Главная » Обработка грибов » Народные восстания. Главные народные восстания в истории россии

Народные восстания. Главные народные восстания в истории россии

XVII в. ознаменован многочисленными социальными катаклизмами и народными восстаниями. Недаром современники прозвали его «бунташным веком». Основными причинами восстаний были закрепощение крестьян и рост их повинностей; усиление налогового гнета; попытка ограничения казачьей вольности; церковный раскол и преследование старообрядцев.

В июне 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт. В это время большое влияние на молодого царя Алексея Михайловича оказывал его воспитатель и родственник боярин Б.И. Морозов. На важнейшие правительственные посты Морозов поставил своих людей. Ставленники Морозова всячески теснили и обирали московское население. В 1646 г. был повышен налог на соль. Цены на этот важнейший продукт резко выросли, что вызвало негодование. В феврале 1647 г. налог пришлось отменить. Однако стремясь увеличить доход казны, правительство объявило о взыскании недоимок за два года. После этого последовал взрыв социального возмущения. 1 июня 1648 г. жители Москвы пытались подать царю челобитную. Бояре, находившиеся в рядах царской свиты, вырвали подаваемую царю грамоту и изорвали ее. По приказу Морозова стрельцы арестовали 16 человек из числа просителей. Репрессии только обострили ситуацию. Следующие несколько дней восставшие москвичи громили дома ненавистных чиновников. Некоторые деятели правительственной администрации были убиты. Опасность для царского правительства приняла угрожающие размеры. Восстание удалось подавить только путем уступок московскому и провинциальному дворянству, верхушке купечества, потребовавшим созыва Земского собора.

Принятие Земским собором 1649 г. нового законодательства (Соборного уложения), направленного против трудящегося населения, еще больше обострило ситуацию. В 1650 г. вспыхнули городские восстания в Пскове и Новгороде. Их причиной стала спекуляция хлебом, происходившая по прямому предписанию правительства. Оно было заинтересованно в росте цен на хлеб, поскольку именно хлебом оно расплачивалось со Швецией за переселявшихся в Россию жителей территорий, отошедших к шведскому государству по Столбовскому миру. Инициаторы восстания были репрессированы.

В 1662 г. произошло новое восстание в Москве. Оно получило название Медный бунт. Огромные расходы на затянувшуюся с 1654 г. войну с Польшей сильно подорвали финансовое положение государства. В поисках необходимых средств для продолжения войны правительство стало выпускать медную монету, приравняв ее по цене к серебряной. Правительство стало чеканить новые деньги в слишком большом количестве, что привело к их обесцениванию. Снижалась и покупательная способность населения, так как большая часть служилых людей получала жалованье медью. При этом само правительство взимало с населения налоги только серебром. Росло количество фальшивых медных денег. Все это привело к народному недовольству и восстанию. Алексей Михайлович пошел на переговоры с восставшими, обещая во всем разобраться и покарать виновных. Царь вероломно обманул народ. Вызванные им стрелецкие полки напали на восставших. Вслед за разгромом восстания последовали аресты и репрессии. Однако подавленное народное выступление не осталось без последствий: медные деньги из обращения были изъяты.


Кульминацией «бунташного века» стало казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина (1667–1671). В 1667 г. донской казак Степан Тимофеевич Разин возглавил поход казаков с Дона на Волгу и Каспийское море «за зипунами», т. е. добычей (1667–1669). Казаки разграбили торговые караваны русских и персидских купцов, напали на восточный берег Каспия, грабя персидские города и освобождая русских пленных. Казаки разбили флот персидского шаха и вернулись на Дон с богатой добычей. Удачливый и бесстрашный атаман стал признанным вождем казачества.

В 1670 г. начался новый этап движения Степана Разина, которое приняло антикрепостнический характер. Его целями были: захват Москвы, уничтожение бояр и дворян, ликвидация крепостного права и установление по всей стране вольного казацкого уклада жизни. Весной 1670 г. пятитысячное разинское войско начало военные действия на Волге. Оно овладело Царицыном, Камышином, Астраханью. Затем войско Разина двинулось вверх по Волге. Восстание распространилось на все Поволжье. В ряды разинцев вливались не только русские крестьяне, но и представители других народов: чуваши, мари, мордва, татары. Без боя Разин взял Саратов и Самару. Его войско осадило Симбирск. Под Симбирском и развернулись решающие сражения. Царские полки под командованием князя Д.А. Барятинского нанесли Разину поражение и сняли осаду с города. После этого Разин отплыл со своими казаками на Дон. Там зажиточные казаки схватили его и выдали царским властям. Арестованного Разина привезли в Москву, где допрашивали и пытали. В июне 1671 г. Степан Разин был казнен.

В истории Русского царства, затем Российской империи народные восстания происходили часто. Обыкновенно мелкие, но были и большие. Чаще всего цель восставших - борьба против кабалы или же просто борьба за физическое выживание.

В основном восставшие - низшие слои общества, то есть холопы, крепостные, которых могли православные владыки продавать точно так же, как продают скот. Их мотив ясен.

И тут интересна реакция православной церкви, где утверждалось, что в православии есть некая абстрактная истина, раз и навсегда установленная, которую не изменить.

Восстание Болотникова

Основные силы восстания - крепостные крестьяне. Что такое крепостничество:

«Крепостное право, совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости при феодализме. Крепостное право включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда - возможность для феодала отчуждать крестьян без земли».

Мятежники воспользовались ситуацией, так как в период Смутного времени поползли слухи о том, что убили не Лжедмитрия I, а кого-то другого. Восставшие во главе с Болотниковым утверждали, что они представляют якобы выжившего царя, Болотников называл себя воеводой Дмитрия.

Положение царя Шуйского было шатким, поэтому бунтовщиков поддержали некоторые представители знати. Восстание можно считать гражданской войной, так как в действительности в конфликте участвовали все социальные слои того периода.

Церковники не только встали на сторону Шуйского, но и сами активно подавляли восстания. В Антониево-Сийском монастыре в период выступления Болотникова постоянно конфликтовали монахи и крестьяне. Дело в том, что ранее царь подарил монастырю 22 независимые деревни, монахи закабалили крестьян.

Что происходило:

"а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали" .

Монахи сами расправлялись с непокорными крестьянами. Иногда убивали:
"а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все".

А иногда:

"со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали".

В общем, та еще духовная гармония. Правительство Шуйского подключило православную церковь к борьбе с «изменниками». Хотя в Смутное время еще не было очевидно, кто возьмет власть, церковники все же ставили на Шуйского, так как почти всю территорию он контролировал.

Главное идеологическое оружие того времени - церковь. От ее лица говорил патриарх Гермоген:

«А ею б оси, сыну, грамоту велел чести на соборе не поодинова, чтобы ведомо было всем православным крестьяном. И в свои монастырские села, по всем святым церквам, с сее нашие грамоты списки посылал к священником и, призывая их, с поучением наказывал от божественнаго писания, чтоб отпадших крестьянские веры разбойников и губителей крестьянских, злодеев, воров, не слушали никак ни в чем... и помня б на чем крест целовали государю царю и великому князю Василию Ивановичу всеа Русии, стояли б против воров крепко, чтоб им тако ж не погинути и з женами и з детми в разорении не быти... А стоят те воры под Москвою, в Коломенском, и пишут к Москве проклятые свои листы и велят боярским холопем побивати своих бояр и жены их и вотчины и поместья им сулят, и шпыням и безъимянником вором велят гостей и всех торговых людей побивати и животы их грабити, и призывают их воров к себе и хотят им давати боярство, и воеводство, и окольничество, и дьячество... И государь милостив ждет их воров к себе обращения, и чтобы престала брань межуусобная и погибели бы крестьяном не было, к ним злодеем от Москвы ни един же отгоржеся, а от них к государю приезжаючи многие добивают челом, и государь милостив их вины им отпущает».

Преступники - те, кто воюет с крепостниками. И обосновывается это «божественным писанием», других оснований и не надо. Патриарх также заявлял, что участники восстания:

"отступили от бога и от православныя веры и повинулись сатане и дьяволским четам".

А воля Шуйского:

"воистину свята и праведна истиннаго крестьянского (т. е. "христианского") царя".

Все эти послания распространялись среди населения. Нужно было внушить каждому, что Болотников - слуга дьявола, раз против богоданного царя выступает.

Болотников проиграл царю, церковники распространяли грамоту Гермогена:

«Грех ради наших и всего православнаго християньства от востающих на церкви Божий и на християнскую нашу истинную веру врагов и крестопреступников межусобная брань не престанет. И бояр, и дворян, и детей боярских, и всяких служивых людей беспрестанно побивают, и отцов, и матерей, и жен, и детей их всяким злым поруганием бесчестят. И православных хрестьян кровь, иже поборают за благочестивую християньскую веру и за святыя Божия церкви, аки вода проливается. И смертное посечение православным християном многое содевается, и вотчины их и поместья разоряются, и земля от воров пуста чинится».

Как можно заметить, патриарха волнуют только дворяне да бояре, его настоящие владыки, в чьих интересах он всегда вещал. А победил Шуйский только потому, что за веру сражался:

«И благочестия рачитель, великий государь наш царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии, видев святыя церкви разоряеми и православную кровь напрасно проливаему, прося у... [всех небесных сил] милости, пошел сам против тех злодеев и немилостивых губителей, подобяся древним благочестивым християнским государем, иже за благочестивую християнскую веру крепце и мужественне поборая».

Впоследствии в церкви превозносили царя, утверждали, что он поставлен богом и победит всех врагов. В действительности же он правил всего несколько лет, затем свергнут при поддержке бывших сторонников. Такая же участь ждала патриарха Гермогена, поскольку он был ближайшим соратником Шуйского.

Восстание Разина

В годы, когда выступил Разин, крепостное право оформилось полностью. В ту пору также были большие проблемы в экономике, так как основные ресурсы шли на войну.

Разин каждого, кто вступал в войско, освобождал. Это привлекало крепостных крестьян и особенно так называемых инородцев, поэтому к нему переходили почти все взрослые мужчины некоторых городов. Никаких оснований у крепостных защищать государство и уж тем более баринов, конечно, не было.

Разин - герой простолюдинов, он говорил:

На захваченной территории создавался «казацкий строй». Жители делились на тысячи и сотни с выборными атаманами и все проблемы решались в «круге». К церкви Разин относился негативно, он понимал, что она - служанка царя:

"На что церкви? К чему попы? Венчать, что ли? Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева, да пропляшите вокруг него - вот и повенчались".

Разин был верующим, но по взглядам близок к богомилам. К церкви восставшие относились в целом презрительно, ведь церковники сами были угнетателями. Например, в 60-х годах XVII в. только монастырям принадлежало 87907 крестьянских дворов. Церковь была прямо заинтересована в том, чтобы подобные восстания не завершились успехом.

Поэтому, как и в случае с Болотниковым, в церквях проповедовали о том, что Разин - слуга дьявола. В 1671 году Степана Разина предали анафеме. Свобода для крепостных крестьян - хуже кабалы, как считали попы, ибо крестьяне должны терпеть эксплуатацию ради жизни после смерти.

Учитывая массовую поддержку Разина, можно понять, что даже невежественные крестьяне не всегда верили церковникам. Примечательно, что Разин пытался договориться с уже бывшим и опальным патриархом Никоном, дабы использовать его влияние против власти.

Это не означает, что Разин поддерживал идеи Никона. На самом деле он мог сотрудничать и со старообрядцами, и с сектантами. Разин также заявлял, что на его стороне царь Алексей Алексеевич, который в действительности скончался незадолго до восстания. От его имени объявлялось, что будет ликвидировано крепостничество.

Патриарх Иоасаф II «обличал» Разина. Вот типичный церковный документ того периода:
"И он, Стенька, предався в неискусен ум неподобная творити, износил на имя господне и на его святую церковь хулу и священников з Дону учал збивать, хотя жить без браку, и тем истинные християнские народы от бога отлучены учинить и осквернить".

Это более страшные обвинения, чем торговля людьми. Вот еще пример (они все похожие):

"Донской казак, забыв господа бога и святую соборную и апостольскую церковь и православную христианскую веру, своровал, ему, великому государю, и всему Московскому государству изменил... А про спасителя нашего Иисуса Христа говорит он всякие хульные слова".

Спрашивается, а откуда знает этот поп, что там говорил или не говорил Степан Разин? Если хульные слова и были, то скорее они касались патриарха, а не Иисуса Христа, в которого сам Разин верил.

В ходе успешных сражений к Разину присоединялось все больше крестьян, в том числе монастырских крестьян, а это удар по кошельку церкви.

Церковники постоянно пытались восставших остановить словами о том, что если они сдадутся, то их тут же помилует власть. Мало кто слушал такие призывы, потому что это ложь. Многих бунтовщиков, которые уже после поражения Разина сдавались, убивали.

Восставшие проиграли, что неудивительно. Все-таки обученные войска сильнее бедняков. На суде Разина обвиняли не только в том, что он организовал восстание, но и в «богохульстве», «вероотступничестве» и проч.

Царь отблагодарил особо рьяных попов - подарил им земли с крестьянами. После победы во всех церквях заставляли людей присягнуть царю-батюшке «духовно». Рассказывали, что восставать против власти - это как восставать против бога. А поскольку любая власть от бога, то ничего изменить не получится. Крепостное право - нечто извечное, богоданное, что никак не уйдет в прошлое.

Восстание Пугачева

Основная причина восстания, которое было крупнейшим в те годы, - недовольство казаков, которых лишали свободы. До определенного момента казаки действительно были свободным сословием со своими порядками. Только позже они стали символов реакции, защитниками царизма и мракобесия.

Из-за потери свободы казаки нередко сопротивлялись, что приходилось направлять на них войска. Не меньшее недовольство выражали крестьяне, которых приписывали к частным заводам. Тогда никаких прав не было, и рабочую силу использовали как угодно.

В конечном итоге бунтовщики объединились. А возглавил их Емельян Пугачев, который называл себя Петром III. Он утверждал, что бежал с тюрьмы, а не погиб, как утверждали власти.

Естественно, простолюдины поверили в это достаточно легко, тем более что им обещали вернуть свободу. Крепостным крестьянам приходилось тяжелее всего. Екатерина II, которая свергла мужа при помощи элиты, стала зависима от этой элиты, действовала в ее интересах. Прежде всего наделила лиц высшего сословия большими привилегиями, частично отменила отдельные «жесткие» положения Петра Великого.

Крепостным Екатерина запретила жаловаться на хозяев. А «свобода» в плане отношения к крепостным достигла своего пика. Никаких норм больше не было. Крепостных даже проигрывали в карты, их за людей вообще не считали. Но самое ужасное, что убийства крепостных оставались безнаказанными.

Ясно, что выступать против таких порядков - право угнетенных. Тем более что они - большинство. И жестокость в данном случае, несомненно, оправдана.

И тут есть интересный момент - позиция церковников. Если в прошлом у них были все основания выступать за угнетателей, то теперь ситуация сложнее. Как уже говорилось раньше, Екатерина полностью подчинялась интересам правящего класса, в противном случае она бы не взяла власть. А представители высших сословий решили, что у церкви слишком много земель - пора делиться!

С другой стороны, само время было против церкви, так как уже бурно развивалась экономика во всем мире, нужно было просто рациональнее использовать ресурсы, в том числе землю. В общем, церковь лишилась своей собственности, и это сильно ударило по кошельку.

Попы не бедствовали, но потеряли экономическое влияние. При Екатерине II также ликвидированы десятки монастырей. Казалось бы, ужас - «гонения». Но что церковь реально могла поделать?

Начал реформу муж Екатерины Петр, но она не стала ее отменять. Реакция попов:

«Странный образ действий, которого нельзя было бы ожидать даже от басурманского правительства» .

Но все это говорилось тихо, против правительства попы не могли пойти.

Что было бы? Никто реально за попов бы не вступился, а правительственные войска легко бы успокоили негодующих церковников, а на их место поставили бы тех, кто со всем согласен, тем более что государство продолжало пользоваться услугами церкви, выделяло деньги попам.

Из высших кругов церкви нашелся только один противник секуляризации земель - митрополит Арсений (Мацеевич). Это один из самых главных церковных деятелей той поры. Но никто его не поддержал открыто, а синод - осудил. Затем его лишили сана и заточили в монастыре. Главный преступник в те годы - тот, кто выступает против власти. И неважно, какой он занимает пост.

Несмотря ни на что, церковники все же во время восстания оставались верны Екатерине. Хотя тут все было не так однозначно, поскольку на захваченной бунтовщиками территории попы нередко приветствовали «императора Петра», хотя и понимали, что это не Петр. Ну, это обычная история, церковники любой власти прислуживали.

Во время восстания особенно активно с церковниками сражались инородцы, которых насильственно крестили и угнетали. Они уничтожали не только помещиков и дворян, но и попов. Схема у царизма была простая: захват земель, установление жестких порядков, насильственное крещение. Погромы происходили еще до того, как на месте появлялся Пугачев. Нередко он въезжал в города инородцев уже беспрепятственно, а в его войска вступали новые люди. На территориях, которые контролировались Пугачевым, действовал указ о вольности крестьян.

Церковь - место, где распространялась в ту пору информация, в том числе политическая. Пугачева обличали. Он «богохульник», «слуга дьявола» и проч. и проч. Но главное, в церквях доказывали, что Пугачев - не Петр III. В качестве доказательства приводился следующий «факт»: Пугачев носит шапку потому, что палач выжег знаки на голове за какой-то проступок (ясно, что императора палач бы не тронул). Поскольку это сообщение доходило почти до всех, Пугачев с легкостью его опровергал, то есть снимал шапку и демонстрировал, что там никаких знаков нет.

Государство и на этот раз победило. Пугачева и его ближайших соратников казнили, в отдельных деревнях показательно убивали сторонников восстания, а в церквях снова говорили о «власти от бога», которая установлена на века.

spoilerID ")">

spoilerID_show_label" class="show_label_img">Источники

spoilerID_hide_label" class="hide_label_img"> Источники

spoilerID " name="spoilerID ">

1. Крепостное право. URL: http://bse.sci-lib.com/article066160.html

2. И. И. Смирнов. Восстание Болотникова 1606-1607. - М.: Политиздат, 1951. - С. 60 - 61.

3. Восстание И. Болотникова. Документы и материалы. — М.. 1959. С. 196—197.

4. Смирнов И.И. "Краткий очерк истории восстания Болотникова" - Москва: Госполитиздат, 1953.

5. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. — СПб., 1836. Т. 2. № 74.

6. Н. Костомаров. Бунт Стеньки Разина, 1994.

7. Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 4, 1960, с. 232.

8. Казачество: проблемы истории и историографии: материалы 28-й всероссийской заочной научной конференции, 2003.

9. П. Малыгин. Роспись 170 г. "Записки Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества". Т. II. СПБ. 1861, стр. 401 - 402.

10. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. 1, 1954.

11. "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Сборник документов. Т. III. М. 1962, N 288, стр. 355 - 358.

12. Н. Н. Фирсов. Исторические характеристики и эскизы. Том 2. Гос. изд-во, 1922. Стр. 59.

13. Мавродин В. В. Крестьянская война в России 1773—1775 годов. Восстание Пугачёва. Том III. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1970. — C. 160.

14. Аксенов А. И., Овчинников Р. В., Прохоров М. Ф. Документы ставки Е. И. Пугачёва, повстанческих властей и учреждений / отв. ред. Р. В. Овчинников. — Москва: Наука, 1975. — C. 46-47.

XVII в. ознаменован многочисленными социальными катаклизмами и народными восстаниями. Недаром современники прозвали его "бунташным веком" (схема 93). Основной причиной восстаний были закрепощение крестьян и рост их повинностей. Частые войны требовали от казны больших расходов. Правительство пыталось покрыть их за счет усиления налогового гнета, что неизбежно приводило к ухудшению жизни народных масс. Немаловажную роль в происходивших в XVII в. событиях сыграло казачество. Как уже отмечалось, казаки представляли особое сословие "вольных людей", состоявшее в основном из беглых крестьян и холопов, которое сформировалось в XV–XVI вв. Стремление правительства сделать казачество служилым сословием и ограничить его вольность встречало сопротивление. Не случайно именно донской казак Степан Разин возглавил крупнейшее в XVII в. народное восстание. Назревшие в обществе противоречия отразились в церковном расколе и преследовании противников никоновских реформ.

Схема 93

В июне 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт (табл. 7). В это время большое влияние на молодого царя Алексея Михайловича оказывал его воспитатель и родственник боярин Б.И. Морозов. На важнейшие правительственные посты он поставил своих людей: пушкарским приказом управлял П. Трахониотов, земским – Л. Плещеев, посольским – дьяк Назарий Чистой. Ставленники Б.И. Морозова всячески притесняли и обирали московское население. В 1646 г. по предложению Н. Чистого повысили налог на соль. Цены на этот важнейший продукт резко возросли, что вызвало негодование. В феврале 1647 г. налог пришлось отменить. Однако, стремясь увеличить доход казны, правительство объявило о взыскании недоимок за два года. После этого последовал взрыв социального возмущения. 1 июня 1648 г. Жители Москвы пытались подать царю челобитную. Бояре, находившееся в рядах царской свиты, вырвали подаваемую царю грамоту и изорвали ее. По приказу Б.И. Морозова стрельцы арестовали 16 человек из числа просителей. Репрессии только обострили ситуацию. Следующие несколько дней восставшие москвичи громили дома ненавистных чиновников. Л. Плещеев и Н. Чистой были убиты разъяренной толпой. Опасность для царского правительства приняла угрожающие размеры.

Таблица 7

Городские восстания в XVII в.

Название (дата)

Народное возмущение политикой царского правительства во главе с Б.И. Морозовым, которое в 1646 г. ввело налог на соль, но из-за массовых протестов он был отменен в феврале 1647 г.

В 1648 г. правительство решило взыскать за 2 года недоимок с населения (так называемые стрелецкие и ямские деньги), что и вызвало социальный взрыв в столице. Последовал разгром дворов московской знати, убийства восставшими глав земского приказа Л. Плещеева, дьяка П. Чистого. Царские власти пошли на уступки: участвовавшим в восстании стрельцам возвратили по 8 рублей и было принято решение о созыве земского собора для составления нового Уложения

Трехмесячная оборона. Прекращение сопротивления после переговоров с делегацией Земского собора

Народное недовольство против роста цен на хлеб и передачи хлебных запасов Швеции в качестве компенсации за уход населения с отошедших Швеции русских земель. Переход власти в городах от царских наместников к земским старостам. Усмирение восстаний царскими войсками во главе с князем И.Н. Хованским

Восстание в Новгороде (март – апрель 1650 г.)

Новгородцы не проявили стойкого сопротивления, открыли ворота города. Инициаторы восстания были заключены под стражу

Поводом к восстанию послужила денежная реформа 1654 г. – введение медных денег, приравненных к серебряным. С течением времени это привело к серьезному их обесценению, что резко снизило покупательную способность населения.

По Москве были расклеены прокламации ("воровские письма"), в которых близкие к царю люди (бояре И.Д. и И.М. Милославские, окольничий Ф.И. Ртищев, купец В. Шорин) обвинялись в сговоре с поляками по чеканке медных денег с целью разорения России.

Толпа двинулась в Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович, вступивший в переговоры с восставшими. Но затем были вызваны верные царю стрелецкие полки, подавившие выступление жителей московского посада. Многие люди были схвачены и казнены.

В 1663 г. выпуск медных денег был прекращен

Чтобы спасти свое положение, Алексей Михайлович вынужден был согласиться на казнь П. Трахониотова. Б.И. Морозов был временно выслан из Москвы. Уступкой царских властей стало решение о созыве Земского собора для составления нового свода законов.

В 1650 г. вспыхнули восстания в Пскове и Новгороде. Их причиной стала спекуляция хлебом, происходившая по прямому предписанию правительства. Оно было заинтересовано в росте цен на хлеб, поскольку именно хлебом оно расплачивалось со Швецией за переселявшихся в Россию жителей территорий, отошедших к шведскому государству по Столбовскому миру. Восстание в Пскове началось 28 февраля 1650 г. Посадские люди и стрельцы взяли под стражу воеводу и избрали свое правительство во главе с Гаврилой Демидовым. Правительство вынуждено было собрать Земский собор, на котором было принято решение отправить в Псков делегацию для переговоров с восставшими. В мае того же года делегация Земского собора уговорила псковичей сложить оружие. В ту же весну в Новгороде произошло антиправительственное восстание. Новгородцы продержались около месяца и лишь потом сдались царскому воеводе князю Хованскому. Инициаторы восстания были репрессированы.

В 1662 г. произошло новое восстание в Москве. Оно получило название Медный бунт. Огромные расходы на затянувшуюся с 1654г. войну с Польшей сильно подорвали финансовое положение государства. В поисках необходимых средств для продолжения войны правительство стало выпускать медную монету, приравняв ее по цене к серебряной. Вначале новые деньги имели успех, но правительство стало чеканить их в слишком большом количестве, что привело к их обесценению. Медные деньги наводняли рынок, и ценность их падала. Снижалась и покупательная способность населения, так как большая часть служилых людей получала жалование медью. При этом само правительство взимало с населения налоги только серебром. Росло количество фальшивых медных денег. Все это привело к народному недовольству и восстанию.

25 июля 1662 г. по всей Москве были расклеены антиправительственные прокламации – "воровские письма". В них обвинялись в сговоре с поляками близкие к царю лица – бояре И.Д. и И.М. Милославские, окольничий Ф.И. Ртищев и купец В. Шорин. "Воровские письма" утверждали, что чеканка медных денег введена изменниками с целью разорения страны. Под влиянием прокламаций толпа москвичей двинулась в загородную резиденцию царя – с. Коломенское. Алексей Михайлович пошел на переговоры с восставшими, обещая во всем разобраться и покарать виновных. Царь вероломно обманул народ. Вызванные им стрелецкие полки ворвались в дворцовый двор и напали на восставших. Среди безоружных, застигнутых врасплох людей началась паника. Многие пытались спастись бегством и утонули в Москве-реке. Вслед за разгромом восстания последовали аресты и репрессии. Однако подавленное народное выступление не осталось без последствий: медные деньги из обращения были изъяты.

Кульминацией бунташного века стало казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина (табл. 8). В 1667 г. донской казак Степан Тимофеевич Разин возглавил поход казаков с Дона на Волгу и Каспийское море "за зипунами". Разинское войско напало на восточный берег Каспия, грабя персидские города и освобождая русских пленных. Казаки разбили флот персидского шаха и вернулись на Дон с богатой добычей. Удачливый и бесстрашный атаман стал признанным вождем казачества.

Таблица 8

Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина

(1667-1671)

События и цели

Первый (1667– 1669) –

"поход за зипунами"

Поход казаков и беглых крестьян во главе со Степаном Разиным с Дона на Волгу и Каспийское море.

Захват торговых караванов русских и персидских купцов. Нападение на восточное побережье Каспийского моря. Победа над флотом персидского хана.

Возврат на Дон с богатой добычей.

К удачливому атаману С. Разину отовсюду собирались люди

Второй (1670– 1671) – антикрепостническое выступление

ü захват Москвы;

ü уничтожение бояр и дворян;

ü ликвидация крепостного права;

ü установление казацкого уклада жизни по всей стране.

Апрель – июль 1670 г. – поход Разина на Волгу.

Взятие казаками Царицына, Камышина и Черного Яра.

Казнь восставшими воеводы И.С. Прозоровского и 500 дворян и приказных.

Распространение восстания на Поволжье.

Август – сентябрь 1670 г. – движение восставших из Астрахани вверх по Волге. Взятие без боя Саратова и Самары.

Осада повстанцами Симбирска, где развернулись решающие сражения.

  • 14 апреля 1671 г. – захват Степана Разина казацким старшиной и выдача его царским властям.
  • 6 июня 1671 г. – казнь Степана Разина в Москве

В 1670 г. начался новый этап движения Степана Разина, которое приняло открыто антикрепостнический характер. Восставшие поставили своей целью захват Москвы, уничтожение бояр и дворян и установление по всей стране вольного казацкого уклада жизни. Весной 1670 г. пятитысячное разинское войско начало военные действия на Волге. В короткий срок оно овладело Царицыным и Камышиным. Астрахань оказалась в руках восставших без боя. Горожане сами открыли Разину ворота. Астраханский воевода И.С. Прозоровский, а с ним 500 дворян и чиновников были казнены восставшими. Войско Степана Разина двинулось вверх по Волге. Восстание распространилось на все Поволжье. В ряды разинцев вливались не только русские крестьяне, но и представители других народов: чуваши, мари, мордва, татары. Без боя Степан Разин взял Саратов и Самару. Затем его войско осадило Симбирск. Под Симбирском и развернулись решающие сражения. Подошедшие туда царские полки под командованием князя Д.А. Барятинского нанесли С. Разину поражение и сняли осаду с города. После этого Степан Разин отплыл со своими казаками на Дон. Там зажиточные казаки схватили его и выдали царским властям. Арестованного Разина привезли в Москву, где допрашивали и пытали. В июне 1671 г. Степан Разин был казнен.

Ко второй половине 17 века крепостничество вступило в стадию своего зенита. Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян – стихийно и принимавшее порой угрожающее размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возникших еще в 16 веке и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения.

Государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса феодалов, организовывало массовые розыски беглых и возвращало их прежним владельцам. В 50–60-х годах 17 века неудачные опыты казны, война России с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили назревавшее недовольство. Уже проницательные современники ясно видели существенные черты нового. «Бунташный век» – такою оценку давали они своему времени.

В самом начале этого века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подъема в 1606–1607 гг., когда во главе восставших – крестьян, холопов, городской бедноты – встал Иван Исаевич Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое народное движение. Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы (1648 г.); восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.); «медный бунт» (1662 г.), местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война Степана Разина.


1 . Истоки социальных потрясений «бунташного века»

Тяжелая ситуация в конце 16 века сложилась в центральных уездах государства и до такой степени, что население бежало на окраины, бросив свои земли. Например, в 1584 году в Московском уезде распахивалось всего 16% земли, в соседнем Псковском уезде – около 8%.

Чем больше уходило людей, тем тяжелее давило правительство Бориса Годунова на оставшихся. К 1592 году завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. В 1592–1593 годах был издан царский указ об отмене крестьянского выхода даже в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных, а так же на посадское население. В 1597 году появились еще два указа, согласно первому любой вольный человек, проработавший полгода на помещика, превращался в кабального холопа и не имел права выкупиться на свободу. Согласно же второму устанавливался пятилетний срок розыска и возвращения беглого крестьянина владельцу. А в 1607 году был утвержден и пятнадцатилетний сыск беглых.

Дворянам выдавались «послушные грамоты», согласно которым крестьяне должны были платить оброки не как раньше, по сложившимся правилам и размерам, а так, как захочет хозяин.

Новое «посадское строение» предусматривало возвращение в города беглых «тяглецов», приписку к посадам владельческих крестьян, которые занимались в городах ремеслом и торговлей, но не платили налога, ликвидацию внутри городов дворов и слобод, которые так же не платили налоги.

Таким образом, можно утверждать, что в конце XVI века в России фактически сложилась государственная система крепостного права – наиболее полной зависимости при феодализме.

Такая политика вызывала огромное недовольство крестьянства, которое создавало в то время подавляющее большинство в России. Периодически в деревнях возникали волнения. Нужен был толчок для того, чтобы недовольства вылились в «смуту».

Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей и государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю. В 1597 г. – о пятилетнем сроке поиска беглых, в 1601–02 об ограничении перевода крестьян одними землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.

Главной причиной обострения противоречий в конце XVI – начале XVII вв. было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян и горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство, бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.

В 1601–1603 гг. в стране разразился небывалый голод. Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Хотя царь делал многое, чтобы облегчить положение голодных: раздавал деньги и хлеб, сбивал цену на него, устраивал общественные работы и т.п., но последствия были тяжелые. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек. Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко господа, не в силах прокормить слуг, выгоняли слуг. Начались разбои и волнения беглых и гулящих людей (предводитель Хлопка Косолап), которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили воеводу Басманова. Бунт подавили, а его участники бежали на юг, где присоединились к войскам самозванца, Болотникова и другим.

2. «Соляной» и «медный» бунты в Москве. Городские восстания

«Соляной» бунт, начавшийся в Москве первого июня тысяча шестьсот сорок восьмого года, явился одним из мощнейших выступлений москвичей в защиту своих прав.

В «соляном» бунте участвовали стрельцы, холопы – словом, те люди, у которых были причины быть недовольными политикой правительства.

Бунт начался, казалось бы, с мелочи. Возвращаясь с богомолья из Троицко-Сергиевской лавры, молодой царь Алексей Михайлович был облеплен челобитчиками, просившими царя сместить с должности начальника Земской управы Л.С. Плещеева, мотивируя это желание несправедливостью Леонтия Степановича: тем, что он брал взятки, творил несправедливый суд, но со стороны государя не произошло никаких ответных действий. Тогда жалобщики решили обратиться к царице, но это тоже ничего не дало: стража разогнала людей. Некоторые были арестованы. На следующий день царь устроил крестный ход но и тут появились жалобщики требовавшие освободить арестованных первого числа челобитчиков и всё-таки решить вопрос со случаями взяточничества. Царь попросил разъяснений по этому делу своего «дядьку» и родственника – боярина Бориса Ивановича Морозова. Выслушав объяснения царь обещал челобитчикам решить этот вопрос. Скрывшись во дворце, царь послал четверых послов для переговоров: князя Волконского, дьяка Волошеинова, князя Темкина-Ростова, окольничего Пушкина.

Но эта мера не оказалась решением вопроса, так как послы держали себя крайне высокомерно, чем сильно разозлили просителей. Следующим неприятным фактом был выход из подчинения стрельцов. По причине высокомерия послов стрельцы избили бояр, посланных для переговоров.

На следующий день бунта к царским ослушникам присоединились подневольные люди. Они потребовали выдачи бояр-мздоимцев: Б. Морозова, Л. Плещеева, П. Траханионова, Н. Чистого.

Эти чиновники опираясь на власть особо приближенного к царю И.Д. Милославского, угнетали москвичей. Они «творили несправедливый суд», брали взятки. Заняв главные места в управленческом аппарате, они имели полную свободу действий. Возводя напраслину на простых людей, они разоряли их. На третий день «соляного» бунта «чернью» было разгромлено около семидесяти дворов особо ненавистных дворян. Одного из бояр (Назария Чистого) – инициатора введения огромного налога на соль «чернь» избила и изрубила на куски.

После этого случая царь был вынужден обратиться к духовенству и оппозиции к морозовской придворной клике. Была выслана новая депутация бояр, возглавил которую Никита Иванович Романов – родственник царя Алексея Михайловича. Жители города выразили желание чтобы Никита Иванович стал править с Алексеем Михайловичем (надо сказать, что среди москвичей Никита Иванович Романов пользовался доверием). В результате был договор о выдаче Плещеева и Траханионова, которого царь еще в самом начале бунта назначил воеводой в один из провинциальных городков. Иначе дело обстояло с Плещеевым: его в тот же день казнили на Красной площади и выдали его голову толпе. После этого в Москве возник пожар, в результате которого выгорела половина Москвы. Говорили, что пожар устроили люди Морозова дабы отвлечь народ от бунта. Продолжались требования о выдаче Траханионова; власти решили пожертвовать им лишь бы прекратить мятеж. Были посланы стрельцы в тот город, где воеводствовал сам Траханионов. Четвертого июня тысяча шестьсот сорок восьмого года боярина также казнили. Теперь взгляд бунтовщиков приковал боярин Морозов. Но царь решил не жертвовать столь «ценным» человеком и Морозова сослали в Кирилло-Белозерский монастырь с тем, чтобы вернуть его как только бунт утихнет, но боярин будет настолько напуган бунтом, что уже никогда не будет принимать активное участие в государственных делах.

В обстановке бунта верхушка посада, низшие слои дворянства послали царю челобитную, в которой требовали упорядочения судопроиводства, разработки новых законов.

В результате челобитной власти пошли на уступки: стрельцам выдали по восемь рублей каждому, должников освободили от выколачивания денег битьём, были заменены проворовавшиеся судьи. Впоследствии бунт стал стихать, но бунтарям не все сошло с рук: были казнены зачинщики бунта среди холопов.

Шестнадцатого июля был созван Земский собор, решивший принять ряд новых законов. В январе тысяча шестьсот сорок девятого года было утверждено Соборное Уложение.

Вот результат «соляного» бунта: правда восторжествовала, народные обидчики наказаны и в довершение ко всему – принято Соборное Уложение, которое было призвано облегчить народную долю и избавить управленческий аппарат от коррупции.

До и после Соляного бунта восстания вспыхивали в более, чем 30 городах страны: в том же 1648 г. в Устюге, Курске, Воронеже, в 1650 г. – «хлебные бунты» в Новгороде и Пскове.

Московское восстание 1662 года («Медный бунт») было вызвано финансовой катастрофой в государстве и тяжёлым экономическим положением трудовых масс города и деревни в результате резкого роста податного гнёта в ходе войн России с Польшей и Швецией. Массовый выпуск правительством медных денег (с 1654), приравненных к стоимости серебряных денег, и их значительное обесценивание к серебру (в 1662 г. в 6–8 раз) привели к резкому подорожанию продуктов питания, огромной спекуляции, злоупотреблениям и массовой подделке медных монет (в чём оказались замешанными отдельные представители центральной администрации). Во многих городах (особенно в Москве) разразился голод среди основной массы горожан (несмотря на хорошие урожаи в предшествующие годы). Большое недовольство вызвало также решение правительства о новом тяжелейшем внеочередном сборе налога (пятине). Активными участниками «медного» бунта были представители городских низов столицы, и крестьяне из подмосковных сёл. Восстание вспыхнуло ранним утром 25 июля, когда во многих районах Москвы появились листовки, в которых виднейшие руководители правительства (И.Д. Милославский; И.М. Милославский; И.А. Милославский; Б.М. Хитрово; Ф.М. Ртищев) объявлялись изменниками. Толпы повстанцев направились к Красной площади, а оттуда в с. Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович. Восставшие (4–5 тысяч человек, в основном горожане и солдаты) окружили царскую резиденцию, передали царю свою челобитную, настаивая на выдаче указанных в листовках лиц а также на резком снижении налогов, цен на продукты и т.п. Застигнутый врасплох, царь, при котором было около 1000 вооруженных придворных и стрельцов, не рискнул пойти на расправу, пообещав повстанцам произвести расследование и наказать виновных. Повстанцы повернули в Москву, где после ухода первой группы восставших образовалась вторая и начался разгром дворов крупных купцов. В тот же день обе группы объединились, прибыли в с. Коломенское, вновь окружили царский дворец и решительно потребовали выдачи руководителей правительства, угрожая казнить их и без санкции царя. В это время в Москве после ухода второй группы восставших в с. Коломенское власти с помощью стрельцов перешли по приказу царя к активным карательным акциям, а в Коломенское уже были стянуты 3 стрелецких и 2 солдатских полка (до 8 тыс. человек). После отказа восставших разойтись началось избиение в основном безоружных людей. В ходе расправы и последующих казней было убито, потоплено, повешено и казнено около 1 тысячи человек, до 1,5–2 тысячи повстанцев сослано (с семьями до 8 тысяч человек).

11 июня 1663 года последовал царский указ о закрытии дворов «денежного медного дела» и возвращении к чеканке серебряных монет. Медные деньги выкупались у населения в короткий срок – в течение месяца. За одну серебряную копейку брали рубль медными деньгами. Пытаясь извлечь пользу из медных копеек, население начало покрывать их слоем ртути или серебра, выдавая за серебряные деньги. Эта хитрость вскоре была замечена, и появился царский указ о запрещении лудить медные деньги.

Итак, попытка усовершенствовать русскую денежную систему закончилась полным крахом и привела к расстройству денежного обращения, бунтам и всеобщему обеднению. Не удались ни введение системы крупных и мелких номиналов, ни попытка заменить дорогое сырье для чеканки денег на более дешевое.

Русское денежное обращение вернулось к традиционной серебряной монете. А время Алексея Михайловича получило у современников название «бунташного»

3. Крестьянская война под предводительством С. Разина

В 1667 г. После окончания войны с Речью Посполитой на Дон хлынуло большое количество беглых. На Дону царил голод.

Еще в марте 1667 года Москве стало известно, что многие жители Дона «збираютца воровать на Волгу». Во главе массы неорганизованных, но смелых решительных и вооруженных людей встал казак Степан Тимофеевич Разин. Он проявил своеволие, набрав свой отряд из казацкой голи и пришлых людей – беглых крестьян, посадских тяглецов, стрельцов, не входивших в состав войска Донского и не подчинявшейся казацкой старшине.

Он задумал поход для того чтобы раздать захваченную добычу нуждающимся, накормить голодных, одеть и обуть раздетых и разутых. Разин во главе отряда казаков в 500 человек отправился не на Волгу, а вниз по Дону. Трудно сказать о его намерениях в тот момент. Думается, что этот поход преследовал цель усыпить бдительность поволжских воевод и привлечь к себе сторонников. С разных мест к Разину пребывали люди. Вели к нему свои отряды.

В середине мая 1667 года казацкая голытьба и беглое крестьянство переправились через переволоку на Волгу. Отряд Разина вырос до 2000 человек. Сначала разинцам встретился на Волге большой торговый караван, в составе которого были суда со ссыльными. Казаки захватили товары и имущество, пополнили запасы оружия и провианта, овладели стругами. Стрелецкие военачальники и купеческие приказчики были перебиты, а ссыльные люди, большинство стрельцов и речники, работавшие на купеческих судах добровольно присоединились к разинцам.

Начались столкновения казаков с правительственными войсками. По мере развития событий Каспийского похода всё более проявлялся бунтарский характер движения.

Избегая столкновения с правительственны ми войсками, он в короткий срок и с небольшими потерями провёл свою флотилию в море, затем перебрался на реку Яик и легко овладел Яицким городком. Во всех сражениях Разин проявлял большую храбрость. К казакам присоединялись всё новые люди с насадов и стругов.

Выйдя в Каспийское море, разинцы направились к его южным берегам. Их суда некоторое время спустя стали в районе персидского города Решта. Казаки погромили города Решт, Фарабат, Астрабад и зазимовали близ «потешного дворца шаха», устроив земляной городок в его лесном заповеднике на полуострове Миян-Кале. Выменяв пленников на русских в пропорции «один к четырем» таким образом они пополнились людьми.

Освобождение томившихся в Персии в неволе русских пленников и пополнения разинского отряда персидской беднотой выходит за рамки военно-грабительских действий.

В морском сражении близ острова Свиного разинцы одержали полную победу над войсками персидского шаха. Однако поход на Каспийское море отмечен не только победами и удачами. Были у разинцев и тяжелые потери, и поражения. Неблагоприятно для них завершилась схватка с крупными силами персов под Рештом.

По завершению Каспийского похода Разин отдал воеводам бунчук-знак своей власти, вернул часть оружия. Затем разинцы, получив прощение Москвы, вернулись на Дон. После Каспийского похода Разин не распустил свой отряд. 17 сентября 1669 года в 20 верстах от Черного яра Разин потребовал, чтобы к нему явились стрелецкие головы, и переименовал к себе в «казаки» стрельцов и кормщиков.

Сообщения воевод южных городов о независимом поведении Разина, о том что он «учинился силён» и вновь замышляет «смуту», насторожили правительство. В январе 1670 года в Черкасск был послан некий Герасим Евдокимов. Разин потребовал привести Евдокимого и учинил ему допрос, от кого тот приехал: от великого государя или бояр? Посланец подтвердил, что от царя, но Разин объявил его боярским лазутчиком. Казаки утопили царского посланника. В Паншине городке Разин собрал участников предстоящего похода на большой круг. Атаман объявил, что намерен «идти с Дону на Волгу, а с Волги идти в Русь… чтоб… из Московского государства вывесть изменником бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей» и дать свободу «чорным людям».

Вскоре 7000 войско Разина двинулось на Царицын. Захватив его разинцы еще около 2-х недель находились в городке. Бои в низовьях Волги весной-летом 1670 года показали, что Разин был талантливым полководцем. 22 июня разинцами был а захвачена Астрахань. Без единого выстрела к разинцам перешла Самара и Саратов.

После этого разинцы начали осаду Симбирска. В конце августа 1670 года правительством была направлена армия для подавления восстания Разина. Месячное пребывание под Симбирском было тактическим просчетом Разина. Оно дало подтянуть сюда правительственные войска. В сражении под Симбирском Разин был тяжело ранен, а в последствии казнен в Москве.

Видимо одной из главных причин симбирского провала стало отсутствие в повстанческом войске постоянного состава. Стабильным в Разинской армии оставалось только ядро из казаков и стрельцов, многочисленные же крестьянские отряды, составлявшие основную массу восставших, то и дело приходили и уходили. Военного опыта у них не было, и за тот срок, что находились ни в рядах разинцев, накопить они его не успевали.

4. Движение раскольников

Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона.

Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия.

Раскол православной церкви произошел на соборе 1666–1667 гг., и с 1667 г. раскольников предавали суду «градских властей», которые сжигали их за «хулу на Господа Бога». В 1682 г. погиб на костре главный противник патриарха Никона протопоп Аввакум.

Протопоп Аввакум стал одной из наиболее ярких личностей в русской истории. Многие считали его святым и чудотворцем. Он участвовал вместе с Никоном в исправлении богослужебных книг, но вскоре был отстранен из-за незнания греческого языка.

6 января 1681 года царь отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов.

В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры. Тут были князья и бояре, такие, как боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей – горожан, стрельцов, крестьян, – видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин.

Главной идеей старообрядцев было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с властями. Только в 1675–1695 гг. было зарегистрировано 37 «гарей», во время которых погибло не менее 20 тыс. человек. Другой формой протеста старообрядцев было бегство из-под власти царя, поиск находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» или же утопической страны Беловодье.


Заключение

XVII столетие названо современниками «бунташным веком». Это время крупных социальных движений: двух мощных крестьянских восстаний, целого ряда восстаний городских, а также церковного выступления, переросшего в социальное движение. Причины выступлений были разные. «Соляной бунт» был вызван недовольством политикой правительства Б.И. Морозова; городские восстания в Пскове и Новгороде случились вследствие резкого повышения цен на хлеб; «медный бунт» вызвал финансовый кризис, а Соловецкое восстание – реформа патриарха Никона. Кульминацией же народных выступлений стало восстание под предводительством С.Т. Разина.

Ни одно из выступлений не закончилось победой. В ходе борьбы за окончательную централизацию государства против местного суверенитета и местных вольностей правительство жестоко подавляло любое проявление вольнодумства – в экономической ли, социальной или религиозной сфере оно проявлялось. Но несмотря на поражение, «медный» бунт привел к отмене медных денег и другим уступкам правительства.

Причинами поражения выступлений были их стихийный характер, отсутствие четкой программы действий в некоторых случаях, противоречия между социальными группами в лагере восставших, как это было во время восстания Степана Разина. Некоторые выступления были подавлены после предательства некоторых из их участников.

В течении века произошло не одно городское восстание, причиной которых была неграмотная политика правительства. Действительно, в середине семнадцатого века обстановка в городах стала напряженной: власти смотрели на жителей городов как на неиссякаемый источник дохода. Это проявлялось в следующем: государство из года в год стремилось увеличить налоги посада и вместе с этим уменьшить жалование служилых людей.


Список используемой литературы

1. История России с древности до наших дней. / Под редакцией М.Н. Зуева. – М.: Высшая школа, 1998. – 543 с.

2. Каргалов В.В. История России с древнейших времен до 1917 года. / Ю.С. Савельев, В.А. Федоров. – М.: Русское слово, 1998. – 500 с.

3. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. / Под редакцией А.С. Орлова, А.Ю. Полунова и Ю.А. Щетинова. – М.: Простор, 1994. – 389 с.

4. Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI–XVII веках. / Р.Г. Скрынников. – М.: Московский рабочий, 1988. – 430 с.

5. Чистякова Е.В. «Степан Разин и его соратники» / Е.В. Чистякова, В. М Соловьев, М.: Книга, 1989, – 380 с.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Народные восстания.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Усиление крепостничества.

Подавляющая часть дворян всœе бо­лее склонялась к требованию отмены ʼʼурочных летʼʼ. В начале 1637 ᴦ. в Москве был созван Земский собор, с целью узнать отноше­ние дворянства к назревшей войне с Турцией. Служилые люди, понимая свое значение как военной силы, подали царю чело­битную с требованием отменить ʼʼурочные летаʼʼ, так как в тече­ние 5 лет невозможно отыскать беглых, особенно если они скры­ваются во владениях монастырей и знати. Царь ввел 9-летний срок сыска. Летом 1641 ᴦ. были вынуждены продлить срок розыска бег­лых до 10 лет, а для насильно вывезенных - до 15 лет.

В 1645 ᴦ. умер царь Михаил Федорович. В 1648 ᴦ. в Москве, а затем в других городах вспыхнули восстания. Толчком к ним по­служили финансовые эксперименты правительства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ при молодом царе Алексее Михайловиче возглавил его воспитатель бо­ярин Б.И.Морозов. Были отменены прямые налоги, но введен косвенный налог на соль. При этом населœение отказалось покупать соль по завышенной цене. Казна недосчиталась своих доходов. Со­ляную пошлину отменили через два года и начали собирать недо­имки по восстановленным прямым налогам. Это вызвало взрыв возмущения, усиленный разного рода злоупотреблениями чинов­ников всœех уровней. В Москве толпа ворвалась в Кремль, распра­вилась с рядом ненавистных приказный людей. Дворяне, недо­вольные всœевластием бояр, не стали защищать правительство. Алек­сей Михайлович сам уговаривал людей прекратить бунт, обещал выполнить всœе их требования.

1 сентября 1648 ᴦ. начал работу Земский собор.
Размещено на реф.рф
В январе 1649 ᴦ. он принял подготовленный комиссией во главе с боярином Одо­евским кодекс законов, получивший название Соборного уло­жения. Соборное уложение укрепляло централизованное управ­ление и самодержавную власть царя. Были отменены ʼʼурочные летаʼʼ для сыска беглых крестьян. Русский крестьянин был окон­чательно прикреплен к земле и своему господину. Соборное уло­жение удовлетворило также некоторые интересы верхушки по­садских людей.

В целях преодоления недостатка денег пра­вительство в конце 50-х гᴦ. ХVII в. ввело в оборот монеты из меди. Первоначально они имели хождение наравне с серебряными день­гами. При этом неумеренный выпуск медных денег привел к их обесценению. Положение усугублялось появлением фальшивомонетчиков, пример которым подали знатные лица, в частности И.Д. Милославский, тесть царя.

Восставшие с челобитной отправились в село Коломенское, где в это время находился царь. В Москве начались погромы дворов бояр, гостей, приказных начальников. В Коломенском восставшие вру­чили свои требования царю. Его ʼʼдержали... за платье, за пугови­цыʼʼ, ʼʼи один человек из тех людей с царем бил по рукамʼʼ. Алек­сей Михайлович и бояре уговаривали восставших, призывали про­явить терпение, обещали расследовать вину ʼʼизменниковʼʼ и умень­шить налоги. Восставшие успокоились и двинулись в Москву. Но на полпути их встретила новая толпа москвичей, шедших в Коло­менское. Все вновь направились к царской резиденции. Восстав­шие начали новые переговоры с боярами, с царем разговаривали ʼʼсердито и невежливоʼʼ.

Тем временем в Коломенское было стянуто до 10 тыс. войск.

Алексей Михайлович ʼʼзакричал и велœелʼʼ стрельцам, придворным и холопам ʼʼпобиватьʼʼ восставших. Началась беспощадная распра­ва. До 3 тыс. человек было убито или арестовано. При этом прави­тельство отказалось от дальнейшего выпуска медных денеᴦ.

Через несколько лет центром нового восстания стал Дон. Здесь скопилось большое число беглых крестьян. Положение их, как и беднейшей части казачества - ʼʼголутвенныхʼʼ казаков, было тя­желым. На Дону не занимались земледелием, и пропитания на всœех не хватало. Во главе недовольных стал С. Т. Разин . В 1668 ᴦ. Разин с казаками переправился на Волгу, где начал грабить ко­рабли с грузом хлеба. Достигнув Каспийского моря, разинцы опу­стошили берега Ирана. Вернувшись с добычей на Дон, Разин про­должал собирать всœех недовольных.

В мае 1670 ᴦ. повстанцы подошли к Царицыну, Mecтныe жители открыли его ворота. Степана Разина встречали уже не как простого казака, а как предводителя восстания. Его участники двинулись к Астрахани, которую захватили без единого выстрела. Стрельцы пе­решли на сторону восставших. Все ʼʼначальные людиʼʼ были переби­ты. Разин ввел в Астрахани казачье управление, разделив ее жите­лей на десятки, сотни и тысячи под руководством выборных десят­ников, сотников и есаулов, из которых был составлен казачий круг .

Разин поплыл по Волге на север.
Размещено на реф.рф
Казачий круг принял реше­ние идти к Москве. В Саратове разинцев встретили хлебом-солью. Без боя сдалась и Самара. Казачье войско вошло в уезды, населœен­ные крепостными крестьянами. Начались их массовые выступле­ния, захват помещичьих усадеб и имущества. При этом взять Сим­бирск - центр Симбирской укрепленной линии - не удалось.

Из-под Симбирска Разин рассылал отряды во всœе стороны.

Правительство собрало большое карательное войско во главе с опытным воеводой Ю.А.Долгоруковым. 4 октября 1670 ᴦ. после упорных сражений восставшие были разбиты под Симбирском. Разина, получившего тяжелое ранение, увезли на Дон.

В начале апреля 1671 ᴦ. ʼʼдомовитыеʼʼ (проживавшие в станицах) казаки схватили Разина. 6 июня после жестоких пыток его казни ли на Красной площади в Москве. Но продолжала борьбу Aстрахань. Бои здесь шли до конца ноября.

Восстанию под предводительством Степана Разина, как и дpyгим крестьянским восстаниям, были свойственны стихийность, неорганизованность сил и действий повстанцев, местный характер выступлений, а также вера восставших в ʼʼхорошегоʼʼ царя. Царские войска превосходили повстанцев как вооружением, так и организованностью.

Народные восстания. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Народные восстания." 2017, 2018.

  • - Народные восстания середины XIX в.

    Не удивительно, что народы Востока решительно сопротивля­лись установлению колониальных режимов. Это сопротивление, как уже отмечалось, проявлялось еще в ходе первых завоева­тельных войн европейских колонизаторов против народов Во­стока (Индонезия, Индия). Позднее, уже... .


  • - Народные восстания в Китае во второй половине XIX в.

    Второй этап тайпинского движения Продолжение военных действий в 1860 г. Англия и Франция не желали довольствоваться достигнутым в ходе боевых действий 1856-1858 гг. и ждали только повода к возобновлению наступления на Китай. Такой повод появился после обстрела... .


  • - Народные восстания

    Франция во второй половине XIV в. Мир с Англией, заключенный в 1360 г. в Бретиньи, был для Франции очень тяжелым. Английские владения простирались теперь на юг от Луары вплоть до Пиренеев, что составляло не менее трети страны. Франция должна была готовиться к новым сражениям.... .


  • - Народные восстания в Персидской державе в последней четверти VI в. до н. э.

    Пока Камбиз в течение трех лет пребывал в Египте, в Иране начались волнения. В марте 522 г. до н. э. Камбиз получил Общий вид Бехистунской скалы известие о том, что его младший брат Бардия поднял мятеж в Персии и стал царем. Камбиз отправился в Иран, но умер в пути...



  • Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта