Главная » Заготовка и хранение » Роль памяти и внимания в жизни человека. Внимание

Роль памяти и внимания в жизни человека. Внимание

Всю сознательную жизнь человеческое внимание где-либо расположено (на что-либо направлено). Сейчас оно следит за умственными рассуждениями, затем прочувствует вкус потребляемой пищи и снова погрузится в размышления. Там, куда направлено наше внимание, находимся и мы сами. Поэтому, в известном смысле мы и наше внимание - это одно целое.

Психологи выделяют ряд свойств, которыми отличается человеческое внимание:

1. Концентрация - удерживать внимание на отдельном объекте, к примеру, на запахе душистых цветов. Интенсивность концентрации определяет, на сколько быстро мы можем уклониться от предмета концентрации.

2. Объём - количество всех рассматриваемых на данный момент объектов

3. Устойчивость - мера интенсивности концентрации внимания

4. Переключаемость - свойство, которое также определённым образом влияет на силу концентрации и может мешать во многих жизненных ситуациях (к примеру, на экзамене или рабочей конференции)

5. Распределение - удерживание в сознании нескольких объектов с регулярной переключаемостью от одного к другому.

Классификация и идентификация свойств внимания произведена некоим образом несколько условно, ведь нельзя так отчётливо говорить и разделять протекающие в нас психические процессы. Лишь физический мир подвержен каким-либо точным определениям, классификациям и исследованиям.

Несколько слов о сосредоточении .

Сосредоточение внимания затрагивает такие его свойства, как концентрацию и устойчивость. Навык сосредоточения необходим нам в повседневной жизни, как воздух. Когда нам нужно ответить на заданный вопрос, сыграть на музыкальном инструменте, разыграть спектакль, любое отвлечение внимания от объекта может обречь эти действия на неудачу. Однако люди частенько игнорируют значимость этого явления. Существует много упражнений для развития концентрации. Если вы хотите преуспеть во всех сферах жизни, настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ними.

Вот одно, самое простое: возьмите книгу или газету и посчитайте количество букв "а" в первом абзаце. Перепроверьте себя. Пересчитайте все гласные буквы, проверьте, правильно ли выполнили задание. Делайте подобные каждый день.

В заключение отмечу, что внимание - это неотъемлемая часть человеческой психики. Оно обладает рядом свойств, каждое из которых можно использовать в практических целях.

Устойчивая концентрация - абсолютно необходимый для отработки навык, позволяющий нам с вами раскрывать свой безграничный потенциал.


Свойства внимания - направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость - связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько
объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания.
Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.
В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.
Объемом внимания называется количество объектов, которое человек
может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.
Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять
объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.
Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с
отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).
Распределенность внимания - направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.
Концентрация внимания - степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.
Переключаемость внимания - скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека - уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других - менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы.
Устойчивость внимания - продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.
В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать.
Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.
Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды.
Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.
При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.
Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.
Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.
Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.
Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.
Обычно выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, вообще творческие люди отличаются внимательностью. Здесь можно назвать Дарвина, Павлова, Толстого, Чехова, Горького.
3. Формирование непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания в процессе обучения
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.
Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно ее слушают. Это – проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.
Что же вызывает непроизвольное внимание?
Тут имеется несколько причин:
1. Относительная сила раздражителя;
2. Неожиданность раздражителя;
3. Движущиеся предметы. Французский психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете;
4. Новизна раздражителя;
5. Контрастные предметы или явления;
6. Внутреннее состояние человека.
Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.
Психологи еще третий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.
Если условием появления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.
Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной
деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.
Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от
воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.
Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной
направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.
Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д. Этапы развития:
1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.
4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.
5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.
6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.
7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания. - 162.00 Кб

Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта (не существует образа внимания), его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Внимание –это пси­хологическое состояние, характеризующее интенсивность познаватель­ной деятельности и выражающаяся в ее сосредоточенности на сравни­тельном узком участке (действии, предмете, явлении). Внимание –это направленность и сосредоточенность сознания человека на определен­ных объектах или деятельности при одновременном отвлечении от дру­гих объектов или явлений .

Основными функциями внимания являются:

1. Активизация необходимых и торможение ненужных в данный мо­мент психических и физиологических процессов.

2. Целенаправленный организованный отбор поступающей инфор­мации –основная селективная функция внимания.

3. Удержание, сохранение образов определенного предметного содер­жания до тех пор, пока не будет достигнута цель.

4. Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте.

5. Регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание связано со всей личностью человека, его интересами, склон­ностями, призванием. От особенностей внимания зависят и такие цен­ные качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности.

Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Это боль­шая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт или эффект внимания, но, как следствие, здесь возникают некоторые второстепенные эффекты, а именно:

1. Это представление благодаря его большой познаваемости стано­вится для нас раздельнее, в нем мы замечаем больше подробностей (аналитический эффект внимания).

2. Оно делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает (фикси­рующий момент).

Внимание - необходимое условие качественного выпол­нения любой деятельности. Оно выполняет функцию кон­троля и особенно необходимо при всяком обучении, ког­да человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями .

Физиологическую основу внимания составляют ориен­тировочно- исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И.П. Павлов назвал эти рефлексы рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно всякий новый раздра­житель, падающий на нас, вызывает соответствующее дви­жение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомить­ся относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в по­являющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости от нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет... соответствующими органами чувств» .

Благодаря ориентировочно- исследовательскому рефлек­су воздействие нового объекта на нервную систему чело­века становится более сильным и многообразным. В тех участках коры больших полушарий мозга, которые под­вергаются воздействию новых раздражителей, создается до­статочно сильный и устойчивый очаг возбуждения (доми­нирующий, по определению А.А. Ухтомского, создавше­го учение о доминанте - очаге возбуждения, обладающем повышенной устойчивостью). Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет по­нять такую степень сосредоточенности человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздра­жители не в силах вызвать отвлечение внимания, они ос­таются незамеченными.

К.Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в пси­хической деятельности: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» .

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет мно­го различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологиче­ские процессы, способствует организованному и целенаправлен­ному отбору поступающей в организм информации в соответст­вии с его актуальными потребностями, обеспечивает избиратель­ную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность по­знавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наи­более важным для организма, для реализации интересов лично­сти. Вниманием определяется точность и детализация восприя­тия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности –словом, качест­во и результаты функционирования всей познавательной ак­тивности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобраз­ным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, спо­собный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запо­минаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильного понимания и решения задачи. В системе межчелове­ческих отношений внимание способствует лучшему взаимопо­ниманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жиз­ни, чем недостаточно внимательный .

Рассмотрим основные виды внимания и их влияние на деятельность человека. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредст­венное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произ­вольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обес­печивающий работу такого внимания, называется ориентировоч­ным рефлексом. Он связан с активно­стью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны .

Социально обусловленное внимание складывается прижизнен­но в результате обучения и воспитания, связано с волевой регу­ляцией поведения, с избирательным сознательным реагирова­нием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме то­го объекта, на который оно направлено и который соответству­ет актуальным интересам и потребностям человека. Опосредст­вованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов .

Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его возникнове­ния не требуется волевых усилий. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды, выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл. На возникновение непроизвольного внимания оказывают внимания два фактора: объективный и субъективный. Влияние объективного фактора заключается в том, что внимание привлекают, «притягивают» к себе объективные особенности предметов и явлений –их интенсивность (гром­кий звук, яркий цвет), новизна (автомобиль на солнечных батареях в глухой африканской деревне), динамичность (движущийся объект на фоне неподвижных), контрастность (человек очень высокого роста в окружении малышей) .

Факторы, которые определяют непроизвольное внимание:

 Интенсивность раздражителя;

 Качество раздражителя;

 Повторное появление раздражителя;

 Внезапность появления объекта;

 Движение объекта;

 Новизна объекта;

 Соответствие и согласие с наличным содержанием сознания .

Субъективный фактор проявляется в избирательном отношении че­ловека к окружающему. Особую роль здесь играют: доминирующая мо­тивация (человек, испытывающий жажду, обращает внимание на все связанное с жидкостью, а утолив жажду, не обращает внимания даже на привлекательно выглядящие емкости с напитками), отношение к объекту познания или деятельности (профессионал при случайном взгляде на книжный лоток в первую очередь обращает внимание на книги, связанные с его специальностью) .

Источники произвольного внимания целиком определяются субъек­тивными факторами. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания безграничен, поскольку не определяется осо­бенностями стимуляции, спецификой организма и интересами челове­ка. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельнос­ти, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют не­сколько его разновидностей:

1. Процессы социального намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание называют собственно произвольным, чтобы отличить его от случаев привычного внимания, о которых говорилось ранее. Необходимость в волевом внимании лежит в русле обслуживаемой деятельности и возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объекта­ми или тенденциями внимания непроизвольного. Чувство напряжения –характерное переживание процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой –суть любых процессов волевого внимания .

2. Следующая разновидность произвольного внимания –внимание выжидательное. Волевой характер выжидательного внимания просту­пает особенно выпукло в ситуациях решения так называемых «задач на бдительность» .

3. Особенно важный вариант развития произвольного внимания зак­лючается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания заключается в том, чтобы создать спонтан­ное внимание. При неудаче появляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обладает характером как произвольного, так и непроизвольного внимания. С вниманием произвольным его роднит чув­ство активности, целенаправленности, подчиненность намерению вни­мать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием заключается в отсутствии усилия, автома­тичности и сильном эмоциональном сопровождении .

Основной функцией произвольного внимания является активное ре­гулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направ­ляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивой изби­рательной активности .

Произвольное (преднамеренное) внимание отличается следующими особенностями:

1. Целенаправленностью –оно определяется задачами, которые че­ловек ставит перед собой в той или иной деятельности.

2. Организованным характером деятельности –человек заранее го­товится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на этот предмет, проявляет умение организо­вывать необходимые для данной деятельности психические процессы.

3. Устойчивостью –оно продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.

Преднамеренное внимание всегда связано с речью, со словами, в ко­торых мы выражаем наше намерение.

Причины, обусловливающие произвольное внимание:

1. Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности.

2. Осознание долга и обязанности, побуждающие как можно лучше выполнять данный вид деятельности .

Произвольное внимание возникает в том случае, если перед челове­ком встает задача, решение которой требует определенных волевых уси­лий. Произвольность внимания развивается вместе с развитием его от­дельных свойств .

Есть еще и третья стадия развития внимания, и она состоит в воз­вращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внима­ния было введено в психологию Н.Ф.Добрыниным. Послепроизольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредо­точении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности и считается (К.К.Платонов) высшей формой профессиональ­ного внимания. Возникает оно в том случае, когда начало деятельности сопровождалось высоким процентом отвлечения и требовало от челове­ка значительных волевых усилий. Однако возникший интерес к выпол­няемой работе увлекает работника и делает волевой контроль ненуж­ным. Например, студент приступает к написанию заданного рефе­рата. Он постоянно отвлекается –то ищет другую ручку, то разгова­ривает по телефону и т.д. Продолжение работы над рефератом требует значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение от работы вызывает негативные эмоции. Цель деятельности сохраняет­ся, но отпадает необходимость прилагать усилия к тому, чтобы быть внимательным, т.е. внимание становится послепоизвольным .

Внимание встречается в трех стадиях своего разви­тия:

 Как первичное внимание, определяемое разнообразными влияния­ми, которые в состоянии произвести сильное воздействие на нервную систему;

 Как вторичное внимание, в продолжение которого центр сознания удерживается, несмотря на противодействие со стороны других пережи­ваний;

 И, наконец, как произвольное первичного внимания, когда это восприятие или представление одерживает неоспоримую победу над сво­ими конкурентами .

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и из­бирательной работой органов чувств, а второе –с сосредото­ченностью и направленностью мысли. При чувственном вни­мании в центре сознания находится какое-либо чувственное впе­чатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль. Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внима­тельностью. Внимательный человек - это человек наблюда­тельный, он достаточно полно и точно воспринимает ок­ружающее, и учение и трудовая деятельность у него про­текает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности .

Описание

Цель работы: проанализировать внимание и его роль в деятельности человека.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие внимания;
2. Описать роль внимания в деятельности человека;
3. Подобрать адекватную методику для исследования внимания и сформулировать группу испытуемых;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование внимания и его роли
в деятельности человека 5
1.1. Понятие внимания 5
1.2. Роль внимания в деятельности человека 11
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня внимания у студентов 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 22
Выводы по второй главе 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28


Муниципальное среднее (полное) образовательное учреждение

РЕФЕРТ

«Развитие

устойчивого внимаиит^ младших школьников}

Выполнила: Глебова Г.А. учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Введение

Значение внимания в жизни человека
1. Основная часть

Свойства внимания

Виды внимания

Роль учителя в развитии внимания у учащихся

Привитие внимания к окружающим людям

Связь внимания с общим здоровьем ученика.

1.6. Зависимость внимания от свойств характера и темперамента
учебника.

Заключение

Воспитание у учащихся произвольного и непроизвольного внимания
(из опыта работы)

Литература Приложения

Беседа с учащимися «Госпожа Внимание»

Игры и упражнения для развития внимания

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать
внимательным»

Конспект урока по математике на тему: «Закрепление знаний и
умений по нумерации в пределах 100».

Мы все знаем, что внимание имеет огромное значение в жизни и, в частности, в трудовой деятельности человека. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее. Вот почему мы, учителя, так часто призываем учеников быть внимательными, чтобы побудить их лучше сосредоточиться на том, что мы говорим или показываем, не отвлекаться от работы, не быть рассеянным на уроке.

Только приучив детей быть внимательными, мы можем рассчитывать на успех своей работы. Если учащиеся внимательны, то в классе и дисциплина отличная, и занятия проходят плодотворно. Внимательные дети сделают на уроке намного больше и лучше, чем рассеянные, а устанут от работы и они, и мы меньше.

На первых же уроках с новым составом учеников, поступивших в первый класс, я сталкиваюсь с необходимостью управлять их вниманием. Это одна из первоначальных трудностей, с которой встречается педагог. Семилетние дети очень невнимательны. Они легко и быстро отвлекаются, перестают слушать указания учителя, забывают то, что слышали, допускают много ошибок в своей работе и часто во время ее выполнения вдруг отвлекаются. Они задумываются над чем-то посторонним, теряют последовательность заданной работы и долго не могут сосредоточиться снова.

Мы порою сердимся, ставим двойки. Но внимательнее они от этого не становятся. Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу. И тогда станет ясно, что детей надо сначала научить быть внимательными и не требовать от них сразу сосредоточенности.

Мы все изучали психологию. И поэтому я не буду рассказывать о природе внимания, а лишь только напомню, что внимание проявляется в умении человека сосредоточиться на каком-нибудь определенном предмете или явлении из окружающего мира с одновременным отвлечением от всего остального, что мы совсем, или почти совсем перестаем замечать.

Но в то же время свойство внимания состоит в том, что оно все время колеблется, очень подвижно. Его можно сравнить с лучами света.

Внимание может быть направлено на несколько предметов сразу, мгновенно останавливаться на чем-то одном, потом постепенно ослабевать или так же быстро переключаться на что-то другое. Эта способность к передвижению луча внимания - спасительное свойство человека. Если бы внимание было малоподвижно, люди не замечали бы опасностей, угрожающих им со всех сторон и, возможно, вымерли бы еще до того, как стали разумными людьми.

Но в классе, где нет опасностей, и за домашними уроками, где ничто не угрожает нашей жизни, зачем такая подвижность внимания? Вроде бы она мешает. Как было бы удобно уставиться в страницу и смотреть, не отвлекаясь! Мы пытаемся сделать что-то подобное и обнаруживаем, что это невозможно. Луч внимания остановить нельзя!

Но вот включен телевизор, на кухне разговаривают, и даже гром гремит за окном, а некий человек сидит, неловко скрючившись за столом так, что нога затекла, но он и этого не замечает. Он углубился в книгу. Что же, его внимание остановилось?

Нет. Внимание не может остановиться. Луч внимания все время подвижен, всегда следит за каким-то движением. За каким же движением следит читающий человек? За движением мысли автора, за движением образов, движением судьбы героев. И чем активнее эти движения, тем легче сосредоточит на них внимание, тем больше захватывает книга. Поэтому маленькие ребята не любят описаний природы - в них меньше движения, а внимание ребят сразу рассеивается: не за чем следить.

Но чем больше развивается человек, тем выше и выше его культура, тем более разнообразные движения начинает замечать он. Чем больше человек учится, тем больше его знания о мире, тем больше скрытых движений начинает он различать. Ему становится легко следить за ними,

Легко быть внимательным к разным сторонам жизни, и он видит гораздо больше неразвитого человека.

Внимание бывает трех видов: непроизвольное внимание мы наблюдаем у детей, когда кто-то неожиданно входит в класс, или распахивается сильным ветром окно.

Произвольное внимание достигается желанием самого человека. Например, мы садимся проверять вечером ученические тетради, мы устали, да и по телевизору интересный кинофильм. Но мы заставляем себя выполнить эту работу, заставляем себя быть внимательными.

Третий вид внимания называют послепроизвольным. Источником этого внимания является интерес, с которым ребята смотрят спектакль, читают книгу, стремясь узнать что-то новое. Он возникает там, где дети должны думать над своей работой, искать способы ее решения, разбирать и делать выводы. Словом, послепроизвольное внимание поддерживается активной мыслительной деятельностью. Если она интересна, она держит внимание детей, не требуя от них большого нервного напряжения. Мы именно с этим видом внимания встречаемся первоначально в работе с учениками первого класса.

По мере того, как дети приучаются к учению, в их интересную активную учебную деятельность мы вводим задания, требующие волевого усилия, то есть работаем над привитием внимания.

Развитие устойчивого внимания достигается всей системой воспитания и обучения. Основной формой обучения является урок. Подготовка учителя к уроку, тщательное продумывание содержания урока, отбор яркого материала, разнообразных приемов преподавания имеют важное значение для развития внимания. Когда учитель рассказывает интересно, его легко слушать. Что значит - интересно? Значит, есть что-то новое, что представляется нам движением знания, добавлением, переменой. Есть движение мысли.

Но, к сожалению, не все уроки одинаково интересны. В школе часто приходится повторять одно и то же или слушать то, в чем никак не уловишь

Движения. Значит, надо тренировать способность собирать внимание по своей воле - способствовать к произвольному вниманию.

Чтобы ребятам легче было следить за мыслью учителя, не упускать ее, ребят надо учить мысленно работать. Первое - задавать себе вопросы: почему так? Если они остаются без ответа, обязательно спросить у учителя.

Второе - мысленно составлять в уме план рассказа учителя, то есть делить рассказ на части. Отметить про себя: «Так, это первое... Понятно. Теперь второе... третье...» Эта работа ума чрезвычайно помогает вниманию.

В третьем классе на уроках природоведения при прохождении тем «Организм человека и охрана здоровья» и «Полезные ископаемые» ребята проделывали такую работу на каждом уроке. И это помогло им при подготовке домашнего задания.

Приковывать внимание ребят к материалу урока позволяет разнообразие работ. Так, например, урок математики мы обычно начинаем с устного счета. В третьем классе по математике программа сложная. Взять, например, уроки по теме «Умножение и деление многозначных чисел». Ребята объяснения учителя воспринимают с трудом. Поэтому я подбираю специальные упражнения и задания для устного счета, нацеленные на формирование внимания. Очень любят дети соревнования «Кто быстрее?», игру «Лесенка». Эту игру можно разнообразить. Один раз прикрепить горящий «Кошкин дом» (кто быстрее потушит?), другой раз яблоню (кто быстрее сорвет яблоко?), Дюймовочку в подземелье (кто быстрее спасет?).

Эту же игру можно применять и на уроках русского языка. Вместо примеров написать слова с пропущенной буквой, кто быстрее вставит нужную букву.

Для закрепления темы «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями», я использую игру «Найди пару». Подобную игру можно провести и по русскому языку - «найди нужную букву». Только на блюдце написать слово с пропущенной буквой, а на чашке - нужную букву.

Привлечь внимание учеников к новому материалу помогут печатные пособия и таблицы, изготовленные учителем. В третьем классе я использую пособие «Классы и разряды», «Меры длины, массы, времени». По русскому языку - «Склонение имен существительных и прилагательных по падежам».

При закреплении материала можно успешно использовать игры-путешествия - «Путешествие в космос», «Путешествие в страну веселых математиков» и т.д.

Я провела такую игру на уроке математики в третьем классе. Путешествуя, ребята на станции «Сосчитай-ка» встречаются с устным счетом, станция «Веселая» - занимательные задачки, «Спортивная» -физкультминутка, «Загадкино» - математические загадки, «Решай-ка» -самостоятельная работа.

Очень часто в рассеянности, невнимательности повинен учитель.. Если он ведет уроки однообразно и скучно, дает очень легкие задания, не пробуждает у учеников активной мыслительной деятельности - он неизбежно создает условия для появления рассеянности детского внимания. На уроках необходимо воспитывать у учащихся уверенность в том, что учитель каждый раз принесет в класс новое, живое, интересное, важное.

Любой урок можно провести интересно и увлекательно. На уроках чтения и русского языка я проводила уроки на определенную тему: о лесе, об осени, о зиме и т.д. Например, когда по русскому языку мы проходили тему «Парные звонкие и глухие согласные». Я подобрала в учебнике три упражнения на соответствующую тему, в то же время они все были об осени (стр. 18-19, упр. 39,41,42).

Предварительно была организована экскурсия в осенний лес. Ребята подбирали дополнительный материал, стихи, загадки, пословицы. Даже физкультминутка была подобрана соответственно теме урока. Такие уроки привлекают ребят своей необычностью, и внимание у ребят на таких уроках также необычайное. Ученики являются и слушателями, и участниками.

Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.

Внимание - сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его избирательное и особо ясное отражение.

Понять физиологическую картину динамики внимания помогает открытое И. П. Павловым явление, которое получило название оптимального очага возбуждения. Изучая физиологическую деятельность мозга, А. А. Ухтомский создал учение о доминанте. Доминанта, или господствующий очаг возбуждения, отличается от подвижного оптимального очага возбуждения повышенной устойчивостью.

В педагогической практике учителя и воспитатели, зная закономерности возникновения очага оптимальной возбудимости, могут организовать благоприятные условия для его образования. Учитель говорит: «Дети, сядьте прямо, положите руки на парту, смотрите на меня». Такие указания по организации позы особенно важны в начальных классах, где школьники еще плохо умеют управлять своим вниманием.

Большое значение в возникновении и организации внимания имеет выработка динамических стереотипов под влиянием постоянного режима работы.

Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, которую легко можно наблюдать и по которой можно судить, насколько внимателен человек. Поза внимания характеризуется торможением лишних для деятельности движений, направленностью органов чувств и всего корпуса на объект.

Накапливая опыт работы с детьми, педагог должен научиться по мимике и позе определять начало отвлечения внимания и направлять его, не ожидая полного отключения школьника от хода урока.

Оценивая роль внимания в психической деятельности, К.Д.Ушинский отмечал, что «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира».

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности последнего как раздражителя, т. е. этот вид внимания зависит от качеств раздражителя.

Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Излагая учебный материал, учитель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь не способна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. Выразительная речь приковывает внимание своей формой.

Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя. С этой особенностью внимания следует считаться при использовании на уроках наглядных пособий. Если учитель принесет в класс и сразу же развесит наглядные пособия, которые ему потребуются во время объяснения, то он отвлечет внимание учащихся от ответов при опросе, от общей работы класса, а к моменту объяснения пособия утратят новизну и поэтому исчезнет дополнительный фактор привлечения внимания.

Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный фон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает внимание. Произведения искусства воздействуют на чувства, привлекают непроизвольное внимание и вместе с возникшим познавательным интересом направляют мыслительную деятельность на глубокое осознание явлений.

Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим (судьбой героя книги, исходом спортивного состязания) и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Для поддержания интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся полезно, сообщая цели урока, подчеркивать, что нового узнают ученики, а в заключение отмечать, чему они научились.

Методические приемы, направленные на то, чтобы вызвать интерес школьников к данному уроку и через него привлечь их внимание к другим предметам, различны. Так, для закрепления иностранных слов могут быть организованы игры, применены наглядные пособия - картинки с изображением предметов, соответствующих лексике, прослушаны стихи или песни на иностранном языке.

Общепсихологическими принципами построения урока, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом, являются следующие: содержательность материала, изложенного в увлекательной форме, разнообразие форм и методов работы, увлеченность самого учителя излагаемым материалом, живость и эмоциональная насыщенность урока.

Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит на том, что необходимо делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.

Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

Большое значение развитию произвольного внимания школьников придавал К.Д.Ушинский. Он выступал против того, чтобы весь учебный процесс в начальных классах строился только на интересе и занимательности.

Как показывают исследования отечественных психологов (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева и др.), развитие произвольного внимания в случае руководства этим процессом в первые годы обучения может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у учащихся умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед учениками ставят взрослые (родители, учителя) и, если это необходимо, оказывают помощь детям в ее достижении.

Высшей ступенью произвольного внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями. Развитие произвольного внимания у детей и идет в направлении от выполнения целей, которые ставят взрослые, к целям, которые ставят сами ученики, контролирующие их выполнение.

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у школьников за усвоение знаний. Учащиеся с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом. Вот почему очень важно воспитывать у учащихся чувство ответственности.

Обучение в школе предполагает формирование произвольного внимания путем организации в начальных классах посильной учебной деятельности с постановкой достижимых для учеников целей. Переживание успеха укрепляет желание сосредоточиться на следующей задаче. Чем младше школьники по возрасту, тем чаще должна происходить смена видов деятельности на уроке. Новый вид деятельности - это всегда фактор привлечения непроизвольного внимания, способствующий сосредоточению произвольного.

При организации внимания педагог должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности рабочего места. В помещении не должно быть отвлекающих раздражителей.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение ослабляет произвольное внимание.

Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным.

Облегчает возникновение и поддержание произвольного внимания привычка работать сосредоточенно в различных, как благоприятных, так и неблагоприятных, условиях.

Учение - это труд, и нельзя строить процесс обучения лишь на непроизвольном внимании. Именно в учении от класса к классу должно развиваться у детей умение организовать свое внимание. Решение примеров и задач, требующих длительных вычислений, письмо с соблюдением существующих орфографических правил, заучивание новых терминов, стихотворений, запоминание слов иностранного языка - все эти, как и многие другие, задания в учебной деятельности не могут быть выполнены без произвольного внимания. «Должно, - писал К.Д.Ушинский, - делать учение занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных для них задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону, давая пищу пассивному вниманию и упражняя активное, которое хотя слабо в ребенке, но может и должно развиваться и крепнуть от упражнения».

В послепроизволъном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание - сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.

Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости напряжения не чувствуется.

Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены и опираются один на другой. Организуя внимание учеников, учитель должен продумать не только то, как вызвать внимание к данному уроку, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием.

По способу локализации объекта внимания выделяют внешне-направленное , или перцептивное, и внутреннее внимание. Внешненаправленное внимание включено в перцептивную деятельность человека и регулирование предметной деятельности. Исследовательское отношение к миру не может быть сформировано без развития перцептивного внимания. Внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием.

Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга: трудно быть одновременно сосредоточенным на внешних и внутренних явлениях. Внутреннее внимание способствует моделированию будущего действия и его последствий, является необходимым условием развития сознания и самосознания. Умение думать и обдуманно действовать невозможно без развития внутреннего внимания.

В зависимости от форм учебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное, групповое и индивидуальное внимание.

Анализ деятельности по организации внимания в различных условиях обучения показал, что учителю постоянно приходится организовывать переход от одной формы проявления внимания в классе к другой.

Коллективное внимание - сосредоточение всех учеников на одном предмете.

В качестве такого предмета чаще всего выступают рассказ учителя и ответы учеников. Фактически не бывает стопроцентного внимания класса в течение длительного времени, но для коллективного внимания не страшны отвлечения отдельных учеников. Наличие целенаправленного коллектива класса помогает сосредоточиться и тем, кто не привык к усилиям по организации внимания.

Групповое внимание - сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе.

Групповое внимание приходится организовывать при проведении лабораторных работ, взаимопроверке, обсуждении каких-либо фактов в группах. Для учеников и учителя это самая сложная форма организации внимания. Группы отвлекают друг друга в работе, поэтому для организации внимания необходимы четкое планирование выполнения заданий по этапам, переход на отдельных этапах к коллективному вниманию.

Индивидуальное внимание - сосредоточение внимания на своем задании. Оно возникает при самостоятельном чтении, решении задач, выполнении контрольных работ. Для учителя представляет трудность переход от индивидуального внимания к коллективному, так как не все ученики справляются одновременно с заданием и у многих внимание в начале коллективной работы не переключается.

Формирование внимания в учебной деятельности - ведущая психологическая и дидактическая задача.

Н.Ф.Добрынин установил, что внимание школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда они полностью заняты работой, когда эта работа требует от них максимума умственной и двигательной активности. Если учащиеся рассматривают предметы, явления и при этом имеют возможность действовать с ними, то в таком случае они очень внимательны. Анализ, сравнение предметов, выделение существенных признаков, вычленение главного , основного в читаемом материале, классификация предметов по группам, установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, а также другие виды мыслительной деятельности невозможны без глубокого сосредоточения внимания на соответствующих предметах, явлениях. Активная мыслительная деятельность требует внимания.

На основе обобщения опыта учителей Н.Ф.Добрынин приходит к выводу, что внимание учащихся во многом зависит от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо, что может показать им наличие каких-то достижений.

Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Так, уже дошкольники могут часами слушать интересные сказки, рассказы, смотреть кинокартины. Младшие школьники с огромным вниманием слушают занимательный рассказ учителя и не отвлекаются в течение довольно длительного времени.

Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает внимание.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта