Главная » Заготовка и хранение » Разъяснение по статье 65 закона об образовании. Федеральный закон рф "об образовании в российской федерации"

Разъяснение по статье 65 закона об образовании. Федеральный закон рф "об образовании в российской федерации"

  • проверено сегодня
  • закон от 01.01.2019
  • вступила в силу 30.12.2012

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 11.07.2015 30.12.2012

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и её размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать её с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше её максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.



1. Дошкольные образовательные организации осуществляютприсмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющиеобразовательнуюдеятельность по реализации образовательных программдошкольногообразования, вправе осуществлять присмотр и уход задетьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации,осуществляющейобразовательную деятельность, вправе устанавливатьплату,взимаемую с родителей (законных представителей) (далее -родительская плата), и ее размер, если иное не установленонастоящимФедеральным законом. Учредитель вправе снизить размерродительской платы или не взимать ее с отдельных категорийродителей(законных представителей) в определяемых им случаях ипорядке.

3. За присмотр и уход задетьми-инвалидами, детьми-сиротами идетьми,оставшимися без попечения родителей, а также за детьми стуберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных имуниципальных образовательных организациях, реализующихобразовательную программу дошкольного образования, родительскаяплатане взимается.

4. Не допускается включение расходов на реализациюобразовательнойпрограммы дошкольного образования, а также расходовнасодержание недвижимого имущества государственных и муниципальныхобразовательныхорганизаций, реализующих образовательную программудошкольногообразования, в родительскую плату за присмотр и уход заребенкомв таких организациях.

5. В целях материальной поддержкивоспитания и обучения детей,посещающихобразовательные организации, реализующие образовательнуюпрограмму дошкольного образования, родителям (законнымпредставителям) выплачивается компенсация в размере,устанавливаемомнормативными правовыми актами субъектов РоссийскойФедерации, но не менее двадцати процентов среднего размерародительскойплаты за присмотр и уход за детьми в государственных имуниципальных образовательных организациях, находящихся натерритории соответствующего субъекта Российской Федерации, напервогоребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платынавторого ребенка, не менее семидесяти процентов размера такойплатына третьего ребенка и последующих детей. Средний размерродительскойплаты за присмотр и уход за детьми в государственных имуниципальныхобразовательных организациях устанавливается органамигосударственнойвласти субъекта Российской Федерации. Право наполучение компенсации имеет один из родителей (законныхпредставителей),внесших родительскую плату за присмотр и уход задетьмив соответствующей образовательной организации.

6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной вчасти5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаютсяорганамигосударственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатойкомпенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, являетсярасходнымобязательством субъектов Российской Федерации.

Взымается плата,а не выплачивается.

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

[Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, Новый!] [Глава 7] [Статья 65]

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом . Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации

Взимается ли родительская плата за присмотр и уход за подопечным ребенком в дошкольных учреждениях?

Как следует из п. 3 ст. 5 и ст. 64 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» бесплатным является собственно дошкольное образование, под которым понимаются образовательные программы дошкольного образования, направленные на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Однако, помимо образовательных программ, дошкольные учреждения также осуществляют «присмотр и уход за детьми», на которые гарантии бесплатности не распространяются. Вопросу взимания платы за такого рода услуги посвящена ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая гласит буквально следующее:

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

3. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаетвправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее — родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

При передаче под опеку или в приемную семью ребенок не теряет статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечения, и одновременно приобретает законного представителя в лице опекуна / приемного родителя. Это обстоятельство порождает вопрос: полагается ли освобождение от родительской платы за присмотр и уход за теми детьми, которые формально считаются детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения в смысле п. 3 ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», но в настоящий момент находятся под опекой или в приемной семье?

С одной стороны, в п. 2 ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что родительская плата взимается не только с родителей, но и с законных представителей ребенка, которыми являются опекуны и приемные родители. Получается, что факт передачи ребенка под опеку или в приемную семью сам по себе не исключает обязанности по уплате родительской платы, хотя у учредителя дошкольной организации, функции которого согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выполняют органы государственной власти субъекта РФ, есть теоретическое право в определяемых им случаях и порядке снизить размер родительской платы или вообще ее не взимать.

С другой стороны, п. 3 ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что родительская плата однозначно не взимается за присмотр и уход за:

детьми-инвалидами и детьми с туберкулезной интоксикацией,

детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения.

Что касается последней категории, то хотя это не уточнено в Федеральном законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (и в этом я вижу важное упущение законодателя), но скорее всего в нее входят только те дети-сироты и дети, лишенных родительского попечения, которые находятся на полном государственном обеспечении и не были переданы под опеку или в приемную семью. Только при таком прочтении противоречие между п. 2 и п. 3 ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» снимается.

Таким образом, по мнению автора сайта, подопечные дети и воспитанники приемных семей в тех случаях, если они не являются детьми-инвалидами или детьми с туберкулезной интоксикацией, права на освобождение от родительской платы согласно п. 3 ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не имеют . При этом опекуны и приемные родители вправе рассчитывать на льготы по родительской плате в силу пп. 2 и 5 ст. 65 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в порядке и в пределах, установленных законодательством соответствующего субъекта РФ.

Например, в г. Москва компенсация родительской платы производится в соответствии с Порядком назначения и выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 27.07.2010 № 590-ПП. Однако, специальных льгот по родительской плате за присмотр и уход за детьми, находящимися под опекой или в приемной семье, в этом Порядке не предусмотрено.

Порядок выплаты родителям компенсации за присмотр и уход за детьми в детских садах могут скорректировать

Разработаны меры, направленные на снижение финансовой нагрузки на родителей и материальную поддержку воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации дошкольного образования. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму Законодательным Собранием Республики Карелия.

Так, предлагается обязать учредителей государственных и муниципальных детских садов в случае установления родительской платы выше установленного среднего размера выплачивать родителям (законным представителям) разницу между компенсацией, рассчитываемой исходя из среднего размера родительской платы, и компенсацией, рассчитываемой исходя из размера установленной учредителем родительской платы.

Речь идет о компенсации, выплачиваемой родителям (законным представителям) в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих детские сады. Такая компенсация предоставляется в размере не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка, не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей (ч. 5 ст. 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Авторы инициативы отмечают, что на практике часто возникает ситуация, когда размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, установленный их учредителями, превышает средний (исходя из которого рассчитывается компенсация), в результате чего компенсация выплачивается в меньшем размере.

Узнайте правила взимания родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах из раздела «Семья и дети» Домашней правовой энциклопедии в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Согласно законопроекту, возмещение разницы размеров компенсации будет производиться в порядке и за счет средств, определенных учредителем. При этом правом на получение разницы планируется наделить одного из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Напомним, 11 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в статьи 29 и 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ограничивающий размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях. Предусмотрено, что размер такой платы не должен превышать максимального размера, устанавливаемого региональными властями для каждого муниципального образования на территории конкретного субъекта РФ. Такой размер планируется определять в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

В случае одобрения поправок, предусмотренных законопроектом, они вступят в силу с 1 января 2016 года.

Ст 65 закона об образовании

1. Дошкольные образовательные организации являются типом образовательных организаций, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми, под которыми Федеральным законом понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно — бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2; пункт 1 части 2 статьи
23 Федерального закона).

К иным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, которые вправе наряду с дошкольными образовательными организациями осуществлять присмотр и уход за детьми, относятся образовательные организации: общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования и организации дополнительного образования (пункты 2,3,4, 5 части 4 статьи 23 Федерального закона), а также организации, осуществляющие обучение, к которым относятся: организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных), межправительственных организациях (загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации), иные юридические лица. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, которое разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей обучение (части 3,4,5,6 статьи 31 Федерального закона).

Присмотр и уход за детьми может быть организован в различных формах, как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций.

Так, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, могут создаваться группы по присмотру и уходу за детьми, в которых обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, и семейные дошкольные группы, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации общеобразовательной программы дошкольного образования (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 (Зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038) — «Российская газета» , № 238, 23.10.2013).

Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, присмотр и уход за детьми может осуществляться в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах.

Рекомендации об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных учреждений содержаться в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 27 сентября 2012 г. № 08-406.

Организация различных форм присмотра и ухода за детьми способствует реализации права каждого человека на общедоступное и бесплатное дошкольное образование – письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 5 августа 2013 г. № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми», «Вестник образования», № 2, январь 2014 г.).

2. Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (пункт 5 части 1 статьи 8 и пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона).

Согласно части 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей. Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П — «Собрание законодательства Российской Федерации» , 2006, № 22, ст. 2375).

В соответствии с частью 2 статьи 65 Федерального закона учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. При этом, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивается учредителем, родительская плата не устанавливается.

Присмотр и уход за детьми, то есть комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона) осуществляются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

В соответствии с Федеральным законом в регионах были установлены размеры платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за присмотр и уход за ребенком и порядок взимания такой платы. Так, постановлением администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 27 октября 2014 г. № 915-ПА — «Официальный Краснознаменск», №22, 7 ноября 2014 г.) с 1 января 2015 года установлена плата, взимаемая с родителей за присмотр и уход за одного ребенка в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организациях, в размере 2500 рублей в месяц. Согласно пункту 3.2 Положения о порядке взимания и использования родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в городском округе Краснознаменск Московской области, утвержденного постановлением администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 20 октября 2014 г. № 897-ПА («Официальный Краснознаменск», № 22, 07.11.2014), родительская плата в размере 50% установлена для одиноких малообеспеченных матерей, родителей (законных представителей), один из которых является работником дошкольной образовательной организации (за исключением педагогических работников), родителей (законных представителей), один из которых является работником пищеблоков дошкольных образовательных организаций (за исключением заведующих производством, поваров). При этом за присмотр и уход за детьми – инвалидами, детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона родительская плата не взимается.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования в Брянской области, зависит от муниципального образования, в котором находится дошкольная образовательная организация (постановление Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 г. № 751-п- информационный бюллетень «Официальная Брянщина», № 37, 24 декабря 2013 г.). А размер родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях городского округа «Город Чита», зависит от длительности пребывания детей в группах (постановление администрации городского округа «Город Чита» от 27 июля 2016 г. № 239 – официальный сайт Администрации городского округа «Город Чита» http://www.admin.chita.ru, 01.08.2016). В других регионах родительская плата за присмотр и уход за детьми зависит не только от муниципального образования, в котором находится дошкольная образовательная организация, но и от количества групп в этой организации (постановление Правительства Республики Алтай от
31 декабря 2015 г. № 462 — официальный портал Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 31.12.2015).

3. Положения части 3 статьи 65 Федерального закона являются нормой прямого действия, подлежат безусловному выполнению и не нуждаются в подтверждении в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления (см. решение Совета народных депутатов Селивановского района Владимирской области от 28 августа 2013 г. № 74 – «Селивановский вестник», № 55, 6 сентября 2013 г.; постановление администрации Адыге –Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 23 июля 2014 г. № 263). В данном случае повторение нормы Федерального закона в правовых актах органов местного самоуправления скорее направлено на доведение до сведения жителей муниципального образования исчерпывающей информации.

4. Федеральный закон запрещает включать в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).

Органы местного самоуправления, являясь учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно устанавливают перечень затрат, которые учитываются при установлении родительской платы за присмотр и уход за детьми. Так, согласно решению Слободской районной Думы Кировской области от 31 января 2014 г. № 50/450 («Информационный бюллетень органов местного самоуправления Слободского муниципального района Кировской области», № 2 (70), 14.02.2014) утвержден перечень таких затрат, в который вошли: оплата труда и начисления на оплату труда в части оплаты персоналу, осуществляемому присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях управления образования администрации Слободского района; приобретение услуг, за исключением расходов на содержание недвижимого имущества муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования; увеличение стоимости основных средств, материальных запасов в части организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечения соблюдения норм личной гигиены и режима дня.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация, размер которой устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход, устанавливаемый органами государственной власти субъекта Российской Федерации в основном зависит от муниципального образования, в котором расположена образовательная организация (см. постановление Правительства Калининградской области от
23 декабря 2013 г. № 985 – «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области»), № 237, 28. 12. 2013).

5. Родителям (законным представителям) предоставляется компенсация в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости (часть 5 статьи 65 Федерального закона). Так, согласно части 5 статьи 18 Закона Республики Ингушетия от 3 февраля 2014 г. № 5-РЗ «Об образовании в Республике Ингушетия» при предоставлении компенсации Правительству Республики Ингушетия предоставлено право устанавливать критерии нуждаемости своими нормативными правовыми актами. Установление критериев нуждаемости при предоставлении компенсации также отнесено к полномочиям Правительства Республики Тыва (пункт 8.1 статьи 6 Закона Республики Тыва от 21 июня 2014 г. № 2562 ВХ-1 «Об образовании в Республике Тыва» — «Нормативные акты Республики Тыва», Приложение к газете «Тувинская правда», № 24, 03.07.2014).

6. Установление порядка обращения за получением указанной компенсации и порядка ее выплаты отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации (часть 5 статьи 65 Федерального закона).

Для назначения компенсации один из родителей (законных представителей) подает заявление с приложением соответствующих документов в образовательную организацию, которую посещает его ребенок (дети), государственные казенные учреждения по социальной защите населения, в зависимости от установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядка (см. постановление Администрации Курской области от 6 декабря 2013 г. № 914-па — официальный сайт Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 06.12.2013; постановление Правительства Республики Мордовия от 18 мая 2009 г. № 204 — «Известия Мордовии», № 74-17, 26.05.2009; постановление Правительства Московской области от 26 мая 2014 г. № 378/17- «Информационный вестник Правительства Московской области», № 13, 31.10.2014; постановление Правительства Калининградской области от 23 декабря 2013 г. № 985- «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области»),
№ 237, 28.12.2013).

7. Расходным обязательством субъектов Российской Федерации является финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой согласно части 5 статьи 65 Федерального закона компенсации родителям (законным представителям) в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования.

Родительская плата за уход и присмотр в дошкольном отделении

Расчет стоимости родительской платы

Норматив финансирования согласно госзаданию

осуществление присмотра и ухода за детьми

“уход и присмотр” в год

Средний норматив финансирования по услуге

“уход и присмотр” в месяц

Сумма родительской платы в месяц

Расходование родительской платы

Согласно Постановлению Правительства РФ № 849 от 30.12.2006 «О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную и программу дошкольного образования», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в родительскую плату входят статьи расходов « по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня»

Льготы по родительской плате

В связи с отменой Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2012г. №839-ПП с 01.01.2013г. Постановления Правительства Москвы от 31.01.2006г. №62-ПП в образовательном учреждении действуют следующие льготы:

— согласно ч. 3 ст. 65 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родительская плата не взимается за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией;

— согласно п. 1 ч. 2 ст. 29 и ч. 2 ст. 30 Закона г. Москвы от 23.11.2005г. N 60 многодетные семьи и родители детей-инвалидов освобождаются от оплаты содержания детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях.

Компенсация части родительской платы

С 2007 г. гражданам, дети которых посещают детские сады, выплачивается компенсация. Она представляет собой возврат части родительской платы, внесенной за посещение детского сада — государственного, муниципального или частного (ч. 5 ст. 65 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Для получения компенсации предлагаем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, положена ли вам компенсация.

Компенсация части родительской платы выплачивается, если детский сад имеет лицензию на образовательную деятельность (п. 18 ст. 2 , ч. 5 ст. 65 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Обратите внимание на то, что если вы освобождены от родительской платы, то и на компенсацию права не имеете.

Шаг 2. Подготовьте документы.

Для назначения компенсации необходимо подготовить следующие документы (п. 2.1 Порядка назначения и выплаты компенсации, утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.07.2010 N 590-ПП):

— заявление родителя (законного представителя). Форму заявления можно найти на сайте управления образования или в нормативном акте правительства региона, в котором вы проживаете;

— документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя), и его копию;

— свидетельства о рождении детей, входящих в состав семьи, и их копии. Для определения размера компенсации не учитываются дети, в отношении которых родители лишены родительских прав, отменено усыновление, или дети, которые находятся на полном государственном обеспечении;

— номер счета и реквизиты банка, на которые можно перечислить компенсацию в рублях.

Шаг 3. Подайте заявление и документы в детский сад.

Вы обращаетесь с заявлением и документами в детский сад, который посещает ребенок. Администрация детского сада должна принять все документы, заверить их копии и зарегистрировать заявление в специальном журнале.

После этого все сведения централизованно и без вашего участия передаются в управление образования, где и формируются списки выплат (п. п. 3.1 , 3.2 Порядка).

Шаг 4. Получите компенсацию.

Компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом законодательством субъектов РФ (ч. 5 ст. 65 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

— на первого ребенка — не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ;

— на второго ребенка — не менее 50 процентов указанной платы;

— на третьего ребенка и последующих детей — не менее 70 процентов указанной платы.

ФЗ Об Образовании
Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее — родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Новый ФЗ «Об образовании» (далее – ФЗ) вступил в силу с августа 2013 года. Данный документ является своеобразным механизмом по реализации норм, задекларированных ст. 43 Конституции РФ. Он содержит немало инструментов, которые призваны урегулировать современные правоотношения в сфере образования. Так, одним из них является ст.65, которая содержит основные положения относительно родительской платы. Ее вносят законные представители за присмотр и уход за их детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность.

Ч.1 ст. 65 ФЗ устанавливает перечень субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, которым дано право присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. В п.4 ст.2 ФЗ «Об образовании» дано определение понятию «присмотра и ухода». Согласно данной норме им является комплекс мер, который направлен на организацию быта, питания, обслуживания лиц дошкольного возраста, и гарантирует соблюдение ими режима и требований личной гигиены. Вышеуказанные правоотношения возникают на основании договоренностей между учреждением и законными представителями ребенка.

Ч.2 ст.65 ФЗ декларирует право учредителя учреждения устанавливать плату, которую должны вносить законные представители ребенка за услуги по уходу и присмотру. Кроме того, законодатель делегирует учредителю право снижать или отменять плату в порядке, предусмотренном Законом. Муниципальный орган реализут данное право в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В третьей части данной статьи законодателем установлены обстоятельства, при наступлении которых родительская плата не начисляется:

В случае если ребенок является инвалидом или имеет туберкулезную интоксикацию;

Уход и присмотр осуществляется за сиротами либо детьми, лишенными родительского попечения.

Изучив вышеуказанные нормы, возникает вопрос о том, будет ли начисляться оплата, если ребенок-сирота либо же ребенок, который был лишен родительского попечения и передан под опеку иным лицам. Ведь в этом случае он не теряет своего статуса, но в то же время приобретает законного представителя. Ответ кроется в императивном характере ч.3 ст.65 ФЗ, а также в содержании ст. 19 Закона от 24.11.1995 N 181″О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»(ред. от 28.12.2013). В связи с чем, можно сделать вывод, что официальные представители вышеуказанной категории детей от внесения родительской платы освобождаются.

Законодательством гарантировано право детей на бесплатное дошкольное образование в общеобразовательных учреждениях. Поскольку, в этом случае финансирование происходит за счет субвенций местного бюджета. Поэтому, согласно ч.4 ст.65 ФЗ, в родительские платежи не могут быть включены расходы учреждения на приобретения учебников, методических и дидактических материалов, игр или иных средств обучения, а также, средства, которые необходимы на содержание недвижимости образовательной организации (ст.43 Конституции РФ).

В пятой части данной статьи, по сравнению с ст.52.1 ФЗ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”, существенно увеличен минимальный размер компенсации родительской платы. Так, на первого ребенка сумма компенсации должна быть не менее 20% среднего размера родительской платы, на второго — не менее 50% на второго, на третьего и последующих — не менее 70%. Средний размер родительской платы определяется уполномоченными органами РФ.

Ч.6 ст.65 ФЗ устанавливает, что механизм реализации своего права на компенсацию родительской платы законными представителями ребенка определяют уполномоченные госорганы РФ. Данное право муниципальных органов закреплено в ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Компенсация может производиться двумя способами. Первый: сумма компенсации перечисляется на счет дошкольного учреждения, а остаток вносят родители детей. Во втором случае законный представитель уплачивает родительскую плату в полном объеме, а затем обращается с заявлением о предоставлении компенсации в уполномоченный орган.

Своевременная компенсация родительской платы является обязательством компетентных госорганов РФ (п.7 ст.65 ФЗ). Кроме того, в нормах Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать дополнительные льготы для населения на свое усмотрение.

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 198-ФЗ)

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 198-ФЗ)

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Консультации юриста по ст. 65 Закона Об образовании в Российской Федерации

Задать вопрос:


    Геннадий Борзов

    Я в процессе преобретения жилья и ни где не прописана, могу ли я устроиться на работу?

    • Ответ юриста:
  • Алина Зайцева

    Вопрос о временной регистрации. Не знаю в тот ли раздел задаю вопрос. :)Надеюсь сможете помочь.В нашей организации работает гражданка Чечни. В своей республике она выписана, у нее была временная регистрация в нашей республике, 07.02.2009 года она закончилась, она говорит, что у нее нет времени оформлять. Как же быть нам? Работодателям. Она работает второй год, как сотрудник неплохая. Но мы не можем принять ее на работу без прописки? как быть?

    • Ответ юриста:

      гражданка Чечни?? ? Когда Чечня стала независимым, суверенным государством?? ? Перейдем от лирики к сути. ТК РФ действует на всей территории РФ. Статья 65. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.(часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания) , а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

  • Лилия Кузнецова

    После 2 лет работы увольняют за то что нет военного билета. на работе мужу (ему 26) сказали что нужно принести военный билет, иначе его уволят (официально) . Он не военнообязаный, билет потерян. Обязательно восстанавливать?

    • Я с удовольствием посмотрел на этот приказ об увольнении с мотивировкой "отсутвие военного билета или билета в кино" Одинаково незаконноСуд восстановит

    Кристина Максимова

    внутри см. Директор ООО «Импульс М» Петровский отказал в приеме на работу гражданке Зое Ахметовой, 1975 года рождения, имеющей высшее профильное образование на основании того, что она уроженка Грозного Чеченской республики и не имеет регистрации в населенном пункте. Оцените действия директора ООО «Импульс М».

    • садись два, иди и учись.

    Лилия Калинина

    Какие документы может затребовать работодатель кроме паспорта,ИНН, страхового свидетельства,трудовой книжки?. На экспортном предприятии

    • Ответ юриста:

      требование иных документов незаконно

    Максим Порозов

    Через какое время,человек освободившийся из мест лишения свободы,может не сообщать работадателю что сидел?. Да и вообще никому не сообщать..:-)

    • а зачем сообщать?
      работодатель может требовать от работника только паспорт, трудовую книжку, карточку соц. страхования, военный билет и документ об образовании (ст. 65 ТК РФ)

      справки об освобождении и т. п. в данном списке нет

    Юрий Бескишкин

    Можно ли устроиться на работу официально по ТК, не имея трудовой книжки и ИНН?. И где мне нужно оформить труд. книжку и ИНН, или же работодатель оформляет недостающие документы? Да и вдобавок, нет не временной, не постоянно регистрации:((((((только - загран и внутренний паспорта... и диплом о В/О

    • Ответ юриста:

      Согласно ст. 65 ТК при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: -паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; -трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; -страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; -документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; -документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Иные документы (за исключением специфических случаев) требовать не имеют права. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем. Таким образом, отсутствие трудовой книжки препятствием не является. Ее обязан оформить работодатель. Если она утеряна или повреждена, пишите заявление и работодатель опять же обязан завести новую. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) . О нем в статье 65 - ни слова. Требовать его от вас не имеют права. Но будьте готовы, что потребуют. Если свидетельства о постановке на налоговой учет у вас нет - придется оформлять самому (в налоговой инспекции по месту прописки или регистрации) . Но официально - повторяю - требовать ИНН и отказывать по этой причине в приеме на работу нельзя! Регистрация. Вообще-то официально (ст. 64 ТК) регистрация не обязательна. Жаль, но постановление, запрещающее требовать при приеме на работу регистрацию, и требования статьи 64 ТК РФ в большинстве компаний игнорируется. Будьте готовы к тому, что регистрацией придется обзавестись.

    Светлана Шестакова

    Могу ли я устроится на работу в другом городе не имея трудовой книжки?И не имея прописки в этом городе?Сам я Прописан в. в Российском городе.

    • Ответ юриста:

      если вы не иностранец, то можете, см. ст. 65 ТК РФ Документы, предъявляемые при заключении трудового договора При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку. Замечу: про прописку не сказано ни слова. В течение 90 суток гражданин РФ обязан встать на учет (получить временную регистрацию) , если постоянно проживает в другом субъекте РФ.

    Светлана Белоусова

    При первичном устройстве на работу за чей ччет оформляется. за чей счет оформляется трудовая книжка (имеет ли право работодатель требовать заплатить за нее) ъ желательно закон статью трудовой кодекс в ст 65 Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем. В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку. (часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ) НЕ СКАЗАНО ЗА ЧЕЙ СЧЕТ???Помогите Пожалуйста!!

    • Ответ юриста:

      Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ И ХРАНЕНИЯ ТРУДОВЫХ КНИЖЕК, ИЗГОТОВЛЕНИЯ БЛАНКОВ ТРУДОВОЙ КНИЖКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.02.2004 N 51, от 01.03.2008 N 132, от 19.05.2008 N 373) 47. При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 34 и 48 настоящих Правил.

    Зинаида Егорова

    Хотим переехать временно в другой регион России.. .Что для этого нужно. И возможно ли устроится на работу с временной регистрацией?. Что для этого нужно. И возможно ли устроится на работу с временной регистрацией?

    • Ответ юриста:

      Для этого нужно Ваше желание. Далее Вам следует понимать что нужно для трудоустройства. Для трудоустройства следует заключить трудовой договор. Далее нужно знать какие документы требуются для заключения такого договора. Согласно ст. 65 ТК РФ : При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ТРЕБОВАТЬ от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Исходя из указанной нормы закона, следует, что от Вас не имеют права потребовать постоянную или временную регистрацию по месту жительства при заключении трудового договора, т. к. это не обусловлено законом. При этом необходимо понимать что регистрация по месту жительства, это Ваша ОБЯЗАННОСТЬ. Так в соответствии со ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Таким образом следует, что зарегистрироваться Вы обязаны, но отсутствие регистрации не может служить основанием в не приеме Вас на работу.

    Дарья Тарасова

    нужна консультация юриста. сегодня при оформлении на работу с меня потребовали ксерокопию паспорта, взяли паспорт и сделали 2 копии, для карточки в банке, и в личное дело. А иначе и оформлять не хотят! Как быть? Организация: ННИИТО (Нижний Новгород). Подскажите как быть? как мне им доказать что они делают это неправоправно?

    • Ответ юриста:

      При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.. . (ст. 65 ТК РФ) т. о. ты обязана предъявить паспорт Работодателю... ... Работодатель, в такой ситуации, не вправе заключить Кредитный договор от имени Работника (если конечно у Работодателя нет соответствующих полномочий, т. е. доверенности...).

    Сергей Шуплецов

    Какие документы нужно взять с собой при перезде в другой город.. Мой будущий муж прописан и живет в Москве. В планах перезд в мой город. Скажите пжлста какие документы ему с собой взять и нужно ли ему выписываться из квартиры, небудет ли проблем с его "ненашей" пропиской при устройстве на работу в мое городе.

    Олег Сердитых

    Обязательно ли принимать ИНН при трудоустройстве???

    • Ответ юриста:

      Работодателю ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) работников не нужен, поэтому такого требования в трудовом законодательстве нет. Однако, работодатель является не только работодателем по отношению к работникам, но и их налоговым агентом по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) , их страхователем по обязательным пенсионному, социальному и медицинскому страхованию и плательщиком взносов в фонды социального страхования. Вот в этом качестве ему и нужен ИНН налогоплательщиков и застрахованных. Вернее не ему, а самим налогоплательщикам и застрахованным, чтобы быть поставленными на учёт в налоговой инспекции и фондах обязательного социального страхования и получить право на налоговые вычеты, страховые возмещения, социальные пособия, бесплатное медицинское обслуживание, трудовую пенсию и т. д. Свой ИНН гражданин может узнать в налоговой инспекции по месту жительства, там же получить свидетельство об ИНН.

    Наталья Кузнецова

    Как устроить работника на работу? какие нужны документы?

    • Ответ юриста:

      Российской Федерации. " Документы, предъявляемые при заключении трудового договора " При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем. В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку. Относительно ИНН - Законодательство не предусматривает обязанности физического лица становиться на учет в налоговый орган и получать ИНН. При трудоустройстве работник не обязан иметь ИНН и предоставлять его кому-либо. Более того, требование работодателя предъявить данный документ является грубым нарушением ст. 65 Трудового кодекса. Наличие у работника ИНН облегчает работу в первую очередь бухгалтера компании-нанимателя, так как это сокращает количество персональных данных физического лица в документах, которые необходимо представлять в налоговые органы как на бумажных, так и на магнитных носителях, но это право работника подавать или нет ИНН. А вот оформить страховое свидетельство работодатель обязан в соответствии с федеральным законодательством.

    Зинаида Фролова

    Устраиваюсь на работу экономистом администрация требует 1)паспорт 2)трудовую книжку 3)диплом об окончании вуза. 4) справку о состоянии здоровья 5)характеристику с прежнего места работы Правомерно ли требование администрации о предоставлении всех перечисленных док

    Ст. 65 ТК РФ : - паспорт или иной документ удостоверяющий личность; - документ воинского учета для военнообязанных и лиц подлежащих призыву на военную службу; -документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний при поступлении на работу требующую специальных знаний или специальной подготовки. Указанные лица устраиваются впервые, поэтому трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляется работодателем! Оформление приема на работу регламентирует ст 68: Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения). При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

    • Ответ юриста:

      Да, правильно. Молодец:) Первый раз вижу чтобы просили проверить ответ, а не решить задачу:)) Только вот: Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, но в случаях получения общего образования трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения ЛЕГКОГО ТРУДА, не причиняющего вреда их здоровью. Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. (глава 42 ТК РФ) Еще все работники не достигшие 18 лет, при заключении трудового договора обязаны пройти медицинский осмотр. (ст. 69 ТК РФ) Это следует указать в документах, которые должен предоставить несовершеннолетний

    Егор Удачев

    Слышала что можно работать без ИНН, где подробнее можно почитать об этом?

    • Ответ юриста:

      Работодатель не имеет право требовать от ИНН, читаем ТК: документы об образовании, паспорт РФ или другой документ удостоверяющий личность, трудовая книжка, св-во пенсионного страхования. Никакой ИНН не нужен. Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. (абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ) В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем. В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку. (часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

      Ст. 65 ТК РФ . Документы, предъявляемые при заключении трудового договора При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем. В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку

    Тимур Саморядов

    а правда ли, что при трудоустройстве нужна справка с прошлого места работы о доходах?. сколько мест работы меняю- ни разу не смрашивали

    • Ответ юриста:

      Ст. 65 ТК РФ . Документы, предъявляемые при заключении трудового договора При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Ну, и где в федеральном законе сказано о необходимости предъявления при трудоустройстве справки о доходах с прежнего места работы? Ни где. Значит данное требование не законно. Сейчас, в соотвествии с федеральным законом №343-фз лт 08.12.2010 г. , пособие по временной нетрудоспособности назначается по среднему заработку за 2 предыдущих календарных года, предшествующих наступлению стархового случая. Если вы меняете работу, то от бывшего рботодателя надо взять (чтобы потом не бегать) справку по утвержденной минздравсоцразвития форме. Это справка о заработке для начисления пособия по больничному. По 2-НДФЛ больничный не рассчитывается!!!И предъявлять при трудоустройстве ни какие справки о зарплате работник не обязан.

    Вероника Сидорова

    Законно ли требование постоянной регистрации в Москве при устройстве в МВД?. временная регистрация на 5 лет есть

    • Ответ юриста:

      ст 65 ТК РФ . Документы, предъявляемые при заключении трудового договора При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Михаил Семанин

    при поступлении на работу к частнику какие обычно документы нужны.работодатель должен сообщать в военкомат?. с паспортом российским просроченым и загран паспортом до 2014 года годным возьмут?

    • с просроченым не возьмут. если только работать не по трудовой.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта