Такое счастье работать с такими детьми! Быть их штурманом, рулевым, следить за тем, чтобы они не потерялись в океане нового и еще неизведанного, чтобы вопросы стали попутным ветром, а не страшным препятствием. Это невероятно увлекательно, но и неизмеримо сложно, ведь нельзя угадать, что их заинтересует, сложно суметь ответить на все вопросы. А как найти в себе силы признаться в том, что ты сам чего-то не знаешь? Это, наверное, самое сложное. Но если великий Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю», то почему мы, простые учителя, должны знать все? Такое признание может стать еще большим стимулом для ребят: да, мы знаем многоe, но не знаем всего, смотрите, мы тоже задаем вопросы и тоже хотим знать больше.
Так что же значит уметь задавать вопросы? Конечно, это постоянная работа ума, самосовершенствование и самообразование. То есть, с одной стороны, научив спрашивать, мы даем своим ученикам возможность учиться всегда, получать непрерывное образование. И если дети, став уже взрослыми, не потеряют интерес к нашему предмету, будут пользоваться полученными знаниями и стремиться обрести новые, то, значит, мы сумели дать им по-настоящему качественное образование, которое им пригодилось в жизни, а не которое они аккуратно оставили на школьном крыльце сразу после выпускного бала.
Но ведь есть и другая сторона, думаю, более важная. Мы должны научить своих учеников задавать вопросы самим себе, анализировать собственные поступки, задумываться о том, что и почему происходит вокруг них в мире, в стране, в обществе. Пожалуй, лучше всего для этого подходят уроки литературы, на которых мы не только обсуждаем литературные произведения, жизненные пути авторов и образность языка, а рассуждаем о вечных ценностях, обмениваемся мнениями, сопереживаем, сочувствуем героям или не соглашаемся с ними.
Получается, что в первом случае речь идет о любознательности, пытливости, а во втором - о совести и правде.
Задавать вопросы - вещь зачастую неблагодарная, неприятная. Гораздо легче закрыться в своем уютном мирке, надеть футляр, забиться в норку (а для пущей убедительности поставить герань на подоконник и завести канарейку). Меньше знаешь - крепче спишь, но ведь и совесть твоя от этого спит крепче, не правда ли?
Задавать вопросы, на которые нет однозначного ответа, дело сложное и мучительное, но только так, наверное, и можно стать человеком. Я мыслю, следовательно, я существую, я спрашиваю, следовательно, мне не все равно.
Борис Пастернак писал:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Этому мы должны учить, это и будет залогом качественной (читай: полноценной, насыщенной) жизни - спрашивать, искать, подвергать сомнению, не соглашаться. Наши дети должны стремиться, как Пастернак, «дойти до самой сути», а не стать теми, кто, бездумно принимая навязанное свыше, скажет: «Я Пастернака не читал, но осуждаю». В этом цель нашей работы.
Task 5. Listen to the audio and drag the words to complete the text.
00: 00
Да или нет?
Я расскажу вам историю, ........... произошла с моим другом, австрийцем. Мой друг, ........... зовут Вальтер, начинал работать в Болгарии, стране, ........... раньше он никогда не был. Он купил старую машину в маленьком городе, ........... выехал утром, и поехал в другой город. Вальтер ехал медленно, чтобы рассмотреть природу и красоты страны, ........... ему надо было работать. Вечером, ........... было уже темно, он понял, что снова приехал в маленький город, ........... выехал утром. В то время, ........... Вальтер приехал в Болгарию, он уже нормально говорил по-русски. И болгары тоже понимали русский язык, ........... они изучали в школе.
Вальтер долго не мог понять, почему он снова приехал в этот город, ........... он уехал рано утром. По дороге он встречал людей и спрашивал у них, правильно ли он едет. И эти люди кивали ему.
Он был очень злой. На следующий день Вальтер купил карту страны, ........... он приехал и ........... он уже не хотел работать. С картой он быстро доехал до нужного города.
Только потом, через несколько дней, болгарские коллеги, ........... услышали от Вальтера эту историю, объяснили ему, где была проблема. В Болгарии люди, ........... кивают, говорят «нет», а жест, ........... означает «да», – в Болгарии означает «нет».
Теперь, ........... Вальтер планирует поездки в другие страны, ........... он будет работать, он всегда читает о традициях и обычаях этих стран.
(обобщающий урок по теме «Наречие» 7 класс)Цель: обобщить, закрепить и показать знания по теме «Наречие».
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок пройдет в форме игры под названием «Где, куда, когда, откуда, почем, зачем и как?» (Слайд 1). А как вы думаете, почему она так называется? (Потому что говорить мы будем о такой части речи как наречие, которая отвечает на вопросы, указанные в названии игры).
Повторение изученного.
На доске расположены карточки с понятиями и терминами(наречие, признак действия, признак признака, неизменяемость, обстоятельство, образ действия, степень, место, время, причина, цель), которые вы должны логически расставить и на их основе рассказать все об изучаемой части речи.
Закрепление изученного.
Наиболее сложным вопросом является орфография наречий. Поэтому в ходе нашей игры мы должны будем показать свои умения в правописании этой части речи и еще раз закрепить свои знания. У каждого из вас на столе лежит рабочий лист с заданиями игры, в ходе которой вы будете его заполнять. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетон со словами-наречиями, которые пополнят ваш словарный запас. Кто наберет наибольшее количество жетонов, тот и станет победителем игры. А работать мы будем по такому плану (Слайд 2):
Где наречия с приставкой НИ?
Когда пишется Н, а когда НН?
Куда пропал Ь на конце наречий?
Откуда появилось слитное, раздельное и дефисное написание наречий?
Почему в некоторых наречиях на конце пишется А, а у других – О?
Зачем нужны наречия?
Как отличить наречие от других частей речи?
Задание 1. «Где?» (Слайд 3)
- Отметьте номера предложений, где пишутся наречия с приставкой НИ.
Проверка выполнения осуществляется с помощью слайда.(Слайд 4)
Задание 2. «Когда?» (Слайд 5)
С помощью перфокарты решите орфографическую задачу: когда пишется Н, а когда НН?
Задание3. «Куда?» (Слайд 6) (Физминутка)
Я буду называть наречия с орфограммой «Ь на конце наречий после шипящих», когда слышите наречие, которое пишется с мягким знаком – приседайте, без мягкого знака – вставайте.
Задание 4. «Откуда?» (Слайд 7) (задание по группам)
Сейчас мы объединим свои усилия для решения сложной задачи «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий». 1-ый ряд: украсит лепестки ромашки наречиями, которые пишутся слитно, 2-ой ряд: раздельно, 3-ий ряд: через дефис. (У каждой группы на столе желтая сердцевина цветка со словом «наречие» и белые лепестки).
Задание 5. «Почему?» (Слайд 8)
У вас на столах лежат карточки с буквами Е,О,А. Я буду называть наречия, а вы поднимать карточку с той буквой, которая пишется на конце слова.
Задание 6. «Зачем?» (Слайд 9)
- Замените слова в скобках образованными от них наречиями и запишите. Подумайте, для чего служат наречия в речи.
Прочитайте.
Задание 7. «Как?» (Слайд 10)
Укажите какой частью речи являются выделенные слова.
Работа со словарем.
С помощью «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова определите значение наречий СЫЗДАВНА и СЫЗНОВА. К какой группе лексики они относятся?
Поставьте ударение в наречиях НЕЗАДОЛГО, НЕНАДОЛГО. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.
Запишите в столбик наречия ТОЧНО, НАРОЧНО, СКУЧНО. Рядом запишите их в транскрипции. Есть ли разница в правописании и произношении сочетания ЧН в данных словах. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.
Подведение итогов урока.
Наша игра подошла к концу, подсчитайте свои жетоны, сейчас мы определим победителей. (Выставление оценок).
Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Но некоторые из вас увидели свои пробелы в знаниях по теме «Наречие». Я прошу каждого из вас высказаться, что вы усвоили, а что нет.
Слайд 12:
Я усвоил(а)правописание…
Я не усвоил(а) правописание…
Всем спасибо, до свидания.
Эти "запоминалки" помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила русского языка.
Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!
Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду.
Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)
Орфография:
Шомпол, чопорный и шоры,
шов, крыжовник и обжоры,
шоколад, шоссе, шофер -
вот и весь набор.
Множественное число:
В детской сказке Колобок
по траве катиться мог
без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять,
помидоров не собрать.
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин
Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение – Ты ее немедленно ставь под ударение!
В городе Бордо,
на улице Бордовой,
закат бАгряный и бАгровый.
На вЕранде вЕтер
На вИтрине Игрушки.
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку «Цыц!»
Грамматика
Для верного определения начальной формы глагола: вид не менять, -СЯ не терять.
Вопросы, на которые отвечают наречия:
где, когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
(из-за, из-под)
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Н и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Прилагательные с суффиксом -ЯН-:
исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н : в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
Наречия на шипящую – исключения: Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова:
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.