- 18 ноября 1973 года
Алексе́й Кири́ллович Кортуно́в (15 (28 марта) 1907 года , г. Новочеркасск , Российская империя - 18 ноября 1973 года , г. Москва , РСФСР , СССР) - Министр газовой промышленности СССР (1965-72 гг.), Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (1972-73 гг.).
Сразу после начала Великой Отечественной войны подал рапорт о направлении в действующую армию, но ввиду отсутствия военного образования был направлен на Военно-инженерные курсы. С 1942 года - на фронте, начальник инженерной службы 134-й стрелковой дивизии , в марте 1943 года стал командиром полка.
С июля 1945 года - начальник военного отдела Советской военной администрации земли Тюрингия в Германии. С сентября 1948 года полковник А.К.Кортунов - в запасе.
С деятельностью Алексея Кирилловича Кортунова (1957-1973) связан бурный рост газовой промышленности СССР.
В мае 1955 года Президиум Совета министров СССР признал неудовлетворительным развитие газификации: добыча газа планировалась в пределах 10 млрд кубометров, а газоснабжением было охвачено всего 8% населения, тогда как в США добывалось 250 млрд кубометров и газ получили 62% жителей. Через год, в августе 1956-го, Совет министров СССР создал Главгаз (Главное управление газовой промышленности при Совете министров СССР), чьим главным объектом стал сооружаемый методом скоростной стройки газопровод Ставрополь - Москва. Работами руководил А.К. Кортунов, который решил задачу организации поточно-скоростного строительства магистральных трубопроводов больших диаметров за счет механизации строительно-монтажных работ и применения индустриальных приемов сооружения переходов трубопровода через естественные и искусственные препятствия, нового метода устройства траншей роторными экскаваторами. Были также механизированы изоляционные работы в зимнее время, с применением битумно-резиновой изоляции. Таким образом было доказано, что строить магистральные трубопроводы можно круглогодично, а не сезонно .
Отрасль начала применять передовые технологии трубопроводного строительства и готовить для себя квалифицированные кадры в специально организованных учебных центрах. Были созданы крупные конструкторские бюро, разработавшие многие виды новой техники для сооружения газопроводов, проектные бюро по подготовке трасс и технической документации для строительства. Под руководством Кортунова в СССР была создана газотранспортная трубопроводная система протяженностью почти 100 тыс. км магистральных трубопроводов с рабочим давлением 16 атмосфер и диаметром 1420 мм, в том числе: Шебелинка - Москва, Ставрополь - Москва, Краснодарский край - Серпухов - Ленинград, Джаркак - Ташкент - Фрунзе - Алма-Ата, Карадаг - Тбилиси - Ереван, Бухара - Урал, Средняя Азия - Центр (4 нитки), СРТО - Торжок - Минск, Усть - Вилюй - Якутск и др.
Были введены в эксплуатацию компрессорные станции мощностью более 15 млн кВт и подземные хранилища газа Берёзово , в 1963 году, он принял решение о строительстве трубопровода Березово – Игрим – Серов и об обустройстве Березовской группы газовых месторождений. Были успешно преодолены трудности, связанные со строительством трубопроводов через тайгу и болота.
Благодаря Кортунову страна поверила в потенциал тюменской нефти, когда был построен первый сибирский нефтепровод Шаим – Тюмень, доказавший эффективность затрат на разработку месторождений в труднодоступных регионах при наличии трубопроводного транспорта. Первая шаимская нефть пришла в Тюмень ночью 21 декабря 1965 года, а всего через 11 месяцев был досрочно выполнен годовой план по перекачке нефти по этой магистрали. С этого началось создание разветвленной системы магистральных нефтепроводов Западной Сибири .
Задачи газификации страны были определены Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 15 августа 1958 года «О дальнейшем развитии газовой промышленности и газоснабжения предприятий и городов». Реализуя это постановление, по добыче газа Советский Союз догнал США, доведя ее до 209 млрд куб. м в начале IX пятилетки (1971-1975).
Разведанные промышленные запасы газа за 25 лет выросли до 25 трлн куб. м с открытием крупных газовых месторождений: Шебелинка, Ставропольское (Краснодарский край), Карадагское, Газлинское, Шатлыкское, Оренбургское, Мессояхское, Усть-Вилюйское и др. Были введены в эксплуатацию первые промысловые установки на крупнейшем западносибирском месторождении Медвежье .
Доля газа в общесоюзном топливном балансе достигла 19,5%, была разработана программа перекачки газа в районы страны, значительно удаленные от месторождений.
В Главгазе СССР Кортунов сформировал мощную научную и проектную базы: 11 научных и проектных институтов: ВНИИГАЗ, ВНИИСТ, ВНИИподземгаз, Гипротрубопровод, Гипроспецгаз, Укргипрогаз, Востокгипрогаз, ЮжНИИгипрогаз, СКБ «Газстроймашина», Московский и Киевский экспериментально-механические заводы. Были также созданы новые научно-исследовательские организации - УкрНИИгаз (г. Харьков), СредазНИИгаз (г. Ташкент), СевкавНИИгаз (г. Ставрополь), ТюменНИИгипрогаз (г. Тюмень), ВНИИЭГазпром и СКБ «Газприборавтоматика» (г. Москва). Научно-исследовательские и проектные институты Главгаза были тесно интегрированы в отраслевую, академическую и вузовскую науку, обеспечивая также подготовку квалифицированного инженерно-технического персонала для отрасли .
1973 года1-й Министр газовой промышленности СССР | ||
---|---|---|
2 октября 1965 года - 20 сентября 1972 года |
Председатель Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР - Министр СССР | ||
---|---|---|
март 1963 года - 2 октября 1965 года |
Алексе́й Кири́ллович Кортуно́в (15 ( 28 марта) 1907 года , г. Новочеркасск , Российская империя - 18 ноября 1973 года , г. Москва , РСФСР , СССР) - Министр газовой промышленности СССР (1965-72 гг.), Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (1972-73 гг.).
С деятельностью Алексея Кирилловича Кортунова (1957-1973) связан бурный рост газовой промышленности СССР.
В мае 1955 года Президиум Совета министров СССР признал неудовлетворительным развитие газификации: добыча газа планировалась в пределах 10 млрд кубометров, а газоснабжением было охвачено всего 8% населения, тогда как в США добывалось 250 млрд кубометров и газ получили 62% жителей. Через год, в августе 1956-го, Совет министров СССР создал Главгаз (Главное управление газовой промышленности при Совете министров СССР), чьим главным объектом стал сооружаемый методом скоростной стройки газопровод Ставрополь - Москва. Работами руководил А.К. Кортунов, который решил задачу организации поточно-скоростного строительства магистральных трубопроводов больших диаметров за счет механизации строительно-монтажных работ и применения индустриальных приемов сооружения переходов трубопровода через естественные и искусственные препятствия, нового метода устройства траншей роторными экскаваторами. Были также механизированы изоляционные работы в зимнее время, с применением битумно-резиновой изоляции. Таким образом было доказано, что строить магистральные трубопроводы можно круглогодично, а не сезонно.
Отрасль начала применять передовые технологии трубопроводного строительства и готовить для себя квалифицированные кадры в специально организованных учебных центрах. Были созданы крупные конструкторские бюро, разработавшие многие виды новой техники для сооружения газопроводов, проектные бюро по подготовке трасс и технической документации для строительства. Под руководством Кортунова в СССР была создана газотранспортная трубопроводная система протяженностью почти 100 тыс. км магистральных трубопроводов с рабочим давлением 16 атмосфер и диаметром 1420 мм, в том числе: Шебелинка - Москва, Ставрополь - Москва, Краснодарский край - Серпухов - Ленинград, Джаркак - Ташкент - Фрунзе - Алма-Ата, Карадаг - Тбилиси - Ереван, Бухара - Урал, Средняя Азия - Центр (4 нитки), СРТО - Торжок - Минск, Усть - Вилюй - Якутск и др. . Спустя 10 лет после открытия газа в Берёзово , в 1963 году, он принял решение о строительстве трубопровода Березово – Игрим – Серов и об обустройстве Березовской группы газовых месторождений. Были успешно преодолены трудности, связанные со строительством трубопроводов через тайгу и болота.
Благодаря Кортунову страна поверила в потенциал тюменской нефти, когда был построен первый сибирский нефтепровод Шаим – Тюмень, доказавший эффективность затрат на разработку месторождений в труднодоступных регионах при наличии трубопроводного транспорта. Первая шаимская нефть пришла в Тюмень ночью 21 декабря 1965 года, а всего через 11 месяцев был досрочно выполнен годовой план по перекачке нефти по этой магистрали. С этого началось создание разветвленной системы магистральных нефтепроводов Западной Сибири.
Задачи газификации страны были определены Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 15 августа 1958 года «О дальнейшем развитии газовой промышленности и газоснабжения предприятий и городов». Реализуя это постановление, по добыче газа Советский Союз догнал США, доведя ее до 209 млрд куб. м в начале IX пятилетки (1971-1975).
Разведанные промышленные запасы газа за 25 лет выросли до 25 трлн куб. м с открытием крупных газовых месторождений: Шебелинка, Ставропольское (Краснодарский край), Карадагское, Газлинское, Шатлыкское, Оренбургское, Мессояхское, Усть-Вилюйское и др. Были введены в эксплуатацию первые промысловые установки на крупнейшем западносибирском месторождении Медвежье .
Доля газа в общесоюзном топливном балансе достигла 19,5%, была разработана программа перекачки газа в районы страны, значительно удаленные от месторождений.
В Главгазе СССР Кортунов сформировал мощную научную и проектную базы: 11 научных и проектных институтов: ВНИИГАЗ, ВНИИСТ, ВНИИподземгаз, Гипротрубопровод, Гипроспецгаз, Укргипрогаз, Востокгипрогаз, ЮжНИИгипрогаз, СКБ «Газстроймашина», Московский и Киевский экспериментально-механические заводы. Были также созданы новые научно-исследовательские организации - УкрНИИгаз (г. Харьков), СредазНИИгаз (г. Ташкент), СевкавНИИгаз (г. Ставрополь), ТюменНИИгипрогаз (г. Тюмень), ВНИИЭГазпром и СКБ «Газприборавтоматика» (г. Москва). Научно-исследовательские и проектные институты Главгаза были тесно интегрированы в отраслевую, академическую и вузовскую науку, обеспечивая также подготовку квалифицированного инженерно-технического персонала для отрасли.
Алексе́й Кири́ллович Кортуно́в (15 (28 марта) 1907 года , г. Новочеркасск , Российская империя - 18 ноября 1973 года , г. Москва , РСФСР , СССР) - Министр газовой промышленности СССР (1965-72 гг.), Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (1972-73 гг.).
. Сайт «Герои Страны ». (Проверено 28 июня 2009)
100-летию со дня рождения Алексея Кирилловича Кортунова — первого руководителя Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности посвящается.
Алексей Кириллович Кортунов родился 28 марта 1907 г. в г. Новочеркасске, там же окончил институт и аспирантуру. Вскоре после окончания был направлен на строительство доменной печи завода «Азовсталь» в г. Мариуполе.
В канун Великой Отечественной войны Алексей Кортунов работал в Центральном аэродинамическом институте (ЦАГИ), где прошел сложный путь от инженера-механизатора до одной из самых ответственных должностей — начальника строительства аэродинамических объектов.
В первые дни войны Алексей Кортунов подал заявление об отправке на фронт, был зачислен слушателем Военно-инженерных курсов. В 1942 г. Алексей Кортунов — начальник инженерной службы 134-й стрелковой дивизии, затем — командир 629-го орденов Красного знамени и Суворова III степени стрелкового полка, с которым дошел до Берлина.
За боевые заслуги Алексей Кириллович был отмечен высшей правительственной наградой — ему было присвоено звание Героя Советского Союза; удостоен многих правительственных наград, в том числе орденов «Александра Невского», «Суворова III степени», двух орденов Красного Знамени.
В 1946 г. Алексей Кортунов был назначен начальником военного сектора Управления советской военной администрации земли Тюрингия. С 1948 г. и до последних дней жизни его трудовая деятельность была связана с работой в нефтяной и газовой промышленности: возглавлял Туймазинское территориальное строительное управление, в 1950 г. был назначен заместителем Министра нефтяной промышленности по строительству, в 1953 г. переведен на должность начальника Главного управления по строительству в восточных районах страны (Главвостокнефтестрой), в декабре 1954 г. Алексей Кортунов — начальник Главнефтестроя, в 1955 г. — Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.
С 1957 по 1972 гг. Алексей Кортунов возглавлял правительственные органы управления газовой промышленности страны: Главное управление по газовой промышленности при СМ СССР, Государственный комитет по газовой промышленности СССР, Министерство газовой промышленности СССР.
В сентябре 1972 г. правительство приняло решение об образовании Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. Его руководителем стал А. К. Кортунов. Он быстро создал управленческий аппарат и четко организовал деятельность нового министерства. Однако состояние здоровья уже не позволяло ему часто выезжать на многочисленные стройки.
За годы деятельности Алексея Кортунова газовая отрасль достигла высоких результатов:
Проветривание московских мозгов
Кортунову за всю весну и лето, видимо, порядком надоело уговаривать и настраивать своих подчиненных на предстоящую работу на Медвежьем месторождении на Севере Тюменской области . Надоело "разворачивать" их лицом к стройке, которая была на контроле на самом верху.
Да и пора самому осмотреться на месте. А главное, увидеть людей и ощутить их настрой на предстоящую зиму. А в эти края, как известно, "только самолётом можно долететь ". Был разослан соответствующий приказ. И на Север загодя стало подтягиваться начальство. Иначе что докладывать?
Первыми авиарейсами только что открывшегося Пангодинского аэропорта cтало прибывать московское начальство. А вылетали они из подмосковного крохотного и почти секретного тогда аэродрома Мячково. Накануне Кортунов предупредил о полёте и велел быть готовыми с утра. Вылетали в понедельник, а потому народ в аэропорт прибыл прямо с собственных подмосковных дач.
В Москве в начале октября в разгаре было так называемое бабье лето . Стояла по летнему тёплая сухая погода. Природа дышала привлекательной спелостью и убаюкивающей зрелостью. Прибыли кто в чём. Большинство были, правда, в осенних туфлях, в китайских синих макинтошах и зеленых велюровых шляпах. Собственно и Кортунов был одет не лучше.
Но для него в самолёте помошник уже припрятал полный комплект одежонки военного летчика командного состава полярной авиации: меховой костюм с собачьми унтами, меховую шапку с шерстяным подшлемником, белоснежное и лёгкое трикотажное вязанное бельё из пуха гагары . Шустрый помошник Цветков, как водится, и себя не забыл.
Через пару часов свита Кортунова заметно заскучала, когда в иллюминаторы стал наблюдаться снежный покров. Сначала довольно редкий и клочковатый, но очень быстро, на подлёте к северному Уралу, ставший сплошным. Надеялись, что мороз, если и будет, но не сильный. Начало октября все-таки.
Перед самой посадкой в Пангодах Кортунов и его помошник ушли за кормовую брезентовую занавеску, где быстро переоделись. После посадки на дворе оказалось под минус 50! Посёлок строителей был рядом и Кортунов предложил пройтись пешком до ближайших домов. Мол, надо размяться. К домам подошли, а они стоят без отопления.
Внутри домов из-за сырости от невысохшего бруса пробирало до самого мозга костей. Когда же Алексей Кириллович предложил для экономии времени тут же на месте провести совещание, свита взмолилась. Министр направился к столовой, где уже порядочно народу набралось из местного начальства. Его спутники как пленные румыны понуро поплелись за ним. Они бы и рады бежать в припрыжку за легко шагавшим боссом. Да мороз не давал дышать. Даже мелкими глоточками...
Совещание прошло быстро и Кортунов улетел в Надым . Свиту с собой не взял. Вижу, говорит, что вы всё поняли, и вам надо остаться, чтобы исправить дела на месте. Так строительству было придано общесоюзное и первостепенное значение.
В Москву полетели так называемые "полевые" приказы и распоряжения... Все ресурсы заворачивались и переадресовывались на Тюмень , Воркуту и Лабытнанги, а там по воздуху на Пангоды, где их ждали как манну и впрямь небесную. А без такого результата возвращаться в Москву не рекомендовалось, скажем осторожно... Неровен час, ведь в Сибирь могут и доставить обратно...
Став полноправным красноармейцем , я был зачислен в 629-й полк 134-й дивизии, которой была придана штрафная рота. В беседе с прибывшим пополнением командир полка подполковник Алексей Кириллович Кортунов обратил на меня внимание. Узнав, что я бывший боксер, он сказал:Ну, тебе прямая дорога в разведку!
Здесь мне хочется сделать отступление и сказать, что Алексей Кириллович Кортунов, с которым меня столкнула судьба, был замечательной личностью, о нем надо бы написать отдельную книгу.
Одаренный инженер, Кортунов до войны жил и работал в Москве. Военного образования он не имел. С началом войны был призван и назначен на должность дивизионного инженера 134-й стрелковой дивизии. В ходе тяжелых боев на Калининском фронте части несли большие потери. Однажды в 629-м стрелковом полку погибло все командование. Заменять было некем. Командир дивизии полковник Е. В. Добровольский послал в полк находившегося рядом с ним на НП дивизионного инженера. Напутствовал: «Собери там все, что можно, продержись до вечера». Кортунов, от природы человек волевой, прекрасный организатор, сплотил бойцов. Полк отбил атаки врага, продержался до вечера и весь следующий день. Комдив подбадривал: «Молодец, Кортунов, продержись еще денек, пока подберем командира». Кортунов продержался неделю и больше. Когда в таких горячих боях человек умело прокомандовал полком почти месяц, надо ли его заменять? Так и оставили Алексея Кирилловича командиром полка. Он не раз отличался в боях, за что был отмечен командованием. Я помню, как его однажды повысили, назначив замкомдивом. Он пробыл на этой должности недолго. Очень скоро запросился назад: «С полком я вроде бы справляюсь, а выше не могу». Ему разрешили вернуться в родной полк. И он прекрасно им командовал до конца войны, заслужив многие награды, в том числе и высокое звание Героя Советского Союза.
Я уверен, Кортунов известен многим читателям как министр газовой промышленности СССР - он им был после войны восемнадцать лет, до последнего дня своей жизни. Он и после войны сделал много доброго и нужного для Родины, но это, как я уже сказал, тема для другой книги Газпром