Главная » Обработка грибов » Античный риторический идеал. Риторические идеалы: от античности и до наших дней

Античный риторический идеал. Риторические идеалы: от античности и до наших дней

Именно этот вариант риторических позиций получил и самое широкое распространение на разных исторических этапах, и наибо­лее глубокое теоретическое обоснование. При небольших разли­чиях во взглядах отдельных авторов это направление объединяет крупнейших теоретиков и ораторов, мыслителей IV-I вв. до н. э. - Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона. Это теоретическое на­правление впитало в себя и традиции гомеровской Греции.

В сущности древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеа­ла: в поэмах Гомера представлены ораторы - Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила их воздействия на лю­дей в решающие моменты борьбы, а также важнейшее - выбор трагических и героических моментов в жизни героев, яркость опи­сания событий, сложнейшее построение сюжетов и выбор языко­вых средств. Напомним читателю, что «Илиада» и «Одиссея» дол­гое время жили в народной памяти и передавались в устной форме.

Истоки этого риторического направления, получившего на­звание античного, связаны с именем Гомера (VI в. до н.э.), к °торый был слеп, но даль времен видел лучше зрячего.

ВIV-Ш вв. до н. э. сформировались теоретические позиции этого Правления, риторического идеала, они оказали и поныне ока-ывают сильное влияние на судьбы этики, литературы, культуры Целом. Эти позиции поддержали и прагматический Рим, и сред-

вековъе, и Возрождение, и даже наша противоречивая траги- че ская эпоха.

Рассмотрим эти позиции.

В классической риторике Аристотелем развивалась строгая тео­рия речевого менталитета, речевой этики целого народа, крупных социальных групп и действующих в них ценностных ориентации. Оратор ориентируется на сильную личность. Эти нормы общения руководят не только говорящим, но и обеими сторонами языково­го контакта, создают атмосферу взаимного уважения. Обе стороны заинтересованы в плодотворном контакте, у слушателя формиру­ется определенное ожидание, предвосхищение, как, впрочем, и опасение непонимания, несогласия, дисгармонии общения.

Эти нюансы очень тонки, иногда трудноуловимы, но именно они наиболее ценны в общении. Здесь следует отметить, что на этом уровне общения очень высока роль тончайших оттенков вы­бора слов и оборотов речи, интонаций, тембра голоса. Это выс­ший духовный уровень общения в любых ситуациях - от оратор­ской речи до интимного общения близких.

Высокий интерес к этой доминанте контакта, установлению незримой связи, рождению первых нитей взаимопонимания бы# заметен в разные эпохи, отражен в литературе, игре гениальны* актеров.

г дУ1°Ш ая черта античного идеала - отношение к истине, ораторы, принадлежавшие к этому типу этической практике подтвердили твердость убеждений, свою по __ не 0ТСТ упать от своего, выстраданного, понимания

п° зИЦ Известно, что великий Сократ мог спасти свою жизнь, И ° ТИ едпочел смерть бегству, выпив чашу с цикутой. Подобное Н ° ошил и Демосфен, известный своими филиппиками - реча- С ° В против македонского царя Филиппа II, когда тот все же до-« И ся власти над Афинами. Поиск истины и верность ей есть при-

к духовной силы человека, его нравственной стойкости. В рус- 3 пй риторике защиту научной истины М. В. Ломоносов ставил превыше всего.

Но даже в классической риторике признавалась необходимость гибких решений дилеммы «правда - ложь», например: сохране­ние военной тайны, сокрытие какой-то страшной тайны из со­страдания, «ложь во спасение».

Печальный опыт истории свидетельствует о том, что для це­лых народов складывается добровольная или принудительная необходимость лжи, официально выдаваемой за правду (тотали­тарные режимы).

Психологическая природа такой всеобщей, массовой лжи еще пока не получила строгой научной оценки, а нравственная ее оцен­ка резко отрицательна. Но определенно можно сказать, что ни к риторике вообще, ни тем более к античному риторическому иде­алу это явление, такое частое в истории власти, не имеет никако­го отношения. Классическая риторика в лице своих создателей и идеологов всегда противостояла лжи.

Рассмотренные выше характеристики могут быть отнесены к категориям этоса и пафоса. Теперь обратимся к пониманию логоса.

В этой области традиция не противостояла софистическим нор­мам - ни в признании и использовании логических законов и правил, ни в огромном внимании к диалогу, к дискуссионной Речи, ни в мастерстве выбора разнообразных средств языка. Тем не менее отметим наиболее важное.

При большом внимании к логике текста все же преимущество Уделялось структуре языковых форм, меткости выбора слов, ис-°льзованию выразительных средств языка, культуре речи.

Культура диалога, мастерство спора (без каких-либо уловок)

остигли наиболее высокого уровня в литературном наследии к атона: имеются в виду его диалоги (он использовал диалог «Г Жан Р) «Федр», «Апология Сократа», «Лисий», «Софист»,

1С £УДарство» и др.

с § л Во Р ч ество риторов и ораторов рассматриваемого направления ^ось с литературой как искусством с поэтикой как лите

р ат ^ ^ось с литературой как искусством, с поэтикой как лите- н Ия т едческ °й дисциплиной; наилучший пример этого сближе- Цицерон.

л

Широко привлекались лингвистические дисциплины, уже п 0 лучившие в IV-III вв. до н. э. значительное развитие: стилисти* грамматика, просодия, зачатки теории речи. а "

Культура речи, выражения мысли доводились до высочац шего совершенства. Европейские ценители языкового мастер ства (Буало, Шиллер, Пушкин и многие другие) восторгали^ звучанием древнегреческого и латыни. До сих пор образцом язы ковой культуры считается латынь времен Цицерона и Сенеку (Луций Анней Сенека, 4 г. до н. э. - 65 г. н. э., автор «Нравствен. ных писем к Луцилию»). Известны оценки, в которых

далась невозможность дальнейшего совершенствования латыни после I в.

10. Древнерусские традиции

Современная наука располагает небольшим, но достаточным количеством источников для изучения древнерусского риториче­ского идеала, в основном памятники XI-XII вв. и начала XIII в. В понимании его своеобразия исследователи опираются и на фоль­клорные материалы, и на произведения художественной литера­туры, в первую очередь - на «Слово о полку Игореве», наконец, на летописи.

Эти образцы позволяют говорить об устойчивости традиций, отблески которых ощущаются и в настоящее время, несмотря на трехвековую утрату независимости Руси и невосполнимую задер­жку культурного развития.

Русь X-XII вв. имела прямые связи с Византией - наследни­цей греческой античной культуры - до ее завоевания Османской империей в середине XV в. Она поддерживала прочные связи и с европейскими странами, принявшими культуру Римской импе­рии. Связи упрочивались семейными союзами: так, одна из доче­рей Ярослава Мудрого (он знал восемь языков, был прозван Ос- момыслом, что означает «восемь мыслей») была замужем за ко­ролем Норвегии, другая, Анна, была королевой Франции (оказа­лась первой образованной королевой).

Изучением древнерусского красноречия, его традиций в XIX в занимались А.С.Шишков, А. В. Мещерский, С. Н. Глинка. Н. Ф. Кошанский, К. П. Зеленецкий, Ф. И. Буслаев и др. В XX в." главным образом Л. К. Граудина, Г. Л. Миськевич, В. И. Анну* 11 " кин, А. К. Михальская.

Следует признать, однако, что история риторики изучена малО" это отмечал крупнейший мыслитель в России XX в., знаток ри т ° рики Алексей Федорович Лосев.

Конкретные произведения древнерусского красноречия рассматриваться в главе 4 - «Риторика в России». Пока чимся характеристикой его особенностей.

Оратор, как правило, лицо известное, облеченное доверием " а- церковный деятель, князь, воевода. Нередко он как бы т Б тень, остается безымянным. Эмоции оратора управляют-° Д пой убеждениями. Компетенция, знание ценятся превыше сЯ как и язык - яркий, цветистый, «украшенный», не ли- Б.рнн"ый оригинальности.

2 Оратор всегда выражает твердую позицию - это преимуще- нно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах

сТБ и в сегда содержится поучение или призыв, нравственные П °тановки, преобладает положительный пример; критика вводит­ся в виде сожаления или даже плача.

3 Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости; споры, полемика встречаются нечасто.

4. Огромное внимание уделяется этике общения: прослежива­ ется высокое уважение к человеку, выступающему с речью. По мнению народа, оратор должен высоко нести свое слово, не об­ ращаться с речью к любому, а лишь к авторитетной аудитории. Само обращение с речью выражает уважение говорящего к слу­ шателям. Судя по дошедшим до нас текстам, оратор уважает мне­ ние адресата. В свою очередь, народ выражает уважение не только к личности оратора, но и к самому слову, мудрому и красивому.

Оратор добивается взаимного понимания, мыслит в духе собор­ности как полного единства всех слушателей и народа в целом.

    Оратор тщательно готовится к выступлению: сам факт сохра­ нения речей, их многократного копирования свидетельствует об их ценности. Можно, разумеется, предположить, что выступления низ­ кой культуры, не отличающиеся высоким качеством, до нас не дошли. Но если так, то можно предположить, что в среде образо­ ванных людей - хранителей рукописей - уровень требований был высок.

    Композиция речей, посланий, поучений отличается четко- ст ью, ясностью. Вот митрополит Иларион выступает с речью при ГОоре Ярослава Мудрого («Слово о законе и Благодати»), он про­ являет великого князя Владимира и землю русскую, о которой знают и слышат во всех концах земли. «Встань, о честная глава, ^з гроба своего! <...> Посмотри на внуков твоих и правнуков!

Посмотри на город, иконами святых освящаемый! <...>

3 Радуйся и возвеселись и восхвали Бога!» Пафос речи митропо-

та - в призыве к единству Руси, укреплению княжеской вла-

> Утверждению самостоятельности и государства, и Церкви.

За ечь Щедро украшена обращениями, восклицаниями, антите-

щ " Па Р алл елизмами и другими фигурами. Она богата иносказа-

с Тв Ми > аллегорична. Мысль ясна, ничего лишнего, высоко чув-

ч е Меры. По мысли оратора, единение произойдет не только

р ОВо 3 СИл У государства, но и через язык, через христианское ми-

3 Рение. Так прославлялась прекрасная земля русская.

i

7. В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и рение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в ственную природу мудрого и прекрасного слова, в силу и ственность красноречия, отмечается высокое уважение к ной мудрости, учению, образованию.

Высоко оценивается и жанровое разнообразие этих выступ Ле ний: ораторские речи, обращения князя к воинам, жития свя тых, поучения, письма, исторические повествования.

Ораторские произведения Древней Руси очень тесно связащ с фольклором и литературой. Они как бы вырастают из одног 0 источника. «Слово о полку Игореве» создавалось для устного ц с. полнения. Как и другие произведения героического эпоса, оно изобилует обращениями, как бы разговором со слушателями Таковы же и многие другие произведения - духовный стих «Бо. рис и Глеб», «Повесть о Евпатии Коловрате», «Задонщина». Даж е в XIII-XV вв. литературные произведения еще сохраняли устно-речевую традицию: «Слово о погибели Русской земли», «Житие Сергия Радонежского».

Древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеала. Например, в поэмах Гомера представлены ораторы – Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила воздействия на людей в моменты борьбы, выбор трагических и героических моментов в жизни героев, яркость описания событий.

Это риторическое направление называется античным, оно связано с именем Гомера.

В IV-III вв. до н. э. сформировались теоретические позиции этого направления, риторического идеала, они оказали и оказывают сильное влияние на этику, литературу, культуру. Эти позиции поддержали Рим, средневековье, Возрождение.

Рассмотрим эти позиции.

1. Цели риторики и ораторского мастерства Сократ, Платон, Аристотель видели в служении добру и счастью людей. Сила убеждения как основное достоинство красноречия, в том, чтобы понять, в чем счастье людей и как его достигнуть.

2. Риторика – это не только практика общения и красноречия, эта наука имеет свой предмет – речь, она тесно связана с философией, языком, логикой, этикой, литературоведением. Риторика имеет свои цели, закономерности, структуру. В рамках этого риторического направления сформировалось учение о канонах – инвенции, диспозиции, элокуции и т.д., разработаны связи с поэтикой (тропы, фигуры), стилистикой, логикой, теорией воспитания и образования.

3. В этой же системе разрабатывалась идеальная модель оратора как личности высокообразованной, высоконравственной, активной, обладающей быстрыми реакциями, коммуникабельной.

4. Этика античного идеала требовала обращения к слушателю с уважением. Речь – двусторонний процесс, результат зависит от обеих сторон.

5. Следующая черта античного идеала – отношение к истине. Крупнейшие ораторы, принадлежавшие к этому типу этической позиции, на практике подтвердили твердость убеждений, свою позицию – не отступать от своего понимания истины.

Представленные характеристики относятся к категориям этоса и пафоса.

В области логоса традиция не противостояла софистическим нормам – ни в признании и использовании логических законов и правил, ни во внимании к диалогу, ни в мастерстве выбора разнообразных средств языка.

При большом внимании к логике текста все же преимущество уделялось структуре языковых форм, смежности выбора слов, использованию выразительных средств языка, культуре речи.

Марк Туллий Цицерон (106 43 до н.э.) Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона одного из самых выдающихся ораторов мира. Его имя стало нарицательным.

Родился Цицерон недалеко от Рима в семье, принадлежащей к древнему роду. Предполагают, что одним из его предков был простой крестьянин, занимавшийся огородничеством: цицеро сорт гороха, отсюда это провинциальное прозвище.

С детства Цицерон отличался необыкновенной любовью к наукам, свободно владел греческим языком, как ученик прославился необычайной понятливостью и быстротой, с какими он осваивал науки.

В Риме Цицерон изучал философию, право, риторику, поэзию. Цицерон твердо решил посвятить себя в будущем политике и адвокатскому ремеслу.

Цицерону было 25 лет, когда он произнес в зале судебных заседаний свою первую защитительную речь. В ней он осудил разбой, наглость и наглецов, выразил веру в добро и справедливость.

Цицерон много думал о Риме, народе, истории и судьбах республики. Эти мысли нашли отражение в многочисленных речах. Он неизменно выигрывал судебные дела, за которые брался. Популярность его росла; он стал сенатором, а затем и консулом - в древнем Риме в эпоху республики – одним из двух высших должностных лиц.

Суть своей риторической системы Цицерон изложил в трех трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор».

Все эти произведения объединяет общая идея необходимости и целесообразности общих знаний, широкой культуры для оратора.

Трактат «Об ораторе» состоит из трех книг и написан в форме диалога. Собеседники Цицерона известные в свое время ораторы. Содержание ответ Цицерона на сомнение одного из них в необходимости общих знаний для оратора. Темпераментно показывает автор, что дает оратору литература, история, право, философия. Из трех разделов философии (учение о природе, этика, логика) Цицерон считал наиболее полезными для оратора этику и логику.

В этой работе Цицерон определил конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и, как всегда, талантливо сформулировал каноны (Канон (греч.) - правило, положение к.-л. направления, учения.) классической риторики, которые в последующие эпохи были приняты очень многими авторами трудов по красноречию.

Итак, оратор, по Цицерону, должен: изобрести, расположить, украсить (выразить, изложить известным слогом), произнести. Отсюда и деление классической риторики на пять частей:

а) инвенция - в русском переводе «изобретение мыслей», или подготовку содержания речи;

б) диспозиция, в русских риториках - расположение (обычно связывалось с речевым жанром);

в) элокуция и орнамента - выражение и украшение; последняя - самая объемная часть - впоследствии приобрела ве­дущую роль (выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика);



г) мемориа - запоминание подготовленного текста, трени­ровка памяти, ее высокой готовности;

д) акция, или исполнение, - безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, жесты и пр.

В диалоге «Об ораторе» большое внимание уделено проблеме воздействия на чувство слушателя в публичном выступлении. Цицерон исходит из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике.

Трактат «Брут» в хронологическом порядке излагает историю римского красноречия и неоценим как источник информации о ранних римских ораторах. Он построен в форме диалога с друзьями Брутом и Аттиком.

Трактат «Оратор» отвечает на вопрос: Каков идеал красноречия? В поисках идеала Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать, побуждать.

Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое долг оратора, второе залог популярности, третье необходимое условие успеха.

Цицерон сформулировал признаки разных видов красноречия, утверждая, что настоящий оратор тот, кто умеет говорить о низком просто, о высоком важно и о среднем умеренно.

2. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 ок. 100 г. н.э.) Во второй половине 1 в. н.э. теоретиком классического красноречия становится Квинтилиан: адвокат, педагог, руководитель первой государственной риторской школы.

Знания Квинтилиана в области риторики были так обширны, что друзья и ученики настаивали на том, чтобы он написал о правилах красноречия. Знаменитый ритор долгое время не соглашался, ссылаясь на уже написанные по риторике труды в греческой и римской литературе. Но впоследствии он все-таки написал трактат, известный под названием Образование оратора (на русский язык переведен в 1834 г. А.С. Никольским). Трактат представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.

Труд Квинтилиана состоит из 12 книг: «О воспитании будущего оратора»; «Когда отдавать отрока ритору»; «История риторики и ее составные части»; «Приступ, повествование...»; «Доказательства, опровержения»; «О возбуждении страстей: смех, сострадание, размышление»; «Расположение»; «Словесное выражение»; «Фигуры»; «Об изобилии слов»; «О благоприличии в слове»; «Оратор как человек; нравственный облик».

Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тропов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с литературой, логи­кой, усилил внимание к памяти, видам построения текста. Автор разработал программы обучения, методы тренировки обучаемых, дал перечни ситуаций жизни, побуждающих человека к речи, к высказываниям. Он дал рекомендации к построению фразы, диа­логов разных типов, аргументации, приведению примеров. Не обойдены вниманием проблемы воспитания - физического, нрав­ственного, общекультурного, гармонического. Много внимания уделено изучению языка и языковым упражнениям. Сущность ри­торики, по определению Квинтилиана, - союз мысли и слова. Определены также цели воспитания и образования - это подго­товка к общественной деятельности: на государственной службе, в культуре, в суде, в обучении. Квинтилиан создал модель высше­го уровня образования юноши.

В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, потому что считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора.

Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия.

Сравним, например, высказывания Цицерона и Квинтилиана о риторике.

Ц и ц е р о н (вслед за Аристотелем): Риторика искусство убеждать.

К в и н т и л и а н: Риторика наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях.

Многие расхождения во взглядах Цицерона и Квинтилиана коренились в том, что они жили в разные эпохи существования Римского государства: Цицерон в эпоху республики, Квинтилиан в эпоху империи. В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к широкой практической деятельности. Однако в поздний период, период империй, культивировалось искусство слова, благодаря которому речь должна была доставлять эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением. Но при этом речь изменяла своему первоначальному предназначению выражать мысли и чувства.

Направление в ораторском искусстве, возглавляемое Квинтилианом, было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.

Подводя общий итог, отметим, что на протяжении всего периода античной культуры риторика определяла не только стиль речи, но до известной степени и образ мыслей и поведения, т.е. философию жизни.

Именно этот вариант риторических позиций получил и самое широкое распространение на разных исторических этапах, и наибо­лее глубокое теоретическое обоснование. При небольших разли­чиях во взглядах отдельных авторов это направление объединяет крупнейших теоретиков и ораторов, мыслителей IV-I вв. до н. э. - Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона. Это теоретическое на­правление впитало в себя и традиции гомеровской Греции.

В сущности древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеа­ла: в поэмах Гомера представлены ораторы - Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила их воздействия на лю­дей в решающие моменты борьбы, а также важнейшее - выбор трагических и героических моментов в жизни героев, яркость опи­сания событий, сложнейшее построение сюжетов и выбор языко­вых средств. Напомним читателю, что «Илиада» и «Одиссея» дол­гое время жили в народной памяти и передавались в устной форме.

Истоки этого риторического направления, получившего на­звание античного, связаны с именем Гомера (VI в. до н.э.), к °торый был слеп, но даль времен видел лучше зрячего.

ВIV-Ш вв. до н. э. сформировались теоретические позиции этого Правления, риторического идеала, они оказали и поныне ока-ывают сильное влияние на судьбы этики, литературы, культуры Целом. Эти позиции поддержали и прагматический Рим, и сред-

вековъе, и Возрождение, и даже наша противоречивая траги- че ская эпоха.

Рассмотрим эти позиции.


1. Цели риторики и ораторского мастерства Сократ, Платон
Аристотель видели в служении добру и счастью людей. Сила убеж­
дения как основное достоинство красноречия, мастерства оратор а
не в том, чтобы достигать собственных целей, подчинять людей
себе (любой ценой), а в том, чтобы понять, в чем счастье людей ц
как его достигнуть. Так, в «Риторике» Аристотеля имеются фило­
софские выкладки автора о существе счастья. Он приходит к выво­
ду, что счастье многогранно, оно - в благополучии, окрыленном
добродетелью, счастье - это уважение людей, достаток в доме
большая дружная семья, а главное - «иметь хорошего друга».



2. Риторика - это не только практика общения и красноречия
эта наука имеет свой предмет - речь, она тесно связана с фило­
софией, языком, логикой, этикой, литературоведением. Ритори­
ка имеет свои цели, закономерности, структуру. В рамках этого
риторического направления сформировалось учение о канонах -
инвенции, диспозиции, элокуции и пр., разработаны связи с по­
этикой (тропы, фигуры), стилистикой, просодией, логикой, те­
орией воспитания и образования.

3. В этой же системе с особой тщательностью разрабатывалась
идеальная модель оратора как личности высокообразованной, вы­
соконравственной, активной, обладающей быстрыми реакциями,
коммуникабельной.

4. Если в софистической системе отношение к слушателю не
было уважительным (обвести его вокруг пальца - одно удоволь­
ствие), то этика античного идеала требовала обращения к слуша­
телю с уважением. Речь - двусторонний процесс, результат зави­
сит от обеих сторон.

В классической риторике Аристотелем развивалась строгая тео­рия речевого менталитета, речевой этики целого народа, крупных социальных групп и действующих в них ценностных ориентации. Оратор ориентируется на сильную личность. Эти нормы общения руководят не только говорящим, но и обеими сторонами языково­го контакта, создают атмосферу взаимного уважения. Обе стороны заинтересованы в плодотворном контакте, у слушателя формиру­ется определенное ожидание, предвосхищение, как, впрочем, и опасение непонимания, несогласия, дисгармонии общения.

Эти нюансы очень тонки, иногда трудноуловимы, но именно они наиболее ценны в общении. Здесь следует отметить, что на этом уровне общения очень высока роль тончайших оттенков вы­бора слов и оборотов речи, интонаций, тембра голоса. Это выс­ший духовный уровень общения в любых ситуациях - от оратор­ской речи до интимного общения близких.

Высокий интерес к этой доминанте контакта, установлению незримой связи, рождению первых нитей взаимопонимания бы# заметен в разные эпохи, отражен в литературе, игре гениальны* актеров.


г дУ1°Ш ая черта античного идеала - отношение к истине,
ораторы, принадлежавшие к этому типу этической
практике подтвердили твердость убеждений, свою
по __ не 0ТСТ упать от своего, выстраданного, понимания

п° зИЦ Известно, что великий Сократ мог спасти свою жизнь, И ° ТИ едпочел смерть бегству, выпив чашу с цикутой. Подобное Н ° ошил и Демосфен, известный своими филиппиками - реча- С ° В против македонского царя Филиппа II, когда тот все же до-« И ся власти над Афинами. Поиск истины и верность ей есть при-

к духовной силы человека, его нравственной стойкости. В рус- 3 пй риторике защиту научной истины М. В. Ломоносов ставил превыше всего.

Но даже в классической риторике признавалась необходимость гибких решений дилеммы «правда - ложь», например: сохране­ние военной тайны, сокрытие какой-то страшной тайны из со­страдания, «ложь во спасение».

Печальный опыт истории свидетельствует о том, что для це­лых народов складывается добровольная или принудительная необходимость лжи, официально выдаваемой за правду (тотали­тарные режимы).

Психологическая природа такой всеобщей, массовой лжи еще пока не получила строгой научной оценки, а нравственная ее оцен­ка резко отрицательна. Но определенно можно сказать, что ни к риторике вообще, ни тем более к античному риторическому иде­алу это явление, такое частое в истории власти, не имеет никако­го отношения. Классическая риторика в лице своих создателей и идеологов всегда противостояла лжи.

Рассмотренные выше характеристики могут быть отнесены к категориям этоса и пафоса. Теперь обратимся к пониманию логоса.

В этой области традиция не противостояла софистическим нор­мам - ни в признании и использовании логических законов и правил, ни в огромном внимании к диалогу, к дискуссионной Речи, ни в мастерстве выбора разнообразных средств языка. Тем не менее отметим наиболее важное.

При большом внимании к логике текста все же преимущество Уделялось структуре языковых форм, меткости выбора слов, ис-°льзованию выразительных средств языка, культуре речи.

Культура диалога, мастерство спора (без каких-либо уловок)

р ат ^ ^ось с литературой как искусством, с поэтикой как лите- н Ия т едческ °й дисциплиной; наилучший пример этого сближе- Цицерон.

л

Широко привлекались лингвистические дисциплины, уже п 0
лучившие в IV-III вв. до н. э. значительное развитие: стилисти*
грамматика, просодия, зачатки теории речи. а "

Культура речи, выражения мысли доводились до высочац шего совершенства. Европейские ценители языкового мастер ства (Буало, Шиллер, Пушкин и многие другие) восторгали^ звучанием древнегреческого и латыни. До сих пор образцом язы ковой культуры считается латынь времен Цицерона и Сенеку (Луций Анней Сенека, 4 г. до н. э. - 65 г. н. э., автор «Нравствен. ных писем к Луцилию»). Известны оценки, в которых

далась невозможность дальнейшего совершенствования латыни после I в.

10. Древнерусские традиции

Современная наука располагает небольшим, но достаточным количеством источников для изучения древнерусского риториче­ского идеала, в основном памятники XI-XII вв. и начала XIII в. В понимании его своеобразия исследователи опираются и на фоль­клорные материалы, и на произведения художественной литера­туры, в первую очередь - на «Слово о полку Игореве», наконец, на летописи.

Эти образцы позволяют говорить об устойчивости традиций, отблески которых ощущаются и в настоящее время, несмотря на трехвековую утрату независимости Руси и невосполнимую задер­жку культурного развития.

Русь X-XII вв. имела прямые связи с Византией - наследни­цей греческой античной культуры - до ее завоевания Османской империей в середине XV в. Она поддерживала прочные связи и с европейскими странами, принявшими культуру Римской импе­рии. Связи упрочивались семейными союзами: так, одна из доче­рей Ярослава Мудрого (он знал восемь языков, был прозван Ос- момыслом, что означает «восемь мыслей») была замужем за ко­ролем Норвегии, другая, Анна, была королевой Франции (оказа­лась первой образованной королевой).

Изучением древнерусского красноречия, его традиций в XIX в занимались А.С.Шишков, А. В. Мещерский, С. Н. Глинка. Н. Ф. Кошанский, К. П. Зеленецкий, Ф. И. Буслаев и др. В XX в." главным образом Л. К. Граудина, Г. Л. Миськевич, В. И. Анну* 11 " кин, А. К. Михальская.

Следует признать, однако, что история риторики изучена малО" это отмечал крупнейший мыслитель в России XX в., знаток ри т ° рики Алексей Федорович Лосев.

Конкретные произведения древнерусского красноречия рассматриваться в главе 4 - «Риторика в России». Пока чимся характеристикой его особенностей.


Оратор, как правило, лицо известное, облеченное доверием " а- церковный деятель, князь, воевода. Нередко он как бы т Б тень, остается безымянным. Эмоции оратора управляют-° Д пой убеждениями. Компетенция, знание ценятся превыше сЯ как и язык - яркий, цветистый, «украшенный», не ли- Б.рнн"ый оригинальности.

2 Оратор всегда выражает твердую позицию - это преимуще-
нно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах

сТБ и в сегда содержится поучение или призыв, нравственные П °тановки, преобладает положительный пример; критика вводит­ся в виде сожаления или даже плача.

3 Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости;
споры, полемика встречаются нечасто.

4. Огромное внимание уделяется этике общения: прослежива­
ется высокое уважение к человеку, выступающему с речью. По
мнению народа, оратор должен высоко нести свое слово, не об­
ращаться с речью к любому, а лишь к авторитетной аудитории.
Само обращение с речью выражает уважение говорящего к слу­
шателям. Судя по дошедшим до нас текстам, оратор уважает мне­
ние адресата. В свою очередь, народ выражает уважение не только
к личности оратора, но и к самому слову, мудрому и красивому.

Оратор добивается взаимного понимания, мыслит в духе собор­ности как полного единства всех слушателей и народа в целом.

5. Оратор тщательно готовится к выступлению: сам факт сохра­
нения речей, их многократного копирования свидетельствует об их
ценности. Можно, разумеется, предположить, что выступления низ­
кой культуры, не отличающиеся высоким качеством, до нас не
дошли. Но если так, то можно предположить, что в среде образо­
ванных людей - хранителей рукописей - уровень требований был
высок.

6. Композиция речей, посланий, поучений отличается четко-
ст ью, ясностью. Вот митрополит Иларион выступает с речью при
ГОоре Ярослава Мудрого («Слово о законе и Благодати»), он про­
являет великого князя Владимира и землю русскую, о которой
знают и слышат во всех концах земли. «Встань, о честная глава,
^з гроба своего! <...> Посмотри на внуков твоих и правнуков!

Посмотри на город, иконами святых освящаемый! <...>

3 Радуйся и возвеселись и восхвали Бога!» Пафос речи митропо-

та - в призыве к единству Руси, укреплению княжеской вла-

> Утверждению самостоятельности и государства, и Церкви.

За ечь Щедро украшена обращениями, восклицаниями, антите-

щ " Па Р алл елизмами и другими фигурами. Она богата иносказа-

с Тв Ми > аллегорична. Мысль ясна, ничего лишнего, высоко чув-

ч е Меры. По мысли оратора, единение произойдет не только

р ОВо 3 СИл У государства, но и через язык, через христианское ми-

3 Рение. Так прославлялась прекрасная земля русская.



7. В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и рение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в ственную природу мудрого и прекрасного слова, в силу и ственность красноречия, отмечается высокое уважение к ной мудрости, учению, образованию.

Высоко оценивается и жанровое разнообразие этих выступ Ле ний: ораторские речи, обращения князя к воинам, жития свя тых, поучения, письма, исторические повествования.

Ораторские произведения Древней Руси очень тесно связащ с фольклором и литературой. Они как бы вырастают из одног 0 источника. «Слово о полку Игореве» создавалось для устного ц с. полнения. Как и другие произведения героического эпоса, оно изобилует обращениями, как бы разговором со слушателями Таковы же и многие другие произведения - духовный стих «Бо. рис и Глеб», «Повесть о Евпатии Коловрате», «Задонщина». Даж е в XIII-XV вв. литературные произведения еще сохраняли устно-речевую традицию: «Слово о погибели Русской земли», «Житие Сергия Радонежского».

В античной риторике последовательно выработались два риторических идеалы. Для ораторов - носителей первого идеала-главным в риторической деятельности является убедительность, дальше истинность убедительного речи, нравственность на пользу обществу, четкость и упорядоченность. Этот идеал называют сократовским.

Другой риторический идеал считают софистическим. Для носителей и сторонников этого идеала характерна формальная убедительность, чрезмерная словесная красота, великолепие, требовательность речи, самовираженисть и корысть оратора.

Современные риторы считают, что сейчас действуют три риторические идеали3.

Первый из них можно назвать близким к софистического, но сейчас он очень американизированный, саморекламний, навязчивый, такой, что повсеместно заполонил собой средства массовой информации и направлен на манипуляцию сознанием масс.

Другой риторический идеал несет в себе морально-этические ценности восточнославянского, древнеукраинского идеала. Он близок к первому античного идеала - идеала убежденности и истинности, идеала Платона и Сократа.

Третий риторический идеал сформировался в имперский и советский времена. Этот риторический идеал называют тоталитарным, пропагандистским.

Все эти идеалы в видоизмененных формах живут и сейчас в мовосфери современного украинского общества. И это закономерно. Жаль, что они вместе не представляют единой взвешенной риторически идеальной системы, в которой должны соответствовать определенным социальным моделям жизни и поведения вещателей. К сожалению, в украинском обществе сейчас распространяется современный американский риторический идеал, чужой славянской культуре, в частности украинской, которая всегда имела прочные традиции наследования эллинской античной культуры. Американский идеал побеждает наши идеалы в средствах массовой информации и массовой культуры. Украинское общество еще не освободилось и от тоталитарного риторического идеала. Неотложные, призывные, категоричны, безапелляционные речи многих политиков воспринимаются как рудименты советской эпохи: авторитарное мышление, нетерпимое монологическая речь, языковая агрессия, телефонное право, власть на слово, подчинение собеседника и т. Все это можно назвать политизированной псевдориторикою.

Славянский, древнеукраинский риторический идеал формировался на античных греческих традициях и христианских морально-этических ценностях. Характерными признаками для него честь, благородство, смирение, милосердие, благородство, послушание, набожность, духовность. Эти принципы сформировали риторический идеал любви, или идеал гуманистической риторики, направленной на достижение гармонии отношений с помощью средств речевого общения.

В греческой риторике слово любовь было многозначным:

1. Любовь конкретно-чувственная, эротическая. Это страсть (баловство), чувственное влечение к удаленному субъекта (тоска за кем).

2. Любовь-симпатия (чувство внутренней близости, родство душ). Подвида: дружба, преданность, интерес (к науке), уважение, любовь родителей.

3. Любовь умная - уважение, ум, обязанность, опека.

4. Любовь чувственная - сочувствие, жалость, сопереживание. Гармония в риторике - это логическая последовательность рассуждений и

упорядоченность речи, это мера материала и умеренность его изложения, определенный речевой строй. В античной риторике гармония называлась космосом и означала "упорядоченность", "прикрашенисть". Отсюда и современное значение слова космос (порядок вселенной) и слова косметика (прикрашенисть, упорядоченность).

Риторы-педагоги всегда считали, что ум, чувства, волю надо воспитывать на началах добра, красоты, гармонии. Риторика любви предотвращает конфликты, смягчает конфликты и споры, гармонизирует общество. Об этом должны помнить не только ораторы, но и все говорящие, в частности педагоги, политики, чиновники, лидеры общественного мнения.

Основные требования к выступающих в аспекте риторического идеала можно сгруппировать в следующие позиции:

1. Исповедание определенного риторического идеала, тех принципов, которые определяют избран идеал, реализация идеала в риторической практике через соблюдение определенных черт.

В системе славяно-Украинской риторического идеала, развившегося на почве античной риторики в эпохи (барокко, романтическую, неоромантическую) украинского национального возрождения, были необходимы следующие черты: системность, четкость, мера, порядок, равновесие, выдержка, терпение, самодисциплина, выносливость, подвижничество.

В таком риторическом идеале преобладала гармоничная триединство:

а) идея, мысль, замыслы, истинность;

б) нравственная направленность на добро, этичность, благо, справедливость, гуманность;

в) красота как гармония содержания и формы, целесообразность и языковая совершенство.

Этот идеал сложился на почве византийско-славянской христианской философии, затем поддерживался идеями ренессансной западноевропейской духовной культуры и реформационными воздействиями. Можно считать, что в XVI в. в основных чертах определился украинский риторический идеал (Лаврентий Зизаний, Памво Беринда, Иов Борецкий, Иоанникий Галятовский, Герасим Смотрицкий, Мелетий Смотрицкий и др.) в контексте общих реформационных изменений и славянского Возрождения. В XVII в. Украинский риторический идеал приобрел черты полемичности, значительно укрепился поддержкой украинского казачества, что вооруженной силой выступало в защиту украинских вольностей, земель, христианской веры и родного языка (Освободительная война украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого). Это эпоха украинского барокко, насыщенная западноевропейскими идеями гуманизма, раннего Просвещения в синтезе с украинской ментальностью и общественно-историческими и культурными процессами на уже разобщенных украинских землях. Расцвета Украинской риторический идеал достиг в педагогической, научно-учебной и общественно-культурной деятельности выдающихся риторов, проповедников, педагогов Киевской коллегии, а затем Киево-Могилянской академии (П. Могила, И. Гизель, С. Яворский, Ф. Прокопович, Г. Канский, М. Козачинский, Г. Кали-новский, А. Козачкивского, Ф. Кокуйлович, К. Кондратович, А. Кононович-Горбацкий, 3. Козловым). Все они преподавали риторику

в Киево-Могилянской академии и коллегиумах и семинариях городов и городков Украины (например, Чернигове, Переяславе и др.), писали учебники по риторике.

В XVII-XVIII вв. сформировался украинский барочный риторический идеал с преобладанием кордо центризма, лироепичности, эстетичности, свободомыслия (его черты заметны в украинской литературе со времен Киевской Руси, эпохи И. Вышенского и Сковороды и до конца XX в.). Последующее время добавили к риторического идеала свои черты.

Лингвицид украинского языка, постоянные запреты и притеснения всех культурных форм общественной жизни во многих Украинских тушили национальное сознание, а в других ее пробуждали, побудили к сопротивлению, закаляли волю, заставляли изобретательности в художественной мовотворчости. Украинский риторический идеал становится страстным, волевым, образным, многожанровым, потому что ищет пути своего выражения в условиях запретов. Его формируют языкотворчество Ивана Котляревского, прошения и рассказы Григория Квитки-Основьяненко, поэмы и особенно послания Тараса Шевченко, записки Пантелеймона Кулиша, публицистика Михаила Драгоманова, исторические труды и политические речи Михаила Грушевского, посвящения и речи и поэмы Ивана Франко, поэтическая "огненная язык "Леси Украинский, языковые дискуссии Ивана Нечуй-Левицкого, Михаила Коцюбинского, Бориса Гринченко, епистолярий Панаса Мирного, журналистика Елены Пчелки и еще творчество многих выдающихся украинских языковых личностей.

Тоталитарная самодержавная и советская эпохи породили "язык власти", авторитарное, директивное речи, по античной риторикой - "агонального" речи. Современное украинское общество стремится избавиться от этих тоталитарных наслоений, обновить свои духовную и культурную сферы, поэтому предпочитает конструктивному диалогу, языковом пониманию, идеям гуманистической риторики,

2. Моральный долг оратора - быть честным, справедливым, благотворительным, открытым для людей.

3. Высокая образованность оратора. Оратор должен иметь глубокие знания не только по предмету речи, но и по проблемам всего курса этой дисциплины и касательных тем из смежных наук.

4. Обязательным для оратора является свободный современной украинский литературный язык, в частности ее стилистической системой, функциональными стилями и жанрами, способами и приемами организации художественных средств для подготовки и произнесения речей.

5. Выразительное индивидуальное мовомислення. Хорошо, если бы каждый оратор, выступающий имел собственный ораторский стиль с характерными индивидуальными чертами своего публичного выступления, умел создавать нужную тональность, колорит общения.

6. Оратор должен быть национально сознательной личностью и положительно влиять на языковую практику.

К индивидуальному ораторского стиля можно отнести:

Осознание необходимости и воспитания оригинального мовомис ления;

Собственную речеобразующего манеру, проявляется в особенностях композиции речи, построения фраз, склонности к употреблению определенных слов и словосочетаний, отдельных художественных средств;

Поведение оратора в аудитории; умение чувствовать "центр" общения, вовремя переключать внимание слушателей;

Кинесика и мимику и характерные жесты;

Технику произношения и дикции, ритмомелодику.

Следовательно, тот, кто хочет стать искусным оратором (оратором, Краснобаев), должен позаботиться о:

Образованность и глубокие знания своей профессии и касательных к нему;

Риторический идеал, который бы хотел подражать;

Поиск выступающих, чье вещание соответствует его вкусу, у кого он хотел бы учиться, найти свой языковой авторитет;

Собственный ораторский стиль;

Умение Вести развернутый монолог (лекцию) с профессиональной проблематики;

Умение вести конструктивную беседу;

Владение полемическим красноречием, культурой диалога и полилога в дискуссиях и диспутах;

Морально-этический учет образованного и воспитанного человека;

Умение пользоваться сокровищницей античной и национальной риторики, ораторским опытом предшественников и современников (использовать образцы речей и текстов, приемы риторической техники, стилистические средства национального языка).

ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ

ПОНЯТИЕ РИТОРИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

В основе изучения истории риторики, определения этапов ее развития лежит понятие риторического идеала.

Риторический идеал - это «система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей - эстетических и этических (нравственных)» (А.К. Михальская).

Риторический идеал можно также «определить как «образ» или «образец» хорошей речи, существующей в сознании ритора», - отмечал Н.Н. Кохтев.

Риторический идеал, существуя в рамках одной культуры и исторической эпохи, является общим для носителей этой культуры.

Именно осознанное или неосознанное сравнение с риторическим идеалом определяет оценку реципиентом содержательности художественного текста, т.е. риторический идеал становится необходимым критерием этой оценки. , Риторический идеал обладает тремя важными свойствами:

Исторической изменчивостью;

Культурной специфичностью;

Социальными особенностями.

Последние понимаются как соответствие той системе ценностей, которая принята социумом на определенном этапе его развития.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ. АНТИЧНАЯ РИТОРИКА

Во многих древних сочинениях излагается басня о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и приказал дать людям Риторику. Согласно этому мифу, риторика есть начало человеческой цивилизации.

Рождение риторики как дисциплины (около V в. до н.э.) связано с периодом демократии в Афинах. Можно назвать несколько основных причин ее появления:

Социальным строем в Древней Греции была рабовладельческая демократия. Верховным органом в государстве считалось Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно во время публичного выступления. Чтобы привлечь внимание народных масс /демоса/, оратор должен был быть образованным, а его речь - логичной, яркой, убедительной. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание речи. «Тем могуществом, которым обладает на войне Железо, в политической жизни обладает слово», - утверждал Деметрий Фалерский, называя политическое красноречие и демократию главными истоками риторики;

Характер греческой литературы благоприятствовал зарождению

ораторского искусства. Любовь к красивому слову, выразительной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, выражено любование словом, его волшебной силой. Так, слово в античной риторике всегда «крылато» и может поразить, как «оперенная стрела»;

Риторика в античном мире рассматривалась как высшая ступень образования. В Греции создавались специальные школы ораторского искусства, где опытные ораторы обучали красноречию молодых. Занятия проводились индивидуально, учитель должен? был корректировать речи, учить писать и произносить их, работать над манерой исполнения, анализировать образцовые выступления; исправлять ошибки произношения;

Большое внимание в Древней Греции уделялось воспитанию нравственности у обучаемых, и это воспитание осуществлял выступающий публично. Оратор должен был быть «добрым», иметь «душевные доблести». Воспитание оратора (говорящего человека) шло параллельно с воспитанием нравственности;

Значительную роль в становлении риторики как дисциплины сыграло греческое судопроизводство. В Древней Греции суд совершался публично. Прокуроров не было, и обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам. Он должен, был убедить судей и всех слушателей (а их бывало от нескольких сот до нескольких тысяч) в своей невиновности или представить

Смягчающие обстоятельства, иначе ему грозило суровое наказание: изгнание, а иногда и смерть. Поэтому искусное владение речью высоко ценилось в греческом полисе (городе-государстве);

Помимо политического и судебного, в Древней Греции появилось еще хвалебное красноречие (панегирик). Обычно ораторы выступали с похвальными речами на торжественных праздниках и форумах. Часто такие выступления были началом пути на политический ОЛИМП.

Классическая риторика V и XV вв; до н.э. объединяла не только сведения по философии, логике, грамматике, литературе, государственному праву, юриспруденции, истории, математике, психологии. Она отражала быт и культуру античного мира. Ораторское искусство того времени включало много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифму. В античном мире высоко ценили дар ораторского слова, его возможности воздействовать на умы и сердца людей. Риторика служила своеобразным средством, скреплявшим единое культурное пространство греко-латинского мира.

Учителя-софисты. Софистом называют человека, умеющего за деталями скрыть главное, доказать при помощи различных ухищрений (истинность того, что соответствует его целям, а не истине. Популярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Чтобы привлечь учеников, софисты активно использовали манипулятивные приемы преувеличения, например, по словам Исократа, обещали приблизить своих учеников к богам Олимпа. Софизмы (суждения этих риторов) логически были построены верно, но по сути не соответствовали истине. При помощи искусства доказывать нужное, а не истинное, софисты снискали дурную славу «мастеров словесной эквилибристики» (А.Ф. Лосев). Приведем примеры софизмов.

1 .Лекарство полезно и является благом.

1. Чем больше блага, тем лучше.

2. Следовательно, чем больше лекарства, тем лучше.

Софизм основан на том, что слово «благо» в случае с лекарством можно понимать двояко - как средство против, болезни и лекарство как товар.

Основными чертами софистики являются:

Манипулирование;

Направленность спора на поражение противника;

Относительность -- нет истины, а есть различные мнения, и важно лишь доказать правильность своего мнения.

Следует однако отметить, что роль софистов в истории риторики нельзя оценивать как только отрицательную. Нельзя не сказать об одном очень важном обстоятельстве, а именно о том, что они явились, по сути, первыми представителями интеллигенции не только в своей стране, но и в истории человечества.

Самым известным представителем софистики был Горгий из Леонтии. «Он первый ввел в тот вид образования, который готовит ораторов (специальное обучение), способности к искусству говорить, и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, повторения» (Исократ).

Пользование софизмами и словесные состязания ввел Протагор. Среди его сочинений числятся: «Искусство спорить», «О борьбе», «О науках», «Прения». Он первый исследовал способы доказательств, причины логических ошибок, что только укрепило позиции софистов.

Но уже в античные времена слова софист, софизм, софистика приобрели отрицательно оценочное значение.

Ко времени Сократа и Платона софисты дискредитировали риторику тем, что искажали истину сознательно, за плату защищали убийц и мошенников. Поэтому Сократ и Платон вступают с ними в борьбу.

Сократ. У истоков европейской философской и риторической культуры стоял человек, жизнь и деятельность которого оказали колоссальное влияние на становление риторики. Это был величайший философ античности, учитель знаменитого Платона - Сократ, живший в Афинах в 470-399 гг. до н.э. Не оставив после себя ни одного написанного им самим текста, Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности в беседах со своими учениками. О том, как действовало на окружающих слово Сократа, свидетельствует Платон: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими,-- говорит юный Алкивиад. - ...Этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось - нельзя больше жить так, как я живу... Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой... Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и притом в самое чувствительное место - в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впиваются в молодые и одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно» (Платон. Диалог «Пир»).

Искусство красноречия - это «некое умение увлечь души словами», говорит Сократ в диалоге Платона «Федр». По мнению философа, именно это искусство указывает единственный истинный путь к воздействию на людей. «Даже знающий истину не найдет помимо меня средства искусно убеждать», -- так заявляет красноречие о себе самом в этом диалоге. В сократических диалогах Платона осознается и утверждается новый риторический идеал - кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и, беседуя, на вопросы кратко отвечать.

Риторический идеал Сократа (Платона) определяется как:

1. диалогический (не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли - вот цель речевого общения и деятельности говорящего);

2. гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога - не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели;

3. смысловой -- цель разговора между людьми, цель речи - поиски и обнаружение смысла, истины, которая заключена в предмете речи (обсуждения) и может быть обнаружена. (Ю.В. Рождественский).

Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий философ, написал учебник «Риторика», который дошел до наших дней. Труд Аристотеля состоит из трех частей.

Аристотель определил риторику «как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» / «Риторика»/. Аристотель сформулировал основные законы речи и соотнес их с правилами риторики. Эти законы звучат так:

Речь обеспечивает государство и его цели. Речи могут быть разделены на три вида (совещательные, судебные, эпидейктические).

Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.

Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действительности и времени.

Ю.В. Рождественский называет первый закон Аристотеля - «законом общежительства», второй - «законом цельности внешнего и внутреннего содержания», третий - «законом смыслового ограничения речи». Аристотель соотносит основные законы риторики с правилами (рекомендациями для ораторской практики: как начинать совещательную роль или судебную, какие возможные ошибки допустит оратор и т.д.). «Законы речи Аристотеля имеют фундаментальное значение», -отмечает Ю.В. Рождественский. Кроме законов речи, Аристотель разработал правила построения речи, так называемый «риторический канон», который состоит из пяти компонентов: изобретение, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Знание этих пяти этапов пути от мысли к слову Аристотель считал особенно важным для оратора. Большое внимание уделяет Аристотель стилю речи, он возражает против смешения разных стилей в речи оратора. Главная идея Аристотеля в том, что хороший стиль есть стиль «соответствующий». Аристотель первый обращает внимание на различные типы речи, которые не могли быть названы ораторскими (по мнению Аристотеля - это бытовая речь, учебная, личное письмо, ученый трактат, поэтическое сочинение и др.).

Риторический идеал Аристотеля был сходен с идеалом Сократа и Платона и ориентирован на диалогичность общения, умение коммуникантов вести гармонизирующий диалог и на максимальную.информативность общения.

Риторика Древнего Рима. Древний Рим, завоеватель Греции, перенимал как эллинскую культуру, так и риторические традиции. В римском обществе чрезвычайно высоко ценилось ораторское искусство. По свидетельству Цицерона, на человека, владеющего словом, смотрели как на бога. «Есть два искусства, - говорил Цицерон,- которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора». Возникнув на национальной почве (язык законов, дебатов в суде, сенате, народном собрании), римское красноречие развилось и оформилось под воздействием греческого ораторского искусства. Риторика изучалась вначале в школах греческих риторов, а в 173 и 161 гг. до н.э. были изданы указы об изгнании из Рима греческих философов и риторов. Это не помогло: спустя поколение в Риме вновь свободно преподают греческие риторы, и появляются даже латинские риторы, преподающие на латинском языке и довольно удачно перерабатывающие греческую риторику применительно к требованиям римской действительности. Их уроки более доступны и этим более опасны, поэтому сенат оставляет в покое греческих риторов и обращается против латинских: в 92 г. лучший сенатский оратор Луций Лициний Красс (будущий герой диалога Цицерона «Об ораторе») в должности цензора издает указ о закрытии латинских риторических школ как заведений, не отвечающих римским нравам. Этим удалось временно покончить с преподаванием латинской риторики, но с тем большим усердием обратились римляне к изучению риторики греческой. С каждым днем все больше молодых людей отправлялось из Рима в Грецию, чтобы у лучших преподавателей учиться греческой культуре слова и мысли.

Наконец, между 86 и 82 гг. до н.э. в Риме получил распространение первый дошедший до нас анонимный учебник риторики на латинском языке «Риторика к Гереннию».

Учителя риторики в Древнем Риме гораздо больше времени, чем греки, уделяли форме речей, «цветам красноречия», часто в ущерб смысловой цельности и логичности речи. Появился азианский стиль красноречия. Причем, по мнению Цицерона, в римской риторике были представлены оба вида азианского красноречия: и стиль сентенций, ритмизованных остроумных предложений; и стиль напыщенный, когда слова, нанизанные словно бусинки, создают речь, отличающуюся не глубиной мысли, а благозвучием. Все поэты и ораторы Рима «проходили выучку» в риторических школах. Риторика оказывала влияние на развитие всех видов словесности, например на формирование жанра романа, венчающего путь развития античной литературы.

Марк Тулий Цицерон был самым крупным представителем римского классического красноречия, достигшего в его лице совершенства, а также воплотившего в своих речах интересы общества.

Главными риторическими трудами Цицерона являются такие произведения, как «Об ораторе», «Брут», «Оратор»; В них Цицерон проповедует свой идеал оратора, человека всесторонне образованного; знающего литературу, историю, философию, право. «Истинный оратор, :- говорит он, - должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор, и она ему служит материалом».

Деятельность оратора заключается, по мнению Цицерона, в следующем:

Найти, что сказать,

Найденное расположить по порядку,

Утвердить все это в памяти,

Произнести.

Цицерон заботился о соблюдении правил подготовки речи, о знании специальных риторических приемов и техники речи. Цицерон считал, что в задачу оратора входит:

Расположить к себе слушателей,

Изложить сущность дела,

Установить спорный вопрос,

Подкрепить свое положение,

Опровергнуть мнение противника,

В заключение - придать блеск своим положениям и ослабить аргументы противника.

Публичная речь должна, по мнению Цицерона, быть искусно украшенной. Он выступает против схоластики, бедности языка, речевой небрежности отдельных ораторов.

Цицерон рассматривал риторику в единстве с философией, считая, что риторика входит в жизнь людей через речь и имеет прямое отношение к познанию, а также связывал преподавание риторики с другими учебными дисциплинами.

Из чего складывались риторические успехи Цицерона? Во-первых, из хорошей теоретической подготовки: со своими философскими познаниями он мог по-новому говорить о старых предметах, поражая слух толпы, не привыкшей к широким взглядам и суждениям; а со своими риторическими познаниями он умел строить речь более рассчитанно, гибко и убедительно, чем его соперники, для которых все-таки наследственная традиция римского практического красноречия всегда была сильней теоретических уроков греческой риторики.

Во-вторых - из художественного вкуса: до Цицерона латинский язык не знал стилистической разработки, в языке ораторов беспорядочно соседствовали архаические выражения древних жрецов и законодателей с новомодными греческими словечками, бытовые и просторечные обороты с торжественными поэтическими речениями. Цицерон первый привел этот хаос к единым стилистическим нормам разговорного языка образованного римского общества, упорядочил, развил, обогатил средства ораторской речи, навсегда став для потомков образцом того драгоценного для Оратора качества, которое древние называли «обилием».

В-третьих, из умения возбуждать в слушателях страсть: для нас эта способность не кажется важной, но для древнего оратора, которому так часто приходилось соединять логику с силой эмоций, это качество было первым залогом успеха. Цицерон здесь был непревзойденным мастером, равно способным исторгать у публики смех и слезы: шутки его пользовались такой славой, что издавались отдельными сборниками, а жалость и ненависть он возбуждал с таким искусством, что когда ему приходилось делить защитительную речь с другими ораторами (как часто делалось в Риме), на его долю единодушно оставлялось заключение - самая напряженная и страстная часть речи.

Речи Цицерона сочетают смысловую насыщенность и логичность доказательств с изысканными «цветами красноречия» (тропами и фигурами). Из сочинений Цицерона до нас дошли 9 трактатов по риторике, 58 политических и судебных речей, 80 писем. В своих трудах (особенно в «Трех трактатах об ораторском искусстве») Цицерон полно представил классические разделы риторики, предопределяющие путь от мысли к слову и названные «риторическим каноном»: изобретение, расположение, слововыражение, запоминание, произнесение.

Риторический идеал Цицерона-- преклонение перед оратором для народа, оратором - трибуном. Много сил отдал он работе с начинающими, молодыми ораторами. В своих трактатах /«Об ораторе», «Оратор»/ Цицерон учит, страстно проповедует, приводит многочисленные примеры - все для воспитания «идеального» оратора. Система обучения молодых ораторов, предложенная Цицероном, актуальна уже тысячелетия во многих странах мира, а само имя римского ритора давно стало синонимом искусства красноречия («Говорит, как Цицерон», - так с похвалой отзываются о чьем-либо удачном публичном выступлении). Слагаемые компоненты «идеального оратора» (по Цицерону) представим в виде схемы.


Похожая информация.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта