Главная » Заготовка и хранение » Высказывания знаменитых людей о казаках. Цитаты и афоризмы о казаках

Высказывания знаменитых людей о казаках. Цитаты и афоризмы о казаках


Как оценивали роль казачества в жизни русского государства военачальники царской армии, историки, писатели, политические деятели, жившие в эмиграции. Высказывания взяты из книги «Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества», изданной «Казачьим союзом» в Париже в 1928 году.
___________

А. П. БОГАЕВСКИЙ, Донской Атаман, генерал-лейтенант царской армии.

…Лично я, природный донской казак, с гордостью вспоминаю о славном прошлом родного мне казачества и бодро, со светлой надеждой думаю о его будущем.
Явление исключительно русской исторической жизни, какого не было ни в одном государстве мира, - казачество из буйной вольницы, смело боровшейся с воинственными соседями, постепенно превращается в неотделимую часть государства Российского, но с особым, укладом своей жизни и своими обычаями, и становится верным рыцарем России.
Конечно, не всё в его прошлом было хорошо. Были времена, когда донцы, уральцы и другие казаки немало хлопот и неприятностей доставляли русскому правительству…
Однако всё это не мешало казакам в тяжкие дни жизни России отдавать не её защиту все свои силы.
Яркие примеры этого - поголовное (с 17 лет) участие в Отечественной войне 1812 года Донского Войска, выставившего свыше 50000 бойцов, из которых погибло до 20000; в Крымскую войну - 82 000; в Великую войну - до 300 000 человек, причём напряжение казачьих войск в эту войну было так велико, что, например, Кубань уже в 1916 году была более не силах выставить ещё казаков в строй…
Какова бы ни была будущая власть на Руси, казачьи войска будут существовать. Здравый смысл подсказывает, что государству нужно такое здоровое, бодрое, привыкшее к порядку население. Казачество подчинится всякой новой власти, которая даст порядок и возможность спокойно трудиться. Оно вовсе не собирается отделяться от России и образовывать свои фантастические казачьи республики, как об этом мечтают некоторые наши «самостийники». Казаки хорошо понимают, что, помимо нравственных оснований, такое отделение вызовет бесконечное количество всяких осложнений не только в сношениях с Россией, которую казаки не могут считать какой-то чужой державой, но и внутри войска, когда придётся рассчитывать только на свои силы.
Но вместе с тем готовое служить России, как неотделимая часть её, казачество имеет право на внутреннее самоуправление и на освобождение его от той исключительной опеки, которая проявлялась до революции в таких, иногда странных формах, как, например, закрытие казачьих учебных заведений в 80-х годах.
Со своим выборным кругом и выборным из своих казаков атаманом, каждое войско быстро достигнет полного порядка и благосостояния…
____________

А. И. ДЕНИКИН, генерал-лейтенант царской армии

1) В старину казачество являлось надёжным оплотом российских государственных границ на диком поле, в кавказских теснинах, в сибирских просторах и проводником там русской власти. Казачья вольница доставляла немало хлопот «Москве» (центральному правительствую) и даже вступала с нею в вооружённые столкновения. Но эта внутренняя междоусобица, вызванная, кроме причин социально-экономических, неумеренной централизацией сверху и неумеренным подчас свободолюбием снизу, не умаляет, однако, той важной исторической росли, которую сыграло казачество в сложении Российского государства.
2) В позднейшую историю России казачество входит уже осевшим, устоявшимся. Оно живёт на землях замиренных, вдали от театров войн, в условиях отличного от прочего населения быта, прочно сложившегося хозяйственного уклада и известного благосостояния. Эти обстоятельства делали казачество менее восприимчивым к революционным идеям. Ведь и в старину подымались больше голутвенные, а не домовитые казаки. И казачество несло честно, не зная дезертирства, поголовную военную службу, участвуя во всех войнах, ведённых Россией. А во внутренней жизни её являлось не «слепым орудием в руках правительства», как полагала радикальная общественность, а сознательным государственно-охранительным началом.
3) С началом революции казачество растерялось. «Идти против народа» оно не хотело, а народ «обезумел». Отсюда - колебания, переходы, падения…
4) В эти смутные годы казачья масса никогда и нигде не проявляла стремления к отрыву от России. Казачья старшИна не ладила с общерусскими элементами - это правда. Обе стороны - одна в отстаивании государственных интересов, другая - казачьих вольностей, - переходили не раз границы необходимого. Но самостийностью болела лишь часть казачьих верхов - одни по заблуждению, другие - своекорыстно. Такие идеи, как «кубанцы - это самостоятельная ветвь славянского племени»… или о «самостоятельной казачьей нации», рождались у людей скорбноголовых или с продажной совестью и не имели, не могут иметь отклика в казачьей массе, сознающей себя по крови и до костей русскою.
5) Будущее казачества представляется в таком виде.
Государство освободит казаков от несения чрезмерных тягот, но и не наделит их особыми привилегиями против прочих своих сынов. Это последнее обстоятельство не страшно казачеству, так как будущее устройство Российского государства мыслится как областное, на началах рассредоточения власти и широких местных автономий. Если по культурно-хозяйственным условиям пределы автономий будут различны, то казачества, населяющие сплошные территории, имеют право на наиболее благоприятные условия самоуправления. В пределах его, без сомнения, казачество вольно будет сохранять те формы власти, управления, хозяйства и быта, которые освящены исторической традицией и ему любы.
_______________

Н. Д. АВКСЕНТЬЕВ, бывший министр Временного правительства.

…Привязанность к формам своего общественного быта, своего самоуправления - результат привычки к самоуправлению и умение ценить и использовать его. Влечение к самоорганизации. Трудоспособность, настойчивость, находчивость и умение приспособиться к новым условиям, не отказываясь, однако, при этом от своего индивидуального или национального. Наконец, большая, нутряная любовь к своей малой Родине - казачьим областям, сочетаемая с любовью к Родине большой - к России.
Я знаю, конечно, и о движении самостийничества среди казаков, знаю и о разногласиях между некоторыми группами, и о тех или иных неудачах в области посадки на землю. Но несмотря на это, для большинства казачества считаю верной свою характеристику…
_______________

М. А. АЛДАНОВ, русский писатель.

…Понятие казачества и само по себе не вполне определённо. Если не ошибаюсь, в России существовало (и существует?) 11 казачьих войск - ни в антропологическом отношении, ни в служебно-сословном, ни даже в бытовом они не составляют однородного целого.
Будущее казачества, конечно, тесно связано с будущим всей России. Это и доказывать не приходится: очень редко вычеркиваются из истории - столетия.
Та отличная черта казаков, о которой вы упоминаете и вследствие, которой казачество называлось вольным, является вместе и сильнейшей, и слабой его стороной…
______________

Н. И. АСТРОВ, общественный деятель.

Казачество - это своеобразное явление русской истории. Это своеобразная действенная сила, участвовавшая в строительстве Российского государства…
Но вместе с русским народом, как нераздельная часть его, оно создавало его границы, будучи пограничным оплотом русской земли, не только колонизовало его далёкие окраины, оно вместе с русским народом создавало и экономическое благосостояние и мощь России.
Какие бы хитроумные домыслы и лукавые хитросплетения ни изобретались в наши мрачные дни в больших и малых иностранных и, к стыду нашему, русских политических кухнях, как бы ни стремились демагоги и предатели оторвать казачество от России, провозглашая его особым казачьим народом, творческое участие казачества в истории России запечатлено кровью. И печать эта навеки. Её «огонь не растопит, не смоет вода»…
Судьба казачества - это судьба русского народа. И чем теснее будет между ними взаимодействие, чем крепче органическая и духовная связь, тем скорее это судьба изменится и прояснится. Тем скорее возникнет вольное казачество в свободной России.
На протяжении долгой истории казачество не только служило государству. Оно боролось за свои излюбленные идеалы равенства и самоуправления, не находившие себе осуществления в общих государственных порядках…
Путь к избавлению не в сепаратизме, не в расчленении России и в осуществлении начал истинной демократии. В этих условиях найдут себе осуществление старые заветы в дорогие мечты вольного казачества.
_______________

А.Ф. КЕРЕНСКИЙ, бывший председатель Временного правительства.

…В будущей, внутренние свободной и федеративной России не будет никаких поводов к психологическому отчуждению между отдельными бытовыми группами русского народа.
Включая казачество в понятие русского народа, я отнюдь не покушаюсь тем на своеобразную самобытность казачьих областей. Разнообразие местных политических и социальных укладов только обогащает всероссийскую культуру, умножает творческие возможности народа и тем крепит государство.
Совершенно естественно, что в новых условиях свободного внутреннего государственного строительства казачество внутри своих областей сотрёт грань между собой и так называемыми иногородними. Ведь некоторые местные сословно-войсковые дореволюционные «привилегии» только прикрывали собой исключительные воинские тяготы, которые несло казачество и которые на самом деле в корне подрезывали хозяйственную мощь его…
________________

А. А. КИЗЕВЕТТЕР, бывший член Государственной думы, историк, профессор.

Два условия представляются мне необходимыми для того, чтобы русское казачество составило плодотворный элемент в процессе внутреннего устроения будущей России:
Будущая русская государственная власть должна будет строить политическое единство. Россия не а подавлении местных особенностей отдельных областей государства, а на развитии их внутренней самодеятельности. Поэтому и казачьи области должны будут сохранить исторически сложившееся своеобразие их жизненного уклада.
Само казачество должно будет при этом не дать укорениться в своей среде двум чреватым опасным последствиями течениям:
а) идеализации всего своего исторического прошлого, в котором действовали далеко не одни только «начала равенства и братства», но также сказывалась и довольно резко выраженная социальная борьба между верхними и низшими слоями казачества со всеми неизбежными последствиями такового социального расчленения и неравенства;
б) стремлению порвать историческую традицию, состоявшую в том, что казачество всегда мыслило себя составным элементом общерусской государственности и аванпостом её самозащиты от внешних неприятелей; эту подлинную историческую традицию искажают теперь те представители казачества, которые в угоду самостийным тенденциям и вразрез с исторической истиной выдвигают вздорные теории о том, что казачество есть особая нация, отдельная от русского народа.
Уважение к подлинным историческим традициям, не искажаемым в угоду предвзятым тенденциям, в соединении с трезвым политическим реализмом - вот что может послужить единственно надёжным залогом дальнейшего преуспевания казачества, как одной из самостоятельных клеточек русского государственного организма.
__________________

Генерал П. П. СКОРОПАДСКИЙ, бывший гетман Украины.

…К сожалению, в стихийные времена изобилуют течения, толкающие к распрям и к уничтожению настоящего во имя прошлого или будущего. Эти течения, негативные по сути своей, дают обыкновенно победу третьим… Но формула «Самостоятельность и Союз», положенная в 1918 году краеугольным камнем соглашения Независимой Украйны с Всевеликим Войском Донским, не утратила и до сих пор своего значения. Наоборот. Минувшее и настоящее указывают, что к этой формуле должны склониться все те, кто хотят избежать новых потрясений, кровопролития и братоубийства в будущем, ибо она даёт широту и гибкость для органического разрешения национальных, экономических, социальных и политических антагонизмов на основах дружественной соработы и тем самым содействует напряжению энергий в сторону творчества, а не разрушения.
Только этот путь, направленный вне крайностей, может привести к содружеству и соработе между соседями…
__________________

П. Б. СТРУВЕ, академик, общественный и политический деятель.

Для того, кто осмысленно вглядывается в историю Руси - России, не существует никакого вопроса о том, оправдало ли казачество в этой истории своё бытие, как особой и своеобразной силы.
Казачья вольница сыграла в истории России двоякую роль.
Во-первых, как единственная вольная сила тяглой в остальном России, как единственный вольный «мир» в великом русском море тяглых «миров».
Так было до раскрепощения России, начавшего в 1762 году и завершённого в своей основе в 1861 году.
Во-вторых, как мир или миры - свободно организованные, вольностью своей собранные в некие воинские братства среди всей остальной свободной распыленной громады русского народа - казачество, или, точнее, казачества были и остаются единственным явлением в русской политической действительности. Казачества не суть государства и в то же время они не просто вольные сообщества случайно и временно сошедшихся, несомых историческим ветром пылинок-людей.
В будущем государственном строительстве Великой России казачества (я нарочно употребляю тут множественное число) сильнее, чем прежде, выявят, надо думать, свой государственный характер и в то же время, став более самозаконными («автономными»), ещё ярче обнаружат свою исконную природу особой вольницы.
Как это произойдёт, никто не может сказать, но всем русским казакам и неказакам, нужно понять и продумать великую историческую в то же время живую ценность казачества. У казачества есть великое прошлое, но у него есть и будущее, и - великое призвание в этом будущем.
_________________

М.М. ФЁДОРОВ, бывший министр (до революции).

…На окраинах казачество являлось одним из главных насадителей и проводников русской культуры, русского языка, русской государственности, и в этом смысле историческая его роль неоспорима. И вольное, и служилое казачество с честью несло всегда службу России. В годины великих испытаний казачество в своём большинстве оставалось верным русской государственной идее и отстаивало русское государственное единство…
__________________

А. И. КУПРИН, русский писатель.

Пусть мои глаза не увидят чаемого счастья России, но так же, как непоколебимо верую я в грядущее оздоровление и обновление Великой России, верю я в будущую неразрывную связь казачества с нею. За это говорят века общей истории, общих войн, общей религии, общих интересов, общего языка. Признаюсь: краевые, частные интересы и вопрос о форме братского союза стоят для меня на втором плане. Я лишь знаю, что казачеству не придёт никогда в голову бредить о самостийности, побуждаемой искусственным шовинизмом и науськиваемой ложкой ненавистью. Мне ценна старинная красивая формула: «Кланяемся тебе, Белокаменная Москва, а мы казаки, на Тихом Дону».
Для наших потомков будут заветны казачьи вольности. Справедливость требует сказать, что с ними не особенно бережно считалось правительство дореволюционных времён, ещё помнившее былые смуты и тревожные годы. Но союз с вольным человеком прочнее союза с человеком приневоленным…
_________________

А. С. ЛУКОМСКИЙ, генерал-лейтенант царской армии.

Казачество есть кровь от крови, плоть от плоти русского народа. В нём часто в обострённой форме отражаются как положительные, так и отрицательные черты характера народа, выделившего казачество из своей среды.
История казачества есть история расширения Российского государства, его укрепления и его строительства. Сыграв исключительную по своему значению роль в расширении России, казачество в то же время во все периоды жизни России, как при внешних осложнениях, так и в периоды внутренних смут, почти всегда беззаветной преданностью общей Родине помогало преодолеть надвигавшиеся бедствия и способствовало укреплению центральной государственной власти.
__________________

П. Н. МИЛЮКОВ, бывший министр иностранных дел Временного правительства, историк, профессор.

…Сильной стороной являются указанные в «анкете» «широкие начала народоправства, братства, равенства». Очевидно, эти черты должны будут укрепиться и развиться в демократическо-республиканской России. И можно только радоваться, что в сознании казачества живут эти начала, отделяющие их от старой России и облегчающие им переход к России новой. «Слабые» стороны казачества, я думаю, общи ему с таковыми сторонами общерусской жизни. Характер классовой привилегии, отделяющий казачество от других групп населения, недостаточная культурность земледельческой массы, свойственная этому уровню просвещения пороки, не перешедшее из инстинкта в сознание чувство солидарности, как местной, так и всероссийской, - всё это отнюдь не угрожает дальнейшему существованию казачества, но подлежит смягчению и устранению в той обстановке народного развития, которая будет дана новой России.
…Нельзя также подчинять жизненные интересы казачества партийным, политическим тенденциям, сторонники которого рассуждают приблизительно так:
- Казачество есть сословие, стало быть, для его существования нужен сословный строй, а следовательно, нужна монархия.
Не будем спорить, сословие ли казаки. Но их история вовсе не так проста. Существовали казаки без монархов. И существуют монархии без казаков. И если монархист способен мыслить государственно, то он должен прийти к тем же выводам, какие обязательны и для государственно-мыслящего республиканца…

Вся история России сделана казаками.
Лев Толстой

Донская степь

Александр Винокуров

Казачьему роду - нет переводу

Степь запахом донским дышала,
Дремотным пряным и густым;
Своё безжалостное жало
Впивало солнце с высоты...

Перекати скакало поле,
Где-то дрожали миражи;
Ветер насвистывал соло,
Степной орёл вверху кружил...

Среди дали необозримой,
Невозмутимые жарой,
Станичники, со статью древних римлян,
Прищуривались, по-Разински, хитро...

Казак

Александр Ляйс

Он был наездник, воин, пахарь.
Он за Россию воевал.
Рубил врага, не зная страха.
В трёх войнах жизнью рисковал.

О церкви помнил и о Боге,
И верен был своей жене.
И вот его, как очень многих,
Враги поставили к стене.

Когда его, порядка ради,
Чтоб записать чего да как,
Они спросили: - Кто ты, дядя?
Он лишь одно сказал: - Казак.

Казачье поле

Александр Ляйс

Выхожу в казачье поле.
Шарит ветер по траве.
Сколько в сердце давней боли,
Дум тяжёлых в голове.

Свист протяжный, звон да крики
До сих пор в ушах стоят.
Снова гривы, шашки, пики
В битву вечную летят.

И развёрнутые лавы
Хлещут кровью, как тогда.
Запах той травы кровавой
Я запомнил навсегда.

И наездник, и рубака,
Битвой прошлою живу.
Вечно мне лететь в атаку,
Вечно - падать в ту траву.

Где ты, морда вороная,
Плеть да крепкое седло?
Только Бог один и знает -
Сколько здесь нас полегло.

Как ни бейся и ни плачь я -
Не поднимутся друзья.
Эх ты, радость жеребячья,
Доля Божья иль собачья,
Поле, полюшко казачье,
Дума вечная моя.

Поле, полюшко казачье,
Дума вечная моя.

Казакам

Александр Ченин

Конь и щашка, плеть, фуражка,
Да лампасы по штанам.
В чистом поле, - в смертной схватке
Был казак, как страх врагам.

Пику к бою, саблю в руку
И лавиною пошли!
Крики, храпы, стон от муки; -
Кони, люди, - где свои?!

Ярость, смелость, ловкость, сила, -
Всё готовилось не зря!
Будь спокойна Мать - Россия; -
Жизнь за Веру, за Царя!

Бой закончен, конь весь в ранах,
Зацепили самого.
Есть лекарство в травах разных,
Шрамы будут, - ну и что.

Казаки! Легенды, сказы.
Илья Муромец, - герой; -
Он начало вашей славы,
Приукрашенной порой.

За Царя, а то и против,
То свобода, то разбой.
Но защитой и опорой
Был всегда казак лихой.
---
Били и красных, били и белых,
Даже хотели быть сами себе.
Песни слагали о гордых и смелых,
Воля, свобода, как стержень в душе.

Бури утихли, ряды поредели, -
Всех поровняли в Советской Стране,
Лишь с фотографий сурово смотрели
Лики дедов, что погибли в войне.

Новое время и новые песни.
Ныне казак не с копьём на коне,
Но сохранился по роду и чести
Образ защитника в нашей Стране.

Зёрна традиций в быту вашем жили,
Как генофонд нашей древней Руси.
Освободите от лоска и пыли,
Станьте примером; - вы очень нужны!

Казачкам

Александр Ченин

Откуда родом все казаки,
Откуда в них такая кровь?
Жизнь оставляла свои знаки,
Усы, чубы и гордо бровь!

Мать сыновей благословляла
Потом с тревогою ждала.
Вести хозяйство уставала,
Как ей помощница нужна

Казак вернулся из похода,
Ходили в дальние края.
Девицу княжеского рода
Привёз оттуда для себя.

Не долго дева горевала,
Казак любовь свою дарил.
И постепенно понимала,
Что стал он дорог ей и мил.

Семья, детишки, уваженье,
Обычий, говор всё родней.
И обновилось поколенье
И красивее, и сильней.

У казака свои заботы, -
Походы, сборы, много дней.
А все домашние работы
И честь беречь досталось ей.

Из поколенья в поколенья
Казачка гордо рядом шла.
Смела, умна, во всём терпенье,
Молилась Богу и ждала.

Вела хозяйство, не роптала,
Детей учила; - всё сама.
Душой и сердцем примеряла
Как будет жить, коли вдова.

Мужей война косой косила,
Не возвращались сыновья.
И вместе с нею Мать - Россия
Платок накинув, дальше шла.

Спокойно, мирно наше время
И род казачий крепче стал.
Несёт в себе казачка семя
И ей, по праву, пьедестал!

Казацкое

Валерий Старз

Нам бы взять какой-нибудь Париж.
Нам бы сабли наголо в атаку.
Эй, мусью, не зря ты весь дрожишь
И не зря обделался со страху.

Нам бы взять какой-нибудь Берлин.
Получалось через раз, однако.
Пики заменив на карабин,
Конница входила вслед за танком.

Нам бы взять какой-нибудь Стамбул.
Оглушить лихим казацким словом.
Басурманин скажет: " Ну, загнул!
Мы сражались только под Азовом".

Где-то за морями Вашингтон.
Плыть туда устанут наши кони.
Но когда захватим их затон,
Нас никто оттуда не прогонит.

Нам бы взять чего-нибудь ещё.
Кони рвут уздечку плетяную.
Если по судьбе нам суждено,
Казаки за веру повоюют.

Казаки

Владимир Крякин 2

Наделён конь прекрасною гривой,
Пышный хвост да две пары копыт.
Кто ж не видел, как мощно, красиво
Конь по полю раздольному мчит.

Шею выгнет в стремительной скачке,
Дрожь пройдёт в перегретой земле.
Из-под рук вслед смотрели казачки,
Как казак мчался, сидя в седле.

Без коней жить в степи невозможно,
С малых лет дружен парень с седлом.
Если вдруг становилось тревожно,
Шашку взяв, покидал он свой дом.

Так вот встарь жили прадеды, деды,
Наш поклон им до самой земли.
Бились с лютым врагом до победы,
Мир, покой в край родной принесли.

Кубанский казачок

Елена Жукова-Желенина

Он ещё совсем ребёнок,
Малец, ростом не высок.
На коне сидит с пелёнок.
Накопить чуть-чуть силёнок,
Станет "знатный" казачок.
И одет уж по-казачьи:
Есть кубанка и башлык*,
"Дайте парню шашку в руки, -
Вслед станичник прокричит...
У костра в кубанском хоре
Слышен голосок смешной.
Казакам умело вторя,
Песню в такт ведёт малОй.
Все смеются: Казачонок,
А гутарит, как большой.
На рыбалке, хитрец, ловок.
Ох! Парнишка боевой!
Погляди-ка, казачонок,
Казаков отряд какой!
Вмиг помчался, пострелёнок,
Шаг равняя
с ними свой.

Душа казака

Елена Панкратова 3

Эх, душа казака, вольной птицей,
Над станицей, над степью кружится.
Край родимый всегда охраняет,
Злые полчища прочь отгоняет.
Хоть душа его тверже, чем камень,
Только слово худое поранит.
В ней же честь и любовь поселились,
Не предаст, что бы ей не сулили.
Ведь душа его Богом отмечена
Ведь душа казака за Отечество!

Казакам

Елена Сергеевна Сафронова

Казачество - особенное племя,
Где руки закаленные трудом.
Честь высока и ценно время,
Когда земля зовет и отчий дом.
Кровь горяча,воинственны-бесспорно.
Решает шашка жизненный недуг,
Виниться перед Богом не позорно
И смело выйти на казачий круг.
Фамилий память с гордостью хранится,
Их корни вековые глубоки.
Пока стоят российские станицы-
Благословенны наши казаки!

Казачка

Елена Сергеевна Сафронова

Одни твердят, что я гордячка.
Другие - девка хоть куда.
В моей крови жива казачка,
Моя и радость и беда.
Беда, что стЕпи не видала,
Не гнула спину на бахче.
Беда - косЫ не заплетала
На целомудренном плече.
Не жала золота пшеницы,
Хлебов душистых не пекла.
Не знаю я, в какой станице
Моя прабабушка жила.
Не от нее ли взгляд задорный,
К земле хранимая любовь.
И нрав горячий и упорный
Передала родная кровь.
Она еще свое покажет,
Когда я песню затяну.
И про меня никто не скажет,
Что не родня я Батюшке ДонУ.

Лихие казаки

Елена Жукова-Желенина

У лихого казака всё с набега и рывка.
До чего бывает жгуча страсть такого казака!

Я иду по бережку, вёдра полные несу...
Вижу, вон стоят, гутарят двое с шашкой на боку.

Я двоим тем улыбнусь и как будто спотыкнусь.
Быстро подлетают оба, с ними рядышком пройдусь.

Ах, орлы вы, казаки, на подъём всегда легкИ,
На слова всегда лукавы, а на действия ловкИ.

Как гарцуют на коне! Буду видеть их во сне!
Обещали сразу оба в гости заезжать ко мне...

Сердцу выбрать не легко из двух милых одного.
На ромашках погадаю...Пусть подскажут мне кого?

Казачата казаки

Игорь Щербань

Над станицей вечер, алый цвет заката
Распустили косы вербы у реки,
И поют здесь песни парни и девчата

Спелыми садами здесь земля богата,
И колышет ветер нивы - широки.
Здесь растут и крепнут парни и девчата,
Казачата, ну а это значит - казаки!

Заливнями света- окна каждой хаты
И танцуют в небе звезды-мотыльки
Любят край, родимый парни и девчата,
Казачата, ну а это значит - казаки!

Казачья

Ильченко Николай 2

Расплескалось небо,
Облаков прибой.
Где я был, где не был,
Долог путь домой.
Служба удалая -
Не трудись тоска,
Сторона родная
Больно далека.

Эх, казачья доля -
Сабля, да верхом.
Ковылями в поле
Шлю родне поклон.
Не печалься, мамка,
Не грусти, отец,
Чуб из-под кубанки -
Жизни не конец.

Вам, вражины-черти,
Лиха не прощу.
Не боюсь я смерти,
Но и не ищу.
Там, где пекло сечи,
Конь мой боевой.
Вот раздавим нечисть -
И тогда покой.

В схватках опалённый -
Ангел за плечом.
Я заговорённый -
Всё мне ни по чём.
Саблю ввысь я вскину -
И в галоп коня.
Друг прикроет спину -
Защитит меня.

Расплескалось небо,
Облаков прибой.
Все печали в небыль,
Птицею домой…
-------------------
Что же так кольнуло
Больно жалом в грудь?..
Эх, дурная пуля
Кончила мой путь…

Донской казак!

Ирина Крупинских

Он земной, он настоящий
Не пустой и не воздушный
И в поступках, нету фальши
Для меня он - самый лучший

Не романтик, очень жёсткий
И в словах, не балабол
Зато ясно понимает
Что девчата - "слабый пол"

Не атлет и не артист он...
Не летает в облаках
Всё умеет, с ним не страшно
Он - простой, Донской казак!

Как обнимет, поцелует...
В голове - дурман пьянящий
Всё, без слов предельно ясно
Он - земной, он - настоящий!!!

Казаки и Русь

Надежда Веденяпина

С казаками на Руси всякое бывало,
То в почете и чести, то кругом опала.
Скажем прямо, казаку жизни нет без воли.
Им бы мчаться, на скаку в поле с ветром, споря.

С шашкой раньше, чем с женой казаки венчались
И порой в рассвете лет с жизнью расставались.
Кровь горячая кипит в их казачьих жилах,
Казаку все по плечу, труд любой по силам.

Верны слову своему, чести и присяге
И земли родной врагу не дали ни пяди.
Честь России, как жены, свято охраняли.
И за Родину свою намертво стояли!

На Руси казак живет, долг свой исполняет
И традиции отцов чтит и соблюдает.
Я вам истину открою, и секрета в этом нет,
Быть казачеству России много долгих, долгих лет!

Казачество России

Надежда Веденяпина

Казачество России - это доблесть,
Ее оплот, стремленье к лучшей доле,
Ее, вовек немеркнущая гордость,
Успех и несгибаемая воля.

Славен путь казачества Кубани.
От былых времен до наших дней
Берегут земли родимой длани,
Как сыны заботятся о ней.

В лихолетье, в годы грозовые
Только позовет отчизна - мать,
Вскинется казачество России
Под знамена - Родину спасать.

Наши прадеды ее не раз спасали,
Деды защищали, как могли,
И отцы их подвиг продолжали,
Чтобы мы счастливыми росли.

Славное казачество Кубани,
Родины достойные сыны
Созидатели и воины державы,
Сила и величие страны.

Казаки

Светлана Клинушкина-Кутепова

А казака угадываешь сразу -
ведь вольный дух не спрячешь ты в карман!
Лишь двое отдают ему приказы -
на небе Бог, в станице атаман!

Пусть никогда вас вера не покинет!
сквозь бури, сквозь года и сквозь бои
несите православные святыни
и гордые традиции свои!

Ведь доблесть ваша - истинного свойства!
И любо вам и воевать, и жить!
Плечом к плечу встаёт казачье войско,
едва заполыхают рубежи!

Вы - соль земли, и с этим не поспоришь!
Для вас иконы - Родина и честь!
Вы - дух России, вы - её опора!
Вы - казаки! Вы, слава Богу, есть!

Казаки

Сергей Мельников 62

Чуб кудрявый, золотой
На ветру играет,
Конь буланый подо мной
Головой мотает.

Чёткий слышим мы приказ -
Шашки вон, ребята.
Подравнялись, рысью марш,
Сделаем как надо.

И лавина молодцов,
Удалью блистая,
Проскакала по степи,
Ветер обгоняя.

Слышно дружное - ура,
Топот лошадиный.
Когда вместе мы, друзья,
То непобедимы.

Ну, станичники, смелей,
Навались, ребята.
За спиной Святая Русь
И родные хаты.

На врага наводит страх
Крик и свист казачий.
Славься русская земля,
Бог, пошли удачу.

После боя казаки
У костра присядут,
Выпьют горького вина
И друзей помянут.

Не грусти, раздольный Дон.
Видишь, мы смеёмся.
Разгромим врагов России
И к тебе вернёмся.

Бубнов - Тарас Бульба

В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского - и вы обнаружите казака, поскребите казака - и вы обнаружите медведя».

Этот афоризм приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками - как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.

Как мало знаем мы о казаках.

В узком понимании, образ казака неразрывно связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, с серьгой в левом ухе, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем, история казачества весьма уникальна и интересна. И в этой статье мы попытаемся очень поверхностно, но в то же время содержательно разобраться и понять — кто такие казаки, в чем их особенность и уникальность, и насколько история России неразрывно связана с самобытной культурой и историей казачества.

Сегодня очень сложно разобраться в теориях происхождения не только казачества, но и самого слова-термина «казак». Исследователи, ученые и эксперты и сегодня не могут дать определенного и точного ответа — кто такие казаки и от кого произошли.

Но вместе с тем, существует множество более-менее вероятных теорий-версий происхождения казачества. Сегодня их насчитывается более 18 — и это только официальные версии. Каждая из них имеет множество убедительных научных аргументаций, достоинств и недостатков.

Тем не менее, все теории подразделяются на две основные группы:

  • теория беглого (миграционного) возникновения казачества.
  • автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов). Эту теорию происхождения казачества еще называют восточной. Именно ее и взяли за основу своей доказательной базы одни из самых известных русских историков-востоковедов и этнологов В. Шамбаров и Л. Гумилёв.

По их мнению, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV веках, а бродники - смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар, славян, а также, возможно, степных огузов.

Декан исторического факкултета МГУ С. П. Карпов , работая в архивах Венеции и Генуи, обнаружил там упоминания о казаках с тюркскими и армянскими именами, которые охраняли от набегов средневековый город Тана* и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье.

*Тана - средневековый город на левом берегу Дона, в районе современного города Азов (Ростовская область РФ). Существовал в XII-XV веках под властью итальянской торговой республики Генуя.

Одни из первых упоминаний о казаках , согласно восточной версии, отображаются в легенде, автором которой был епископ Русской православной церкви Стефан Яворский (1692 год):

«Казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле».

По миграционным теориям, предки казаков - вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин, либо под влиянием социальных антагонизмов.

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всем - в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков»

А историк Карамзин выступал за смешанную версию происхождения казаков:

« Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки - также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем…»

Не хотелось бы углубляться в детали, перечисляя все официальные и неофициальные версии происхождения казаков. Во-первых — это долго и не всегда интересно. Во-вторых, большинство теорий являются лишь версиями, гипотезами. Однозначного ответа о происхождении и зарождении казаков, как самобытного этноса нет. Важно понимать другое — процесс образования казачества был долгим и сложным, и очевидно, что в основе его были смешаны представители разных этносов. И с Карамзиным трудно не согласиться.

Одни историки-востоковеды считают, что предками казаков были татары, и, что, якобы первые отряды казаков сражались на стороне против Руси в Куликовской битве. Другие, наоборот — утверждают, что казаки уже в то время были на стороне Руси. Некоторые ссылаются на легенды и мифы о бандах казаков — разбойников, основным промыслом которых были грабежи, разбои, воровство…

Так например, сатирик Задорнов, объясняя термин возникновения всеми известной детской дворовой игры «казаки-разбойники», ссылается на «необузданные вольным характером казачьего сословия, которое было «самым буйным, не поддающимся воспитанию российским сословием».

Поверить в это трудно, поскольку в памяти моего детства, каждый из мальчишек предпочитал играть за казаков. А название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников.

Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп казачества находились различные этнические элементы. Но для современников, казачество навевает что-то родное, русское. Вспоминается знаменитая речь Тараса Бульбы:

Первые общины казаков

Известно, что первые общины казаков стали образовываться еще в XV веке (хотя некоторые источники ссылаются на более раннее время). Это были общины вольных донских, днепровских, волжских и гребенских казаков.

Чуть позднее — в 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь. Во 2-й половине этого же века - общины вольных терских и яицких, а в конце века - сибирских казаков.

На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века - земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже - государственное жалованье. Путем военно-хозяйственной колонизации казаки быстро освоили громадные пространства Дикого поля, затем окраин России и Украины.

В XVI-XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Пожалуй, это самые известные первые достоверные упоминания о казаках, неподдающиеся сомнениям.


В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

Нашел в сети довольно интересные заметки Врангеля о забайкальских казаках. Подчеркну - заметки. Был и такой дар у этой одиозной личности, как дар слова.

"За время похода я успел присмотреться к казакам. По развитию, сметке, большой находчивости и инициативе, казак далеко превосходить регулярного солдата. Особенно поразительна у него способность ориентироваться. Раз пройдя по какой-либо местности, казак пройдет там же без колебания, в какой угодно туман, в какую угодно темную ночь.

Я выразил раз мое удивление этой способности одному из бурят моей сотни.

«Как идешь куда-нибудь, почаще оглядывайся, – смотри назад; как дорога покажется, такой она и на обратном пути казаться будет, и тогда никогда не ошибешься» , научил он меня, и много раз впоследствии я благодарил его в душе за совет.

Забайкальский казак в высшей степени вынослив, никогда не падает духом, хороший товарищ и легко привязывается к своему офицеру. Он не имеет выправки и внешней дисциплины регулярного солдата, да и требовать от него её трудно, приняв во внимание прохождение им службы, но, отдав приказание, вы можете положиться на казака: он точно и обстоятельно его исполнить. Как кавалерист, забайкальский казак, при настоящей его подготовке, оставляет желать много лучшего. Уход за лошадью у него крайне небрежен, вернее никакого ухода нет, и надо лишь удивляться выносливости и неприхотливости забайкальских коней, могущих выносить подчас крайне тяжелую службу при таких условиях".


"Я часто поражаюсь способности казака помещать невероятное количество всяких предметов на седло и в сумы. В этом отношении он напоминает того фокусника в цирке, который из цилиндра вынимает на ваших глазах кур, кроликов и, наконец, аквариум с рыбами!..

Чего-чего только вы не найдете у казака: тут и китайские улы (род поршней), и пачки китайского табаку, и «лендо» - серп для подрезывания гаоляна, и завернутые в бумагу «цаухагау» - сладкие печенья на бобовом масле. К седлу приторочены несколько кур и уток, а иногда и целый поросенок. Казак удивительно быстро устраивается с закуской; не успеете вы спешить сотню, как уж вода кипит в котелках, и казак «чаюет», или варит суп.

На переходах я люблю идти сзади сотни и наблюдать: сотня втягивается в какую-нибудь деревушку, смотришь – один, другой казак незаметно выезжает из строя и заворачивает в какой-нибудь двор. Оттуда с криком вылетают куры, с визгом под ворота выскакивает поросенок… По выходе из деревни порядок быстро восстанавливается, и лишь несущийся от сотни по ветру пух свидетельствует, что суп будет с хорошим наваром. Я должен засвидетельствовать, что до сего времени не слышал ни одной жалобы на присвоение казаками какого-либо китайского имущества, - я подразумеваю предметы неудобоваримые. Что же касается всякого рода живности или фуража, то безвозмездное присвоение их не составляет в понятии казака чего-либо предосудительного.

Я помню, как неподдельно недоумевал, даже возмущался мой взводный урядник, когда я во время фуражировок платил китайцам за забираемые продукты.

За что же, ваше высокоблагородие, платить им, ведь мы же имущества ихняго не берем, - убеждал он меня, порицая, видимо, в душе мою расточительность. В этом отношении казак не пожалеет и своего офицера: взяты нами консервы, которые мы приберегали для трудной минуты жизни, исчезали как дым. У моего командира сотни были две бутылки красного вина. В один прекрасный день обе оказались пустыми, хотя самыя бутылки были целы и пробки даже не распечатаны.

Где вино! – строго спрашивает у вестового есаул.

Не могу знать, ваше высокоблагородие, однако, вытекло – невозмутимо отвечает вестовой.

После продолжительного, тщательного осмотра оказывается, что дно бутылки незаметно просверлено… Правда, что казак, сам достав что-либо съедобное, непременно с вами поделится, как бы голоден сам ни был".

Примечание : На фотографии льготные казаки 2-го Аргунского полка Забайкальского казачьего войска в период русско-японской войны. Упоминаемый командир сотни - князь Сергей Дмитриевич Оболенский. И специально для любителей истории ЗКВ. Петр Николаевич Врангель в марте-апреле 1904 года некоторое время провел в Забайкалье, в частности в г. Нерчинске. Вот бы кому установить памятную доску, весьма достойный был человек, хотя наши предки, да и мы, про него пели "Белая армия, черный барон, снова готовят нам царский трон...", ведь само по себе участие в гражданской войне, не должно перечеркивать былых заслуг, кого бы то ни было.

Как оценивали роль казачества в жизни русского государства военачальники царской армии, историки, писатели, политические деятели, жившие в эмиграции. Высказывания взяты из книги «Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества», изданной «Казачьим союзом» в Париже в 1928 году.

___________

А. П. БОГАЕВСКИЙ, Донской Атаман, генерал-лейтенант царской армии.

…Лично я, природный донской казак, с гордостью вспоминаю о славном прошлом родного мне казачества и бодро, со светлой надеждой думаю о его будущем.

Явление исключительно русской исторической жизни, какого не было ни в одном государстве мира, - казачество из буйной вольницы, смело боровшейся с воинственными соседями, постепенно превращается в неотделимую часть государства Российского, но с особым, укладом своей жизни и своими обычаями, и становится верным рыцарем России.

Конечно, не всё в его прошлом было хорошо. Были времена, когда донцы, уральцы и другие казаки немало хлопот и неприятностей доставляли русскому правительству…

Однако всё это не мешало казакам в тяжкие дни жизни России отдавать не её защиту все свои силы.

Яркие примеры этого – поголовное (с 17 лет) участие в Отечественной войне 1812 года Донского Войска, выставившего свыше 50000 бойцов, из которых погибло до 20000; в Крымскую войну – 82 000; в Великую войну – до 300 000 человек, причём напряжение казачьих войск в эту войну было так велико, что, например, Кубань уже в 1916 году была более не силах выставить ещё казаков в строй…

Какова бы ни была будущая власть на Руси, казачьи войска будут существовать. Здравый смысл подсказывает, что государству нужно такое здоровое, бодрое, привыкшее к порядку население. Казачество подчинится всякой новой власти, которая даст порядок и возможность спокойно трудиться. Оно вовсе не собирается отделяться от России и образовывать свои фантастические казачьи республики, как об этом мечтают некоторые наши «самостийники». Казаки хорошо понимают, что, помимо нравственных оснований, такое отделение вызовет бесконечное количество всяких осложнений не только в сношениях с Россией, которую казаки не могут считать какой-то чужой державой, но и внутри войска, когда придётся рассчитывать только на свои силы.

Но вместе с тем готовое служить России, как неотделимая часть её, казачество имеет право на внутреннее самоуправление и на освобождение его от той исключительной опеки, которая проявлялась до революции в таких, иногда странных формах, как, например, закрытие казачьих учебных заведений в 80-х годах.

Со своим выборным кругом и выборным из своих казаков атаманом, каждое войско быстро достигнет полного порядка и благосостояния…

____________

А. И. ДЕНИКИН, генерал-лейтенант царской армии

1) В старину казачество являлось надёжным оплотом российских государственных границ на диком поле, в кавказских теснинах, в сибирских просторах и проводником там русской власти. Казачья вольница доставляла немало хлопот «Москве» (центральному правительствую) и даже вступала с нею в вооружённые столкновения. Но эта внутренняя междоусобица, вызванная, кроме причин социально-экономических, неумеренной централизацией сверху и неумеренным подчас свободолюбием снизу, не умаляет, однако, той важной исторической росли, которую сыграло казачество в сложении Российского государства.

2) В позднейшую историю России казачество входит уже осевшим, устоявшимся. Оно живёт на землях замиренных, вдали от театров войн, в условиях отличного от прочего населения быта, прочно сложившегося хозяйственного уклада и известного благосостояния. Эти обстоятельства делали казачество менее восприимчивым к революционным идеям. Ведь и в старину подымались больше голутвенные, а не домовитые казаки. И казачество несло честно, не зная дезертирства, поголовную военную службу, участвуя во всех войнах, ведённых Россией. А во внутренней жизни её являлось не «слепым орудием в руках правительства», как полагала радикальная общественность, а сознательным государственно-охранительным началом.

3) С началом революции казачество растерялось. «Идти против народа» оно не хотело, а народ «обезумел». Отсюда – колебания, переходы, падения…

4) В эти смутные годы казачья масса никогда и нигде не проявляла стремления к отрыву от России. Казачья старшИна не ладила с общерусскими элементами – это правда. Обе стороны – одна в отстаивании государственных интересов, другая – казачьих вольностей, - переходили не раз границы необходимого. Но самостийностью болела лишь часть казачьих верхов – одни по заблуждению, другие – своекорыстно. Такие идеи, как «кубанцы – это самостоятельная ветвь славянского племени»… или о «самостоятельной казачьей нации», рождались у людей скорбноголовых или с продажной совестью и не имели, не могут иметь отклика в казачьей массе, сознающей себя по крови и до костей русскою.

5) Будущее казачества представляется в таком виде.

Государство освободит казаков от несения чрезмерных тягот, но и не наделит их особыми привилегиями против прочих своих сынов. Это последнее обстоятельство не страшно казачеству, так как будущее устройство Российского государства мыслится как областное, на началах рассредоточения власти и широких местных автономий. Если по культурно-хозяйственным условиям пределы автономий будут различны, то казачества, населяющие сплошные территории, имеют право на наиболее благоприятные условия самоуправления. В пределах его, без сомнения, казачество вольно будет сохранять те формы власти, управления, хозяйства и быта, которые освящены исторической традицией и ему любы.

_______________

Н. Д. АВКСЕНТЬЕВ, бывший министр Временного правительства.

…Привязанность к формам своего общественного быта, своего самоуправления – результат привычки к самоуправлению и умение ценить и использовать его. Влечение к самоорганизации. Трудоспособность, настойчивость, находчивость и умение приспособиться к новым условиям, не отказываясь, однако, при этом от своего индивидуального или национального. Наконец, большая, нутряная любовь к своей малой Родине – казачьим областям, сочетаемая с любовью к Родине большой – к России.

Я знаю, конечно, и о движении самостийничества среди казаков, знаю и о разногласиях между некоторыми группами, и о тех или иных неудачах в области посадки на землю. Но несмотря на это, для большинства казачества считаю верной свою характеристику…

_______________

М. А. АЛДАНОВ, русский писатель.

…Понятие казачества и само по себе не вполне определённо. Если не ошибаюсь, в России существовало (и существует?) 11 казачьих войск – ни в антропологическом отношении, ни в служебно-сословном, ни даже в бытовом они не составляют однородного целого.

Будущее казачества, конечно, тесно связано с будущим всей России. Это и доказывать не приходится: очень редко вычеркиваются из истории – столетия.

Та отличная черта казаков, о которой вы упоминаете и вследствие, которой казачество называлось вольным, является вместе и сильнейшей, и слабой его стороной…

______________

Н. И. АСТРОВ, общественный деятель.

Казачество – это своеобразное явление русской истории. Это своеобразная действенная сила, участвовавшая в строительстве Российского государства…

Но вместе с русским народом, как нераздельная часть его, оно создавало его границы, будучи пограничным оплотом русской земли, не только колонизовало его далёкие окраины, оно вместе с русским народом создавало и экономическое благосостояние и мощь России.

Какие бы хитроумные домыслы и лукавые хитросплетения ни изобретались в наши мрачные дни в больших и малых иностранных и, к стыду нашему, русских политических кухнях, как бы ни стремились демагоги и предатели оторвать казачество от России, провозглашая его особым казачьим народом, творческое участие казачества в истории России запечатлено кровью. И печать эта навеки. Её «огонь не растопит, не смоет вода»…

Судьба казачества – это судьба русского народа. И чем теснее будет между ними взаимодействие, чем крепче органическая и духовная связь, тем скорее это судьба изменится и прояснится. Тем скорее возникнет вольное казачество в свободной России.

На протяжении долгой истории казачество не только служило государству. Оно боролось за свои излюбленные идеалы равенства и самоуправления, не находившие себе осуществления в общих государственных порядках…

Путь к избавлению не в сепаратизме, не в расчленении России и в осуществлении начал истинной демократии. В этих условиях найдут себе осуществление старые заветы в дорогие мечты вольного казачества.

_______________

А.Ф. КЕРЕНСКИЙ, бывший председатель Временного правительства.

…В будущей, внутренние свободной и федеративной России не будет никаких поводов к психологическому отчуждению между отдельными бытовыми группами русского народа.

Включая казачество в понятие русского народа, я отнюдь не покушаюсь тем на своеобразную самобытность казачьих областей. Разнообразие местных политических и социальных укладов только обогащает всероссийскую культуру, умножает творческие возможности народа и тем крепит государство.

Совершенно естественно, что в новых условиях свободного внутреннего государственного строительства казачество внутри своих областей сотрёт грань между собой и так называемыми иногородними. Ведь некоторые местные сословно-войсковые дореволюционные «привилегии» только прикрывали собой исключительные воинские тяготы, которые несло казачество и которые на самом деле в корне подрезывали хозяйственную мощь его…

________________

А. А. КИЗЕВЕТТЕР, бывший член Государственной думы, историк, профессор.

Два условия представляются мне необходимыми для того, чтобы русское казачество составило плодотворный элемент в процессе внутреннего устроения будущей России:

  1. Будущая русская государственная власть должна будет строить политическое единство. Россия не а подавлении местных особенностей отдельных областей государства, а на развитии их внутренней самодеятельности. Поэтому и казачьи области должны будут сохранить исторически сложившееся своеобразие их жизненного уклада.
  2. Само казачество должно будет при этом не дать укорениться в своей среде двум чреватым опасным последствиями течениям:

а) идеализации всего своего исторического прошлого, в котором действовали далеко не одни только «начала равенства и братства», но также сказывалась и довольно резко выраженная социальная борьба между верхними и низшими слоями казачества со всеми неизбежными последствиями такового социального расчленения и неравенства;

б) стремлению порвать историческую традицию, состоявшую в том, что казачество всегда мыслило себя составным элементом общерусской государственности и аванпостом её самозащиты от внешних неприятелей; эту подлинную историческую традицию искажают теперь те представители казачества, которые в угоду самостийным тенденциям и вразрез с исторической истиной выдвигают вздорные теории о том, что казачество есть особая нация, отдельная от русского народа.

Уважение к подлинным историческим традициям, не искажаемым в угоду предвзятым тенденциям, в соединении с трезвым политическим реализмом – вот что может послужить единственно надёжным залогом дальнейшего преуспевания казачества, как одной из самостоятельных клеточек русского государственного организма.

__________________

Генерал П. П. СКОРОПАДСКИЙ, бывший гетман Украины.

…К сожалению, в стихийные времена изобилуют течения, толкающие к распрям и к уничтожению настоящего во имя прошлого или будущего. Эти течения, негативные по сути своей, дают обыкновенно победу третьим… Но формула «Самостоятельность и Союз», положенная в 1918 году краеугольным камнем соглашения Независимой Украйны с Всевеликим Войском Донским, не утратила и до сих пор своего значения. Наоборот. Минувшее и настоящее указывают, что к этой формуле должны склониться все те, кто хотят избежать новых потрясений, кровопролития и братоубийства в будущем, ибо она даёт широту и гибкость для органического разрешения национальных, экономических, социальных и политических антагонизмов на основах дружественной соработы и тем самым содействует напряжению энергий в сторону творчества, а не разрушения.

Только этот путь, направленный вне крайностей, может привести к содружеству и соработе между соседями…

__________________

П. Б. СТРУВЕ, академик, общественный и политический деятель.

Для того, кто осмысленно вглядывается в историю Руси – России, не существует никакого вопроса о том, оправдало ли казачество в этой истории своё бытие, как особой и своеобразной силы.

Казачья вольница сыграла в истории России двоякую роль.

Во-первых, как единственная вольная сила тяглой в остальном России, как единственный вольный «мир» в великом русском море тяглых «миров».

Так было до раскрепощения России, начавшего в 1762 году и завершённого в своей основе в 1861 году.

Во-вторых, как мир или миры – свободно организованные, вольностью своей собранные в некие воинские братства среди всей остальной свободной распыленной громады русского народа – казачество, или, точнее, казачества были и остаются единственным явлением в русской политической действительности. Казачества не суть государства и в то же время они не просто вольные сообщества случайно и временно сошедшихся, несомых историческим ветром пылинок-людей.

В будущем государственном строительстве Великой России казачества (я нарочно употребляю тут множественное число) сильнее, чем прежде, выявят, надо думать, свой государственный характер и в то же время, став более самозаконными («автономными»), ещё ярче обнаружат свою исконную природу особой вольницы.

Как это произойдёт, никто не может сказать, но всем русским казакам и неказакам, нужно понять и продумать великую историческую в то же время живую ценность казачества. У казачества есть великое прошлое, но у него есть и будущее, и – великое призвание в этом будущем.

_________________

М.М. ФЁДОРОВ, бывший министр (до революции).

…На окраинах казачество являлось одним из главных насадителей и проводников русской культуры, русского языка, русской государственности, и в этом смысле историческая его роль неоспорима. И вольное, и служилое казачество с честью несло всегда службу России. В годины великих испытаний казачество в своём большинстве оставалось верным русской государственной идее и отстаивало русское государственное единство…

__________________

А. И. КУПРИН, русский писатель.

Пусть мои глаза не увидят чаемого счастья России, но так же, как непоколебимо верую я в грядущее оздоровление и обновление Великой России, верю я в будущую неразрывную связь казачества с нею. За это говорят века общей истории, общих войн, общей религии, общих интересов, общего языка. Признаюсь: краевые, частные интересы и вопрос о форме братского союза стоят для меня на втором плане. Я лишь знаю, что казачеству не придёт никогда в голову бредить о самостийности, побуждаемой искусственным шовинизмом и науськиваемой ложкой ненавистью. Мне ценна старинная красивая формула: «Кланяемся тебе, Белокаменная Москва, а мы казаки, на Тихом Дону».

Для наших потомков будут заветны казачьи вольности. Справедливость требует сказать, что с ними не особенно бережно считалось правительство дореволюционных времён, ещё помнившее былые смуты и тревожные годы. Но союз с вольным человеком прочнее союза с человеком приневоленным…

_________________

А. С. ЛУКОМСКИЙ, генерал-лейтенант царской армии.

Казачество есть кровь от крови, плоть от плоти русского народа. В нём часто в обострённой форме отражаются как положительные, так и отрицательные черты характера народа, выделившего казачество из своей среды.

История казачества есть история расширения Российского государства, его укрепления и его строительства. Сыграв исключительную по своему значению роль в расширении России, казачество в то же время во все периоды жизни России, как при внешних осложнениях, так и в периоды внутренних смут, почти всегда беззаветной преданностью общей Родине помогало преодолеть надвигавшиеся бедствия и способствовало укреплению центральной государственной власти.

__________________

П. Н. МИЛЮКОВ, бывший министр иностранных дел Временного правительства, историк, профессор.

…Сильной стороной являются указанные в «анкете» «широкие начала народоправства, братства, равенства». Очевидно, эти черты должны будут укрепиться и развиться в демократическо-республиканской России. И можно только радоваться, что в сознании казачества живут эти начала, отделяющие их от старой России и облегчающие им переход к России новой. «Слабые» стороны казачества, я думаю, общи ему с таковыми сторонами общерусской жизни. Характер классовой привилегии, отделяющий казачество от других групп населения, недостаточная культурность земледельческой массы, свойственная этому уровню просвещения пороки, не перешедшее из инстинкта в сознание чувство солидарности, как местной, так и всероссийской, - всё это отнюдь не угрожает дальнейшему существованию казачества, но подлежит смягчению и устранению в той обстановке народного развития, которая будет дана новой России.

…Нельзя также подчинять жизненные интересы казачества партийным, политическим тенденциям, сторонники которого рассуждают приблизительно так:

Казачество есть сословие, стало быть, для его существования нужен сословный строй, а следовательно, нужна монархия.

Не будем спорить, сословие ли казаки. Но их история вовсе не так проста. Существовали казаки без монархов. И существуют монархии без казаков. И если монархист способен мыслить государственно, то он должен прийти к тем же выводам, какие обязательны и для государственно-мыслящего республиканца…



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта