Главная » Заготовка и хранение » Современный урок русского языка с учётом требований фгос. Основные этапы данного урока

Современный урок русского языка с учётом требований фгос. Основные этапы данного урока

Типы уроков русского языка

Процесс овладения языком происходит на уроках разного типа, а тип урока определяется этапом и характером работы над языковым материалом. В методике русского языка можно встретить разные классификации типов урока, но наиболее распространенной является следующая:

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления.

Урок повторения и обобщения.

Урок контроля.

В дидактике к любому типу урока предъявляются общие требования:

- урок должен быть обучающим (т.е. иметь познавательную цель);

Развивающим (школьники – активные участники процесса обучения; учатся сами добывать знания, творчески подходить к процессу обучения);

- воспитывающим (на уроках вместе с обучением происходит процесс воспитания будущих граждан).

Специфика предмета «русский язык» такова, что, как правило, знакомство с новой темой включает в себя также и повторение, и первичное закрепление, и контроль, а нередко и элементы обобщения изученного. Поэтому урок изучения нового обычно представляет собой комбинацию перечисленных элементов. Это самый распространенный тип урока, обеспечивающий изучение программного материала.

В структуру урока изучения нового входят следующие компоненты:

Сообщение темы урока и постановка цели.

2. Проверка домашнего задания и опрос.

Опорное повторение (подход к новой теме).

Изучение нового материала.

Обучение способу применения правила.

Закрепительные и повторительные упражнения.

Задание на дом.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

В преподавании русского языка используется также немало новых форм нестандартного построения уроков. Так, при изучении нового материала это могут быть уроки взаимного обучения, когда класс делится на «учителей» и «учеников», материал объясняют сами учащиеся; мозговой штурм (коллективно открывается новое знание); новая тема предъявляется в виде дидактической сказки, инсценировки или декламации с музыкальным сопровождением и т.д.

При закреплении и углубленном повторении изученного возможны уроки-практикумы, уроки-исследования, семинары, конференции.

На этапе контроля используются игровые формы урока.

Урок закрепления

Урок закрепления проводится обычно по трудным темам правописания, вслед за уроком изучения нового материала. Цель его – дальнейшее совершенствование навыка правописания. Типологическими чертами такого урока являются:

- проверка домашнего задания и воспроизведение теоретических сведений, полученных на предыдущем уроке;

Система тренировочных упражнений с постепенным переходом от более простых к более сложным и постепенное повышение самостоятельности в работе учащихся;

- подведение итогов урока и выставление оценок;

- домашнее задание.

Урок повторения и обобщения изученного

Повторительно-обобщающие уроки имеют некоторые разновидности. Цель уроков повторения в начале учебного года – восстановить в памяти детей утраченную за лето информацию.

Уроки повторения проводятся также после изучения очередного раздела. Это может быть подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием.

Специфичны уроки обобщения, завершающие изучение раздела. Их цель – привести в систему, обобщить изученные теоретические сведения. Такие уроки могут быть проведены по темам: «Фонетика», «Лексика», «Состав слова и словообразование», после изучения каждой знаменательной части речи, по теме «Служебные части речи».

Урок контроля

Цель таких уроков – проверить и оценить усвоение изученной темы или раздела. Уроки могут проводиться как в устной, так и в письменной форме. Письменная проверка – это обычно контрольный диктант, который может сопровождаться грамматическим заданием (оно оценивается отдельно).

Уроки контроля наиболее богаты разнообразными игровыми и соревновательными формами. Это соревнования по рядам или командам; уроки-путешествия с преодолением препятствий (на планету «Имя существительное», например; по станциям-разрядам местоимений); день рождения той или иной части речи; турниры смекалистых; телемосты; зачеты; клуб знатоков; общественные смотры знаний с приглашением родителей или старшеклассников в роли судей или членов жюри; викторины; творческие отчеты; интервью; грамматический бой и т.д. Школьники могут принимать самое активное участие в подготовке таких уроков: подбирать вопросы и задания для опроса, выступать в роли учителя или консультанта, который отвечает за работу группы и отчитывается в конце урока, давая ей оценку.

Возможен и другой вариант проведения уроков контроля. По заданию учителя дети дома готовят ответы на контрольные вопросы и задания, помещенные в учебнике. Учитель отбирает для устного опроса то, что считает наиболее важным; кроме того, он намечает, какие письменные задания будут выполнять школьники, чтобы проверить также навыки детей. Для быстрого опроса используются индивидуальные карточки, перфокарты, тесты. В конце урока обычно дается небольшая самостоятельная работа, чтобы в это время учитель мог подвести итоги, поставить оценки отвечающим. На таких уроках высокая плотность вопросов и заданий, в результате оценки могут получить 10-12 человек.

20. Упражнения, их виды и система. Требования к системе упражнений по русскому языку.

Упражнения – основное средство формирования умений и навыков учащихся. Они должны представлять собой систему, а не набор случайных элементов.

Прежде всего надо определить цель упражнения и сообщить ее школьникам. Это можно сделать по-разному. Например: поучимся находить страдательные причастия в тексте; поучимся правильно произносить слова; поучимся применять новое орфографическое правило; прочитайте задание к упражнению, познакомьтесь с образцом его выполнения и скажите, для чего мы будем его выполнять; поучимся употреблять слова на новое правило в тексте и т.д.

Учет особенностей изучаемого материала: надо определить, какие виды упражнений будут преобладать: устные или письменные. Если изучается правило правописания, планируется больше письменных упражнений. При работе с непроверяемыми написаниями используем послоговое проговаривание, этимологический анализ, словообразовательные упражнения. Для работы по культуре речи полезны устные упражнения, хоровое проговаривание, так как органы речи необходимо тренировать. При изучении фонетики предпочтение отдается устным заданиям.

Варьирование языкового (дидактического) материала. Языковой материал, относящийся к одному и тому же правилу, неоднороден по своим семантическим, фонетическим, морфологическим и синтаксическим особенностям. Эти особенности, их различное сочетание и создают то, что называют вариантами языкового материала (орфографического, пунктуационного, грамматического). Так, имеются разные варианты выражения подлежащего: разными частями речи, словосочетанием. При изучении правописания приставок на З-С в упражнения надо включить слова со всеми вариантами приставок этого правила. При знакомстве с правописанием Не с именами существительными, надо дать примеры, где слова без НЕ не употребляются; случаи раздельного написания при противопоставлении или явном отрицании, слитного написания, когда приставка НЕ образует новое слово и пишется слитно. Рассматривая знаки препинания при обращении, показать примеры, где обращение занимает разное место в предложении; одиночные и распространенные обращения; называющие живые и неживые предметы и т.д. Перед изучением нового материала учитель устанавливает варианты материала, отбирает те, которые следует изучать, намечает, когда и в какой последовательности над ними работать, затем включает их в упражнения. Обычно сначала даются менее трудные варианты, а затем более трудные. Если вариантов много, следует отобрать наиболее употребительные, но в контрольные задания можно включать только те, над которыми проводилась работа.

Разнообразие упражнений необходимо, так как однообразная работа быстро утомляет детей и снижает их работоспособность. К тому же упражнения, эффективные для достижения одной цели, непродуктивны для других целей. На одном типе упражнений можно формировать только определенные умения или навыки, а на уроке решаются разные цели обучения.

Постепенное усложнений заданий к упражнениям. Каждое упражнение должно основываться на предыдущем, опираться на него и помогать двигаться вперед. Начинаем работу с упражнений только на новое правило; затем подключаем сходный материал, чтобы предупредить смешивание похожих явлений или правил. Далее используем предложения или текст, чтобы учить видеть изучаемые случаи среди других. После этого возможны упражнения с элементами творчества, затем творческие или самостоятельные работы. Усложнение заданий, таким образом, может проходить за счет введения все большего количества материала, изученного ранее, и за счет заданий по развитию речи. Нужна работа не только со словами, но и с предложениями, связным текстом.

Постепенное возрастание самостоятельности в работе учащихся. Первые упражнения проводятся коллективно, с нулевой самостоятельностью. В последующих заданиях степень самостоятельности постепенно возрастает. Самостоятельная работа предлагается обычно в конце урока.

Сочетание творческих и репродуктивных упражнений. Оно должно быть таким: на четыре репродуктивных одно творческое задание. При этом решается проблема формирования умений и навыков и развития творческих способностей школьников.

В среднем за урок можно выполнить 3-4 упражнения. Чтобы решать также и задачи повторения, уместно давать комплексные задания к упражнению, тогда на одном материале можно решать разные задачи, что экономит время урока.

21. Требования к знаниям и умениям по русскому языку. Контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного про­цесса.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

1. Современный урок. Требования к уроку.

2. Основные типы уроков русского языка.

3. Преподавание русского языка на базовом и профильном уровне.

4. Основные типы уроков литературы.

5. Нестандартные уроки.

6. Межпредметный связи и интеграция.

7. Критерии оценивания урока русского языка.

8. Критерии оценивания урока литературы.

Урок – систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации учебного процесса в определенный отрезок времени при постоянном составе учителей и учащихся, обеспечивающая реализацию в едином процессе содержания, средств, форм и методов обучения (М.И. Махмудов).

На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учета научно-методических положений режиссура урока, которая отражается в плане, и личностное исполнение учителем этой режиссуры.

Есть ряд задач, решение которых создает условия (предпосылки) повышения эффективности урока. Наибольшее значение среди них имеют следующие: развитие у школьников интереса к предмету, использование межпредметного материала на уроках, перспективность в учении.

Урок может быть современным только при такой организации управления обучения, когда учитель создает условия для сотрудничества с учениками, обеспечивает оптимальные условия для развития и воспитания личности ученика, для организации его самодеятельности. В последние годы отмечается усиление практической направленности, речевой направленности, организации умственной деятельности учащихся, усиление обратной связи.

К уроку предъявляются следующие требования :

1. Каждый урок должен иметь точное дидактическое назначение (то есть тип) и вместе с тем свои неповторимые особенности.

2. Урок как самостоятельное звено в целостной системе обучения строится на основе учета программных требований, диагностики возможностей учащихся. Надо при этом помнить, что государственный стандарт по русскому языку – это оптимальный минимум, и учитель может, ориентируясь на уровень учеников, расширить и углубить его.

3. Урок должен быть интересным, то есть необходимо усиление внутренней мотивации.

4. Урок должен быть целенаправленным. Цель, которую ставит учитель, на уроке должна быть достигнута. Все построение урока должно служить достижению цели. Структурно урок должен быть четким. Каждый этап урока должен иметь свою цель и свой итог. Обязателен итог всего урока.

5. Урок проводится по плану, от которого в силу каких-то причин можно отойти.

6. Урок должен иметь рациональный темп. Слишком быстрое ведение урока может не дать учащимся возможности усвоить материал, слишком медленный темп вызовет спад внимания. И то, и другое приведет к притуплению мотивации обучения, а этого допускать нельзя.

7. Каждый урок должен быть обучающим, то есть урок должен быть информативным, материал должен преподноситься на высоком научном уровне в доступной форме. Урок должен иметь практическую направленность: необходимо обучать применению теории на практике, то есть обучать способу действия.

8. Каждый урок должен быть развивающим, то есть учителю необходимо продумать умственную деятельность учащихся на уроке: подбирать проблемные задания; включать в урок задания, которые способствуют применению мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, группировка), задания, способствующие расширению кругозора (исторические справки, задания общепредметного характера).

9. Каждый урок должен быть воспитывающим. Необходимо заботиться о воспитании языкового эстетического идеала, используя образцовые тексты, звукозапись. Воспитанию должен способствовать сам предмет (например, тема «Склонение имен существительных» способствует воспитанию культуры речи).

10. Учитель должен соблюдать гармонию в строении урока, правильно разбивать урок на части, не допуская «перекоса» в ту или иную сторону, и логично их компоновать.

11. Урок должен обладать определенной тональностью общения, а именно доброжелательной, что проявляется в контактности учителя, заинтересованности учителя в личности учащихся, личностном начале в подаче материала.

Урок русского языка

Русский язык - язык русского народа, который служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); хранения и передачи информации; связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Цели того или иного школьного предмета, в том числе и русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития соответствующей наук (лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные задачи его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (то есть осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового эстетического идеала (то есть представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (то есть осведомленность школьников об особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке русский язык, о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения…

Урок, будучи наименьшей единицей учебного процесса, реализует часть его целей и содержания.

Тип урока зависит прежде всего от целей данного урока, а также от его содержания.

Урок призван в первую очередь решать учебные задачи, поэтому его темой являются либо формулировки программы, либо названия параграфов учебника. Кроме того темой урока может быть контрольная работа, работа над ошибками. Учитывая, что в содержание обучения входят не только знания, но и умения, в качестве тем урока используются формулировки тех или иных умений.

Тема урока определяет его специальные цели, дидактический материал – упражнения учебника, события внутриклассной и внутришкольной жизни, а также события в жизни страны – определяет общепредметные цели урока.

В соответствии с требованиями для каждого урока формулируется дидактическая цель и задачи: обучающая, развивающая, воспитательная.

Среди уроков русского языка традиционно принято выделять следующие типы :

Урок изучения нового;

Урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков;

Урок контроля;

Урок комбинированного характера;

Урок развития речи;

Урок работы над ошибками.

Соответствие некоторых типов и видов уроков русского языка

Типы уроков

Виды уроков

I . Уроки изучения нового материала (уроки вводного, вступительного характера, уроки наблюдений и отбора материала).

1. Урок – лекция

2. Урок – беседа

3. Урок – исследование

4. Урок смешанного типа

5. Урок - игра

II. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного).

1.Урок самостоятельных работ

2. Урок – практикум

3. Урок – семинар

4. Урок – обзорная лекция

5. Урок – дискуссия

6. Урок – конференция

7. Урок – игра

8. Урок самостоятельной письменной работы обобщающего содержания

9. Урок коллективного анализа контрольных работ учащихся

III. Комбинированные уроки (основной вид всех типов уроков)

IV. Контрольные уроки (уроки учета и оценки знаний)

1.Урок – опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)

2. Урок – письменный опрос

3. Урок – зачет

4.Урок – контрольная (самостоятельная) работа

5. Урок смешанного вида

Структурные элементы урока

Урок как единица учебного процесса складывается из ряда относительно самостоятельных видов совместной деятельности учителя и учащихся, которые составляют его структурные элементы: организационный момент, постановка цели урока, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, формирование умений и навыков, подведение итогов урока, задание на дом. Каждый из них выполняет специфические функции и имеет свое содержание.

Время урока распределяется между структурными элементами в соответствии с их функциями и содержанием.

Организационный момент и постановка цели урока предназначены для создания у учащихся рабочей настроенности.

Проверка домашнего задания включает в себя опрос учащихся проверку письменного задания. Основной функцией этого элемента урока является выяснение степени осознанного усвоения пройденного и проверка правильности выполнения упражнения. Дополнительными функциями являются контроль за выполнением (все ли выполнили), воспитание и оценка знаний и умений учащихся.

Для проверки домашнего задания чаще всего отводится специальное время в начале урока. Но проверка может проводиться и как элемент работы над новым материалом, если этот материал органически связан с нею. Часть домашнего задания может быть проверена в специально отведенное время, а часть – в связи с изучением нового материала.

Проверке подлежит усвоение учащимися знаний о языке; выполнение письменного задания; запоминание слов с непроверяемыми орфограммами.

Проверка усвоения учащимися знаний о языке (опрос). В школьном курсе русского языка к ним относятся определения языковых явлений, орфографические и пунктуационные правила, условия выбора орфограмм и постановки знаков препинания, классификация языковых явлений, различные виды разборов.

Для проверки усвоения учащимися знаний о языке используются следующие способы.

Ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного положения . Для таких вопросов используются формулировки, начинающиеся с вопросительных слов какой, когда, почему и др. (какие простые предложения называются односоставными?). Другие вопросы направлены на выяснения причинно-следственных связей между явлениями (почему перед союзом как запятая не всегда ставится?).

Применение усвоенных знаний к данным примерам . В соответствии в проверяемой темой учитель предлагает примеры изучаемых явлений: слова в определенных формах, словосочетания, предложения. От учащихся требуется, опираясь на них, ответить на вопросы и выполнить задания (докажите, что эти слова – синонимы)

Составление таблиц и заполнение их соответствующими примерами . Этот способ целесообразно применять для проверки запоминания классификаций языковых явлений, понимания взаимосвязей, существующих между ними, условий выбора тех или иных написаний т постановки знаков препинания. Составлению таблиц школьников необходимо учить в процессе усвоения нового материала. Базой этой методики является раскрытие логической основы классификации, способов графического расположения материала, отражающего зависимость между языковыми явлениями, фактами. Этапы формирования этого умения: анализ готовой таблицы, коллективное составление 2-3 аналогичных таблиц, индивидуальное составление таблиц.

Связное сообщение ученика о языковом явлении . Данный способ проверки целесообразно использовать после изучения разрядов того или иного явления (разрядов местоимений, видов глагола); ознакомления с несколькими видами орфограмм или пунктуационных правил, в чем-либо сходных между собой (употребление мягкого знака, тире); изучения всех форм словоизменения, способов словообразования, типов словосочетаний, предложений. Связное сообщение ученика эффективно на уроках повторения по теме или в конце года.

Проверка знаний может быть устной и письменной. Письменная форма позволяет проверить знания у всех учащихся одновременно. Письменные задания даются как по языковым темам, так и по правописным - орфографическим и пунктуационным, а также по развитию связной речи учащихся.

Объяснение нового материала – важный структурный элемент урока. Он предназначен, во-первых, для раскрытия существенных признаков изучаемых явлений, во-вторых, для обучения школьников умению применять на практике полученные знания.

Ознакомление с новым языковым или речевым явлением включает в себя следующие элементы работы:

восприятие явления;

осознание учащимися существенных признаков этого явления;

знакомство с термином, который обозначает изучаемое явление (понятие);

формирование определения понятия.

Восприятие школьниками изучаемого явления – обязательное звено учебного процесса. В зависимости от особенностей восприятие осуществляется либо в устной форме (если учащиеся знакомятся с фонетическими явлениями), либо в письменной, либо одновременно в устной и письменной (если учащиеся знакомятся с орфографическими и пунктуационными явлениями). Воспринимая на слух или зрительно то или иное языковое или речевое явление, дети схватывают его в целом и одновременно видят и слышат в нем особенности, с которыми предстоит познакомиться. Для этого учитель предусматривает необходимые примеры, которые он демонстрирует школьникам после объявления темы. В результате привлечения внимания школьников к материалу создается проблемная ситуация.

Осознание учащимися существенных признаков изучаемого явления . Существенные признаки, явления, с которыми учитель наметил познакомить детей, преподносится либо в готовом виде (догматический путь познания), либо к поиску нового привлекаются сами учащиеся (эвристический путь познания). Возможно не только изолированное использование каждого из них, но и одновременное их применение: часть сведений о том или ином явлении сообщает учитель в готовом виде, а часть – добывают учащиеся в результате эвристического поиска.

Догматический путь преподнесения нового обслуживается объяснительными методами (сообщение учителя, самостоятельный анализ учащимися соответствующего материала в учебнике), а эвристический - поисковыми (беседа на основе материала для наблюдения, самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения).

Обучение школьников применению на практике полученных знаний включает в себя следующие компоненты:

запоминание новых сведений;

воспроизведение усвоенного;

усвоение алгоритма применения.

Для запоминания новых сведений на уроке используется чтение учащимися соответствующего материла в учебнике, составление плана теоретического текста, составление таблиц на основе теоретического текста.

Воспроизведение усвоенного – это ответы учащихся, в которых дается полный последовательный перечень существенных признаков изученного явления либо в форме усвоенного определения понятия, либо в свободной форме.

Усвоение алгоритма применения знаний на практике – это способ перевода знаний в умения. Обучение школьников умению применять полученные знания на практике опирается на анализ алгоритма (образца) рассуждения, который дает либо сам учитель, либо учащиеся разбирают его в учебнике.

Формирование умений и навыков (закрепление) как структурный элемент урока имеет следующие функции закрепление полученных знаний и овладение языковыми и речевыми умениями. Для реализации этих целей используются практические методы обучения, т.е. упражнения. Их выбор зависит от типа учебного материала, в первую очередь.

Подведение итогов урока . Функция этого структурного элемента урока - выяснение степени осознанного усвоения нового материала. Для ее реализации ставятся вопросы, требующие осмысленного ответа.

Задание на дом одновременно с реализацией основной учебной цели формирует навыки самостоятельности поиска как способа ее выполнения, так и источников содержания.

Виды уроков русского языка

Уроки различаются своими целями и структурой. В соответствии с этими параметрами они делятся на две группы: обучающие и контрольные уроки.

Обучающие уроки

Обучающие уроки делятся на четыре самостоятельных вида:

Уроки сообщения нового материала;

Уроки формирования умений и навыков;

Уроки повторения пройденного;

Уроки работы над ошибками учащихся.

Вид обучающего урока не зависит от используемого содержания. Так, в первом виде могут сообщаться и языковые, и правописные, и речевые, и стилистические сведения. Структура урока во всех случаях будет одинаковой. То же самое относится и к остальным видам урока. Однако в практике используются выражения «урок орфографии», «урок развития речи» и т.д., но они употребляются не в типологическом смысле, а отражают содержательную сторону работы.

Уроки сообщения нового материала предназначены для ознакомления учащихся с новым языковым явлением и первоначального формирования соответствующего умения. Они могут состоять из всех перечисленных структурных элементов. Варьируются следующие из них: проверка домашнего задания и задавание на дом. Проверка домашнего задания не проводится, если тема сложная и с нею дети знакомятся впервые и если на уроке намечается самостоятельная работа.

Уроки формирования умений и навыков служат закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений. Такие уроки реальны в том случае, если на тему отводится не менее двух часов и если тема предполагает формирование умений.

В структуре такого урока, естественно, отсутствует объяснение как структурный элемент. Центр такого урока – выполнение упражнений, направленных на развитие умений, формирование которых заложено было на предыдущем (или предыдущих) занятиях.

Если на уроке объяснения использовались преимущественно специальные упражнения, направленные на развитие умений и навыков, то на уроке формирования (по-другому урок закрепления) применяются, кроме того, неспециальные упражнения. Они одновременно служат нескольким целям. Так, составление предложений, предлагаемое учащимся при обучении орфографии, служит развитию речи, развитию норм формообразования и, конечно, орфографии.

Уроки повторения пройденного предназначены для воспроизведения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации, выявления новых свойств при сравнении и сопоставлении изученных явлений. В соответствии с перечисленными целями выделяются следующие разновидности уроков повторения: в начале учебного года, в конце изучения темы, в начале изучения ступенчатой темы.

Урок повторения в начале учебного года имеет целью воспроизвести и закрепить знания и умения, полученные в предыдущем классе. Два фактора обеспечивают его проведение: домашняя подготовка детей к повторению и беседа по содержанию повторяемой темы. Наиболее целесообразно на уроке сочетать беседу по группе вопросов (2-3) одной тематики с последующим выполнением упражнений.

Урок повторения в начале изучения нового раздела необходим при изучении ступенчатых тем: в VI классе – текста и стилей, лексики, словообразования, имени существительного, имени прилагательного, глагола; в VIII классе – словосочетания, членов простого предложения, прямой речи; в IX классе - сложного предложения. Эти уроки непосредственно готовят учащихся к восприятию новых сведений по известной детям теме путем создания ассоциаций. Воспроизведение и уточнение ранее изученного – основные задачи такого повторения. Повторяемый материал для таких тем компактно изложен в специальных параграфах учебников, где даны основные понятия, усвоенные в предыдущих классах. При организации уроков повторения целесообразно сочетать ответ на один из вопросов и последующее выполнение упражнения.

Урок повторения в конце раздела предназначен для закрепления изученного и его систематизации. Для решения этих задач целесообразнее всего, сгруппировав вопросы, провести систематизацию знаний учащихся и выполнить затем упражнение.

Урок повторения пройденного в конце учебного года предназначен в первую очередь для приведения знаний в систему, основу которой составляет работа над единицами языка и разделами науки о языке. Значительное место должны занимать упражнения, направленные на формирование норм языка и выявление функций изучаемых явлений в речи.

Уроки работы над ошибками учащихся . Появление ошибок у учащихся как в устной, так и в письменной форме – закономерное явление, поэтому необходимо не только их предупреждение, но и работа по их исправлению и объяснению. Последней цели служат специальные уроки. В зависимости от типа ошибок, допущенных учащимися, выделяются следующие разновидности этого вида уроков:

Уроки работы над орфографическими ошибками;

Уроки работы над пунктуационными ошибками;

Уроки работы над ошибками в изложениях и сочинениях.

Контрольные уроки

Контрольные уроки делятся на следующие виды:

Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений;

Контроль за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью;

Контроль за овладением навыками связной речи.

Уроки контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений . Основу этих уроков составляют ответы детей на вопросы, требующие сопоставления, сравнения и выводов о сходстве и различии тех или иных языковых явлений. Такие уроки целесообразно проводить после изучения ряда сходных в чем-либо тем, например, после ознакомления со всеми именами, после изучения местоимений (для сопоставления с именами), после изучения всех глагольных форм.

Проверка знаний и учебно-языковых умений учащихся в настоящее время осуществляется попутно с проверкой орфографических и пунктуационных умений и навыков в форме дополнительных заданий к текстам диктантов. Задания формулируются с таким расчетом, чтобы с их помощью проверить знания, в том числе порядка разбора.

Уроки контроля за орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся . Проверка орфографической грамотности учащихся осуществляется с помощью контрольных диктантов. В качестве контрольных диктантов используются диктанты без изменения. Им не предшествует никакая подготовительная работа.

Для контрольных диктантов привлекаются тексты, а не отдельные предложения. Текст контрольного диктанта должен включать проверяемые в данном разделе орфограммы, а также отражать те синтаксические структуры, которые требуют пунктуационного оформления в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

Уроки контроля за развитием связной речи учащихся предназначены для выявления сформированности умений излагать мысли на определенную тему, соблюдая последовательность их передачи, с учетом адресата и в форме определенного стиля. Проверяется также умение использовать языковые средства в соответствии с темой, адресатом и избранным учеником стилем речи. Для этих целей проводятся изложения и сочинения.

Комбинированные уроки – это уроки, сочетающие в себе элементы обучения и контроля. Сочетание контроля с обучением целесообразно в том случае, если на тему отводится не менее двух уроков, один из которых посвящен формированию умений. Этот урок можно осложнить небольшой контрольной работой, точнее, самостоятельной работой, выполненной без предварительной подготовки. Комбинированный урок вместе с дополнительными заданиями к контрольным диктантам в той или иной мере заменяет специальные уроки контроля за знаниями и учебно-языковыми умениями.

Новые тенденции в уроке русского языка

Современный образовательный процесс характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

На основе этого определены основные принципы моделирования личностно-ориентированного урока :

Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся;

Признание ученика субъектом образовательного процесса, способного на саморазвитие;

Включение учащихся в совместное целеполагание, планирование, осуществление и анализ форм образовательного процесса;

Опора на взаимное уважение, доверие и партнерство.

В структуре современного урока русского языка должны обязательно присутствовать такие компоненты :

1. Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта (принцип дифференциации обучения).

2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.

3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не с учителем, а со средствами обучения.

4. Контроль качества усвоения материала.

Учитывая характеристику применяемых на уроке элементов образовательных технологий, можно выделить наиболее оптимальные формы обучения в классно-урочной системе как наиболее массовой:

Парная и групповая работа, обучение в малых группах, разноуровневое обучение;

Интегрированные уроки;

Игровые формы обучения;

Индивидуальные образовательные траектории освоения программы для одаренных детей в условиях урока.

Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи : чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое произведение, речевое высказывание.

Урок ориентирован на формирование как специфических, так и общеучебных умений школьников : «встроить» новые знания в систему старых; опираться на знания из других предметов; отбирать необходимые знания из большого объема информации; систематизировать учебный материал; находить причинно-следственные связи; работать с таблицами и схемами; пользоваться справочным материалом.

Современный урок нацелен на достижение обязательного (базового) уровня обученности, вместе с тем ориентирует на более высокий уровень овладения языком . Поэтому необходимый структурный элемент урока – систематическое и целенаправленное знакомство с изобразительными возможностями языка , наблюдение за использованием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы.

Особенностями современного урока является и изменение соотношения устной и письменной речи в сторону увеличения устной , в том числе и на лингвистические темы. Устная речь может быть представлена в разнообразных формах: чтение научного текста, пересказ по плану, обсуждение языковой проблемы, устный ответ на вопрос, устное сочинение и др.

Деятельностный характер обучения обеспечивается и за счет введения в урок практической работы, в основе которой лежит лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, обращение к лингвистическим парадоксам, наблюдение за стилем литературного произведения.

Традиционным является обостренное внимание к формированию орфографических и пунктуационных навыков . Эффективным является использование следующих упражнений: диктант (предупредительный, объяснительный, графический, словарный, лексический), списывание, письмо по памяти; «ЗСП» (значение, строение, написание слова), нацеленное на раскрытие взаимосвязи значения, структуры и правописания слов.

В работе на уроке необходимо максимально использовать учебник.

Учитывая изменения в итоговой аттестации школьников, необходимо планировать работу, направленную на проверку адекватности восприятия текста в разных аспектах: понимание основной идеи, смысловой структуры текста, понимание и запоминание фактов и оценок, логической связи между суждениями. По форме эти задания могут представлять собой тест, включающий вопросы к тексту, предполагающий в результате анализа развернутый устный или письменный ответ учащегося.

Важной особенностью современного урока является ориентация на формирование понятийной формы мышления учащихся : овладение терминами, осваивание образцов научной речи, постижение логики развертывания содержания научного текста.

Система коммуникативных заданий (Выпишите предложение, передающее главную мысль, Составьте план по абзацам, Выпишите термины…) помогает лучше понять, о чем говорится в тексте, облегчает пересказ этого текста. Так накапливается опыт чтения и понимания текстов научного стиля речи.

В систему уроков должны быть включены задания, направленные на формирование способности говорить на лингвистическую тему (Порассуждайте об эпиграфе к разделу учебника, о языковом явлении).

Постоянными на уроке являются задания на обнаружение изучаемых грамматических категорий: выписать слова определенной части речи или конкретной грамматической формы, выписать слова с переносным значением; найти сложное предложение и подобные. Подобные задания, связанные с языковым анализом текста, формируют способность учащихся свободно ориентироваться в фактах и явлениях языка.

Признаться, постановка целей — не особо приятное занятие. И писать о них также не доставляет особого удовольствия. Однако есть необходимость вернуться к этой теме ещё раз. Мне не совсем нравятся примерные цели, представленные на нашем блоге. Как не превратить написание целей урока в «магию слов»? Как сформулировать осмысленные и конкретные цели урока, а не делать формальную отписку? Честное слово, как-то претит заниматься крючкотворством в угоду проверяющим — для себя бы составить представление и, в случае каких-то трений с проверяющими, обосновать свою точку зрения.

Прочитала множество документов в Интернете. Все они практически повторяют одно и то же, что «цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока» и что «сформулированная цель должна быть
а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.»

Хорошо, согласимся. И с существованием триединой цели урока согласимся, так как на уроке ученики усваивают знания, выполняют умственные и физические действия, приобщаются к каким-то нравственным категориям. Отсюда вытекает триединая цель в трёх аспектах: 1) познавательном 2) развивающем 3) воспитательном.

Существует также понятие задач урока — это конкретизация целей. Только мне кажется, если написать три общие цели, а потом ещё и конкретизировать их в задачах, то написание плана урока превратится в сущий ад. Целей в плане будет прописано больше, чем этапов урока. Думается, что конкретизировать цели можно при составлении технологической карты урока. Смотрите образец (кстати, есть несколько вариантов написания технологической карты урока, этот именно с графой прогнозируемого результата, который и представляет собой задачи каждого этапа урока):

Для обычного урока достаточно постановки общих целей, только более конкретизированных. Можете со мной не согласиться, я не методист.

Что касается воспитательной и развивающей целей урока, тут я пришла к определённым выводам и могу с уверенностью сказать, как нужно формулировать эти аспекты целей и почему. Более того, скажу, что не обязательно ставить воспитательные и развивающие цели к каждому уроку, можно поставить одну цель на несколько уроков темы: невозможно за один урок улучшить память учащихся, научить анализировать и обобщать, воспитать доброту, гуманность, вежливость, а тем более проверить, насколько они сформированы. Значит, цели могут повторяться из урока в урок и это нормально.

Прописывая воспитательные цели , используйте следующие формулировки:

создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

Развивающий компонент цели будем формулировать так:

создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

По-моему, довольно ясно: воспитательная – создать условия для воспитания (пишем чего), развивающая – создать условия для развития (пишем чего).

Примеры воспитательных целей:

«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

Примеры развивающих целей:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

С воспитательной и развивающей целями разобрались.

Познавательную (образовательная, практическая, когнитивная — это всё названия одной и той же предметной цели) цель ставить труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая. Она как мишень: поставь её перед собой и учениками и добивайся стопроцентного попадания.

Практические цели можно формулировать в зависимости от типа урока. (Оговорюсь, что однозначного мнения по вопросу типологии уроков нет). Есть, например, деление уроков на языковые и речевые. Тогда цели ставятся в зависимости от 1) типа урока и 2) аспекта языка или вида речевой деятельности.

Аспект языка: фонетика, лексика, грамматика.
Виды РД: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо.

Типы уроков: 1) урок формирования речевых навыков; 2) урок совершенствования речевых навыков; 3) урок развития речевых умений.

Следовательно, на уроке по формированию грамматических навыков мы поставим цель, «Способствовать формированию (совершенствованию, развитию) грамматических навыков (для конкретизации укажем — употребления такого-то времени, такой-то структуры, такой-то группы местоимений, таких-то числительных).

Пример: Способствовать формированию грамматических навыков употребления структуры to be going to.

Но при таком подходе для учащихся цель придётся формулироваться иначе, потому как ученикам такая цель ни о чём не говорит. Она слишком общая. Перед учениками нужно поставить конкретную цель и указать способы её достижения: «Сегодня мы научимся говорить о своих планах, используя такие-то времена и такую-то структуру» или «Мы научимся сравнивать разные предметы с помощью степеней сравнения прилагательных». Это и будет конкретика, в конце урока учащиеся с помощью рефлексии (став на время учителем), скажут, чему они научились за урок. «Я научился рассказывать о лете, используя Past Simple». «Я научился рассказывать о своих планах на ближайшее будущее, употребляя структуру to be going to». (Предположим, что учащиеся будут в состоянии сформулировать то, чему они научились за урок, как это только что сделала я»)

То же и с видами речевой деятельности.

Способствовать формированию (совершенствованию, развитию) навыков МР/ДР, письма, восприятия речи на слух (по теме такой-то).

Для учащихся: «Мы научимся рассказывать о …, используя знакомые нам слова и такие-то времена». «К концу урока мы научимся обсуждать меню с другом и делать заказ в ресторане ».

При проведении контроля, устного или письменного, цель сформулируем так:

Организовать деятельность учащихся по проверке сформированности таких-то языковых или речевых умений (конкретизирую).

При работе с текстом цель сформулируем так:

Способствовать (создать условия для) формированию/совершенствованию/ развитию навыков просмотрового (изучающего, ознакомительного) чтения.

С лексикой:

Способствовать формированию/совершенствованию/развитию лексических навыков по теме «Мy country».

Однако существует несколько иная классификация типов уроков:

— урок ознакомления с новым материалом;
— урок закрепления изученного;
— урок применения знаний и умений;
— урок обобщения и систематизации знаний;
— урок проверки и коррекции знаний и умений;
— комбинированный урок.

Что могу о ней сказать? Наш предмет обладает определённой спецификой: у нас не бывает ознакомления без закрепления. Мы не обучаем только одному аспекту языка или одному виду речевой деятельности. Мы учим всему сразу: и лексике, и грамматике, и говорению. Учитывая, что основная цель современного урока иностранного языка — направленность на речевую деятельность, практически все наши уроки комбинированные. Значит, практических целей у нас будет несколько, только одна будет превалировать, и не обязательно речевая.

Попробуем сформулировать цели урока в соответствии со второй классификацией типов урока:

Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур приветствия/прощания.
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв алфавита А, В, С, познакомить с понятием транскрипции.
Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита.
Организовать деятельность учащихся по изучению лексики по теме «Семья», структуры I’ve got a…

Интересно также заглянуть в любую книгу для учителя и посмотреть, как цели урока ставят составители УМК.

to introduce
to develop
to familiarize
to encourage
to promote
etc

В заключение приведём примеры формулы грамотного формулирования когнитивных целей урока. Это то, что мы должны держать в голове, планируя свои уроки. Не встречала таких формулировок в отечественной методической литературе, зато встречала в зарубежной. Такая постановка целей кажется мне оптимальной. Именно таким образом я бы формулировала задачи урока.

1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома …., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы…
3. Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.
4. Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …

Так как же правильно формулировать практическую цель урока? Выбирайте для себя. Надеюсь, учитывая всё вышеизложенное, Вы сможете обосновать, почему Ваша постановка целей является грамотной. Обсудите на MO, придите к согласию, как писать. Или дождитесь очередной бумажки сверху.

Алгоритм анализа триединой цели урока.

Определить краткость, чёткость и простоту формулировки триединой цели урока. Посмотреть, заложен ли в ней конечный его результат (чего достичь?);
Установить , чем вызвана постановка данной цели: программой, желанием учителя, интересами учащихся, случайным стечением обстоятельств;
Выяснить , в какой связи цель данного урока находится с общей целью темы;
Определить степень осознанности триединой цели урока самим учителем;
Выяснить полноту и комплексность цели; уяснить реальность достижения триединой цели на данном уроке;
Определить , соответствует ли воспитывающий и развивающий аспекты цели воспитательным и развивающим возможностям познавательного аспекта;
Определить , каким образом повлиял на достижение триединой цели урока уровень соответствия содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;
Определить разрыв между триединой целью урока и его конечным результатом;
Выяснить , насколько понятно и доходчиво сформулирована цель урока для учеников, была ли понятна и осознана ими;
Установит ь, каким образом осознанность и принятие цели урока учащимися повлияли на её достижение и конечный результат урока.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Цель конспекта урока по русскому языку [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Процесс обучения русскому языку все время сопровождается поиском новых методов. Цель урока важна независимо от того, какие методы используются. Конспект урока "Единственное и множественное число глаголов" может стать хорошим примером сочетания традиционных и инновационных методов, а также адекватной формулировки цели урока.

Зачем нужна цель урока

Зачем нужно писать цель урока в плане? Это нужно чтобы урок был продуктивным. Не только педагог, но и учащиеся должны знать, зачем или с какой целью они изучают тот или иной учебный материал. Умение правильно сформулировать цель урока относится к числу основных компетенций современного учителя.

Цель урока можно формулировать с опорой на различные концепции и подходы. Чаще всего мы сталкиваемся с формулировкой цели урока в соответствии с его воспитательными и развивающими характеристиками. При этом часто игнорируется суть урока, особенности предмета. Дело в том, что образовательные, воспитательные и развивающие цели по большей части формируются с опорой на укоренившиеся в педагогике шаблоны. Очень часто педагог воспринимает формулировку целей как формальную "шапку" к конспекту.

Существует подход, согласно которому, цель формулируется только исходя из темы урока. Нужна золотая середина. Именно придерживаясь этого принципа, сформулированная цель урока русского языка может быть актуальной.

При составлении цели урока нужно учитывать:

  • особенности темы,
  • предмет,
  • успеваемость класса,
  • активность класса.

Требования к целям урока русского языка

Вернемся к целям урока русского языка. К ним предъявляются определенные требования:

  • Цель должна быть доступной с учетом временных рамок урока;
  • Цель формулирует в соответствии с умственными и возрастными особенностями учащихся;
  • Цель должна быть достижимой для педагога.
  • Цель должна быть конкретной, а не расплывчатой;
  • Цель должна быть педагогически обоснованной. Подробнее на рисунке ниже.

Точки обоснования цели урока русского языка

После того, как цели урока русского языка сформулированы, приступаем к формулировке этапов, задач и хода урока.

Пример плана урока по русскому языку

Тема урока: "Единственное и множественное число глаголов"

Цель урока : познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.

Задачи:

  • Комплексное повторение материала по теме "Глагол"
  • Сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
  • Развивать память, мышление, речь, расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • осознавать понятие "Единственное и множественное число глаголов";
  • знать способы образования множественного числа глаголов в русском языке.

2. Познавательные:

  • анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать.

3. Коммуникативные:

  • принимать участие в работе парами,
  • договариваться, приходить к общему решению,
  • формулировать собственное мнение и позицию.

4. Личностные:

  • проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • сохранять интерес к учебному материалу;
  • участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

Оборудование:

  • доска,
  • учебник "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г для 2 класса,
  • рабочая тетрадь.

Тип урока по ФГОС: урок общеметодологической направленности.

Структура урока:

  1. Организационный.
  2. Актуализация знаний.
  3. Работа по теме урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Работа с учебником. Закрепление изученного материала.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.
Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

Учитель: Добрый день! Улыбнитесь и не забывайте, что мы вместе. Желаю вам удачи на уроке. Записываем число, классная работа.

Учащиеся: Здороваются и выполняют требования учителя.

Актуализация знаний

Учитель: Сейчас начнем с небольшой разминки. Займемся чистописанием.

Записываем словарные слова:

Воробей, дорога, ворона, сорока, морозит, мороз, корова.

Учащиеся записывают слова, один ученик у доски. Затем проверяют каждое слово, сверяя с доской.

Учитель: А теперь проверим, как Вы написали словарные слова на доске и в Учитель: Кто написал без ошибок -поставьте себе на полях в тетради +.

Учитель: Кто допустил одну ошибку?

Проводят самопроверку.

Учитель: Если допустили одну ошибку, то +и–.

Кто допустил 2-3 ошибки, ставит только минус.

Учитель: Что посоветуете тем ученикам, которые допустили ошибки?

Учащиеся поднимают руки.

Учитель: Какое в списке слово лишнее? Почему?

Учащиеся: Нужно повторить словарные слова.

Учитель: Что такое имя существительное? Что такое глагол?

Учащиеся: Все слова имена существительное, только

морозит – это глагол.

Учащиеся: Имя существительное – знаменательная часть речи. Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей

Учитель: Перед вами слова, к какой части речи вы их отнесете? Почему?

На доске записаны слова: читает, поют, играют, пишет, рисует, убирают.

(Правильное разделение слов:

Читает поют

Пишет играют

Рисует убирают)

Глагол – часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Учащиеся разделяют слова на группы.

Учитель: По какому признаку разделили слова?

Учащиеся: слова разделены на глаголы в единственном и во множественном числе.

Учитель: На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика?

Учащиеся: на вопрос "что делает?"

Учитель: На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столбика? Кто догадался, по какой теме будем работать на уроке?

Учащиеся: На вопрос "Что делают?"

Тема урока: "Единственное и множественное число глаголов"

Учитель размещает на доске яркий плакат, на котором изображена птица снегирь.

Учитель: Что это за птица сидит на ветке?

Учащиеся: Снегирь

Учитель: Когда можно увидеть снегирей?

Учащиеся: Они прилетают к нам, когда выпадает снег.

Учитель: Составьте короткое предложение о том, что видите.

Учащиеся: Снегирь сидит на ветке.

Учитель: А если бы на ветке было 2 снегиря, как бы звучало предложение?

Учащиеся: Снегири сидят на ветке.

Учитель: Найдите глаголы в первом и втором предложениях.

Сравните, чем отличаются?

При изменении числа глагола меняется его форма.

Учащиеся: В первом предложении глагол обозначает действие одного предмета и отвечает на вопрос что делает?

А во втором предложении глагол обозначает действие нескольких предметов и отвечает на вопрос что делают?)

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(Одна бабочка была? А если много?

Давайте повторим, но уже для нескольких бабочек.)

Утром бабочки проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

Раз – росой она умылись,

Два – изящно покружились,

Три – нагнулись и присели,

На четыре – улетели.

Работа с учебником. Закрепление изученного материала

Учитель: Прочитайте задание к упражнению № 128, стр.74

Учитель: Посмотрите лексическое значение слова мокнут в толковом словаре. Выполните задания по учебнику. Сделайте вывод: как определить, в каком числе стоит глагол?

(Определить число существительного, а глагол стоит в том же числе, что и существительное).

Учащиеся работают в парах.

Проверка.

Ответ: Под действием воды становится мокрым.

Делают выводы.

Самостоятельная работа.

Учитель: А теперь самостоятельно выполните упражнение № 129 на странице 75. Выделите окончания.

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях.

Учитель раздает карточки.

Учитель: Девочки подчеркивают глаголы в единственном числе, мальчики – во множественном числе.

Текст карточки: "Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.

Валя испугалась и выбежала из комнаты.

Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.

Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли".

Выполняют задание.

Учитель: Кто выполнил без ошибок, тот ставит себе плюс. Кто допустил одну ошибку, то ставите плюс и минус. Если же Вы допустили много ошибок, то ставите себе минус.

Самопроверка.

Рефлексия

Учитель пишет задание на доске и говорит: Измените число глаголов.

Кусает, ходят, шумит, прыгнул, сверкает, смотрит, любит, срезают, делает.

Учитель: С какой частью речи мы сегодня работали? Что такое глагол?

От чего зависит число глагола?

Приведите примеры глаголов в ед. числе.

Приведите примеры глаголов во мн. числе.

Учитель: Как вы думаете, всё ли вы теперь знаете о глаголе?

Учащиеся отвечают на вопросы

Глагол изменяется по числам.

От числа имени существительного.

Идёт, стоим.

Идут, стоят.

Домашнее задание

Запишите домашнее задание

Спасибо за урок.


Урок русского языка. Тема: Произношение и обозначение парных согласных на конце слова. Цели урока: 1. воспитание культуры речи, аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к природе, животным; 2. углубить знания о способах проверки парных согласных на конце слова; 3. развивать умение правильно обозначать парные по звонкости -глухости согласные на конце слова; навык самоконтроля и самопроверки; расширять словарный запас. Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, разноуровневые карточки, алгоритм проверки на столах у детей, рисунки. Этап урока Цели, приёмы, методы. 1. 1-3 слайд. Мобили Включить детей в зирующий работу. Совершенствовать наглядно-образное и словеснодейственное мышление. Повторить название букв, обозначающих парные по звонкости -глухости согласные на конце слова. Дидактическая игра. Деятельность на уроке учителя обучающихся -На уроке мы учимся -Урок русского языка. Как вы думаете зачем он нам необходим? правильно писать слова. Составлять предложения. Б в Г Грамотно писать и т. д. П Ф К д Ж з - Известно, что зайчик прыгнул в домик с буквой б. Через некоторое время он туда вернётся. Старайтесь не повторять слово прыгнул. Замените его другими Планируемые результаты Сосредоточение внимания детей. Развитие речи, мышления. Подготовка к постановке темы урока. -Из домика с буквой б зайчик прыгнул в домик с буквой к. -Из домика с буквой К он попал в домик с буквой Д. 1 глаголами, близкими по смыслу. Каждый ученик может назвать только один домик. Как выдумаете, из какого домика он прыгнул? -Большой путь проделал сегодня наш зайчик. Теперь скажите, каких букв нет на игровом поле, по которому перемещался зайчик? -Из домика с буквой Д зайчик переместился в домик с буквой В. -Из домика с буквой В он перескочил в домик с буквой З. -Из домика с буквой З наш герой побывал в домике с буквой П. -Из домика с буквой П он отправился побывал в домике с буквой Г -Из домика с буквой Г зайчик появился в домике с -На игровом поле мы видим парные согласные, нет букв: т,ш,с,д,ж,з. - 2 2.Постановка темы и цели урока. 4 слайд. Постановка темы и цели урока. Учебная игра. Повторить написание букв. Характеристику звуков: гласных первого ряда и второго ряда. Фронтальная работа по заданию. Самостоятельная постановка темы и цели урока. Подготовка детей к усвоению нового материала. нам какое-то письмо прислали. Откроем? (прочитывают письмо). Мой корабль терпит крушение. Мои координаты: бвгджз-южной широты, пфктшс- северной долготы. Остров парные согласные. - Над какой темой предстоит работать на уроке? Какую цель поставим перед собой? темацель. -Произношение и обозначение парных согласных на конце слова. -Научиться проверять парные согласные на конце слова. -Отправляемся в путешествие согласно карте пункт назначенияостров парных согласных. Тетрадидневники, в которых мы будем вести заметки о своём путешествии. Ф ф//, сочетания со строчными буквами. Запись на доске с проговаривание элементов букв: - Удлиненная прямая с закруглением влево и полуовалы левый и правый. Удлинённая прямая и полуовалы слева и справа. Прямые для проверки наклона. -Полуовалы одинаковой величины. -Подчеркните букву, которая особо удалась. -Напишите сочетания со строчной Проговаривают правила посадки и письма. Организовать рабочее место детей. Зафиксировать осанку, положение тетради, ручки на время урока. (в течение урока напоминаются правила письма и посадки) Письмо букв Ф ф// . Каллиграфическое написание букв: Ф ф// Проблемная ситуация. Охрана здоровья детей. 3.Минутка чистопи сания. 5,6 слайд. - Посмотрите, в последнем домике -Да. 3 буквой. Девочки с гласными смягчающими согласные, мальчики с гласными, которые делают впереди стоящий звук твёрдым.(проверка). -А наука о звуках тоже начинается с буквы ф. Фонетика- наука о звуках. фя фё фе фи фю фа фо фу фэ фы Повторить характеристику парных согласных звуков по мягкости-твёрдости. Развитие словаря детей, кругозора. 4. Словарная работа. 7,8 слайд. Развитие мышления, речи, словарного запаса у обучающихся. Повторить и закрепить написание словарных слов. Работа в парах. Работа индивидуальная за закрытой доской. Запомнить написание словарных слов и фразеологизмов. -На острове есть озеро словарных слов. Потренируемся точно и уместно употреблять слова в предложении со словарными словами. Вы видите устойчивые выражения и словарные слова. Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить? - Спишите словарные слова и один фразеологизм. Работая в парах. Если выполнить не можете, поднимите сигнал. Бросать слова на.... _ зык Проглотить …..В..т..р -Вставить пропущенные буквы и подобрать нужные слова в устойчивые выражения. Ребёнок пишет за доской, другой, назначенный учителем, проверяет. 4 . … на ухо наступил. М..две..ь -Какие ещё крылатые выражения вы знаете? -Объясните лексическое значение устойчивых выражений (3 гр.) - Зачем надо знать словарные слова? А фразеологизмы Беседа. украшают нашу речь. - Какое слово лишнее почему? - В каком слове можно проверить парную согласную на конце слова? -Почему в остальных не надо проверять? -Почему звуки непарные не надо проверять? -Назовите проверочное слово к слову медведь. -Как мы называем слово медведь. -Заблудиться в трёх соснах. В рот воды набрать. (1 класс) - Бросить слово на ветер говорить необдуманно, не отвечая за свои слова. Проглотить язык - молчать, не отвечать. Медведь на ухо наступил- говорят о том, у кого нет музыкального слуха. - Медведь -кто?, остальные слова отвечают на вопрос что? - Медведь, язык. -Потому что в слове ветер звук [р]- непарный, итак хорошо слышим. - У них нет пары им не с кем «спорить». -медведи, медведица. Актуализировать опорные знания. 5 -Как мы называем слова медведи, медведица. - проверяемое слово. Проверочные слова (форма слова, родственное слово,) 5. Физкультминутка. 9 слайд. 6.Проверка домашнего задания. 10 слайд. Разминка для мышц спины, шейного отдела, позвоночника, кистей, пальцев. Закрепить полученные знания детей на прошлом уроке по теме: «Знакомство с правилом проверки парных согласных на конце слова». Актуализировать полученные знания. Работа в парах. Проверка фронтальная работа. -Остров Домовёнока. -Сложите на партах алгоритм проверки парных согласных. Дежурные дети проводят комплекс упражнений. Дать отдых детям. -Проверяем: Подготовиться к восприятию новой темы. Что? Парные по звонкости глухости б-п.., Где? На конце слова. Как? Подбери проверочное слово. -Алгоритм- совокупность действий, правил для реализации данной задачи. Словарь русского языка. С.И.Ожигов. Чем? После согласной ставь гласный или буквы йнлкр. Пополнить словарный запас детей, объяснить понятие – Алгоритм. 6 7.Работа над Научить подбирать проверочные новой слова тремя темой. способами. 11-19 слайд. -Почему в письме Проверочных слов написано с большой буквы? Работа по алгоритму: подбор проверочных слов к словам с парными согласными на конце слова. Разгадывание загадок. Отгадки на экране. Научиться подбирать проверочные слова разными способами. - Вот следующий остров, остов Проверочных слов. -Это географическое название. Чтение текста слайда. -Будем чётко называть звукпроверочные слова- букву. Глухие звуки - это непоседы. Они спокойно не желают жить. Они стремятся звонкого соседа Во чтобы то не стало оглушить. 1.На солнце греется пузатый Крепыш в рубашке полосатой!-Подчёркиваем парный согласный одной чертой, гласную после согласного- двумя чертами. арбуз[с]-арбузы,арбузик-з 2.Конь, не коньСороконожка. Полотно, а не дорожка, По дорожке той ползет Весь обоз она везет. 7 3. Да не бойся, ладно уж, Поезд-[т]-поезда-поезочка –д Не ужалит этот… Поднимают карточку с буквой. Фронтальная устная работа. Работа с карточкамибуквами. -Запишите проверяемые слова. Уж -[ш]-ужи-ужик-ж Вывод: Нож, мышь, герб, тулуп.- -Какие подбирали слова? -Но не все слова можно проверить лишь подбором по типу одинмного или подобрать родственное Физминутка. слово. Посмотрите на экран. 17 слайд. -Что можете сказать? Как Дети поднимают карточку с буквой. Отдельные дети называют проверочное слово. много-один-форма слова, родственные слова. подобрать проверочное слово к Проблемная ситуация. словам друг, шоколад, лимонад, человек? -Это тоже изменение формы слова, но по вопросам. Давайте их повторим. -надо изменять слова по вопросам Подготовка к изучению падежей. -При помощи слайда давайте сформулируем правило проверки. Сформулировать Есть кто?. Нет кого?... 8 правило проверки парных согласных на конце слова. -Скоро мы будем учиться проверять парную согласную в середине слова. 8. Первичное закрепление. 20-22 слайд. Организовать деятельность по закреплению умения подбирать проверочные слова к орфограмме парные согласные на конце слова. Дифференцированная и индивидуальная работа по разноуровневым карточкам. 9. Вторичное закрепление. 23 слайд. -Вот новый остров Самоделкина. Он каждому из вас прислал карточки с заданием. Прочитайте и выполните задание. -Чтобы проверить парную согласную на конце слова нужно: изменить форму слова, подобрать родственное слово или изменять слово по вопросам. Выполняют задания в карточках у себя в тетрадях. /Приложение/ -Внутри есть ответ, вскройте конверт после выполнения задания, проверьте себя. Подготовка к самостоятельному выполнению задания. Запись в тетрадях проверочное и проверяемое слово. Составлен текст на тему. Проверим. 3 группа детей зачитывают написанный текст. Учить работать с текстами содержащими -Вот опять письмо том как дойти до Дети читают текст./приложение 2/ парных согласных и выручить их. Ошибки. - Поработайте в парах. В тексте Какография. есть ошибки. Работа с многозначными Запишите словосочетания: Запись слов в контексте предложения. Закрепление правил проверки парных согласных на конце слова. 9 словами. Воспитывать бережное отношение природе. (существительное+прилагательное) -Дети напомнят значение нескольких слов в тексте. Знакомство со словами омофорами. Которые звучат одинаково. А Умение общаться с записываются по- разному. одноклассниками. -Вот мы и прибыли на остров Подготовленные дома дети нарисовали и рассказывают о значении слов: Луг-лук, прудпрут, плод-плот. парных согласных. но посмотрите нас предупреждают. - На острове дикие звери! -Как нужно вести себя в лесу? Пройдём сквозь лес аккуратно. Заодно активизируем и пополним свой словарный запас. -Можно ли людей называть названием животных? Дети вставляют по смыслу слово в словосочетание. (храбрый как…лев, слепой -Запишите по памяти данные как..крот, голодный как..волк, словосочетания. высокий как …жираф. -Нет, это обидно. Давать 10 10. Итог урока. 24-25 слайд. -Вот мы и побывали в путешествии. клички нельзя.) -Что вам понравилось на нашем Повторяют парами парные согласные. Называют правила проверки. уроке-путешествии? Сделать вывод по теме урока. -Что узнали нового о проверке парных согласных? Оцените свою работу на уроке. Сегодня на уроке я: научился….. 11.Рефлексия. 26 слайд. Было интересно… Было трудно …. Мои ощущения…. Закончить урок. Спасибо за урок. 11 Приложения. Приложение1. Для 1 группы. Прочитай. Спиши. Сначала запиши проверочное слово, потом проверяемое слово. Подчеркни орфограмму. Проверочное слово Много Проверяемое слово. Один -ду(б,п) -бере(г,к) -сне(г,к) -остро(в,ф) нет -челове(г/к) Уровень 2. Прочитай. Спши. Рядом запиши проверочное слово. Назови столбики слов:проверочное,проверяемое. Дру(г,к)- нет …. Сапо(г,к)Моро(з,с)Сугро(б,п)Ле(в,ф)- ль…та Га(з,с)- 12 Уровень3. Прочитай. Составь текст из предложений на тему «Катание с горы».Подчеркни слова с орфограммой3. Зима, холо..,сне..,сугро..,Юра,с горы.в овра…, сала(з,с)ки. Приложение 2. Привет,ребята! Идите прямо через широкий лук. Справа будет глубокий прут, на нём деревянный плод. Не пугайтесь кос- они не бодаются. Ждём Вас! 13



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта