Рассказ А. П. Платонова «Юшка» необходимо читать несколько раз, чтобы лучше понять истинный смысл произведения. На первый взгляд здесь речь идет о человеке, о котором можно сказать, что он «не от мира сего». Действительно, Юшка не похож на всех окружающих. Его разительная непохожесть на других не имеет объяснения. Юшка таким, очевидно, родился. Он словно с другой планеты, чем те, кто живет в его городке. Мы ничего не знаем о жизни Юшки.
Перед нами он предстает стариком, хотя ему всего лишь около сорока лет. У Юшки была нелегкая жизнь. Но он сам не делает ровным счетом ничего, чтобы свою жизнь облегчить. Из-за этого над ним смеются и издеваются окружающие. Слишком разителен контраст между нищим стариком и теми, кто думает о своем благополучии. Юшку, действительно, не беспокоят вопросы личного комфорта и благополучия. Кажется, что он не думает вообще ни о чем - только лишь работает с утра до вечера, а один раз в год уходит куда-то в деревню. Жизнь Юшки никого не интересует, разве что раздраженные прохожие вымещают на нем свое зло, или же дети развлекаются, издеваясь над стариком.
Рассказ Платонова очень короткий. Буквально через несколько страниц мы узнаем о смерти несчастного. И практически сразу становится ясно, что свою жизнь он прожил не зря. Юшка дал возможность получить образование девушке, которая стала врачом.
В начале рассказа Юшка предстает перед нами никому не нужным, несчастным, всеми презираемым и убогим. В конце рассказа мы понимаем, насколько он выше и значительнее, чем мелочные и злобные люди, которые всю жизнь ему досаждали. И сразу же встает вопрос об осознании необходимости уважения и сострадания к человеку. Пусть этот человек так непохож на всех вокруг, пусть он кажется ненужным и бесполезным... Впрочем, кому дано право делить людей на полезных и бесполезных? В рассказе Платонова пьяные озлобленные прохожие берутся судить об этом. Но чем же они сами лучше Юшки? Только лишь тем, что сильнее? Или у них есть какие-то иные достоинства. Увы, об их достоинствах мы так ничего и не узнали на протяжении всего рассказа. А о том, что сделал Юшка для всех, в том числе и для недалеких жителей своего городка, мы узнаем в конце рассказа. Благодаря Юшке в городке появился врач, готовый лечить от тяжелейшей болезни - туберкулеза, причем не требуя даже малейшей платы за свою работу.
Пока был жив Юшка, никому в голову не приходило хотя бы пожалеть его. И речь уж здесь никак не может идти об уважении к нему или хотя бы о сострадании. После того, как очерёдной прохожий вымещал на старике свое плохое настроение, Юшка оставался лежать в пыли. Иногда у него не было сил подняться. И тогда приходила дочь хозяина кузницы, у которого Юшка жил и работал. Дочь хозяина также относилась к старику с презрением. В ее душе не было жалости к нему. «Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?»
Казалось бы, кто дал ей право размышлять о том, для чего живет человек. Но она не чувствует сострадания и не понимает ценности жизни такого человека, который никому не нужен. Ведь именно таким выглядит Юшка. Между тем сам он не понимает подобных вопросов. «Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить».
Получается, что Юшка намного умнее, чем окружающие его люди. Ведь он сознает ценность жизни вообще и своей в частности. Он пытается объяснить это. Но его никто не понимает. «Это отец-мать меня родили, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю».
Конечно, с точки зрения окружающих, работа в кузне не выглядит должным оправданием жизни несчастного старика. Дочь хозяина кузницы не пытается хотя бы посочувствовать Юшке. Она, как и все соседи, безапелляционно судит о его ненужности, ее мнение насчет его существования полностью совпадает с мнением большинства: «Другой бы на твое место нашелся, помощник какой!» Юшка пытается оправдать себя, свое существование. В его словах таится смутная надежда, которая жестоко разрушается дочерью хозяина кузницы.
«- Меня, Даша, народ любит!
Даша смеялась.
У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..
Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое».
Юшка намного мудрее, чем все, кто его окружает. Правда, его мудрость слишком отличается от законов, по которым живут в обществе. Правила и законы людей, окружающих Юшку, можно назвать звериными. Именно поэтому старик и вызывает всеобщую ярость. Он слаб, не может защитить себя. А в обществе не принято сострадание, и об уважении никто даже не задумывается.
Платонов изображает вполне обыденную ситуацию, которая, к сожалению, встречается очень часто. И вот слова, которые довелось услышать Юшке, были сказаны очередным веселым прохожим: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее стало бы без тебя, а то я боюсь соскучиться...»
Юшка посмел возразить, «должно быть, первый раз в жизни».
«- А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!»
Это были последние слова, которые довелось услышать Юшке на этом свете. В душе прохожего не появилось ни капли сострадания. Он ударил старика и спокойно пошел домой пить чай. Юшка умер.
Смерть несчастного старика ложится несмываемым пятном на жителей городка. Их черствость и жестокосердие привело к тому, что самый добрый и самый безответный человек умер, так и не ощутив тепла, сострадания, уважения. Люди думали, что без несчастного старика их жизнь будет лучше? Но они ошибались. «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».
Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?
Сиротства человек не терпит,
и оно – величайшее горе.
А. Платонов
Ни у кого не вызывает сомнения, что такие чувства, как сострадание и сочувствие необходимы в жизни каждого человека. Без них современный мир стал бы ещё более жестоким и несправедливым. Потому что сострадание и сочувствие – это умение сопереживать чужому горю, желание помочь незнакомому че6ловеку, попавшему в беду. Эти чувства надо воспитывать с раннего детства на примерах из жизни Недаром об этой теме говорят по телевидению, пишут в газетах. А также эта тема продолжает волновать писателей и поэтов.
В рассказе Леонида Андреева «Кусака» затронута тема любви к братьям нашим меньшим, в животным, а именно, к собаке. На этом примере особенно ярко видно, как меняется характер Кусаки, когда к ней проявляют сострадание, даже если это происходит кратковременно. Так злобная и кусачая собака постепенно превратилась в доброго преданного друга. Автор описывает это превращение такими словами: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака». Но счастье её было недолгим. Девочка, получив любовь и преданность Кусаки, бросила её и даже не попрощалась. И собака опять осталась одна. Я думаю, что после этой встречи она станет доверять людям ещё меньше. Но нельзя во всём обвинять девочку, потому что она сама ещё ребёнок. Наверное, и ей было тяжело расставаться со своим новым другом. Это был первый урок сострадания в жизни девочки и, будем надеяться, не последний. Когда она вырастет, то не сможет пройти мимо одинокого человека и постарается прийти к нему на помощь. Потому что гораздо страшнее, когда среди нас есть такие люди.
Главный герой из рассказа Андрея Платонова «Юшка» как раз был таким человеком. Несмотря на то, что все окружающие его люди: и дети, и взрослые – унижали и оскорбляли его, сам Юшка сумел сохранить в себе те чувства., которые по отношению к нему никогда не проявлялись. Он не озлобился по отношению к людям, а терпеливо сносил и побои, и оскорбления, и удивительным образом верил в чудо. Это «чудо» должна была совершить девочка, которая хотела стать врачом. И Юшка как мог помогал ей и верил, что именно она сможет изменить его жизнь, вылечив его. Больше всего в этом рассказе меня поразило, что взрослые с равнодушием наблюдали за действиями детей, вместо того, чтобы учить их милосердию и доброте. В будущем они могут оказаться на месте Юшки. Человек живёт в обществе, поэтому конечно очень важно уметь, а главное желать оказать помощь и своим близким и совершенно незнакомым людям. И в то же время каждый из нас надеется, что оказавшись в трудной ситуации он обязательно дождётся поддержки и сочувствия. Но самое главное, люди не должны быть равнодушными и жестокими.
Рассказ Андрея Платонова, небольшой по объему, но такой глубокий по содержанию, заставляет читателя задуматься о многих важных вопросах. В частности, в этом рассказе раскрывается тема важности любви и сострадания в жизни человека.
Сюжетная линия повествования очень проста – тихая и неприметная жизнь Юшки, слабосильного и немолодого на вид человека. Долгие годы Юшка страдает от изнурительной болезни, чахотки, которая состарила его раньше времени. Люди считают его стариком, хотя, на самом деле, ему всего лишь сорок. Чем же примечателен Юшка, почему автор сделал его, слабого и незаметного человека, героем своего повествования? На самом деле, Юшка разительно отличается от окружающих его людей, и главное его отличие в том, что он понимает, насколько важна любовь в жизни человека.
Окружающие Юшку люди, кажется, совсем забыли о том, что в мире есть любовь и сострадание. Вся их жизнь – бесконечное движение от одной вспышки злобы к другой, от одного выплеска ненависти к другому. Маленькие дети, которые бросают в Юшку камешки и мелкий сор, удивляются, почему он не погонит их хворостиной, как это делают «большие люди». Эти дети похожи на маленьких одичавших зверушек, не ведающих, что в жизни есть любовь и ласка. Один Юшка понимает, в чем беда, он знает, что люди просто не умеют проявлять любовь, не умеют давать ней выход.
Его беззлобность просто поражает и обезоруживает, однако сердца окружающих его людей слишком очерствели, чтобы это увидеть. И взрослые, и дети глубоко несчастны, потому что не умеют сочувствовать и жалеть друг друга. В этом есть бесконечное одиночество, потому что души людей могут по-настоящему соприкоснуться только через любовь и сострадание. Вся жизнь Юшки – это воплощение призыва Христа о любви к ближнему. Этот больной и немощный человек тяжело работает, но при этом не покупает себе ни сахару, ни одежды, чтобы иметь возможность помочь бедной девочке-сироте получить образование и надежду на лучшее будущее.
Кажется, что уход из жизни такого маленького человека останется незамеченным окружающими. Но нет, «теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними», и жить людям стало хуже. Незаметный и тихий Юшка служил как бы громоотводом, который поглощал избыток зла и ненависти, делая ожесточенные сердца людей чуточку добрее.
Рассказ «Юшка» заставляет современного читателя задуматься о том, насколько важно быть терпимыми и сострадательными друг к другу, ведь, в конечном итоге, лучшее, что может сделать человек, это оставить о себе добрую память в сердцах других людей.
МОУ «Тюльпанская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок по литературе
Тема: Милосердие и сострадание в рассказе А. Платонова «Юшка»
Учитель: Макарова Ольга Ивановна
Цели: 1.продолжить знакомство с творчеством А. Платонова; помочь учащимся в осмыслении содержания рассказа «Юшка»; учить видеть проблемы, поднятые автором.
2.Развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь уч-ся.
3.Воспитывать личность духовно-нравственную, умеющую сострадать; прививать интерес к произведениям А. Платонова.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, тест на отдельных листах, эпиграфы к уроку.
Эпиграфы к уроку:
Побеждай зло добром. (Библия)
Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот кто не может…? (совершить зла)
(Ю. Никулин)
Ход урока
I .Вступительное слово учителя
На уроке мы с вами будем говорить об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдём в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ «Юшка».
II .Сообщение темы урока
III . Работа по новой теме
Вспомним факты из биографии писателя.
1. Выступление учащегося
Мы уже знакомы с жизнью и творчеством А. Платонова. Автор многих рассказов, он в большинстве произведений предстаёт перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идёт речь в его рассказе «Юшка», где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни-взаимоотношению человека с человеком.
2.Беседа.
Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми)
А идея? (Побеждай зло добром)
Да, именно эти слова из Библии и являются одним из эпиграфов к нашему уроку. На примере жизни героев А.Платонова и попытаемся доказать, что добро побеждает зло.
IV . Работа над текстом
1. Беседа
Как этой мысли подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они?
Такой приём называется обрамление. Он помогает автору полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование.
Одна из несомненных удач Платонова- главный герой рассказа Юшка. Найдите описание Юшки. (чтение эпизода)
Платонов- мастер детали. Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа?(глаза)
Да, глаза- зеркало души. Душа Юшки плачет. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим.
Какие эпизоды, связанные с Юшкой, произвели на вас особенно сильное впечатление?
2. Работа над эпизодом.
Поработаем над эпизодом «Отношение детей к Юшке», в тетрадях и на доске запишем своеобразный «психологический» этюд поведения, а главное- чувств, состояния героев.
Дети: …переставали играть, бежали, кричали;
…поднимали ветки и бросали;
…снова окликали, бросали, трогали и толкали;
…опять толкали и кидали комья земли;
…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки;
…делали слишком больно;
…радовались.
Юшка:…ничего не отвечал и не обижался;
…шёл тихо и не закрывал лицо;
…шёл и молчал;
…не трогал и не отвечал;
…говорил;
…радовался.
Дети и Юшка ведут себя по-разному, а вывод одинаковый- радовались. Почему?
Каким предстаёт перед вами Юшка? А дети?
А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя свидетелем того, как «…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него». Как бы поступили вы?
Как вы понимаете слово «сострадание»?
3.Работа со словарём.
Сострадание- жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
А как относились взрослые к Юшке?
Почему Юшка не обижался на взрослых? Найдите подтверждение в тексте.
А были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?
4.Пересказ эпизода
Что нового мы узнаём о Юшке?
Как часто бывал Юшка наедине с природой? Как это характеризует Юшку?
Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший?
Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?
Каким предстаёт прохожий? А Юшка?
Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было- нельзя всё время терпеть.
Когда люди увидели, что за человек был Юшка?
Зачитайте сцену похорон. (чтение эпизода) Почему людям стало без Юшки грустно?
Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?
Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача?
Как воспитанница Ефима Дмитриевича распорядилась своей судьбой?
Вывод: Казалось бы, что выросшая без родителей девушка, испытавшая нужду и лишения, должна ожесточиться на несправедливость жизни, на людей, обижавших её. Но этого не случилось. Она видела перед собой пример великодушия, отеческой заботы, самопожертвования. Этим примером был Ефим Дмитриевич, душа которого переполнена состраданием, заботой от тех, кто по его мнению, больше нуждался в них, чем он сам.
Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?
V . Закрепление
Тест (ответы на доске)
1) Слова Б.Л.Пастернака: « Верю я, придёт пора.силу подлости и злобы одолеет дух добра»- можно отнести:
а) к Юшке;
б) дочери кузнеца;
2) Юшка не разгневался на несправедливость прохожего потому что:
а) был пуглив от природы
б) был очень добр от природы
в) притерпелся к человеческой жестокости
3. «Глаза же были у него белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Это сказано:
а) об Акимыче
б) о кузнеце
а) презирает Юшку за непротивление злу
б) считает его нравственным человеком
в) жалеет
5. Странность Юшки объясняется:
а) его незащищённостью
б) безотказностью
в) безграничной добротой.
6. «Без Юшки жить людям стало хуже», ибо:
а) ушёл добрый человек, терпеливый к слабостям других
б) не на ком стало срывать зло и обиду
в) это был человек, который брался за любую работу.
7.Юшка оставил после себя:
а) память о своём трудолюбии
б) девушку-сироту, которую он выучил
в) память о своей безответственности.
8. Жанр произведения:
б) повесть
в) рассказ
9. Название произведения:
а) указывает на главного героя
б) определяет его тематику
в)имеет обобщающий смысл
Ребята, а теперь обратите внимание на слова Ю. Никулина, написанные на доске, закончите их.
Д\з 1. Сочинение-миниатюра «По нравственным законам жить…» (Как я понимаю эти слова)
2.Монологический ответ на тему: Какую надпись вы сделали бы на надгробии Юшки? (на выбор)
VI . Заключительное слово учителя
Обобщая сказанное, хочу прочесть вам стихотворение:
Друзья мои! Давайте с нынешнего дня
Начнём с себя!
Научимся людей любить,
По нравственным законам жить.
А чтобы поняли тебя-
Начни с себя!
... сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем; милосердие ... между собой, и темой данного урока. Ребята... обсуждение содержания рассказа А. Платонова «Юшка ». В о п р о с ы: Найдите описание Ефима Дмитриевича (Юшки ). Почему...
Ресурсы грамматики в рассказах А.Чехова «Студент», Л.Андреева «Ангелочек», «Кусака», А.Платонова «Юшка », М.Шолохова. « ... сегодня…… …(милосердие ) – это одна из сквозных тем русской литературы... ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются...
1 ч. «Соловей». Внутренняя тема стихотворения Пушкина и переложение... единственным проявлением милосердия в стихотворении. ... законам жизни, сострадание и непреклонность, жестокость... чтения по рассказу А. Платонова «Юшка ». Теория литературы...
"Торопитесь делать добро" - простой и мудрый совет, который мы слышим очень часто. Но не все люди спешат следовать ему. Одни противопоставляют этому призыву свой жизненный опыт, другие просто не умеют так жить. Творить добро нелегко, это требует от человека душевной щедрости, способности жертвовать личными интересам, привычки отдавать людям больше, чем брать. Любить и жалеть людей труднее, чем ненавидеть. А те, кому это удается, вызывают непонимание, иногда даже злобу.
Герой рассказа Платонова "Юшка" - это воплощение доброты и любви к человеку. Его доброта беззащитна перед людской злобой, но она жила в нем всю жизнь, и даже после смерти Юшки проросла в его приемной дочери - добрыми делами и состраданием к людям.
Юшка работал подручным помощником у главного кузнеца, "потому что плохо видел глазами и в руках у него мало было силы". Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо и делал всякую другую работу. За свою работу он получал небольшие деньги, но ничего не тратил на себя. Все до копейки он отдавал девочке-сироте, чтобы она могла жить и учиться. "Юшка не пил чаю и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы без смены одну и ту же". Над ним смеялись и взрослые. Они издевались над ним, оскорбляли и даже били. "Сердце в людях бывает слепое", - говорил Юшка и не обижался на людей. Он верил, что его любят и что он нужен людям, "только они не умеют любить, и не знают, что делать для любви".
Самой своей покорностью Юшка тоже сослужил односельчанам добрую службу: он безответно терпел всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство, "чтоб меньше злобы оставалось среди людей". Но они поняли это, только когда Юшки не стало. С умершим Юшкой пришли проститься все люди, старые и малые, весь народ - все те, кто знал Юшку и потешался над ним, мучил его при жизни. Они уже никогда не смогут повиниться перед ним и ответить на его добро.
А после смерти Ефима Дмитриевича в город приехала девушка-врач, воспитанница Юшки. До самой старости она "не утомлялась утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших". И все в городе ее знали и уважительно называли дочерью доброго Юшки.
Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; «Торопитесь делать добро» (по рассказу А. Платонова «Юшка») уже в твоих закладках.Дополнительные сочинения по данной теме
8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та
Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі
На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою