Главная » Обработка грибов » Четыре цели семейной жизни.

Четыре цели семейной жизни.

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Иметь цель и уметь достигать ее – значит быть человеком. Животное, как и человек, проходит свой жизненный цикл, подчиняясь инстинктам (питание, размножение и т. д.). Но именно в наличии цели и есть основное отличие человека от животного.

В древней арийской культуре мудрецы разделяли жизненные устремления человека на четыре категории – пурушартхи (от пуруша – индивидуальная душа, артха – цель): драхма, артха, кама и мокша.
В Чарака-самхите они выражены в форме трех врожденных и инстинктивных желаний – ишан: пранаишана – желание прожить долгую и здоровую жизнь, дханаишана – желание достичь материального благополучия и паралокаишана – желание обрести счастье в будущей жизни.


ДХАРМА


Слово дхарма имеет множество значений, поэтому его невозможно перевести однозначно. В данном случае дхарма – это следование своей природе, естественный образ жизни для конкретного человека. Это то, что человек хочет и может делать для себя, для своей семьи, для общества, для Вселенной, интуитивное ощущение долга, своего предназначения.
Дхарма уникальна, ее нельзя скопировать у другого. Следуя зову своего Я, человек обретает все блага, уберегает себя от несчастий и обеспечивает благую карму. А вот попытка быть кем-то другим, наоборот, способствует накоплению негативной кармы. Кришна в Бхагавад-Гите говорит Арджуне: "Лучше исполнять свои обязанности несовершенно, чем чужие обязанности в совершенстве. Лучше умереть, выполняя свой долг, чужой путь опасен".
Никто не может сказать человеку, в чем его дхарма, только он сам может это почувствовать. Практики йоги помогают успокоить ум и стать более восприимчивым к голосу интуиции. Полезно также наблюдать за тем, достижение каких целей дарует счастье.
Выполняя свое дело, человек естественно сосредотачивается, возникает естественная медитация, человек не ждет завтрашнего дня и не живет прошлым – он «здесь и сейчас».
В течение жизни, по мере развития человека его дхарма меняется.
Понимание своей дхармы ведет к постановке четких целей в жизни, эффективному использованию энергии, правильно принятым решениям и, соответственно, правильным результатам. Однако следование дхарме вовсе не означает, что на пути человека не будет никаких препятствий, их возникновение – следствие кармы, но препятствия в этом случае преодолеваются сравнительно легко.
Если человек не следует путем дхармы, он начинает чувствовать бессмысленность жизни, опустошенность, неспособность и нежелание тащить ее тяжкую ношу, появляется тяга к таким дешевым «заменителям счастья», как алкоголь и наркотики.
Дхарма предполагает, что человек старается не причинять никому и ничему вреда, если его долг непосредственно с этим не связан. Если исполнение обязанностей предусматривает нанесение вреда другому, дурная карма не накапливается.
Идя путем дхармы, человек приходит к постижению высшей реальности. Более широко дхарму определяют как вселенский закон, на котором держится мир.

АРТХА

Артха буквально означает «то, что является необходимым».
Категория артхи касается материального аспекта существования и объединяет в себе такие составляющие, как благосостояние, чувство безопасности, здоровье, т. е. все то, что позволяет поддерживать жизнь на необходимом уровне. Артха предполагает труд, ведущий к накоплению материальных благ, так как без прочной базы духовное развитие невозможно. Чтобы обрести ее, человек должен строить свою жизнь в соответствии с юридическими, моральными и этическими нормами.
Поскольку артха не является конечной целью жизни, человеку следует остерегаться чрезмерного накопления материальных благ.
Ни для кого не секрет, что современное общество называют обществом потребителей. Человечество потребляет и производит колосальное количество ненужной продукции, информации и услуг. Все время и мысли современного человека заняты бесконечной погоней за самым модным и престижным. Руководствуясь тщеславием и ложными представлениями о необходимости и благе, люди превращают свою жизнь в безумие. Между тем производство необходимого занимает немного времени и не создает экономических, психологических и иных проблем.

КАМА

Понятие кама связано с удовлетворением мирских желаний. Это естественное стремление человека к чувственным наслаждениям, хорошей пище, комфорту, его эмоциональные потребности.
В основу Аюрведы положено знание о существовании прошлых и будущих жизней. Неудовлетворенные желания служат причиной страданий в настоящей и в будущих жизнях. Непременным условием приближения к освобождению является исполнение всех своих желаний в соответствии с семейными, общественными, культурными и религиозными нормами.
Однако здесь подстерегает ловушка: часто человек становится рабом своих желаний и затрачивает огромное количество энергии и времени на достижение ничтожных целей. Стратегия «ни в чем себе не отказывать» превращает его в безвольное существо. Поэтому следует осторожно относиться к своим желаниям, не подавлять их, но всегда оценивать целесообразность реализации. Это дарует сильную волю и свободную энергию. Важным духовным достижением человека является также способность не цепляться за полученные результаты или исполненные желания.
Ограничения и предписания, дисциплина в жизни также необходимы человеку, как больному негорькое лекарство, принимаемое строго по часам.
Правильное питание, достаточный и полноценный сон, чистое сознание, удовлетворение сексуальных потребностей, материальный комфорт, регулярные духовные практики и духовное общение удовлетворяют все потребности человека, делая его счастливым.

Люди, почитающие йогу и те, кому близки учения индуизма/ведизма верят, что в жизни у человека есть четыре цели — пурушартха. Именно ради мокши, дхармы, артхи и камы должен жить человек.

Основа всего — дхарма

Считается, что составляющие пурушартхи дополняют друг друга. Тем не менее основой всего считается драхма. В переводе с санксрита это понятие означает «то, что удерживает». Это многогранная категория, которую нельзя воспринимать буквально, опираясь только на перевод. Если понимать дхарму как первичную цель существования личности, то по сути мы говорим про гармоничный образ жизни, понимание человеком своей природы. Под драхмой подразумевают осознание индивидуумом смысла жизни, своего предназначения перед собой, окружающим миром, вселенной. У каждого человека своя дхарма, которая связана с особенностями его личности.

Это подвижная материя. Драхма — то, что меняется вместе с человеком по мере того, как он живет и выполняет свое предназначение в мирской жизни. Многие приходят к пониманию дхармы во время йоги. Это осознание позволяет правильно расставить приоритеты, поставить новые цели, направить энергию в нужное русло.

Говорят о пяти столпах дхармы:

  • любовь,
  • терпение,
  • справедливость,
  • знание,
  • преданность.

Опираясь на них человек достигает большего, легче справляется с жизненными трудностями. Если осознание дхармы не пришло, жить с каждым годом становится все сложнее. Без смысла жизни человек чувствует себя ненужным, пустым.

Зачастую это приводит к тому, что он сходит с верного пути и обретает пагубные пристрастия.

Визуальным воплощением дхармы является дхармачакра — колесо с восемью спицами. Каждая спица — принцип дхармы, который подразумевает, что у человека все должно быть правильно:

  1. Мировоззрение.
  2. Цели.
  3. Речь.
  4. Образ существования.
  5. Поведение.
  6. Сосредоточенность.
  7. Память.
  8. Сила.

В соблюдении этих восьми принципов и заключается цель дхармы. Лишь следуя им человек достигнет в жизни больших целей, сможет принести пользу миру, прожить свой век в гармонии с природой, с собственным естеством и Вселенной. И в конечном итоге достигнет высшей цели - познает высшую реальность.

Потребности — артха

Вторая составляющая жизни человека называется артхой. Это понятие объединяет в себе все материальное, то, без чего невозможно обойтись. В артхе объединены благополучие, здоровье, безопасность и другие блага, без которых уровень жизни человека не будет по-настоящему достойным.

Артха — тоже многогранное понятие. Его важной составляющей является труд, который человек должен выполнять каждый день своей жизни. Без труда достичь материальных благ просто невозможно. А без хорошего материального фундамента трудно отдавать себя духовному развитию.

Своим трудом человек создает почву для личностного роста.

Но крайне важно — не переусердствовать. Достижение материальных благ не должно стать основной целью существования. Смысл не в накоплении, а в создании комфортных условий для жизни. Неправильно расставленные приоритеты, смещенные в сторону материальных благ ценности сбивают человека с истинного пути, препятствуя реализации истинных целей артхи.

До нас дошли некоторые древние тексты — артха-шастры. Они представляют собой задокументированное распределение ролей людей в жизни, принципы устройства мира, организации общества. В одной из этих книг обсуждаются такие вопросы как развитие экономики, распределение обязанностей между министрами, тема налогов, войны, безопасности граждан и др.

Земные потребности — кама

Еще одна важная составляющая жизни — достижение земных наслаждений, удовлетворение базовых потребностей. В понятии кама объединены потребности человека:

  • во вкусной еде,
  • комфортных условиях проживания,
  • чувственности,
  • эмоциональных потребностях и т.п.

Кама по-разному трактуется в разных учениях. Одни полагают, что кама учит получению удовольствия от жизни как возможности избавить себя от страданий. Однако “классическое” понимание этого термина говорит об исполнении желаний как об одной из целей жизни. Правда, с оглядкой на моральные, этические нормы, традиции общества, культуры, религии. Человек должен контролировать свои желания и не попасть в их плен. В противном случае он рискует потратить свою жизнь впустую. Нужно здраво оценивать желания, задуматься над тем, действительно ли стоит давать им волю.

Лишь контролируя свои желания, личность может стать по-настоящему свободной и счастливой.

У камы есть свои шастры — учения. Они преследуют цель — упорядочения чувственных наслаждений в браке, напоминая о необходимости стремиться и к духовному совершенству. Кама шастры говорят про искусства, в числе которых музыка, театр, архитектура, пение и др. Они учат воспитанию детей, обустройству быта, грамотному использованию макияжа и одежды и т.д.

Высшая цель — мокша

Это сложное понятие, которое скрывает в себе итоговую, самую важную цель человеческой жизни. Под мокшей понимается освобождение от земных оков, условностей устройства мирской жизни. Это обратная дорога к истине.

Не стоит воспринимать мокшу буквально, как физическую смерть. Избранные постигают ее, будучи живыми людьми. Если человек познал мокшу, он освобождается от оков, его существование обретает новые формы, иллюзии разрушаются.

Личность, которой больше не хватает общественной и материальной жизни, начинает искать свою дорогу, путь к познанию неосязаемого, известного лишь ему. Если поиски завершаются успешно, человек освобождается, обретает покой. Это и есть постижение мокши.

Одни ищут свой путь в духовных практиках, другие — в странствованиях по святым местам, третьи — в религии. Когда человек, наконец, приходит к пониманию того, что источником собственной драмы является он сам, начинается путь освобождения.

Мокша — дорога, пройденная через страдания, испытания.

На ней не будет попутчиков. Но после того, как дорога будет осилена, откроется мокша. Человек должен понять свою сущность, скинув оковы навязанных условностей и норм. Тогда его сознание расширится, а жизнь претворится в Лилу.

Курс йоги 370. Четыре цели жизни. Тантра йога.

Ориентировочное время прохождения курса: 72 часа чистого времени, за 12 дней.

Друзья! Меня зовут Виктория Бегунова. Я являюсь Генеральным Куратором всех Йога Курсов. Над этим курсом работает дружная команда кураторов университета, каждый из них отвечает за свое направление работы. Внизу вы найдете информацию и контакты кураторов. Для решения всех вопросов, пожалуйста, без стеснения обращайтесь к ним самым настойчивым образом. Если никто из кураторов не смог вам помочь, то, пожалуйста, также без стеснения пишите мне по адресу

Друзья! Последовательно пройдите шаг за шагом этот курс.

Название фильма: «Четыре цели жизни. Тантра йога.» Часть 1. Дхарма, Кама.

Дата:

Место:

Краткое описание:

Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами ). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru www.yogacenter.ru., www.happyoga.narod.ru.

Четыре цели жизни. Тантра йога. Часть 1. Дхарма, Кама.

Для чего создан весь этот мир?

Всегда возникает вопрос у человека, который начинает изучать всякие философские течения, всякие религии. То есть, а для чего весь этот мир? Или по-другому это может быть выражено, что если Господь Бог что-то сделал, а для чего он все это сделал? Это как бы одна сторона этого вопроса. Но кто-то верит в то, что Бог создал весь этот мир, атеисты не верят. Еще кто-то считает, что он сам возник. В общем, сколько философских и религиозных течений, столько фактически точек зрения. Это одна часть этого вопроса. Но есть и другая часть, на которую уже трудно не ответить.

Ну, хорошо, мы не знаем про весь этот мир и про Господа Бога, но про себя-то самих мы знаем. Если мы верим, чувствуем и знаем, что мы существуем, то если мы вынуждены делать те или иные дела, а некоторые дела мы хотим делать, то в чем смысл нашего существования и есть ли смысл вообще как таковой? Может вообще отсутствие смысла или четко заложенная программа действий, которую должен отработать каждый человек в этом мире для какой-то определенной цели. И если, допустим, есть эта цель, то как отделить промежуточные цели от конечной цели?

Вот такими вопросами время от времени человек на своем жизненном пути начинает задаваться. В простонародии это то, что называется смыслом жизни: в чем смысл жизни? Для чего я существую? Что я здесь делаю и т.д. и т.п.? Для нас этот вопрос кажется, может быть, не особо актуальным, потому что если человек в поте лица не имеет и секунды времени, чтобы подумать о смысле жизни или о тонких моментах. Понятно, если за тобой гонится разъяренный тигр, ты навряд ли будешь думать, ты будешь поглощен этой гонкой, чтобы убежать. Точно так и человек.

Тем более наша страна в этом отношении, может быть, как никакая другая – парадоксальная, что по уровню своего интеллектуального развития она много выше, чем страны третьего мира, и люди задаются такими вопросами. С другой стороны по какому-то потенциалу экономическому, по какому-то потенциалу политического, насколько хорошо устроено общество, а устроено оно у нас «из рук вон плохо», абсолютная власть в руках немногих и абсолютное бесправие у тысяч. Причем, пытаются представить это в виде демократии. Так вот в этом смысле, мы мало чем отличаемся от стран третьего мира. И получаются такие ножницы: жизнь нас гонит, нам в общем-то некогда подумать о смысле жизни, потому что приходится заработать деньги для пропитания и просто для того, чтобы выжить в этом мире. С другой стороны, мозги развиты, конечно, более другим образом, чем у папуасов, которые также с утра до ночи бегают за пропитанием. Так вот пока эти насущные проблемы не дают человеку времени, он не думает о смысле бытия и прочее, прочее.

Но как только он научился добывать себе пищу относительно просто, как только освобождается время, что уже не надо весь день бегать и прыгать ради куска хлеба, он начинает задумываться и многие-многие мысли и вопросы приходят в голову, и рано или поздно приходит вопрос: а что я здесь делаю, зачем я живу на этом свете? Этот вопрос, может быть кажется немножко смешным. Я вспоминаю в стародавние времена из разделов курьезов описывали, что, мол, какие-нибудь американские миллиардеры с жиру бесятся, не могут найти смысл жизни, они ударяются то в наркотики, то в какие-то азартные игры, то вообще заканчивают жизнь самоубийством, разочаровавшись во всем. И всегда был такой акцент: нам бы их проблемы. К сожалению, я должен сказать, что скоро у нас будут такие проблемы, потому что бедность долго длиться не может. Опять же подчеркиваю, мозги у людей нашей страны развиты несколько по-другому, чем у папуасов, и очень скоро волна изобилия и достатка накроет наше общество. И вот тогда придут эти проблемы. Проблемы эти, надо сказать, будут иметь настолько жгучий характер неразрешимости, что все предыдущие проблемы как добыть себе кусок хлеба насущного, будут казаться детским лепетом и блаженными проблемами.

Вопрос: То есть, как только первичные потребности обеспечиваются, высвобождается какая-то энергия и начинается уже более тонкая крышеломка.

Вадим Валерьевич: Как любая крышеломка она более тонкая, извращенная, утонченная и более «за живое» цепляет. Иногда мне кажется, что нашу страну специально держат в черном теле, чтобы мы морально, ментально, духовно подготовились к этой встрече с изобилием. То есть нас специально обременяют какими-то проблемами, чтобы мы раньше времени не вывалились к этим проблемам и, столкнувшись с безысходностью, не сделали себе еще хуже. Меня постоянно преследует такая мысль, что какой-то добрый ангел делает специально плохую жизнь, чтобы не допустить еще большего и большего зла.

Высшие силы спасают нас от нас же самих.

Действительно, что тут говорить, если распространение каких-то допингов, каких-то экстремальных видов поведения может полностью свести на нет всю цивилизацию – схлопнуть.

Вернемся к нашей теме. Итак, рано или поздно каждый человек начинает себя спрашивать: а что я здесь делаю? Во имя чего я стремлюсь к одной цели и почему эта цель достойна, чтобы ее достигать? И вообще, стоит ли стремиться к цели?

Но вообще, первые вопросы такого плана, которые приходят, когда человек еще не полностью освобожден от этой гонки за материальными атрибутами существования, но уже освободилось время. И он начинает задавать себе другой вопрос: а стоит ли вообще участвовать в этой гонке «за куском бесплатного сыра». Вопросы сильные, вопросы страшные, потому что это вопросы, не ответив на которые, станут отправной точкой для очень больших страданий в будущем. На них нельзя не отвечать. Можно зарыть голову в песок, можно сказать, что «ребята, воспринимайте мир таким, какой он есть, жизнь одна, успейте насладиться этой жизнью». Но, честно сказать, эта жвачка, может быть, и пригодна для умственно отсталых индивидов. Почему? Потому что одной жизнью ничего не определяется. Определяется следующей жизнью, потом следующей и т.д. Поэтому, гнаться за какими-то удовольствиями любой ценой в этой жизни – это, по меньшей мере, не дальновидно.

Книга «Четыре цели семейной жизни » демонстрирует, как семейные пары нашего времени могут построить глубокие и долговечные отношения, и одновременно с этим развиваться духовно, вместе идя по пути из четырех составляющих, превозносимых в ведической культуре с древних времен: «дхарма», «артха», «кама» и «мокша» - праведные поступки, экономическое развитие, удовлетворение чувств и освобождение).

Э. Берк Рочфорд мл., д-р философии, профессор социологии и религии,
Колледж Миддлбери, США, сказал о книге следующее:

«Здесь мы можем найти рецепт успеха в семейной жизни, который приводит в равновесие её материальную и духовную составляющие. Это замечательное произведение, которое следует прочитать каждому, кто идет по духовному пути в современном мире».


Книга «Четыре цели семейной жизни » «... наполненная подлинными цитатами из священных писаний и тщательно, с воодушевлением и преданностью делу подготовленная, рассчитана на читателя, пребывающего в поиске вечных истин о браке и семейной жизни. Её просто необходимо прочесть всем серьезным парам, которые стремятся иметь семью, основанную на и чувстве единства».

Д-р Лакшми — богиня процветания

">Лакшми Даджак, доктор медицины (Луизиана),
специалист по семейной терапии и вопросам брака.

XIII Благодарности
XV Предисловие
XVII Вступление
XX Введение

1 Виваха
2 Священный брак
3 Ведическое общество
9 Астрология
10 Характеры и вкусы
14 Варна
17 Природа
19 Культура
21 Милость Бога
22
26 Верность

2 Грихастха-
(Духовная семейная жизнь)
32 стр
35 Духовная культура
40 Под защитой семьи
43 Естественное положение
47 Крепость
51 Четыре цели

3 Дхарма — обязанности человека в соответствии с его варной и ашрамом

">Дхарма (Принципы религии) 60 стр
64 Варнашрама-дхарма — наука организации совершенного человеческого общества, изложенная в Ведах,в которой общество делится на четыре сословия и четыре уклада жизни человека.
Варна — общественно-профессиональная природа человека.
Ашрам — уклад жизни человека.
Дхарма — это обязанности человека в соответствии с его варной и ашрамом: внутренним качеством живого существа является служение другим.

">Варнашрама-дхарма
.
70 Варна-дхарма
80 Ашрама-дхарма
82 Грихастха-дхарма
86 Санатана-дхарма (санатана-дхарма) — предназначение всех живых существ, вечная религия, соответствующая их изначальному
положению, преданное служение Верховному Господу.

">Санатана-дхарма

93 для грихастх
95 Шриванам (Слушание и воспевание)
106 (Путь преданности)

4 Патни-дхарма (Обязанности замужней женщины) 120 стр
120 Сати ()
123 мужу
145 Поддерживать мужа
155 Быть любезной с родственниками и друзьями мужа
156 Следовать обетам мужа

5 Пати-дхарма
(Обязанности женатых мужчин)
172 стр
172 Защищать жену
176 Быть верным жене
186 Содержать жену и детей
189 Быть слугой Бога
197 Освобожд ать зависящих от него из материального существования

6 Артха (Экономическое развитие)
211 Варна (Естественное занятие)-
225
233 (Поклонение Божествам)
246 Дана (Благотворительность)
262 Раздача голодным
266 Прием гостей

7 Кама (Удовлетворение чувств) 270 стр
274 Еда, сон, совокупление и защита
278 Кандалы секса
282 Половая жизнь в соответствии с заповедями религии
285 Обучение детей
290 Гарбхадана-самскара
297 Планирование семьи
303 Дама (самоконтроль)
318 Высший вкус
325 От камы к преме

8 Мокша (Освобождение) 332стр
337 Развитие отрешенности--
342 Одухотворение отношений
347 Простая жизнь
357 Ванапрастха-ашрам
363 Пять видов освобождения
366 Бхакти — искренняя безкорыстная преданность Богу, проявляемая в служение в настроении заботливой Любви.

">Бхакти (Чистое )
372 Панчама-пурушартха (Пятая цель)

379 Приложения
380 Заключение
383 Словарь имен и терминов
404 Об авторе

Предисловие к книге
«Четыре цели семейной жизни»

Книга «Четыре цели семейной жизни » была написана в ответ на общий недостаток литературы, посвященной вопросам брака и в свете древних классических источников. В наше преобладает высокий уровень разводов, приводящий к печальному увеличению количества разбитых семей, но мы можем многому научиться у древних культур, которые процветали и преуспевали на основе крепких браков и сплоченных семей. В наше время для семейных людей одно лишь содержание семьи и сохранение в ней гармонии может стать нелегким делом. Поэтому как мужья, так и жены могут получить неоценимое благо от божественного вдохновения и помощи.

В основу книги «Четыре цели семейной жизни » взята арийская цивилизация древней Индии, которая доминировала на мировой сцене до тех пор, пока она не начала приходить в упадок примерно 5 000 лет назад. Лидеры этого общества руководствовались наставлениями жрецов-брахманов, прекрасно разбирающихся в Ведах и дополнительных трудах, известных под общим названием «Ведическая литература ». Самые важные из этих писаний были сохранены до нашего времени в санскритском оригинале, а многих из них сегодня доступны в переводе на английский и другие языки мира.

Описывает широкий спектр тем, включая теологию, философию, грамматику, логику, математику, астрономию, медицину, архитектуру, политику, социологию и другие дисциплины. Арийская цивилизация, построенная на этих науках, достигла высокого культурного развития и обрела всемирное влияние. Ведическое общество было организовано в соответствии с варнашрамой - системой социального и духовного сотрудничества, предоставляющей людям конкретные жизненные указания соответствующие их роду деятельности и стадии жизни.

В основу книги «Четыре цели семейной жизни» положены самые существенные ведические учения для семейных людей , переложенные на современный язык. Главные принципы этих учений актуальны и ценны не только для людей определенной эпохи или географического места проживания, но и для всех семейных людей, вне рамок времени и пространства. В книге объясняется, как семейные пары могут построить , следуя классическим правилам и сотрудничая друг с другом, чтобы уравновесить свои материальные и духовные цели. В нынешнем мире, в котором ведическую культуру и варнашраму заменили нравственное падение и общественный хаос, главные принципы ведических духовных и социальных поучений актуальны и крайне 8необходимы, как никогда ранее.

Бхакти дает 4 цели жизни: артху, каму, дхарму, мокшу. Бхакти содержит в себе все разновидности счастья, в том числе счастье, идущее от сформированных с Верховным Господом отношений. Бхакти избавляет от страданий. Бхакти быстро помогает живому существу проявить благочестивые качества. Бхакти дает счастье преданного служения Верховному Господу. Сопровождающим фактором бхакти является знание. Величественная природа бхакти помогает развить привязанность к Верховному Господу.

Лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6

Длительность: 00:29:30 | качество: mp3 64kB/s 13 Mb | прослушано: 657 | скачано: 847 | избрано: 51

Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать »

00:00:00 Ом намо Бхагавате Васудевая. Ом намо Бхагавате Васудевая. Ом намо Бхагавате Васудевая.

00:00:19 Итак, добрый вечер, дорогие преданные! Мы рассмотрели с вами вчера 31-й текст, в котором Шрила Рупа Госвами привел там утверждение, которое озвучивается в тантрах, которое гласило о том, что бхакти-йога дает человеку поразительные мистические силы, материальное наслаждение, вечное счастье осознания брахмана и бесконечное блаженство в служении Верховному Господу . Мы немножко обсудили эти моменты, и я надеюсь, что пришли к пониманию того, что самая главная идея, которую нужно было понимать, она заключалась в том, что если преданный, он относится вообще к проявлению мистических сил в своей жизни, или возможностей чувственного наслаждений (сюда входит, скажем, и благополучная жизнь, я не знаю, там хорошая жена, хорошие дети, хорошая работа – все это есть формы чувственного наслаждения в этом материальном мире), если к преданному приходит это все, и преданный считает это следствием своего преданного служение, то есть, как награду от Верховного Господа, которую он так или иначе может использовать для того, чтобы спокойно и счастливо в этом материальном мире совершать своё преданное служение, то в этом случае всё в порядке.

00:01:44 Если же преданный, он обращается к каким бы то ни было процессам с менталитетом, что бхакти ему чего-то не дало…да, тут точно также мы можем для того, чтобы пример был понятен, да, например, человек может быть болен, и он может сидеть и со всей искренностью повторять мантру для того, чтобы эта болезнь у него прошла. Но на самом деле эта болезнь пройти не может, допустим, такая болезнь, которая на самом деле, она требует хирургического вмешательства, например, да? Тогда мы понимаем, что мантра, если мы посвящали этому мантру, то мантра, она делает так: мы встречаем хорошего хирурга, который делает нам операцию, и мы избавляемся от того, что нам было нужно. И преданный, он думает, что это именно повторение мантры вот этого хорошего врача привело в его жизнь. А непреданный, он думает, что повторение мантры ему ничего не дало, его болезнь не излечилась, и он был вынужден обратиться к врачам. Этим отличается менталитет преданного от менталитета на самом деле оскорбителя, так скажем, немножко строго скажем, но оно гораздо больше соответствует содержанию того, что эта ситуация с преданным происходит. Теперь, со вчерашней лекции мы должны были принять вот это понимание, эту внутреннюю установку, и тогда у нас, что бы ни происходило в нашей жизни, мы понимаем что, что бы мы ни получали – это является следствием нашего преданного служения.

00:03:45 Итак, тексты 1.1.32. (Читает на сакскрите). Перевод: В «Хари бхакти сутрудари» также говорится: «О, Господь девов! И вновь я молю тебя даровать мне твердую преданность тебе. Бхакти – это лиана, плодами которой являются артха, карма, кама и мокша, а также счастье осознания Господа . Комментарий Вишванатха Чакраварти Тхакура: «я молюсь о том, чтобы обрести бхакти - лиану, приносящую четыре вида плодов человеческих усилий, высшим среди которых является освобождение. Лиану, приносящую блаженство осознания Господа, в свете которого меркнет даже освобождение ».

00:04:50 Таким образом, мы видим, что Шрила Рупа Госвами, он просто сейчас приводит предыдущий текст, он был из тантр, теперь из « », мы получаем одну и ту же идею. Мы получаем одну и ту же идею, что бхакти в свою очередь точно так же даёт, предоставляет человеку экономическое развитие, предоставляет человеку дхарму, (дхарма - это означает силу исполнения обязанностей, будем говорить так), каму – возможность исполнять свои желания, и в конечном итоге - мокшу, то есть, возможность освобождения.

00:05:32 То есть, это те результаты, которые бхакти реально дает и которые очень желанны для обусловленных живых существ – мы это должны понимать, что обусловленные живые существа, они на территории (неразборчиво)-бхакти, они очень нуждаются - они нуждаются в том, чтобы улучшить своё экономическое положение с помощью своё практики, достигнуть уровня счастья в отношениях, которое на самом деле возможно только при том, когда живые существа каждый исполняет свои предписанные обязанности, которые называются дхармой. Иметь возможность на основе этого исполнять свои желания и одновременно учитывать желания других живых существ. То есть, это кама - это означает территория исполнения желаний и не только наших – вот это очень важный момент. И в конечном итоге – достижение освобождения из материального мира. То есть, мы постоянно видим, что освобождение приходит после камы, то есть, после возможности исполнять свои материальные желания .

00:06:52 Теперь. Ну, это совершенно одна и та же тема, поэтому нам здесь, в основном говорить не о чем, просто мы должны понимать, что бхакти дает результаты фактически варнашрама-дхармы, потому что на самом деле артха, кама, мокша – это различные, значит, уровни варнашрама-дхармы, то есть, карма-йоги. И бхакти эти результаты дает . То есть, когда было сказано, что вообще существует три вида счастья: счастье, идущее от…, простите, четыре: счастье от материальных объектов, счастье от осознания брахмана и счастье, которое приносит Господь – три вида. И сейчас Шрила Рупа Госвами говорит о том, что счастье, которое может идти от материальных объектов, бхакти это счастье спокойно дает. Когда мы говорим о материальном счастье, мы должны понимать, что существует грубое счастье, если так можно сказать, и тонкое. Тонкое счастье, оно связано с мистическими возможностями человека, грубое счастье – это уже грубый уровень взаимоотношений с живыми существами.

00:08:06 Теперь. Рупа Госвами, он обсуждает именно эту тему, что бхакти содержит в себе все разновидности счастья : и счастье, идущее от различных материальных объектов на грубом и тонком плане, и освобождение, но у неё есть одна разновидность счастья, которого нет ни в одном другом процессе – это счастье, идущее от сформированных с Верховным Господом отношений. И мы однозначно должны понимать, что теперь, если мы действительно заняты бхакти-йогой, то у нас должны происходить вот эти процессы. У нас должны происходить вот эти процессы, то есть, вот должны работать эти тексты, когда Господь Шри Кришна говорит: «Когда я кем-то доволен, я сохраняю то, что у него есть, и прибавляю ему то, чего ему не хватает». «..Я прибавляю ему то, чего ему не хватает» для того, чтобы он мог спокойно жить своей жизнью, исполнять свои обязанности, и одновременно духовно развиваться.

00:09:20 Поэтому мы должны понимать, что если мы действительно вовлечены в процессы бхакти, то бхакти, она дает силу исполнять свои обязанности, она дает улучшение экономического положения, потому что мы на самом деле практикой бхакти сжигаем все те кармические реакции, которые, благодаря которым, если можно так сказать, мы имеем плохую карму: то есть, у нас там нищета, у нас там, я не знаю, такое положение, сякое положение. Когда мы повторяем мантру, эти кармические реакции, они сжигаются при условии, что Верховный Господь остается довольный. Мы говорим бхакти – это означает: у нас в запасе есть действия, которыми Верховный Господь остался доволен. Вот если Он остался доволен, то всё бывает в порядке. А если мы думаем, что мы совершаем преданное служение, а на самом деле Верховный Господь вообще не остается довольным нами, то мы понимаем, что у нас всё остается так, как остается, а иногда может стать и хуже, если мы при этом ещё и наносим оскорбление.

00:10:39 Теперь. Следующий текст 1.1.33. (Читает текст на санскрите) Перевод: «Бхакти полностью обесценивает освобождение. Когда в сердце появляется даже незначительное влечение к Господу, тогда 4 цели человеческой деятельности артха, дхарма, кама и мокша становятся подобными соломам и не смеют предстать перед бхакти ». То есть, мы теперь видим теперь, что Рупа Госвами поднимает планку, он поднимает планку на самый высочайший уровень. Комментарий Дживы Госвами: «В этом стихе используется слово «пратха» - «растет», но не «рождается» с целью показать, что бхакти не берет начало из чего-либо, но проявляется сама по себе. Цели, для достижения которых люди обычно прилагают усилия, а именно артха, дхарма, кама и мокша становятся подобными соломе – это значит, что они стыдятся предстать перед бхакти». То есть, как мы видим … Госвами практически повторяет текст, который, ну, как один из моих учеников однажды мне написал, что «Вы не можете мне объяснить, почему ачарьи так поступают, что они просто иногда дословно повторяют текст, в чем смысл этого?» И честно говоря, я не знаю, в чем смысл этого, но мы видим, что иногда ачарьи действительно так поступают -они просто дословно повторяют текст, поэтому мы будем смотреть сам текст.

00:12:34 Итак, мы видели по структуре, что, как мы с вами это уже обсуждали, Шрила Рупа Госвами обсуждает потенцию бхакти. Потому что, на самом деле, когда живое существо должно взять какой-то процесс, оно должно понимать вообще, какие этот процесс решает проблемы, какими способами он это делает, и когда человек начинает эту практику, он должен убеждаться, что те способы, которые ему предоставлены, они действительно эти проблемы решают. И мы с вами обсудили, что на первоначальных этапах духовной жизни для обусловленных живых существ архиважна проблема избавления от страданий. И поэтому Рупа Госвами в первую очередь обсудил это: что бхакти, она легко – вот это было самая главная характеристика бхакти - бхакти, она легко избавляет от страданий. Достаточно преданному просто при повторении мантры в конце просить Верховного Господа, посвящая этому свои круги, что: «Дорогой Господь, я прошу тебя, прими эту мою джапа-ягью, прости мне все мои греховные реакции, прости мне, пожалуйста, все мои ошибки, все мои грехи, которые я совершил, и позволь мне, дай мне спокойную, благополучную, здоровую, умиротворенную жизнь для того, чтоб я мог спокойно заниматься духовной практикой». И он будет видеть, как постепенно вот это явление, оно просто начинает происходить: и преданный оказывается в очень спокойной, уютной обстановке, в которой он спокойно духовно развивается.

00:14:18 Другое дело, если у него у самого есть неправильные концепции, неправильные представления, какие-то свои привязанности, и он сам постоянно продолжает дергать этот материальный мир – совершенно другой менталитет. Когда преданный, он дергает этот материальный мир, он соответственно может получать совершенно разные реакции, которые на самом деле уже не являются симптомами вот этого, симптомами того, что это передает это, что это результат бхакти, мы должны понимать, что это уже результат наших собственных привязанностей. Поэтому Шрила Рупа Госвами мы видели, что он обсудил подряд эти моменты: первое –это то, что если мы удовлетворяем Верховного Господа своей практикой, наши кармические реакции быстро сгорают. Второй результат заключается в том, что бхакти очень быстро помогает живому существу развить в себе благочестивые качества, то есть, не развить, а проявляются – проявляются благочестивые качества живого существа, когда оно занимается бхакти, это происходит на самом деле очень быстро. Потому что в варнашрама-дхарме, например, живое существо, оно, как минимум в каждой касте рождается четыре жизни. В каждой касте – это как минимум, рождается для того, чтобы полностью развить характеристики этой касты, получить квалификацию этой касты и обрести квалификацию делать переход в другую касту. Мы вот как раз недавно говорили с одним из моих учеников о том, что на самом деле для того, чтобы по варнашраме-дхарме прийти к тому, чтобы развивать по-настоящему благостные качества души нужно, как минимум 16 жизней, это как минимум при самом простом арифметическом расчете. При занятиях бхакти эти же самые качества души, они могут проявиться достаточно быстро, это может произойти на само деле в течение одной-двух жизней, а это очень быстрый результат.

00:16:32 Значит, бхакти, она помогает, способствует тому, чтобы душа, она проявила все свои благостные качества, и поэтому мы с вами обсудили, что если мы оказываемся в таком обществе, в котором мы не развиваем благостные качества – это означает прямо, что мы находимся не на территории бхакти. Потому что территория бхакти, территория преданных – это та атмосфера, которая способствует, которая способствует, которая является благоприятной для развития, для проявления всех благостных качеств души. Мы с вами это обсуждали по Бхактивиноду Тхакуру, что чтобы это произошло общая обстановка среди религиозных людей должна быть справедливой, доброй и правдивой. Стандарты, которые формируются иногда в обществе преданных, согласно которым преданный, он должен терпеть все самодурство других преданных – это на самом деле не соответствует истине, это не соответствует на самом деле вот этой религиозной доктрине, мы нигде не находим подтверждение этому. Напротив, мы видим, что в комментариях к «Упанишаните» Шрила Прабхупада прямо говорит, что «преданный, для того, чтобы правильно развиваться должен избегать, он должен избегать этого контакта с каништхаатикари-преданными», то есть, это те самые преданные, у которых ещё нет этой внутренней культуры, нет вот этого развития, нет этих благостных качеств и поэтому они на самом деле являются неблагоприятным обществом.

00:18:28 Теперь. Следующий вопрос, который Шрила Рупа Госвами обсуждает, это как раз вот этот вопрос, что бхакти дает результаты всех остальных процессов. То есть, по-настоящему занимаясь бхакти-йогой, мы все время это будем повторять, при условии, если Господь Шри Кришна остается довольным, преданный может от бхакти получить развитие мистических сил, он может от бхакти получить спокойную благополучную, счастливую во всех отношениях жизнь для того, чтобы просто спокойно в этом материальном мире жить – и это называется чувственным наслаждением, как мы вчера это с вами обсудили. Точно также бхакти очень быстро дарует освобождение, потому что шастры, они так и говорят: бхакти быстро дает чувственно наслаждение и освобождение. Господь Шри Кришна очень трудно дает преданное служение. То есть, для того, чтобы преданный имел бы конкретное преданное служение, в исполнении которого Верховный Господь остается удовлетворенным, для этого необходимо, чтобы у преданного была очень сильная, очень высокий уровень преданности, очень высокий уровень верности, и тогда Господь Шри Кришна доверяет такому живому существу самого себя, и позволяет преданно служить себе. И вот эта разновидность счастья, она является большим дефицитом. Она является большим дефицитом - это как раз та форма счастья, которая на самом деле полностью соответствует природе живого существа, которая всегда является активным началом, и всегда в этой своей активности стремится к счастью. Поэтому мы с вами этот момент обсудили, что природа бхакти, она на самом деле доставляющая наслаждение. И при этом мы должны не бояться, мы должны не бояться наслаждаться на территории бхакти.

00:20:44 Теперь, дорогие мои преданные. Теперь мы здесь видим, что Шрила Рупа Госвами выдвигает вот эту концепцию, что уже тем редким и счастливым дживам, которым удалось вообще совершить настоящее преданное служение Верховному Господу, такое, чтобы, знаете как, такое, чтобы Верховный Господь остался доволен. А мы с вами это обсуждали, что, когда Верховный Господь остается доволен, в первую очередь Он позволяет преданному думать о Себе. Он позволяет преданному думать о Себе, Он позволяет преданному заботиться о Себе, потому что Он позволяет преданному кормить Себя, одевать Себя – различные виды преданного служения совершать, и это симптомы того, что Верховный Господь, Он доволен. Мы с вами видели, что Рупа Госвами, он, особым образом, как фактор удовлетворенности, или как фактор состоявшегося преданного служения отметил, что он отметил? – что сопровождающим фактором бхакти является знание. Сопровождающим фактором бхакти является знание, и поэтому мы должны понимать, что те преданные, преданным служением которых Верховный Господь доволен, они обладают уникальным знанием. Уникальным знанием, причём совершенно неважно они это знание, эту просветленность, получают изнутри или извне, но это знание обязательно в них проявляется.

00:22:26 Иногда мы видим, что преданный, например, на основе примеров из Чайтанья Чаритамриты приходит к выводу: там был такой преданный, который держал Бхагавад-Гиту вверх тормашками и был в экстазе. И очень многие преданные на основе этого приходят к такому крупному пониманию, что в бхакти-йоге вообще нет необходимости вообще изучать, нет необходимости слушать, потому что можно просто вверх тормашками держать Бхагавад-Гиту и получить вот эту милость Верховного Господа, получить все. То есть, там есть особый пример, который на самом деле показывает именно это- что экстатическое состояние преданного, оно не зависит от его грамоты. То есть, вся Чайтанья Чаритамрита, она наполнена примерами, которые…вот это та линия, за которую борется Вишванатха Чакраварти Тхакур – это линия, утверждающая абсолютно независимую природу бхакти. Поэтому мы должны понимать: если мы скажем, что бхакти зависит от санскрита – мы унижаем бхакти, если мы скажем, что бхакти зависит от образования – мы унижаем бхакти, если мы скажем, что бхакти зависит от кастовой принадлежности – мы унижаем бхакти. То есть, любая материальная категория, от которой мы поставили в зависимость бхакти - мы её унизим.

00:24:01 Мы должны понимать, что у бхакти величественная природа. И бхакти, если она уже проявляется, то есть, что означает бхакти?, здесь было сказано - когда в сердце появляется даже незначительное влечение к Господу. Понимаете, о чем идет речь? Речь идет не о преме, речь идет о незначительном вообще стремлении, но все-таки к Верховному Господу, а не к тому, чтобы устраивать свои дела через Него. Вот если у преданного формируется вот это незначительное зерно привязанности к Верховному Господу, тогда 4 цели человеческой жизни становятся подобны соломе, и не смеют предстать перед бхакти. То есть, тогда живое существо оказывается в каком-то таком состоянии, в каких-то таких реалиях, у него жизнь протекает каким-то таким образом, понимаете это не просто слова, мы это должны понять, что преданный попадает в такое состояние, что теперь и исполнение обязанностей, и экономическое развитее вообще, и возможность исполнять материальные желания, и возможность быть освобожденной личностью теряют свою привлекательность. Иногда преданные пробуют искусственным образом, повторяя себе постоянно вот эти моменты, приводить себя якобы в такое состояние пренебрежения кармой. Но как только в их жизнь входит какое-то беспокойство, преданный сразу начинает волноваться. Поэтому мы должны понимать, что эти уровни, они существуют не для того, чтобы их имитировать. Я надеюсь, что, когда мы уже общаемся с серьезными ачарьями, мы должны приходить к этому настроению, что насколько вообще смехотворно на территории бхакти что-то там притворяться, делать вид, что ты там что-то, чем ты не являешься вообще, то есть, вот это все фиглярство, оно на самом деле превращается, ну просто, как детские игры. Как детские игры, которые для взрослых не очень подходят. Поэтому мы должны понимать, что это – это не просто слова, это реалии, в которых живет та джива, у которой есть даже незначительное влечение к Кришне. Не вот это то, что мы пытаемся теперь Cознание Кришны использовать, не мотивация, понимаете, а именно реальная привязанность, или привлеченность Кришной, или Его чистым преданным, реальная, не сентиментальная. Вот, когда эта привязанность, она реальная, даже если она незначительная, она исполняет вот эту роль, что преданный, он оказывается в таком эмоциональном состоянии, что все остальное, которое 5 минут назад казалось ему таким важным, просто меркнет в своей значительности. И мы должны понимать, дорогие преданные, что это не просто слова. И значит, весь вопрос заключается в том, что преданный должен тратить усилия именно на это: он должен тратить свои усилия на то, чтобы просто развить вот эту для начала незначительную привязанность к Верховному Господу.

00:27:59 Теперь. До тех пор, пока для нас не обесценена возможность чувственного наслаждения, не обесценены проблемы экономического развития, не обесценены проблемы освобождения от тройственных страданий материального мира – это означает, что реальной привлеченности Господом Шри Кришной у нас пока нету. Реальной привлеченность у нас пока нету, и мы пока просто являемся живыми существами, которые занимаются бхакти-йогой на уровне..преданности, пытаясь как раз вот эту привлеченность развить. И те преданные, которые все делают правильно, достигают этого результата, и тогда вот эти 4 цели, к которым стремятся все живые существа, они просто меркнут перед величием бхакти. И мы должны понимать, что пока в нашей жизни это происходит не так - это означает, что у нас нет вот этой самой, пусть даже мизерной вообще, но реальной привлеченности Кришной. Харе Кришна, дорогие преданные! Спокойной ночи!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта