Главная » Заготовка и хранение » Существовала ли троя на самом деле. Троя: миф об исчезнувшем городе

Существовала ли троя на самом деле. Троя: миф об исчезнувшем городе

  • Война, разразившаяся в Ираке в 2003 году, заставила продюсеров выбирать более комфортабельное место для съемок. По плану большая часть кинопроизводства должна была пройти в Марокко, однако в конечном итоге местами проведения съемок были выбраны Мексика и Мальта.
  • Продюсеры предлагали стать режиссёром «Трои» Терри Гиллиаму , однако тот, прочитав пять страниц сценария, отказался.
  • До съемок в фильме Эрик Бана ни разу не садился на лошадь.
  • Во время съемок Питт вынужден был бросить курить. По его признанию, это было самым мучительным, что ему пришлось пережить.
  • Узнав о проекте «Трои», турецкое правительство очень заинтересовалось. Министерство Культуры и Туризма Турции предложило съёмочной группе снимать фильм в Канаккале, где находятся развалины реальной Трои, но Уорнер Бразерз отказалась. Тогда турки предложили хотя бы премьеру фильма провести в реальной Трое. Но премьера была проведена в Берлине, где хранится золото Шлимана, вывезенное из Трои.
  • Вольфганг Петерсен изначально хотел обойтись не только без богов, но и без Елены. Он считал, что боги просто утяжеляют сюжет, для которого они, в общем-то, несущественны, а для роли Елены он не сможет подобрать актрису, которая бы отвечала ожиданиям зрителей. Но студия настояла на том, чтобы Елена была в кадре, и тогда Петерсен выбрал на эту роль малоизвестную актрису.
  • Гаррет Хедлунд получил роль Патрокла через месяц после того, как приехал в Лос-Анджелес, чтобы делать актёрскую карьеру.
  • Существует режиссерская версия фильма, которая длится 196 минут.
  • Фильм снимался в прибрежных районах Мексики. Два специально нанятых биолога пристально следили за тем, чтобы воюющие на пляже греки и троянцы не перетоптали яйца морских черепах.
  • Брэд Питт и Эрик Бана играли сцену боя между Ахиллесом и Гектором сами, без дублёров. Актёры заключили между собой джентльменское соглашение оплатить друг другу каждый удачный удар (50 долларов за лёгкий и 100 за серьёзный). В результате Питт выплатил Бана 750 долларов, а сам не получил ни цента.
  • На то, чтобы сделать тело похожим на греческие статуи, у Брэда Питта ушло шесть месяцев упорных тренировок.
  • Историки по-прежнему спорят о том, была ли троянская война, и если да, то где именно. Археологические открытия начала 21 века свидетельствуют о том, что в месте, где она, как полагают, произошла, действительно происходили битвы — и примерно в тот исторический период, когда, как считается, греки воевали с троянцами. К сожалению, стопроцентных свидетельств этому практически нет, в основном из-за сложившейся тысячелетиями практики строительства новых городов на месте старых. «Илиада» Гомера и другие эпосы о троянской войне были написаны через сотни лет после троянской войны. Эти произведения включают в себя множество мифологических элементов, что делает их сомнительными свидетельствами исторических событий. Согласно одной из гипотез, Троя времён Гомера была разрушена землетрясением, а его «Илиада» косвенно это подтверждает, ведь конь является символом древнегреческого божества землетрясений. Продюсеры решили обойтись без мифологии и придали фильму историческую достоверность, которая отсутствует в первоисточниках.
  • Для съёмок в роли Патрокла актёр Гаррет Хедлунд набрал 13,5 килограмма. Ещё 9 килограммов он набрал для съёмок в фильме «В лучах славы » (2004). Таким образом актёр, чей обычный вес около 66 килограммов, стал весить почти 90.
  • Фигуру троянского коня, сделанную для съёмок, преподнесли в дар правительству Турции. Теперь её можно увидеть в Чанаккале, в крупном приморском городе, где и останавливаются туристы со всего света, приехавшие посмотреть на развалины Трои (от них до Чанаккале всего час езды). На самих развалинах тоже есть фигура троянского коня, но она к съёмкам фильма отношения не имеет.
  • Всем актёрам-мужчинам пришлось сбрить волосы на груди для съёмок. Особенно нелегко пришлось Эрику Бана с его крайне волосатой грудью.
  • На роль Брисеиды пробовалась актриса Кира Найтли .
  • Во время съёмок при 38-градусной жаре члены съёмочной группы неоднократно падали в обморок.
  • Дайан Крюгер , для которой немецкий язык является родным, озвучила собственного персонажа (Елену Прекрасную) и в немецкой версии фильма.
  • Для съёмок в роли Елены Прекрасной актрисе Дайан Крюгер пришлось набрать почти 7 килограммов веса.
  • Во время работы в Мексике на съёмочную площадку дважды налетали ураганы. Во второй раз это случилось в последнюю неделю, когда съёмки были практически завершены.
  • На то, чтобы написать музыку к фильму, у композитора Джеймса Хорнера ушло меньше 6 недель. Габриэль Яред потратил на это больше года, но его саундтрек был отклонён. В 2007 году вышла режиссёрская версия фильма, в которой Вольфганг Петерсен использовал части отвергнутого саундтрека, а также музыку из других фильмов, в частности «Планета обезьян » (2001), «Граф Монте-Кристо» (2002) и «Звёздный десант » (1997) в качестве аккомпанемента к сцене боя между Ахиллесом и Гектором.
  • Шон Бин сыграл в фильме Одиссея. В фильме «Перси Джексон и похититель молний » (2010) он исполнил роль Зевса.
  • Персонаж по имени Боагрий в древнегреческой мифологии отсутствует. Боагрий — название реки.
  • Согласно информации с выпущенного ограниченным тиражом диска с фильмом, 300 болгарских атлетов были привезены на съёмочную площадку в Мексику в качестве статистов в битвах между греками и троянцами с тем, чтобы и те, и другие выглядели, как жители Средиземноморья. В отличие от мексиканских статистов с более или менее европейской внешностью, болгар использовали для съёмок сражений крупным планом. Распоряжения статистам отдавали на испанском, болгарском и английском языках.
  • В итальянских версиях фильмов, в которых снялся Брэд Питт , он обычно говорит голосом Алессандро Ансидони. В «Трое» этого актёра сменил Лорис Лодди , который обычно озвучивает Вэла Килмера . Выбор в пользу Лодди сделал сам Вольфганг Петерсен .
  • Джордж Камиллери, бодибилдер, завоевавший в 1989 году титул «Мистер Мальта», сломал ногу во время съёмок на берегу залива Айн Туффиха. Это произошло 30 мая 2003 года. На следующий день ему сделали операцию. Из-за возникших осложнений 17 июня 2003 года Камиллери скончался.
  • В трейлере к фильму есть кадр, показывающий, как к берегам Трои направляется флот греков, но кораблей в нём гораздо больше, чем будет показано в фильме. Авторы фильма поняли, что выглядеть такой флот будет неправдоподобно (и что между кораблями, плывущими на таком малом расстоянии, неизбежны столкновения), и значительно уменьшили его размеры.
  • Роль, которую исполнил Тревор Ив , сводится всего к двум репликам: «Греческие герои превосходят троянцев числом два к одному» и «Это дар богам, царевич».
  • Авторы фильма предложили роль Брисеиды актрисе Айшварии Рай Баччан из Болливуда, однако та отказалась, не желая играть любовные сцены.
  • На главные женские роли в фильме Вольфганг Петерсен взял практически никому не известных актрис. Фильм «Троя» дал старт голливудским карьерам Дайан Крюгер и Роуз Бирн . Не пройдёт и года, как обе актрисы появятся в фильме «Одержимость » (2004), а Крюгер сыграет также в фильме «Сокровище нации » (2004).
  • Многим зрителям в Германии пришлось не по душе, что в немецкой версии фильма голос Брэда Питта дублировал не Тобиас Мейстер, как обычно, а Мартин Кесслер, который до этого всегда дублировал Николаса Кейджа . На замене Мейстера Кесслером настоял сам режиссёр Вольфганг Петерсен .
  • На роль Елены Прекрасной пробовалась актриса Кэти Холмс .
  • Орландо Блум и Эрик Бана вместе снимались в фильме «Чёрный ястреб » (2001).
  • Одно время авторы фильма подумывали предложить роль Елены Прекрасной фотомодели и певице Шарлотте Кемп Мюль .
  • В трейлере к фильму композитором назван Габриэль Яред , хотя его саундтрек был отвергнут и в фильме звучит музыка Джеймса Хорнера .
  • Навыками стрельбы из лука Орландо Блум овладел, готовясь к роли Леголаса в кинотрилогии «Властелин колец», первый фильм которой вышел на экраны в 2001 году.
  • В самом начале работы над ним фильм назывался «Троянская война». Под этим же названием он и вышел в прокат в некоторых странах.
  • В «Илиаде» о смерти Ахиллеса не говорится ничего, однако, судя по поэме «Одиссея», он погиб задолго до падения Трои. Именно его смерть подвигла Одиссея на создание троянского коня.
  • На роль Елены Прекрасной рассматривались кандидатуры Хэлли Берри , Киры Найтли , Кристин Крук , Дженнифер Лопез , Софи Марсо , Конни Нильсен и Кэтрин Зета-Джонс .
  • Орландо Блум и Шон Бин вместе снимались в кинотрилогии «Властелин колец».
  • Предложение стать режиссёром фильма «Троя» было сделано Кристоферу Нолану .
  • В фильме Ахиллес убивает 33 вражеских воина.
  • Между текстом «Илиады» Гомера и фильмом есть определённые расхождения. В поэме важную роль играют боги-олимпийцы. Некоторые из них выступают на стороне греков, другие поддерживают троянцев. Боги даже выступают на стороне своих любимцев на поле брани. В поэме Менелай и Агамемнон остаются в живых. Смерть Ахиллеса предсказана, однако у Гомера он не погибает, и троянская война не заканчивается. Смерть Ахиллеса описана во множестве других источников. В поэме Гомера в живых также остаётся Аякс Теламонид. У других авторов он погибает от собственной руки вскоре после смерти Ахиллеса. Троянская война длилась 10 лет, события же, показанные в фильме, происходят в последние несколько месяцев войны. После смерти Ахиллеса именно Филоктет убил Париса (этого нет у Гомера, но повествование об этом встречается в древнегреческой мифологии). По большому счёту, «Илиада» являет собой рассказ о противостоянии Ахиллеса и Агамемнона. Некоторым романтическим элементам сюжетной линии фильма придано значение большее, чем роль, которую они играют у Гомера.
  • Согласно первоисточникам, Агамемнон остался в живых в троянской войне и был убит дома по возвращении любовником жены. Его сын Орест впоследствии отомстил за смерть отца, убив мать и её любовника.
  • Найджел Терри исполняет роль Архептолема. Это троянский жрец и советник царя Приама, которого играет Питер О`Тул . В 1968 году эти актёры вместе снимались в фильме «Лев зимой ».
  • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
  • Проходя по пляжу среди разбивающих лагерь греков, Ахиллес насмехается над Одиссеем, говоря, что тот явился последним. Тем, кому знаком сюжет «Одиссеи», известно, что Одиссей стал также последним из греков, добравшимся после войны до дома. Так случилось потому, что он прогневал богов.
  • Ахиллес и Патрокл отрабатывают бой на мечах внутри менгира на Мальте. Этот древний обелиск мог быть установлен в 2000 году до н. э.
  • Звуковой эффект под названием «крик Вильгельма» использован в сцене, где греческих героев, осаждающих городские стены, пронзают стрелы троянцев. Гаррета Хедлунда .
  • Во времена Гомера на лучников смотрели свысока. Среди воинов считалось зазорным не встречаться с врагом лицом к лицу на поле битвы. Парис, слабый и трусливый воин, является искусным лучником, от чьих стрел пал Ахиллес. Ахиллес, лучший воин из всех, не знал поражений в поединках.
  • Александр Сальников


    Великий город Троя

    Существовала ли Троя?


    Первое, что мы знаем о Трое, так это то, что её воспел великий Гомер в своих поэмах «Илиада» и «Одиссея». Существовала ли Гомеровская Троя на самом деле? Точно на этот вопрос пока ответить невозможно. Но большинство исследователей всё-таки полагают, что она существовала. Даже сам факт того, что Троя воспета в эпических поэмах древности, скорее говорит о том, что город когда-то существовал, так как в древние времена ещё не было практики воспевания несуществующих городов и баталий. В основном сказания складывались на основе легенд или реальных событий. Сами же легенды и мифы также складывались на основе реальных событий, что, однако, не мешало приукрашивать их изрядной порцией вымысла.

    К сожалению, даже находка Шлимана не даёт однозначного ответа о существовании Трои. Прав Шлиман или нет, здесь мы этот вопрос разбирать не будем, так как это уже относится к профессиональной археологии и истории. Но о том, похожа или не похожа находка Шлимана на Трою Гомера, мы всё же поговорим.

    Гомер в своей поэме указывает слишком мало данных для того, чтобы точно обозначить не только местонахождение города, но и определить его величину, или узнать, сколько в нём жило людей. Но всё-таки Гомер приводит достаточно указаний, чтобы с определённой достоверностью мы могли представить этот дивный город.

    Первое, что мы узнаём у Гомера о Трое, так это то, что город являлся столицей древнего обширного государства Троады и был расположен где-то недалеко от западного входа в Геллеспонт (современный пролив Дарданеллы) на северо-западном берегу Малой Азии (современная Турция). Также мы узнаём, что город имеет два равнозначных названия: Троя и Илион. Этимологию этих названий можно прочитать во многих источниках, вплоть до хеттских письменностей, поэтому останавливаться на них мы не будем. В нашем не научном, а скорее литературном исследовании мы, вслед за Шлиманом, станем предполагать, что Троя всё-таки существовала, и попробуем на основе текстов поэмы узнать, каков был сам город.

    Каким был город Троя?


    Прежде всего, в «Илиаде» неоднократно указывается на то, что Троя - это город с широкими улицами и площадями. В поэме мы находим много указаний на это, а также на то, что Троя была, не только широка, но и красива, то есть с красивой архитектурой. Одно из таких указаний мы видим в шестой песне:


    390 Так отвечала ему. Он стремительно вышел из дома.

    Прежней дорогой назад поспешил он по Трое обширной:

    Светлым её площадям и по улицам дивным. К воротам

    Скейским уже подходил, что вели на равнину из Трои.

    Мужа увидев, к нему Андромаха в слезах подбежала,

    395 Рода богатого, дочь Этиона, прекрасная видом.


    Но как нам узнать, каковой именно ширины были эти улицы и площади Трои? На это вопрос можно найти некоторые подсказки в самой поэме. Например, в 18-й песне есть одно интересное место, где вождь Полидамас даёт Гектору дельный совет вернуться всем войском в Трою и переждать ночь на площади города:


    «Сделайте так, как сказал! Хоть и знаю: прискорбно то сердцу.

    Ночь мы на площади все проведём; ну а городу, - стены,

    275 Башни высокие и крепкосбитые створы огромных,

    Длинных и гладких ворот на засовах защитою будут.

    Мы же с утра, на заре, стены, башни займём, ополчившись

    Медным оружьем. Тогда горе тем, кто с Пелидом захочет

    К нам от судов подойти и вокруг Илиона сражаться!»


    Речь здесь, видимо, идёт о главной площади города. И на первый взгляд вроде бы ничего странного в этом предложении нет. Но если мы узнаем, какое количество воинов предлагает разместить на этой площади вождь Полидамас, то мы уже будем смотреть на это совершенно по-другому. Из небольшого текста в конце восьмой песни мы вполне определённо можем узнать, какой величины войско было у троянцев:


    560 Так между чёрных судов и глубокопучинной рекою

    Много виднелось огней войск троянских со стен Илиона.

    Тысяча в поле костров там пылало. Вокруг перед каждым, -

    По пятьдесят человек, освещаемых заревом ярким.

    Кони их белый ячмень дружно ели и сладкую полбу,

    565 Прекраснотронной Зари у своих колесниц ожидая.


    Итак, в поле пылало тысяча костров, и вокруг каждого сидело по пятьдесят человек. Получается 50 тысяч воинов. Теперь задумаемся, какой же должна быть главная площадь города, чтобы на ней уместилось для ночлега 50-тысячное войско? И каким должен быть сам город?

    Некоторые исследователи утверждают, что вся Троя была не более чем московский стадион «Лужники». Но «Лужники» вмещают всего лишь около 80 тысяч посадочных мест для зрителей. Это плечом к плечу. Нет, такой маленький город никак не может иметь площадь, на которой можно было бы уместить для ночлега 50 тысяч воинов, и не плечом к плечу, а свободно, с колесницами, оружием и с кострами для приготовления ужина. Пожалуй, величиной с «Лужники» мог быть лишь верхний город, акрополь Трои, который троянцы ещё называли Пергамом. Кстати, о величине акрополя Трои тоже идёт много споров.

    Что находилось на акрополе Трои?


    Давайте посмотрим, что же могло размещаться в акрополе Трои? Из поэмы мы знаем, что в акрополе размещались храмы богов, например храм Зевса, Аполлона, Афины. Возможно и храмы некоторых других богов, например, Геры, Посейдона, Афродиты, Ареса, всех тех богов, которые по верованиям троянцев могли влиять на повседневную жизнь людей. Вряд ли на акрополе был только один храм.

    Город Илион, или Троя, с именем которого были связаны события Троянской войны , был некогда самым знаменитым и могущественным городом Передней Азии. Согласно эллинским сказаниям, он вместе с высокотвердынной крепостью своей Пергамом стоял в плодородной, холмистой стране, между отрогами Иды и Геллеспонтом. С двух сторон Трою орошали две реки: Симоис и Скамандр; обе они протекали по широкой долине и впадали в ближайший залив моря. В незапамятно древние времена, задолго до построения Трои, по склонам Иды жил народ тевкров, которым правил царь Тевкр, сын бога реки Скамандра и нимфы Идеи. Тевкр дружелюбно приютил у себя Дардана, сына Зевса и плеяды Электры: бежав во время голода из родины своей, из Аркадии, Дардан поселился сперва на острове Самофракии, а отсюда перешел на фригийский берег Азии, в области царя Тевкра. Всё это было ещё до построения Трои.

    Царь Тевкр радушно принял его, отдал ему в супружество дочь свою Батэйю и отвел ему полосу земли; на той земле Дардан построил город Дардан. Троянское племя, заселившее этот город и его окрестность, стало называться дарданами. У Дардана был сын Эрихфоний: он покорил под свою власть всю троянскую землю и почитался своими современниками как богатейший из смертных. Три тысячи шелкогривых кобылиц паслось у него на лугах. Двенадцать из них обладали такой легкостью и быстротой, что фригийцы прозвали их порождениями бурного Борея: носились они по волнующимся нивам и не сбивали копытами колосьев, носились по залитому волнами взморью и не касались волн, не мочили в их пене быстрых ног своих.

    Эрихфонию наследовал сын его Трос, по имени которого народ стал называться троянцами. У Троса было три сына: Ил, Ассарак и Ганимед. Не было на земле человека, который мог бы сравниться с Ганимедом красотою; отец богов и людей, миродержец Зевс велел своему орлу похитить отрока на Олимп: здесь жил он между бессмертными богами и служил Зевсу – наполнял за трапезой его кубок. Царю же Тросу взамен похищенного сына Зевс даровал упряжь божественных коней. По смерти отца Ил и Ассарак разделили между собой его царство. Ассарак стал родоначальником дарданских царей; у него был внук Анхис – юноша такой красоты, что им пленилась сама Афродита. От брака Анхиса с богиней родился герой Эней, бывший во время Троянской войны царем над дарданами. Ил, старший сын Троса, был родоначальником царей троянских. Раз пришел Ил во Фригию и победил на состязании всех бойцов; в награду за победу фригийский царь дал ему пятьдесят юношей и пятьдесят дев, дал еще, по велению оракула, пеструю корову и заповедал: где остановится корова, там пусть он построит город. Ил пошел за ней вслед и шел до возвышения, называвшегося холмом фригийской Атэ, – здесь корова остановилась. Богиня Атэ, губительница людей, омрачительница ума, дерзнула некогда смутить разум самого Зевса, за что была низвергнута им с Олимпа; она пала на землю во Фригии, вблизи холма, названного впоследствии ее именем. На этом-то холме Ил и построил знаменитый город Трою (Илион). Приступая к построению Трои, он просил у Зевса доброго знамения и, проснувшись поутру, увидел перед своим шатром брошенный с небес на землю Зевсом палладион – деревянное изображение Афины-Паллады, в три локтя вышиною. Богиня представлена была с копьем в правой руке, а в левой с веретеном и пряжей. Изображение Афины должно было служить залогом божественной помощи, оплотом и защитой гражданам возникшего города. Радостный, приступил тогда Ил к постройке Трои и для хранения палладиона воздвиг храм. Выстроив Трою, он обнес её высокими стенами с бойницами. Нижняя же часть города Трои обнесена была стеною позже – при сыне Ила, Лаомедонте.

    Раскопки древней Трои

    Однажды к Лаомедонту пришли Посейдон с Аполлоном: за какую-то вину Зевс послал их на землю и велел провести год на службе у смертного. Боги, не открывая своей божественности, предложили Лаомедонту – за известное вознаграждение – обвести его город Трою стеною. Как некогда Зет и Амфион воздвигали стены Фив, так трудились над построением троянских стен и Аполлон с Посейдоном. Мощный Посейдон приложил немало сил; он из недр земли выкапывал каменные глыбы, таскал их к Трое и складывал из них стену; Аполлон же приводил в движение камни звуками струн своей лиры: сами собой складывались камни, и сама собой воздвигалась стена. Построенная богами твердыня была бы неразрушима – врагам Трои никогда не разгромить бы ее, но вместе с богами в постройке укреплений участвовал и смертный – Эак, родоначальник сильных Эакидов, к роду которых принадлежали Теламон и Аякс, Пелей и Ахилл; часть стены Трои, воздвигнутая Эаком, была разрушима.

    Троя - город, описанный Гомером в поэме «Илиада», представляет собой древнее укреплённое поселение Малой Азии, расположившееся у берегов Эгейского моря, возле входа в пролив Дарданеллы. Отдыхая в Турции, не стоит упускать шанс увидеть этот грандиозный город и еще раз вспомнить о событиях, описанных Гомером. В руинах Трои можно посетить несколько археологических зон, относящихся к определенным культурным слоям, и узнать особенности быта народа, населявшего эту землю.

    Раскопки древнего города начал в 1870 году немецкий археолог-любитель и предприниматель Генрих Шлиман. Он с детства был очарован рассказом о Трое и был убежден в существовании этого поселения. Раскопки начались на склоне холма, недалеко от деревни Гиссарлык. Были обнаружены руины девяти городов, находящихся один под другим. Археолог нашел большое количество предметов, изготовленных из кости, камня, меди и драгоценных металлов. В глубине холма Генрих Шлиман наткнулся на очень древнюю крепость, которую с полной уверенностью назвал градом Приама. После смерти Шлимана в 1890 работы продолжил его коллега Вильгельм Дёрпфельд. В 1893 и 1894 годах он раскопал более обширный периметр Трои VI. Именно этот город относится к микенской эпохе и потому его признали гомеровской Троей. На территории этого культурного слоя, несущего явные следы пожара, сейчас проводятся наиболее интенсивные раскопки.

    В древности Троя играла ведущую роль в регионе как с военной, так и с экономической точки зрения. Она имела большую крепость и оборонительный форт на берегу моря, что давало ей возможность контролировать передвижение кораблей через Геллеспонт и дороги, соединявшие Азию и Европу на суше. Правитель города облагал провозимые товары налогом или вовсе их не пропускал. Это приводило к многочисленным конфликтам в этом регионе, которые начались еще в бронзовый век. Экономические и культурные связи соединяли Трою того периода не с Востоком, а с Западом и эгейской цивилизацией. Город был заселен практически постоянно на протяжении трех с половиной тысячелетий.

    Благодаря археологическим раскопкам известно, что большинство зданий Трои возводились на низких каменных фундаментах, а их стены были построены из сырцового кирпича. Когда сооружения разрушались, их обломки не расчищали, а только выравнивали место для возведения новых зданий. В развалинах Трои различают 9 основных слоев, имеющих свои подразделения. Особенности поселений разных эпох можно охарактеризовать следующим образом.

    Первый город представлял собой небольшую крепость, диаметр которой не превышал 90 метров. Сооружение имело крепкую оборонительную стену с квадратными башнями и воротами. Керамика этого периода имеет полированную поверхность серого и черного цвета и вылеплена без использования гончарного круга. Встречаются орудия из меди.

    На руинах первой крепости была возведена большая цитадель диаметром около 125 метров. Она также имела высокие толстые стены, ворота и выступающие башни. К юго-восточной стороне крепости вел пандус. Оборонительная стена дважды подвергалась реставрации и расширялась с ростом могущества и богатства города. В центре крепости сохранились развалины дворца с красивым портиком и огромным главным залом. Дворец был окружен двором с небольшими жилыми помещениями и складами. Семь этапов существования Трои II образовали накладывающиеся друг на друга архитектурные слои. На последнем этапе поселение погибло в настолько сильном пламени, что от его жара камень и кирпич раскрошились и обратились в прах. Судя по большому количеству найденных ценностей и предметов домашнего обихода, пожар был внезапным и обитатели города не успели что-либо с собой взять.

    Поселения Трои III, IV и V состоят из скоплений маленьких домов, отделенных друг от друга узкими улицами. Каждое из них размером превосходит предыдущее. Эти периоды представлены сосудами с лепными изображениями человеческого лица. Наравне с местными изделиями обнаружены и привозные товары, характерные для материковой Греции.

    Первые этапы поселения VI отмечены свидетельствами наличия лошадей. В это время город был исключительно богат и могущественен. Диаметр его крепости превышал 180 м, а ширина стены, сложенной из тесаного камня, составляла около 5 метров. По периметру цитадели располагались по крайней мере четверо ворот и три башни. Внутри поселения концентрическими кругами располагались большие здания и дворцы с колоннами, поднимавшиеся по террасам к центру холма. Завершением этой эпохи стало очень сильное землетрясение, которое покрыло стены трещинами и обрушило сами строения. На всех последующих стадиях Трои VI основным видом местного горшечного производства оставалась серая минойская керамика, которую дополняют несколько амфор, привезенных из Греции и сосуды, импортированные в микенскую эпоху.

    Позже эта местность вновь была заселена. Снова были использованы оставшиеся части стен и строительные блоки. Теперь дома уже строились меньшими по размерам, они прижимались друг к другу, так чтобы в крепости уместилось намного больше людей. В полах домов теперь хранились большие кувшины для припасов на случай каких-нибудь бедствий. Первый период Трои VII сгорел, но часть населения вернулась и снова поселилась на холме. Позднее к жителям присоединилось иное племя, которое принесло с собой изготовленную без гончарного круга керамику, которая указывает на связи Трои с Европой. Теперь она стала греческим городом. Троя была довольно благоустроенной в первые периоды, но к 6 веку до н.э. часть населения оставила город и он пришел в упадок. На юго-западном склоне акрополя сохранились останки храма Афины того времени.

    В эпоху эллинизма это место не играло никакой роли, если не считать связанных с ним воспоминаний о героическом прошлом. В 334 до н.э. Александр Великий совершил паломничество в этот город. Его преемники и римские императоры династии Юлиев – Клавдиев провели широкомасштабную реконструкцию города. Вершину холма срезали и выровняли, так что VI, VII и VIII слои Трои оказались перемешанными. Здесь построили храм Афины со священным участком. Немного южнее, на ровной площадке, были возведены и обнесены стеной общественные здания, а на северо-восточном склоне был построен большой театр. В эпоху Константина Великого город процветал и правитель даже собирался сделать его столицей, но поселение вновь утратило свое значение с возвышением Константинополя.

    В наши дни местность вокруг Трои изменилась до неузнаваемости. Илистые наносы местных рек, впадающих в залив, передвинули береговую линию на несколько километров к северу. Теперь руины древнего города находятся на сухой возвышенности. Группа ученых провела датировку окаменелостей, обнаруженных в грунте, взятом из долины двух рек, используя методы радиоуглеродного анализа. По этим данным исследователям удалось определить топографию этой местности в эпоху Гомера.

    Сейчас на территории раскопок завершилась реставрация известного троянского коня и у туристов, посещающих Турцию, появилась уникальная возможность осмотреть этот деревянный шедевр, в точности соответствующий описанию Гомера. Троянский конь, который когда-то помог хитроумным ахейцам захватить город, сейчас является оригинальной панорамной площадкой. К сожалению, кроме макета коня, здесь мало что может привлечь взор путешественника. Считается, что это место является одной из величайших сказок мира, поэтому достаточным будет хотя бы просто пропитаться этой атмосферой.

    Многие из великих открытий в истории человечества были сделаны не учёными-подвижниками, а самоучками, удачливыми авантюристами, не имевшими академических знаний, зато готовыми идти к цели напролом.

    «Маленький мальчик в детстве прочёл „Илиаду“ Гомера . Потрясенный произведением, он решил, что во чтобы то ни стало найдет Трою. Спустя десятилетия Генрих Шлиман исполнил свое обещание».

    Эта красивая легенда об истории одного из самых значимых археологических открытий имеет мало общего с реальностью.

    Человек, открывший миру Трою, с ранних лет был уверен в другом: рано или поздно он станет богатым и известным. Поэтому Генрих Шлиман очень щепетильно относился к своей биографии, старательно вымарывая из неё сомнительные эпизоды. «Автобиография», написанная Шлиманом, имеет столько же отношения к его реальной жизни, сколько «клад Приама» — к Трое, описанной Гомером.

    Эрнст Шлиман. Фото: Commons.wikimedia.org

    Иоганн Людвиг Генрих Юлий Шлиман родился 6 января 1822 года в Нойбукове, в семье, представители которой на протяжении столетий были лавочниками. Эрнст Шлиман , отец Генриха, выбился из этого ряда, став пастором. Но в духовном чине Шлиман-старший вёл себя непотребно: после смерти первой жены, родившей ему семерых детей, Эрнст закрутил роман со служанкой, из-за чего был отстранён от обязанностей пастора.

    Позднее Эрнст Шлиман и вовсе покатился по наклонной, постепенно спиваясь. Разбогатевший Генрих, не питая тёплых чувств к родителю, присылал ему в подарок бочонки вина, чем, возможно, ускорил переход отца в лучший из миров.

    Гражданин Российской империи

    К тому времени Генрих давно не бывал в родном доме. Детей Эрнст Шлиман отправлял на воспитание к более обеспеченным родственникам. Генрих воспитывался у дяди Фридриха и продемонстрировал хорошую память и желание учиться.

    Но в 14 лет учёба закончилась, и Генриха отправили работать в лавку. Ему доставалась самая чёрная работа, его рабочий день длился с 5 утра до 11 часов ночи, что сказалось на здоровье подростка. Однако одновременно выковывался характер Генриха.

    Пять лет спустя Генрих отправился в Гамбург в поисках лучшей доли. Испытывая нужду, он написал дяде с просьбой о небольшой сумме взаймы. Дядя деньги прислал, но всем родственникам описал Генриха как попрошайку. Оскорблённый молодой человек дал клятву более никогда ничего не просить у родни.

    Амстердам в 1845 году. Рисунок Геррита Ламбертса. Фото: Commons.wikimedia.org

    В 1841 году 19-летний Шлиман добрался до Амстердама, где нашёл постоянную работу. Всего за четыре года он прошёл путь от рассыльного до начальника бюро с большим жалованием и штатом, состоящим из 15 подчинённых.

    Молодому бизнесмену посоветовали продолжить карьеру в России, которая тогда считалась очень перспективным местом для бизнеса. Представляя голландскую фирму в России, Шлиман за пару лет сколотил солидный капитал на продаже товаров из Европы. Его способности к языкам, проявившиеся ещё в раннем детстве, делали Шлимана идеальным партнёром для русских купцов.

    Одна из немногих сохранившихся фотографий Е. П. Лыжиной. Фото: Commons.wikimedia.org

    Несмотря на то, что он успел погреть руки на калифорнийской золотой лихорадке, Шлиман обосновался в России, получив подданство страны. А в 1852 году Генрих женился на дочери преуспевающего адвоката Екатерине Лыжиной .

    Увлечение «Андрея Аристовича»

    Крымская война, неудачная для России, оказалась чрезвычайно прибыльной для Шлимана благодаря военным заказам.

    Генриха звали «Андреем Аристовичем», его дела шли превосходно, в семье родился сын.

    Но Шлиман, добившись успеха в бизнесе, заскучал. В апреле 1855 года он впервые приступил к изучению новогреческого языка. Первым его учителем был студент Петербургской духовной академии Николай Паппадакис , который по вечерам работал со Шлиманом по обычной его методике: «ученик» читал вслух, «учитель» слушал, поправлял произношение и объяснял незнакомые слова.

    Вместе с изучением греческого пришёл и интерес к литературе Древней Греции, особенно к «Илиаде». Генрих пытался увлечь этим и жену, но Екатерина относилась к подобным вещам отрицательно. Она открыто говорила мужу о том, что их отношения с самого начала были ошибкой, потому что интересы супругов очень далеки друг от друга. Развод же по законам Российской империи был делом чрезвычайно сложным.

    Первая сохранившаяся фотография Шлимана, отправленная родственникам в Мекленбург. Около 1861 года. Фото: Commons.wikimedia.org

    Когда к неурядицам в семье добавились проблемы в бизнесе, Шлиман просто уехал из России. Полным разрывом со страной и семьёй это не было: Генрих ещё несколько раз возвращался, а в 1863 году был из нарвских купцов переведён в Санкт-Петербургское первой гильдии купечество. В начале 1864 года Шлиман получил потомственное почётное гражданство, но остаться в России не захотел.

    «Уверен, что найду Пергамон, цитадель Трои»

    В 1866 году Шлиман приезжает в Париж. 44-летний бизнесмен горит желанием осуществить переворот в науке, но для начала считает необходимым подтянуть знания.

    Записавшись в Парижский университет, он оплатил 8 курсов лекций, в том числе по египетской философии и археологии, греческой философии, греческой литературе. Так и не прослушав лекции полностью, Шлиман отправился в США, где как занимался вопросами бизнеса, так и знакомился с различными научными работами античности.

    В 1868 году Шлиман, побывав в Риме, заинтересовался раскопками на Палатинском холме. Посмотрев на эти работы, он, что называется, «загорелся», решив, что на весь мир его прославит археология.

    Фрэнк Калверт в 1868 году. Фото: Commons.wikimedia.org

    Перебравшись в Грецию, он высадился на острове Итака, где впервые приступил к практическим раскопкам, втайне надеясь найти дворец легендарного Одиссея .

    Продолжая путешествия по историческим развалинам Греции, Шлиман добрался до территории Троады, в тот момент находившейся под османским владычеством.

    Здесь он встретил британского дипломата Фрэнка Калверта , в течение нескольких лет занимавшегося раскопками холма Гиссарлык. Калверт следовал гипотезе учёного Чарлза Макларена , который за 40 лет до этого объявил, что под холмом Гиссарлык находятся развалины описанной Гомером Трои.

    Шлиман не просто поверил в это, он «заболел» новой идеей. «В апреле следующего года я обнажу весь холм Гиссарлык, ибо уверен, что найду Пергамон, цитадель Трои», — писал он родным.

    Новая жена и начало раскопок

    В марте 1869 года Шлиман приехал в США и подал документы на получение американского гражданства. Здесь он фактически сфабриковал развод с русской женой, представив суду подложные документы.

    Свадебная фотография. Фото: Commons.wikimedia.org

    Увлечённый Грецией, Шлиман попросил друзей подобрать ему невесту-гречанку. В сентябре 1869 года начинающий археолог женился на Софии Энгастромену , дочери греческого купца Георгиоса Энгастроменоса , которая было на 30 лет младше жениха. На момент свадьбы Софии было только 17 лет, она честно признавалась, что подчинилась воле родителей. Муж всячески старался заниматься её образованием, возил супругу по музеям и выставкам, пытаясь привлечь Софию к увлечению археологией. Молодая жена стала послушной спутницей и помощницей Шлимана и родила ему дочь и сына, которых погружённый в археологию отец и назвал соответственно: Андромахой и Агамемноном .

    Закончив с улаживанием семейных дел, Шлиман вступил в длительную переписку для получения разрешения на раскопки от властей Османской империи. Не вытерпев, он начал их без разрешения в апреле 1870 года, но вскоре был вынужден прервать работы.

    Настоящие раскопки начались только в октябре 1871 года. Набрав около сотни рабочих, Шлиман решительно приступил к делу, однако в конце ноября закрыл сезон из-за проливных дождей.

    Весной 1872 года Шлиман, как когда-то обещал, стал «обнажать» Гиссарлык, однако результатов не было. Не то чтобы их не было совсем, но Шлимана интересовала исключительно гомеровская Троя, то есть то, что он был готов так интерпретировать. Полевой сезон завершился безрезультатно, незначительные находки сдали в Оттоманский музей в Стамбуле.

    Равнина Троады. Вид с Гиссарлыка. По мнению Шлимана, на этом месте располагался лагерь Агамемнона. Фото: Commons.wikimedia.org / Brian Harrington Spier

    «Клад Приама»

    В 1873 году Шлиман уже во всеуслышание заявлял, что нашёл Трою. Развалины, раскопанные к маю, он объявил легендарным «дворцом Приама», о чём и сообщил прессе.

    Вид троянских раскопок Шлимана. Гравюра XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

    31 мая 1873 года, как описывал сам Шлиман, он заметил предметы из меди и объявил рабочим перерыв, чтобы самостоятельно выкопать клад вместе со своей женой. В действительности супруга Шлимана при этом событии не присутствовала. Из-под древней стены Шлиман одним ножом откопал различные предметы из золота и серебра.

    Всего в течение последующих трёх недель были обнаружены около 8000 предметов, среди которых украшения, принадлежности для совершения различных обрядов и многое другое.

    Если бы Генрих Шлиман был классическим учёным, то вряд ли его открытие стало бы громкой сенсацией. Но он был опытным бизнесменом и знал толк в рекламе.

    Свои находки он, нарушив договор о раскопках, вывез из Османской империи в Афины. Как пояснял сам Шлиман, сделал он это во избежание разграбления. Женские украшения, обнаруженные при раскопках, он надел на жену-гречанку, сфотографировав её в таком виде. Снимки Софии Шлиман в этих украшениях стали мировой сенсацией, как и сама находка.

    Фотография «клада Приама» в целостном виде, сделанная в 1873 году. Фото: Commons.wikimedia.org

    Шлиман уверенно заявлял: он открыл ту самую Трою, о которой писал Гомер. Сокровища, найденные им — это клад, спрятанный царём Приамом или кем-то из его приближённых в момент взятия города. И археологу-самоучке поверили! Многие верят до сих пор.

    Грехи и заслуги

    У профессиональных учёных к Шлиману масса претензий. Во-первых, он, как и обещал, буквально «обнажил» холм Гиссарлык. С точки зрения современной археологии это самый настоящий вандализм.

    Раскопки должны вестись путём постепенного изучения одного культурного слоя за другим. В шлимановской Трое таких слоёв девять. Однако первооткрыватель в ходе своих работ многие из них уничтожил, смешав с другими.

    Во-вторых, «клад Приама» абсолютно точно не имеет отношения к Трое, описанной Гомером.

    Клад, найденный Шлиманом, относится к слою, который именуется «Троя II» — это период 2600-2300 гг. до н. э. Слой, относящийся к периоду «гомеровской Трои» — «Троя VII-A». Этот слой Шлиман при раскопках прошёл, практически не обратив на него внимания. Позже сам он признал это в своих дневниках.

    Фотография Софии Шлиман в украшениях из «клада Приама». Около 1874 года. Фото: Commons.wikimedia.org

    Но, упомянув о грехах Генриха Шлимана, нужно сказать и о том, что полезного он сделал. Сенсация, в которую он превратил своё открытие, дала мощный толчок развитию археологии в мире, обеспечила приток в эту науку не только новых энтузиастов, но, что весьма важно, финансовых средств.

    Кроме того, говоря о Трое и «кладе Приама», часто забывают о других открытиях Шлимана. Продолжая упорно верить в точность «Илиады» как исторического источника, в 1876 году Шлиман начал раскопки в греческих Микенах в поисках могилы древнегреческого героя Агамемнона . Здесь археолог, набравшийся опыта, действовал гораздо аккуратнее, и открыл неизвестную к тому времени микенскую цивилизацию II тысячелетия до нашей эры. Открытие микенской культуры не было столь эффектным, зато с точки зрения науки имело куда большее значение, чем находки в Трое.

    Впрочем, Шлиман был верен себе: обнаружив гробницу и золотую погребальную маску, он объявил, что нашёл могилу Агамемнона. Поэтому найденный им раритет сегодня известен как «маска Агамемнона».

    Фото летних раскопок в Трое 1890 года. Фото: Commons.wikimedia.org

    «В смерти его приветствуют Акрополь с Парфеноном»

    Шлиман работал до последних дней жизни, несмотря на стремительно ухудшавшееся состояние здоровья. В 1890 году он, пренебрегая предписаниями врачей, после операции поспешил в очередной раз вернуться к раскопкам. Новое обострение недуга привело к тому, что он потерял сознание прямо на улице. Генрих Шлиман скончался в Неаполе 26 декабря 1890 года.

    Его похоронили в Афинах, в специально построенном мавзолее, выдержанном в стиле сооружений, в которых хоронили античных героев. «В смерти его приветствуют Акрополь с Парфеноном, колонны храма Зевса Олимпийского, синий Саронический залив и по ту сторону моря — благоуханные горы Арголиды, за которыми лежат Микены и Тиринф», — писала вдова София Шлиман.

    Генрих Шлиман мечтал о славе и всемирной известности и добился своей цели, в глазах потомков встав рядом с героями Эллады.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта