Цель: ознакомить учащихся с устройством электромагнитов и их применением. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Оборудование для лабораторной работы: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.
Демонстрации: устройство и принцип действия электромагнита; использование электромагнитов в электрическом звонке, электромагнитном: реле, телеграфе.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Повторение.
Проверка домашнего задания
В начале урока можно провести краткий фронтальный опрос: -. Какие магнитные явления вам известны?
- Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?
- На какие частицы или тела действует электрическое поле? Отклонится ли магнитная стрелка, если ее разместить вблизи пучка движущихся частиц: а) электронов; б) атомов; в) положительных ионов?
- Что называют магнитной линией магнитного поля?
На полу лаборатории под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода и направления тока в нем, не вскрывая линолеума? Далее можно разобрать вопросы, возникшие при решении домашних задач.
Устройство и принцип работы электромагнита
Катушка, по которой течет электрический ток, является магнитом и имеет два полюса - северный и южный. При увеличении силы тока магнитное поле катушки усиливается.
Усилить магнитное поле катушки можно и другим способом: достаточно ввести внутрь катушки железный сердечник. Сообщив, что такую катушку можно назвать электромагнитом, учитель объясняет учащимся, что электромагнит - одна из основных деталей многих технических приборов: звонок, телеграф, телефон, микрофон, электромагнитное реле и др.
III . Лабораторная работа
После краткого знакомства с электромагнитами и их применениями переходят к выполнению лабораторной работы № 9. Работа выполняется согласно инструкции учебника.
В ходе выполнения лабораторной работы необходимо обратить внимание учащихся на то, как, зная направление тока в витках катушки, определить полюсы катушки (электромагнита): если мысленно «обхватить» правой рукой катушку с током, расположив четыре пальца по направлению тока, то отогнутый большой палец укажет северный полюс катушки (направление линий магнитного поля внутри катушки).
Домашнее задание
1. § 58 учебника; вопросы к параграфу.
2. Выполнить упражнение 28 (с. 136).
Лабораторная работа № 8 _____________________ дата Сборка электромагнита и испытание его действия. Цель: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие. Оборудование: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас (магнитная стрелка), дугообразный магнит, амперметр, линейка, детали для сборки электромагнита (катушка и сердечник). Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять. Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При проведении опытов с магнитными полями следует снимать с руки часы и убрать мобильный телефон. С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ________________________ Подпись учащегося Ход работы. 1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра и ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи. 2. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки. Измерьте расстояние от катушки до стрелки L1 и силу тока I1 в катушке. Результаты измерений запишите в таблицу 1. 3. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние L2, на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 1. Таблица 1 Катушка без сердечника L1, см I1, А L2, см I2, А 4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L3 от катушки до стрелки и силу тока I3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в таблицу 2. 5. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое расстояние L4, на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I4 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 2. Таблица 2 Катушка с сердечником L3, см I3, А L4, см I4, А 6. Сравните результаты, полученные в п.3 и п.4. Сделайте вывод: ______________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод: _____________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 8. Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса, определите, где расположен северный, а где – южный полюс электромагнита. Зарисуйте магнитное поле полученного вами электромагнита КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какое сходство имеется у катушки с током с магнитной стрелкой? __________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Почему магнитное действие катушки, по которой идёт ток, усиливается, если в неё ввести железный сердечник? _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Что называют электромагнитом? Для каких целей используют электромагниты (3-5 примеров)? ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Можно ли соединить катушки подковообразного электромагнита так, чтобы на концах катушки получились одинаковые полюсы? ________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Какой полюс появится у заострённого конца железного гвоздя, если к его шляпке приблизить южный полюс магнита? Объясните явление ___________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Определение
сопротивления проводника
с помощью амперметра
и вольтметра.
Цель работы : научиться измерять напряжение и сопротивление участка цепи.
Приборы
и материалы
: источник питания, спирали-резисторы
(2 шт.), амперметр и вольтметр, реостат,
ключ, соединительные провода.
Указания к работе :
|
№1 | №2 |
Сила тока I, А | ||
Напряжение U 1 , В | ||
Напряжение U 2 , В | ||
Напряжение U 1,2 В | ||
Напряжение U р. , В | ||
Напряжение U, В | ||
Сопротивление R 1 , Ом | ||
Сопротивление R 2 , Ом | ||
Сопротивление R 1,2 , Ом | ||
Сопротивление R р. , Ом |
Лабораторная
работа №10
Проверка
законов параллельного
соединения резисторов.
Цель работы : осуществить проверку законов параллельного соединения резисторов (для токов и сопротивлений).Вспомните и запишите эти законы.
Приборы
и материалы
: источник питания, спирали-резисторы
(2 шт.), амперметр и вольтметр, ключ, соединительные
провода.
Указания к работе :
Лабораторная
работа №11
Определение
мощности и коэффициента
полезного действия
электронагревателя.
Приборы и материалы :
Часы, лабораторный
источник питания, электронагреватель
лабораторный, амперметр, вольтметр,
ключ, соединительные провода, калориметр,
термометр, весы, мензурка, сосуд с водой.
Указания
к работе
:
Воспользуйтесь табличными данными из учебника «Физика. 8класс.» под редакцией А.В. Перышкина.
Лабораторная
работа №12
Исследование
магнитного поля катушки
с током. Сборка электромагнита
и испытание его
действия.
Ц
ель
работы
: 1. исследовать магнитное поле
катушки с током с помощью магнитной стрелки,
определить магнитные полюса этой катушки;
2. собрать электромагнит из готовых деталей
и на опыте проверить его магнитное действие.
Приборы
и материалы
: источник питания лабораторный,
реостат, ключ, ампеметр,соединительные
провода, компас, детали для сборки электромагнита,
различные металлические предметы (гвоздики,
монеты, кнопки и т.п.).
Указания к работе :
Лабораторная
работа №13
Определение
показателя преломления
стекла
Цель работы:
Определить показатель
преломления стеклянной пластины, имеющей
форму трапеции.
Приборы и материалы:
Стеклянная пластинка
с плоскопараллельными гранями,
имеющая форму трапеции, 4 швейные
булавки, транспортир, угольник, карандаш,
лист бумаги, подкладка из пенопласта.
Указания к работе:
6. Проведите перпендикуляр к границе раздела воздух-стекло в точке О 1. Укажите угол падения α и угол преломления γ
7. Проведите измерения угла падения α и угла преломления γ с помощью
Транспортира. Данные измерений запишите.
.
Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Для испытания электромагнита соберем цепь, схема которого изображена на рисунке 97 учебника.
1.Для определения магнитных полюсов катушки с током поднесем к ней компас северным (южным) полюсом.Если стрелка компаса будет отталкиваться, то с этой стороны катушка имеет северный (южный) полюс, если же будет притягиваться, то с этой стороны катушка имеет южный (северный) полюс.Определенные таким образом полюса катушки показаны на рисунке.
2.При вставлении железного сердечника в катушку действие магнитного поля на стрелку компаса увеличивается.
3.При увеличении силы тока в катушке ее магнитное действие на стрелку компаса усиливается, и, наоборот, при уменьшении-уменьшается.
4.Определение полюсов дугообразного магнита происходит так же, как и пункте 1.
Лабораторная работа № 8 _____________________
Дата
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Цель: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.
Оборудование: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас (магнитная стрелка), дугообразный магнит, амперметр, линейка, детали для сборки электромагнита (катушка и сердечник).
Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять .
Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При проведении опытов с магнитными полями следует снимать с руки часы и убрать мобильный телефон.
С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ________________________
Подпись учащегося
Ход работы.
Измерьте расстояние от катушки до стрелки L 1 и силу тока I 1 в катушке.
Результаты измерений запишите в таблицу 1.
на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 1.
Таблица 1
Катушка без сердечника | L 1, см | I 1, А | L 2, см | I 2, А |
4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие
Электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L 3 от катушки до стрелки и
Силу тока I 3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в
Таблицу 2.
Расстояние L 4 , на котором действие магнитного поля катушки на магнитную
Стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I 4 в катушке.
Результаты измерений также запишите в таблицу 2.
Таблица 2
Катушка с сердечником | L 3, см | I 3, А | L 4, см | I 4, А |
____________________________________________________________________
Электромагнита на стрелку. Сделайте вывод: _____________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса, определите, где расположен северный, а где - южный полюс электромагнита. Зарисуйте магнитное поле полученного вами электромагнита
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: