Главная » Заготовка и хранение » Почему удивление. Значение удивления

Почему удивление. Значение удивления

Главное для меня - не переставать удивляться. Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное.

Рэй Брэдбери

В современном мире человек все больше утрачивает способность удивляться. Удивление становится «дефицитным чувством» на фоне общего информационного изобилия. Мы стремимся все упорядочить в своем уме, приведя предметы и события в режим предсказуемости. Опыт формирует «призму восприятия», через которую воспринимаются все происходящие события. Со временем мы можем утрачивать способность удивляться, а точнее запрещать себе испытывать эту эмоцию.

Исходим из того, что современный человек стремится к избеганию случайностей в жизни. Большинство людей хочет иметь предсказуемую жизнь без резких изменений и перепадов. Все должно соответствовать ожиданиям. Именно поэтому все, что соответствует ожиданиям, не вызывает сильной эмоциональной реакции. Эмоции вызывает ситуации, которые не соответствуют ожиданиям. Либо превосходят их, либо вообще не совпадают.

Удивительный факт: Если все сосуды одного человека, включая вены, артерии, капилляры, вытянуть в одну линию, то этой “веревочкой” можно будет обмотать нашу планету 2-3 раза по экватору .

Удивление - эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Это реакция на отклонение от нормы. Исследователь психологии эмоций Изорд, утверждает, что основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент внезапного изменения в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и может помешать адаптации к ситуации.

Эмоциональные триггеры удивления

Я считаю, что удивление – это очень ценная эмоция в отношениях и бизнесе. Если вы с помощью своего товара или услуги можете удивлять своих Клиентов, они будут очень лояльны к вам и будут по сути бесплатной рекламой. В семейных отношениях это также важно, так как желание приятно удивить своего партнера подпитывает эмоциональность и делает отношения более долговечными.

Чувство удивления – это промежуточное чувство , которое подготавливает нас к переходу к следующей, более энергичной эмоции. Если неожиданная ситуация ОПАСНА, удивление переходит в ИСПУГ. Если неожиданная ситуация менее ОПАСНА, удивление переходит в ГНЕВ. Если неожиданная ситуация БЕЗОПАСНА, удивление переходит в ИНТЕРЕС. Если неожиданная ситуация ПОЗИТИВНА, удивление переходит в РАДОСТЬ.

Триггерами (спусковыми крючками) для возникновения удивления могут быть разные ситуации. Однако, для всех этих ситуаций есть нечто общее. Каждая ситуация выходит за границу наших ожиданий.

  • Неожиданность
  • Оригинальная идея
  • Необычное действие
  • Внезапная ошибка или успех

Удивительный факт: Если наполнить чайную ложку веществом, из которого состоят нейтронные звезды, то ее вес будет равняться примерно 110 миллионам тонн!

Технология развития УДИВЛЕНИЯ

Для развития удивления я предлагаю вам использовать 3-шаговый алгоритм. Только тот человек может удивлять, кто сам умеет удивляться.

Шаг №1. Каждый день выбирайте один факт, который вы будете изучать . С этого момента вы охотник на удивительные факты. Это может быть что угодно, от биографии известных людей до природных явлений. Заведите отдельный файл на компьютере и записывайте в него все, что вызвало у вас эмоцию удивления.

Шаг №2. Проанализируйте, почему этот факт вызывает у вас удивление. Подумайте, какой триггер сработал. Что в данном событии или факте вызывает у вас эту эмоцию? Напротив каждого факта делайте мини-анализ.

Инновационная мысль состоит в том, что именно удивление способствует продлению молодости. Ранее я сделал выводы, что молодости способствуют положительные эмоции, активная работа мозга, постоянные впечатления для него , личностное развитие, сильные гены, природа организма, правильный образ жизни, внутренняя энергия, которая питает работу программы мозга, и занятия спортом, которые повышают мозговую активность.

Остановимся на постоянных впечатлениях для мозга. Как работает точно мозг науке не известно, но так как мозг живой организм, то можно предположить, значит, он живет своими событиями, своими впечатлениями для себя любимого. Так сказать своей насыщенной жизнью. Моя гипотеза состоит в том, что именно удивление и есть одна из главных подпиток для мозга.

Несмотря на значительный прогресс в изучении головного мозга в последние годы, многое в его работе до сих пор остаётся загадкой. Функционирование отдельных клеток достаточно хорошо объяснено, однако понимание того, как в результате взаимодействия тысяч и миллионов нейронов мозг функционирует как целое, доступно лишь в очень упрощённом виде и требует дальнейших глубоких исследований.

Почему именно удивление спросите вы? Ответ будем искать в детях и в их молодости. Посмотрите на маленьких детей, которые играют во дворе, в песочнице. Кто поспорит с тем, что они молоды и счастливы? Скорей всего никто. Ребенку все в новизну, в новинку, его все удивляет ему мир кажется свежим, чистым, интересным, удивительным. Дети любознательны, они всему учатся, восхищаются, радуются, смеются (рассматриваем вариант “счастливого детства”). Помимо смеха, который каждый день их сопровождает, они также много всему удивляются.

Наберите слово восторг в Яндексе или Google и вы увидите, что на первых картинках в результатах поиска изображены искрящиеся дети!

Почему они удивляются, а взрослые в большинстве своем уже ничему не удивляются, с годами для них жизнь становится обыденной? потому что ребенок еще пока не знает жизни, ребенок только появился и ему все в новинку, в радость, в удивление! Пока она познает новое для себя, его все удивляет! Взрослому человеку удивляется нечему, так как уже ‘все познал, все узнал”.

Доказано, что смех освобождает от напряжения, стресса, гнева и страха. А как обстоит дело с удивлением?

Посмотрим, что нам говорит Википедия. “Удивление - когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес. Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.” Продолжим рассуждение если удивление переходит в радость, то радость потом переходит в смех, а смех в счастье. Также и интерес. Интерес переходит в радость, радость в смех и счастье. Несомненно, что когда человек счастлив он и молод!

Но молодой человек если перестает удивляться, то начинает “стареть” Вокруг вас наверняка есть пожилые люди, вы можете у них спросить когда они последний раз удивлялись и чему? Скорей всего ответ последний такой, что уже дано, не помню. А чему собственно удивляться? Вот выходит старость - это отсутствие удивления, а значит отсутствие смеха, радости, счастье и соответснно молодости. Я предполагаю, что молодость ребенка продлевается пока он удивляется, молодость человека напрямую зависит от количества удивлении от жизни. В мозге заложена своя программа в жизни, когда нету удивления, радости познания, то мозг как бы заканчивает свою деятельность!

Посмотрите на статистику дети до 6 лет 400 раз в день улыбаются и 150 раз смеются!! В то время, как взрослые улыбаются в среднем 15 раз в день, а смеются и того меньше: всего 6. Молодые люди ближе к 20 лет - смеются только 6раз. От 20 до 30 лет- 4 раза. После 30 лет- 5 раз в день!!

Известно, что за детский смех, как и за взрослый, отвечает особый гормон - эндорфин, который вырабатывается в организме, когда человек полон положительных эмоций, сопровождаемых смехом. В большом количестве эндорфины способны вызвать состояние блаженства, радости и ликования, счастья!

Вы наверно заметили, что есть молодые люди, которым 20 лет, но они уже выглядят старовато, сидеют, лысеют. Скорей всего они потеряли качество Удивление. Узнаете у них!

Как вернуть удивление или приобрести? Несомненно, нужно выходить из своего мира и смотреть по сторонам, жить активной жизнью. Если вы все знаете вокруг себя - это не означает что вы знаете что происходит на другой части земли, к примеру, в Новой Зеландии, Мексике, Сингапуре или на каких-нибудь островах. Дорого? Необязательно ездить в далекие страны, можно поехать по России, к примеру, в Санкт-Петербург, если вы в нем не были.

Важно постоянно искать новые возможности к удивлению. Можно предположить, что удивляет человека чаще всего что-то новое. Как раз в путешествиях вы узнаете много чего нового, путешествия способствуют росту вашего удивления, а также росту вашей молодсти. Самое главное ездить туда, где вы не были, а не туда где вы все знаете! Так если вы все знаете, то удивляться вы ничего уже не будете!



Удивление

Удивле́ние

сущ. , с. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? удивле́ния , чему? удивле́нию , (вижу) что? удивле́ние , чем? удивле́нием , о чём? об удивле́нии

1. Удивлением называется состояние, чувство, которое вызвано сильным впечатлением от какого-либо необычного, неожиданного или странного объекта, события, явления.

Сильное, искреннее удивление. | Её прекрасный голос привел нас в удивление: мы не знали, что она поёт. | Позже я с удивлением узнал, что мой сосед написал огромный роман. | К моему великому удивлению, он первый позвонил мне и извинился, чего я даже и не ожидала.

2. Если вы говорите, что, к примеру, ночь прошла на удивление спокойно, то это означает, что вы ожидали противоположного (т. е. беспокойной ночи) и выражаете недоумение, почему всё произошло не так, как вы предполагали.

На удивление смышлёный мальчик. | Утро было на удивление свежим, даже холодным.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "удивление" в других словарях:

    удивление - Удивление …

    Повергать в удивление, приводить в удивление, приходить в удивление, раскрыть глаза от удивления, раскрыть рот от удивления... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. удивление… … Словарь синонимов

    Удивление - Удивление ♦ Étonnement В классическом, подчеркнуто глубоком смысле слова – чувство изумления или оцепенения, вызванное неожиданностью. В современном значении – чувство, порожденное не только внезапностью, но и странным или таинственным… … Философский словарь Спонвиля

    УДИВЛЕНИЕ, я, ср. Впечатление от чего н. неожиданного и странного, непонятного. Вне себя от удивления. Смотреть с удивлением. К всеобщему удивлению (так, что все удивлены). На удивление (разг.) о ком чём н. удивительном (во 2 знач.). Яблок в… … Толковый словарь Ожегова

    УДИВЛЕНИЕ, удивления, мн. нет, ср. Состояние, вызванное сильным впечатлением от чего нибудь, поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью или непонятностью. Посмотреть на кого нибудь с удивлением. Вне себя от удивления. Открыл рот от… … Толковый словарь Ушакова

    удивление - УДИВЛЕНИЕ, недоумение УДИВИТЕЛЬНЫЙ, восхитительный, невиданный, неправдоподобный, разг. дивный УДИВЛЕННЫЙ, изумленный, ошеломленный, пораженный УДИВЛЯТЬ/УДИВИТЬ, ошеломлять/ошеломить, разг. дивить, разг., сов. подивить… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Удивление - Имена существительные НЕДОУМЕ/НИЕ, озада/ченность. Состояние лёгкого удивления, растерянности, вызванное непониманием, неясностью чего либо. СТРА/ННОСТЬ, чуда/чество, разг. бзик, разг. завихре/ние, разг. заско/к, разг. чуди/нка.… … Словарь синонимов русского языка

    удивление - безмерное удивление большое удивление великое удивление глубокое удивление крайнее удивление немалое удивление необычайное удивление неподдельное удивление огромное удивление чрезвычайное удивление … Словарь русской идиоматики

    Запрос «Сюрприз» перенаправляется сюда; о фильме см. Сюрприз (фильм, 2007). Удивление когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Адекватная реакция на отклонение от нормы. Если неожиданная ситуация окажется опасной,… … Википедия

    удивление - вызвать удивление действие, каузация выразить удивление демонстрация мелькнуло удивление действие, субъект, мало представить удивление начало, знание, понимание … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Книги

  • Удивление перед жизнью. Воспоминания , Виктор Розов. Виктор Розов – один из крупнейших драматургов XX века. С его появлением началась новая театральная эпоха, связанная с именами Анатолия Эфроса и Олега Ефремова, новым периодом Центрального…

Все люди разные. И каждый человек изменяется относительно себя самого: его возраст, внешность, настроение, отношение к миру, способности, жизненные планы — ничто не остается неизменным. Когда рядом оказываются два, три и т. д. человека, им приходится приспосабливаться к изменяющимся друг другу. Даже к самому себе порой надо привыкнуть. Тем более когда внутри тебя развивается вселенная.

В период ожидания Малыша реакции на мир могут немного замедлиться, а восприятие окружающих и самой себя — обостриться. Поэтому иногда количество эмоций и их интенсивность не позволяют взять под контроль свое настроение наилучшим образом. Мама Малыша расстраивается и сердится, обижается и злится, тревожится и страдает. Неважно, какая причина привела к таким ощущениям (неловкая шутка мужа или справедливое замечание делового партнера) — настроение испорчено, и хочется поскорее спрятаться от всех и выплакаться, или что-нибудь разбить, или поколотить первого встречного.

У каждой отрицательной эмоции есть запал, и если он подожжен и потушить его не удалось, грянет выстрел. И, будьте уверены, ваш Малыш его почувствует.

Откройте в себе способность любой отрицательный импульс преобразовывать в необыкновенную, волшебную, не забирающую энергию эмоцию, которая способна остановить негативный поток любой мощности и направить его в позитивное русло. Эта эмоция знакома каждому ребенку, но взрослые привыкли ее подавлять. И вы ее, конечно, прекрасно знаете, потому что эмоция эта — удивление.

Мы удивляемся, когда то, что мы видим или слышим, оказывается неожиданным, заставляет пожать плечами и подумать (сказать): "Ну надо же!", "Вот ведь как бывает", "Вот это да...", "Не может быть!". Волшебство удивления в том, что оно, ненадолго блокируя наш мозг, будоражит нашу душу и при этом вовсе не требует, чтобы к новости, событию или явлению у нас возникло какое-то отношение. Можно даже сказать, что удивление способствует кратковременному расслаблению, разрядке и изменению потока наших впечатлений.

Человек, который в совершенстве умеет удивляться, практически неуязвим для каких бы то ни было нападок окружающих.

Вы спросите, как это — удивляться в совершенстве? Разве может такое быть? Может! Это первая хорошая новость. А вторая хорошая новость — овладеть искусством удивления удается просто и быстро. Для этого нужно сделать всего две вещи.

  1. Хорошо запомнить, какие ситуации и люди способны вызвать у вас хотя бы малейшие негативные переживания.
  2. Как только почувствуете, что неприятное переживание готово о себе заявить, нажмите мысленно на паузу, замрите и... удивитесь тому, что происходит, сказав одну из фраз: "Ну надо же!", "Вот ведь как бывает", "Вот это да...", "Не может быть!".

Попробуйте! Правда, надо иметь в виду, что для окружающих такая ваша реакция может оказаться словно удар о столб — они-то в своих эмоциях бегут, а вы — стоите. Поэтому вам придется вслед за первой эмоцией удивления испытать вторую, а может, и третью. Удивляться придется много, потому что окружающие люди вообще не умеют друг друга беречь, а уж если рядом такое впечатлительное создание, как будущая мама... Но это только вначале. Пройдет время, и окружающие (близкие и далекие) в ответ на ваше удивление произнесут фразу вроде такой: "Да что с ней говорить!" или "Бесполезно, ей на это наплевать (она все равно не поймет)". Что вы сделаете? Правильно, снова удивитесь. И тут произойдет невероятное — происходящее станет вас забавлять. Потому что секрет фокуса знаете только вы!

Это и есть тот самый качественный скачок, после которого ваша эмоция удивления будет преобразовывать негативную энергию, которая направлена на вас, в позитивную. Ведь то, что смешно или забавно, на нас действует наилучшим образом.

Но это еще не все волшебные возможности удивления!

Мир ждет, когда вы подарите ему нового человека. И он каждый день вас радует. Научитесь эти радости видеть и удивляться им. В мелочах, каждый час, каждое мгновение. И тогда у вашего Малыша будет самая счастливая на свете мама. А у вас — самый счастливый на свете Малыш.

Ваш Малыш ждет, что вы освоите волшебную эмоцию — удивление. И тогда его эмоциональная жизнь будет стабильной, и еще до рождения он будет часто улыбаться. Когда ваш Малыш появится на свет, он подарит вам миллионы возможностей с удивлением обнаруживать, как прекрасен этот мир, самым большим чудом в котором будет для вас, конечно, он сам.

Комментировать статью "Мама освоит волшебную эмоцию"

Еще по теме "Эмоция удивления эмоции удивление":

Как научиться выражать чувства. Между переживанием чувств и их выражением существует принципиальная разница. Мама освоит волшебную эмоцию. Удивляйтесь! И это украсит вашу жизнь.

пятничное, про эмоции. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе Умею скрывать удивление, разочарование, обиду, злость и прочее, если слёзы, заразы, не текут. Со слезами ничего поделать не могу, физиология, блин.

Мама освоит волшебную эмоцию. У каждой отрицательной эмоции есть запал, и если он подожжен и потушить его не удалось, грянет выстрел. И, будьте уверены, ваш Малыш его почувствует.

Последние 2 недели Соня начала как-то странно напрягаться и тужиться. С походами в туалет это никак не связано. У нее напрягается все тело, как будто она сильно злится. Она вытягивает руки и ноги и иногда прям рычит при этом. Сегодня заметила что во время одного из "приступов" прям вся даже чуть-чуть дрожит от напряжения.

Мама освоит волшебную эмоцию. Важно самой начать, у ребенка просто нет опыта таких игр и если у него нет компании сверстников, играющих в такие игры, надо самой настраиваться и играть. Вам и самой станет легче, как мне кажется, когда игра пойдет.

Мама освоит волшебную эмоцию. У каждой отрицательной эмоции есть запал, и если он подожжен и потушить его не удалось, грянет выстрел. И, будьте уверены, ваш Малыш его почувствует. Девушки, эмоции мешают принять единствен.

Мама освоит волшебную эмоцию. На вторник к врачу записалась но учитывая наших врачей хочу как можно лучше подготовиться. Мама говорит что это она так эмоции проявляет, но я напрягалась.

Мама освоит волшебную эмоцию. ...отношение к миру, способности, жизненные планы - ничто не остается неизменным. Поэтому иногда количество эмоций и их интенсивность не позволяют взять под контроль свое... Трудные эмоции - как пережить?

Какая у вас была первая встреча с малышом, какие вы испытали эмоции, какие у вас были впечатления? У всех такие разные встречи, что это У меня было огромное удивление - это же ЧУДО! То есть я знала, что у меня внутри есть ребенок и т.п., но тот ребенок, который внутри и...

Мама -псих. вам уже много чего хорошего посоветовали, от себя добавлю: ищите положительных эмоций! старайтесь почаще выходить из дома Ребёнок в стрессе. Дома даёт волю эмоциям. Мама освоит волшебную эмоцию. Оба раза был совершенно нереальный выброс эмоций...

Волшебство удивления в том, что оно, ненадолго блокируя наш мозг, будоражит нашу душу и при этом вовсе Чужие дети не вызывают эмоций. Да девочка красивая умная. Какая у вас была первая встреча с малышом, какие вы испытали эмоции, какие у вас были впечатления?

Удивление. Мльчик очень удивился, когда увидел, как фокусник посадил в пустую корзинку кошку и закрыл ее, а когда открыл, то кошки там не А в данном случае тема это "Человек" или "строение тела", " эмоции ", "настроения" это разные темы и их нужно разбивать на разные дни?

Эмоции. Чувства ребенка очень хрупки, небрежное отношение к ним может испортить ему всю последующую жизнь. Ты удачу не спугни, А спокойно береги. Поэтому вам придется вслед за первой эмоцией удивления испытать вторую, а может, и третью.

Эмоции: радость, грусть, злость, удивление, спокойствие, ... (шестую забыла). Ребенку даются эти карточки вразнобой, и он должен собрать эмоцию: по характерному положению бровей, рта, выражению глаз... Тренируйтесь у зеркала:) Сначала - Вы сама:) Я все тренировки...

Мама освоит волшебную эмоцию. У каждой отрицательной эмоции есть запал, и если он подожжен и потушить его не удалось, грянет выстрел. Хорошо запомнить, какие ситуации и люди способны вызвать у вас хотя бы малейшие негативные переживания.

Люди, у которых эмоции довольно сильные, какие у вас ощущения от людей, у которых они довольно слабые? К примеру, у меня диапазон эмоций довольно не большой и на восторги или "безумное" раздражение смотрю немного с удивлением, до конца в искренность не могу...

Еще про эмоции - игра. Игры. Раннее развитие. На удивление: детям понравилось играть с фоками живых, реальных детей. Придумали еще такой вариант: картинки парами - один плачет, другой ему что-то рассказывает: то есть ситуация обыгрывается.

К. Изард утверждает, что основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей. Изард приводит выражение С. Томкинса (Tomkins, 1962), что удивление — это «эмоция очищения каналов». Другую позицию занимает И. А. Васильев, который полагает, что с помощью удивления эмоционально окрашивается и выделяется нечто «новое», имеющее ценность для человека. Эмоция удивления презентирует сознанию еще неосознанное противоречие между старым и новым и на этой основе дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать и, следовательно, ориентирует его в познании внешней действительности. В то же время эта эмоция является и тем механизмом, который побуждает и направляет мотивы мыслительной деятельности, дает толчок к выбору средств для преодоления обнаруженного противоречия.

Л.С.Выготский (1984) отмечает, что в субъективистской психологии интересы отождествлялись то с умственной активностью и рассматривались как чисто интеллектуальное явление, то выводились из природы человеческой воли, то помещались в сферу эмоциональных переживаний и определялись как радость от происходящего без затруднений функционирования наших сил.

Испытываемые человеком в процессе выполнения интересующей его деятельности эмоции (процессуальные интересы) Б. И. Додонов называет чувством интереса. Это, как он пишет, чувство успешно удовлетворенной потребности в желанных переживаниях. Оно может быть разным и порой порождается обычными потребностями, еще не образовавшими особого механизма интереса-склонности. Деятельность, в которой выражают себя интересы через это чувство, может носить разный характер; иногда она может ограничиваться только познавательными процессами, и тогда отмечают, что люди нечто смотрят с интересом, нечто слушают с интересом или нечто изучают с интересом. Но человек может и работать с интересом, и играть с интересом и т. д. При этом, полагает Додонов, в зависимости от конкретного характера деятельности интерес будет выражаться через разные эмоции, иметь разную эмоциональную структуру. В то же время он пишет, что, для того чтобы понять природу человеческих интересов, их сущность надо искать не в специфике «чувства интереса», а в чем-то совсем ином. В чем именно — он не раскрыл. Это может быть и потребность в новизне, и привлекательность неизвестного, загадочного, и желание испытывать удовлетворение от сделанного.

Значительное внимание уделяет интересу К. Изард (2000). Он предполагает наличие некой внутренней эмоции интереса, обеспечивающей селективную мотивацию процессов внимания и восприятия и стимулирующей и упорядочивающей познавательную активность человека. Интерес рассматривается Изардом как позитивная эмоция, которая переживается человеком чаще всех остальных эмоций. В то же время он говорит об интересе и как о мотивации.

186 Глава 6. Характеристика различных эмоций

По мнению В. Чарлзуорта (Charlsworth, 1968) и К. Изарда, интерес, как и удивление, имеет врожденную природу. Однако Изард не отождествляет интерес с ориентировочным рефлексом (непроизвольным вниманием), хотя и указывает, что последний может запускать эмоцию интереса и способствовать ей. Однако затем ориентировочная реакция исчезает, а интерес остается. Автор подчеркивает, что интерес нечто большее, чем внимание, и доказывает это тем, что на манекене с нарисованным лицом двухмесячный ребенок задерживает внимание дольше, чем на манекене без лица, а на живом человеческом лице дольше, чем на манекене с лицом. Эмоция интереса отличается от ориентировочного рефлекса тем, что она может активироваться процессами воображения и памяти, которые не зависят от внешней стимуляции. Он указывает и на отличие интереса от удивления и изумления, хотя и не останавливается на дифференцирующих их признаках.

Мне представляется, что необходимо различать кратковременное и долговременное проявление интереса. Изард говорит о первом, который можно было бы назвать реакцией заинтересованности. Заинтересоваться — значит почувствовать (осознать) интерес к кому- или чему-нибудь (С. И. Ожегов). Долговременный интерес — это уже интеллектуальное чувство, положительная эмоциональная установка на познание какого-то объекта.

Мимическое выражение эмоции интереса, как показал Изард, чаще всего кратковременно и длится от 0,5 до 4-5 секунд, тогда как нейронная активность, вызванная интересом, и переживание его длятся дольше. Интерес может проявляться только одним мимическим движением в одной из областей лица или их совокупностью -приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ.

Проявление эмоции интереса сопровождается сначала небольшой брадикардией (снижением частоты пульса), а затем некоторым повышением частоты сердечных сокращений. Эмоция интереса, по Изарду, проявляется в таких переживаниях, как захваченность, зачарованность, любопытство.

Любопытство. Рассматривая интерес, отечественные психологи, как правило, сознательно или непреднамеренно ничего не говорят о таком психологическом явлении, как любопытство. Между тем, по С. И. Ожегову, любопытство — это стремление узнать, увидеть что-то новое, проявление интереса к чему-нибудь (я бы добавил -«здесь и сейчас»). В частности, любопытный факт — это интересный, возбуждающий любопытство, интерес, содержащий какую-то интригу. Отсюда заинтриговать — возбудить интерес, любопытство чем-то загадочным, неясным. Любопытству сродни понятие «любознательный», т. е. склонный к приобретению новых знаний.

Следует отметить, что, как писал Ларошфуко, есть две разновидности любопытства: своекорыстное — внушенное надеждой приобрести полезные сведения, и самолюбивое — вызванное желанием узнать то, что неизвестно другим.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что нет никаких оснований исключать любопытство из рассмотрения вопроса об интересе.

Очевидно, что любопытство и любознательность являются проявлениями познавательного интереса, несмотря на то, что в ряде случаев любопытство может быть мелочным и пустым (т. е. интерес проявляется ко всяким случайным или несущественным обстоятельствам, фактам и т. п.), или, как пишет П. А. Рудик, любопытство является начальной стадией развития интереса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания.

А. Г. Ковалев (1970) пишет, что у маленьких детей интерес первоначально проявляется в форме любопытства. Но эта направленность на объект носит временный характер и может быть названа предынтересом. Собственно интерес (отношение) возникает в дошкольном возрасте.

Таким образом, любопытство можно, по Ковалеву, рассматривать как проявление ситуативного интереса. Но, с другой стороны, разве не может каждый сказать про себя, что в определенных ситуациях он тоже проявляет любопытство в отношении новых, поражающих воображение, удивляющих, интригующих фактов, объектов? И разве, читая художественное произведение (роман, детектив), мы не проявляем все то же любопытство: что будет дальше, чем закончится?

Поэтому Н. Д. Левитов прав, когда говорит о том, что любопытство имеет разные формы и было бы неправильно думать, что все они являются выражением поверхностной, несерьезной любознательности. Он выделяет непосредственное и наивное любопытство, которое может не содержать в себе ничего плохого. Такое любопытство свойственно маленьким детям. Новому для них человеку они могут задать самые разнообразные вопросы: «Почему вы такой большой?», «У вас есть маленькая дочка?» и т. д. Непосредственное и наивное любопытство, как отмечает Левитов, бывает и у взрослых, когда им приходится обращать внимание на что-то новое, непривычное. Таково любопытство человека, попавшего в новую обстановку.

Левитов говорит и о серьезном любопытстве, которое свидетельствует о любознательности человека. Это своего рода кратковременный концентрат любознательности. Не случайно слова «любопытство» и «пытливость» имеют общий корень; через любопытство формируется пытливость, пытливость выражается в любопытстве. Левитов рассматривает любопытство в качестве одного из показателей умственной активности, живости и широты интересов человека. Он подчеркивает роль любопытства в науке: оно часто является толчком к постановке исследования.

Когда же с пренебрежением говорят о любопытстве, то имеют в виду его особую форму — праздное любопытство. Это означает, что любопытство направлено на предмет, не стоящий внимания, и что источником его является желание проникнуть в область, в которую данному человеку проникать не следует. К праздно любопытствующим Левитов относит зевак, а также сплетников, желающих узнать что-то сенсационное.

Многими психологами интерес понимается как отношение, что следует и из перевода латинского слова «интерес» — «важно», «имеет значение». Правда, это отношение не всегда пристрастно, эмоционально. Так, в «Словаре по этике» интерес определяется как целеустремленное отношение человека, общества в целом к какому-либо объекту его потребности; в «Психологическом словаре» интерес понимается как по-требностное отношение человека к миру. Чаще всего, однако, подчеркивается, что интерес как отношение имеет положительную эмоциональную окраску. У С. Л. Рубинштейна интерес — это избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, у А. Г. Ковалева — это эмоциональное и познавательное отношение и т. д. В то же время Ковалев отмечает, что не любое эмоциональное отношение составляет интерес. Радость может и не выражать интереса. Следовательно, как полагает автор, обязательным признаком интереса может быть только устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту. Но последнее можно рассматривать и как склонность (потребность в осуществлении интересной

198 Глава 6. Характеристика различных эмоций

деятельности), и как чувство. Отсюда и многозначность в понимании интереса как психологического феномена, о которой я подробно говорил в моей книге «Мотивация и мотивы» (Ильин, 2000).

Возникающее противоречие в понимании интереса, с одной стороны, как ситуативного психологического феномена (потребности), а с другой стороны, как устойчивого психологического феномена (эмоционального отношения) Б. И. Додонов (1973, 1978) попытался решить следующим образом. Ключ к пониманию сущности интересов он видит в рассмотрении динамики отношений между потребностями и эмоциями, которые приводят к возникновению интересов-отношений, интересов-свойств личности. Выступая в первую очередь как индикаторы потребностей человека, эмоции сами постепенно все более становятся «предметом» его особых психологических потребностей, приобретают известную самоценность, начинают заранее предвкушаться личностью. В «механизм» каждого интереса, по мнению Додонова, входят потребности, которые приобрели служебную функцию. Поэтому, с его точки зрения, интерес — это потребность в переживании отношений, жажда положительных эмоций. По сути, он разделяет понимание интереса А. Г. Ковалевым как устойчивого положительного эмоционального отношения, показывая истоки возникновения этого отношения.

Очевидно, что понимание интереса то как эмоции, то как чувства неправильно, поскольку интерес — это и то и другое вместе, но не только это. Интерес — это прежде всего мотивационное образование, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительным эмоциональным тоном впечатления — удовольствием от процесса), присутствует и другой — потребность в знаниях, новизне. Следовательно, интерес — это аффективно-когнитивный комплекс.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта