Главная » Обработка грибов » Любовная лирика А.С.Пушкина. Любовная лирика Пушкина: общая характеристика

Любовная лирика А.С.Пушкина. Любовная лирика Пушкина: общая характеристика

Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта.
В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него - «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для молодого человека важно само желание любить: «Мне дорого любви моей мученье - / Пускай умру, но пусть умру любя!»
В петербургском периоде творчества стихотворений любовной тематики встречается мало, поскольку поэт в это время много внимания уделял вольнолюбивой лирике.
Мотив трагической любви, разочарования, одиночества звучит в стихотворных произведениях южного периода. В целом же любовная лирика Пушкина отражает сложный комплекс чувств: искренность, задушевность, грусть, безнадежность, нежность, счастье, восторг.
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» по праву является шедевром любовной лирики. Оно не устареет никогда, поскольку отражает чувство высокой любви. Лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», которое навеки останется в его памяти. И это чудо происходит в реальности, когда герой встречает свою возлюбленную. Любовь возносит, преображает человека, дает ему чувство восторга и полета души. Реальную женщину Пушкин называет «гений чистой красоты», сравнивая с божеством. Ничто не может убить любовь, для нее нет времени и пространства:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Самое ценное для человека, то, на чем держится мир, - это любовь.
В более поздних стихах Пушкина романтические мотивы уступают место реалистическому описанию чувства любви. Теперь любовь героя глубже, серьезнее, ответственнее. Стихотворения Пушкина звучат так правдиво и искренне, потому ɥҭó в них обычно передаются чувства героя-мужчины, а женщина изображена как идеал. Ее духовный мир не исследуется. Герой говорит о чувствах как будто «за двоих», не привлекая женщину. От этого смысл стихотворения не теряется, перед нами исповедь влюбленного человека.
Нежные и чистые чувства преобладают в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Герой выражает их предельно просто и ясно, опираясь на глаголы. Перед нами опять воспоминания, но чувства не исчезли, любовь жива. Она делает лирического героя сильным и мудрым:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Только настоящая любовь может породить такие слова. Желать своей возлюбленной счастья с другим может только человек, наделенный высокими душевными качествами.
Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» свидетельствует о попытках поэта обрести гармонию, найти пути примирения противоречий. Часто он объединяет противоположные по смыслу слова и понятия: «печаль моя светла», его уныние безмятежно и т. д. Любовь в этом стихотворении предстает как смысл жизни. Сердце и дано человеку для того, чтобы любить, ненависть - убивает. Без любви нет жизни, нет вдохновения.
Все стихотворения Пушкина о любви говорят об одном: нет несчастной любви, любовь - всегда огромное счастье. Это богатство, которое человек хранит в душе всю жизнь.


Лекция, реферат. Тема любви в лирике А. С. Пушкина - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.










Творчество А.С.Пушкина привлекательно своей новизной. Поэт был новатором во многом, в том числе и в национальной любовной лирике. В своем творчестве он обращался к темам, которые волновали его больше всего. В их числе – тема любви.

Наслаждаться прекрасным в полной мере – этот принцип разделял и Пушкин. Его поэтической душе открыто было всё лучшее как от природы, так и жизни человеческой. С каким гениальным чутьём он находил прекрасное в самой простой действительности! Он первым открыл нам неведомую доселе область художественных наслаждений и первым стремился облагородить нашу природу, направив её к возвышенным мыслям и чувствам.

В области личных чувств права индивида не исчерпываются лишь одной способностью наслаждаться прекрасным. Есть права более высокие и более существенные в жизни человеческой. Таковым является право на любовь.

Первая любовная страница поэта – Екатерина Павловна Бакунина, сестра Александра Бакунина, товарища Пушкина по Царскосельскому лицею. В летний период Екатерина Павловна пребывала в Царском Селе. В царскосельских рощах влюбленный поэт с благоговением искал следы, оставленные «ногой ее прекрасной».

«…И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал».
(из романа «Евгений Онегин» , глава VIII (из ранних редакций)

Красоты возлюбленной Пушкин описал в стихотворении «К живописцу».

«Красу невинности небесной,
Надежды робкие черты,
Улыбку душеньки прелестной
И взоры самой красоты».

Екатерина Павловна была девушкой строгих правил. Она была старше своего воздыхателя. Любовь поэта осталась без ответа.

Летом 1817 года у Пушкина — новая любовь: поэт увлекся княгиней Евдокией Ивановной Голицыной. Голицына — не юная красавица, а статная, изящная дама. Она на 20 лет старше поэта. Любовная страсть прошла быстро и уже в декабре 1818 года А.И.Тургенев замечал: «Жаль, что Пушкин уже не влюблен в нее…» С этой любовной историей связаны два стихотворения Пушкина: «Краев чужих неопытный любитель» и «Кн. Голицыной. Посылая ей оду „Вольность“» («Простой воспитанник природы…»).

Находясь в ссылке, в Екатеринославе, поэт знакомится с очаровательной Марией Раевской. Море, солнце, горячий песок, ласковые волны. Игра с волнами, изумительная грация, неподдельные эмоции юной красавицы Марии – всё это не могло оставить поэта равнодушным.

«…Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!»
«Евгений Онегин», глава I, строфа XXXIII

Именно Мария Раевская впоследствии сказала: «Как поэт, он считал долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою Музу и поэтизировал всё, что видел».

Для того, чтобы лучше понять всё то, что происходило с поэтом на «любовном фронте», нужно обратиться к личности самого автора. Он отдавался жизни со всего размаху, со всей своей непосредственностью. Пушкин – поэт. И этим всё сказано. Он певец любви, красоты, страсти. Лирик, вдохновитель. Новые впечатления, новый литературный шедевр, новая любовь.

Поэт нравился женщинам. С ними он становился необыкновенно оживлённым, удивительно красноречивым, он являлся Поэтом - и гораздо более проницательным, чем во всех своих сочинениях.

Любовная история с Амалией Ризнич – одна из самых ярких страниц в жизни Александра Сергеевича. Амалия слыла необыкновенной красавицей. Она была высока, грациозна, воздушна. Особенно примечательны были её глаза. Вернее, блеск этих глаз.

Когда влюбленным пришлось расстаться, Пушкин долго был в смятении. Прелестнице Амалии он посвятил следующие строки:

«Мои хладеющие руки
Тебя старались удержать;
Томленья страшного разлуки
Мой стон молил не прерывать».
(из стихотворения «Для берегов отчизны дальней…»)

В понятие «любовь» Пушкин вкладывал нечто своё, особенное. Любовь, подобно солнечному удару, настигала его, давала мощный толчок эмоциям и вдохновенью, рождала проникновенные строки. Но удар постепенно сходил на нет, чувства остывали, а на горизонте появлялась новая красавица.

«Гением чистой красоты» для Пушкина стала Анна Петровна Керн. Впервые он увидел её в 1819 году на балу в Петербурге. Спустя шесть лет поэт встретился с ней вновь. В то время Анна Керн приехала погостить к своей тётке П.А.Осиповой, жившей по соседству с Пушкиным в Тригорском.

Стихотворение, которое многие поколения людей считают образцом любовной лирики, посвящено А.П.Керн.

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».

Ещё один эталон любовной лирики поэта – стихотворение «Я вас любил». Оно посвящено Анне Алексеевне Олениной. Пушкин её очень любил и хотел, чтобы она стала его женой. Он не получил отказ. Но обстоятельства сложились так, что в конечном итоге Анна Алексеевна осталась без жениха.

В 1830 году Александр Пушкин сватается к Наталии Николаевне Гончаровой, молодой московской барышне. Он – первый поэт, она – первая красавица. 18 февраля 1831 года происходит венчание. Наталья Николаевна – человек, которому Александр Сергеевич доверял безгранично, она была его богом и музой.

«Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец».
(из стихотворения «Мадонна»)

С первых шагов нашей литературы и доныне не было писателя, который равнялся бы Пушкину в гениальном даровании. То, как он писал о любви, было серьёзно, светло и проникновенно. Победить его трудно. Любовь для нашего гениального поэта – это предмет высокой поэзии. Она вне суеты сует. Возможно, только музыка может соперничать с ней.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №20"

Тема любви в лирике XIX века на примере произведений

А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева.

Шупилина Татьяна

ученица 10 "Б" класса

Руководитель

Чуринец А. Г.

Анжеро-Судженск

Введение ……………………………………………………….. .. 3

1. Лирика Пушкина ……….……………………………………….. 4

2. Лирика Лермонтова …….…….…………………………………. 6

3. Лирика Тютчева …………..…….……………………………….. 8

4. Сравнительная характеристика ………………………………… 9

5. Связь с современностью ………………….……………………. 10

Заключение …………………………………………..…………. 11

Список литературы ……………………………………….…..… 12

Приложение …………………………………………………….. 13

Введение.

Тема моего реферата – «Тема любви в лирике 19 века на примере произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева».

Я выбрала эту тему потому, что она одна из актуальных тем нашего времени, она волнует, задевает каждого человека любого возраста. Кто из нас не любил, кто не был любим? Я думаю, что на этот вопрос многие дадут утвердительный ответ. А вот дать точное определение этому чувству вряд ли кто сможет. И это не удивительно, слишком субъективно оно, каждый его переживает по-своему.

Любовь - это сложное, непонятное чувство, которое сопровождает человечество с незапамятных времён. Оно заставляет человеческую душу то трепетать от счастья, то "разрываться в клочья", а то и просто "замораживает" её. Что это за сила, которая заставляет людей идти на самые безрассудные поступки? Но какая бы не была эта любовь, она всегда прекрасна. Любовь озаряла творчество Сервантеса и Шекспира, Байрона и Гёте, Пушкина и Лермонтова, Тютчева.

На примере произведений известных поэтов 19 века, я постараюсь показать, как они понимали это чувство – чувство любви.

Цель моей работы:

показ русской любовной лирики через восприятие, душевные переживания и чувства А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева.

Указанная цель определила следующие задачи:

Проанализировать лирические произведения этих поэтов;

Показать своеобразие стихотворений Пушкина, Лермонтова и Тютчева;

Показать общее и различное в произведениях 19 века о любви;

Провести связь с современностью.

При работе мною были использованы сборники русской лирической поэзии, критические статьи и энциклопедии.

Лирика Пушкина.

Когда берёшь в руки сборник стихов А. С. Пушкина, то видишь, что одна из главных и основных тем в его творчестве – тема любви. Конечно, это не случайно. Ведь любовь играла важную роль в жизни поэта. В его стихах насчитывается более двадцати женских образов. Они абсолютно реальны, с этими женщинами поэт общался, дружил, любил. Чувство к каждой было своеобразным и индивидуальным. К одной он испытывал нежные братские чувства, к другой - страстные, сильные, к третьей - крепкие, испытанные временем. Ради любви он пошёл на дуэль и погиб.

Я думаю, именно потому, что Пушкин передавал свои личные, сокровенные переживания, его стихи так красивы.

Рассмотрим несколько стихотворений, которые считаются шедеврами любовной лирики Пушкина. "Я помню чудное мгновенье" (1825г.), "На холмах Грузии лежит ночная мгла" (1829г.),

" Я Вас любил" (1825г.).

"Я помню чудное мгновенье"

Всмотримся в композицию этого стихотворения: оно делится на три равные части по две строфы в каждой. Они взаимосвязаны друг с другом и в то же время самостоятельны по смыслу. Первая часть напоминает музыкальный аккорд - замирающий и печальный. Это воспоминание о былом чудном мгновенье встречи с одухотворённой и чистой женской красотой. Отзвуки этой встречи долго хранит душа, вопреки приливам грусти, вопреки "тревогам шумной суеты"". Память о любимой, о её тёплом голосе, о милых чертах её лица защищает от разрушительных влияний жизни, подобно ангелу-хранителю, оберегает чистоту и душевную гармонию любящего человека. Но вот наступает мгновенье, когда жизненные бури и тревоги убивают это спасительное чувство. И тогда случается томительное душевное помрачение. Гармонический аккорд отзвучал, память о любимой исчезла, душа поэта "вкушает хладный сон".

Вторая часть, самая драматическая, продолжает наметившееся в первой части затухание возвышенных чувств, вплоть до наступления пугающей, немой тишины:

Шли годы. Бурь порыв мятежный,

Рассеял прежние мечты,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья,

Тянулись тихо дни мои,

Третья часть, как пробужденье от мучительного сна, построена иначе. Движение в ней идёт не от кульминации к спаду, а от пробуждения к нарастанию душевного подъёма, стремительно восстанавливающего в нем утраченное и достигающего в финале ликующего, мажорного торжества:

Душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь,

И божество и вдохновенье

И жизнь и слёзы и любовь…

В этом стихотворении говорится о грустных воспоминаниях, о горестном сознании утраты и, наконец, торжественном взлёте радости и восторга. Это стихотворение Пушкин посвятил А. П. Керн. Поэт рисует образ любимой, как нечто восхитительно чистое, красивое с небесными и милыми чертами. Лирический герой изображает нам безответную, сначала забытую, а потом снова вспыхнувшую любовь. Из этого можно сделать вывод, что каждая любовь, даже безответная, оставляет свой след в душе человека.

В стихотворении "На холмах Грузии лежит ночная мгла" говорится о любви безответной. Оно было написано Пушкиным в 1829 году, во время его путешествия в Арзум. На мой взгляд, такая любовь ничего не ждёт и не требует от любимой:

Мне грустно и легко,

Печаль моя светла,

Печаль моя полна тобой…

Стихи пронизаны просветлённой и одухотворённой печалью. Она передаётся даже природе. Жаркую солнечную Грузию окутала ночная мгла. Первая строфа наполнена спокойствием и печалью. Вторая строфа открывается настойчивым и тревожным повторением "тобой, одной тобой". Это как стон, как призыв, как последняя надежда. Потом появляется унынье, но унынье просветлённое, так как его уже "ничто не мучит, не тревожит". Боль безответного чувства ещё существует, но она не властна, она не способна убить высокую душевную любовь.

Сама грусть его, несмотря на её глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна, она убивает муки души и целит раны сердца. Образ любимой не раскрывается в этом стихотворении, но ясно, что чувство не было взаимным.

Стихотворение "Я Вас любил" схоже с предыдущем, любовь в нём грустная, печальная и безответная:

Я Вас любил, любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она Вас больше не тревожит…

Стихотворение рождается в печальный миг, и это отчётливо обозначено единственным тропом: «любовь угасла». Грусть уходящего чувства, но исчезновение это не опустошает, любовь запечатлелась в сердце поэта и воспоминание о ней не тягостно, а благотворно. Пушкин поднимается над ревностью легко и свободно, без всякого самоотречения и самоподавления, демонстрируя здесь редчайшую мудрость своей поэтической души. Кажется, эта любовь так легка и свободна, как ровное дыхание, без всяких специальных усилий льётся из души поэта. В основе стихотворения - постоянное нарастание чувств. В первой строфе идёт неторопливое и сдержанное его развитие. Но эта сдержанность скрывает нарастающее изнутри драматическое напряжение, которое прорывается в четвёртой строфе повелительным "Я не хочу печалить Вас ничем". За этим "не хочу" - мужественное стремление сдержать рвущееся из груди живое чувство. Вроде бы поэт хочет уверить себя и её, что всё прошло, отболело "я Вас любил", но трижды об этом напоминает: "не любил", "люблю", "всё ещё люблю". Вся полнота чувств, вся неугасимая в душе любовь во имя счастья любимой бескорыстно передаётся другому: «Как дай Вам бог любимой быть другим". Стихотворение ритмически безупречно организовано. В каждой строфе за исключением четвертой, после четвертого слога - пауза.

Пушкин изображает свою любовь торжественной и возвышенной. Даже если его любовь грустная и печальная, он поднимается над ней легко и свободно, без всякого погружения в себя. Хотя в его душе идет борьба, он показывает себя очень гордо. Пушкин в своих стихотворениях использует много разных эпитетов - это такие как: "голос нежный", "милые черты", "небесные черты", "шумной суеты", много метафор и олицетворений, например: "душе настало пробужденье", "и сердце вновь горит и любит".

Анализируя стихотворения А. С. Пушкина можно сделать вывод: Пушкин создаёт образ любви, как нечто живительное, яркое.

Лирика Лермонтова.

У Лермонтова были самые сильные чувства к Варваре Александровне Лопуховой. Брат поэта рассказывал: "Молоденькая, милая, умная, как день, и в полном смысле восхитительная Варенька Лопухова (ей тогда было 16 лет)" и застенчивый порывистый Лермонтов, студент Московского университета. А затем трёхлетняя разлука: учёба Лермонтова в юнкерской школе в Петербурге и служба в столичной гвардии. Не дождавшись приезда М. Ю. Лермонтова в отпуск, Варенька выходит замуж за пожилого и нелюбимого помещика. В это время поэт пишет много стихов о любви, особенно трепетной любви. После этого один раз в жизни Лермонтов видел дочь Вареньки - Ольгу, когда ей было 5 лет. Под этим впечатлением поэт пишет стихотворение "Ребёнку". Прошло уже 2 века, а образ милой Вареньки становится всё ближе и понятней, он продолжает жить в стихах Лермонтова, по-прежнему пленяя наше воображение. Образ Вареньки особенно ярко проявился в таких стихотворениях как: "Нищий", "Я не достоин, может быть, твоей любви, не мне судить" и стихотворение "Нет, не тебя так пылко я люблю".

Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Нищий" можно назвать трагическим, а не просто грустным. Поэт скорбит о преданной любви: "Так чувства лучшие мои, обмануты навек тобою".

Страшно не то, что чувство угасло, а то, что его предали и растоптали. Не случайно возникает образ нищего: грязного, одинокого бродяги, который никому не нужен. Он слаб и безобиден. Так же беспомощен в своей неразделённой любви поэт. Так же страшно обидеть слабого беззащитного человека, как предать и растоптать чувства.

Эту же тему отвергнутой и обманутой любви продолжает стихотворение "Я не достоин, может быть, твоей любви, не мне судить".

Но ты обманом предала,

Мои надежды и мечты

Хотя в этом стихотворении мы видим желание поэта оправдать молодую беспечную девушку: "Ты не коварна, как змея".

В отличие от стихотворения "Нищий" мы видим в этом произведении надежду, что любимая вспомнит о поэте и поймёт, что его любовь была чистой и искренней:

Но … женщина забыть не может,

Того, кто так любил, как я…

Образ любимой показан нам, как девушка, которой нужно мгновение, мимолётное увлечение, а не настоящие, искренние чувства.

Стихотворение "Нет, не тебя так нежно я люблю" можно назвать итогом любовной лирики поэта. Он разочарован в любви, женщинах и уже не верит в высокие чувства и в то, что он может их испытать. Сердце поэта вновь и вновь возвращается к прежним переживаниям и прежним страданиям:

Но не с тобой я сердцем говорю…

Я считаю, что это стихотворение даже более грустное, чем два предыдущих. Если в предыдущих звучит хоть какая-то надежда, то здесь представляется умершая возлюбленная: "Уста давно немые, огонь угаснувших очей". И погибшая навеки любовь.

Проанализировав эти стихи, можно сделать вывод, что у поэта в любви очень много трагичного. Он испытал предательство, горе и разочарование и так и не нашёл свою единственную и вечную любовь.

Я считаю, что в жизни каждого из нас были и будут подобные ситуации, но рассказывать о своих чувствах глубоко и трагично мог только М. Ю. Лермонтов. Поэт использует в своих стихотворениях много разнообразных художественных средств - это эпитеты: "прошлое страдание", ничтожный мир", "бедняк иссохший", метафоры: "молодость погибшая моя",

"ты обманом наградила" и олицетворения: "воспоминания тревожат", "душа вверяется твоя".

Все изобразительные средства наполнены печалью и грустью, что ещё раз подтверждает то, что любовь Лермонтова - это трагичная любовь.

Лирика Тютчева.

Любовью Ф. И. Тютчева была его жена Элеонора, урождённая графиня Ботрер. Он очень её любил, хотя она была старше его, и у неё уже было четверо детей. Несколько лет счастливой совместной жизни добавили в семью ещё троих детей. После смерти Элеоноры, Ф. И. Тютчев встретился с Еленой Александровной Денисьевой. Любовь была для него "и блаженство и безнадёжность", напряжённое, трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье, "роковой поединок" двух сердец, "блаженство роковое", чувство, требующее высшего напряжения душевных сил.

Самые известные стихи Тютчева - это "Ещё томлюсь тоской желаний…", "Она сидела на полу", "Я встретил Вас и всё былое". По сравнению со стихами Лермонтова, стихи Тютчева не столь трагичны и печальны. Но многие из них так же пронизаны грустью:

Ещё томлюсь тоской желаний,

Ещё стремлюсь к тебе душой.

Поэт сравнивает незабываемый образ любимой со вспыхивающей на ночном небе звездой. Этот образ возвышенный и недоступный. Поэт говорит уже почти об ушедшей любви, но образ любимой он не может никак забыть: " он предо мной всегда, везде". Поэт говорит о грустной и тоскливой любви, которая наполнена воспоминаниями о любимой.

Стихотворение "Она сидела на полу" более трагично, чем стихотворение "Ещё томлюсь тоской желаний":

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убьют!

Любовь быстротечна, а чувства не вечны - об этом хочет сказать поэт. Поэтому он так грустен и взволнован:

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени…

Поэт говорит о том, что любимая смотрела с усмешкой на пережитые им чувства и ему от этого стало очень страшно.

Стихотворение "Я встретил Вас и всё былое" можно назвать оптимистичным. Как бы не тяжелы были любовные переживания, какой бы трагичной не оказалась любовь - настоящие чувства не угасают, они вечны:

Я встретил время золотое,

И сердцу стало так тепло.

Возродившеюся любовь поэт сравнивает с дуновением весеннего живительного ветра: " Как поздней осени порою,

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною.

Ф. И. Тютчев подчёркивает, что настоящие, испытанные временем чувства не угасают, а становятся более сильными и нежными:

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь.

После этого стихотворения хочется верить в силу вечной испытанной любви. Такой любви, о которой пишут книги и снимают кинофильмы.

И хочется верить, что именно такая любовь может повстречаться на жизненном пути.

В своих стихотворениях Ф. И. Тютчев показывает вечную любовь. Даже если проходит время, любовь остаётся навсегда, даже безответная. Эта любовь живёт в сердце каждого человека и оставляет свой след. Иногда это хорошие и добрые воспоминания, а иногда - печальные и наполненные страданием.

Поэт использует в своих стихотворениях очень много сравнений - это "как ночью на небе звёзды", "как остывшую золу", "как бы во сне", "душа", "тень", эпитеты - "милый образ", "горестные минуты", "время золотое", "забытое упоенье", метафоры - "и сердцу стало так тепло", олицетворения - "стремлюсь к тебе душой", "в отжившем сердце ожило".

Любовь у Ф. И. Тютчева оставляет в сердце отпечаток и у каждого человека он свой.

Сравнительная характеристика любовной лирики.

Проанализировав творчество каждого из выбранных мною поэтов, я могу рассмотреть их позицию в сравнении. Конечно, своё предпочтение я отдала бы поэзии А. С. Пушкина. Его лёгкие, нежные строчки, наполненные любовью к женщине, заставляют трепетать сердце и надеяться на возвышенные, прекрасные чувства в своей жизни. Когда читаешь его стихи о любви, всё серое и обыденное уходит. Возникает образ доброго, сильного и смелого человека, который никогда тебя не предаст, всегда будет рядом с тобой.

Близок к А. С. Пушкину в этом ожидании и Ф. И. Тютчев. В его творчестве о любви так же в основном нежные, тёплые мотивы. Стихи его проникнуты добрыми и нежными чувствами возлюбленного, который может понять и простить.

Если говорить об основных мотивах то, конечно, творчество М. Ю. Лермонтова я бы назвала более сложным и противоречивым. Мы видим, что характер поэта отразился и на его поэзии. Даже в любовной лирике особое место занимает тема одиночества, предательства и непонимания. Читать стихи М. Ю. Лермонтова о любви гораздо сложнее. Такими тяжёлыми и грустными чувствами они наполнены. Я думаю, что стихи Лермонтова нельзя читать, когда тебе весело и радостно. Его стихи более воспринимаются в грустном и одиноком состоянии. И, наверное, они это состояние усугубляют.

Если говорить о сравнении художественных средств, используемых в поэзии этих великих поэтов 19 века, то можно отметить следующее. Все они используют большое количество эпитетов: "милые черты", "нежный голос", "остывшая зола", "брошенное тело", "горестные минуты", "грустный голос" "бедняк иссохший".

Я считаю, что эпитеты более всего украшают поэзию. Они доступны пониманию каждого, даже не искушённого в поэзии человека. Эпитеты помогают увидеть, грустно поэту или весело. Поэтому у Пушкина и Тютчева чаще используются прилагательные: "роковая", "милые", "грустные", "нежные", "шумная", "небесная", "блаженная", "золотые".

А у Лермонтова, это слова, подчёркивающие тему тоски и одиночества. Если говорить о таких более сложных художественных средствах, как метафоры и олицетворения, то можно отметить, что каждый из поэтов использует их чаще, когда показывает образ грустной, одинокой души. Ведь у каждого из них душа занимает очень большое место в творчестве: "в душе моей угасла не совсем", "души настало пробужденье".

Приём олицетворения помогает глубже подчеркнуть чувство неуверенности, раздвоенности.

Хотелось бы отметить ещё одно сходство в любовной лирике А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. Их стихи о любви напоминают вспышку чувств, яркую и неповторимую. По-видимому, поэтому такие стихи читаешь на одном дыхании и запоминаешь надолго.

Прочитанные и рассмотренные мною в реферате стихи прекрасны, и, читая их, становишься добрее, чище, учишься понимать других.

Связь с современностью.

Наше время - это время компьютерных технологий, быстрых скоростей.

И зачастую в этой толчее и суете мы забываем остановится, посмотреть вокруг себя, увидеть тех, кто находится рядом. Мы думаем только о себе, расталкивая локтями тех, кто идёт рядом. Лишь бы достичь цели, а какими средствами - неважно. Поэтому так много вокруг нас одиноких и никому не нужных людей. А уж о душе, о той душе, которая так живо и прекрасно показана в стихах А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева нам и совсем подумать некогда. Не зря современное поколение обвиняют в бездушии и эгоизме. Современная молодёжь очень редко читает стихи. Над теми, кто их любит и читает - смеются. Но я думаю, что не всё ещё потеряно. Если мы помним о таких замечательных поэтах, хоть иногда обращаемся к ним, значит, кто-то из нас услышал страдания их души. Вспомним о том, что рядом такие же люди, которые требуют внимания, любви и понимания. А если вспомним, то услышим и поймём.

И, думаю, как бы цинично не относились в наше время к такому понятию как "любовь", где-то в глубине души каждого из нас она живёт и ждёт своего часа.

Заключение.

Сегодня, в век новых технологий и компьютеров, когда происходит отчуждение людей друг от друга, особенно актуальными становятся простые, человеческие чувства, среди которых, несомненно, одним из самых важных является любовь. Люди издавна пытались разгадать это чувство, чувство, которое толкает их на самые безрассудные поступки.

Я тоже попыталась разгадать эту загадку, приобщившись к миру любовных чувств. Я увидела, что любовь и искренние чувства были для Пушкина, Лермонтова и Тютчева главным в жизни. Пушкин воспел женщину, навсегда оставив образ любимой с ее «милыми чертами», Тютчев указал на быстротечность этого чувства, Лермонтов показал грустную, порой, трагическую любовь. Это не удивительно, ведь чувство любви субъективно, и каждый испытывает его по-своему.

Я считаю, что поставленная передо мной цель была выполнена, я показала русскую любовную лирику через восприятия, душевные переживания Пушкина, Лермонтова и Тютчева.

Изучить стихотворения века о любви мне помогли сборники лирической поэзии, критические статьи и энциклопедии.

Список литературы.

1. Белоцкая Г.В. "Литература"

М: Федеративная книготорговая компания, 1999г.

2. Метлин Б, С, "Творчество А. С. Пушкина"

М: Просвещение, 1984г.

3. Каплан И. Е. "Анализ произведений русской классики"

Брянск: Курсив, 2001г.

4. Быкова Н. Г. "Справочник школьника"

М: Слово, 1995г.

5. Пигарёв К. В. Ф. И. Тютчев "Весенние воды"

М: Детска литература, 1990г.

6. Якушев И. И. "Русская литература XIX века"

М: "ВЛАДОС", 2001г.

7. Беленький Г. И. "Русская поэзия XIX - начала XX веков"

М: Художественная литература, 1987г.

8. Лимперт Э. Ш. М. Ю. Лермонтов "Лирика"

М: Детская литература, 1984г.

9. Николаев П. А. "Избранные сочинения"

М: Художественная литература, 1980г.


Приложение 1

Стихи А.С. Пушкина

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадёжной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Я Вас любил; любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она Вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить Вас ни чем.

Я Вас любил безмолвно, безнадежно,

То радостью, то ревностью томим;

Я Вас любил так искренне, так нежно,

Как дай Вам бог любимой быть другим.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.

Стихи М.Ю. Лермонтова.

Я не достоин, может быть,

Твоей любви: не мне судить;

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я всегда скажу, что ты

Несправедливо поступила.

Ты не коварна, как змея,

Лишь часто новым впечатленьям

Душа вверяется твоя.

Она увлечена мгновеньем;

Ей милы многие, вполне

Ещё никто; но это мне

Служить не может утешеньем.

В те дни, когда любим тобой,

Я мог доволен быть судьбою,

Прощальный поцелуй однажды

Я сорвал с нежных уст твоих;

Но в зной. Среди степей сухих,

Не утоляет капля жажды.

Дай бог, чтоб ты нашла опять,

Что не боялась потерять;

Но… женщина забыть не может

Того, кто так любил, как я.

И в час блаженственный тебя

Воспоминание встревожит!

Тебя раскаянье кольнёт,

Когда с насмешкой проклянёт

Ничтожный мир моё ….?

И побоишься защитить,

Чтобы в преступном состраданье

Вновь обвиняемой не быть.

Нет! Не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших ночей.

Нищий.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Стихи Ф.И. Тютчева.

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут

Любви и радости убитой…

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

Ещё томлюсь тоской желаний,

Ещё стремлюсь к тебе душой -

И в сумраке воспоминаний

Ещё люблю я образ твой…

Твой милый образ незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда…

Я встретил Вас - и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывает дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенётся в нас, -

Так, весь овеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на Вас, как бы во сне

И вот слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!.

Приложение 2

сравнения

символы

эпитеты

метафоры

олицетворения

А. С. Пушкин

Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты

Грусть безнадёжная Шумная

Милые черты;

Прежние мечты;

Небесные черты

Бурь порыв мятежный;

В глуши, во мраке заточенья;

Печаль моя светла.

Печаль моя полна тобою;

И сердце вновь горит и любит;

В душе моей угасла не совсем

Душе настало пробужденье;

И сердце бьётся в упоенье

М. Ю. Лермонтов

Ты не коварна, как змея

Красы блистанье;

Прошлое страданье;

Долгий взор;

Блаженный час;

Ничтожный мир;

Бедняк иссохший;

Обитель святая

Молодость погибшую мою;

Ты обманом наградила;

Но в зной, среди степей сухих, не утоляет капля жажды

Душа вверяется твоя;

Раскаянье кольнёт

Воспоминания тревог;

И взор являл живую муку.

Ф. И. Тютчев

Как ночью на небе звезда;

Как остывшую золу;

Как души смотрят свысока;

Как поздней осени порою;

Как бы во сне;

Как от присущей милой тени.

Милый образ;

Горестных минут;

Милая тень;

Время золотое;

Душевной полноты;

Забытое упоенье;

Милые черты

Ещё люблю я образ твой;

И сердцу стало так тепло;

Любви и радости убитой

Ещё стремлюсь к тебе душой;

В отжившем сердце ожило;

Жизнь заговорила вновь

Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то - горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.

Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.

Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант - умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:

Могу ль на красоту взирать без умиленья,

Без робкой нежности и тайного волненья.

Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.

В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.

Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье...”, посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи.

Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о “мимолетном видении”, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты. Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, “тревоги шумной суеты”, считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

И снились милые черты.

Поэт воссоздает иной настрой чувств и мыслей в период ссылки. В памяти его милые, небесные черты не стираются, а “голос нежный” все так же звучит, только, быть может, чуть более приглушенно:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

И вдруг, “душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты...”. И дальше - внезапно воскресшее чувство, порыв чувств, захвативших все существо поэта.

Удивительно, что самые обычные, привычные, часто употребляемые нами слова в стихотворении Пушкина дают ощущение необыкновенного счастья, радости, любви.

Именно эту “песнь торжествующей любви” услышал в стихотворении Пушкина композитор М. И. Глинка, написавший на стихи поэта романс. Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы романс был посвящен композитором дочери Анны Петровны Керн.

Так любовь соединила стихи и музыку, создав гимн чистому и высокому чувству.

Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется еще одно стихотворение - “Я вас любил”.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Кому посвящены эти строки? Онегиной? Наталье Гончаровой? Это осталось тайной поэта. Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства. Эти строки - пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться от своего счастья во имя счастья любимой. А. С. Пушкин знакомится с семьей М. С. Воронцова. Блестящая графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова вводит поэта в свой салон, где он был принят просто, искренне, с любовью. Рядом с этой умной, красивой женщиной Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим!

Когда, любовию и негой упоенный,

Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,

Я на тебя глядел и думал: ты моя, -

Ты знаешь, милая, желал ли славы я...

Любовь эта оставила глубокий след в лирике поэта и подарила миру прекрасные строки:

… Но я любим… Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Вскоре наступила развязка: по приказу царя Александр Пушкин уезжает на север, в имение родителей, под надзор местных властей. Во время одиноких прогулок Пушкин с грустью вспоминает прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание.

Безмолвным свидетелем пережитого был подарок Воронцовой - таинственный перстень-талисман:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

В последнем послании Елизавета Ксаверьевна просила Пушкина уничтожить все ее письма. Он исполнил ее просьбу: от писем остался только пепел и чудесные горькие стихи:

Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова…

Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.

Любовная лирика Пушкина - это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты.

Поэтому любовная лирика поэта пробуждала и еще будет пробуждать “чувства добрые” у многих поколений.

Белинский писал о Пушкине: “… читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства”.

В заключение хотелось бы привести несколько строчек собственного сочинения, которые служили бы обобщением темы. Возможно, они не совсем совершенны, но идут от души, от сердца и посвящаются великому поэту Александру Пушкину:

Твоя любовь любому чувству может быть примером,

Хоть не всегда в любви ты постоянен был.

Но ангел в виде милой, чистой девы -

Всю жизнь тебя он бережно хранил!

Любовная лирика

Лирика, по определению, это «литературный род, характеризующийся особым типом построения художественного образа, представляющего собой образ-переживание».

Лирический образ - это эстетически значимое переживание, в котором автобиографическое начало содержится как бы в снятом виде.

«Лирическое стихотворение в принципе, в наиболее сосредоточенной его форме, - это мгновение человеческой внутренней жизни, своего рода снимок ее при вспышке магния: мы сразу оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно и полновесно». Лирика не обладает (и не нуждается в них) возможностями широкого описания явлений действительности или сложного развертывающегося сюжета; основным ее средством является слово, отвечающее своей организацией (лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание) тому переживанию, которое находит в нем свое выражение.

Поэтому слово в лирическом произведении отличается от слова в многотомной эпопее своей уплотненностью (т.е. значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенка ударения, паузы, слога). Отсюда вытекает тяготения лирики к стихотворной форме, построение которой делает особо заметным каждый элемент речи, каждый ее нюанс и оттенок.

Лирика обладает непосредственной связью с музыкой, о чем говорит само название (от лиры - инструмента, под который исполнялись песни). В древней Греции лирические стихи сопровождались определенным музыкальным инструментом.

Различают разные виды лирики по жанрам: гражданская, любовная, декламационная, элегическая, философская, дидактическая и т.д.

Любовная лирика - очень субъективная, личная лирика, основной темой которой является любовь. Ее происхождение очень древнее. Первыми известными любовными лириками был Мимнерм и Сафо. Сафо в своих стихах выражала целую симфонию чувств и ощущений, доходящую до физиологических подробностей и самозабвения, что было абсолютной новостью в тогдашней греческой литературе. Впоследствии ей стали подражать многие поэты. Любовная лирика имеется практически у каждого поэта. Замечателен любовный цикл Петрарки, Шекспира, Данте, Вергилия. Распространению и развитию лирических форм в средние века способствовали трубадуры, миннезанги и труверы. Особый расцвет лирики пришелся в эпоху Возрождения, когда выросло значение личности и, соответственно, значимости ее индивидуальных переживаний (во Франции - это кружок «Плеяды» с «певцом любви» Ронсаром, в Испании - Эррера, Лопе де Вега). В Англии в жанре любовной лирики творили Серрей, Ф. Сидней («Аркадия», «Астрофель и Стелла»), Спенсер, для которого характерно соединение любовно-лирических тем с сатирическими.

Байрон, восприняв лучшие традиции созданной любовной лирики, смог не только обогатить ее содержание новыми темами и образами, но и существенно разнообразить языковые средства. Новаторство Байрона в этом жанре состоит, прежде всего, в том, что он влил в английскую поэзию восточную тему, восточные мотивы и образы со своей особой спецификой чувствования. Второе отличие состоит в соединении лирических мотивов с гражданскими (или, шире, с метафизическими мотивами, куда входят и библейские мотивы) и вообще в самой трагической окраске лирики.

Лирика - это стихотворство раскрывающее человеческую душу.

Душа человека ни в чем так полно не раскрывается как в любви. Когда к человеку наведывается это чувство - сила, передвигающая миры и сердца, душа человека показывает свои лучшие стороны. Как в обновлении жизни по весне, во внешнем и душевном образе человека появляются признаки, обнаруживающие черты, близкие бесконечности, с тем ненасытным стремлением к идеальному и недостижимому, которое заложено в каждой душе.

Люди любят так, как понимают мир. История любви любого человека - это копия истории его отношений с миром вообще. Возлюбленный образ - вот наиболее понятный и необходимый символ для ощущения мира. Ведь не зря тема любви и любовных тревог и томлений занимают такое центральное, такое большое место в произведениях искусства всех времен. Это происходит не потому, что признанные мастера одолеваемы пылом любви, а оттого, что творческий инстинкт их указывает то состояние человека, когда душа его наиболее открыта вечным началам истины, добра и красоты. Тот, кто любит, не только требует, но и отдает, не только желает наслаждений, но и сам способен совершить наивысшие подвиги самоотречения, способен дерзнуть и на то, что превышает его силы.

Любой автор, поэт живописец, скульптор задается целью представить зрелище души, глубоко и сильно переживающей всякое чувство, полнозвучно отзывающейся на любое проходящее перед нею явление, - одним словом, зрелище души, озаренной любовью. В литературе это, в первую очередь, видно в любовной лирике, восхваляющей чистую любовь.

Любовная лирика представляет собой произведения, написанные теми, кто любил, к тем, кто были любимы, говорят о любви, но только не об одной любви. Душа, озаренная любовью, весь круг своих переживаний осматривает с особенным, может высоким, может нежным, но всегда значительным чувством. Поэтому этот жанр был, есть и будет интересен читателю прошлого, настоящего и будущего.

Если есть на свете творцы «чистой поэзии», то к ним по праву принадлежит Вероника Тушнова. Строки ее лирики текут, как прозрачные родниковые струи, и голос поэтессы проникает в самые потаенные уголки человеческого сердца и остается там навсегда. Наверное, это и есть настоящая поэзия, когда не, оттого что в учебнике написано - это классика, а оттого, что по душе.

Вероника Михайловна Тушнова - русская поэтесса. Основная тема ее творчества - любовь. В поэзии Тушновой любовь возвышает человека над обыденностью, делает его окрыленным, с ней связаны горе и радость, утраты и надежды, настоящее и будущее. Любовь - это когда на двоих. «Беда так беда, непогода так непогода, ликование так ликование! Но уж добр делиться, как в таежном походе, чтобы никаких преимуществ ни мне, ни тебе...» - так писал о Веронике поэт Марк Соболь.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта