В наше время многие родители, приходя к неврологу, или просто на слуху сталкиваются с таким понятием как «гиперактивный» ребенок или ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью – СДВГ. Давайте разберемся, что он означает. Слово «гипер» – с греческого означает на превышение нормы. А слово «активный» в переводе с латинского – деятельный, действенный. Все вместе – активный выше нормы.
Гиперактивные дети очень непоседливые, они все время бегают, прыгают, проявляют активность. Иногда всем кажется, что к ним прикрепили мотор, который бесконечно работает. Они подолгу могут активно двигаться, даже если от них этого не требуют окружающие.
Во время игр и занятий дети не могут усидеть на месте и не в состоянии контролировать свои руки и ноги. Так, в 2 – 3 года, когда малыш очень подвижен, он часто закатывает истерики , капризничает, бегает и быстро перевозбуждается, устает. На этом фоне могут возникать различные заболевания, нарушение сна.
В 3- 4 года добавляется расстройство координации движений, и родители настолько устают от такого поведения, что начинают бить тревогу и обращаются к специалистам. Доказано специалистами, что максимальное количество проявлений симптомов СДВГ наблюдается в период криза ребенка – в 3 года и в 6-7 лет. Такой портрет гипреактивного ребенка действительно вызывает у родителей много проблем и трудностей в воспитании.
Родители не должны вешать своему ребенку просто так ярлык «СДВГ», это могут сделать лишь только специалист – невролог, а психолог поможет на занятиях скорректировать это поведение. Разберемся более подробно, какие признаки в поведение могут возникать у детей с таким синдромом.
Признаки проявления этого диагноза зависит от сочетания трех основных проявлений:
Если в возрасте до 6-7 лет у ребенка проявляется все выше перечисленные признаки, то можно будет предположить диагноз СДВГ.
Для каждого родителя важно знать и понимать, откуда у ребенка появились такие симптомы и почему. Попробуем все это разъяснить. Мозг ребенка при рождении по некоторым причинам получил слабые повреждения. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, и поэтому после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.
Параллельно этому идет возрастное развития ребенка, ведь он учится сидеть, ходить, говорить. Поэтому уже с самого начала нервная система гиперактивного ребенка работает с двойной нагрузкой. И при возникновении любой стрессовой ситуации, длительного напряжения (например, адаптация в садике или в школе) у ребенка возникает ухудшение неврологического состояния, появляются симптомы гиперактиавности.
Осложнения при родах:
О том, как влияет родовая травма на последующую гиперактивность малыша, смотрите в видео:
Исследование показывает, что расстройство внимания склонно распространяться по семейной линии. У детей с СДВГ обычно есть, по крайней мере, один близкий родственник, который тоже страдает СДВГ. Одной из причин гиперактивности является врожденный высокий уровень возбудимости нервной системы, который ребенок получает от матери, находящейся в возбужденном, стрессовом состоянии на момент зачатия, и в процессе прохождения самой беременности.
Это одни из самых важных причин проявления гиперактивности. Чаще всего родители, пришедшие к нам на консультацию и не подозревают, что причины такого поведения их детей кроется в семье:
Постоянные ссоры и конфликты с родителями лишь усугубляют СДВГ
Но такие дети имеют не только недостатки в поведении, но и много положительных качеств. Это безудержные фантазеры и выдумщики, у них всегда готов неординарный ответ на любой вопрос, который вы зададите.
Став взрослыми, они превращаются в различных шоуменов, актеров, пополняют ряды креативно мыслящих людей. Любят мечтать, и замечают в окружающем мире, то, что не увидели вы.
Их энергия, гибкость и стремление к успеху привлекают к своей персоне людей, ведь они замечательные собеседники. В играх и различных группах они всегда на веду, лидеры с рождения. С ними точно не соскучишься.
Большинство детей с диагнозом СДВГ становятся талантливыми и незаурядными личностями
Наиболее полная схема психологической коррекции при помощи игр и упражнений описана в книгах:
И. П. Брязгунова и Е. В. Касатиковой «Непоседливый ребенок»:
Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной «Гиперактивные дети»:
Арцишевской И. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»:
Занятия, которые проводятся с такими детьми, могут включать в себя следующие методы и приемы:
Гиперактивным детям рекомендованы групповые занятия с детским психологом
Вот несколько игр из этих книг для детей дошкольного и школьного возраста, которые может проводить в домашних условиях любая мама:
На представленном ниже видео продемонстрировано коррекционное занятие с гипепрактивными детьми:
Мама предлагает ребенку внимательно рассмотреть, что есть у куклы, ее одежду, какого цвета глазки. Затем ребенок отворачивается и рассказывает, какая кукла по памяти.
Ребенок рассматривает 6-7 мелких игрушек. Мама незаметно кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и предлагает потрогать игрушку в мешочке. Он поочередно ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свое предположение. После этого вынимает игрушку и показывает ее.
Мама показывает ребенку цветные квадраты. Если он увидит красный квадрат – то можно прыгать, бегать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте и замолчать. Также для малыше подходят различные игры с песком и водой.
Возьмите любой напечатанный текст с крупным шрифтом. Одну часть текста дайте ребенку, другую оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «а» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами для взаимопроверки.
Взрослый изображает обезьянку, а дети за ним повторяют. Сначала стоя на месте, а затем прыгая по всему залу. Стараемся в движении удерживать образ обезьянки.
Можно начертить много линий и каракулей, и ребенок должен проследить взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими.
Называйте ребенку различные слова: диван, стол, чашка, карандаш, медведь, вилка, школа и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите игру с начала.
Дети младшего школьного возраста с удовольствием занимаются с психологами
В работе с гиперактивными детьми можно использовать такой метод, как мульттерапию и сказкотерапию. Подбирайте мультфильм индивидуально по заданной проблематике ребенка.
Предлагайте вашему малышу просмотреть следующие мультфильмы:
Читайте малышу сказки из следующих сборников:
«Коррекция двигательной расторможенности»:
«Самоорганизация поведения»:
Чтение крохе сказок помогает развиваться его воображению и внимательности
При проявлении у ребенка симптомов СДВГ отвлекайте и переключайте внимание:
Послушайте советы доктора Комаровского о том, как нужно воспитывать гиперактивного малыша:
Лучше всего с такими детьми работает «жетонная» система. За выполнение любых дел ребенок получает поощрение в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. В эту игру можно играть всей семьей.
В любой ситуации родители должны быть для ребенка опорой и поддержкой
Специалисты диетологи разработали специальное меню для маленького непоседы.
Завтрак : овсяная каша , яйцо, свежевыжитый сок, яблоко.
Второй завтрак : орехи или очищенные семечки, минеральная вода.
Обед : суп с овощами и зеленью, рыбная котлета или курица с картофельным пюре, желе из ягодного сока.
Полдник : йогурт (ряженка , кефир), хлеб цельнозерновой или из муки грубого помола, банан.
Ужин : салат из свежих овощей, гречневая каша с молоком или творог, чай травяной из мелиссы или ромашки.
Поздний ужин: стакан молока с ложкой меда.
Это лишь примерный перечень блюд, меню можно корректировать с учетом риска возможных аллергических реакций и пристрастий ребенка.
Когда объятия становятся лекарством ИЛИ как справиться с гиперактивностью ребенка.
"Из-за неусидчивости и непоседливости такой ребенок сразу бросается в глаза, - описывает гиперактивного ребенка Елена Никитина, психолог Центра психологии семьи.
"Такой ребенок нетерпелив и суетлив. Импульсивен и агрессивен. Не может удерживать на чем-то одном внимание более 5-10 минут. Много и быстро разговаривает, задает бессчетное количество вопросов, но ответов на свои вопросы не ждет, так как за минуту успевает заинтересоваться чем-то другим", - дорисовывает картину психолог.
Эти симптомы, а также чрезмерное нервное возбуждение, недостаточный контроль за движениями и эмоциями, плохая координация движений, быстрая усталость определяют синдром гиперактивности.
Много специалистов отмечают ежегодное увеличение количества детей с таким психическим расстройством. Например, детский невролог Национальной детской специализированной больницы "Охматдет" Лидия Кулик констатирует ухудшение ситуации в ее практике за последние 5 лет до 20%. Как и то, что к этой болезни мальчики втрое уязвимее девочек.
Подавляющее большинство родителей такое необычное поведение детей начинает беспокоить, когда время готовиться к школе (пик болезни приходится на 5-7-летний возраст). Именно тогда становится понятным, что ребенок вряд ли выдержит за партой время, отведенное на урок. К тому же, вероятно, у него возникнут трудности с поиском друзей.
"Если такому ребенку во время игры с другими детишками понравится игрушка, первым толчком у него будет отнять ее, а не попросить поиграть, - говорит Елена Никитина. - Хотя бы поэтому, общение со сверстниками им не очень удается.
На детской площадке гиперактивные дети похожи на торнадо, которое уничтожает на своем пути все и вся. Поэтому родители других малышей стараются держать свое чадо от них как можно подальше. Соответственно, у гиперактивных детей имеется проблема социальной адаптации.
Несмотря на то, что за некоторыми исключениями, гиперактивность не влияет на общий интеллект ребенка, поэтому проблемы со школьной успеваемостью могут возникать преимущественно из-за непоседливости, неумения концентрировать внимание и плохой памяти; в школе они нежелательные ученики, их не воспринимают.
Конечно, педагогам удобнее отправить такого ребенка к психиатру или невропатологу, чем искать к нему подход. Поэтому в нашей стране многих гиперактивных детей переводят на обучение по индивидуальной программе, задерживая таким образом темпы их общего развития и социализации.
С учетом ежегодного ухудшения ситуации, сегодня вопрос гиперактивности волнует уже не только родителей, врачей и психологов, но и государственных чиновников. Ведь по некоторым экспертным оценкам, только в России таких детей сегодня от 300 до 500 тысяч.
Пси-факторы
Отец привел мальчика с синдромом гиперактивности в центр психологии. Психолог занимается ребенком, а папа ждет 8-летнего Мишу в кресле, читая газету. За обоими интересно наблюдать: человек, болтая ногой, ерзает в кресле, резкими движениями перебрасывает листы; парнишка так же болтает ногой, одновременно расшатывая стульчик, на котором не может спокойно усидеть.
Во время разговора с психологом, оказалось, что в детстве у отца в медицинской карточке была запись невропатолога о возросшей нервной возбудимости.
По мнению экспертов, во многих случаях гиперактивность у детей обусловлена генетически. Кстати, в подростковом возрасте и у взрослых подавляющее большинство симптомов болезни за счет лучшего самоконтроля сглаживается.
В некоторых случаях гиперактивность - следствие травм мозга, патологических родов или беременности с осложнениями. Лидия Кулик говорит про не единичные случаи возникновения болезни у детей, рожденных с помощью кесарева сечения.
Кроме того, надо отметить еще один важный фактор возникновения болезни - социально-психологический. Не исключено, что в какой-то степени гиперактивный синдром - это болезнь современного общества, XXI века и ускорения ритма жизни.
Кулик убеждена, что не последнюю роль в его появлении играют компьютер и телевизор, потому что они выплескивая в массы ливни негативной информации, провоцируют агрессию и нервную возбудимость не только у детей, но и у взрослых.
Впрочем, социально-психологический аспект этого заболевания, это прежде всего, влияние семьи. Речь идет не только о неблагополучных семьях, в которых, например, кто-то из родителей страдает алкоголизмом.
Как раз наоборот, ведь лишь наблюдая за ребенком, можно понять об имеющихся у них проблемах. Как нам известно, ребенок, по сути, - зеркальное отражение взаимоотношений между родителями.
Любить = лечить
"Не трогай! Немедленно положи! Когда ты, наконец, будешь, как все дети! Не ребенок, а ужас какой!" - Кричит мать в кабинете невролога на малютку, вырывая у него из рук и возвращая на стол врача куклу, которую ребенок только что взял.
Ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) , напряженная и нервная женщина привела на прием с просьбой вылечить. С обычным ребенком, в принципе, не следует обращаться таким образом, а с гиперактивным - особенно.
Эти дети чрезвычайно чувствительны и уязвимы, имеют заниженную самооценку. Любая жесткая критика в их адрес, сравнение с другими детьми, усиливает их неуверенность в себе. Однако родителям проще накричать на ребенка или наказать его, чем проявить терпение, спокойно указав ребенку на его ошибки.
Имея определенный опыт, Лидия Кулик считает, что иногда, глядя на родителей, можно уверенно утверждать, что помощь, во всяком случае, психологическая, нужна именно им, а не детям.
Елена Черепанова, психолог Центра детской и семейной психологии "Я + семья" говорит, что гиперактивность часто встречается у детей из семей, где нет теплых эмоций.
Гиперактивных детей лечат как медикаментами (стимуляторами, амфетаминами), так и с помощью различных психологических методик и упражнений, направленных на воспитание самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, усидчивости и внимания (коррекцию разрабатывают индивидуально).
Для таких деток обязательными являются режим, специальная диета (ограничение в сладостях), для них полезны занятия на разработку тактильных ощущений (лепка, рисование пальчиками), игры с водой; спорт; и в целом они требуют особого обращения.
Указанные методы, безусловно, эффективны. Впрочем, помочь ребенку по-настоящему, а не частично снять симптомы болезни можно лишь при условии, что родители желают именно помочь, а не упростить себе жизнь.
Поэтому готовы не только длительное время тратить на занятия, придерживаясь одной линии воспитания, а, также работать над собой: решать собственные психологические проблемы, улучшать микроклимат в семье.
Для начала стоит попробовать принять личность малыша. Пытаться любить его таким, какой он есть, и не стесняясь, проявлять эти чувства. Хотя бы и с помощью "Правила 8-ми объятий", которое предлагает Елена Никитина.
"Обнимайте ребенка НЕ МЕНЕЕ 8 раз в день, чтобы он чувствовал вашу любовь, которая ему очень нужна".
Для любого ребенка это важно, особенно для гиперактивного. Тем более что объятия успокаивают и снимают напряжение. Любовь, по мнению экспертов, - лучшее лекарство.
Статью прислал: laiem
Он не может спокойно посидеть на диване или надолго заиграться. Ему все быстро надоедает, он бывает вспыльчив и агрессивен. Его ни на минуту нельзя оставить одного. Как совладать со сверхактивным ребенком?
16:20 5.08.2013
В то время как молодые мамы обсуждали преимущества разных соков и памперсов, Настя бегала за своим трехлетним Андрюшкой по всему микрорайону. Ее сорванец, в отличие от других малышей, мирно копающихся в песочнице, все время норовил куда-то умчаться. Он носился, как маленькая комета, категорически не желая оставаться в пределах детской площадки. Когда его ловили и пытались вернуть в родной двор, Андрюшка закатывал такую истерику, что бабушки из соседних подъездов неодобрительно качали головами и поджимали губы. Впрочем, эта способность - в упор не видеть границ дозволенного - сохранилась у него и тогда, когда он стал значительно старше.
Так начинаются истории большинства детей, которым впоследствии ставят диагноз СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Но в отличие от шустрых малышей, которые к школьному возрасту становятся более уравновешенными, проблемы с гипердетками растут как снежный ком.
О том, что у такого сообразительного и эрудированного мальчика, как Андрей, могут возникнуть серьезные недоразумения в детском саду, Настя и подумать не могла. Однако уже на второй день воспитательницы, охая и вздыхая, начали наперебой рассказывать о том, что ребенок непослушен, неуправляем, капризен, не ест, не спит и не хочет сидеть на занятиях вместе с другими детьми, а главное - совершенно не готов к посещению детсада.
Именно с этого момента и начались все большие беды маленького человека.
Несмотря на свою подвижность, Андрюшка был очень неловок и отчаянно раздражал этим отца, пытавшегося научить сына играть в футбол или лазать по деревьям. Свекровь отказалась брать внука на выходные после того, как Андрей в порыве ярости запустил деревянной игрушкой в сервант, выбив стекло. Дед возмущался полным отсутствием целеустремленности и настойчивости у внука. Редкая прогулка обходилась без того, чтобы посторонние люди не сделали Андрею замечание. Упреки сыпались отовсюду. Круг замыкался, и Настя постоянно чувствовала себя преданной всеми, виноватой, уставшей и отчаявшейся. А Андрюша, как назло, будто ощущая нервозную обстановку, стал еще более вспыльчивым и плаксивым.
Хождение по мукам
Первым специалистом, к которому измученная Настя решила обратиться за советом, был психолог. Важная дама сообщила, что хотя и не видит серьезных проблем, но позаниматься согласна. Однако на третьем занятии она отметила, что ребенок очень невнимателен и несобран. И посоветовала сходить к невропатологу. Никаких особенных отклонений, кроме двигательной расторможенности и незначительной задержки речевого развития, не обнаружил и этот специалист. А по вопросам поведения порекомендовал проконсультироваться с детским психиатром.
На этот раз пожилой доктор долго беседовал с самим Андреем. «У вас очень смышленый мальчик, но, к сожалению, у него есть некоторые особенности, которые нуждаются в медикаментозной коррекции», - вынес свой вердикт врач.
Настя была шокирована. Но давать ребенку нейролептики побоялась. И решила побеседовать еще с одним специалистом. А потом еще с одним. Сколько всего кабинетов пришлось им посетить, сказать трудно. Это было тяжелое, изнуряющее паломничество в попытках найти ответ всего лишь на один вопрос: «Что с ребенком?» Чем больше врачей они посещали, тем запутанней казался диагноз. Мнения медиков варьировались от «абсолютно здоров» до «очень сложный случай». Однажды во время очередного приема кто-то из врачей озвучил неизвестную доселе причину всех их мучений - СДВГ.
Всю ночь Настя читала в Интернете информацию об этом синдроме. И к утру нашла форум, на котором мамы детей с аналогичными проблемами обсуждали методы воспитания, лечения, коррекции. Казалось, три четверти того, что описывали другие, - портрет ее сына. Рассеянного, несобранного, вспыльчивого, импульсивного, нетерпеливого, неспособного дожидаться своей очереди и не выносящего проигрыша, не умеющего найти общий язык с другими детьми, но при этом очень доброго, ласкового и сообразительного.
Причины и следствия
Оказалось, что таких детей, как Андрей, не так уж и мало - около 3-5%, из которых большинство мальчиков. И что это - легкое неврологическое нарушение, которое нередко не выявляется при стандартном обследовании. А главное - большинство новых виртуальных подруг Насти прошли аналогичный путь надежд и разочарований и ко многим неприятностям научились относиться терпеливо, мудро, а частенько даже с юмором.
Мамы гиперактивных детей постоянно сталкиваются с непониманием и осуждением окружающих, которые, негодуя, обращают внимание на буйный нрав их сыновей и дочек. На самом деле эсдэвэгэшки, как их ласково именуют родители, имеют свои выдающиеся качества. Например, «эффект двойной исключительности» - невероятное сочетание невнимательности, утомляемости и других проблем, затрудняющих обучение, с общей одаренностью и даже талантом. И действительно, Настю всегда удивляла великолепная память и выдающиеся математические способности сына. Но, увы, этих особенностей не учитывает наша система дошкольного и школьного образования.
Главная проблема детей с СДВГ в школах и в детских садах в том, что они неусидчивы и нетерпеливы. Для них не существует слово «надо». Им практически не удается более 5-10 минут удерживать свое внимание на вещах, которые для них не значимы. При этом они могут часами заниматься тем, что им интересно. Они много разговаривают и отвлекаются. Спокойно сидеть на занятиях и все время усердно писать или считать для них - непосильная задача. Когда им становится скучно, они начинают вертеться и мешают проводить урок. Кроме того, вследствие более позднего функционального созревания лобных долей головного мозга эти дети более инфантильны и импульсивны, чем их сверстники. Их психологический возраст примерно на 30% меньше биологического. Поэтому во всем, что касается умения контролировать свои эмоции и планировать поступки, девятилетний ребенок с СДВГ соответствует шестилетке.
Они спят меньше других детей и чаще просыпаются ночью. В двигательной сфере у них нередко обнаруживаются нарушения координации, а развитие мелкой моторики и формирование навыков запаздывают. Им сложнее научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Их тетрадки поражают своей неаккуратностью, а почерк - просто ужасен. Их рассеянность способна свести с ума даже самых терпеливых родителей и учителей. Такой ребенок может потерять собственную тетрадку на своей же парте, перепутать куртки в раздевалке, не найти школьной формы и забыть в маршрутке портфель.
Однако в чем кроется причина подобных проблем? Мнения ученых разошлись, но большинство специалистов склоняются к мысли, что в основе этого расстройства лежит нарушение произвольного контроля и энергетического тонуса. Из-за этого ребенок перевозбужден, непоседлив, ни на чем не может долго сосредоточиться. При этом он очень быстро утомляется. Нельзя сбрасывать со счетов и наследственную, генетически обусловленную предрасположенность к СДВГ, которая тоже подтверждается исследованиями.
Несмотря на споры и различные точки зрения относительно природы этого синдрома, медики, педагоги и психологи единодушны в одном: количество таких детей растет с каждым годом. Поэтому и учителям, и родителям стоит обратить внимание на некоторые правила, которые могут помочь в общении и обучении гипердеток.
Любовь, внимание, терпение
От родителей в первую очередь зависит, насколько успешно сын или дочь сможет преодолеть свои проблемы. Недопустимо, чтобы ребенок привык считать себя «плохим», «неорганизованным», «невыносимым» и заработал комплекс неполноценности. Несмотря на то, что после 12 лет примерно у половины детей основные симптомы СДВГ сглаживаются, некорректное поведение родителей и учителей может привести к заниженной самооценке и потере веры в себя.
Нужно понять самое важное: детки с СДВГ особенно нуждаются в любви и защите! В своей жизни они переживают огромное количество неудач и разочарований и поэтому требуют к себе особого отношения. Их нельзя наказывать за невнимательность (ведь они слышат лишь половину из того, что им говорят), «клеймить» нелицеприятными эпитетами, кричать на них, сравнивать с другими детьми. Для них особенно важен четкий режим дня, который следует соблюдать с первых месяцев жизни, спортивное развитие, спокойная атмосфера в доме и внимание мамы и папы. Отдавая гиперактивногомалыша в детсад или школу, обязательно предупреди воспитателя (учителя), что твой ребенок слишком подвижен и неусидчив: ему нужно помогать организовать работу, составляя эффективный план, позволять чаще двигаться. Дома же ребенка нужно постоянно чем-то занимать: рисованием, конструированием, лепкой, чтением, помня, что любое занятие быстро ему надоедает. Родительское терпение, уважительный диалог с ребенком и искренняя любовь помогут твоему чаду поверить в себя и с годами преодолеть трудности, вызванные СДВГ.
Воспитываем непоседу
Общаться с гиперактивным ребенком нужно максимально спокойно, многое повторяя по нескольку раз. Крик только усугубит проблему.
Больше 200 лет назад немецкий врач Генрих Хоффман первым дал описание и назвал его «непоседа Фил». Но только в 60-х годах XX века врачи стали оценивать чрезмерную подвижность не как черту характера, а как неисправимый дефект психики.
Вы пришли вечером с работы, а сын не сделал самого простого: кровать не заправлена, носок, брошенный в центре комнаты два дня назад, так и лежит, и все усыпано чипсами. Спрашиваете: «Неужели трудно было поднять? Как же тебе не стыдно? За что ты меня так мучаешь?».
Эти вопросы и для обычного ребенка непонятны, а сознание гиперактивного пропускает их, как дуршлаг воду. Его цепляет только конкретика - лучше без лишних эмоций начинать прямо с носка.
Масштабных планов вроде уборки квартиры гиперактивному чаду не предлагайте. Испугается слишком большой задачи. Его способности концентрироваться на одном деле ограничены. Ну и что, пусть моет в час по чайной ложке, считает доктор Мартин. Главное, чтобы у вас хватило терпения давать эти «ложки» регулярно, нагружать и не раздражаться, что ваш быстрый ребенок делает все так медленно.
Собирайся, пожалуйста! Мы должны уходить через пять минут! - обращается мать к одиннадцатилетней дочери. Та продолжает делать свое, ведь, во‑первых, для нее нет никаких «мы», есть только «я», во‑вторых, слово «должны» слишком расплывчато. Она начинает мучить мать вопросами: «А почему именно через пять минут, а не через шесть?», «Кому должны?». И это только начало длиннейшей бесцельной дискуссии. Хотите, чтобы ребенок начал собираться? Заинтересуйте его: «Сможешь собрать вещи за три с половиной минуты?».
Очень важно, чтобы задача звучала в форме вопроса, а не приказа. И тогда результат не заставит себя ждать.
Хотите быть услышаны - шепчите. Чем громче мы кричим, ругаемся, тем вероятнее они нас «выключат». На эту «отключку» как никто способны гиперактивные дети. В периоды больших разборок мы выглядим для них как рыбы, беззвучно открывающие рот. Такая у них защита от родительских эмоций. Но едва вы станете шептать, они начнут прислушиваться. И тогда ваше слово будет на вес золота. Иногда полезно пообщаться вообще без слов, для маленьких детей даже разработана система «светофор», где красный цвет - знак запрета, желтый - тревоги, а зеленый - разрешения. Гиперактивные дети гораздо чувствительнее к картинке, чем к словесной информации.
Худшее, что можно требовать во время разговора с дочерью или сыном, это: «Смотри мне прямо в глаза!». Доктор Мартин учит родителей не искать контакта глазами и позволять ребенку во время беседы что-нибудь вертеть в руках - карандаш, игрушку, платок… «Ручная занятость» повышает его способность к концентрации внимания. А вот если он будет стоять прямо и смотреть вам в глаза, все его силы уйдут на то, чтобы поддерживать эту стойку. А смысл слов пролетит мимо.
Сын-подросток пришел из школы раздраженный, плохой был день. На вопрос: «Что случилось?» отвечает: «Не ваше дело!». Родители могут взорваться и наказать, могут посочувствовать. Но специалисты советуют: лучше остаться в своем настроении. Читали журнал, смотрели телевизор, готовили ужин - продолжайте это делать.
Если ребенок чувствует, что взрослый не раздражается, он успокаивается. Идеальные родители для гиперактивных детей - те, кто способен сохранять в любой ситуации каменное спокойствие. Таких немного, обычно у гиперактивных детей родители сами быстро становятся раздражительными. И тогда возникает вопрос: кто же тут кого воспитывает?
Двенадцатилетняя девочка третий час в разных вариациях пытает мать:
Ну почему нельзя принести пару белых крыс в дом, почему?
Мать спрашивает в отчаянии:
Ты слово «нет» не понимаешь?
Девочка чистосердечно признается:
Не понимаю.
И это правда. Обычного ребенка запрет расстроит, но он его быстро переживет. Для гиперактивного «нет» - маленькая катастрофа, повод взять взрослых в осаду, любыми путями заставить их изменить «нет» на «да».
Психологи, работая с гиперактивными детьми, используют такую систему поощрений: лучший приз достается тем, кто смог пусть не с первого, но хотя бы со второго раза принять «нет» без споров. Кроме поощрений есть еще и наказание, например, ребенок должен раз пять или десять написать на бумаге: «Я буду стараться принимать отказ спокойно». Говорят, эта мера очень действенная.
Гиперактивным детям нужно знать, что в их доме есть Босс. Едва заметив, что начальника нет, они немедленно занимают его место.
Очень трудно справляться матерям-одиночкам с сыном-боссом или дочкой-начальницей. Дети начинают поправлять: «не так готовишь», или даже оценивать: «ты неправильно меня воспитываешь!» - это доводит родителей до слез.
Один отец, придя с работы, и выслушав 15-летнего сына, который не выполнил ни одной его просьбы (так как «все это было глупо») сказал: «Если бы ты так спорил с боссом на работе, тебя бы просто сразу уволили». По глазам сына он понял, что юноша удивился, испугался за будущее и поэтому без лишних напоминаний пошел выносить мусор.
Когда родитель только открывает рот, чтобы , он должен знать, чего он хочет - войны или мира. Гиперактивных всегда есть за что поругать, поэтому для войны повод найдется. Но если вы хотите мира, то надо сначала привести в чувство себя. Перед воспитательной беседой стоит сесть в кресло, а ноги закинуть на стол - из такой позиции труднее давить и кричать. Наше спокойствие - это как раз то, что нужно гиперактивному ребенку. Только оно ему помогает, защищает, дает уверенность.
«Я тебя еще удивлю»,- говорит тринадцатилетний сын, у которого в планах сотни начинаний и ни одно пока не доведено даже до середины. Но надо верить и не говорить ему лишнего.