Главная » Засолка грибов » Конспект урока по обществознанию что такое человечность. Разработка урока обществознания на тему "человек и человечность" с презентацией

Конспект урока по обществознанию что такое человечность. Разработка урока обществознания на тему "человек и человечность" с презентацией

Урок обществознания.Тема: «Человек и человечность»(1 ур)

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: Рисунок атомного взрыва, эпиграф: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Этапы урока:

Организационный момент

Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Что является главным объектом изучения обществознания?

Ответ: Человек.

Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?

Экспресс-опрос

Опрос: Ответьте «да» или «нет». (Игра « крестики – нолики»)

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека (да)

7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение (нет) эмоции

8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? (да)

9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)

Учитель: Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек относится к тому, что его окружает?

Ученики отвечают.

Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

Ответ: Жизненные обстоятельства.

На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного.

Изучение нового материала

Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве.

Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применении ядерного оружия.

Что вы почувствовали, услышав об этом?

Ответ: Страх.

Как вы оцениваете действия правительства США?

Ответы учеников.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.

Мозговой штурм:

ассоциации со словом Человечность

Запись на доске:

уважение к людям доброта милосердие гуманность

Сострадание человеколюбие

Работа со словарем (задания даются по рядам)

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ- любовь к людям, гуманность.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

Человечность – каждодневное проявление гуманизма (Запись в тетрадь)

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью - это стихи, высказывания, рисунки

Абугалиев Дидар рассказывает о японской девочке Садако, которая стала символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.

«Журавлики» Александр Дерксен – читает Муканова Руфина.

Она хочет жить до весны,

Отпуская журавликов в небо,

Но сжигают тело костры,

Словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

Но вы мудрость познаете взгляда,

Но боль убивает смеясь,

Не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

Что спасают нетронутой душу,

Светлый мир посещает во снах,

Близость смерти покой не нарушит…

Учитель: Для чего нужно быть человечным?

Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.

Человечность - это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

Гуманизм от латинского- человеческий, человечный. Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. Человечность, гуманизм, гуманность, человечное отношение к окружающим. В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий. Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность. "У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком", считает Л.Шефер.

Из курса истории вы знаете, что гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

Вспомните и назовите фамилии гуманистов.

Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке.

Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.

Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности.

Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» (стр.101)

Кратко сформулируй принцип отношения к жизни, описанный в этом рассказе.

Если затрудняешься в выполнении задания, выбери одну из предложенных формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте рассказа « Легенда».

Живи так, как тебе хочется.Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.Живи так, чтобы не навредить другим людям.Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.Живи так, как тебе нравится, лишь бы никто тебе не мешал.

Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

У каждого человека есть право выбора: протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?

Ответы учащихся: А вдруг это обман?

Учитель: Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.

Ответы учащихся: Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.

Ответы учащихся: Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.

Вспомним, золотое правило нравственности.

Гуманным или негуманным может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.

Рефлексия.

Объясните слова эпиграфа: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Ответ ученика.

Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном (человечном) отношении людей друг к другу.

(Эти высказывания ученики подготовили дома)

Кто из вас читал произведение « Маленький принц» ?

В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за...

Тема: «Человек и человечность»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием и ИКТ

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, видео-фрагменты, раздаточный материал в конвертах (прил.№1)

Этапы урока:

    Организационный момент

    Экспресс-опрос

    Изучение нового материала

    Итоги урока

Опрос => Ответьте «да» или «нет».

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

Лекция с элементами беседы.

    Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не всегда могут мирно сосуществовать друг с другом. К чему это может привести?

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Хиросима»

В небольшом фрагменте документального фильма вы увидели одно из событий Второй Мировой войны. США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

    Что вы почувствовали, глядя на кадры этого фильма?

    Как вы оцениваете действия правительства США?

    Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? (человечность)

Мозговой штурм: ассоциации со словом человечность (запись на доске)

    уважение к людям

    сочувствие

    доверие

    добро

    самопожертвование

    честность

    искренность.

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью = > стихи, фразы, рисунки

    Для чего нужно быть человечным? (чтобы был мир, чтобы люди были счастливы)

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.

    Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.

    Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.

    Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

Работа с глоссарием

Человечность - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Гумани́зм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности

Эмпа́тия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека

Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, призванные обеспечивать устойчивое социальное развитие.

Табу - это строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Творческое задание «Проблемы общества»

Перечислить проблемы современного общества, например: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм и т.д . Все перечисленное записывается на доске.

=> какие качества необходимо иметь, чтобы помочь людям справиться с той или иной проблемой? Чаще проявлять человечность?

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В и генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве. Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применения ядерного оружия.

При взрыве бомбы в Хиросиме 6 августа 1945 года девочка Садако находилась в полутора километрах от эпицентра взрыва. В 1955 году она попала в больницу с диагнозом «лейкемия». Ей было всего 12 лет, она было вашей ровесницей. Надеясь на выздоровление, она делала бумажных журавликов. Японская легенда гласит, что если сделать 1000 таких журавликов, то исполнится любое желание. 25 октября 1955 года она умерла, успев сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячью бумажных журавликов.

Садако стала символом неприятия ядерной войны. О ней написаны книги, сняты фильмы, придуманы стихи. Во многих городах ей поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить .

«Журавлики» Александр Дерксен

Она хочет дожить до весны,

отпуская журавликов в небо,

но сжигают тело костры,

словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

но вы мудрость познаете взгляда,

она боль убивает смеясь,

не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

что спасают нетронутой душу,

светлый мир посещает во снах,

близость смерти покой не нарушит...

В память об этом уроке, я хочу подарить каждому из вас бумажных журавликов – символ человечности и доброты

Хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!!!

Можно пройти мимо, можно не заметить, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг и помогать, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

ФРАГМЕНТ ПРО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Спасибо за урок, чтобы выяснить понравился он вам или нет, я попрошу достать из конвертов маленькие желтые круглые листочки и поставить там смайлик, который соответствует вашему отношению к уроку  

Приложение №1

МБОУ- гимназии №2

г. Асино

Томскоя обл.
Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии

среднего образования

Конспект урока обществознания в 6 классе

по теме: «Человек и человечность»

Разработан

АНИСИМОВОЙ Мариной Ивановной

2013 год
План урока
Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема программы : ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Тема урока : ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Тип урока: УРОК УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Форма урока: ТРАДИЦИОННЫЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ МЕТОДА НАПРАВЛЯЮЩЕГО ТЕКСТА
Цель урока:


  1. К концу урока обучаемые будут:

2. В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:

* ЧУСТВА СОСТРАДАНИЯ;

* ЧЕЛОВЕЧНОСТИ;
3. В ходе урока способствовать развитию образовательных компетенций:

* ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ;

* УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ;

* КОММУНИКАТИВНОЙ;

* ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Материально-дидактическое оснащение урока
1.Дидактические материалы: *КОМПЛЕКТЫ 2.Оборудование:

ДЛЯ ПОДГРУПП, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ЛИСТОВ: * КОМПЬЮТЕР

Л1,Л2,Л3,Л4, Л4,Л5 * ПРОЕКТОР

*ОТРЫВОК ИЗ ФИЛЬМА «ЧУЧЕЛО»

*КАРТОЧКИ НА СТОЛЫ С УКАЗАНИЕМ

СОСТАВОВ МИКРО ГРУПП; * ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ТЕСТОВЫМИ

*КОНВЕРТЫ С НАБОРОМ ТРАФАРЕТОВ ЗАДАНИЯМИ;

ЦВЕТНЫХ ТЮЛЬПАНОВ ДЛЯ *ИЗНАНКА ОДНОЙ ИЗ СТВОРОК ДОСКИ

КАЖДОЙ МИКРО ГРУППЫ ОФОРМЛЕНА В ВИДЕ БУКЕТА В ВАЗЕ

Ход урока.


этапа урока


Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.

8.00-8.02

-Сегодня я хочу с вами поговорить об очень важной вещи в нашей жизни. Мы все страдает, если она отсутствует в нашей жизни, мы все в ней нуждаемся. Чтобы нам было легче разобраться в этом важном вопросе я предлагаю посмотреть отрывок из одного фильма.

Обучающие рассаживаются в группы в соответствии с указанными на карточках списков.

Воспринимают информацию о предстоящей работе.


Формируется установка на полноценное восприятие видеоинформации

8.03-8.05

Просмотр отрывка из фильма «Чучело» (С 19.33 по 22.02 минуту 1 серии фильма)

Просматривают отрывок из фильма «Чучело»

Обучающие эмоционально настраиваются на работу по теме урока.

8.05-8.20

- Кто из вас узнал, из какого фильма данный отрывок? Это экранизация произведение Владимира Железнякова «Чучело», которое вы изучали на уроках литературы.

А сейчас познакомьтесь с вопросом на информационном листе Л1, на который к концу урока мы должны найти ответит.

Для этого вы должны будите ознакомиться с информацией на листе Л2, коллективно обсудить её содержание и на листе Л4 дать ответ на вопросы, которые даны на листе Л3.


Обучающие знакомятся с информационными листами Л1, Л2, Л3, Л4. Прочитав информацию, коллективно обсуждают вопросы и заполняют пустой лист Л4.

После знакомства и обсуждения информационного материала,

обучающие составляют коллективную работу.


8.20-8.25

-Сейчас вы получите листы с правильными ответами. Вы должны сравнить их с содержанием своих листов и выставить баллы по каждому вопросу как это указано в эталоне.

Обучающие сравнивают свою работу с эталоном и выставляют баллы.

Обучающие должны правильно соотнести свою работу с эталоном – суметь понять содержание образца и сравнить со своей работой.

5.

8.25 – 8.28

-Постарайтесь объективно оценить работу каждого из вас в микро группах и, учитывая полученные баллы с работой по тексту, выставить в оценочный лист.

Обучающие заполняют оценочные листы.

Работа каждого в микро группах будет оценена с максимальной объективностью.

8.28 – 8.33

- А теперь давайте вернёмся к вопросу, который был задан в начале урока. Что такое «гуманизм» и как фильм Р. Быкова «Чучело» учит гуманизму?

Обучающие отвечают на поставленный вопрос. Предоставляется возможность высказать каждому.

Должен быть верно сформулирован ответ на вопрос урока.

8.33-8.36

-Мы с вами на прошлом уроке говорили о морали и нравственности. Считаете ли вы, что тема сегодняшнего урока и предыдущего близки?

Для закрепления обеих тем решим ряд тестов.


Отвечают на поставленный вопрос и решают тесты, представленные на экране.

Найти правильные ответы. При затруднении порассуждать над утверждениями тестов.

8.36-8.38

-Сегодня мы начали разговор об очень важной теме – теме гуманизма. Конечно, мы к ней ещё не раз вернёмся. А сейчас предлагаю высказаться, на сколько вам понравилась наша с вами работа. У вас есть конверты с набором «тюльпанов», а на доске – букет с нераспустившимися цветами. Если вы считает, что урок был интересным, познавательным вы помещаете свой цветок в букет.

Обучающие помещают свои трафареты на доску в импровизированный букет.

Создание визуального образа коллективной рефлексии урока.

8.38-8.40

-Запишите домашнее задание: стр. 100-105 (Учебник Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова «Обществознание. 6 класс»)и напишите эссе по теме: «Как фильмы могут воспитывать человечность?»

Записывают домашнее задание.

Знакомство с текстом параграфа и написание эссе.

Как один из вариантов выявления эффективности данного урок можно предложить учащимся на следующий урок по листу с вопросами Л3 составить конспект этого урока.


После выхода фильма «Чучело» в 1983 году в одной из критических статей было написано: «Этот фильм воспитывает чувство гуманизм».

Каково значение слова «гуманизм»? Что значит воспитывать чувство гуманизма?

Гуманизм - это слово происходит от латинского «гуманус» - человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям. Это понятие появилось около 600 лет назад, когда были высказаны мысли о том, что главное внимание в науках, искусстве, литературе должно уделяться человеку, его развитию, что нет ничего на земле совершеннее человека. Мыслителей, которые первыми высказали эту мысль, стали называть гуманистами. Великие писатели, ученые, художники эпохи Возрождения: Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Кампанелла и многие, многие другие, о которых вы узнаете на уроках истории и литературы, - выступали в своих произведениях против неравенства людей, оправдывали стремление человека к разностороннему развитию, к радостям жизни, к удовлетворению общественных потребностей.

В 17-18-м вв. великие мыслители-просветители Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бэкон, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций и другие проповедовали идеи Свободы, Равенства и Братства. Они подготовили тем самым Великую французскую революцию 1789 г., 200-летие которой отмечал весь мир.

Но является ли каждый из нас настоящим гуманистом? Оказывается, что кому-то только еще предстоит им стать, и для этого нужно сделать очень и очень много, в первую очередь побороть в себе плохие качества. Например, бывает, что одноклассники жалуются на какого-нибудь своего товарища учителю только для того, чтобы посмотреть, как его накажут. Ребята хорошо знают, что наказание - это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили и, казалось бы, должны пожалеть своего товарища. А вот не жалеют. Почему? Они не научились сочувствию. Гуманно ли они поступают? Конечно, нет, ведь гуманизм - это и есть сочувствие другим людям, желание им добра, борьба со злом во имя счастья всех людей.

А гуманно ли поступают взрослые дети, забывая про свою состарившуюся мать, не ухаживая за ней или даже отправляя ее в дом престарелых? Ответ очевиден. Сочувствовать - значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию - одно из свойств гуманного человека. Оно ограничивает эгоизм, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного. Гуманный человек всегда добр, он заботится о всех, кто нуждается в его помощи, в защите, кто слабее его. Он никогда не обидит своих товарищей, родных, других людей, никогда не мучает животных, всегда говорит правду и не любит тех, кто может солгать во имя сиюминутных личных выгод…

Лист №3


  1. Подберите синоним к латинскому слову «гуманизм».

  2. Назовите основные идеи гуманизма, которые развивали мыслители-гуманисты эпохи Возрождения.

  3. Назовите 3-4 мыслителей-гуманистов 15-18 веков.

  4. Перечислите качества, которым должен обладать гуманный человек.
Лист №4

(Даётся чистый лист для заполнения для каждой микро группы).

ЭТАЛОН Лист №5


  1. Гуманизм – это человечность. (10 баллов)

  2. Они выступали против неравенства людей, оправдывали стремление человека к разностороннему развитию, к радостям жизни, к удовлетворению общественных потребностей. (10 баллов)

  3. Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Кампанелла, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бэкон, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций. (10 баллов)

  4. Сострадание, сочувствие, доброта, борьба со злом, забота о других людях и животных, помощь слабым, честность, бескорыстность. (10-20 баллов)

Гуманизм Лист №6

Оценочный лист.


Список

микрогруппы.


Сумма баллов за

выполненное задание.


Перевод баллов в

отметку.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Для перевода суммы баллов в отметку применяется следующая шкала.

50 баллов – «отлично»;

40 баллов – «хорошо»;

30 баллов – «удовлетворительно»;

20 – менее баллов – задание не выполнено и оценивается - « не удовлетворительно».

Тест

к уроку обществознания в 6 классе

ГКО СУВУ г. Октябрьска
Методическая разработка открытого урока
по учебному предмету: обществознание в 7 классе

Тема: «Человек и человечность»
Учитель истории и обществознания:
Леонова Екатерина Александровна
2015 – 2016 учебный год
Урок обществознания. Тема: «Человек и человечность».
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни.
Задачи урока:
Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания.
Развивающая: продолжение работы с глоссарием.
Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Оборудование урока: Рисунок атомного взрыва, тема урока, новые слова, высказывания ученых, задача для учащихся.
Компьютер: презентация урока, эпиграф:
«Пусть будет добрым ум у вас,
а сердце умным будет» С.Маршак. (Слайд 1)
Этапы урока:
Организационный момент: приветствие
Учитель:
Наш замечательный звонок позвал за парты на урок. Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия! Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Давай те вспомним, Что является главным объектом изучения обществознания? Ответ: Человек. (Слайд 2).
Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?(Слайд 3)
2. Экспресс-опрос. (Слайд4)
Опрос: Ответьте «да» или «нет». (Игра « крестики – нолики»)
1. Человек – это биосоциальное существо (да). (биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.
2. В человеке преобладает биологическое начало (нет). (Это значит, что человек без общества остается биологическим существом, неким «маугли», которому присущи исключительно животные привычки).
3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)
4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)
5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)
6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека (да)
7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение (нет) эмоции
8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? (да)
9. Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)
Учитель: (Слайд5)
Что такое человек? (человек – разумное, общественное существо, выступающий в процессе своего существования как личность.)
Чем отличается человек от живых существ? (Человек способен осознавать свою натуру, мыслить и осознавать окружающие его объекты и мир. Следовательно, человек считается самым разумным существом на Земле. Человек сумел создать и развить собственную культуру. Люди создали того, что называется цивилизацией и продолжают активно ее совершенствовать и обновлять. Человек обладает речью и он планирует свою деятельность).
Что такое добро? (Добро - это радость, счастье, хорошее чувство; это когда кому-то помогаешь; это хорошие дела и поступки)...
Какие поступки принято называть добрыми? (все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться, процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок)
А как человек относится к тому, что его окружает? (В наше время остро стоит нравственная проблема - проблема бережного отношения к окружающему миру, к людям... Если мы будем внимательны к другим, то и они будут относиться к нам так же.)Ученики отвечают.
Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества.
Вот перед вами на карточках – слова – различные качества человека. Давайте попробуем с вами разобраться в них и отделить положительное от отрицательного.
(СЛАЙД 6) (весь класс по очереди подходит, берет несколько карточек, зачитывает слово вслух, определяет качество данного слова и кладет его в соответствующую стопку).
По окончании слова пересчитываются (их поровну).
- Посмотрите, что получилось?
(и хорошего и плохого поровну в нашем мире)
- А что может произойти?
(может плохого стать больше)
- Если негативного в нашей жизни будет больше как мы будем жить?
- А что нужно сделать, чтобы этого не произошло?
(чтобы доброго и хорошего стало больше)
- А как?
Вот на этот вопрос мы и попытаемся сегодня ответить.
На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного.
Просмотр фильма Хиросима (2 минуты.)
Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.
Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве.
Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применении ядерного оружия.
-Что вы почувствовали, услышав об этом?
Ответ: Страх.
Как вы оцениваете действия правительства США?
Ответы учеников. (ужасными, бесчеловечными)
- Беседа по вопросам: послушайте еще раз положительные качества. (Слайд 7) (зачитать).
- Подумайте, а можно все слова, которые мы посчитали положительными назвать одним словом?
- Каким? (ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?
Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.
5. Изучение нового материала
Задача для учащихся: Выяснить главные особенности гуманного общества и что заключает в себе истинный гуманизм.
Тема нашего урока «Человек и человечность» - запишите ее в тетрадь. (СЛАЙД 8)
Мозговой штурм: ассоциации со словом Человечность
Запись на доске:
Уважение к людям, доброта, милосердие, гуманность, сострадание, человеколюбие.
7. Работа со словарем (задания даются на 2 – 3 человека). Ученики зачитывают вслух.
1. Группа 1.
СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь
несчастьем, горем.
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
делать добро другим.
2. Группа 2.
УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих- нибудь достоинств.
ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.
3. Группа 3.
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.
МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.
Человечность – каждодневное проявление гуманизма (Запись в тетрадь)
Ребята подготовили стихотворение, которое у них ассоциируется с человечностью -
(Слайд 9)Абугалиев Дидар рассказывает о японской девочке Садако, которая стала символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.
«Журавлики» Александр Дерксен – читают обучающиеся.
Она хочет жить до весны,
Отпуская журавликов в небо,
Но сжигают тело костры,
Словно жар уходящего лета.
Ей всего ничего отродясь,

Но боль убивает смеясь,
Не боясь пропитавшего яда.

Что спасают нетронутой душу,


Учитель: Для чего нужно быть человечным, ребята?
Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.
Человечность - это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.
Гуманизм от латинского - человеческий, человечный. (Слайд10). Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. (Слайд11) Человечность, гуманизм, гуманность, человечное отношение к окружающим. В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий. (Слайд 12) Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого человека.
Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность. "У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком", счита Л.Шефер.
- Вспомните и назовите фамилии гуманистов.
- Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.(Слайд 13)
Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке.
(Слайд 14)- Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.
- Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности.
(Слайд 15) Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» (стр.101) – читают ученики по очереди
Кратко сформулируй принцип отношения к жизни, описанный в этом рассказе.
Если затрудняешься в выполнении задания, выбери одну из предложенных формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте рассказа « Легенда». (Ученики отвечают).
Живи так, как тебе хочется.
Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.
Живи так, чтобы не навредить другим людям.
Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.
Живи так, как тебе нравится, лишь бы никто тебе не мешал.
Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.
Рассказ может быть таким: (ученик) гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течение всей своей жизни.
- Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым? (Ученики отвечают)
Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.
Учитель: У каждого человека есть право выбора: протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?
Ответы учащихся: А вдруг это обман?
Учитель: Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.
Оцените обман с точки зрения человечности.
Ответы учащихся: Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.
Учитель: Могут социальные сети оказать реальную помощь?
Ответы учащихся: Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.
Вспомним, золотое правило нравственности.
Гуманным или негуманным может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.
- Давайте попробуем сейчас с вами нарисовать такое гуманное общество (дети поочередно рисуют на ватмане свои ассоциации).
РИСУНКИ ВЫВЕШИВАЮТСЯ НА ДОСКУ
- Что же у нас получилось? (обсуждение).
- Давайте сформулируем определение «гуманное общество». Гуманное общество – это общество справедливое, в котором главное человек, его благо.
Рефлексия.
(Слайд 16) Объясните слова эпиграфа: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак.
Ответ ученика. (Следовательно, основное его значение это – желать другим добра, не требуя ничего взамен).
- Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном (человечном) отношении людей друг к другу.
(Эти высказывания ученики подготовили дома), по очереди высказывают.
- По-моему, человек живет, пока любит, а если он людей не любит, так зачем он нужен! (Шейко)Горький М
- Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Эмерсон Р. (Родионов)

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. Л. Н. Толстой (Середин)
- Кто из вас читал произведение « Маленький принц» ?
- Кто помнит имя автора этой чудесной сказки? (Антуан де Сент-Экзюпери)
- В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за тех, кого приручил».
Объясните. (Учащиеся отвечают) Призыв быть ответственным в любви и дружбе, щадить чувства близкого человека, дорожить чужим доверием, не обманывать его и т. д.
«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».
Л.Н.Толстой сказал: « Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».
Можно пройти мимо, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг себя и помогать им, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!
И хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!
Резерв: Игра «Скажи мне доброе слово».
- Она ничего не стоит, но много дает.
- Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
- Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
- Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
- Она создает счастье в доме и служит паролем для друзей. (улыбка)
Классный руководитель. Обратите внимание на фразу, она служит кодексом психологов всего мира: Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам.
с самого простого. Как насчет улыбки? Я имею в виду настоящую, согревающую сердце улыбку, которая исходит изнутри, которая ценится так высоко. Я приглашаю гостей выполнить это простое задание.
(3вучит музыка.)
Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите высоко голову. Наполните легкие воздухом до отказа. Улыбнитесь на выдохе. Молодцы! Теперь посмотрите друг на друга. Выберите себе партнера из людей, сидящих рядом, и улыбнитесь ему. Не бойтесь, что вас неправильно поймут. Улыбнитесь, скажите несколько приятных слов. Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку?
А что вы почувствовали, когда улыбались вам? Запомните и сохраните эти ощущения. Вам было, несомненно, приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
Научимся же давать другим то, что мы хотели бы получить от других.
Суть игры: класс делится на команды, в соответствии с количеством рядов парт. Командам дается задание говорить другой команде добрые слова. Условие: повторять слова нельзя, победит та команда, которая последняя скажет доброе слово.
На память я дарю вам журавликов – символ человечности и доброты, выполненных из бумаги в технике оригами, напишите на них свои пожелания и передайте мне. Пусть человечность торжествует на Земле!
Домашнее задание: находим примеры человечности (история войны, современное время), параграф 12.
Приложение1.
«Журавлики» Александр Дерксен – читают

Она хочет жить до весны,
Отпуская журавликов в небо,
Но сжигают тело костры,
Словно жар уходящего лета.
Ей всего ничего отродясь, - Никита
Но вы мудрость познаете взгляда,
Но боль убивает смеясь,
Не боясь пропитавшего яда.
Верит птицам бумажным в руках,
Что спасают нетронутой душу,
Светлый мир посещает во снах,
Близость смерти покой не нарушит…
Приложение 2.
Эти высказывания ученики подготовили дома), по очереди высказывают. - По-моему, человек живет, пока любит, а если он людей не любит, так зачем он нужен! (Шейко)Горький М
- Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Эмерсон Р.

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. Л. Н. Толстой
Вспомните и назовите фамилии гуманистов.
- Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Конспект урока по обществознанию

Класс: 6

Предмет: обществознание

Тема урока: «Человек и человечность»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: беседа

Цель урока:

Формирование представлений о человеке с позиций нравственности, о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми, окружающим миром в целом

Рвзвитие социального кругозора.

Воспитание гуманного отнощения к окружающим людям

Задачи:

Раскрыть смысл понятий «человечность» и «гуманизм»,

Учить оценивать поступки с позиции гуманизма,

Воспитывать уважение и желание проявлять внимание и заботу к людям.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

расширение представлений о человеке, о гуманизме, знакомство с понятием гуманное общество

Метапредметные:

- регулятивные: определять цель, проблему в учебной и практической деятельности;

- познавательные : развитие критического мышления, навыков систематизации и анализа информации, составления диаграмм;

-коммуникативные : развитие умения работать в группах, парах, коллективно обсуждать информацию, осуществлять обмен мнениями, понимать/принимать позицию другого;

Личностные:

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Оборудование: Учебник, словарь, репродукция картины В.М. Максимов. «Все в прошлом». мультимединое оборудование, презентация к уроку.

Литература: Учебник под ред. Л.Н. Боголюбова Обществознание,6 класс. М.: Просвещение,2015 г.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Вводное слово учителя. Приветствие учеников.

Доброе утро, дорогие ребята!Каждый из нас пришел в этот класс со своим настроением, своими мыслями и идеями… Одна рука хорошо, а две – еще лучше. Одна голова хорошо, а две – еще лучше. Одна мысль хорошо, 19 – еще лучше!

Эпиграф к уроку записан на доске «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»

С.Маршак

(Приложение 1. Образец оформления доски)

Подготовка к уроку

2. Мотивация

1. Вопросы по изученной теме: Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми?

2. Мотивация учеников на изучение новой темы

Какие новые слова можно образовать от слова «Человек». Что объединяет все эти слова?

Фиксация идеи учеников, подведение итогов обсуждения, корректировка (при необходимости) темы урока

Озвучивается тема урока «Человек и человечность»

Корректировка проблемного вопроса «всегда ли человек должен оставаться человеком»?

Актуализация полученных ранее знаний

Формулирование понятий.

Человек-человечный, человеческий, человечность

Работа с эпиграфом к уроку

Выдвигают идеи о теме урока

Запись темы урока в тетрадь «Человек и человечность».

Постановка проблемного вопроса урока «Актуально ли в наше время быть добрым?»

3. Изучение нового материала

1. Работа по слайду в презентации «Гуманизм», комментирование новой информаций (Приложение. Презентация к уроку «Человек и человечность»)

Организзация работы со словарем. Найти определение «Человечность», «Гуманизм» и сравнить понятия.

(Приложение 2)

В чем сходство и различие этих понятий? Регулируется учебный процесс, корректируется деятельность учеников при поиске информации, ее обобщении, графическом представлении

Человеческое отношение к миру можно назвать гуманным.

Это слово происходит от латинского корня homo – человек. Для гуманного отношения к человеку характерны готовность понять другого, стремление видеть в нем равного себе, достойного уважения человека.

От корня homo происходит и слово «гуманизм» - это прежде всего уважение и любовь к людям. Для гуманизма характерны интерес к человеку, вера в его способности и творческие возможности.

В каком бы веке люди не жили, в какой стране не находились, люди всегда обращались к золотому правилу морали.

Кто помнит это правило?

Люди разных вероисповеданий всегда должны придерживаться заповеди «не убий». Это правило есть и у христиан, и у католиков, и у мульман, и у буддистов и мн. др.

Работа с презентацией, знакомство с новой информацией.

Работа с текстом, с новыми понятиями

Ответы на вопросы.

Работа в парах (один ребенок записывает определение «гуманизм», другой – «человесность». Затем сравниваются понятия)

Обобщают полученные ранее знания, составляют

Диаграмму

(Приложение 3)

«Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе»

4. Первичное закрепление изученного

1.Организация работы по поиску вариантов гуманного отношения

Что значит относиться к другим по-человечески?

2. Организация работы учеников по чтению притчи В.Вересаева «Легенда» (учебник с.101)

(Приложение 4)

Какий мысль хотел донести до нас автор? Что означает слово «притча»

Подводит к пониманию главной проблемы.

3.Прояви внимание к старикам. Обсуждение высказываания «Хорошие дети – счастливая старость» (народная мудрость)

4. Работа с иллюстрацией учебника. В.М. Максимов. «Все в прошлом». (учебник стр.103.)

(Приложение 5)

Почему художник так назвал свою картину?

Можно ли старость женщин, изображенных на картине, назвать радостной.

Что вы знаете о жизни своих бабушек и дедушек?

Работа в парах, поиск возможных вариантов решения предложенного задания.

Работа с текстом, ответы на вопросы, высказывание своей точки зрения

Работа со словарем.

Формирование понятие «Гуманное общество»

Формулирование вывода. Отношение к пожилым – показательдоброты и человечности.

Актуализация субъективного опыта. Разработка памятки «Чем я могу помочь своим бабушкаи дедушкам?»

Сходить в магазин

Сделать уборку в доме

Вынести мусор

Поздравить с праздником и с днем рождения и др.

Итоги.

Рефлексия.

Подведение к решению проблемного вопроса урока: «Всегда ли человек должен оставаться человеком?»

Если бы ты был волшебником, какие бы поступки совершил?

Ответы на вопросы.

Обучающиеся высказывают свою точку зрения.

Домашнее задание

Задание на выбор.

1.Найти притчи, раскрывающие понятие «Гуманное отношение к окружающим».

Дать объяснение, какой урок можно извлечь из данной притчи.

2. Найти и записать 10 пословиц и поговорок о доброте.

Запись домашнего задания в дневники

Приложение к уроку обществознания № 1

Образец оформления классной доски

Приложение к уроку обществознания № 2.

Словарь

Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.
Толковый словарь русского языка Ушакова

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
Философский словарь

    Человечность – это одно из лучших морально-нравственных качеств человека, делающее его достойным всяческого уважения.

    Человечность – это умение почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды.

    Человечность – это доброжелательное отношение к людям и миру.

    Человечность – это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности и социальное положение.

    Человечность – это умение замечать позитивные черты характера и личности каждого человека.

    Человечность – это готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих, и отказ от осуждения.

Гуманизм – это особое мировоззрение. Согласно теоретической концепции, человек является высшей ценностью. Практически гуманизм – это бережное отношение к людям. Зарождение мировоззрения происходило в эпоху Возрождения, в 15-16 веках. В это время в Италии, а впоследствии в Англии, Франции, Голландии, Германии сформировалось крупномасштабное движение, направленное против церковного деспотизма. Выступая против требований религии провести всю свою земную жизнь в искуплении грехов, гуманисты относили человека на вершину мироздания, утверждая его право на счастье. Они считали, что люди совершенно естественно стремятся к наслаждению, а также обладают способностью к нравственному самосовершенствованию, являясь духовно свободными.

Притча.

толковал слово «притча» как «поучение в примере».

    Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, , о десяти девах, о сеятеле и др.

    Эпический жанр в литературе - , в основе которого лежит принцип ; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру притчи обращались

    Отличия.

    Разное написание слов.

    Человечность может быть как по отношению к людям, так и к животным и природе в целом.Доброе отношение. Проявляется в поступках. Качество человека.

    Гуманизм – понятие пришло из древности. Гуманизм – взгляды, философия. Изучались в учебнике истории и др.

    Приложение к уроку обществознания № 4.

    Притча «Легенда»

    Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

    А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

    Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.

    Мне представляется: наша жизнь- это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем - побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как все это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

    В.В.Вересаев

    Приложение к уроку обществознания 5

    В.М. Максимов (1844-1911) «Все в прошлом»

    Василий Максимович Максимов родился в 1844 г. в д. Лопино в крестьянской семье. Рано лишившись роителей, был отдан в учение иконопискую местерскую, где получил первые уроки живописи. В 1863 г. Максимов поступил в Академию художеств вольным слушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели.Средипроизведений Максимова особо отличатеся картина «Все в прошлом». Картина проникнута ностальгшией по прошедшим временам. Картина имела большой успех и много раз повторена художником.

    Последние два года жизни художника оказались полны горькой нужды и лишений. Бедность истощение, болезни свели художника в могилу.Умер в 1911г.

    В истории русского искусства Максимов занял достойное место как бытописец и знаток народной жизни.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта