Главная » Заготовка и хранение » «Пророк», анализ стихотворения Некрасова. Некрасов николай - пророк

«Пророк», анализ стихотворения Некрасова. Некрасов николай - пророк

Стихотворение «Пророк» Некрасова было напечатано в «Отечественных записках» № 1 за 1977 г. без последней строфы с подзаголовком «Из Барбье» (романтический сатирический французский поэт). Были и другие подзаголовки («Из Байрона», «Из Ларры»), необходимые для цензурной маскировки. Полностью было напечатано в «Общем деле» в августе 1882 г. за границей с заголовком «Н.Г.Чернышевскому». В прижизненные издания не входило.

Дата точного написания стихотворения не установлена. В беловом автографе указан 1974 г., но, возможно, стихотворение написано в 1862-1864 г. после ареста Чернышевского, а потом доработано. Оно могло быть посвящено другой личности, а затем переадресовано Чернышевскому. Большинство исследователей считает, что стихотворение носит обобщённый характер.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Пророк» проникнуто реалистическим пафосом. Традиционно образ пророка в русской литературе связывался с ролью в обществе поэта. Но Некрасов снимает с себя эту миссию как с недостойного и перекладывает её на плечи жертвующего собой революционера. Готовых пожертвовать жизнью революционеров единицы, но этот образ типичен, потому что только таким революционер и может быть с точки зрения Некрасова.

Стихотворение – образец гражданской лирики, хотя в нём есть элементы философских раздумий, что приближает его к элегии.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой реплику в диалоге, обращённую к невидимому собеседнику, который как будто упрекает революционера в неосторожности.

Лирический герой спорит с оппонентом, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но избирает свой путь. В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом. Эта мысль (нужно умереть для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвящённых революционерам.

Последняя строфа отделена от остальных трёх композиционно. Она возводит борца за счастье народа в ранг не просто пророка, а мессии. Атеист Некрасов верил в лучшие качества человека, гуманизм стал своеобразной религией революционных демократов. Чернышевский писал об Иисусе, что с ним жаль расставаться, потому что он «благ и мил своей личностью, благой и любящий человечество». Отсюда и образ бога Гнева и Печали. Гнева из-за потери сильными мира сего («царями») человеческого облика, печали за всех угнетённых («рабов»).

Тема стихотворения – судьба борца за народное счастье, революционера.

Основная мысль: революционер, отдавший жизнь за народ, подобен Христу, умершему за человечество. Смерть героя не напрасна, о ней нужно помнить «рабам земли», которые благодаря этому стали свободными. Святая жизнь, отданная за правду, водворит её на земле. Но важнее взывать к рабам, чтобы они боролись за собственное достоинство и торжество справедливости, чем ждать милости от царей.

Тропы и образы

В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если у Пушкина пророк – тот, кто призван вещать истину, несмотря на обстоятельства, то у Некрасова этот образ ещё ближе к библейским пророкам, для которых само служение обозначало готовность принять смерть в любую минуту. Пророк смирился с необходимостью смерти, она ему любезна (метафора), как для апостола Павла смерть - приобретение. Образ пророка описан с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распяли, будет на кресте, послал бог Гнева и Печали .

Поскольку стихотворение – спор с невидимым собеседником, оно строится на противопоставлениях с союзом но : не живёт для себя, но умирает для других; его ещё не распяли – но распнут.

Частица не тоже служит для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, не хуже он, не скажет он . Анафорическое повторение не скажет он усиливает и утверждает правильность позиции пророка.

Антитеза жить для себя – умереть для других противопоставляет подвиг пророка жизни остальных людей, к которым Некрасов со стыдом причисляет и себя, умаляя свою заслугу поэта-гражданина перед деятельным революционером.

Старославянизмы и слова высокого стиля отражают возвышенные идеалы стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом, который отсылает к пушкинскому «Пророку» , написанному четырёхстопным ямбом. Пиррихии почти в каждой строке делают речь размеренной.

Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Шедевром Некрасова стало стихотворение «<Н. Г. Чернышевский>» («Пророк») (1874). Продолжая традицию своих великих предшественников — Пушкина и Лермонтова, — поэт обращается к теме пророка, которая была достаточно популярна и устойчива в демократической поэзии 1870-х годов. Упомянем «Пророк» Г. А. Мачтета, «Мы были там... Его распяли...» С. И. Бардиной. Истолковывался образ пророка неоднозначно. А. Григорьев считал пророком художника, не подчиняющегося никаким общественным законам, озаренного свыше и творящего для себя. А. Н. Островский уважительно именовал «пророком» сатирика Щедрина. П. М. Третьяков величал «пророком» Достоевского, добавляя при этом: «всему доброму учитель». Напротив, Герцен к концу своей жизни объявил «пророками» тех, кто «идёт по старой колее». Тургенев же вообще назвал пророчество болезнью: «Здоровый человек не может быть пророком и даже проповедником». Некрасов полемически отстоял положительную, вполне земную и здоровую интерпретацию традиционного образа. Более того, в 70-е годы поэтом утверждается величие «пророка», гордого и непримиримого, и в этом была новизна некрасовского подхода к теме. Его пророк деятелен, самоотвержен, он не удаляется в пустыню, а служа добру, любя людей, хочет за них умереть.

Используя христианскую поэтическую образность и первоначально называя своё стихотворение о Чернышевском «Пророк (Из Барбье)», Некрасов прославляет возвышенный подвиг гражданина во имя свободы людей. Ради «счастья народного» герой поэта готов принять нечеловеческие страдания, муки, равносильные ужасу распятия на кресте. И не только готов, но и, как мы это знаем, действительно переживёт эти муки сначала у столба при гражданской казни, потом в каземате Петропавловской крепости, затем на каторге в далекой Сибири. Героизм некрасовского «пророка» тем более высок, что ему как провидцу заранее хорошо известна его трагическая участь: «Его судьба давно ему ясна». И тем не менее он сознательно идёт на гибель: «он видит невозможность // Служить добру, не жертвуя собой». Значит, осознанная им необходимость приносит герою истинную свободу (он тоже из числа «душой свободных сынов» родины). Высокий нравственный идеал Некрасова получает художественное выражение, в котором этическое и эстетическое сливаются. Вот почему в тексте стихотворения «Пророк» (Некрасов), анализ которого нас интересует, обретают особый вес понятия, сопряженные с категорией трагического: «судьба», «жертвуя», «умереть», «вина», «гибель». Другой же лексический ряд — в основном церковного характера — подчёркивает возвышенное как основное эстетическое начало стихотворения: «Бог», «Христос», «крест», «распяли», «возвышенней». Этому служит и та символика, которая вкладывается в слова «Гнев» и «Печаль». А в своей нерасторжимой совокупности эти словесные ряды и ритм пятистопного ямба определяют торжественную патетику целого и создают образ героического страдания великого народного заступника, обретающего бессмертие. Таков этот совершенно необычный «портрет» реального подвижника гражданского служения отчизне, портрет, прикрытый маскирующим подзаголовком («Из Барбье»).

Стихотворение «Пророк» Некрасова отличается своим многоголосием; в нём звучат три голоса: несущего упрёк и обвинение герою («Забыл он осторожность!»), афористическое высказывание самого Чернышевского («Жить для себя возможно только в мире, // Но умереть возможно для других») и голос автора, вступающего в полемику с оппонентом. Спор и диалог сразу же драматизируют стихотворение, что соответствует его содержанию и интонации: прославлению подвига во имя любви, самопожертвования во имя служения добру. Христианская нравственность является здесь торжествующей, и потому герой назван посланцем Бога и земным подобием Христа. И это удивительное богатство содержания, этот широкий комплекс идей заключены в необыкновенно лаконичную форму: в стихотворении «Пророк» (Некрасов), анализ которого мы провели, всего 16 спрессованных строк.

  • Но умереть возможно для других!»
  • Служить добру, не жертвуя собой.
  • Но час придет – он будет на кресте;
  • Посвящено Н. Г. Чернышевскому. С 1853 по 1861 г. Н. Г. Чернышевский работал в журнале «Современник», заведуя главными отделами. Некрасов любил и ценил Чернышевского как ученого, критика, публициста, просто как соратника, считал его человеком высочайшего ума и благородства. В 1862 г. Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к 14 годам каторжных работ на рудниках с последующей высылкой в Сибирь навсегда. Вернулся из ссылки в 1883 г. и умер в Саратове (в столицах жить ему было запрещено) в 1889 г. В стихотворении создан предельно обобщенный образ героя-жертвы, восходящий к Христу. Н. Г. Чернышевский был дорог Некрасову как соратник и сподвижник, но еще более – как пример величайшего подвига – самопожертвования по имя высшей идеи. Именно поэтому герой стихотворения практически не наделен никакими личностными чертами.

  • Его еще покамест не распяли
  • Н. Г. Чернышевский (Пророк)
  • Так мыслит он – и смерть ему любезна.
  • Царям земли напомнить о Христе.
  • Не говори: «Забыл он осторожность!
  • Его судьба давно ему ясна…
  • « Жить для себя возможно только в мире
  • Он будет сам судьбы своей виной!..»
  • В его душе нет помыслов мирских.
  • Не хуже нас он видит невозможность
  • Его послал бог Гнева и Печали
  • Не скажет он, что гибель бесполезна:
  • Не скажет он, что жизнь его нужна
  • Но любит он возвышенней и шире
  • Стихи Н.Некрасова

    Пророк
    Не говори: "Забыл он осторожность!
    Он будет сам судьбы своей виной!.."
    Не хуже нас он видит невозможность
    Служить добру, не жертвуя собой.

    Но любит он возвышенней и шире,
    В его душе нет помыслов мирских.
    "Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других!"

    Так мыслит он - и смерть ему любезна.
    Не скажет он, что жизнь ему нужна,
    Не скажет он, что гибель бесполезна:
    Его судьба давно ему ясна...

    Его еще покамест не распяли,
    Но час придет - он будет на кресте;
    Его послал бог Гнева и Печали
    Рабам земли напомнить о Христе.

    И другие стихи читают актеры

    НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821-1877) - виднейший русский поэт.
    В 1840 он при поддержке некоторых петербургских знакомых выпустил книжку своих стихов под заглавием «Мечты и звуки», изобилующую подражаниями Жуковскому, Бенедиктову и пр. Многообразие поэтического стиля Некрасова создавалось не только на базе преодоления чуждых литературно-поэтических традиций, но и внимательного отбора в литературе прошлого того, что было для него хотя бы относительно приемлемо. Основная магистраль лирики Некрасова идет в направлении беспощадного отрицания канонов дворянской лирики, что не лишает однако Некрасова диалектической связи с теми ее элементами, которые выражали процесс формирования нового социального качества. Характерно напр., что наряду с пародиями на лермонтовскую экзотику Некрасов продолжал те его мотивы, которые характеризовали протест Лермонтова против социальной действительности; то же самое должно быть сказано и о молодом Огареве и Плещееве, с к-рыми у Некрасова найдутся некоторые связи.
    Содержание творчества Некрасова должно было обеспечить ему крупную
    революционизирующую роль. Этого успешно достигал и его народный эпос,
    проникнутый сильнейшими симпатиями к угнетенному крестьянству и жгучей ненавистью к помещикам, и язвительная сатира на хищническую российскую буржуазию, и наконец некрасовская лирика, неизменно возбуждавшая читателя трагизмом развернутых в ней социальных противоречий. Именно поэтому Некрасова взяла под свое ближайшее наблюдение цензура, справедливо не находившая в его стихах «ни одной отрадной мысли, ни тени того упования на благость провидения, которое всегда постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления» (отзыв цензора Лебедева о «Еду ли ночью по улице темной»), справедливо видевшая в «Последыше» «пасквиль на все дворянское сословие» и потому боровшаяся с творчеством «самого отчаянного коммуниста» (выражение Булгарина) безжалостным уродованием стихов, запрещением отдельных стихотворений и целых изданий.
    Реакции читателей на творчество Некрасова не могли быть и не были едиными. Оно встретило решительное осуждение в среде тех собственнических классов, чьим интересам противоречили его тенденции. Отталкивая от себя дворянскую критику, Некрасов нашел вторую группу своих читателей в пореформенном крестьянстве. Над симпатиями Н. к народу всячески потешалась буржуазно-дворянская критика. «Брось воспевать любовь ямщиков, огородников и всю деревенщину. Это фальшь, которая режет ухо», поучал Боткин в ту пору, когда он и другие члены его кружка еще не потеряли веры в Н. Широкая популярность Н. в крестьянской и рабочей среде конца XIX в. и начале XX в. - факт бесспорный, удостоверяемый длинным рядом анкетных свидетельств и признаний. С середины 70-х гг., когда начало «Коробейников» вошло в лубочные песенники, и до наших дней Н. - один из любимейших поэтов этих читателей, производивший на них впечатление неотразимое, «громадное, самое сильное из всех». Однако главных своих поклонников Н. встретил в среде революционных разночинцев. Уже В. Белинский восторгался сочувствием Некрасов к «людям низкой породы». «Стихи Некрасова у всех на руках, - писал в 1864 В. Зайцев, - и будят ум и увлекают как своими протестами, так и идеалами». «Некрасова как поэта, - признавался тремя годами ранее радикальный разночинец Д. Писарев, - я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за „честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного. Кто способен написать „Филантроп „Эпилог к ненаписанной поэме, „Еду ли ночью по улице темной, „Саша, „Живя в согласии со строгою моралью - тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия». «Его слава будет бессмертна, - писал Чернышевский из Сибири, - вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов».
    Свидетельства Л. Дейча, Г. В. Плеханова, М. Ольминского и мн. др. это подтверждают.
    Н. пользовался огромной популярностью у поэтов революционной демократии 60-80-х гг., к-рые видели в нем главу новой поэтической школы.
    Некрасов перерос свою эпоху. Его ценность для современного пролетарского читателя не только в том, что в его творчестве едва ли не впервые в русской поэзии отображена жизнь рабочего класса пореформенной поры.
    Разве не актуальна напр. в наше время лирика Некрасова с ее основной темой социальной переплавки личности, разве не стоят в наше время эти проблемы перед мелкобуржуазной интеллигенцией, тяготеющей к пролетариату, но зачастую бессильной преодолеть в себе связи с буржуазным миром? Разве не актуальны мотивы некрасовских поэм о страданиях крестьян в дворянско-буржуазном строе? Разве нам не нужна его сатира на этот строй и разве отошла в вечность его пламенная ненависть к эксплоататорам? Поэт, знавший только рабский труд крепостных или освобожденных от земли крестьян и не менее тяжкую работу бесправных фабричных, сумел сквозь остроту противоречий, обуревавших его социальное сознание, пронести глубокую уверенность в созидательную способность трудящихся и в то, что рано или поздно придет «черед иных картин», наступление иного социального порядка. Это дает ему право на величайшее уважение класса, строящего социализм.

    М.Ю. Лермонтов "Пророк"

    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка,
    В очах людей читаю я
    Страницы злобы и порока.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Посыпал пеплом я главу,
    Из городов бежал я нищий,
    И вот в пустыне я живу,
    Как птицы, даром божьей пищи.
    Завет предвечного храня,

    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Когда же через шумный град
    Я пробираюсь торопливо,
    То старцы детям говорят
    С улыбкой самолюбивой:
    "Смотрите: вот пример для вас!
    Он горд был, не ужился с нами:
    Глупец, хотел уверить нас,
    Что бог гласит его устами!
    Смотрите ж, дети, на него:
    Как он угрюм, и худ, и бледен!
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его!"

    Н.А. Некрасов "Пророк"

    Не говори: "Забыл он осторожность!
    Он будет сам судьбы своей виной!"
    Не хуже нас он видит невозможность
    Служить добру, не жертвуя собой.
    Но любит он возвышенней и шире,
    В его душе нет помыслов мирских.
    "Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других!"
    Так мыслит он - и смерть ему любезна.
    Не скажет он, что жизнь его нужна.

    Его судьба давно ему ясна:
    Его еще покамест не распяли,
    Но час придет - он будет на кресте;
    Его послал бог Гнева и Печали
    Рабам земли напомнить о Христе.

    Пророк - в религии провозвестник и истолковать воли богов; предсказатель будущего.

    Вильгельм Кюхельбекер первым назвал поэта "пророком". Положение пророка призывало поэта находиться над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, не обращая внимания на нападки.

    Стихотворение "Пророк" М.Ю.Лермонтова, которое считается одним из последних в его творчестве, было напечатано уже после смерти поэта в 1844 году. Пророк Н.А. Некрасова был издан в августе 1874 года. Первоначальное название - "Н.Г.Чернышевский.(Пророк)".

    Основа стихотворений - библейские источники, библейская лексика. У Лермонтова - образ пустыни. У Некрасова - "бог Гнева и Печали ", "будет на кресте ", "напомнить о Христе ". М. Лермонтов обратился к Плачу Иеремии. Поэт выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.

    У Некрасова пророк "не хуже нас: видит невозможность служить добру, не жертвуя собой ".

    Сюжет обоих стихотворений - это жизнь поэта, ставшего пророком.

    У М. Лермонтова в стихотворении есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. "Как он угрюм, и худ, и беден! : как он наг и беден ".

    У Н. Некрасова пророк мог быть похож на Н.Г.Чернышевского, революционера-демократа, общественного деятеля, соединившего в себе демократический революционный идеал с очарованием нравственной чистоты.

    "Он будет сам судьбы своей виной ". Некрасов мог переосмыслить написанное в 1874 г стихотворение, соотнеся его с судьбой Чернышевского, который находился в то время в вилюйской ссылке: "Его еще покамест не распяли: ".

    Замысел стихотворения "Пророк" Некрасова подсказан особенностями исторического развития России. Революционная мысль нередко воплощалась в образе Христа, Пророка.

    Изображение революционера в облике апостола - обычное явление для 60-70-х годов ХIХ века. (Например, стихотворение Огарева "Иисус", стихотворение И.С. Тургенева "Христос"). Это же делает смысл "Пророка" предельно емким.

    И у Лермонтова поэт, "наделенный всевиденьем пророка " идет к людям, но он им не нужен.

    Он увидел "страницы злобы и порока ": пророк не принят людьми, он изгнан. "В меня все ближние мои бросали бешено каменья ". Он не находит в себе сил для борьбы, поэтому поэт возвращается в пустыню, гонимый и презираемый толпой. За что же его презирают? Он не похож на всех.

    Конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненужного ей поэта, она гнала его, издеваясь над ним.

    А речь старцев - это наказ новому поколению.

    Пророк у Лермонтова отрекается от мирской жизни, и у некрасовского пророка - " в его душе нет помыслов мирских ".

    Но лермонтовский пророк при всем одиночестве не теряет веры в гармонию, в счастье, не утратил веры в жизнь. Лермонтов дает понять: его пророк живет в большом мире Вселенной, дышит с ней одним дыханием:

    Завет предвечного храня,
    Мне тварь покорна там земная;
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.

    У Некрасова пророк готов умереть для других, "его судьба давно ему ясна ":

    Так мыслит он - и смерть ему любезна.
    Не скажет он, что гибель бесполезна:

    Судьба же лермонтовского пророка, считавшего, "что бог гласит его устами ", - единение с природой и космосом. Там он находит успокоение и удовлетворение.

    В разное время жили поэты, ("Пророк" Некрасова был издан через 30 лет после лермонтовского), но на труд поэтический смотрели одинаково: он был опорой и спасением для них.

    В "Пророке" Лермонтова и Некрасова нет скорби, а есть сила духа, жизнеутверждение.

    Дух, душа, духовность: Эти понятия вновь и вновь привлекают внимание различных авторов, которые пытаются понять сущность духовной жизни поэта, человека, гражданина.

    "Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России ".

    Эти строки В.Г.Белинский написал о стихотворении "Пророк" М.Ю.Лермонтова, в полной мере, безусловно, они относятся и к "Пророку" Н.А.Некрасова.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта