использовать электронные таблицы для обработки статистических данных, в том числе результатов научных исследований; самостоятельно разрабатывать программы на языках программирования для решения практических задач обработки массивов данных; использовать ресурсы Интернет для поиска и систематизации информации. Поэтому следует сосредоточить особое внимание на такие разделы кодификатора содержания как: 1.3.2. (Математические модели), 1.5.2. (Цепочки (конечные последовательности), деревья, списки, графы, матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности), 1.5.6. (Сортировка), 3.4.1. (Математическая обработка статистических данных), 3.5.2. (Использование инструментов поисковых систем, формирование запросов). Надо иметь в виду, что учреждения высшего профессионального образования заинтересованы в абитуриентах, чья подготовка соответствует следующим требованиям кодификатора требований: 1.1.1 (Проводить вычисления в электронных таблицах), 1.1.5 (Создавать программы на языке программирования), 2.9 (Проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера).

    общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год , утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Учебные предметы ... совет. Педагогический совет дает инструктивно -методические указания, выполняет роль совещательного...

  • Библиографический указатель книг, поступивших в библиотеку "Школа России"

    Библиографический указатель

    Папка инструктивно -методических ... Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений ... Информатика и ИКТ . 3 класс: методическое ... учреждений : письмо ... с.. -(Учебный год ) Экземпляры... преподавания обществознания как учебный предмет ...



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта