Главная » Заготовка и хранение » Почему четверг назвали четвергом. Очевидное - невероятное

Почему четверг назвали четвергом. Очевидное - невероятное

Для начала стоит разобраться, почему неделя называется «неделей» . Дело в том, что раньше, еще до принятия христианства, неделей называли воскресный день. И был он первым днем недели. Однако позже воскресенье стали считать последним днем, заканчивающим неделю. Почему? Давайте разберемся.

Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы (вспомните русскую пословицу «Сделал дело — гуляй смело!»), поэтому самый «лоботрясный» день стал последним. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется Международной организацией стандартизации.

Но сначала именно «неделя» (день недели, ставший впоследствии «воскресеньем») начинал семидневник. Судя по всему, прежде неделю (в современном значении) называли не «неделей», а «седмицей». По-болгарски, кстати, и сейчас «неделя» называется «седмицей». А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели — от воскресенья до воскресенья).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ ДНЕЙ НЕДЕЛИ

Почему понедельник называется понедельником? Слово « » образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Корень слова — понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс -ник-).

Почему вторник называется вторником? Вторник — от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте — не второй день недели, а второй после недели. Корень — втор, суффикс — ник.

Почему среда называется средой? Это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит между первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда неделя начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему названию.

Почему же среду не назвали «третником» (по аналогии со «вторником») или «третейником» (хотя, по некоторых данным, именно «третейником» и называлась среда в древности)? А вспомните названия пальцев! Тот, что находится посередине, так и называется — средний палец, а не третий или еще какой-нибудь. В давние времена середине придавалось особое значение (не зря ведь «средний» и «сердце» являются однокоренными словами).

Интересно, что и в некоторых других языках день недели «среда» переводится буквально как «середина» (например, на немецком Mittwoch).

Некоторые исследователи утверждают, что среда — это середина не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в ней прибавилось два дополнительных дня.

Почему четверг называется четвергом? Как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь, суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее всего, со временем выпал звук «т» — остался «четверк», а постепенно звук «к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком «р». В итоге мы имеем день недели под названием «четверг».

Почему пятница называется пятницей? С все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять» (пятый день после начала недели). Но почему не «пятник» или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому дню). Поэтому пятый день назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.

Почему суббота называется субботой? Слово пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка (от греч. Sabbaton). А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath — «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат — так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых».

Кстати, слово «шабаш» имеет те же корни, так что «суббота» и «шабаш» — родственные слова. Интересно еще и то, что не только в русском языке название этого дня недели произошло от еврейского «шаббат»: и в испанском, и в итальянском, и во французском языках слово, обозначающее субботу, имеет одно происхождение. Впрочем, и во многих других языках. Объясняется это просто — распространение христианской религии повлияло на словари многих языков.

Почему воскресенье называется воскресеньем? Воскресенье — это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно, конечно же, после принятия на Руси христианства. Слово является производным от «въскресити». Образовано суффиксальным способом (суффикс -ениj-). Это день, когда, согласно писаниям, воскрес .

Согласно международному стандарту ISO 8601, это - третий день недели, хотя в некоторых традициях (авраамических религиях) является четвёртым.

К примеру, португальский язык использует слово quarta-feira («четвертый день»), также среда - «четвёртый день» в персидском языке (چهارشنبه). Среда в греческом языке , Τετάρτη, означает просто «четвёртый». То же значение имеют арабское (أربعاء), еврейское (רביעי - ревии) названия. С армянского (Չորեքշաբթի - чорекшабти́), грузинского (ოთხშაბათი - отхшабати) и таджикского (чоршанбе) языков слово буквально переводится как «четыре (дня) от субботы».

Однако в эстонском языке название среды kolmapäev - «третий день» - подразумевает первым днём недели понедельник . В северных диалектах китайского языка , 星期三 (xīngqīsān), означает «день три», поскольку воскресенье непронумеровано.

Среда находится в середине общей «западной» пятидневной рабочей недели, которая начинается понедельником и оканчивается пятницей . В случае, если воскресенье принято за первый день недели, то среда приходится на середину недели, отсюда и происходит её русское название. Большинство славянских языков следуют общему сходному образцу (болгарский: сряда, хорватский: srijeda, чешский: středa, македонский: среда, польский: środa, сербский: среда или cриједа, словацкий: streda, словенский: sreda, украинский: середа).

На финском языке среда называется Кескивиикко («середина недели»), на исландском: Miðvikudagur, на фарерском: Mikudagur («день - середина недели»). В некоторых диалектах фарерского языка есть Ónsdagur, который употребляется наравне с общераспространённым наименованием среды.

На хинди среда именуется Будхвар.

«Среда», в буквальном переводе с японского , - «день воды» (水曜日).

В Древнем Риме этот день был посвящён . Семидневная неделя победила в Риме в конце II - начале III столетия. Наименование римской среды Dies Mercurii («День Меркурия») являлось калькой с греческого языка ἡμέρα Ἕρμου heméra Hérmou, «день Гермеса», привязка семи дней недели к семи классическим планетам впервые отмечено в Anthologiarum Vettius Valens (около 170 года).

Латинское имя нашло отражение в большинстве современных романских языков: mercredi (французский язык) , mercoledì (итальянский язык) , miércoles (испанский язык), miercuri (румынский язык) , dimecres (каталанский язык) , Marcuri или Mercuri (корсиканский язык) .

В северной Европе Меркурию соответствовал , от его имени и происходит древнегерманское название этого дня. Германский бог Воден, Воданаз или Один во времена Римской империи был интерпретирован как «германский Меркурий».

Современное английское название среды Wednesday унаследовано от среднеанглийского Wednesdei, на древнеанглийском среда - wōdnesdæg. Англоязычные квакеры традиционно именуют среду «четвертым днём», чтобы избежать языческих ассоциаций.

В современном немецком языке слово Mittwoch (буквально: «середина недели») в X веке заменило прежнее имя среды Wodanstag («день Водана»), что сближает его со славянскими названиями этого дня. В датском языке , как и в норвежском и шведском , сохранилось название среды как дня Одина - Onsdag.

Древние христиане собирались по средам в храмы для общественного богослужения. Святой Амвросий именует среду и пятницу днями стояния (dies stationum), как назывался у первых христиан пост, соединенный с молитвой.

Православная церковь наблюдает в среду (так же как в пятницу) пост (за исключением нескольких праздничных и беспостных периодов в течение года). Пост в среду и пятницу влечет за собой воздержание от мяса, птицы и молочных продуктов. Для православных пост по средам знаменует память о предательстве Иудой Иисуса Христа. Гимны в Октоихе отражают это литургически. Великая среда непосредственно предшествуюет Пасхе. Пост по средам соблюдался столь строго, что некоторые верующие не хотели его прекращать даже и в дни великих праздников. Такая строгость послужила причиной созыва, в 1168 году, особого собора, который определил, что пост среды и пятницы должно отменять только для праздников Рождества и Богоявления. В одном старинном слове правило о посте в среду и пятницу называется тайной спасения, свыше открытой святому Пахомию, а сами среда и пятница олицетворяются в виде двух Ангелов, которые в будущей жизни встретят с радостью и проведут в рай тех людей, которые их почитают.

На ирландском и кельтско-шотландском языках , имя среды, вероятно, напоминает о посте в этот день: Dé Céadaoin (на ирландском гаэльском ) и Di-Ciadain (на шотландском гаэльском ); корень aoine, содержащийся в них, означает «говение».

В католических странах первый день Великого поста известен как «пепельная среда» (в отличие от православных, начинающих поститься с понедельника, у католиков Великий пост начинается в среду). Первый день Великого поста в Западной христианской традиции, происходит за сорок шесть календарных дней до Пасхи и сорок будничных, если не считать воскресенья.

В США многие католические и протестантские общины и некоторые еврейские синагоги по средам проводят исследования Писания или молитвенные ночи бдения, поэтому спортивные расписания во многих американских государственных школах отражают этот факт, резервируя понедельник и четверг для игр девочек, вторник и пятницу для игр мальчиков, и вообще избегая планов на вечер среды.

Существует распространённое выражение: «Среда - это маленькая пятница».

Согласно тайскому солнечному календарю, со средой связан

В Мьянме дети, родившиеся в среду до 12 часов дня, по традиции получают имя, начинающееся на одну из четырёх букв алфавита, называемых боудэхунан. После 12 часов дня по древнеиндийским астрологическим представлениям начинается восьмой день недели День Яху (Раху).

Простонародные русские поверья особо выделяли некоторые среды: так, в Тульской губернии в среду на первой неделе Великого поста поселяне выходили к родникам или речкам и прудам прислушиваться, не шумит ли вода, не стонет ли она, и по стону, шуму или свисту старались предугадать будущее. В среду на пятой неделе Великого поста в селениях Алексинского уезда Тульской губернии устраивались сходбища для проводов зимы: мужчины возили женщин на санях по улицам, холостые старались свалить сани, которые возят женатые, бросали в них снежными комками и т. п. В среду на последней неделе поста в степных селениях обливали утром водой всех домашних животных для предохранения их от болезней.

C 1890-х до 1916 года в Москве по средам собирался литературный кружок «Среда», который посещали выдающиеся писатели, такие как Викентий Вересаев, Александр Куприн, Иван Бунин, Максим Горький и др. После революции 1905-1907 годов возникла так называемая «Молодая среда» во главе с Ю. А. Буниным. Из новых участников - Иван Шмелёв, Борис Пильняк, художник Аполлинарий Васнецов.

В 1905-1909 годах по средам в Санкт-Петербурге в квартире Вячеслава Ива́нова также происходили собрания ведущих поэтов и мыслителей того времени.

Среда как мифический персонаж. В одной великорусской сказке Среда олицетворяется в виде женщины, приготовляющей холст с целью удавить хозяйку, которая её позвала на помощь в тканье холстов, поскольку в народной литературе среда и пятница ставились наряду с воскресеньем и другими церковными праздниками; считалось большим грехом не только нарушить в эти дни пост, но и заниматься некоторыми из домашних работ.

Об уважении к среде говорят пословицы: Что Бог ни даст, а в среду не прясть! Крепка неделя середою (а Великий пост средокрестною), Гость дорогой, а день середной (то есть постный, угостить нечем).

В среду на средокрестной, четвертой неделе Великого поста, пекли кресты на перелом поста, в один из них запекали деревянный крестик, в другой - уголь, в третий - монету и другие предметы. По этим предметам гадали: кому что попадет, то и сбудется. Кто в кресте находил запеченными хлебные зерна, должен был бросить при посеве первую горсть. Средокрестное печенье ели для здоровья, давали скоту. "Середена" - корова, купленная или родившаяся в среду, считалась счастливой. Со средним днем недели связаны представления о середине жизни, поре зрелости, о полноте жизненных сил: Неделя серединой крепка, а век (Жизнь) половиною.

В страстную среду для здоровья обливали скотину снеговой водой. В то же время, далеко не всем были по душе те ограничения в еде, которые полагалось соблюдать в среду; не каждая пряха в среду оставляла работу, отсюда поговорки: Середа да пятница хозяину в доме не указчица. В среду съедим, так в четверг поглядим. Косится, словно середа на пятницу.

Думаю, никто не будет спорить, что умение разбираться в днях недели очень полезно для ребенка. Когда малыш начинает посещать детский сад, кружки, секции, сталкиваться с работой различных муниципальных учреждений, у него появляется множество вопросов: почему сегодня в детский сад идти не нужно? почему в бассейн только завтра? Все эти учреждения работают по каким-то законам, о которых ребенок, конечно, тоже хочет быть в курсе. Если вы научите малыша определять дни недели, то он сможет примерно представлять, что его ждет в тот или иной день. А это уже первый шаг на пути к планированию собственного времени.

Не стоит приставать с распорядком недели к ребенку младше трех лет, для него это понятие еще слишком абстрактное. Его нельзя пощупать и хорошенько рассмотреть. Да и чувство времени еще не сформировано достаточно хорошо. Самое оптимальное время для знакомства с днями недели – это период, когда ребенок начинает на постоянной основе ходить в различные кружки, секции, детский сад. Здесь уже вторники и среды будут не пустым звуком, а днями, связанными с конкретными событиями.

Из этой статьи вы узнаете, как выучить дни недели с детьми так, чтобы процесс прошел легко и интересно.

Как известно, дети усваивают любую информацию лучше всего, когда она подается в игре. Поэтому не торопитесь сразу предъявлять малышу годовой календарь с несчетным количеством цифр, а лучше подготовьте доступное и наглядное игровое пособие – что-то вроде недельного календаря, на котором ребенку будет интересно в ежедневном режиме отслеживать дни недели. Пока что забудьте про числа и месяцы, обращайте внимание только на дни недели! Желательно сделать календарь так, чтобы каждый день ребенок мог что-нибудь откреплять / прикреплять / наклеивать / закрашивать и т.д. Таким образом, будет задействован не только зрительный канал восприятия, но и чувственный.


У нас с Таисией календарь представляет собой паровоз, где каждый вагон – это кармашек. Висит паровозик на самом видном и используемом месте – холодильнике . С утра Тася пересаживает Машеньку в тот вагончик, который соответствует наступившему дню недели, и заодно проверяет, что запланировано на этот день. В этом ей помогают картинки-напоминалки, закрепленные над вагончиками. Картинки могут напоминать как о регулярных секциях, так и о других интересных грядущих событиях (например, поход в цирк, день рождения бабушки). Вот пример наших напоминалок – танцы, бассейн и музыкальная школа.

Паровоз – это лишь один из множества вариантов оформления первого календаря. Календарь также можно сделать в виде лестницы со ступеньками, цветика-семицветика, у которого лепестки отстегиваются и пристегиваются на липучки, или просто в виде круга с семью секторами и вращающейся стрелкой, и т.д.

После того, как вы нашли на календаре наступивший день недели, полезно обсудить с ребенком, будний это день или выходной (если родители работают по пятидневке и ребенок посещает детский сад, эти понятия, как правило, запоминаются довольно легко). Кроме того, можно вспомнить один из стишков про дни недели (см. ниже).

Будьте готовы к тому, что интерес ребенка к календарю не будет вечен, скорее всего, через 3-4 недели энтузиазма у малыша поубавится, и он будет все чаще забывать подходить к календарю. В этом случае лучше просто отложить календарь на какое-то время и вернуться к нему позже. Либо можно попробовать отслеживать дни другим способом. Например, нам очень понравился пазл «Я учу дни недели» фирмы «Оксва» .

Собирать такой, пазл, конечно, можно и за один присест, но, на мой взгляд, гораздо интереснее и познавательнее, каждый день дополнять пазл новыми деталями (например, во вторник даем ребенку цифру «2», слово «вторник» и соответствующую деталь картинки). Так, по мере приближения недели к концу картинка будет становиться все больше. Вид недостроенной картинки прямо-таки интригует Таисию, она усердно старается вспомнить, какой же там день идет следующим номером, лишь бы только поскорее получить еще один кусочек пазла

Детям постарше также можно предложить закрашивать каждый день на обычном календаре или переставлять день на календаре с передвижным окошечком. Даже если ребенок еще плохо знает двузначные цифры, это будет хорошей подготовкой к знакомству с ними.

Ребенку лет от 4-5 также может понравиться что-то вроде календаря природы (Лабиринт , Ozon , My-shop ). Он дает возможность отмечать не только день недели, но и времена года, месяц, число, погоду.

2. Стихи про дни недели для детей

В стихотворной форме, как известно, все легче и быстрее запоминается, поэтому и сейчас можно прибегнуть к помощи веселых стихов про дни недели. Приведу несколько хороших стихотворений. Нам нравится их читать, поочередно указывая на каждый день недели в календаре (например, на вагончики в паровозе).

В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели посчитали.
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник- это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днем всегда была.
А четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница-сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний, — воскресенье,
Назначаем днем веселья.
Подскажите-ка нам, звери,
Первый-понедельник –
Зайка-рукодельник!
За ним приходит вторник –
Соловей-задорник.
За вторником – среда,
Лисичкина еда.
За средой четверг –
Волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота,
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.
Муха – чистюха
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник — в вишневой наливке,
Во вторник — в томатной подливке,
В среду — в лимонном желе,
В четверг — в киселе и смоле.
В пятницу — в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: — Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала.
Бежит, спешит неделя
Мелькают быстро дни
Так чем же, в самом деле,
Наполнены они?
— Да разными делами!
Ответил мне сынок. –
Ходил я в понедельник
С друзьями на каток
Во вторник с братом Ване
В лошадки я играл,
А в среду взял я сани
И с гор его катал.
В четверг вдвоем с братишкой
Рассматривали книжки.
А в пятницу сначала
Немного поскучали,
А после к дню рождения
Писали приглашения.
В субботу в хоре пели,
Старались, кто как мог.
А в воскресенье ели
С клубникою пирог.

3. Игры

Ну и чтобы все, что вы выучили, не забывалось, полезно иногда играть вот в такие игры:

  • Взрослый называет дни недели в случайном порядке. Если ребенок слышит название буднего дня, то он делает вид, что занят какой-то деятельностью – рисует, строит из кубиков, читает книгу и т.д... Если же произносится название выходного дня, то ребенок делает вид, что отдыхает – спит, танцует, хлопает в ладоши – на ваш выбор.
  • Взрослый перечисляет разные слова, в том числе и названия дней недели. Когда ребенок услышит среди ряда слов день недели, он должен хлопнуть в ладоши. Все остальные слова нужно оставлять без внимания.
  • Во время игры в мяч с каждым броском называйте дни недели, в том порядке, как они стоят в календаре. Игра поможет запомнить последовательность дней.
  • Детям постарше можно время от времени задавать такие задачки: Какой день недели спрятался между вторником и четвергом? Какой день идет после пятницы? Перед средой? Какой день недели первый? А последний?

4. Мультфильмы про дни недели для детей

Среди мультфильмов, рассказывающих ребенку про дни недели, мне не удалось найти такие, которые действительно можно было бы от души порекомендовать. В основном попадаются мультики с весьма примитивными сюжетами и незапоминающимися героями. Но если уж выбирать из того, что есть, то самыми достойными мне показались мультики про паровозик Чух-чух «Учим дни недели с ребенком». Если вам попалось что-то поинтереснее, буду рада, если вы поделитесь в комментариях своими находками.

Напоследок как обычно упомяну одну полезную книжечку по теме, к моему удивлению, она оказалась очень хорошим подспорьем.

Люди каждый день сталкиваются с обыденными вещами и явлениями и зачастую не вдумываются в их смысл и внутреннюю суть. И лишь дети своими неожиданными вопросами иногда напоминают взрослым, как много увлекательного и познавательного скрывается в, казалось бы, самых обыкновенных предметах и явлениях окружающего мира. Например, мало кто задумывается, почему четверг назвали четвергом, а между тем, у этого вопроса очень интересная история, уходящая своими корнями в древние времена.

Четверг: происхождение слова в славянских языках

Почему четверг назвали четвергом? Не нужно быть языковедом и филологом, чтобы догадаться, что это слово произошло от порядкового числительного. Четверг является четвертым днем недели, и название его в русском языке очень логично отображает суть обозначаемого явления.

Если углубиться в историю и происхождение слова, то древние славяне обозначали четвертый день недели с помощью слова «четврьтъкъ». С течением времени произношение слова упростилось: звук «т» исчез, а конец слова приобрел оттенок звонкости. Дело в том, что после звонкого звука «р» легче произнести такой же звонкий звук «г», чем глухой «к».

Похожим образом обозначается четверг и в других современных славянских языках: «чацьвер» в белорусском языке, «четвер» - в украинском, čtvrtek - в чешском, «четвртак» - в хорватском и сербском языках.

В общем, неудивительно, почему четверг назвали так самые разные народы. Все они имеют единое происхождение, и лишь через много веков древние славяне разделились, стали жить на разных территориях и развиваться самостоятельно. Однако сходство в названиях самых употребительных слов в языках этой группы подтверждает, что корень происхождения у названных народов был один.

Слово «четверг» в современных европейских языках

Итак, стало понятно, почему четверг назвали четвергом в славянских языках. Но лингвистический мир многообразен, как и многообразно языковое и культурное сознание различных народов. Особый интерес представляет европейская культура, имеющая богатую историю.

Как же называют день недели четверг другие народы? В современных языках, произошедших от латыни, прослеживается интересная тенденция. Например, по-французски четверг - это jeudi, по-испански - jueves, по-итальянски - giovedi. Чтобы разобраться в причинах этой схожести, обратимся к латыни, к которой восходят их истоки. На этом языке "четверг" буквально значит "день Юпитера" (Jovis dies), в древние времена бывшего самым почитаемым богом в Древнем Риме.

Немцы и англичане при обозначении четвертого дня недели пользуются словами Donnerstag и Thursday, которые восходят к имени Тора - бога грома, бури и молнии. Кстати, Donner с немецкого языка переводится как гром. В Нидердандах четверг называют не иначе как Donderdag, в Норвегии - torsdag, в Швеции - torsdag.

Образ Юпитера у различных народов и культур

Итак, в древнеримской культуре верховного бога-громовержца называли Юпитером. В древнегерманской мифологии юпитерианские качества - власть, мощь - приписывались богу Тору.

В Древней Греции царя богов именовали Зевсом, который символизировал свет, справедливость и честь. От его расположения зависело процветание и благополучие народа, поскольку он посылал на землю не только гром и молнии, но и дожди, сулящие урожай. Зевс даровал свободу, победу, триумф, а также покровительствовал путешествиям и образованию.

Нужно отметить, что Юпитер - очень популярный и широко распространенный персонаж. Известны его соответствия в индуизме, у народов древнего Закавказья, а также в азиатских культурах. Несмотря на разные имена, образ этого божества существовал и существует в сознании людей, населяющих весь мир.

Юпитер в оккультных науках

Неслучайно о планете Юпитер знали еще в древности. Кажется невозможным, что люди в те незапамятные времена, не владеющие даже понятием о современных технологиях, могли знать характеристики и качества этой крупнейшей планеты в Солнечной системе, расположенной пятой по счету от Солнца. Тем не менее представители древних цивилизаций владели ценной информацией не только о физических свойствах Юпитера, но и о том влиянии, которое он оказывает на Землю и населяющих ее живых существ.

Древние почитали планету Юпитер за то, что она приносит благосостояние и удачу, достаток и везение. Юпитер - планета щедрости, великодушия и уверенности в себе. Благодаря ее воздействию люди открывают новые горизонты, стремятся развиваться физически, умственно и духовно.

Четверг - день Юпитера

Экскурс в историю был интересным, однако остается открытым вопрос, почему четверг, он же день Юпитера, согласно древней традиции, является именно четвертым днем недели? Ответ подсказывают древние астрологи, которые обозначали планету Юпитер в своих письменах, как на картинке ниже.

Не правда ли, этот знак очень сильно напоминает цифру четыре? Современные астрономы и астрологи пользуются тем же символом.

В связи с этим открытием, возможно, стоит прислушаться к рекомендациям и посвящать четверг юпитерианским делам: образованию, обучению, помощи окружающим и расширению своих возможностей.

Итак, завершая наше небольшое исследование того, почему четверг назвали четвергом, мы пришли к неожиданному выводу. Знания предыдущих поколений не пропали, они содержатся в оккультных науках, ранее тщательно скрываемых от посторонних глаз. И только в последнее время многое из интеллектуальных сокровищниц древнего мира стало доступно широким массам, и люди с удивлением заметили, что знания предков не только не противоречат новейшим исследованиям, но и существенно дополняют картину восприятия мира современного человека.

В предшествующих группах дошкольники знакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь), учились различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера. Новым для детей станет усвоение последовательности дней недели. Их знакомят с тем, что сутки имеют свои названия, что семь суток составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, Среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна. Воспитатель рассказывает детям, что в названиях дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник — день после недели, т. е. первый день после окончившейся недели, вторник — второй день недели, среда — середина недели.

Можно привлечь детей к определению происхождения названий: четверг — четвертый день недели, пятница — пятый.
На разных занятиях можно отводить 1 —1,5 мин для повторения названий временных отрезков и дней недели. Для этого детям задают вопросы: какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день был вчера?
Закрепление и углубление временных представлений происходит в различных играх, которые используются на занятиях. Для «усвоения названий и последовательности дней недели также можно использовать игру.

Игра «Живая неделя». Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я — понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я — вторник. Какой день следующий?»
Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки, Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.

Когда дети усвоят названия и последовательность дней недели, они охотно начинают решать такие задачи: «На улице встретились два друга. «Приходи ко мне в гости»,— сказал Коля. «Спасибо,— ответил Петя.— Только в понедельник ко мне приезжает бабушка, а в среду я уезжаю отдыхать. Но я обязательно приду», В какой день придет Петя в гости к Коле?» Другая задача: «Сегодня среда, через один день будет праздник в детском саду. В каком день будет праздник?» или «Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой».

Воспитатель может рассказать детям о том, как раньше определяли время. В старину, чтобы знать, сколько дней пройдет, люди обычно использовали такой способ. Они знали, что от восхода солнца до следующего восхода проходят сутки. Поэтому каж дое утро, т. е. на восходе солнца, они нанизывали камешек с отверстием (похожий на пуговицу) на травинку. Таким образом они определяли, много или мало дней прошло до какого-то события, например до сбора урожая.

Известен такой случай. Древний персидский царь оставил греков охранять мост. А сам со своим войском пошел в поход на врагов. Он вручил воинам, охранявшим мост, ремень, на котором были завязаны узлы. Каждый день воины должны были развязывать по узлу. Когда все узлы будут развязаны, воины могут возвращаться домой. Можно попробовать вместе с детьми использовать такой старинный способ усвоения времени: принести веревку с несколькими завязанными узлами и договориться, что каждый день в одно и то же время они будут развязывать один узел; когда все узлы будут развязаны, настанет праздник или интересная математическая викторина.

При усвоении временных представлений дети, как правило, не испытывают трудностей. Однако умение ориентироваться во временных понятиях обеспечивается повседневным соприкосновением с ними. Поэтому важно не только на занятиях по математике, но и на всех других и в повседневной жизни задавать детям вопросы: какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера? Дети этой возрастной группы должны также знать, в какой день недели проходит то или иное занятие.

Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М:1992.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта