Главная » Заготовка и хранение » Задания на развитие внимания у младших школьников. Упражнения на развитие внимания и памяти у младших школьников

Задания на развитие внимания у младших школьников. Упражнения на развитие внимания и памяти у младших школьников

Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.

Выбирайте игры и задания по возрасту

Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет

Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.

Игра «Запрещенный цвет»

Перед началом игры установите правила:
- нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
- нельзя один и тот же цвет называть дважды.

А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».

Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания

Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.

Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.

Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания

Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания

В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.

Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет

Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.

Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания


Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.

Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания

Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания

Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания


Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.

Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания


В игре 3 уровня сложности:

  • «Новичок» - игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
  • «Опытный» - требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
  • «Мастер» - необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.

Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет

Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.

Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания

Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?

Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания

Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.

Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания

Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.

Проба пера - коррекция знаков

Логопеды, чтобы определить, способен ли ребёнок концентрироваться на определённых объектах, дают ему простые тесты. Иначе говоря, стремятся проверить, есть ли у малыша навык выборочного внимания. Первое задание, которое предлагается детям, — вычеркнуть из перечня символов определённые. Например, из столбцов кругов, квадратов и треугольников вычеркнуть треугольники. Частое выполнение задания может помочь малышу справиться с проблемой распределяемости. Данный тренинг рекомендуется проводить ежедневно по несколько раз, но не перетруждать кроху. Минимальный порог — пять раз в неделю. На выполнение работы ребёнку даётся минута. Когда за минуту он будет успевать справляться с большей частью задания, можно усложнять последнее по следующим аспектам: Разнообразить фигуры. Добавлять сначала новые чёрные изображения, затем (если это возможно) изменить цветовую гамму, чтобы малыш искал не квадраты, например, а зелёные маленькие квадраты. Но сильно увлекаться этим не стоит, цветов не должно быть много, и их не следует делать яркими. Увеличить объём работы. Если ребёнок быстро справляется с данным заданием, то можно просто увеличить количество строчек и столбцов, уменьшив размер каждого изображения. Так малышу придётся ещё больше напрягать внимание. Зачеркнуть по-разному. Можно предложить ребёнку найти в предложенных столбцах квадратики и кружочки, но кружочки подчеркнуть, а квадратики зачеркнуть. Подобное задание на развитие внимания широко практикуется логопедами.

Исправь текст

Развитие произвольного внимания бок о бок идёт с уменьшением количества ошибок при письме. Так, в достаточной мере развитый ребёнок должен без проблем справляться со школьными диктантами по русскому языку. А чтобы малыш быстрее привык к буквам и цифрам, а не значкам, как в предыдущем упражнении, ему предлагают прочитать текст, заведомо содержащий ошибки. Задача маленького школьника - эти ошибки исправить.

Текст для примера: «В огороде у бабушки выросло много огурцов. Бабушка хорошо поливала их. Зимой у нс будет вишнёвое варенье. Мама купила для нас мнго вишен. Я хорошо учусь в кшоле, у меня отличные отлетки. Мой лруг играет в футбол, а Маша читает кнгу. Зимой у нас за окном цвели мимозы. Тёплый ветр качает ветки рябины летм…»

Взрослый человек мгновенно заметит неполадки в этих предложениях, даже просто пробежав глазами, не вникая в суть. Однако рассеянный ребёнок легко может большую часть этих помарок просто пропустить или сослаться после проверки на то, что не понял слова. Задачи на внимание призваны научить ребёнка замечать ошибки, а не читать мимо строк. Как правило, сначала детям дают короткие тексты, со временем предложения увеличиваются в объеме и содержат больше грамматических и логических ошибок. Самая простая логическая ошибка, которую должны понимать дети 6-8 лет, — это цветение чего-либо на улице зимой.

Проверка осуществляется по следующим критериям:

Не исправлено 1-2 ошибки — высокий уровень внимания.

Не исправлено 3-4 ошибки — удовлетворительный (средний) уровень.

Не исправлено более 5 ошибок — низкий уровень.

Тест Гуго Мюнстенберга

В наше время необходимо стимулировать развитие внимания у младших школьников. Упражнения, предложенные в 20-м веке немецким психологом Гуго Мюнстенбергом, отлично помогут детям не только стать более внимательными, но и запомнить словарные слова. Суть упражнения заключается в слитном написании слов, возможно, вперемешку с любыми буквами. Причём слова заведомо написаны с ошибкой, которые малышу надо исправить.

Например: «ИРТГАРАТНРГЯБЛАНЯЩЛГНТЮПКАТРНО» (в этой строчке есть слова "гара", "ябланя" и "юпка").

Строку можно сделать сколь угодно длинной, однако пяти-семи слов вполне достаточно, иначе ребёнок может устать и начать капризничать. Второй вариант того же теста для формирования развития внимания заключается в слитном написании целой фразы без посторонних букв. Как правило, учителями и логопедами берутся пословицы, поговорки, частушки для развития кругозора детей. К примеру: «каксгусявода» (как с гуся вода) или «втихомомутечертиводятся» (в тихом омуте черти водятся) и т. д. Представив этот тест-упражнение как игру, можно легко обучить ребёнка особенностям русского языка, народным пословицам и поговоркам, расширить его словарный запас.

Математика в помощь

Существует ещё так называемое математическое упражнение, рассчитанное для детей 1-х и 2-х классов. Смысл упражнения таков: педагог предлагает несколько чисел и различные действия с ними, дети должны прокрутить эти действия в уме и запомнить полученные числа. Конечно, сложность задач зависит от уровня подготовки и программного материала.

Но лучше рассмотреть на примерах:

Для 1-го класса или подготовительной (старшей) группы: есть два числа - 5 и 8, из второго вычтите первое, затем прибавьте 2. Пишите. Ответ: 5.

Для 2-го класса: есть два числа - 12 и 35. Вторую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, затем прибавьте ещё 4, отнимите 1. Пишите. Ответ: 9.

Для 3-го класса: есть два числа - 26 и 58. Сложите вторую цифру второго числа и вторую цифру первого числа. Результат умножьте на 2, затем разделите 4. Пишите. Ответ: 7.

Математические игры для развития памяти и внимания не только помогают рассеянным детям, но интересны и увлекательны. С помощью таких игр даже самого непоседливого ребёнка можно заставить отдохнуть и посидеть на месте. А вот ещё один пример, называется «цифровая таблица». Взрослым составляется квадратная таблица из разбросанных в разные уголки цифр от 1 до 20, например. Задача ребёнка - «собрать» числа в таблице по порядку. Как только он находит следующее число, то показывает на него пальцем и называет.

Дети младшего школьного возраста, как правило, любят подобные занятия. На основе этой игры можно придумать несколько произвольных: Найди и назови по порядку все числа от 1 до 10. Найди и назови по порядку все числа от 10 до 1. Соедини линиями все числа по порядку от 1 до 20. Можно взять более крупные таблицы: от 1 до 30, от 1 до 100. Всё зависит от возраста и усидчивости ребёнка. Таблицы с числами от 1 до 100 лучше давать детям от 8-9 лет. Как правило, 6-7-летние малыши не обладают достаточной усидчивостью для подобных значений. Но если ребёнок сам заинтересован в занятии, то почему бы и нет?

Метод кольца

Метод кольца предложен Ландольтом в конце 19-го века, и был сразу признан как стимулирующий скорость письма и развитие внимания. 7 лет — максимальный возраст, когда данная игра может применяться. Наибольшее распространение она получила в детских садах в конце 20-го и начале 21-го века. Смысл игры в том, что педагогом составляется таблица, заполненная двумя видами колец (окружностей). Первый набор колец имеет разрез наверху, а второй, например, слева. Ребёнку предлагается в течение 5 минут зачеркнуть разными линиями как можно большее количество колец. Первый вид горизонтальной линией, второй — по диагонали. Можно разнообразить виды колец: с разрезом слева, внизу, внизу справа (диагональный) и т. д. Однако учтите развитие ребёнка, ведь ему нужно будет запомнить, что и как зачёркивать. Во время проведения тренинга каждую минуту педагог говорит «черта», и ребёнок ставит горизонтальную черточку в месте, где его застигли эти слова.

По истечении 5 минут педагог говорит «стоп», малыш ставит две горизонтальные полоски в месте, где он остановил свою работу. Уровень внимания ребёнка рассчитывается по следующей формуле: S = 0,5N - 2,8n: 60, где: S — уровень внимания. N — количество верно зачеркнутых символов (колец). n — количество ошибок. Если показатель S более 1,25, то ребёнок обладает высоким уровнем внимания, 1,00-1,25 — средним повышенным, 0,75-1,00 — средним, 0,5-0,75 — низким удовлетворительным. Менее 0,5 — очень низким. Данный тест на внимательность в короткие сроки может установить уровень развития любого ребёнка дошкольного (по большей части) и младшего школьного возрастов.

«Жук на полянке»

Детская игра, подходящая и школьникам, и дошколятам. Педагог предлагает ребятам небольшое поле, расчерченное по клеточкам (размеры 5 Х 5 клеток). В одном углу стоит «жучок», которому нужно это поле преодолеть. Взрослый сообщает детям путь передвижения жучка по «карте», например, одна клетка вверх, две вправо, четыре вниз и т. д. Малыши не могут записывать или помечать, где находится жучок, но после нескольких действий педагог говорит «стоп». Жучок «останавливается», и дети или ребёнок должны сказать, где он остался. Поле может выглядеть таким образом, как на картинке ниже. Подобные задания на развитие внимания помогут любому ребёнку стать менее рассеянным и подготовиться ко взрослой жизни. К тому же проводить занятие можно с неограниченным количеством детей. Главное — успеть у всех проверить ответы и самому не запутаться.

Ассоциации

В тренинги на развитие внимания у младших школьников упражнения по теме «ассоциации» входят как дополнительные. Впрочем, они прекрасно помогают ребёнку развить такой навык, как абстрактное мышление, и научиться рисовать. Перед началом игры взрослым составляется список предметов или объектов по принципу «от простого к сложному», в общем должно быть не более 10 фраз. Например: дом, куст, курица, радостный ребёнок, пишущий мужчина, мама готовит, учительница у доски, шарик в небе. Задача малыша - сначала выслушать весь перечень, затем в течение 20 секунд быстро образно зарисовать предметы так, чтобы потом он смог воспроизвести весь список по картинкам.

Если за 20 секунд малыш не успевает изобразить всё, то взрослый диктует перечень ещё раз. Максимум диктовок: 3 раза.

«Запоминайка»

Так шуточно называют многие игры для развития памяти и внимания для маленьких детей. В процессе у ребёнка формируются не только эти навыки, но и пространственное мышление. Для игры понадобится несколько чистых листов бумаги и обычные пуговички. Первый оппонент берёт три пуговицы и кладёт их на своём листе бумаги в определённом порядке, даёт второму игроку (ребёнку) запомнить положение пуговиц (максимум 20 секунд), затем закрывает набор вторым листом бумаги. Задача малыша на своём листе выложить пуговицы в таком же порядке, как и у его оппонента (взрослого или ребёнка). Со временем, в зависимости от возраста или развития, можно усложнить игру: добавить больше пуговичек, расчертить лист по клеточкам и укладывать пуговички в них.

«Охотники»

Уровень развития внимания напрямую зависит от способности ребёнка к самоконтролю, если малыш научится самостоятельно успокаиваться, без окриков и замечаний взрослых, то он сделает ещё один шаг к успешному формированию выборочного внимания. Данная игра подходит детям детсадовского возраста. Воспитатель или родитель говорит ребёнку (возможно, группе детей), что они — охотники и им нужно прислушиваться к каждому звуку в «лесу», чтобы не пропустить хорошую добычу. Какое-то время дети должны сидеть в полной тишине (до 5 минут). Затем рассказать взрослому, что они услышали. Возможно, это будет скрип двери или половицы, шум машин за окном.

Сегодня я обращаюсь к тем родителям, чьи дети недавно пошли в школу. После этого и в жизни родителей, и в жизни ребенка происходят значительные перемены. Конечно, в детском саду присутствует элемент образования, но именно в школе ему предстоит научиться концентрировать внимание и всецело углубляться в учебный процесс. Не у всех он проходит гладко.

Родители нередко сталкиваются с тем, что их ребенок отвлекается, плохо усваивает материал и вообще, кажется, не готов к учебе. Даже самым прилежным детям в первое время тяжело перестраиваться и менять игры на сидение за партой в течение нескольких часов.

Это не беда, потому что если немного постараться, можно изменить ситуацию к лучшему. В столь милой ребенку игровой форме можно научить его усидчивости, развить внимание и повысить интерес к процессу обучения. Итак, сегодня я хочу обсудить игры на развитие внимания у младших школьников.

Внимание школьника

Несмотря на относительное однообразие, школьникам в стенах учебных заведений предлагается разная активность. В первые дни первоклассники знакомятся с самыми основными предметами – с обучением основам чтения, письма, математики. В то же время, для удовлетворения природной потребности в движении у них есть уроки физкультуры и небольшие переменки.

На этих уроках им приходится заниматься разными вещами. Запоминать буквы – это не совсем то же самое, что запоминать цифры, а складывать из букв слова – совсем не то же самое, что счет предметов. Поэтому с самого начала им приходится прикладывать свое внимание по-разному.

И с самого начала, в зависимости от типа мышления что-то дается им легче, а что-то сложнее. На чем-то дети сами концентрируются с удовольствием, а то, что им не интересно и не понятно. В итоге, проходит мимо них.

Разновидности игр

Поэтому и игры на развитие внимания у младших школьников можно условно поделить на несколько групп. Это игры с использованием слов и цифр, игры с применением логики, игры на развитие зрительной и слуховой памяти, подвижные игры.

Вообще, в настоящее время активно продвигаются идеи по преобразованию всего учебного процесса.

Многие педагоги не без основания считают, что для лучшей успеваемости ученик не должен воспринимать уроки, как тяжкую повинность, а получать от них удовольствие. И это не лишено смысла.

Ниже я предлагаю рассмотреть несколько игр. В них детям даются упражнения на развитие внимания, мышления и концентрации. Их можно выполнять коллективно, в классе, в компании других детей, а можно и дома с родителями.

На концентрацию и зрительную память

Игры с картинками

В играх для тренировки зрительной памяти детей активно применяются карточки с разнообразными рисунками. Суть их заключается в том, что ребенок запоминает изображенные предметы – их форму, цвет, количество и т.п.

Для этого ему необходимо концентрировать на них свое внимание некоторое время и быть достаточно усердным, чтобы запомнить мелкие детали.

Игра проходит следующим образом. Ребенку показывают картинку и дают внимательно рассмотреть ее в течение тридцати секунд. После этого картинку убирают из поля зрения и просят назвать предметы, которые он запомнил или рассказать в целом, что он там увидел.

Сначала лучше начать с общего впечатления. По мере того, как ребенок научится сосредотачиваться на целом изображении, постепенно можно переходить к деталям.

Например, найти 6 медведей на картинке

К тому же, можно предложить игры — лабиринты, для формирования сосредоточенности и концентрации внимания ребенка. По принципу от простого к сложному.

В качестве иллюстрации, задание 1: для того чтобы полетела ракета, какой шнур требуется поджечь.

По аналогии,задание 2 (второй уровень): если козлы разбегутся, в каких частях веревки появятся узлы

И наконец, третий уровень — задание 5: определить какая часть марионетки, какой веревкой управляется.

Как правило, такие игры -лабиринты часто можно найти в различных детских журналах. Оказывается это не только развлечение. Но их можно использовать с целью формирования устойчивого внимания вашего ребенка!

Так же можно предложить вашему школьнику игру с числами. Например, «Найди числа в домике».

  1. найти все цифры жирным шрифтом, затем тонким.
  2. назвать все цифры по порядку, при этом одна должна быть тонкая, другая жирная.
  3. найти все цифры по порядку, но тонкие от по возрастанию, а жирные по убыванию, причем перечисли нужно сначала одни потом другие. Например: 1, 50, 2, 49, 3, 48…

Следующая разновидность игры на развитие внимания у младших школьников – найти различия в двух почти одинаковых картинках. Ребенку дают внимательно рассмотреть два рисунка, которые почти ничем не отличаются друг от друга. Ему нужно обратить внимание на все – на мелкие детали, их цвет и размер. А задача – найти ту деталь, которая является лишней, недостающей или видоизмененной.

Аналогичным образом игра усложняется если для анализа представлено несколько картинок. Например, упражнение: где одинаковые слоны.

Игры с предметами

Следующая игра на внимание называется «Что пропало?».

Играть в нее можно и с одним ребенком и в компании. Для этого, на столе раскладывают несколько небольших предметов (штук 20 -25). Это может быть все что угодно: монеты, катушки ниток, украшения, пуговицы, канцелярские товары и проч. Ребенок должен посмотреть, сконцентрироваться и постараться запомнить. Потом выйти из комнаты.

  1. что-то убрать, ребенок должен угадать что.
  2. что-то перекладывают, меняют местами, ребенок должен угадать что.
  3. добавить другие предметы.
  4. убрать одни предметы, но на это место положить что-то другое. Ребенок должен определить, что конкретно убрано, а что добавлено.

Моей младшей дочке особенно нравиться играть в эту простую и забавную игру.

Цель таких игр – развить внимание к деталям и навык их запоминания.

Для развития слуховой памяти и внимания

Слуховое внимание очень важно для ребенка, потому что именно от него зависит, как он воспринимает человеческую речь.

А а в условиях школы – речь преподающего учителя. И чем оно выше, тем больше он запомнит и усвоит.

Для этой цели вполне подойдут игры с картинками, описанные выше. Но есть и другие. Например, те же самые картинки можно показать в определенном порядке, а потом попросить ребенка повторить маневр взрослого, не нарушая его.

Еще одна разновидность таких игр – игры в слова. Взрослый называет несколько слов, а ребенок старается запомнить их и произнести в той же последовательности. Количество слов – от 5 до 10.

Например, игра «Гений памяти». Но для нее игроков должно быть много. Задание: один ребенок называет слово (заяц ), другой добавляет к нему свое и называет 2 слова (заяц-тумба ), третий добавляет еще одно слово (заяц-тумба-окно ), следующий еще одно и т. д. по кругу. Каждый участник произносит всю предыдущую цепочку и добавляет свое слово. Тот, кто не сможет повторить – выбывает.

Кроме того, внимание младших школьников можно тренировать через «Воспроизведение текста».

Другими словами, используя элементарное упражнение – пересказ.

Зачитывается интересный рассказ, потом дети его пересказывают.

Задание 1: дети разделяются на две команды, пересказ осуществляется в соревновательной форме. Убирать предложения нельзя, добавлять тоже. Побеждают те, кто составил пересказ ближе всего к тексту, без поправок ведущего.

Задание 2: пересказ происходит по кругу – сначала один ребенок, запнулся/забыл, продолжает другой и т. д. Подсказывать можно.

Моторные игры на внимание

Затем можно перейти к подвижным играм. Элементы их иногда
выполняют на уроках физкультуры. В процессе нужно выполнить несколько последовательных команд – одну за другой. Постепенно вводятся какие-то новые подробности – между двумя действиями вклинивается третье, потом четвертое, пока несколько простых действий не станут алгоритмом сложных.

Например, «Зеркало» — развивает не только внимание, но и координацию.

Задание 1: играть можно вдвоем или компанией. Выбирается ведущий. Он показывает разные гримасы и движения, второй игрок (команда) как в зеркале все за ним повторяют. Точными должны быть не только движения, но и темп, скорость и ритм. Ошибся – проиграл и становишься ведущим.

Задание 2: расклад такой же – игроки и ведущий, он показывает простые движения – игроки все делают наоборот. Например, поворачивается вправо – игроки влево, приседает – игроки подпрыгивают, наклоняется в одну сторону – игроки в другую и т. д.

Задание 3: ведущий производит действия, имитирующие что-то определенное, например, копает, моет окна, вкручивает лампу и т. д. Группа через несколько секунд отзеркаливает его движения, а потом угадывает, что это было.

Еще подвижная игра на внимание -"Темный лабиринт". Необходимо выбрать ведущего, все остальные выстраиваются в одну линию и закрывают глаза. Далее ведущий начинает командовать: шаг вправо – 3 шага влево – 5 шагов вперед – 2 назад – повернуться вправо – повернуться на 180° и т. д. По команде ведущего «стоп», все открывают глаза и если кто-то находится не там, где все, он выходит из игры.

Развитие мелкой моторики и внимания на видео:

На внимание и логическое мышление

Фигуры цифры и внимание

В простом варианте игры на развитие логического мышления тоже представляют собой игры с картинками. Только они уже несколько сложнее. Такие упражнения нередко предлагают выполнять на уроках математики.

Ребенку предлагается картинка, состоящая из нескольких клеточек. Как правило, не больше 9. В каждой строчке есть по три разные геометрические фигуры. В одной строчке их только две, и ребенку предлагается найти недостающую фигуру.

Например: в одной строчке есть ромб, треугольник и круг. Во второй – треугольник, ромб и круг. В третьей – только треугольник и круг. Ребенок должен сообразить, что недостающая фигура – ромб.

В других вариантах фигуры предлагается раскрасить. Причем в последовательности цветов тоже есть своя логика – или фигуры есть только одного цвета, предназначенного им, или нужно раскрасить фигуру недостающим цветом.

Детям более старшего возраста можно предлагать делать несложные упражнения на сложение и вычитание цифр, или попытаться разобрать хитрый шифр. Когда определенные буквы скрываются за цифрами. При помощи шифра прочитать несколько слов.

Внимание, слова и понятия

Если ребенок не очень увлекается математикой, то играть можно просто при помощи слов. Нужно назвать несколько объединенных чем-то общим слов – например: воробей, ворона, синица – птицы. Яблоко, груша, персик – фрукты. К ним нужно прибавить слово, которое выбивается из общей группы. Например, к птицам прибавить мяч, а к фруктам – хлеб. И попросить ребенка найти лишнее.

Таким же образом, из нескольких известных и очевидных для ребенка вещей попросить найти странное и необычное. Например: котенок мяукает, утенок крякает, ворона лает. Что не так? Это же упражнение можно отнести к развивающим слуховое внимание.

Онлайн игры на внимание и сосредоточенность

Наконец, существуют и полезные онлайн игры на развитие внимания у младших школьников. Например, «Смотри на дорогу»

Более того, можно пройти онлайн тест на внимательность

На самом деле, таких упражнений очень много. Если вы зададитесь целью, то найдете подходящие игры на развитие внимания у младших школьников . Которые

Неумение сосредоточиться, недостаток концентрации, плохая память – основная причина низкой успеваемости школьников в младших классах. Учащимся с неразвитым вниманием сложно сконцентрироваться на обучении, они плохо запоминают новую информацию. Как развить внимание и память у младших школьников – для этого есть эффективные приемы и рекомендации. Какие игры и задания станут хорошей тренировкой для учащихся с недостаточно развитым вниманием?

Внимание – человеческое качество, позволяет отбирать нужную информацию, отбрасывая ненужную. Это фильтр, который защищает мозг от информационной перегрузки.

Свойства внимания:

  • объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;
  • избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;
  • устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;
  • умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;
  • распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.

Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.

Внимательность – личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.

Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

Гиперактивность и повышенная рассеянность – такую характеристику дают психологи многим современным школьникам начальных классов. Учащийся не может заставить себя сосредоточиться, упускает много базового материала, отстает в учебе. Педагог в начальных классах при помощи специальных приемов помогает адаптироваться ребенку в школе.

Специальные игры, упражнения, задания и приемы развивают внимательность и память у школьника, поддерживая интерес к учебе.

Виды внимания:

  • непроизвольное – безвольное внимание, которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;
  • произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;
  • послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.

Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.

Педагогу и родителям ученика младшей школы не следует делать упор в упражнениях и играх на развитие только волевого внимания – это сильная эмоциональная нагрузка для ребенка и взрослого. В заданиях нужно использовать приемы на развитие послепроизвольного внимания – это поможет сформировать способность сосредотачиваться усилием воли.

Объем внимания младшего школьника –2–5 единиц (может одновременно сосредоточиться минимум на двух предметах), распределение внимание слабое. У учащихся младших классов внимание неустойчивое в силу возрастной особенности процессов торможения.

Развивать увлеченность у младших школьников нужно ежедневно, используя различные приемы. На начальном этапе продолжительность занятий – 15–20 минут. Для детей с неустойчивым вниманием и плохой концентрацией продолжительность занятий –5–10 минут.

Занятия лучше строить в соревновательной форме для поддержания и развития лидерских качеств – задание нужно выполнить правильно и быстро. Многие дети проговаривают свои действия вслух – это помогает удерживать им в памяти инструкцию по выполнению задания.

Упражнения и задания для развития внимательности

Упражнения для развития памяти и внимания у младших школьников строят по принципу – от простого к сложному.

  • Развивает произвольное внимание и мелкую моторику выкладывание узоров из мелких предметов – счетных палочек или спичек. Педагог кладет перед ребенком рисунок с простым узором. Задача ребенка – выложить картинку по образцу.

По мере развития внимания картины усложняются. Вместо палочек, можно использовать мозаику – выкладывание узора развивает концентрацию и объем внимания.

  • Упражнение «синий, зеленый» развивают произвольное внимание и учащихся, учат ребенка переключаться. Перед школьником положить лист с напечатанными в произвольном порядке буквами, дают синий и зеленый карандаш. По команде «зеленый» ребенок одну букву подчеркивает, следующую – зачеркивает. Через минуту звучит команда «синий». Задача ребенка положить зеленый карандаш и взять синий. И делать наоборот – первую букву зачеркивать, следующую подчеркивать.

Рекомендация для родителей. Дома можно делать это упражнение в простой форме. Положить перед собой и ребенком печатный текст с крупным шрифтом. По команде начать вычеркивать букву Е или А. Или же Е подчеркивать, А обводить в кружок.

Такие приемы делают ребенка внимательным, собранным, улучшают концентрацию и память.

Игры на внимание

Игры для развития внимание – эффективные приемы, чтобы повысить и развить способность у учащихся младших классов. Игры позволяют улучшить все основные свойства и виды внимания, память, учат работать в команде.

  • Зеркальный магазин – игра развивает память, вырабатывает чувство уверенности, учит подчиняться требованиям другого человека. Участники по очереди показывают движения. Задача остальных игроков – точно их повторить. Прекращать игру нужно на пике интереса школьников, в противном случае занятие перерастет в баловство.
  • Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.
  • Игра «Не пропусти» позволяет развить внимательность. Выбирается тема – растения, профессии или птицы. Педагог произносит слова в произвольном порядке. Задача школьника – встать и сесть, когда услышит слово из заданной темы. Кто ошибся – выходит из игры. Продолжительность упражнения – 2 минуты. Можно менять движения – подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши.
  • Игра «Любимый фрукт» – развивает память и способность концентрироваться, учит работать в команде. Каждый из участников игры по очереди встает, называет имя и свой любимый фрукт. Следующий ребенок повторяет имя и любимый фрукт предыдущего, называет свое имя и фрукт и так до конца всех участников. Сложнее всего будет последнему назвать все имена и любимые фрукты предыдущих участников. Каждый по очереди должен побыть первым и последним.
  • Для развития внимательности нужно после прогулки попросить ребенка описать двор, что видели на улице, какой дорогой шли. На следующий день спросить, что было сегодня нового на улице, что изменилось.

Задания для развития слухового внимания

Игры для развития слухового внимания позволяют учащимся легче усваивать новый материал на уроке, фиксировать основные моменты в рассказе учителя.

  • Игра «Слушай команду» – развивает произвольное и слуховое внимание. Дети двигаются по кругу под звуки бравого марша. Когда музыка останавливается, педагог шепотом произносит команду. Задача учащихся – выполнить команду. Команды предполагают выполнение простых и спокойных движений – поднять руки, присесть, согнуть левую ногу.
  • Упражнение «Телефон» – развивает слуховую память и концентрацию. Небольшое словесное сообщение – отрывок из сказки, рассказа педагог шепотом рассказывает первому участнику. Задача школьника – предать шепотом услышанное. Остальные участники закрывают уши.
  • Игра «Угадай звук». Педагог скрывается за ширмой с предметами, которые издают знакомые детям звуки. Задача учащихся – определить и рассказать, что он услышал.
  • Дома вместе с ребенком можно играть в игру «Слушай хлопки». Перед началом упражнения определить движения на 1, 2, 3 хлопка. Начать танцевать с ребенком, но как только он услышит хлопки – он должен принять позу в соответствии с количеством хлопков. В следующий раз хлопает ребенок, контролирует правильность выполнения упражнения взрослым.

Развитие умения концентрироваться у детей младшего школьного возраста – одна из основных задач педагога начальной школы. Хорошо развитое внимание поможет учащимся легче освоить учебную программу в средних и старших классах. Простые приемы, упражнения и игры помогут развить у школьника все виды и формы способности. А родителям нужно проводить занятия дома, для поддержания и закрепления школьных результатов.

Учителя начальной школы отмечают, что переход к школьному обучению - это достаточно трудный период для детей, так как в это время происходит перестроение памяти, внимания, мышления. Под влиянием обучения познавательные процессы становятся произвольными. Такие бурные изменения часто приводят к трудностям в обучении, потому что у детей еще не до конца сформированы определенные навыки и умения, чтобы управлять произвольными процессами при помощи волевых усилий. Маленькие школьники пока не научились длительно сосредотачиваться на объекте, у них сохраняются повышенная отвлекаемость, наблюдается небольшой объем внимания, неумение распределять его между несколькими объектами. Например, первоклассники не могут одновременно рассматривать иллюстрации и слушать рассказ учителя, решать задачу и запоминать правило. Они не умеют выделять главное и существенное в учебном материале, отвлекаясь на яркие второстепенные детали, например, при чтении научного текста с красочными иллюстрациями. Поэтому важной задачей в младшем школьном возрасте является интенсивное развитие внимания и внимательности.

В развитии внимания детям помогают не только учителя на уроках, но и родители в домашних занятиях. Чтобы правильно организовать своевременную поддержку маленькому ученику, родителям надо понимать особенности развития внимания в младшем школьном возрасте.

Что важно знать родителям об особенностях внимания у маленьких школьников?

Специалисты постоянно подчеркивают, что развитие внимания - процесс длительный и сложный, он не заканчивается с переходом ребенка в школу, продолжается в начальных классах, требует постоянной систематической работы. Но учителя зачастую не имеют возможности уделять много времени развитию произвольного внимания у школьников на уроках, так как помимо психологических задач, перед ними стоят задачи обучения. Совместно со школой многое могут сделать родители, в домашней обстановке повышая возможности своего ребенка. Для этого они должны знать, как правильно развить внимательность у младших школьников. Современные методики развития внимания предлагают различные упражнения, специальные задания, которые могут стать отличной тренировкой внимания учеников.

Для того чтобы упражнения давали эффективные результаты, нужно придерживаться определенных правил:

  • соблюдать систематичность, если упражнения проводятся постоянно, ежедневно, тогда у школьника вырабатывается умение использовать волевые усилия при монотонной, однообразной работе;
  • продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут, для школьников с неустойчивой сосредоточенностью, плохой концентрацией занятия длятся до 10 минут;
  • соблюдать последовательность по принципу от простого к сложному, например, сначала ребенок выполняет действия с одним объектом, затем объем расширяется за счет введения нескольких объектов;
  • использовать комплексные упражнения, когда работа одновременно направлена на формирование нескольких свойств внимания. Хорошо зарекомендовали себя графические диктанты, при помощи которых можно одновременно развивать концентрацию внимания, произвольность действий, устойчивость и распределение.

Важно: тренировочные упражнения на внимание предполагают многократное повторение одного и того же действия для отработки определенного навыка, например, сосредоточенности на тексте. Монотонность деятельности может вызвать у ребенка усталость и в дальнейшем нежелание заниматься. Чтобы заинтересовать ученика, можно ввести соревновательный элемент, например, кто быстрее зачеркнет буквы, тот получить приз.

Виды тренировочных упражнений на развитие внимания

В методике школьного обучения разработано много эффективных упражнений на внимание. Это классические задания, творческие занятия, упражнения комплексные и направленные на решение какой-либо конкретной задачи. Подбор упражнений будет зависеть от следующих причин:

  • цели, которая стоит перед родителями;
  • уровня сформированности свойств внимания у ребенка.

Графические диктанты

Классическими упражнениями для развития внимания давно уже стали графические диктанты или рисунки по клеточкам, которые учителя проводят как разминку на уроках математики, рисования, ознакомления с окружающим. Эти задания очень нравятся школьникам, они с удовольствием их выполняют. В свою очередь, упражнение способствует развитию зрительного восприятия, слухового внимания, сосредоточенности, концентрации, интенсивности. Дети изображают элементы повторяющегося узора или предмета, например: «3 клетки вправо, 5 - вниз, 3- вправо, 5- вверх и т. д.» Подобные диктанты ребятишки уже выполняли в старшем дошкольном возрасте, отличительной особенностью для школьников становится более сложная тематика, увеличение количества просчитанных клеточек, усложнение направлений. Темами таких заданий могут быть: животные (жираф, верблюд, собака, белка, страус); фрукты или овощи (груша, яблоко, лимон, помидор); окружающие предметы (дом, зонт, кораблик, ключик). Взрослые могут самостоятельно придумать темы для таких заданий.

Проводятся диктанты в двух вариациях:

  • Учащемуся предлагается срисовать изображение точно, без искажений, затем раскрасить по своему усмотрению. Этот вариант больше подходит медлительным детям или тем, у которых недостаточно развито слуховое восприятие.
  • Взрослый диктует последовательность действий, указывая, сколько клеточек надо отсчитать, в каких направлениях они располагаются. Такое задание считается более сложным, предлагается школьникам, у которых развито произвольность действий.

Важно : родителям в домашних условиях лучше начинать диктанты с простых изображений, постепенно переходя к сложным, например, мышка, собака, верблюд. Для достижения хорошего результата нужен положительный настрой ребенка. Продолжительность занятия не должна превышать 20 - 25 минут.

Развивающее упражнение «Божья коровка»

Задание очень похоже на описанные выше графические диктанты. Взрослый предлагает учащемуся стилизованного жучка (игрушка, вырезанное изображение), которого надо передвигать по клеточному полю под диктовку. Упражнение предполагает, что ребенок должен проследить путь жучка глазами, не используя подручных средств (карандаша, ручки). Задание трудное, проводится после соответствующей подготовки ребенка. Направлено на развитие произвольного внимания у младших школьников.

«Корректурная проба»

Еще одним эффективным классическим упражнением тренировки внимания является задание на нахождение и вычеркивание определенной буквы в корректурном бланке (правильно подобранном тексте). Учителя советуют родителям выполнять такое упражнение с младшим школьником каждый день в течение 5 минут. Оно очень полезно для повышения сосредоточенности, концентрации и устойчивости внимания, а также для зрительного восприятия.

Другим вариантом задания будет зачеркивание знаков разным способом, например, «а» зачеркивать, «о» подчеркивать или в каждой строчке отметить кружочком первую букву. Упражнение хорошо вырабатывает навык распределения внимания, формирует у школьником осознание понятия «быть внимательным и сосредоточенным».

«Перепиши правильно»

Педагоги начальных классов часто на уроках письма или чтения проводят упражнения, в которых ученики манипулируют с буквами и словами. Популярным является задание, в котором школьникам предлагается без ошибок переписать строчки с бессмысленным буквенным рядом: кууваасм чаапеер бсооннаи. Задание сложно для ребятишек из-за монотонности, но отлично способствует формированию концентрации, интенсивности, сосредоточенности. Для выполнения упражнения необходимо наличие определенного опыта, поэтому предлагается детям 8-9 лет.

Методика Мюнстерберга

К числу эффективных и популярных заданий для развития всех свойств внимания можно отнести действия со знакомыми словами, подобранными по методике Мюнстерберга. Интересными для младших школьников являются задания на нахождение их особым способом в буквенном ряду. Материал может располагаться в таблице, строкой, столбиком. Для поддержания интереса детей к заданию все варианты можно менять периодически.

Предлагаются следующие вариации заданий:

  • Найти и подчеркнуть выделенные курсивом слова, например, слбмуха кенгсад уджалето мцбк;
  • Выделить словарные слова и исправить в них ошибки, например, мксдарога куцвчира бюдкарова с;
  • Найти и подчеркнуть лишнее слово, например, пувмогурец зескапуста дыйквишня ткбпомидор чшя;
  • Прочитать пословицу в строке без пробелов, например, безтруда невытащишь рыбкуиз пруда.

Упражнение предполагает наличие определенного опыта у детей, поэтому первоклассникам его еще сложно выполнять, лучше начинать работу со второго класса.

Диктант с комментированием

Такое упражнение проводится с учениками 2-3 класса, когда они уже владеют произвольным поведением. Взрослый подбирает текст (на первых порах несложный для детского восприятия), затем один раз медленно читает каждое слово с проговариванием всех орфограмм (правил написания). После комментирования слово записывается ребенком. Для стимуляции школьника можно использовать поощрительный приз. Примерный текст для комментированного письма:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Упражнения с творческой направленностью

Приемы развития внимания у младших школьников, которые широко применяют учителя начальной школы, можно использовать как творческие упражнения в домашних занятиях. Они не только тренируют внимательность, но и развивают мышление, воображение, дают возможность школьнику раскрыть творческие способности.

«Угадай словечко»

Школьнику предлагается найти в перепутанных слогах знакомое слово. Упражнение развивает концентрацию, распределение внимания. Например, басока (собака), ведьмед (медведь), какош (кошка). Так можно зашифровать любое слово, главное, оно должны быть знакомо детям. Когда задание будет выполняться ребенком достаточно легко, он может сам предлагать перепутанные слоги.

«Шифр для слова»

Детям всегда нравится выполнять подобные задания, которые развивают , воображение, внимательность. Взрослый предлагает школьнику решить примеры, рядом с ответами которых находятся буквы. Затем в клеточках под каждым ответом расставляются найденные буквы, и составляется слово.

В упражнения с творческой направленностью также входят такие задания, когда надо выполнить определенные действия на получение творческого результата.

«Сделай по образцу»

Задание повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, интенсивность. Младшему школьнику предлагают рассмотреть рисунок и выложить по образцу узор, картинку в течение определенного времени, начиная с пяти минут. По мере приобретения навыка картинки усложняются, время увеличивается. Эти задания родители могут придумывать сами или использовать детские пазлы. Главное, материал должен соответствовать возрасту ребенка и уровню сформированности свойств внимания.

«Нарисуй, что запомнил»

Упражнение тренирует внимательность, память, воображение, такие свойства, как объем, концентрацию, послепроизвольное внимание. Школьники в течение определенного времени (1-2 минутки) рассматривают карточки с интересными символами, потом изображают запомнившиеся.

Изображения для запоминания могут быть следующими:

  • живая природа (рыбки, птицы, домашние и дикие животные);
  • растительный мир (деревья, цветы);
  • предметы быта (посуда, мебель);
  • символы (звезды, цифры, буквы).

«Раз словечко, два словечко…»

Творческое задание на составление слов. Взрослый предлагает ребенку набор букв, из которых нужно составить, как можно больше слов. Для стимуляции и поддержания интереса к заданию необходимо поощрить маленького ученика призом.

Важно: все представленные тренировочные упражнения являются популярными, доступными в исполнении. Они часто используются педагогами и психологами в работе с младшими школьниками, дадут хорошие результаты, если их правильно проводить в домашних условиях. Желаем удачи в развитии ваших детей!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта