Главная » Обработка грибов » Сравнительный анализ остапа и андрия тарас бульба. Сравнительные характеристики Остапа и Андрия

Сравнительный анализ остапа и андрия тарас бульба. Сравнительные характеристики Остапа и Андрия

Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока:

    Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

    Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

    Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

6. Музыка для релаксации.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2

Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?

<…> <…>

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)

Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?

Сопоставить главных героев повести;

Найти, в чём сходство и отличие братьев;

Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.

Слайды 1, 2, 3

Читает 1 ученик

Читает 2 ученик

Запись числа, темы

3

Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.

А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.

Запись в тетради.

Составление таблицы.

1 группа: характеристика Остапа.

2 группа: характеристика Андрия.

План таблицы:

1. Внешность.

2. Отношение к учёбе?

3. Характер?

4. Юношеские мечты?

5. Поведение во время боя?

6. Отношение к товариществу?

7. Близость к родителям?

8. Отношение к личному счастью?

9. Черты сходства?

10. Черты отличия?

Работа в группах

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Релаксация.

Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

Проверка таблицы.

Обсуждение проблемного вопроса.

Почему Андрий идет в осажденный город?

Почему юноша предал отчизну?

Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)

Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?

Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:

У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.

Рефлексия.

Каким было преобладающее настроение?

Какой герой вам более близок и почему?

Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

Самооценка. Заполнить карточки.

Заполняют.

Домашнее задание. На выбор

    Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

    Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.

    Стр. 210 вопрос № 3.(устно)

«Моя самооценка и оценка работы группы»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Сопоставительные признаки

Остап

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

Сопоставительные признаки

Андрий

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. В повести Н. В. Гоголя отражена национально-освободительная борьба запорожских казаков против польской шляхты, угнетавшей украинскую культуру и пытавшейся насадить свои традиции, обычаи, веру. Запорожская Сечь служила также заслоном против набегов турецких захватчиков, приносящих порой не меньше несчастий, чем поляки.

Главные герои повести - старый запорожский казак Тарас Бульба и его сыновья Остап и Андрий, только что вернувшиеся из бурсы домой. Борьбе против иноземных захватчиков была посвящена вся жизнь Тараса Бульбы, и он надеялся, что сыновья станут ему в этом деле первыми помощниками.
Вначале сыновья, вернувшиеся домой, похожи на “недавно выпущенных семинаристов”. Гоголь пишет о них как о “двух дюжих молодцах” с крепкими здоровыми лицами. Братья смущены ироничным приемом отца, и Остап, не стерпев насмешек, предлагает Тарасу Бульбе “поколотить” его. “Добрый будет козак!” - так оценивает поведение старшего сына при встрече старый запорожец. Младшего же - Андрия - “двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом” отец называет “мазунчиком” за молчаливое смущение.
Однако Андрий не трус. При разговоре с запорожцами, с которыми гордый отец знакомит сыновей, Андрий запальчиво говорит: “Пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля!” Остап же, наряду с готовностью не давать обидчикам спуску, проявляет и такие качества как внимательность, наблюдательность, острый ум, хладнокровие.
Еще во время обучения в бурсе сыновья Тараса Бульбы отличались несхожестью характеров. Старший, Остап, с детства был упрям и славился упорством при достижении цели. Сперва он не хотел учиться. Несколько раз он сбегал из бурсы и прятал книги, пока отец не пригрозил ему, что Остап “не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам”. С тех пор Остап начал заниматься с “необыкновенным старанием” и скоро стал одним из лучших учеников. Как и его славный отец, Остап прежде всего ценил чувство товарищества, был честен и “прямодушен с равными”. Выдержанный и целеустремленный, Остап был “суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки”.
Младший сын Тараса - Андрий - учился “охотнее и без напряжения”. Чувства и эмоции, развитые у него гораздо больше, чем у старшего брата, нередко заводили его в довольно опасные предприятия. Он был увертлив и изобретателен, особенно когда речь шла об избежании наказания. Андрий был нежен лицом, молод, хорош собой, и потребность любви рано проснулась в его сердце. Именно в это время он увидел и полюбил молодую полячку, сыгравшую в его дальнейшей жизни далеко не последнюю роль.
Старый запорожец Тарас Бульба считал, что лучшая школа для его сыновей - Запорожская Сечь, только там можно научиться чему-нибудь стоящему, набраться разума. Не дав сыновьям отдохнуть с дороги и побыть с матерью, Тарас Бульба забирает Остапа и Андрия в казацкую вольницу.
В Запорожской Сечи молодые казаки показали себя с лучшей стороны. Они выделялись “прямою удалью и удачливостью во всем”. Старые казаки одобрительно отзывались о новоприбывших, однако целиком и полностью их натуры раскрылись только во время боя, ведь даже там оба были “одни из первых”.
Казалось, что Остапу “был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела”. Выдержка и хладнокровие, умение расчетливо взвесить опасность и быстро и точно найти правильное решение, настойчивость и уверенность в своих силах помогали увидеть в нем наклонности будущего вождя. Гоголь сравнивает Остапа со львом, а Тарас Бульба с гордостью говорит: “О! да это будет со временем добрый полковник!”
В скором времени казаки решают во время боя назначить Остапа куренным атаманом вместо убитого:
“Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека”. Оправдал их доверие Остап, решительностью, силой и храбростью завоевал еще большую любовь и уважение к себе.
Словно лев, сражался Остап и в последнем бою, когда полегло много казацких старшин и атаманов. Храбро бился старший сын Тараса на глазах родного отца, богатырская сила была в нем. Однако численный перевес был на стороне поляков, и они сумели правдами и неправдами захватить Остапа в плен.
Героически, с невиданным мужеством, “как исполин”, выносит Остап терзания и пытки, которым подвергли его. “Ни крика, ни стону не было слышно” из уст Остапа во время переносимых мучений. Остап - настоящий запорожец, достойный казак, сын своего отца Тараса - перед смертью не хотел ни жалости, ни рыданий и сокрушений о себе. Ему необходимо было разумное слово твердого мужа, и отец оказался рядом, поддержал его своим присутствием, невзирая на смертельную опасность. Как лев, умел сражаться Остап, а умер - как герой.
А что же Андрий? С похвалой отозвался Тарас Бульба и о младшем сыне во время первого боя: “добрый вояка”.
Андрию в бою не свойственны ни хладнокровие, ни терпение - он весь во власти чувств. Запальчивость, необузданный порыв руководят его действиями и ведут за собой.
Он храбр потому, что не дает себе ни времени, ни возможности оценить опасность. Не случайно Гоголь говорит, что “он несется, как пьяный”, ведь в битве Андрий видел для себя “бешеную негу и упоение”. Сражение для него -лишь “очаровательная музыка пуль и мечей”, он не помнит, ради чего ведется бой, чего хотят достичь казаки.
Вся сущность нетерпеливого и пылкого характера Андрия проявилась в его манере поведения во время битвы.
Между сражениями Андрий скучает, чувствует “какую-то духоту на сердце”. И как раз в это время в стан казаков пробирается пленная татарка, служанка польской панночки, чтобы попросить у Андрия хлеба для своей госпожи. Не раздумывая, бросается Андрий на помощь своим врагам. И здесь он находится во власти своих эмоций. Он ворует казацкий хлеб и несет его к полякам в осажденный город. Андрий - не злой человек, не чуждо ему и сострадание. В чужом городе он отдает буханку хлеба голодному, но опять же, делает это под влиянием порыва. Встретившись с панночкой, он не задумываясь отрекается от отца, товарищей и отчизны. Ради панночки он готов на измену и предательство: “Все, что ни есть, продам, отдам, погублю…” Эти слова погубили Андрия как человека, как казака, как защитника отечества. Даже старый отец “проклянет и день, и час, в который породил на позор себе такого сына”. Без сомнений и терзаний совести Андрий обустраивает свое личное счастье на беде родных, друзей, родины.
Судьба распорядилась свести на поле боя сына-изменника и доблестного запорожца Тараса Бульбу. Андрий вывел против казаков отряд конников. “Как?.. Своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..” - не стерпел Тарас. Поведение сына шло вразрез с жизненными принципами и моральными установками старого казака. Нет больше для него сына и, заманив Андрия в ловушку, Тарас убивает его.
Когда Андрий перед своей смертью увидел отца, он “затрясся всем телом и вдруг стал бледен…”. Как школьник, стоял сын перед Тарасом, “утупивши в землю очи”. При виде “страшного” отца он покорен, как ребенок, поскольку осознает свою вину, свое предательство. Однако до самой смерти не раскаялся изменник в своих действиях. Он умирает с именем полячки на устах.
С чувством горечи и печали стоит над убитым сыном Тарас Бульба. “Чем бы не козак был?” - думает он, глядя на родное мужественное и красивое лицо. Очень поэтично описывает Гоголь мертвого Андрия, но стоящий рядом запорожец-отец не дает нам забыть, что перед нами - изменник.
Как похожи были сыновья Тараса Бульбы - бесстрашные, мужественные, рвущиеся в бой. И как они отличались один от другого - Остап и Андрий. Один - бескомпромиссный защитник отечества и верный товарищ, второй - предатель. Для одних - геройская гибель, для других - позорная смерть. Почти как в настоящей жизни.

Остап и Андрий - старший и младший сыновья главного персонажа повести, Тараса Бульбы. Остапу 22 года, Андрию - едва за 20. Братья возвращаются в родной дом из киевской бурсы по окончании обучения, описана их встреча с отцом и матерью. Мать скучает по сыновьям, ее приводит в отчаянье желание мужа немедленно увозить их в Запорожскую Сечь.

Тарас Бульба напротив к сантиментам не склонен и намерен знакомить ребят с жизнью в суровых условиях поля битвы. «Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь!» Также известно, что Бульба прислал юношам лошадей лишь к моменту окончания их учебы; прежде во все каникулы они возвращались домой пешком. Проявление чувств у мужчин того времени было не в чести. Долг перед Родиной – вот святая обязанность козака.

У Остапа несгибаемая воля и железный характер; ему не присущи никакие сомнения и колебания. Еще подростком, принимая участие в шалостях семинаристов, он показал себя отличным товарищем, ни разу никого не выдав и не пытаясь уходить от справедливого возмездия в виде порки. Желания учиться у него не было, он не раз избавлялся от своего букваря, но стоило отцу пригрозить Остапу монастырем, как тот быстро оказался в числе лучших учеников. Он умеет ставить цели и искать способы их достижения, проявив себя грамотным стратегом на поле боя. В сражении он хладнокровен, вынослив и неутомим, решая четко поставленную задачу: одолеть противника.

Андрий «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». В период обучения он чаще Остапа бывал предводителем юношеских проказ, но старался найти способ увильнуть от наказания. Он также отважен в сражении, как старший брат, но куда менее расчетлив: «понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях».

Андрий отличается от брата большей эмоциональной подвижностью: «…Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет…». Способен он и к состраданию: его глубоко потрясла сцена казни убийцы, когда того закопали живым в могилу, поставив сверху гроб его жертвы; идя спасать возлюбленную, он бросает кусок хлеба умирающему от голода. Он стесняется проявления чувств, поскольку в то время это совершенно не было принято. Эта душевная потребность отдаляет его от собратьев-козаков, став роковой.

Встретив очаровательную панночку, Андрий влюбляется со всем пылом юношеского сердца и отрекается от всего святого для запорожского козака: веры, Отчизны, отчего дома. Безусловно, это предательство. Но предательство почти всегда идет рука об руку с трусостью: это не про Андрия. Его предательство говорит о едва ли не большей отваге и мужестве, чем поведение его старшего брата во время пыток и казни. Скорее всего, он понимает, что ничем особенно хорошим его история с панночкой не завершится; скорее всего он по молодости и горячности все же надеется на благополучный исход ситуации, но несмотря ни на что, он не может оставить любимую.

Факт измены Родине налицо, но это следствие не подлости человека, а непреодолимого свойства его натуры. Потребность в любви - одна из базовых в жизни нашего современника, и сейчас мои слова кажутся смешными по причине совершенной их очевидности; в то время люди мыслили другими категориями, и в этом смысле, конечно, Андрий был более душевно развитым, нежели другие персонажи повести.

Для обоих братьев вспыхнувшая война стала, в сущности, первой и единственной. Остап героически сражается, но попадает в плен в неравном бою. Его казнят. Сцена пыток страшная, но самый, пожалуй, отчаянный момент, когда он, несгибаемый, целеустремленный, невероятно сильный духом и телом человек, перед смертью зовет отца, и тот отзывается ему.

Как было и раньше, в момент расплаты Остап не мечтает о пощаде и не молит о ней, принимая неминуемую гибель, как должное. Но в последнее мгновение он надеется на поддержку «твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине».
Андрий погибает раньше от рук отца: Тарас не находит возможности смириться с предательством сына. Как и Остап, он не противится своей участи, но перед дулом ружья он вспоминает лишь свою прекрасную панночку, сожалея о ней - не об измене.

Трудно сравнивать братьев между собой. Внешне все выглядит просто: старший - герой Отчизны, младший - подлый изменник, продавший за юбку все на свете. Но не все в жизни можно мерить черным и белым. У братьев говорящие имена. «Остап» означает «устойчивый», что вполне подходит под его характер, а «Андрий (Андрей)» - «мужчина, мужественный, храбрый».

Так что не считает автор своего юного изменника предателем всего самого святого… Младший брат попал в такие несчастливые для себя обстоятельства, когда все, что свято для козака, оказалось противопоставлено его личной святыне - глубокой любви. И если сузить понятие Родины до одного-единственного человека, то оба брата были верны ей до конца.

Закончив читать книгу Гоголя “Тарас Бульба”, я с сожалением отложил ее в сторону. Мне она очень понравилась. Прочитал на одном дыхании за один вечер. Потом, перед написанием сочинения, я перечитал ее еще раз. Книга эта непростая и отдать предпочтение кому-либо из героев сложно. Больше всего меня заинтересовали Остап и Андрий. Вроде братья, а какие разные взгляды на жизнь, какие разные характеры.
Гоголь - гениальный писатель. Он короткими штрихами может описать внешность так, что сразу представишь наяву, как выглядел человек. “Остап и Андрий только слезли с коней. Это были два дюжих молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва”.
Сыновья Тараса Бульбы окончили Киевскую бурсу и, приехали домой. Братья были молоды и красивы. В силу разности их характеров и в бурсе они были отличны друг от друга.
Остапу знания в бурсе давались труднее. Да он и не хотел учиться и четыре раза закапывал в землю свой букварь. Только под угрозой отца он остался в бурсе. Провинившись, Остап сам ложился на пол под розги и не просил пощады. Он был верным товарищем, и бурсаки единодушно любили его.
Андрий же, наоборот, старался отвертеться от порки, как мог. Учился он охотно, без напряжения, но так же, как и Остап, мечтал о подвигах и сражениях.
Оба брата очень обрадовались, узнав, что поедут с отцом в Запорожскую Сечь. По дороге каждого занимали свои мысли. Остап думал о сражениях, он страстно мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступить своему прославленному в битвах отцу. “Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал”.
“Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые”. Он вспомнил о своей встрече с полячкой в Киеве. Андрий полюбил ее и не мог забыть того сладостного момента, когда она разговаривала и смеялась над ним.
В Запорожской Сечи братьев приняли как равных. Казаки быстро оценили их силу, смелость, ловкость, отвагу в бою, веселый нрав на пирушках. Но и тут братья вели себя неодинаково. Остап был храбр в сражении, но в то же время и осмотрителен. Он умел найти выход из трудного положения, притом с пользой для
своих. Даже придирчивый Тарас Бульба поговаривал: “О, да этот будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!”
Андрий же летел в бой, не чувствуя ничего. Его опьяняли свист пуль, блеск сабель, звон оружия. Он несся с безумной храбростью, и, где не смог бы победить старый казак, он выходил победителем. И про младшего сына Тарас говорил: “И это добрый, враг бы его не взял, вояка; не Остап, а добрый, добрый вояка”.
Но на беду Андрия, польская девушка, которую он полюбил в Киеве, оказалась в осажденном казаками городе. Ночью, пробравшись в город, Андрий встретил ее. Он поклялся ей в любви и сказал: “Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна моя - ты... И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну...”.
Страшно разгневался Тарас, увидев сына впереди польского полка. Это был позор и для него, и для Оста-па, для всего казацкого войска. С этой минуты старый Тарас ни о чем уже думать не мог и только требовал, чтобы казаки заманили Андрия в лес.
А вот Остап был до конца верен своей отчизне, своему долгу. Даже в плену, когда ляхи подвергали его страшным мукам, он не сказал ни слова. Ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умер как верный сын своей Родины.
* Трудно не преклониться перед мужеством, отвагой и стойкостью Остапа. Но и такую всепоглощающую любовь Андрия тоже нельзя не уважать. Надо иметь не меньше мужества, чтобы ради любви согласиться оставить все: дом, родных, друзей, отчизну. Я не могу сказать, кто мне больше нравится, кого бы из них я выбрал положительным героем. Думаю, что в каждом конкретном случае сердце само подсказывает, как поступить. И со своей точки зрения и Остап и Андрий правы в своих поступках. Так поступают настоящие мужчины, они погибают либо за Родину, либо за любимую женщину.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ

(по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”)

1 вариант

Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” – эпическое повествование о славном героическом прошлом украинского казачества, его борьбе против польской шляхты. Это грустная история о Тарасе Бульбе, его сыновьях Остапе и Андрие, о многих других казаках, покинувших свои родные дома и создавших Запорожскую Сечь – мощный военный лагерь.

У Тараса Бульбы было два сына. Главное для отца – чтобы сыновья храбро воевали, всегда защищали свою честь, стояли за веру Христову, а если иначе – то пусть хоть пропадут! Старший сын воплощает продолжение героических традиций, народный, национальный путь непримиримой борьбы за свободу и независимость Украины, а младший выражает антинациональную тенденцию к сближению с феодальной Польшей. Ситуация, изображенная Гоголем, соответствовала исторической истине.

Судьба Остапа отражала тот факт, что феодально-королевская Речь Посполитая несла порабощение украинскому народу, подавляя его борьбу превосходящей воинской силой. Остап, как и отец, прямодушно и беззаветно любит родину, свято хранит верность казацкому братству, общественному долгу. Выглядит Остап грозно и мужественно, в нем чувствуется внутренняя сила. Ему – суровому, мужественному и несгибаемому воину, “казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела”.

Остап всегда был хладнокровен и никогда не терялся. Вовой двадцать два года он мог предвидеть и соразмерить опасность, чтобы потом лучше преодолеть ее. В Остапе заметны черты будущего вожака. Автор сравнивает Остапа с великаном, потому что великаны, богатыри всегда были защитниками родной земли. Величие души Остапа – в верности запорожским идеалам: погибнуть за родную отчизну.

Андрий по своему душевному складу индивидуалист и эгоист. Он отличался изнеженностью, страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком.

Черты лица Андрия – юношески нежные, мягкие. “Андрий… не знал, что значит обдумывать… или измерять свои или чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве…” Это был вспыльчивый юноша, он делал то, чего никогда бы не сделал хладнокровный и разумный Остап, и творил в битве чудеса.

Увлечение красотой, изяществом речи, образованностью воеводской дочери, мишурным блеском польской аристократической культуры ведет его к разрыву с традициями своего народа, к измене отечеству.

Писатель не скрыл искренности и глубины любви Андрия к польской панне, но не оправдал, а обвинил его и показал, что, отдав предпочтение чувству любви перед гражданскими обязанностями, он не сумел подняться выше уровня обыкновенного человека. Ради личных чувств он способен отказаться от отца, товарищей и родины.

Гоголь сопоставляет братьев, показывая их четко, подчеркивая героическое служение общему благу в одном брате и индивидуализм в другом. В образе Остапа Гоголь воплотил отвагу, силу и мужество, любовь к родине и свободе, ненависть к врагу – лучшие качества, присущие самоотверженному защитнику родной земли. Образ же Андрия резко обособлен в повести. Он противопоставлен народному характеру, и его позорная смерть является необходимым нравственным возмездием за предательство, измену общенародному делу.

2 вариант

Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” раскрывает перед нами страницы давно минувших дней из истории украинского народа. Это было суровое и трудное время, которое выковало могучие характеры народных защитников – запорожских казаков. В их образах воплощается идеал воина – вольнолюбивого, с широкой и чистой душой, беззаветно преданного родине и товарищам по оружию.

Писатель в ярких красках описывает образы славных воинов, но особое внимание он уделяет сыновьям старого казака Бульбы.

С Остапом и Андрием мы знакомимся в самом начале повести, когда они приезжают домой после окончания учебы в Киевской бурсе. Там прошел период их возмужания, становления характеров.

Остап неоднократно убегал из семинарии, но его снова возвращали. И лишь угроза отца заточить его в монастырь и не пустить на Сечь удержала парня в бурсе. Его характер ожесточился от побоев, стал тверже и суровее. “Остап считался всегда одним из лучших товарищей”. Он был одним из первых во всех затеях, но “никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей”.

Младший же, Андрий, “имел чувства несколько живее и как-то более развитые”. Он учился охотнее брата, был изобретателен и часто верховодил своими приятелями в разных мероприятиях. Но если Остап “был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки”, то Андриечва душа “была доступна и другим чувствам “. После учебы для братьев началась казацкая жизнь. Они быстро приобрели любовь среди казаков своей молодой энергичностью и храбростью. И скоро подвернулся им случай показать себя в бою против ляхов. Остапу было на роду написано “вершить ратные дела”.

Не теряясь, с хладнокровием оценивая опасность, он тут же находил способ, как уклониться от нее, чтобы потом вернее поразить врага. Андрий ни в чем не уступал брату, и Бульба радовался, глядя на своих сыновей. Казалось, оба они достойны того, чтобы старый казак гордился ими. Но Андрий поддался своей слабости. Его всегда привлекали женщины, и, полюбив полячку, он отказался от родины, от отца, от своих товарищей. “Отчизна моя – ты! – говорит он панночке. – И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!”

Поступок Андрия малодушен и нет ему оправдания. Он не смог бороться со своими страстями и пошел на самый страшный грех – предательство. Отец сам убивает его, потому что такому человеку нет прощения. Остап же погибает как герой – его казнят поляки. Перед казнью он ведет себя достойно, и “ни крика, ни стону” не было слышно от него.

Раскрывая характеры братьев, Н. В. Гоголь показывает двух людей, которые принадлежат уже к разным эпохам. Остап воплотил в себе черты героического прошлого, он суров и предан. А малодушный Андрий близок уже к более утонченной эпохе. Любовь женщины для него важнее долга и чести.

(No Ratings Yet)

  1. Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова...
  2. “Отцы и дети” – одна из вечных книг русской литературы. Вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не только потому, что новое поколение читателей по-разному воспринимает сложную позицию автора, но...
  3. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина...
  4. “Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал...
  5. Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность...
  6. УКРАИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” 1 вариант Мне очень нравится повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, потому что в ней чудесным образом сочетаются реальность...
  7. Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”...
  8. Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика...
  9. ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ” Все не то, чем кажется… Он лжет во всякое время, этот Невский проспект… Н. В. Гоголь Молодым человеком...
  10. Мой любимый литературный герой План I. Мой любимый литературный герой – Остап Бендер. II. Образ, взятый из жизни. 1. Жизнелюбие, беззлобность Остапа. 2. Широкая натура Бендера. 3. Тонкий психолог. 4....
  11. Типология тем сочинений I. Темы аналитического характера Внутри этой широкой группы уместно выделить еще ряд подгрупп. Прежде всего стоит говорить о темах-характеристиках. Существуют сочинения-характеристики одного персонажа (например, “Трагедия Печорина” или...
  12. Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева проявляется, прежде всего, в изображении природы. Преобладание...
  13. Еще одним важным для понимания проблематики произведения является Образ Максима Максимовича. Это не молодой, бывалый штабс-капитан: “На вид ему было лет 50, смуглое лицо выдавало его уже давнее знакомство с...
  14. Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина, “милый идеал” автора, образ настолько значимый в романе, что, безусловно, во многом правы те, кто считает: роман надо было назвать ее именем. Пушкинская Татьяна...
  15. Одним из центральных протагонистов романа Гофмана “Крошка Цахес” выступает Студент Бальтазар. В отличие от других персонажей, Образ Бальтазара более позитивный и мечтательный. Молодой человек противопоставляется обществу обывателей введено, обывателей, один...
  16. Новелла Франца Кафки “Перевоплощение” наполнена неожиданным сюжетом, интересными поворотами и большими идеями самого автора. Если присмотреться к главному герою, то он чем-то похож на самого Франца Кафку. Кстати, большинство писателей...
  17. Олицетворением всего русского, доброго и круглого называет в романе автор Платона Каратаева. Этот крестьянин, оторванный от своей привычной среды, – образец “естественного” человека, воплощение народной нравственности. Он живет в гармонии...
  18. В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,...
  19. Хотя понятие жанра постоянно изменяется и усложняется, и все же под ним можно понимать исторически сложившийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. Уже по этим чертам во многом становится...
  20. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей...
  21. “Поздравляю публику с истинно веселою книгою”, – такими словами А. С. Пушкин встретил “Записки пасечника Рудого Панька”, изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной поэтичностью и...
  22. ПОЭТИКА ГОГОЛЯ Контраст живого и мертвого в поэме был отмечен еще Герценом в дневниковых записях 1842 г. С одной стороны, писал Герцен, “Мертвые души”… все эти Ноздревы, Маниловы, и… <все...
  23. Русская литература 1-й половины XIX века Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать... ШКОЛЬНИКИ В МИФЛАНДИИ (по повести-сказке Дж. Даррелла “Говорящий сверток”) Вы никогда не были в Мифландии? Значит, вы просто еще не прочитали замечательную книгу Дж. Даррелла “Говорящий сверток”! Иначе вы бы...


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта