Главная » Заготовка и хранение » Штурманская улыбка. Что день грядущий

Штурманская улыбка. Что день грядущий

Ну что тебе сказать про Сахалин?
На острове нормальная погода.
Прибой мою тельняшку просолил,
И я живу у самого восхода.
А почта с пересадками летит с материка
До самой дальней гавани Союза.
И я швыряю камушки с крутого бережка
Далёкого пролива Лаперуза.
(Слова из одной известной песенки)

В каком океане находится пролив Лаперуза, какие моря соединяет и между какими островами он лежит? Об этом даже младший школьник скажет уверенно. Но порою приходится усомнится в том, что известно со школьной скамьи и еще раз проверить, где же находится знаменитый Лаперузов пролив?

Такой случай представился совсем недавно. Во время экзаменов в … одном известном учебном заведении.

На дворе лето. А еще ХХI век, новое тысячелетие, так сказать, идет уже не первый год. В этом известном военном институте, бывшем военно-морском училище, в разгаре летняя сессия. Для курсантов выпускного курса она последняя. Государственные экзамены и строгая флотская комиссия накаляют и без того нервную атмосферу.

У штурманов на экзаменах председательствует крупный флотский чин в звании капитана 1-го ранга. Заковыристость, въедливость и флотский юмор штурманского председателя известны уже не первый год. Особливо не шумит, но достает вопросами конкретно. Заработать хорошую оценку можно, но нужно попотеть.

А потеть штурманам пришлось в проливе Лаперуза …

В первый день председательствующий штурманила озадачил ну если не краснодипломного отличника, то уж авторитетного навигатора-выпускника:

Скажи-ка, милый, где же находится пролив Лаперуза?

Ожидая услышать бодрый ответ скороговоркой, но увидев на лице курсанта замешательство и изумление, председатель экзаменационной комиссии продолжил:

Не торопись, дружек, давай так – чтобы уж точно была у тебя пятерка, скажи, какие моря соединяет пролив Лаперуза?

Пролив Лаперуза? – уточнил молодой навигатор.

Да, пролив Лаперуза.

М …, пролив … Лаперуза …, - лепетал курсант, но ответить не решался. «Наверное, растерялся», - подумал каперанг и решил уточнить вопрос:

Не теряйся, дружок, ну не получается с морями, так скажи, между какими островами находится пролив Лаперуза?

Островами? – опять пытается уточнить пятикурсник, без пяти минут лейтенант.

Да, островами. Пролив Лаперуза находится между островами …, - растягивая слова, пытается вывести курсанта на правильный ответ флотский Председатель, но ответа и при этом не получает. Настроение у него сегодня отличное и чтобы добиться хоть какого-то положительного результата с проливом Лаперуза, председательствующий каперанг, теперь уже с робкой надеждой, спрашивает:

А в каком океане пролив Лаперуза находится?

Курсант с надеждой прямо и преданно смотрит в глаза каперангу, с его губ еле слышно даже не срывается, а просто сваливается шепот:

В … Индийском …

В ИНДИЙСКОМ?

В Индийском, - уже увереннее, но еще шепотом говорит курсант.

В ИНДИЙСКОМ!!! …, - и в воздухе повисает звенящая пауза. В аудитории становится как-то тихо-тихо. Председатель, он же каперанг, не отрываясь глядя на выпускника-навигатора, будущее штурманское светило, надежду и гордость флота, медленно приподнимается:

КУРСАНТ! … КУРСАНТ, ВОН!!! – отчетливо и отрывисто говорит каперанг … Через пролив Лаперуза! … В Индийский океан! … Между Сахалином и Хоккайдо … Бегом, гаденыш, из Японского моря в Охотское … ПРОЛИВОМ ЛАПЕРУЗА …

Курсант вылетает за дверь. Все та же тишина в аудитории.

Каперанг встает и подходит к карте Тихого океана, смотрит на Сахалин и Хоккайдо – пролив Лаперуза на месте.

Не говоря ни слова, возвращается и садится на председательское место.

Следующий …

На второй день председательствующий штурманила озадачивать навигаторов-выпускников проливом Лаперуза даже и не помышлял. Все шло своим чередом – выпускники с разной степенью уверенности лепетали о штурманских делах, что-то рисовали на картах, щелкали калькуляторами и немного удивленно посматривали на разные гидрометеорологические приборы, разложенные на длинном столе в аудитории. Чтобы не смущать штурманскую поросль неожиданными вопросами, флотский каперанг задавал несложные вопросы, в основном те, которые уже были вчера. Курсанты отвечали в общем-то в тему и даже атмосферное давление в аудитории измеряли барографом, может быть только немного ошибаясь в размерности единиц измерений. Гектопаскали, миллибары и миллиметры ртутного столба в стройную систему еще не выложились в юношеских головах.

По вопросам билета отвечал уже третий или четвертый по списку выпускник, когда, просматривая выпускную аттестацию и итоговые оценки в ведомости за пять лет обучения, Председательский глаз зацепился за пятерку в ведомости. Напротив предмета «Военно-морская география» в ведомости отчетливо выделялась оценка – «отлично». Эта пятерка била в глаза в однообразно длинном столбце остальных оценок «удовлетворительно». «Светоч!», - подумал экзаменатор и у него появилось жуткое желание задать какой-нибудь географический вопрос. Сомнений в том, что географическое светило может не знать ответа, в мыслях председательствующего даже не промелькнуло.

Скажи-ка, милый, какие моря Лаперузов пролив соединяет? – вкрадчиво спросил у курсанта, держащий его выпускную аттестацию Председатель комиссии.

Японское и Охотское, товарищ капитан 1 ранга, - не задумываясь ответил «географ» и засиял глазами.

Молодец! – у флотского глаза засияли так же, как у географа, - а где же находится пролив Лаперуза? – уже более уверенно был задан курсанту дополнительный вопрос по проливу Лаперуза.

Между островами Хоккайдо и Сахалин, товарищ капитан 1-го ранга! - все также бодро и уверенно отчеканил географ.

Довольный проверяющий повернулся к другим членам комиссии:

Ну что, знает! А вы говорили …, - как бы подтверждая правильность своих убеждений, что о проливе Лаперуза знает любой, каперанг, ни на секунду не сомневаясь, легко бросил географу:

Ну а теперь на карте покажи пролив Лаперуза.

… дальше наступила немая сцена. Географ на ватных ногах сделал несколько шагов к стене, на которой висела карта Тихого океана, невидящим взглядом посмотрел на разноцветное полотно карты. Пытаясь сообразить, а также помогая себе выпирающими из головы знаниями, он довольно громко начал бормотать, одновременно ища на карте:

Пролив Лаперуза соединяет Японское и Охотское моря …

Так, правильно, - подбодрил его председатель.

- … между островами Хоккайдо и Сахалин …

Указка географа поднялась к карте, описала непонятную дугу и ткнулась … где-то у берегов АВСТРАЛИИ …

У географа и вопрошающего председателя одновременно пропал дар речи. Еще секунду назад так симпатичные друг другу, они смотрели теперь как два зверя – заяц и волк. «Волчище-председатель», глядя на «зайца-географа», из-под густых черных бровей прорычал:

КУРСАНТ! … ГЕОГРАФ! … ВО-О-ОН!!! …

С заячьей прытью географ исчез за дверью, которая за ним даже не скрипнула.

Каперанг встал и подошел к карте Тихого океана, посмотрел на Сахалин и Хоккайдо – пролив Лаперуза на месте, Охотское и Японское моря тоже.

Не говоря ни слова, вернулся и сел на председательское место.

Следующий …

Третий экзаменационный день от других дней почти ничем не отличался. Разве что курсант пошел потяжелее. Потяжелее – это в смысле сообразительности. Умненькие и хитренькие старались посдавать экзамены в первые дни и спокойненько расслабляться, ожидая, когда теперь уже непременно, лейтенантские погоны лягут на плечи. Наиболее продвинутые и смекалистые вообще предпочитали пройти этап «ПРЕДЗАЩИТЫ» - предварительно, еще до начала экзаменационной сессии, показно для других защитить свою дипломную работу.

В третий день все было тяжелее. Чтобы не ставить выпускников в тупик, флотский председатель задавал вопросы только из «Навигационного минимума». Причем, отклонений от темы дипломной работы ни в коем случае не допускал.

По выполненным расчетам перехода корабля из Владивостока в Петропавловск-Камчатский докладывал крепкий середнячек. По всему чувствовалось, что над дипломом работал и может быть даже самостоятельно. На карте красной полосой выделялся проложенный маршрут: от Владивостока через Сангарский пролив, мимо Курильских островов и далее загибаясь к Камчатке и уходя в Авачинский залив. Наметанный флотский взгляд, брошенный на карту, сразу не уловил, но сориентировавшись понял – на карте НЕТ ПРОЛИВА ЛАПЕРУЗА. Вернее, есть, но он заклеен сверху плановой таблицей перехода корабля по маршруту. Плановая таблица надежно закрыла пролив Лаперуза, южную часть острова Сахалин и северную половину японских островов.

Не перебивая докладывающего дипломника, каперанг внимательно всматривался в карту со своего председательского места. Нервозность в нем была, но окружающим еще не передалась. Поерзав на стуле, флотский штурманила, тихо встал, бесшумно, не мешая докладчику, подошел к висевшей карте. Почти уткнувшись носом в красный маршрут, он прошелся взглядом (и носом тоже) от Владивостока до Камчатки.

Товарищ капитан 1-го ранга! Курсант … доклад по выполненной дипломной работе окончил! – оторвал его от карты дипломник.

Озорно взглянув на курсанта, председательствующий взял указку и протянул ее курсанту.

Скажи-ка, дружек, а есть ли еще маршрут, по которому корабль может дойти из Владивостока до Камчатки?

Из Владивостока до Камчатки можно пройти другим маршрутом, вот здесь …

Курсант уверенно вел указкой, но найти другой маршрут не получилось. Указка уперлась в таблицу, под которой должно быть находился этот другой маршрут.

Ну и где же этот другой маршрут пройдет? – с сарказмом уточнил стоящий рядом с курсантом офицер.

Здесь. Между островами …

Указка по-прежнему елозила по таблице и, подразумевалось, что под ней находятся Сахалин, Хоккайдо и пролив Лаперуза меж ними.

Между какими островами? – не очень требовательно уточнил каперанг.

Между островами … ЭТИМ.. и … ТЕМ …, - тыкал курсант в карту, не называя при этом островов.

А какой же пролив между островами ЭТИМ и ТЕМ?

Экзаменующий капитан 1-го ранга уже с явным удовольствием издевался над курсантом. По виду и особенно по глазам курсанта было видно – не знает он названий островов и пролива. Выдавить из трудненького все равно что-то было нужно и ему опять был задан уточняющий вопрос:

ЭТОТ японский остров называется Хоккайдо. Пролив между Хоккайдо и ТЕМ островом называется? – испытывающе испрашивал настырный каперанг …

ЛАПЕРУЗА?

ЛАПЕРУЗА!!! – обрадовался каперанг, - так, а ТОТ остров, значит, каким будет?

- … японским? – не то спросил, не то ответил утвердительно курсант. В глазах флотского штурмана мелькнула злая искорка.

Куда служить идешь, сынок? На мостике какого корабля стоять будешь?

В пограничники, - с явным удовольствием ответил курсант, думая, что вопросы на карте про острова и проливы окончились.

А что же ты, гад пограничный, Родину продаешь? – прошипел каперанг, - кто тебе право дал, Сахалин разбазаривать?! Думаешь табличку приклеил и нет острова?! Не хрена - не угадал, Сахалин и до тебя и после российским будет!

ВО-О-О-ОН!!!

Курсант, с залитым краской лицом, быстро проследовал по направлению указки за дверь. Повернувшись к карте, каперанг концом указки подцепил снизу приклеенную табличку и лихим движением … освободил Сахалин. Посмотрев внимательно и убедившись, что Сахалин, Хоккайдо и пролив Лаперуза на месте, офицер не спеша вернулся к столу и не говоря больше ни слова, сел на свое председательское место. Он явно испытывал удовольствие от того, что Сахалин сегодня отстояли и его роль в этом святом деле была не последней.

Следующий …

В последующие дни при сдаче экзаменов и защите дипломных работ Председатель экзаменационной комиссии выпускников-штурманов о проливе Лаперуза не спрашивал. Но к карте подходил каждое утро перед началом экзамена. По всей видимости, он убеждался в том, что пролив Лаперуза с утра находится там, где ему и положено находиться – между островами Сахалин и Хоккайдо и соединяет он все так же моря Японское и Охотское. Отходил каперанг от карты с улыбкой, которая была как-то по-французски загадочной.

Михайлов М.И.
Владивосток, июнь 2005 г.

Вид на остров Сахалин с японского берега  /   / 45.72222; 142.02667 Координаты : Связывает Японское море , Охотское море Страны Россия 22x20px Россия
Япония 22x20px Япония Разделяет о. Сахалин , Россия
о. Хоккайдо , Япония Крайние мысы Крильон , Соя-Мисаки Ширина 43 км Длина 94 км Наибольшая глубина 118 м Пролив Лаперуза (внизу) Пролив Лаперуза (внизу) Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Длина 94 км, ширина в самой узкой части 43 км, средняя глубина 20-40 м, максимальная глубина 118 м. Зимой пролив покрывается льдом. Назван в честь французского мореплавателя Жана Франсуа де Лаперуза , открывшего пролив в 1787 году .

На японском берегу пролива расположен порт Вакканай . В проливе находится скалистый остров Камень Опасности .

В отличие от обычно декларируемой 12-мильной (22 км) зоны территориальных вод , Япония заявляет территориальные права в заливе Соя (Sōya) лишь на расстояние трёх морских миль от острова Хоккайдо (5,5 км). По сообщению японских СМИ, это правило действует с конца 1970-х годов ради того, чтобы при проходе через проливы военных кораблей и субмарин США, несущих ядерное оружие , не происходило нарушения декларируемого безъядерного статуса Японии . Хотя ранее некоторые министры публично отрицали, что ширина зоны была изменена ради сохранения безъядерного статуса .

Тоннель под проливом

Неоднократно высказывались идеи строительства тоннеля между Сахалином и Хоккайдо, что, в сочетании с тоннелем или мостом через пролив Невельского , позволило бы соединить железнодорожную сеть Японии с континентом. Однако конкретных планов строительства пока нет.

Напишите отзыв о статье "Пролив Лаперуза"

Примечания

Ссылки

  • Лаперуза пролив - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Пролив Лаперуза

– А почему ты не найдёшь кого-то здесь, где ты теперь живёшь? – опять осторожно спросила я.
– Я нашла… Но они все какие-то старые и серьёзные… не такие как ты и я. – Задумчиво прошептала девчушка.
Вдруг она неожиданно весело улыбнулась и её милая мордашка тут же засияла ярким светлым солнышком.
– А хочешь, я покажу тебе, как это делать?
Я лишь кивнула, соглашаясь, очень боясь, что она передумает. Но девчушка явно не собиралась ничего «передумывать», наоборот – она была очень рада, найдя кого-то, кто был почти что её ровесником, и теперь, если я что-то понимала, не собиралась так легко меня отпускать... Эта «перспектива» меня полностью устраивала, и я приготовилась внимательно слушать о её невероятных чудесах...
– Здесь всё намного легче, чем на Земле, – щебетала, очень довольная оказанным вниманием, Стелла, – ты должна всего лишь забыть о том «уровне», на котором ты пока ещё живёшь (!) и сосредоточиться на том, что ты хочешь увидеть. Попробуй очень точно представить, и оно придёт.
Я попробовала отключиться от всех посторонних мыслей – не получилось. Это всегда давалось мне почему-то нелегко.
Потом, наконец, всё куда-то исчезло, и я осталась висеть в полной пустоте… Появилось ощущение Полного Покоя, такого богатого своей полнотой, какого невозможно было испытать на Земле... Потом пустота начала наполняться сверкающим всеми цветами радуги туманом, который всё больше и больше уплотнялся, становясь похожим на блестящий и очень плотный клубок звёзд… Плавно и медленно этот «клубок» стал расплетаться и расти, пока не стал похожим на потрясающую по своей красоте, гигантскую сверкающую спираль, конец которой «распылялся» тысячами звёзд и уходил куда-то в невидимую даль… Я остолбенело смотрела на эту сказочную неземную красоту, стараясь понять, каким образом и откуда она взялась?.. Мне даже в голову не могло прийти, что создала это в своём воображении по-настоящему я… И ещё, я никак не могла отвязаться от очень странного чувства, что именно ЭТО и есть мой настоящий дом…
– Что-о это?.. – обалдевшим шёпотом спросил тоненький голосок.
Стелла «заморожено» стояла в ступоре, не в состоянии сделать хотя бы малейшее движение и округлившимися, как большие блюдца глазами, наблюдала эту невероятную, откуда-то неожиданно свалившуюся красоту...
Вдруг воздух вокруг сильно колыхнулся, и прямо перед нами возникло светящееся существо. Оно было очень похожим на моего старого «коронованного» звёздного друга, но это явно был кто-то другой. Оправившись от шока и рассмотрев его повнимательнее, я поняла, что он вообще не был похож на моих старых друзей. Просто первое впечатление «зафиксировало» такой же обруч на лбу и похожую мощь, но в остальном ничего общего между ними не было. Все «гости», до этого приходившие ко мне, были высокими, но это существо было очень высоким, вероятно где-то около целых пяти метров. Его странные сверкающие одежды (если их можно было бы так назвать) всё время развевались, рассыпая за собой искрящиеся хрустальные хвосты, хотя ни малейшего ветерка вокруг не чувствовалось. Длинные, серебряные волосы сияли странным лунным ореолом, создавая впечатление «вечного холода» вокруг его головы… А глаза были такими, на которые лучше никогда бы не выпало смотреть!.. До того, как я их увидела, даже в самой смелой фантазии невозможно было представить подобных глаз!.. Они были невероятно яркого розового цвета и искрились тысячью бриллиантовых звёздочек, как бы зажигающихся каждый раз, когда он на кого-то смотрел. Это было совершенно необычно и до умопомрачения красиво…

Значение ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ в Современном толковом словаре, БСЭ

ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ

между островами Сахалин (Российская Федерация) и Хоккайдо (Япония). Соединяет Японское и Охотское моря. Длина 94 км, наименьшая ширина 43 км, глубина 27-118 м.

БСЭ. Современный толковый словарь, БСЭ. 2003

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ
    между островами Сахалин (Российская Федерация) и Хоккайдо (Япония). Соединяет Японское и Охотское моря. Длина 94 км, наименьшая ширина 43 км, …
  • ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ
    пролив, пролив между островами Сахалин (СССР) и Хоккайдо (Япония). Соединяет Японское и Охотское моря. Наименьшая ширина 43 км. Глубина …
  • ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ
  • ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ
    между островами Сахалин и Хоккайдо. Соединяет Японское и Охотское моря. Длина 94 км, наименьшая ширина 43 м, наименьшая глубина фарватера …
  • ПРОЛИВ в Словаре экономических терминов:
    ГИБРАЛТАРСКИЙ - см. ГИБРАЛТАРСКИЙ ПРОЛИВ …
  • ПРОЛИВ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ПРОЛИВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    относительно узкое водное пространство, разделяющее какие-либо участки суши и соединяющее водные бассейны или их части. В типичных случаях П. имеют …
  • ПРОЛИВ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПРОЛИВ в Энциклопедическом словарике:
    относительно узкое водное пространство, разделяющее какие-либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Наибольшая длина проливов 1760 …
  • ПРОЛИВ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. II прил. проливный, …
  • ПРОЛИВ
    ПРОЛ́ИВ, относительно узкое водное пространство, разделяющее к.-л. участки суши и соединяющее смежные водные басс. или их части. Предельные величины П.: …
  • ЛАПЕРУЗА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛАПЕР́УЗА ПРОЛИВ, между о-вами Сахалин (Россия) и Хоккайдо (Япония). Соединяет Японское и Охотское моря. Дл. 94 км, наим. шир. 43 …
  • ПРОЛИВ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    проли"в, проли"вы, проли"ва, проли"вов, проли"ву, проли"вам, проли"в, проли"вы, проли"вом, проли"вами, проли"ве, …
  • ПРОЛИВ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • ПРОЛИВ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • ПРОЛИВ в словаре Синонимов русского языка:
    большой бельт, босфор, ворота, горло, дарданеллы, карские ворота, каттегат, ламанш, маточкин шар, па-де-кале, салма, симоносеки, скагеррак, хайнань, цугару, …
  • ПРОЛИВ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ПРОЛИВ в Словаре русского языка Лопатина:
    прол`ив, …
  • ПРОЛИВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    пролив, …
  • ПРОЛИВ в Орфографическом словаре:
    прол`ив, …
  • ПРОЛИВ в Словаре русского языка Ожегова:
    узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их …
  • ПРОЛИВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    относительно узкое водное пространство, разделяющее какие-либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Предельные величины проливов: длина …
  • ПРОЛИВ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    пролива, м. Узкое водное пространство, соединяющее два моря, море с океаном и т. п. или находящееся между островами, островом и …
  • ПРОЛИВ в Толковом словаре Ефремовой:
    пролив м. Узкая полоса воды, соединяющая два водных бассейна или две части водного …
  • ПРОЛИВ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Узкая полоса воды, соединяющая два водных бассейна или две части водного …
  • ПРОЛИВ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Узкая полоса воды, соединяющая два водных бассейна или две части водного …
  • ЯПОНСКОЕ МОРЕ
    принадлежащее к бассейну Тихого океана, на З омывает восточный берег Кореи и его продолжение к С — русский берег Азиатского …
  • БАРРОУ, ПРОЛИВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (или Барроуский) под 73°45" до 74° 40" с. ш., между 70 и 80°з. д. (от Ферро), в Северном Ледовитом океане, …
  • ЯПОНСКОЕ МОРЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? принадлежащее к бассейну Тихого океана, на З омывает восточный берег Кореи и его продолжение к С? русский берег …
  • САРУФУЦУ
    - рыбацкий поселок на севере острова Хоккайдо. В декабре 1939 г. в проливе Лаперуза во время жестокого шторма напоролся на …
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОГОВОР 1875 в Энциклопедии Япония от А до Я:
    г. (Трактат между Россией и Японией). Основные переговоры начались в середине 1874 г. с прибытием в Петербург чрезвычайного и полномочного …
  • АЛЬБИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Альби (древняя Альбига) — главный город французского департамента Тарн в Лангедоке, расположен на возвышенности …
  • ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ ИВАН ЛОГГИНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Голенищев-Кутузов, Иван Логгинович - морской писатель (1729 - 1802), окончил курс в московской академии. В 1764 г. назначен наставником по …
  • 1829.03.25
    Из трехлетнего кругосветного плавания вернулась экспедиция Дюмон-Дюрвиля, обнаружившая место гибели экспедиции Жана Франсуа …
  • 1785.08.01 в Страницах истории Что, где, когда:
    Начинается кругосветное плавание Жана Франсуа ЛАПЕРУЗА, которое закончится трагически. Лишь 40 лет спустя ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ обнаружит место гибели …
  • ЯПОНСКОЕ МОРЕ ТИХОГО ОК. в Большом энциклопедическом словаре:
    между материком Евразия и Японскими о-вами. Омывает берега России, КНДР, Республики Корея и Японии. Соединяется проливами: Татарским, Невельского и Лаперуза …
  • ОХОТСКОЕ МОРЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    полузамкнутое море Тихого ок., у берегов Азии. Отделено от океана п-овом Камчатка, грядой Курильских о-вов и о. Хоккайдо. Прол. Невельского, …
  • ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Dumont d Urville) Жюль Себастьен Сезар (1790-1842) французский мореплаватель и океанограф. В 1826-28 совершил кругосветное плавание на судне "Астролябия"; обнаружил …
  • Д АНТРКАСТО в Большом энциклопедическом словаре:
    (d Entrecasteaux) Жозеф Антуан де Брюни (de Bruni) (1739-93) французский мореплаватель. В 1791-93 руководил экспедицией по поискам Ж. Лаперуза, открыл …
  • ЯПОНСКОЕ МОРЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    море, полузамкнутое море Тихого океана между материком Евразия и его Корейским полуостровом на З., Японскими островами и о. Сахалин на …
  • ЯПОНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (япон. Ниппон, Нихон). I. Общие сведения Я. - государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе …
  • ЭТНОГРАФИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. ethnos - племя, народ и...графия) , общественная наука, изучающая народы-этносы и др. этнические общности, их этногенез, …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРОХОД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    проход, морской путь между Атлантическим и Тихим океанами, проходящий через моря и проливы Канадского Арктического архипелага. Поиски С.-З. п. как …
  • САХАЛИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    остров у восточного побережья Азии. Входит в состав Сахалинской области РСФСР. Омывается водами Охотского и Японского морей. От материка отделен …
  • ПУТЕШЕСТВИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1) передвижение по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и др. целями. До …
  • ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1905 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    мирный договор 1905 , завершил русско-японскую войну 1904-05 . Подписан в Портсмуте (США, штат Нью-Хэмпшир) 23 августа (5 сентября) со …
  • ОХОТСКОЕ МОРЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    море (от названия р. Охота), Ламское море (от эвенкийского лам - море), Камчатское море, полузамкнутое море в северо-западной части …
  • КРИЛЬОН МЫС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    мыс, южная оконечность Крильонского полуострова на Ю.-З. острова Сахалин, около 46| с. ш. и 142| в. д. Омывается проливом Лаперуза. …

Лаперузов пролив находится в Тихом океане, разделяет два крупнейших острова. Он всегда имел и политическое значение, так как здесь расположилась граница двух государств: России и Японии. Открыт знаменитым мореплавателем, воспетый в песне «С далекого пролива Лаперуза», он до сих пор представляет большую опасность для кораблей.

Географическое положение

Географическое положение пролива делает его достаточно значимым для политики и экономики. Пролив Лаперуза разделяет два огромных по площади острова: Сахалин и Хоккайдо. Первый из них принадлежит России, а второй - Японии. На севере воды пролива Лаперуза глубоко проникают в залив Анива в южной части Сахалина. А на юге они заполняют бухту Соя.

Пролив Лаперуза относится к Тихому океану, он находится на границе Японского и Охотского морей. Вся длина пролива составляет 94 километра. Ширина в самом узком участке между островами равна 43 километрам. Этот отрезок расположился между мысом Крильон на Сахалине и мысом Соя у Хоккайдо (крайняя точка острова и всей Японии).

Самая большая глубина в проливе - 118 метров. Дно в этом морском участке имеет большую амплитуду колебания глубин, от мелководных рифов до впадин. Берега, которые омывает пролив Лаперуза, где находятся горы, покрыты лесом с произрастающим бамбуком. Только некоторые участки в и бухте Соя плавно спускаются к морю, образуя песчаные пляжи. Самые крупные населенные пункты: Вакканай (Япония), Корсаков (Россия).

Климат

Погодные условия там, где находится пролив Лаперуза, можно назвать суровыми и некомфортными. Здесь часты сильные ветра и туманы, снижающие видимость и очень затрудняющие судоходство. Через пролив Лаперуза проходит около ста циклонов в год. В конце лета здесь могут быть и тайфуны, скорость которых становится более 40 метров в секунду. Льют без перерыва очень сильные дожди.

Климат в проливе умеренный муссонный. Средний показатель температуры в январе -5, в июле +17 градусов. Зимой пролив замерзает и покрывается коркой льда.

Судоходство

В этом участке морского пространства находятся важные пути сообщения. Что соединяет Лаперуза пролив, можно увидеть на карте. Порты, которые расположены на берегах Охотского моря, связываются через него с Японским и Беринговым морем, а также со всем Тихим океаном.

Лаперузов пролив очень опасен для судов из-за природных факторов. Особенно затруднено судоходство с декабря по апрель. Большое количество льда поступает из морское пространство забивается. Здесь часты туманы, дожди и снегопады, хотя они и непродолжительны из-за сильного ветра. Рифы, которые встречаются здесь, тоже представляют большую опасность. Берега пролива имеют очень мало бухт, где суда могут укрыться от шторма. От капитанов кораблей для прохождения этого участка требуется большой опыт и умение.

Происхождение названия и история

Название свое пролив обрел благодаря мореплавателю и офицеру флота Жану Франсуа де Гало Лаперузу. Открыт он был в 1787 году во время кругосветного плавания знаменитого исследователя. Сахалин уже в то время принадлежал России. После прохождения через Лаперузов пролив экспедиция двинулась к берегам Камчатки и там отправила одного участника путешествия, который должен был пройти через Сибирь и донести о результатах кругосветного плавания.

Экспедиция Лаперуза

В 1785 году экспедиция вышла из французского порта Бреста на двух фрегатах с названиями «Астролябия» и «Буссоль». Так началось кругосветное плавание под командованием офицера флота, самому Лаперузу было в это время 44 года.

Первоначальная цель путешествия была исследовать новые земли для возможной их колонизации. Франция стремилась таким образом догнать Британскую империю, которая считалась великой морской державой. В качестве подарков для коренного населения было приготовлено большое количество зеркал, стеклянных бус и металлических игл. Планировалось совершить кругосветное плавание, для этого нужно было пройти через Атлантику, обогнуть мыс Горн и исследовать Великое

Такое название имел раньше Тихий океан, который был открыт еще за 300 лет до этого события испанскими конкистадорами, теперь европейцы намеревались детально его изучить.

Через 2 года после отбытия из Франции Лаперуз и его команда достигли пролива. Но перед этим экспедиция успела исследовать берега Чили, Гавайских островов, Аляски, Калифорнии. Далее они смогли резко пересечь весь Тихий океан и оказаться в устье Жемчужной реки Китая, затем пополнить запасы на Филиппинах.

В августе 1787 года французы подошли к берегу Сахалина. Так и был открыт новый пролив и его окрестности. Далее экспедиция двинулась на север и исследовала берега Камчатки. Затем они опять вернулись в южные широты к берегам Австралии и Новой Каледонии. С самых тех пор экспедиция пропала, хотя Лаперуз планировал вернуться уже в 1789 году на свою родину. Только спустя некоторый промежуток времени выяснилось, что они потерпели крушение на рифах у острова Ваникоро.

Мыс Крильон

Это самая южная точка Сахалина, которую омывает пролив Лаперуза, является оконечностью полуострова Крильон. Он обрывистый и высокий, вокруг него находятся рифы, опасные для прохождения судов. Название свое мыс получил в честь Луи Бальбес де Крильона, который принимал участие в экспедиции Лаперуза. Здесь, на полуострове, находится маяк и российская воинская часть, также сохранилась с давних времен сигнальная пушка.

Долгое время полуостров был под японским влиянием из-за близости к берегам этой страны. И только в 1875 году, когда весь Сахалин стал российским, полуостров Крильон тоже начал принадлежать нашей стране.

Но почти через 30 лет началась русско-японская война, в ходе которой у нашей страны в очередной раз забрали половину Сахалина. Но Япония здесь господствовала приблизительно 40 лет, и потом полуостров был вновь отвоеван и опять стал российским.

Результат и следы всех этих событий можно наблюдать на полуострове Крильон. И русские, и японцы оставили за собой многочисленные окопы, заросшие теперь бамбуком. Батареи танков стоят на возвышенностях, прикрывая удобные бухты, где мог бы высадиться неприятель. Судоходство у побережья и в окрестностях, как уже было сказано, затруднено из-за очень частых туманов и сильных течений. Необходимость маяка была бесспорна, поэтому здесь в 1883 году на самом высоком месте появился первый маяк из дерева.

В 1894 году для строительства нового подобного сооружения использовали красный японский кирпич. В настоящее время этот маяк - одна из главных достопримечательностей на мысе Крильон. В 1893 году здесь была построена метеостанция, с тех пор здесь ведутся наблюдения за погодой.

Камень Опасности

Это скала, которая расположена недалеко (в 14 километрах) от мыса Крильон. Находится она в Охотском море, юго-восточнее крайней точки Сахалина. Это груда камней, на которой нет никакой растительности. Скала имеет в плане вытянутую форму, длина ее 150 метров, ширина - 50. Камень Опасности был открыт еще экспедицией Лаперуза, и этот мореплаватель первым ее охарактеризовал. Скала всегда являлась существенным препятствием для прохождения судов по проливу, так как вокруг него находятся рифы, создающие опасность. Водоросли, которые растут в этих местах, так густы и крепки, что наматываясь на винты кораблей, становились причиной многочисленных аварий. Одно время матросы на кораблях чутко прислушивались к морю. Выделяя из общего шума рев сивучей, определяли, что поблизости находился Камень Опасности. Так называются крупные ушастые тюлени, устраивающие свои лежбища на скалах у берегов Сахалина. Особенно полюбили они и Камень опасности.

Порт Корсаков

Находится в юго-восточной части бухты Лососей. Этот порт является крупнейшим на острове Сахалин. Состоит из внешней и внутренней гавани. Строить его начали японцы в 1907 году. После окончания Великой Отечественной войны, когда часть Сахалина была отвоевана, порт Корсаков стал принадлежать Советскому союзу. Он являлся связующим звеном между материком и Сахалином.

Факты о проливе Лаперуза

При хорошей видимости с можно рассмотреть берег мыса Крильон (Сахалин).

В Японии этот пролив в настоящее время называется Соя.

Когда Лаперузов пролив был открыт французским мореплавателем, в ходе экспедиции был сделан вывод, что Сахалин является полуостровом, частью Евразии.

В экспедицию Лаперуза хотели попасть многие, шла ожесточенная борьба, среди претендентов был Наполеон Бонапарт с Если бы его взяли, судьба у Франции сложилась бы иначе, ведь всего через несколько лет состоится взятие Бастилии и революция. А затем Наполеон провозгласит себя императором и начнет войны, которые потрясут весь мир.

Японцы называют его Соя. Здесь господствуют сильные приливно-отливные течения. В зимнее время пролив покрывается льдом.
В северный берег пролива Лаперуза вдается большой залив Анива, а в южный - бухта Соя. Берега пролива гористые, заросшие густым лесом. Лишь некоторые участки берега в вершинах залива Анива и бухты Соя низменные.
Населенные пункты на берегах пролива встречаются часто, но они небольшие, а расположены по большей части в устьях рек и ручьев.
Японские территориальные воды простираются на три морские мили (5556 м) от берега вглубь залива, в отличие от общепринятых в мире двенадцати морских миль. Считается, что таким образом Япония предоставляет возможность кораблям и подводным лодкам США с ядерным оружием на борту проходить проливом, не нарушая официальный японский запрет на размещение ядерного оружия на территории страны.

История открытия

Первым из европейских мореплавателей прошел проливом Жан-Франсуа Лаперуз - офицер военно-морского флота Франции и великий мореплаватель.
В 1785 г. экспедиция под командованием Лаперуза вышла из французского Бреста на фрегатах «Буссоль» и «Астролябия», имея целью исследовать возможность колонизации земель в районе Дальнего Востока и Австралии в пользу Франции. В 1787 г. корабли подошли к Сахалину, где Лаперуз открыл пролив между Сахалином и островом Хоккайдо, ныне носящий его имя.
В 1788 г. корабли Лаперуза направились к берегам Новой Каледонии и южному берегу Австралии, где и пропали. Лишь в 2005 г. было получено достоверное подтверждение, что экспедиция погибла во время кораблекрушения у берегов острова Ваникоро в западной части Тихого океана.
Границами пролива служат: на западе - условная линия, соединяющая мыс Кузнецова с мысом Носяппу, на востоке - линия, соединяющая мыс Анива с мысом Камуи. Через пролив Лаперуза проходят важные пути сообщения, связывающие порты Японского моря с портами Охотского моря, Берингова моря и северной части Тихого океана. Плавание по проливу Лаперуза затруднено снегопадами, туманами или дождями, ограничивающими видимость почти до нуля.
Это место находится между мысом Крильон (остров Сахалин) и мысом Соя (остров Хоккайдо). Мыс Крильон - самая южная точка полуострова Крильон и всего острова Сахалин. Название он получил по имени французского полководца Луи де Бальбес де Крил ьона (1543-1615 гг.), а назвал его так Лаперуз, открывший мыс, когда его экспедиция уже покидала акваторию Сахалина.
Недалеко от мыса находится скала Камень Опасности - совершенно лишенная растительности, возвышающаяся над водой на 5,2 м. Это излюбленное лежбище тюленей и сивучей, рев которых слышен на большом расстоянии. У этого места чрезвычайно недобрая слава: здесь произошло немало кораблекрушений.
Мыс Соя - самая северная точка Хоккайдо и, как считается, всей Японии. Здесь находится один из крупных городов-портов в районе пролива - Вакканай. Паромная переправа через пролив связывает его с российским городом-портом Корсаков на Сахалине, в бухте Лососей (это один из самых крупных портов на острове). Но в зимние месяцы он практически не действует: акватория бывает плотно запружена массивными дрейфующими льдами. Через пролив Лаперуза проходит путь каботажных судов из Владивостока к портам Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Корсаков и портам Чукотского полуострова.
Судоходство по проливу Лаперуза сопряжено с большими трудностями и требует от капитанов и штурманов большого опыта. В период с декабря по апрель пролив забивается льдом, дрейфующим из Охотского моря и Татарского пролива. Сила течений здесь такова, что при наличии ветра они могут снести судно с курса в любую сторону на значительное расстояние. Климат в районе пролива Лаперуза комфортным тоже не назовешь. В течение года над ним проходит около ста циклонов, сопровождающихся туманами, резким усилением ветра. А в конце лета - в начале осени нередки еще и тайфуны, когда ветер становится штормовым (более 40 м/с) и непрерывно идут сильные дожди.

Общая информация

Пролив между российским островом Сахалин и японским островом Хоккайдо, Охотским и Японским морями, важнейшее звено судоходных путей Дальнего Востока.

Морская граница между Российской Федерацией и Японией.

Происхождение : тектоническое.

Острова : Камень Опасности (Россия), Бэнтэндзима (Япония).
Крупнейшие города-порты : Корсаков (остров Сахалин) - 33 526 чел. (2010 г.), Вакканай (остров Хоккайдо) - 38 944 чел. (2010 г.).

Языки : русский, японский.

Денежные единицы : российский рубль, японская иена.

Цифры

Длина : 94 км.

Ширина (наименьшая): 43 км.
Максимальная глубина : 118 м.
Наименьшая глубина фарватера : 27 м.

Климат и погода

Умеренный муссонный.

Средняя температура воздуха в январе : -5,5°С.

Средняя температура воздуха в июле : +16,8°С.

Среднегодовое количество осадков : 1124 мм.

Экономика

Транспортное судоходство.

Паромные переправы.

Рыболовство.

Достопримечательности

Скала Камень Опасности .
Город Корсаков (остров Сахалин): Корсаковский городской историко-краеведческий музей, старое здание Хоккайдо Токусеку Банка, Свято-Покровский мужской монастырь (1991 г.).
Город Вакканай (остров Хоккайдо): северный волнорез Дому, мемориальная башня Кайки.
Мыс Соя : обелиск на самой северной точке Японии, Башня молитвы (мемориал памяти погибших в авиакатастрофе южнокорейского «Боинга» KAL-007, сбитого советским истребителем), музыкальный монумент (автоматически проигрывает песню о мысе Соя).
■ Мыс Крильон : старая русская сигнальная пушка, маяк Тихоокеанского флота.

Любопытные факты

■ В действительности самая северная точка Японии находится на крохотном необитаемом острове Бэнтэндзима, расположенном в километре к северо-западу от мыса Соя.
■ В ясную погоду с Хоккайдо виден мыс Крильон на Сахалине.

■ Лаперузу не удалось совершить еще одно открытие в районе Сахалина. Поднявшись выше 51° с.ш., он - путем замеров ручным лотом - отметил постоянное уменьшение глубин. Поэтому сделал вывод, что Сахалин является полуостровом, соединенным с материком песчаным перешейком. между Сахалином и материком открыл русский адмирал Г.И. Невельской (1813-1876 гг.) в 1849 г.
■ Доказательством того, что корабли Лаперуза разбились у берегов острова Ваникоро, стало исследование современными средствами секстанта, найденного среди сохранившихся близ берегов Ваникоро обломков. На нем удалось прочитать гравировку: Merrier. А в соответствии с сохранившейся инвентарной описью имущества фрегата «Буссоль» на борту находился секстант, изготовленный неким «господином Мерсье».
■ Российский город-порт Корсаков на Сахалине и японский город-порт Вакканай на Хоккайдо - побратимы.
■ Северный волнорез Дому порта Вакканай обладает уникальной конструкцией, не имеющей аналогов в мире. Волнорез возвышается полуаркой на высоте 14 м над уровнем моря. Строение состоит из 72 колонн, его длина 427 м. Главное предназначение волнореза - защита города от сильного северо-западного ветра в зимнее время года.
■ Вблизи порта Корсаков действует завод по сжижению природного газа с причальным комплексом (единственный в России; введен в 2009 г. в рамках энергетического проекта «Сахалин-2»).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта