Главная » Заготовка и хранение » Поэма - Мороз, Красный Нос! Николай Некрасов! Весь он белый, весь в обновах. В свой свисточек ледяной

Поэма - Мороз, Красный Нос! Николай Некрасов! Весь он белый, весь в обновах. В свой свисточек ледяной

"Мороз, Красный Нос!" Николай Некрасов. 1821-1877

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт - по деревне шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой её головой!

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую
Хвастливую песню поёт:

"Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построил народ.

Где быстрые шумные воды
Недавно свободно текли,-
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове ледянить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабёнка, пеняя на леших,
Домой удирает скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить ещё веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнём,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Продолжение следует...

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в моё царство со мною
И будь ты царицею в нём!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснём.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой..."
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

"Тепло ли тебе, молодица?"
С высокой сосны ей кричит.
"Тепло!" отвечает вдовица,
Сама холодеет, дрожит.

Морозко спустился пониже,
Опять помахал булавой
И шепчет ей ласковей, тише:
"Тепло ли?" - "Тепло, золотой!"

Тепло - а сама коченеет.
Морозко коснулся её:
В лицо ей дыханием веет
И иглы колючие сеет
С седой бороды на неё!

И вот перед ней опустился!
"Тепло ли?" промолвил опять,
И в Проклушку вдруг обратился
И стал он её целовать.

В уста её, в очи и в плечи
Седой чародей целовал
И те же ей сладкие речи,
Что милый о свадьбе, шептал.

Продолжение следует...

И так-то ли любо ей было
Внимать его сладким речам,
Что Дарьюшка очи закрыла,
Топор уронила к ногам.

Улыбка у горькой вдовицы
Играет на бледных губах,
Пушисты и белы ресницы,
Морозные иглы в борвях...

Ни звука! Душа умирает
Для скорби, для страсти. Стоишь
И чувствуешь, как покоряет
Её эта мёртвая тишь.

Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес,
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес,

Влекущий неведомой тайной,
Глубоко-бесстрастный...Но вот
Послышался шорох случайный -
Вершинами белка идёт.

Ком снега она уронила
На Дарью, прыгн"ув по сосне.
А Дарья стояла и стыла
В своём заколдованном сне...

Отрывок из поэмы "Мороз, Красный Нос"

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить ». Откуда строки?

Честно, не знаю, какие вообще могут быть проблемы с определением стихотворных размеров, а уж тем более не знаю, как можно блуждать в двухсложных?! Как? Поэтому если у вас ситуация схожая, как и Онегин не можете разобраться с размерами, то этот материал для вас.

В ЕГЭ по литературе необходимо знать и уметь определять 5 размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Всё!

У меня есть одна безошибочная техника, с помощью которой мы и поучимся. Весь процесс будет поделен на 3 этапа:

1. Деление на слоги.

2. Постановка ударений.

3. Деление на стопы и определение размера.

Для того, чтобы определить стихотворный размер бывает достаточно всего лишь одной строки, иногда не сразу получается, поэтому некоторые берут несколько, но мы возьмем одну из стихотворения Некрасова «Мороз-воевода»:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-Воевода дозором

Обходит владенья свои.

Помню, как еще в начальных классах учил это стихотворение… А нам, напомню, потребуется всего лишь первая строка. Первый этап – деление на слоги. Напомню, что сколько в слове гласных, столько и слогов. У нас получится одно большое слово:

1. Не – ве – тер – бу – шу – ет – над – бо – ром.

2. Ставим ударения: не – ве – тер – бу – шу – ет – над – бо – ром.

Сейчас делим на стопы. Известно, что размеры бывает двухсложные и трехсложные. Сколько входит в стопу слогов, таков и размер. У ямба и хорея стопы имеют по 2 слога, у дактиля, амфибрахия и анапеста стопы по 3 слога. Попробуем поделить по 2 слога:

3. не – ве / – тер – бу / – шу – ет / – над – бо / – ром. Видим, что в первой и третьей стопах ударения стоят на разных местах, значит, это точно не двухсложный размер. Нужно поделить по 3 слога: не – ве – тер / – бу – шу – ет / – над – бо – ром/.
Вот теперь всё чётко получилось. Видим, что в каждой стопе ударение падает на второй слог.

Осталось дело за малым, вспомнить трехсложный размер, в котором ударение падает на 2й слог. Да-да, это амфибрахий, вы молодцы!

Несколько фишек, как запомнить эти размеры. Двухсложные просто: ямб начинается на последнюю букву алфавита, а он идет вторым, последним после хорея, у которого ударение падает на первый слог.
Чтобы выучить трехсложные, достаточно запомнить слово ДАМА:
1.Д – Д актиль.
2.АМ – АМ фибрахий.
3.А – А напест.

Я увидел хорей, я подумал о ямбе,
Начал дактилю я возносить дифирамбы...
Амфибрахий вошёл, угловат, косолапист,
Он сказал, скоро в дом прибывает анапест.

В поэме "Мороз, Красный нос" Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений.

Николай Некрасов.

"Не ветер бушует над бором..."
Из поэмы «Мороз, красный нос».

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!

Забрался на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«Вглядись, молодица, смелее.
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли -
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою.
А летом глубоко уснем.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой...»
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.

Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями.

Учебные задачи:

  1. вырабатывать умение понимать образные выражения, самостоятельно находить в тексте слова и выражения для изображения состояния природы, внешности «рассказчика», его чувств;
  2. развивать исполнительское мастерство (правильно сознательно читать вслух, расставляя акценты, выбирать темп речи, соотнося его с содержанием);
  3. развивать умение определять структурные особенности текста, ритмичность стихотворения.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, колонки, цифровая презентация материала урока (в архиве файл презентации с аудиофайлами в нее включенными).

План урока.

  1. Сообщение темы.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Речевая разминка.
  4. Работа с новым текстом:
    1. введение в тему;
    2. работа с текстом до чтения;
    3. работа с текстом во время чтения;
    4. работа с текстом после чтения:
        1. анализ содержания;
        2. прослушивание аудиозаписи;
        3. чтение для отработки исполнительского мастерства;
        4. физкультпауза;
        5. анализ структуры текста;
        6. чтение с нужным интонированием;
    5. анализ используемого стихотворного размера (если позволяет время);
    6. сравнение Мороза-воеводы Некрасова и Деда Мороза (если позволяет время).
  5. Подведение итогов. Выставление оценок.
  6. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Сообщение темы урока. (слайд 1)

На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.

2. Проверка домашнего задания. (слайд 2)

Вернёмся к тексту отрывка из стихотворения Некрасова «Железная дорога» (с.168). Назовите «необычные» прилагательные-признаки обычных предметов, которые использует автор. Они звучны и точны.

(славная осень – выражает доброе приятное отношение поэта к осени; здоровый ядреный воздух – свежий, бодрящий, приятный).

Какой ещё литературный приём использовал Некрасов? (сравнения) Назовите их. (См. слайд)

Читают 1-2 ученика.

3. Речевая разминка. (слайд 3)

Картины осени давно сменились. За окнами много света и белизны. Вспомните, как однажды вы проснулись, посмотрели в окно, а там... (Учитель обращает внимание на слайд).

Прочтите стихотворение Л. Васильевой задумчиво, медленно, тихо. (Жужжащее чтение).

В каких местах нужно сделать паузу, какие слова выделить голосом?

Читают 1-2 ученика. (слайд 4)

4. Работа с новым текстом. (слайд 5)

1) Введение в тему. (На слайде только портрет).

Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий).

В каких литературных произведениях мы его встречали? (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»).

Описал этого героя и Н.А.Некрасов. С.169 учебника.

2) Работа до чтения.

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете сказать о Морозе?

О чём будет стихотворение? Это стихотворение-рассказ, стихотворение-басня, стихотворение-сказка или стихотворение-описание природы? (Стихотворение-сказка)

Почему? (Высказываются предположения).

Как называется стихотворение? (Своего названия не имеет. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Почему слово «красный» с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. То есть используется такой литературный приём, как олицетворение).

(Тот же слайд, но с новой информацией).

См поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во втором).

3) Работа с текстом во время чтения.

Чтение про себя с целью проверить, верны ли предположения. (слайд 6)

Подтверждаются ли наши предположения?

Чтение вслух по строфам с комментированием. Словарная работа по ходу чтения. Постановка ударений. Уточняющие вопросы на понимание содержания.

4) Работа с текстом после чтения с целью достижения понимания на уровне смысла.

а) Анализ содержания. (слайд 7)

Напомните, какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).

Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).

Он совершает поступки вполне человеческие. Какие? (Обходит владенья, глядит, идёт, забрался на сосну, бьёт палицей, поёт).

Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).

Что он говорит сам о себе? (Пойду, построю, задумаю, упрячу).

Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).

Воевода – удачно ли это сравнение?

б) Прослушивание аудиозаписи в исполнении народного артиста МХАТ Алексея Грибова. Учитель даёт установку обратить внимание на исполнение толстым густым низким мужским голосом. (слайд 8)

Строфы 1-3.

Строфы 4-5. (слайд 9)

Строфы 6-7. (слайд 10)

Строфы 8-9. (слайд 11)

в) Чтение стихотворения детьми по цепочке .

г) Физкультпауза.

Руки вверх, руки вниз,
На носочках подтянись.
Руки ставим на бочок.
На носочках скок-поскок.
А затем поприседаем.
Мы зимой не замерзаем!

д) Анализ структуры текста.

На какие части можно разделить текст стихотворения?

  1. Обход владений Морозом, рассказ автора.
  2. Песня Мороза.

Вторую? (Горделиво, громко, хвастливо).

е) Чтение текста детьми с нужным интонированием .

Слайды 12-13 используются в случае, если осталось время.

5) Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом. Обоснование. Выбор подходящего портрета. (слайд 12)

6) Определение стихотворного размера. (слайд 13)

Давайте изобразим хлопками в ладоши и на письме ритмический «рисунок» произведения:

неВЕтер буШУет над БОром, _ /_ _ /_ _ / _

не с ГОР побеЖАли руЧЬИ... _ / _ _ / _ _ / и т.д.

Таков стихотворный размер нашего стихотворения. Каждая разновидность стихотворных размеров имеет своё название. Определите, какой именно стихотворный размер использовал Н.А. Некрасов? (Амфибрахий).

5. Подведение итогов урока. (слайд 14)

Какие картины природы изобразил Н. Некрасов с помощью фольклорного персонажа? (Зима. Настолько крепкий мороз, что трещат деревья в лесу. Солнце. Всё вокруг укрыто большим слоем снега. Водоёмы заморожены.)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание. (слайд 15)

Выучить наизусть отрывок «Обход владений» или «Песня Мороза» (по вариантам).

3 класс

Тема: Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Цели: Обучающие: познакомить учащихся с содержанием отрывка из поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Не ветер бушует над бором..."; работать над умением выразительно читать стихи и над развитием воображения детей; расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас. Воспитывающие: прививать любовь к русской природе.
. I. Организационный момент II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова "Не ветер бушует над бором...".
^ III. Проверка домашнего задания.
У. Прочтите выразительно отрывок из стихотворения Некрасова "Железная дорога" – "Славная осень!..".

У. Какое время года описано в стихотворении?

^ Д. Осень.

– Какими словами описал Н.А. Некрасов осенний воздух?

Дети. Здоровый, ядреный.

У. С чем сравнивает он первый лед на реке?

Д. С тающим сахаром.
^ IV. Знакомство с новым материалом 1. Введение в тему. У. А какое время года у нас сейчас? Д. Зима. У. Вы любите зиму? (Ответы детей). Посмотрите как красива природа зимой. (Показ слайдов). - Сегодня мы с вами увидим, как изобразил красоту зимней природы в стихотворении «Не ветер бушует над бором…» Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, жил в середине ХIХ века. Детство он провел в деревне близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.
Его няня была крепостная крестьянка. Первые сказки, какие довелось ему услышать от няни, были старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий рассказывали в каждой крестьянской семье. Сказки очень полюбились Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь.
Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности:
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...

Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в деревне. Он чуствовал крестьянскую речь, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо! Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться... –
мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь.

Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря, чародея.
Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

На доске написаны слова:

воевода – начальник войска

Дозор – обход для осмотра

Палица – старинное оружие- тяжёлая дубинка с утолщённым концом

Гнёт – тяжесть, груз

обозы – несколько повозок с грузом

казна – имущество, деньги или иные средства

не скудеет – не беднеет

Слушайте внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на вопросы.

^ Учитель читает отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос".

– Чем вам понравилось это стихотворение?

Выслушиваются ответы детей.

– Чем оно вам напоминает сказку?

Д. Мороз показан как живое существо, сравнивается с воеводой.

^ У. Каким вы представляете себе Мороза?

Д. Строгим, грозным, властным, богатым.

У. Прочитайте про себя стихотворение, отметьте легонько карандашом, что вам непонятно, потом спросите. Подумайте, на какие две большие части можно разделить это стихотворение?

Дети самостоятельно читают стихотворение.

– Какие слова оказались вам непонятны?

^ У. Кто может объяснить смысл этих слов?

У. На какие две большие части можно разделить это стихотворение? Как мы их озаглавим?

Д. Часть 1 – "Шествие Мороза", часть 2 – "Песня Мороза".
V. Физкультминутка
Встаньте, дети!
Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять!
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели...
А теперь придется встать,
Тихо сесть, читать начать.
^ VI. Работа над содержанием стихотворения
У. Найдите в стихотворении место, где описывается шествие Мороза. Прочитайте это место и ответьте на вопросы.
Почему поэт называет Мороза воеводой?

^ Д. Мороз руководит жизнью природы.

У. Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?

Д. Что ему все подчиняются.

У. Как вам кажется, удачно ли это сравнение?

У. Найдите первые два сравнения.

Д. Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

^ У. Зачем они употреблены?

Д. Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.

У. Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению.
Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?

^ Выслушиваются ответы учащихся.

– Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о "заботах" Мороза.

Д. Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

У. Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

^ Дети выполняют задание.

– Как Мороз говорит о своем могуществе?

Д. Хвастливо, гордо.

У. Найдите, как называет эту песню Некрасов?

Д. Хвастливой.

У. Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?

Д. Он властный, грозный, удалой, хвастливый.

У. Прочитаем песню Мороза вслух.

^ Выслушивают 2–3 учеников.

– Кто лучше прочитал?

Высказывания детей.

– Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо.

^ Д. Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.

У. Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение?

^ Д. Первую часть – неторопливо, веско, бодро.
– Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.

У. Прочитайте стихотворение про себя. Найдите описание русской природы в этом стихотворении.

^ Дети выполняют задание.

– Как понять выражение: "Я царство мое убираю/В алмазы, жемчуг, серебро"?

Д. Мороз украшает все снегом, инеем.

^ Учащиеся выполняют задание.

– Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас?

Выслушиваются ответы детей.

– Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу.

^ Дети выполняют задание.

– Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова?

Д. Такие звуки, словно ветер бушует, с гор побежали ручьи...

– И еще треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям.

– Пение песни.

У. Какие картины видим?

^ Дети описывают картины.

– Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста.

Д. Используются слова "глядит", "чу", "навряд", "краше", "моря-окияны".

У. Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.

Дети читают "по цепочке".
^ VII. Итог урока
У. Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимнего дня, что мы запоминаем на всю жизнь слова: "Не ветер бушует над бором..."
Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.
С каким произведением вы познакомились на уроке?

^ Д. С отрывком из поэмы "Мороз, Красный нос".

У. Чему учились на уроке?

Д. Выразительно, с правильной интонацией, паузами читать стихотворение.
^ VIII. Домашнее задание
Вариант 1: выучите наизусть отрывок "Шествие Мороза".

Вариант 2: выучите наизусть отрывок "Песня Мороза".

Нарисуйте иллюстрацию к тексту стихотворения, подпишите ее словами стихотворения.

Принесите книги со стихами Некрасова

Тема: Парные звонкие и глухие согласные (закрепление).

Цели: Систематизировать знания детей по теме; учить применять правило на практике, подбирать проверочные слова, развивать устную речь, анализ, умение обобщать; развивать орфографическую зоркость; воспитывать в детях чувство коллективизма, бережное отношение к природе.

^ I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

(Взаимопроверка).

Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища, карандашом исправьте найденные ошибки, поставьте оценки.

^ III. Чистописание. Словарно-орфографическая работа.

Прочитайте рассказ. Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подумайте, какой это текст по типу изложения.

Дедушка подарил мне двух зайч…т. Я х…рошо ухаж…вал за ними. Зайч…та подросли и стали б…л…ш…ми. Я понес их в лес и выпустил на волю. Зайч…та радостно помч…лись по л…су.

^ IV. Сообщение темы и целей урока

На слайде записаны слова: обе…, наро…, заво…, сне…, лоша…ь.

Как вы думаете, какие буквы пропущены в словах?

(учитель читает стихотворение)

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих.

Прислушайтесь к звучанию согласных.

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Сегодня на уроке мы узнаем, что же нужно делать, когда на конце слова парный согласный.

^ V. Сопоставление согласных букв в проверочном и проверяемом словах.

Я вам буду загадывать загадки, а вы должны их разгадать и записать отгадки.

1. Белые горошины на зеленой

Ножке. (ландыш)

2. Я родился в день дождливый

Под осиной молодой –

Круглый, гладкий и красивый

С ножкой толстой и прямой. (гриб).

Весь я сделан из железа.

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все тук да тук. (гвоздь)

4. Он длиннющий,

Он большущий.

Он тучи до земли…

Пусть идет он пуще, пуще,

Чтоб грибы скорей росли. (дождь)

Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь).

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (желудь).

^ VI. Работа с учебником.

1. Работа с правилом.

Откройте учебники на с.98, найдите правило внизу страницы.

2. Закрепление.

Упр.168 – устно.

Упр.169 –письменно.

«Ромашка» - впишите в свободные кружочки буквы так, чтобы получилось восемь слов, все они должны оканчиваться буквой б.

Лоб, клуб, боб, гриб, дуб, хлеб, зуб, герб.

^ 3. Творческая работа.

На доске вы видите пейзаж. Подумайте сюжет какой сказки он вам напоминает?

(Х.К.Андерсен «Гадкий утенок»).

Попробуйте найти здесь и записать в тетрадь слова, со звонкими и глухими согласными наконце слова.

Проверка.

Какие слова вы записали?

А знаете ли вы,что ландыш и лебедь занесены в Красную книгу?

Кто может сказать, что такое красная книга?

^ VII. Физкультминутка.

V. Подумайте!

Слова спокойно жили в книжке, но книжку вдруг прогрызли мышки, от слова кончик откусили и к себе в норку утащили. Кто придумает конец, тот и будет молодец.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово.

Утю…, хле…, моро…, горо…, пиро…, сторо…

Докажите, сделайте вывод (правило).

^ 5. Допишите. Объясните смысл пословицы.

В зимний холо… – всякий моло… .

6. Самостоятельная работа. А теперь внимание, новое испытание.

Выпиши слова с парными звонкими и глухими согласными, которые нужно проверять. Докажите! Устно подберите проверочные слова. Проверка.

Медведь на зиму забрался в берлогу. Еж заснул в норе до весны. С утра в лесу шел белый снег. На снегу хорошо виден лисий след.

Итог урока

Как проверить парный согласный на конце слова? (Нужно изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный)

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лед – на льды –

Будешь грамотным и ты.

Домашнее задание: упр.171.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта