Инструкция
Помните, что сложноподчиненное предложение может включать два и более придаточных, которые между собой соединяются сочинительными союзами. При этом предложения не являются сложносочиненными по отношению друг к другу, так как они оба подчиняются главному. Их относят к однородных придаточных предложений. Знаки препинания между ними ставятся по правилам, относящимся к однородным .
Видео по теме
Обратите внимание
Существуют также бессоюзные сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом только интонацией, без помощи союзов и союзных слов.
В нашем языке передавать мысли можно, используя разные конструкции предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения способны замещать друг друга в речи: при изменении структуры смысловое содержание остается прежним. Опустите союз – и перед вами бессоюзное предложение. Не исказите смысл и правильно расставьте знаки препинания!
Научиться быстро анализировать самые сложные предложения и составлять схемы можно на тренингах . Занятия с сентября по конец мая проводятся еженедельно. Кроме вебинаров, вы получите богатый материал для самостоятельной работы.
Но, возможно, вам хватит этой статьи.
Итак. Существует два основных вида схем сложного предложения: вертикальная (её ещё называют развёрнутой) и горизонтальная.
На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.
Пример.
Я все вспоминаю тот день, когда
ты устроилась в цветочный магазин, чтобы
заработать денег, когда
пришла домой с целой охапкой цветов, когда
ты рассказала о более ценных вещах, чем
деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая
до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что
все осталось по-прежнему.
Не отступайте от этого порядка действий, иначе запутаетесь.
Если предложение дано без знаков препинания, то сначала нарисуйте схемы предложения, затем расставьте знаки на схемах и только после этого расставьте знаки в тексте.
Однородные предложения на вертикальной схеме обводите в овал . Так будет видно, что они именно однородные, а не просто соподчинены, например. На горизонтальной схеме однородные главные предложения и однородные придаточные мы показываем стрелками с вопросами. Если у вас нет подчинительной связи, а предложения делает однородными общее слово, тогда на горизонтальной схеме показать, что предложения однородные, вы не сможете. В предложенном примере однородными являются главные предложения.
Прямую речь на схеме сложного предложения не показывают, так как она считается осложнением структуры простого предложения внутри сложного. Если прямая речь сама является сложной конструкцией, её схему рисуют отдельно, рядом со схемой основного предложения. То же самое относится и к вставным конструкциям. На рисунке показано, как изображена схема сложного предложения с прямой речью .
Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение - совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.
Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.
Что же должно быть указано при составлении схемы?
Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В квадратные скобки заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная - в круглые.
Как говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры.
Схема разбора предложения простого будет нагляднее на примере. Составим ее и дадим полную характеристику синтаксической единицы. "Мы, хромая, подошли к ветхому дому, прятавшемуся среди пышущей зелени".
Для начала необходимо определить грамматическую основу, от этого зависит как характеристика, так и схема предложения. Пример - простое с основой "мы подошли". Вносим основу в схему.
Далее необходимо посмотреть, осложнена ли синтаксическая единица. По наличию знаков препинания можно смело сказать - да. Здесь имеется обособленное одиночное деепричастие "хромая" и причастный оборот "прятавшемуся среди пышущей зелени". Эти элементы и отражаем в схеме.
[-,|Д|, = Х,|П.О.|]. Вот схема предложения, пример которого мы привели в начале раздела. Однако, следует оговориться, что академически она составлена верно, но некоторые преподаватели могут вносить свои требования. Например, независимо от однородности, вписывать все второстепенные члены предложения. Схема тогда разрастается и становится громоздкой. Хотя, порой это необходимо на начальном этапе изучения синтаксиса.
Теперь разберем, что представляют в графическом отображении сложные предложения. Единственная трудность в составлении их схем - определить границы простых частей. Кроме того, необходимо хорошо знать разницу между сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, потому что схемы их кардинально различны. Для начала разберем первый тип. Определим отличительные черты всех схем:
Разберем, что представляет собой схема предложения. Пример такой: "Дождик уже заканчивался, и на небе, блестя неяркими лучами, выглядывало солнышко, дающее надежду на хороший день".
Для начала докажем, что перед нами сложносочиненное предложение. Первая часть имеет предикативную основу "дождик закончился"; вторая - "выглядывало солнышко". Между частями стоит соединительный союз "и", сочинительный. В данном случае он передает значение последовательности событий. Первая часть, хоть и распространенная, ничем не осложнена. Вторая осложнена деепричастным и причастным оборотами. Они обязательно будут внесены в схему. [- =], и […,|Д.О.|,= -,|П.О.|]. Сделаем пояснение: необходимо было в начале второй части поставить многоточие, так как деепричастный оборот расположен в середине (перед ним обстоятельство места "на небе").
Имеет совершенно иную схему, ее отличия в следующем:
Разберем конкретные примеры: "Через несколько минут исчезли все домики, которые еще недавно казались сказочными избушками, стоящими на зеленом лугу".
Главную часть от придаточной отличает два аспекта: во-первых, от нее задается вопрос к придаточным, во-вторых, она не содержит в составе союза. Соответственно, первое именно такое. Заключаем его в Второе же предложение - придаточное: в его составе союз (в данном случае союзное слово). Также именно к нему задаем вопрос от слова главной части: "избушки (какие?) которые недавно казались…". Придаточная часть осложнена причастным оборотом. Схема будет такой: [= -], (которые = Х,|П.О.|).
Другой пример: "Дача, где мы отдыхали летом, располагалась в живописном месте, окруженном богатым лесом".
В данном предложении сложность в том, что придаточное «разрывает» главное. В придаточной части есть осложнение - причастный оборот. Схема будет такой: [-, (где - =), = Х,|П.О.|].
Что представляет собой схема предложения с прямой речью? Как известно, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. В зависимости от того, как расположены по отношению друг к другу эти части, и будет выглядеть схема. Скобки квадратные у каждой составляющей единицы - они равноправны.
В предложении: Он сказал: «Пойдем поговорим с глазу на глаз» сначала идут слова автора, а потом прямая речь. Схема будет выглядеть так: [А]: «[П.Р]», так как данная конструкция передает непосредственную речь человека, в конце предложения нередки вопросительные и восклицательные знаки, которые обязательно должны отражаться в схеме.
Примеры: Девушка, повернувшись, спросила: «Который час?». Обратим внимание, что слова автора в данном случае осложнены одиночным обособленным деепричастием. [-,|Д|,=]: «[П.Р.?]».
Юрий громко крикнул: «Спускайся вниз!». [А]: «[П.Р.]!».
Схема предложения с прямой речью, стоящей в середине, будет такой:
Она встала и громко сказала: «Я не хочу участвовать в этом беспределе!» - после этого покинула гостиную.
[А: [«П.Р.!»] - а].
Обратим внимание, что после прямой речи слова автора необходимо писать с маленькой буквы.
Также, если вопросительного либо восклицательного знака не требуется, после прямой речи ставится запятая.
Пример: Маша прочитала: «Вытирайте ноги», - и вошла в прихожую. [А: «[П.Р.]», - а].
Прямая речь может начинать предложение. В таком случае схема такая:
«Послушай тихую музыку», - сказал композитор и начал наигрывать неторопливую мелодию.
«[П.Р.]», - [а].
Если прямая речь представляет собой восклицательное или побудительное предложение - запятая не нужна:
«Можно войти?» - послышалось за дверью. «[П.Р.?]» - [а].
«Мы будем пытаться снова и снова!» - подбадривал меня тренер. «[П.Р.!]» - [а].
Теперь вы знакомы с основными типами предложений и их схемами.
Умение составлять схему предложения необходимо школьникам и студентам филологических факультетов. Зачастую при выполнении синтаксического разбора возникают проблемы с составлением схемы предложения. При этом именно благодаря чёткой и понятной схеме можно увидеть части сложного предложения, проследить логику сочинения и подчинения, наглядно зафиксировать главные члены. Особенно удобно пользоваться схемами при разборе предложений усложнённой структуры, с разными видами связей. В школах и вузах также проводятся занятия, на которых не только составляют схемы готовых предложений, но и сочиняют тексты по заданным схемам. Важно владеть основными методами, чтобы составить схему предложения правильно. Тогда она поможет вам визуально представить синтаксическую структуру текста.
Составляем схему предложения. Общие рекомендацииАлгоритм составления схемы предложения
Схему предложения нужно составлять по конкретному алгоритму. Постарайтесь сконцентрироваться и не отвлекаться, делайте заметки на листочке, пишите черновик. Только после полного анализа предложения, когда вы проверите, правильно ли составлена ваша схема, можно перенести её на чистовик.
Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.
Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.
Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:
При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:
Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
Обращение : обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:
На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:
Предложения с вводными словами : можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:
В схеме с причастным оборотом , кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:
Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения : его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.
Составляя схему предложения с разными видами связи , легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:
Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными . Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:
Параллельное подчинение:
Однородное подчинение:
Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!
Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.