Главная » Засолка грибов » Коран – это ниспосланная Речь Аллаха, и он не сотворен. Речь (Слово) Всевышнего Аллаха (Ибну Куддáма аль-Макдиси) с комментарием шейха Мухаммада бин Сáлиха

Коран – это ниспосланная Речь Аллаха, и он не сотворен. Речь (Слово) Всевышнего Аллаха (Ибну Куддáма аль-Макдиси) с комментарием шейха Мухаммада бин Сáлиха

Редакция просветительского проекта «Мир шиизма» продолжает переводить предания из самого древнего сборника хадисов - , ближайшего сподвижника Имама Али, да будет мир с ним. В этом отрывке он передаёт со слов другого верного приверженца имамата - Салмана Фарси - красивую речь Пророка ислама, да благословит Аллах его и его род, о его законных преемниках, их родословной и особых качествах.

С улейм ибн Кайс аль-Хиляли сказал: «Я слышал как Салман сказал: „Я сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, Аллах не посылал Пророка без его преемника! Так кто же твой преемник, о Пророк Аллаха?». Он сказал: «О Салман, это то, что Аллах предписал мне [объявить]». Он ненадолго замолчал, а затем сказал мне: «О Салман, снизошло мне от Аллаха [откровение] относительно вопроса, который ты мне задал. В настоящий момент я беру тебя свидетелем, что Али ибн Абу Талиб - мой преемник, и мой брат, и мой наследник, и мой наместник, и мой халиф в моём семействе, и попечитель каждого верующего после меня, взявший на себя мои обязанности, выплачивающий мои долги и сражающийся [за сохранение] моей сунны.

О Салман, поистине, Аллах рассмотрел землю рассмотрением - и избрал меня среди них (верующих). Затем Он рассмотрел [землю] во второй раз - и избрал среди них моего брата Али, и повелел мне женить его на Госпоже женщин Рая. Затем Он рассмотрел [землю] в третий раз - и избрал Фатиму и [моего] преемника, моих двоих сыновей Хасана и Хусейна и остальных из них (Имамов) из сыновей Хусейна.

Они - с Кораном, и Коран - с ними. Не отделятся они от него и он не отделится от них как…» - и он соединил два пальца обеих рук - «…пока не вернутся они к Источнику (Каусар) , один за другим, Свидетельства Аллаха над Его творениями и Его Доводы на Его земле. Тот, кто повинуется им - повинуется Аллаху, а тот, кто ослушается их - ослушается Аллаха. И все они - ведущие [по прямому пути] и ведомые [Аллахом].

И этот аят был ниспослан относительно меня, и моего брата Али, и моей дочери Фатимы, и относительно двух моих сыновей, и преемников, [приходящих] один за другим, которые есть мои сыновья и сыновья моего брата: „Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома и очистить вас очищением“ (33:33). Знаешь ли ты, что такое „скверна“, о Салман?». Я ответил: «Нет». Он сказал: «Сомнения. Они никогда не сомневаются во всём, что приходит от Аллаха. Никогда. Было очищено наше рождение и наша глина до Адама, и пречисты [мы] и непогрешимы для всякого зла».

Его весть о Махди

Затем он похлопал рукой по Хусейну и сказал: «О Салман, Махди, который наполнит землю правосудием и справедливостью, как она была до этого наполнена бесправием и неправедностью, будет из его сыновей: Имам сын Имама, знающий сын знающего, преемник сын преемника, и отец его, которому он будет следовать, - Имам, преемник и знающий»“.

[Салман сказал]: „Я спросил: «О Пророк Аллаха, чьё положение выше: Махди или его отца?». Он ответил: «Его отец лучше него. Родоначальнику принадлежит награда, подобная награде его потомков, так как Аллах наставил их через него».

Для всякого, кто призовёт к руководству, будет установлена такая же награда, как для тех, кто следует за ним, и ничто из его награды не будет умалено. И для всякого, кто призовёт к заблуждению, будет установлен такой же грех, как для тех, кто следует за ним, и ничто из его греха не будет умалено.

О Салман, Муса попросил своего Господа назначить преемника для него из его семейства - и Он сделал его брата Харуна его наместником. И я попросил своего Господа, чтобы он назначил для меня наместника из моего семейства - и Он сделал [им] моего брата (Имама Али), и укрепил им мою спину, и связал его с моими велениями, ответив мне также, как Он ответил Мусе в отношении Харуна.

Благословенна пыль со стоп Повелителя верующих

О Салман, если бы не страх того, что моя община станет излишествовать в отношении моего брата Али, подобно тому как христиане излишествуют в отношении Исы ибн Марьям, я бы сказал о нём такие слова, что они стали бы целовать пыль из-под его ног!»“».

« Книга Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли», хадис 62

Правдивость речи хороша и гладкость,

Но как прекрасна слов правдивых краткость.

(Алишер Навои )

Направив Пророка Мухаммада (ﷺ ) с последней миссией к нашей умме, Всевышний Аллах наделил его лучшим нравом, каким только мог обладать человек. Благодаря этому обстоятельству у нас появился живой образец совершенного поведения, на который можно равняться каждому мусульманину.

Суть в том, что Аллах не обязал нас быть праведными и богобоязненными посредством лишь Коранического текста. Нет! Он дал нам воочию насладиться тем, как красиво и притягательно может выглядеть благой нрав человека, исповедующего Ислам. Пророк Мухаммад (ﷺ ) в процессе своей жизнедеятельности оставил нам так называемые «алгоритмы» поведения в практически любой области; в обществе, наедине с собой или в семье. И если сегодня кто-то попытается описать все его достоинства в одной книге, то он может смело рассчитывать на Пулитцеровскую премию, так как личность Мухаммада (ﷺ ) во всех смыслах уникальна, о чем в двух словах, конечно, не расскажешь. Поэтому сейчас мне хотелось бы затронуть лишь одну из немногих черт его характера, а именно – РЕЧЬ.

Не вызывает сомнения тот факт, что его манера говорить и слушать человека является наиболее оптимальной формой диалога, которая была выстроена в первую очередь на уважении к собеседнику и проявлении к нему почтительности. Пророк Мухаммад (ﷺ ) ни на кого не повышал голоса, не использовал бранных, режущих слух слов и не пытался под видом критики задеть человека за живое, как это присуще нашему поколению.

От Абу Ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (ﷺ ) сказал:

مَنْ أُعْطِيَ حَظُّهُ مِنَ الرِّفْقِ فَقَدْ أُعْطِيَ حَظُّهُ مِنَ الْخَيْرِ ، وَمَنْ حُرِمَ حَظُّهُ مِنَ الرِّفْقِ ، فَقَدْ حُرِمَ حَظُّهُ مِنَ الْخَيْرِ ، أَثْقَلُ شَيْءٍ فِي مِيزَانِ الْمُؤْمِنِ ، يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، حُسْنُ الْخُلُقِ ، وَإِنَّ اللهَ لَيَبْغَضُ الْفَاحِشَ الْبَذِيءَ

«Тот, кому была дарована его доля мягкости, получил свою долю блага. Всякий же, кто лишён своей доли мягкости, лишён этой доли блага. Благой нрав будет самым весомым на весах верующего в День суда. И, поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова ». (Имам Ахмад 6/451, Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 464, Тирмизи 2002)

Голос его был негромким, но с очаровывающим слух тембром. Любимец Аллаха (ﷺ ) всегда говорил достаточно четко и предельно ясно, из-за чего у сахабов (да будет доволен ими всеми Аллах) никогда не было проблем с запоминанием его речи.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

كان كلام رسول الله صلى الله عليه وسلم كلاما فصلا يفهمه كل من سمعه

«Речь Пророка Мухаммада ( ﷺ ) была настолько ясной, что все присутствующие легко понимали его ». (Абу Дауд, Адаб, 18).

Также он никогда не торопился в разговоре, разделяя слова небольшой паузой, дабы слушающие лучше их усвоили.

Передаётся, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يعيد الكلمة ثلاثا لتعقل عنه

«Посланник Аллаха ( ﷺ ) по три раза повторял слова и выражения, дабы они были понятны ». (Тирмизи, Манакиб, 9)

Одно из самых главных преимуществ речи Пророка Мухаммада (ﷺ ) состояло в ее лаконичности и цельности. Он говорил строго по существу, избегая лишних слов и ненужного удлинения фраз. В хадисе, который приводит Абу Дауд от Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), говорится:

إن الله عز وجل يبغض البليغ من الرجال الذي يتخلل بلسانه تخلل الباقرة بلسانها

«Воистину, Аллах гневается на красноречивых людей, которые занимаются пустословием, пережевывая слова, словно коровы – корм ». (Абу Давуд Адаб 94)

Пусть Аллах не лишает нас его бараката и поможет следовать ему не только на словах, но и во всех сферах нашей недолгой жизни.

Камал Магомедов

Вопрос: Что вы скажите о словах: «Коран — Извечные Слова Аллаха»?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Благородный Коран, включая слова, буквы и значения является Речью Всевышнего Аллаха. От Него он берет свое начало и к Нему вернется. Всевышний Аллах сказал (аяты) Корана, его от Него услышал Джибриль, мир ему, и Аллах ниспослал Коран Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Сказал Всевышний:

إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ فِي كِتَابٍ مَكْنُونٍ لَا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ تَنْزِيلٌ مِنْ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Воистину, это — благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные. Он ниспослан Господом миров» ,

الم تَنْزِيلُ الْكِتَابِ لَا رَيْبَ فِيهِ مِنْ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Алиф. Лям. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, ниспослано Господом миров» ,

تَنْزِيلُ الْكِتَابِ مِنَ اللَّهِ الْعَزِيزِ الْحَكِيمِ

«Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Мудрого» .

Коран является частью Его Речи, которая является одним из Его атрибутов. А тот, кто скажет, что Коран сотворен, является неверующим. Таковы убеждения последователей Сунны и единой общины, и эти убеждения противоречат тому, чему веруют отклонившиеся от этого пути.

Ат-Тахауи, да помилует его Аллах, в своем известном труде «‘Акыда» сказал: «Коран — это Слово Аллаха. Он пришел от Него как речь, о которой нельзя спросить „как?“ Аллах ниспослал его Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, как Откровение. Верующие принимают его как абсолютную истину и верят, что он является Речью Аллаха на самом деле, что он не создан, как речь людей. Всякий, кто слышит его и объявляет, что это человеческая речь, становится неверующим. Аллах предупреждает и осуждает подобного человека, а также угрожает ему огнем. Всевышний сказал: „Я брошу его в Адское пламя“. Аллах пригрозил огнем тому, кто говорит: „Это ничто иное, как речь людская!“ И мы познаем и признаем с убежденностью, что (Коран) – это Речь Творца людей, и она совершенно не похожа на людскую речь».

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Речью Аллаха, пречист Он, является Великий Коран; он является Книгой Аллаха, ясной, являющейся крепкой вервью Его и прямым путем. Коран является ниспосланием Господа миров на ясном арабском языке, с которым Верный Дух (Джибриль) снизошел на сердце (Мухаммада) господина посланников. Он является ниспосланным, но не сотворенным. От Него он берет начало и к Нему вернется. Он (состоит из) ясных сур и аятов, букв и слов. Если кто-то станет читать его верно и правильно, то за каждую прочитанную букву получит десять хасанатов. У Корана есть начало и конец, (есть) части и доли. Коран читают при помощи языка, его заучивают наизусть, слышат ушами, и он записан в книгах /мусхаф/. В нем содержатся ясные аяты и аяты неоднозначные, в нем есть аяты отмененные и отеняющие, (а также) аяты, касающиеся определенной ситуации, и общие, приказы и запреты.

لَا يَأْتِيهِ الْبَاطِلُ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَلَا مِنْ خَلْفِهِ تَنْزِيلٌ مِنْ حَكِيمٍ حَمِيدٍ

„Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального“ , сказал Всевышний:

قُلْ لَئِنِ اجْتَمَعَتِ الْإِنْسُ وَالْجِنُّ عَلَى أَنْ يَأْتُوا بِمِثْلِ هَذَا الْقُرْآنِ لَا يَأْتُونَ بِمِثْلِهِ وَلَوْ كَانَ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ ظَهِيرًا

„Скажи: „Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу““ .

Коран – Книга на арабском языке, о которой одни неверующие сказали:

لَنْ نُؤْمِنَ بِهَذَا الْقُرْآنِ

„Мы никогда не уверуем ни в этот Коран“ , а другие:

إِنْ هَذَا إِلَّا قَوْلُ الْبَشَرِ

„Это — не что иное, как слова людей“ . Но Аллах, пречист Он, сказал (о подобном неверующем):

سَأُصْلِيهِ سَقَرَ

„Я брошу его в Преисподнюю“

Между мусульманами нет разногласия в том, что, если кто-то станет отвергать какую-либо суру Корана, аят, слово или букву, в отношении которых все мусульмане единодушны, становится неверующим. В этом убедительный повод на то, что Коран состоит из букв».

Смысл слов «От него имел начало» у последователей Сунны в следующем: Всевышний Аллах произнес Коран, его появление и его начало от Всевышнего Аллаха.

Смысл слов «К Нему вернется», то есть перед самым Судным Днем Он поднимет Коран из груди (людей) и заберет из книг, в памяти людей не останется ни одного аята, как не останется его и в виде записей. Это упоминается в нескольких преданиях.

У Дыяу-д-дина аль-Макдиси (ум. в 643 г. по Х.), да помилует его Аллах, есть по этому вопросу труд «Ихтисасу-ль-Куран би-ль-‘ауди иля-р-Рахман».

Последователи нововведения написали много статей, противоречащих тому, на что указывает ясный ум и достоверные тексты Корана и Сунны. Ознакомиться с ответами ученых на подобные заявления можно в книгах последователей Сунны, написанных на эту тему. Среди подобных трудов есть сочинения, написанные в виде опровержений слов последователей нововведений о качестве Аллаха Речь, например, «Аль-бурхан фи масъаляти-ль-Куран», «Хикаяту-ль-муназара фи-ль-Куран» автором обоих сочинений является Муваффаку-д-дин Ибн Кудама, да помилует его Аллах, автор «Аль-мугни». Ибн Теймия, да помилует его Аллах, написал несколько книг и сочинений, связанных с вопросами, касающимися качества Аллаха – Речь. Можно обратиться к 12 тому его «Маджму‘-ль-фатауа», также важный его труд на эту тему – это книга «Ат-тис‘иния», которая является ответом аш‘аритам и опровержением их нововведений в отношении к качеству Речь. Ответ дается разносторонний, всего 90 пунктов.

Если говорить о современных сочинениях, то на эту тему писал шейх ‘Абдуллах аль-Джудей‘ в своей книге «Аль-‘акыдату-с-саляфия фи кялями Рабби-ль-барийая». Очень полезная книга на эту тему.

Во-вторых, именование Корана вечным, или слова о том, что Речь Всевышнего Аллаха вечна, может подразумевать два значения.

Значение первое: что он не создан, как это было сказано; и что Речь по отношению к Всевышнему Аллаху – Его вечное качество: Он говорил и говорит, когда пожелает и как пожелает, и Он говорит с теми из Его рабов, с кем пожелает. Это – истина, и именно это имеется в виду в словах тех последователей Сунны, кто называет Коран вечным, говоря о нем или говоря о Речи Всевышнего Аллаха вообще.

Среди ученых, подразумевающих это, Абу аль-Касим аль-Лялякаи в книге «Шарху усули и‘тикад ахли-с-суннати уа-ль-джама‘а».

В этом труде он сказал:

«Упоминание того, что передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает, что Коран – это извечное качества Аллаха».

После он сказал: «От сподвижников передается единодушное мнение о том, что Коран не является сотворенным».

Ибн Кудама также называл Коран извечным. Он сказал:

«Качеством Всевышнего Аллаха является Речь. Это (качество является) извечным. Речь Его слышит тот из творений, кому Он это пожелает. Его без посредников слышал Муса, мир ему, Его слышал Джибриль, мир ему, и те ангелы и посланники, которым Он это позволил. В Последний День Он, пречист Он, будет говорить с верующими, а они – с Ним. Им будет позволено, и они навестят Его. Всевышний Аллах сказал:

وَكَلَّمَ اللَّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا

„Аллах вел беседу с Мусой (Моисеем)“ ,

يَا مُوسَى إِنِّي اصْطَفَيْتُكَ عَلَى النَّاسِ بِرِسَالَاتِي وَبِكَلَامِي

„Он сказал: „О Муса (Моисей)! Я возвысил тебя над людьми благодаря Моему посланию и Моей беседе““ ,

مِنْهُمْ مَنْ كَلَّمَ اللَّهُ

„Среди них были такие, с которыми говорил Аллах“ ,

وَمَا كَانَ لِبَشَرٍ أَنْ يُكَلِّمَهُ اللَّهُ إِلَّا وَحْيًا أَوْ مِنْ وَرَاءِ حِجَابٍ

„Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу“ ,

فَلَمَّا أَتَاهَا نُودِيَ يَا مُوسَى إِنِّي أَنَا رَبُّكَ فَاخْلَعْ نَعْلَيْكَ إِنَّكَ بِالْوَادِي الْمُقَدَّسِ طُوًى

„Когда он подошел к нему, раздался глас: „О Муса (Моисей)! Воистину, Я — твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува (Това)““ ,

إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدْنِي

„Воистину, Я — Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне“ . Говорить подобное кому-либо кроме Аллаха запрещено».

Шейх Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал:

«Предшественники говорили, что Коран – это несотворенные слова Аллаха, которые Он ниспослал. Они также говорили, что Он все еще обладает качеством Речи, если пожелает. Они разъяснили, что Речь Аллаха вечна, то есть, что Его качество Речь извечно, не исчезнет.

Никто не говорил, что определенная Речь – извечна, и никто из них не говорил, что Коран – извечен.

Но они говорили, что Коран – это ниспосланные несотворенные слова (Речь) Аллаха.

Если Аллах сказал Коран по Своему желанию, то Коран – это Его речь, которую Он ниспослал, которая не является сотворенной, но наряду с этим Коран не был извечным, как извечен Аллах. Если Аллах все ещё продолжает обладать атрибутом Речь, то Его Речь извечна вообще.

Сомнения в этих сложных вопросах, в которых находят затруднения люди, покинут того, кто поймет слова предшественников и будет различать (значения) слов».

Он также, да помилует его Аллах, сказал:

«Речь Аллаха: (это) то, что Аллах произнес Сам, что произнес Он по Своему желанию и Своему могуществу. Его Речь не является чем-то сотворенным и отделенным от Него. Речь относится к Аллаху. Он сказал Речь Свою по Своему могуществу и желанию, и Речь не существует без Его могущества и желания.

Предшественники говорили, что Аллах до сих пор, если Он пожелает, имеет такое качество как Речь. И если говорится, что „Речь Аллаха извечна“, то это означает, что Он не стал говорить после того, как не говорил, (но не означает, что) Его Речь является сотворенной, (или, что) Речь является единым смыслом /ма‘на/, извечным и относящимся к Аллаху, (воистину), Он все еще говорит, если пожелает. Таково верное мнение.

Никто из предшественников не говорил, что какая-то определенная Речь извечна, но говорили: „Коран – Книга Аллаха, которая была ниспослана; Коран не сотворен, от Него он берет свое начало и к Нему вернется“.

Никто из них не говорил, что Коран – извечен, и не говорил, что Его Речь – это „единый смысл, относящийся к Нему“, как и не говорили, что „буквы Корана“, или „буквы и звуки Корана извечны безначальны и относятся к Всевышнему Аллаху“, несмотря на то, что Аллах извечно говорит буквы вообще, когда пожелает. Но они говорили, что буквы Корана не являются сотворенными и опровергали слова тех, кто говорил, что Аллах создал буквы».

Второе значение, которое может подразумеваться, заключается в том, что смысл Корана, или смысл и буквы Корана Аллах сказал в извечности, а после не говорил. Это значение является нововведением аш‘аритов и тех последователей каляма, которые согласились с ними. Аш‘ариты же этими словами желали отдалиться от нововведения му‘тазилитов и джахмитов, которые говорили о сотворенности Корана.

Если кто-то станет говорить о Коране или о каком-либо другом качестве Аллаха или Его добровольных действиях, что они извечны, но подразумевая вышеописанное, то смысл, который он вкладывает в «извечность» несостоятелен. Да и слово, которое он употребил, и которое можно понять по-разному, не передается в преданиях.

Именно из-за этого неверного значения, которое можно извлечь из данного слова, из-за того, что это слово не упоминается в преданиях, лучше в этом случае не употреблять слово «извечность» вообще. Но говорить то, что говорили предшественники: «Коран – несотворенная Речь Аллаха».

Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал:

«Последователи предшественников /саляф/ говорят, что Речь Аллаха извечна, то есть что Он все ещё говорит, если пожелает. И они не говорят, что определенное слово, например, призыв Его, обращенный к Муке, извечно и т.п.

Но они (то есть аш‘ариты и те, кто согласился с ними) уверовали, что Коран и остальная Речь Аллаха извечна сама по себе, и что Аллах не говорил по Своему желанию и могуществу.

После они стали разногласить.

Первые сказали, что „извечный“ означает единый смысл. То есть что смысл Торы, Евангелия и Корана едино. И если Тора будет прочитана на арабском языке, то она превратится в Коран. И если прочесть Коран на иврите, то он превратится в Тору. Они также сказали, что арабский Коран не был сказан Аллахом, или что Он создал Коран в некоторых телах, или что слова Корана произнес Джибриль или Мухаммад, и эти слова относятся к посланнику, который выразил в этих словах „единый смысл“, относящийся к Господу и который охватывает все значения Речи (Аллаха).

Среди них были такие, кто сказал, что „извечный Коран – это буквы“, или „буквы и слова, и они извечны и безначальны, относятся к Господу извечно и безначально“… То есть когда Он говорил с Мусой или ангелами, или, когда Он станет говорить с рабами Своими в Судный День, то Он не станет говорить с ними речью, которую скажет по Своему желанию и могуществу, но Он сотворит им (возможность) понимать эту Извечную Речь, принадлежащей сущности Аллаха безначально и всегда.

По их мнению, Аллах до сих пор и все еще будет говорить:

يا آدم اسكن أنت وزوجك

„О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой“ ,

يا نوح اهبط بسلام منا وبركات عليك

„О Нух (Ной)! Сходи на землю с миром от Нас, и да пребудет благословение над тобой“ ,

يا إبليس ما منعك أن تسجد لما خلقت بيدي

„О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?“ и подобные (аяты)…

Главное, что никто не может сказать, что эти два мнения передаются от кого-нибудь из предшественников, я имею в виду от сподвижников, таби‘инов, которые последовали за ними во благе, и тех известных имамов мусульман, которые были известны своей религией и знаниями, и которые имели в умме правдивое слово. (Как) не (передаются эти мнения от кого-нибудь из ученых) времен Ахмада ибн Ханбаля, аш-Шафи‘и, Абу Ханифы и до них. Первым, кто ввел этот принцип, был Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн Са‘ид ибн Кулляб».

Таким образом, тот, кто говорит, что Коран извечен, или что Речь Аллаха извечна, и подразумевает первое значение, а именно, что Коран и остальные Речи Всевышнего Аллаха были ниспосланы от Него, они не сотворены, вместе с тем они связаны с желанием Его и выбором, то это значение верно. Хотя предпочтительнее и безопаснее ограничиться словами, которые передаются от предшественников, и которые не имеют возможности двоякого и неверного толкования.

Если же человек этими словами подразумевает второе значение, отрицая то, что Речь Аллаха связана с Его желанием и выбором, то такое значение несостоятельно. И слова, которые он употребляет, являются нововведением.

Обратитесь также к труду «Минхаджу-с-суннати-н-набауия» (Т. 5. С. 419-421) Ибн Теймийи, да помилует его Аллах.

А Аллах знает лучше.

Коран. Сура «Событие» 56:77-80.

Коран. Сура «Земной поклон» 32:1-2.

Коран. Сура «Толпы» 31:1

Коран. Сура «Разъяснены» 41:42.

Коран. Сура «Ночное перенос» 17:88.

Коран. Сура «Саба» 34:31.

Коран. Сура «Завернувшийся» 74:25.

Коран. Сура «Завернувшийся» 74:26

Ибн Кудама. Люм‘ату-ль-и‘тикад. С. 22-28.

Аль-Лялякаи. Шарху усули и‘тикад ахли-с-суннати уа-ль-джама‘а. Т. 2. С. 224.

Там же. Т. 2. С. 272.

Коран. Сура «Женщины» 4:164.

Там же. Сура «Преграды» 7:144.

Там же. Сура «Корова» 2:253.

Там же сура «Совет» 42:51.

Там же. Сура «Таха» 20:11-12.

Там же сура «Таха» 20:14.

Ибн Кудама. Лям‘ату-ль-и‘тикад. С. 15.

Ибн Теймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 12. С. 54.

Здесь: не определенный вид букв, а буквы вообще.

Ибн Теймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 12. С. 566-567.

Или Джибрилю, или Мухаммаду.

Коран. Сура «Корова» 2:35.

Коран. Сура «Худ» 11:48.

Коран. Сура «Сад» 38:75.

Ибн Теймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 17. С. 85.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва № 100585

И не был сотворен.

89. Нас могут попросить обосновать утверждения о том, что Коран является несотворенной речью Аллаха.

Доказательством этого является следующее высказывание Великого и Могучего Аллаха: «Среди Его знамений – то, что небо и земля держатся по Его воле». Сура «ар-Рум», аят 25. Воля Аллаха выражается в Его словах и речах. Он повелел небесам и земле держаться, и они выполняют Его повеление и не падают друг на друга. Они держатся в таком положении по Его воле.

«Несомненно, Он творит и повелевает». Сура «аль-Араф», аят 54.

В этом аяте речь идет о сотворении любых творений, потому что таков очевидный смысл этого откровения, и мы не имеем права отказываться от его очевидного смысла без убедительных доводов и доказательств. Аллах упомянул о Своих повелениях после упоминания о творениях, и это свидетельствует о том, что повеления Аллаха не сотворены.

Кто-то может возразить и привести в пример следующее высказывание Всевышнего: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом (Гавриилом) и Микаилом (Михаилом) , то ведь Аллах является врагом неверующих». Сура «аль-Бакара», аят 98.

Мы говорим, что коранические откровения имеют исключения, если это подтверждается единым мнением мусульман и доказательствами. Великий и Могучий Аллах упомянул о Себе и всех ангелах, кроме Джибриля и Микаила, а затем упомянул об этих двух ангелах. Вначале Он помянул всех ангелов, кроме этих двух, а затем упомянул о них в отдельности. Что же касается аята «Несомненно, Он творит и повелевает», [Сура «аль-Араф», аят 54] то священные тексты не свидетельствуют о том, что здесь речь идет не обо всех творениях Аллаха. Напротив, вначале Аллах поведал о сотворении всех творений, а затем отдельно упомянул о своих повелениях. Безусловно, повелениями Аллаха являются Его слова, из чего следует, что слова Аллаха не сотворены.

Великий и Могучий Аллах также сказал: «Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого». Сура «ар-Рум», аят 4. Это означает, что повеления Аллаха существовали до сотворения мира и будут существовать впоследствии, что также свидетельствует о том, что повеления Аллаха не сотворены.

90. Еще одно доказательство.

Еще одним свидетельством в пользу того, что речь Аллаха не является творением, является следующее высказывание Великого и Могучего Аллаха: Сура «ан-Нахль», аят 40. Если бы Коран был творением, то он возник бы после того, как Аллах сказал бы ему: «Будь!» И в этом случае слово «Будь!» также было бы словом. Из этого можно сделать только два вывода: либо мы соглашаемся с тем, что слово Аллаха не является творением, либо мы сталкиваемся с бесконечной последовательностью повелений, каждое из которых порождает последующее. Безусловно, второй вывод является невероятным, и это убеждает нас в том, что речь Великого и Могучего Аллаха не является творением.

91. Кто-то может сказать, что высказывание Аллаха «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь!» – как это сбывается» означает, что слово Аллаха и есть творение.

В ответ мы скажем, что очевидный смысл этого откровения состоит в том, что Аллах произносит слово: «Будь!» Не может быть, чтобы повеления Аллаха, обращенные к творениям, были теми же самыми творениями, потому что из этого следует, что все творения должны представлять собой не что иное, как слова Великого и Могучего Аллаха. Утверждающий подобное говорит величайшую ложь, потому что из этого следует, что люди, лошади, ослы и все другие существа во вселенной являются словами Аллаха. Безусловно, это – заблуждение!

Из всего сказанного становится ясно, что слово Аллаха «Будь!», обращенное к творениям, не является теми же самыми творениями. Следовательно, речь Великого и Могучего Аллаха не сотворена. Если же человек утверждает обратное, то получается, что Аллах не говорит и не разговаривает. Это воззрение порочно и неправильно. То же самое можно сказать о воззрениях людей, которые считают знание Аллаха сотворенным, потому что в таком случае Аллах был бы просто лишен всякого знания. Однако в действительности Великий и Могучий Аллах всегда был и будет Знающим, и не может быть, чтобы Он когда-нибудь был лишен знания. Вот почему не может быть, чтобы Аллах когда-нибудь был лишен способности говорить. Отсутствие речи означает либо молчание, либо порок, также как и отсутствие знаний означает либо невежество, либо сомнение, либо порок. Мы не можем приписывать Аллаху отсутствие знаний и не можем говорить, что Аллах безмолвствует или лишен способности говорить. Напротив, Он изначально обладает даром речи и изначально обладает знанием.

92. Еще одно доказательство.

«Скажи: «Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море». Сура «аль-Кахф», аят 109. Если бы моря превратились в чернила для записи слов Аллаха, а деревья – в письменные трости, то моря бы высохли, а письменные трости сломались до того, как иссякли бы слова Аллаха. Слова Великого и Могучего Аллаха не имеют предела, также как и Его знания. Тот, чьи речи заканчиваются, умолкает и перестает говорить, и это является недостатком, который неприемлем в отношении Великого и Могучего Господа. Воистину, Он всегда умел и будет уметь говорить. В противном случае это означало бы, что Он изначально безмолвствует и обладает недостатками. Пречист Аллах и превыше того, что приписывают Ему джахмиты!

93. Воззрения джахмитов похожи на воззрения христиан. Последние полагают, что Аллах поместил свое слово во чрево Марьям. Джахмиты пошли еще дальше и решили, что слово Аллаха было сотворено и воплощено в дереве, в результате чего дерево заключило в себе слово Аллаха и обрело дар речи. Они решили, что, когда пророк Муса услышал слова: «Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне», [Сура «Та ха», аят 14] это были слова простого дерева, одного из творений Аллаха. Представьте себе, что слова Аллаха воплотились в дерево, которое сказало пророку Мусе, что оно является Аллахом, и что людям надлежит поклоняться ему.

Великий и Могучий Аллах сказал: «Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однако исполнится Слово Мое: «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми – всеми вместе!» Сура «ас-Саджда», аят 13. Великий и Могучий Аллах сам произносит свои слова. Не может быть, чтобы слово Аллаха было сотворено в дереве. И не может быть, чтобы знание Аллаха было сотворено в любом другом творении. Пречист Аллах и превыше всего этого!

94. Мы считаем невозможным, чтобы воля Великого и Могучего Аллаха была сотворена в каком-либо творении. Мы также считаем невозможным, чтобы слово Аллаха было сотворено в каком-либо творении. Если бы воля Аллаха была сотворена в одном из творений, то происходящее было бы волеизъявлением творения, а это невероятно. И если бы слово Аллаха было сотворено в каком-либо творении, то это творение говорило бы вместо Аллаха, и тогда слова Его были бы фактически словами творения.

95. Еще одно доказательство.

Еще одним свидетельством безосновательности взглядов джахмитов является высказывание Великого и Могучего Аллаха о том, что многобожники говорили о священном Коране: «Это – не что иное, как слова людей». Сура «аль-Муддассир», аят 25. Всякий, кто считает Коран сотворенным, фактически называет его речью человека, хотя именно за это Аллах упрекнул язычников.

Кроме того, если бы Аллах не мог разговаривать до сотворения творений, то все сущее должно было бы появиться не по Его слову и повелению. Это означало бы, что Аллах не говорил своим творениям: «Будь!» – и это явно противоречит священному Корану и единому мнению мусульман.

96. Помните, и да смилостивится над вами Аллах, что джахмитские воззрения о сотворении Корана подразумевают, что изначально Аллах не мог разговаривать, подобно каменным истуканам, которые не обладают даром речи. В истории о пророке Ибрахиме говорится: «Они сказали: «О Ибрахим (Авраам) ! Ты ли поступил таким образом с нашими богами?» Он сказал: «Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать». Сура «аль-Анбийа», аяты 62-63. Пророк Ибрахим подчеркнул, что истуканы, которые не обладают даром речи, не могут быть богами. Бог не может быть лишен способности говорить и не может безмолвствовать. Каменные истуканы не являются богами, хотя Аллаху не составляет труда вдохнуть в них жизнь и одарить их даром речи. Почему же тогда некоторые люди утверждают, что изначально Аллах не мог разговаривать? Пречист Аллах и превыше всего этого!

Не может быть, чтобы до сотворения мира Аллах не умел разговаривать, подобно каменным истуканам. Следовательно, Аллах изначально мог говорить.

97. Еще одно доказательство.

Всевышний Аллах поведал о том, что Он скажет: «Кому же принадлежит власть сегодня?» В хадисе* сообщается, что не будет никого, кто бы ответил Аллаху, и тогда Он скажет: «Аллаху, Единственному, Всемогущему». Сура «Гафир», аят 16. Великий и Могучий Аллах произнесет эти слова, когда не будет ни людей, ни ангелов, ни других живых тварей, ни джиннов, ни деревьев, ни глины. И это означает, что слова Великого и Могучего Аллаха не относятся к творениям. В тот час не будет никого и ничего, кроме Аллаха.

*[Абд б. Хамид, Абу Йала, аль-Бейхаки в книге «аль-Баас ва ан-Нушур», а также ат-Табарани в книге «аль-Мутаввалат» передали длинный хадис о роге Исрафила, рассказанный Абу Хурейрой, в котором сообщается, что после первого дуновения в рог все живые твари умрут, и не останется никого, кроме Великого и Могучего Аллаха. Тогда Он скажет: «Я – Могучий Владыка! Я – Могучий Владыка! Я – Могучий Владыка!» Затем Он громко скажет: «Кому же принадлежит власть сегодня?» Никто не ответит Ему, и тогда Он скажет: «Аллаху, Единственному, Могущественному». См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 13, стр. 450; Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 4, стр. 95. Передают также, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «В День воскресения всевышний и всеблагой Аллах возьмет рукой землю и свернет небеса своей десницей, а затем скажет: «Я есть Царь! Где же земные правители?» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 8, стр. 701].

98. Еще одно доказательство.

Великий и Могучий Аллах сказал: «Аллах вел беседу с Мусой (Моисеем) ». Сура «ан-Ниса», аят 164. Арабское слово «таклим» используется для обозначения устной беседы, и не может быть, чтобы слова того, кто ведет беседу, были сотворены в каком-то ином творении. То же самое можно сказать о знании.

99. Еще одно доказательство.

Великий и Могучий Аллах сказал: «Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему». Сура «аль-Ихлас», аяты 1-4. Как может быть Коран творением, если в нем упомянуты имена Аллаха? Если бы Коран был сотворен, то и прекрасные имена Аллаха были бы сотворены. А это означало бы, что единство, знание и всемогущество Аллаха также сотворены. Пречист Аллах и превыше всего этого!

100. Еще одно доказательство.

Всевышний Аллах сказал: «Благословенно имя Господа твоего, Обладающего величием и великодушием!» Сура «ар-Рахман», аят 78. Творение не может быть всеблагим (табарака ), и это означает, что имена Аллаха не являются творениями. Всевышний также сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». Сура «ар-Рахман», аят 27. Лик Аллаха не может быть творением, и то же самое можно сказать о Его именах.

101. Еще одно доказательство.

Великий и Могучий Аллах сказал: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием». Сура «Аль Имран», аят 18. Если Аллах произносит это свидетельство, то Он непременно должен слышать его. Если же Аллах слышит, как это свидетельство произносят Его творения, то это нельзя назвать Его свидетельством. Из всего сказанного следует, что Аллах сам произнес это свидетельство. Это могло произойти до сотворения мира и после этого.

Предположим, что Аллах свидетельствовал, что Он является Единственным Богом, после сотворения мира и не делал этого до сотворения мира, то получается, что никто не свидетельствовал о единобожии до сотворения вселенной. Если до сотворения вселенной никто не свидетельствовал о единобожии, то мы не можем утверждать, что единобожие существовало вообще. В этом случае мы также не можем утверждать, что до сотворения мира Аллах был единственным, кто достоин поклонения. Невозможно доказать существование того, что нельзя засвидетельствовать. Следовательно, Аллах свидетельствовал о том, что Он является Единственным Богом, еще до сотворения мира. А поскольку свидетельство Великого и Могучего Аллаха является Его речью, нам становится ясно, что Его речь не сотворена.

102. Еще одно доказательство.

О порочности джахмитских воззрений о сотворенности Корана также свидетельствует то, что из Корана взяты многие имена Аллаха. Великий и Могучий Аллах сказал: «Славь имя Господа твоего Всевышнего, который сотворил все сущее и всему придал соразмерность». Сура «аль-Аля», аяты 1-2. Имя Всевышнего Господа, Который сотворил сущее, не может быть творение, также как и величие Господа не может быть сотворенным. Аллах поведал, что сонмище джиннов сказало: «Величие нашего Господа превысоко». Сура «аль-Джинн», аят 3. Мы не утверждаем, что величие Аллаха сотворено, и не должны утверждать того, что творением является Его речь.

103. Еще одно доказательство.

Великий и Могучий Аллах сказал: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает». Сура «аш-Шура», аят 51. Если бы слова Аллаха были всего лишь творениями, заключенными в других творениях, то упоминание о перечисленных выше условиях было бы бессмысленным. Джахмиты предполагают, что слова Аллаха являются творениями и появляются вне Него. Это значит, что любой человек способен услышать их, и что пророки не имеют никаких преимуществ над остальными людьми.

Джахмиты предполагают, что слова Аллаха, обращенные к пророку Мусе, были сотворены в дереве. Но ведь услышать слова Аллаха от ангела или пророка лучше, чем услышать их от дерева, как это произошло с пророком Мусой. Люди слышали эти слова от своего пророка, а он не слышал их от Великого и Могучего Аллаха, а слышал их от дерева. Следовательно, иудеи, которые слышали слова Аллаха из уст своего пророка, превзошли в этом отношении пророка Мусу, сына Имрана, который слышал лишь слова, произнесенные деревом. Если слова Аллаха были сотворены в дереве, то это значит, что Аллах не разговаривал со своим пророком через завесу. В этом случае люди и джинны, которые могли находиться в том же самом месте, также могли услышать эти слова. Следовательно, если мы предположим, что Аллах не разговаривал с Мусой через завесу, то пророк Муса при получении откровения ничем не отличался от других людей.

104. Если следовать джахмитским представлениям о том, что во время беседы с Мусой Великий и Могучий Аллах сотворил свои слова в дереве, то получается, что при ниспослании откровения пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует), Аллах мог сотворить Свои слова в бараньей ноге, когда она сказала ему: «Не ешь меня – я отравлена». [Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Некая иудейка угостила пророка отравленным бараном. Он отведал его, а затем к нему привелу эту иудейку. Люди спросили его: «Не казнить ли нам ее?» Он ответил: «Нет». А следы яда так и не сошли с язычка пророка». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 7, стр. 433]. Из их воззрений получается, что слова, услышанные пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), могли быть словами Великого и Могучего Аллаха. И если они не согласны с тем, что эти слова были словами Аллаха, почему тогда они утверждают, что Аллах сотворил Свои слова в дереве? Они считают, что, разговаривая, Аллах творит Свои слова. А это значит, что слова бараньей ноги также могли быть словами Аллаха, которые Он сотворил в ноге.

Если они согласятся с этим, то получается, что Великий и Могучий Аллах сказал: «Не ешь меня, потому что я отравлена». Пречист Аллах и превыше этой великой клеветы!

Если же они скажут, что слова Аллаха не могут быть сотворены в бараньей ноге, то с таким же успехом мы можем сказать, что слова Аллаха не могут быть сотворены в дереве.

105. Спросите их о словах, которые по воле Аллаха произнес волк*, который рассказал о пророческой миссии пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует). Если Великий и Могучий Аллах разговаривает посредством других творений, то почему они не соглашаются с тем, что слова, произнесенные волком, в действительности были словами Аллаха? Волк заговорил, и это чудесное событие уже может свидетельствовать о том, что его слова были словами Всевышнего Аллаха. Волки обычно не разговаривают человеческим голосом, и деревья тоже обычно не разговаривают человеческим голосом. Если признать воззрения джахмитов правильными, то это означает, что слова волка в действительности были словами Великого и Могучего Аллаха. Однако джахмиты считают, что эти слова были словами волка. Почему же тогда они не говорят, что слова, которые Аллах сотворил в дереве, также были словами дерева? И как они объясняют то, что простое творение сказало: «Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне»? Сура «Та ха», аят 14. Пречист Аллах и превыше всего этого!

*[Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды волк подкрался к пастуху и схватил одну овцу. Пастух напал на него и вырвал овцу из его пасти. Волк поднялся на холм, сел, поджал хвост и сказал: «Я лишь пытался найти пропитание, которое создал для меня Великий и Могучий Аллах, а ты отнял его у меня». Пастух сказал: «Клянусь Аллахом! Я никогда прежде не видел волка, который умеет разговаривать». Волк сказал: «А вот я удивляюсь человеку, который живет среди тех пальм, что расположены между двумя Хиррами, и рассказывает вам о том, что уже произошло и что произойдет после вас». Этот пастух был иудеем. Он пришел к пророку и поведал ему о случившемся. Пророк подтвердил правдивость его слов и сказал: «Это – один из признаков Судного дня. Близок тот час, когда человек будет выходить из дома, а по возвращении его обувь и кнут будут рассказывать ему о том, что делали члены его семьи в его отсутствие». Этот хадис передал Ахмад, и Ахмад Шакир назвал хадис достоверным. См. аль-Вабиль, «Ашрат ас-Саа», стр. 206-207.

Передают также, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Некий мужчина погонял навьюченную корову, и она повернулась к нему и сказала: «Я не сотворена для этого. Я создана для вспахивания земли». Удивленные и напуганные люди воскликнули: «Пречист Аллах!» Посланник Аллаха сказал: «Я верю в это, и Абу Бакр с Умаром тоже верят в это». Затем Абу Хурейра поведал, что посланник Аллаха сказал: «Некий пастух находился рядом со своими овцами, и озлобленный волк схватил одну из овец. Пастух бросился за ним и отнял у него овцу. Тогда волк повернулся к нему и сказал: «Кто будет заботиться о ней в день хищников? В этот день не будет у нее другого пастуха, кроме меня». Люди воскликнули: «Пречист Аллах!» Посланник Аллаха сказал: «Я верю в это, и Абу Бакр с Умаром также верят в это». Абу Салама сказал: «В тот день их не было среди людей». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 8, стр. 164].

106. Мы должны спросить у них: «Если слова Великого и Могучего Аллаха сотворены в творениях, то откуда нам знать, что слова, которые мы слышим, не являются в действительности словами Аллаха?»

Они могут сказать, что обычные деревья не способны разговаривать, потому что даром речи обладают только одушевленные существа.

Если следовать этому предположению, то мы должны сказать, что сотворение речи Аллаха в дереве просто невозможно, потому что любое существо, которое будет наделено даром речи, станет одушевленным. Если же мы предположим, что Аллах творит Свою речь в неодушевленных творениях, то почему эти творения не могут заговорить?

И вообще, почему они считают, что неодушевленные творения не способны разговаривать, если Великий и Могучий Аллах сообщил, что небеса и земля сказали: «Мы придем по доброй воле». Сура «Фуссылат», аят 11.

107. Мы также должны спросить у них: «Разве Великий и Могучий Аллах не сказал Иблису: «И проклятие Мое пребудет над тобой до Дня воздаяния»? Сура «Сад», аят 78. Безусловно, они ответят утвердительно. Если слова Аллаха являются творениями, которым суждено исчезнуть, как и всем остальным творениям, то это означает, что после исчезновения всего сущего проклятие, которое пало на Иблиса, также исчезнет. Из этого следует, что Иблис перестанет быть проклятым, что несовместимо с мусульманской религией и противоречит словам Аллаха: «И проклятие Мое пребудет над тобой до Дня воздаяния». Сура «Сад», аят 78.

Великий и Могучий Аллах сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния!» Сура «аль-Фатиха», аяты 1-4. Судный день – это день воскресения и воздаяния. Проклятие, которое легло на Иблиса, продлится до наступления Судного дня и останется на нем вечно в огненной преисподней. Это проклятие было словами Великого и Могучего Аллаха, которые никогда не исчезнут, а это значит, что они не являются творениями. Все творения могут прекратить свое существование, но слова Великого и Могучего Аллаха не могут исчезнуть, потому что они не сотворены.

108. Если мы соглашаемся с тем, что гнев и благоволение Аллаха не сотворены, то почему мы считаем таковыми слова Аллаха? Если же кто-либо считает гнев и недовольство Аллаха сотворенными, то это означает, что когда-то Аллах перестанет гневаться на неверующих и проявлять благоволение к ангелам и пророкам. Это также означает, что рано или поздно Аллах уже не будет доволен праведниками и перестанет сердиться на своих врагов, что никоим образом несовместимо с мусульманской верой.

109. Пусть они выскажут свое суждение о словах Великого и Могучего Аллаха: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь!» – как это сбывается». Сура «ан-Нахль», аят 40. Неужели они считают, что слово «Будь!» является творением?

Если они ответят отрицательно, то почему они не хотят согласиться с тем, что Коран также не является творением Аллаха?

Если же они скажут, что слово «Будь!» является творением Аллаха, то им следует еще раз напомнить высказывание Аллаха: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь!» – как это сбывается». Мы оказываемся перед дилеммой: либо слово «Будь!» не сотворено, либо мы сталкиваемся с бесконечной последовательностью повелений, каждое из которых порождает последующее, что является невероятным.

Если они скажут, что некоторые слова Аллаха не являются сотворенными, то их следует спросить, почему они отрицают тот факт, что желание Аллаха сделать избранных людей верующими не является творением?

И вообще, на каком основании они говорят, что слово «Будь!» не относится к творениям Аллаха?

Они могут сказать, что Аллах не говорит своим словам «Будь!» Тогда им следует сказать, что Коран все-таки не является творением, потому что также является словом Аллаха и не нуждается в повелении «Будь!»

110. Опровержение джахмитов.

Мы должны спросить их: «Разве Аллах изначально не знал своих праведных рабов и своих врагов?» Вне всякого сомнения, они ответят утвердительно.

Тогда их следует спросить: «Считаете ли вы, что Аллах изначально желал провести различие между праведниками и Своими врагами?»

Если они ответят утвердительно, то мы должны сказать: «Если желание Аллаха существовало изначально, то оно не является сотворенным, и почему мы должны считать таковым слова Аллаха?»

Если же они не согласятся с тем, что Аллах изначально желал провести различие между праведниками и своими врагами, то получается, что Аллах не хотел того, что произошло. Тем самым они припишут Аллаху недостатки. Аллах же бесконечно далек от ошибочных взглядов кадаритов!

111. Мы также должны сказать им, что творения либо являются существами, обладающими телой и формами, либо являются качествами или деяниями этих существ. Слова Аллаха нельзя назвать существом, обладающим формой, потому что существа кушают, пьют, женятся. Подобные качества не присущи словам Великого и Могучего Аллаха. С другой стороны, слова Аллаха нельзя назвать качествами или деяниями сотворенных существ, потому что последние проявляются и тотчас исчезают. Если бы это было так, то слова Аллаха должны были уже исчезнуть. Таким образом, они не являются ни сотворенными существами, ни их качествами или деяниями, и все потому, что они просто не являются творениями.

Сотворенные существа умирают, и если кто-либо называет слова Аллаха сотворенным существом, то он фактически заявляет о том, что слова Великого и Могучего Аллаха смертны. Воистину, такое невозможно!

Также невозможно, чтобы слова Аллаха были сотворены в другом творении или были качеством или деянием другого творения. А если бы слова Аллаха были сотворены в творениях и произносились творениями, то их невозможно было бы отличить от слов самих творений, потому что и те, и другие слова принадлежали бы творению. То же самое можно сказать о божественном знании, которое не может быть сотворено в одном из Божьих творений.

112. Если бы слова Аллаха были творениями, то они были бы либо существом, либо качеством или деянием какого-либо существа. Если бы они были существом, то это существо было бы наделено даром речи. А поскольку Аллах способен превращать одни существа в другие, то получилось бы, что Аллах может превратить Коран в человека, джинна или дьявола. Слова Великого и Могучего Аллаха превыше этого!

А если бы они были качеством или деянием сотворенного существа, то получилось бы, что Аллах, Который может придать качествам форму и обличие, может превратить Коран в телесное существо, которое ест и пьет, или в смертного человека. Воистину, это никоим образом несовместимо со словами Аллаха. Пречист Он и превыше этого!

Часть 2. Сунна.

Ибну Куддáма аль-Макдиси сказал:

12- «Речь» также один из атрибутов Аллаха. Он разговаривает речью, которая описывается как «кадúм».

Его речь слышит тот из Его созданий, кому Аллах пожелает это. Пророк Муса слышал речь Аллаха без посредника, также Джибрúль слышал речь Всевышнего, и слышали Его те из пророков и ангелов, кому Всевышний позволил. А в Судный день Всевышний будет разговаривать с правоверными и разрешит им посетить Себя, и они посетят Его.

Всевышний сказал:

Он — хвала Ему! — также сказал:

«О Муса, воистину Я возвысил тебя над всеми людьми (твоего времени) тем, что выбрал тебя для передачи Моих посланий и тем, что Я разговариваю с тобой» (Ограды, 144).

Также Всевышний сказал:

«Среди них (посланников) были такие, с которыми беседовал Аллах» (Корова, 253).

Аллах, Свят Он и Велик, сказал:

«Не удостоился человек того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, чем посредством откровения, или через завесу» (Совет, 51).

И сказал Всевышний, слава Ему:

«Поистине, Я Аллах, нет бога, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Тáхá, 14). Никто кроме Всевышнего Аллаха не мог подобного сказать.

’Абдуллах бин Мас’уд (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «Если Аллах говорит посредством откровения, то Его слышат обитатели неба». Это передано со слов Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!).

’Абдуллах бин Унайс передал со слов Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), что он сказал: «В День воскресенья Аллах соберет людей голыми и босыми. Он будет звать их таким голосом, что Его услышат одинаково как далекий, так и близкий. Он скажет: “Я царь, Я судящий и вознаграждающий”». Этот хадис передали имамы, сведущие в знании хадисов, а также его цитировал Аль-Бухари.

В некоторых преданиях говорится, что Муса (Мир ему!) в ночь, когда он увидел огонь, устрашился его и испугался, тогда его Господь призвал его: «О Муса». Муса быстро ответил, обрадовавшись этому голосу: «Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Я слушаю Твой голос, но не вижу, откуда Ты меня зовешь, где Ты?» Господь ответил: «Я над тобой, перед тобой, на правой стороне от тебя, и на левой стороне». Тогда Муса узнал, что этот эпитет может принадлежать только лишь Аллаху Всевышнему, и сказал: «Ведь это Ты, Господи Мой! Твою ли речь я слышу или речь Твоего Посланника?» Господь ответил: «Это Мои слова, о Муса».

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

Комментарии (Шейх Мухаммад бин Сáлих бин Мухаммад аль-’Усеймúн):


Пятнадцатый атрибут — «Речь»
Речь — это один из атрибутов Всевышнего, утвержденный Кораном, Сунной и единогласным решением праведных предшественников.

Всевышний сказал:

«Говорил Аллах с Мусой (слышимой) речью (которая состоит из букв и звуков, без посредников)» (Женщины, 164).

Всевышний сказал:

«Среди них (посланников) есть те, с кем говорил Аллах» (Корова, 253).

Также есть хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда Аллах желает сообщить Свое повеление, Он говорит посредством Откровения.

Также на этот атрибут указывает иджмá’ус-салаф.

Следовательно, нам необходимо утвердить этот атрибут без искажения, без толкования, без придания образа и без сравнения. Мы верим в то, что это настоящая речь, которая является такой, как подобает Ему, что она зависит от Его желания, и что она состоит из букв и слышимых звуков.

Доказательство того, что Его речь зависит от Его желания, — это следующий аят, в котором Всевышний сказал:

«И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку и беседовал с ним Господь его. Он сказал: “Господь, дай мне посмотреть на Тебя» (Ограды, 143).

Значит, беседа произошла после того, как пришел Муса, а это указывает на то, что Всевышний пожелал с ним говорить, т. е. и назначенное время, и то, что Муса пришел к этому времени, указывает на то, что самой беседе предшествовало желание Всевышнего.

Доказательством того, что Речь Аллаха — состоит из букв, служит следующий аят:

Эти слова действительно состоят из букв, и они — Речь Всевышнего.

Доказательством же того, что речь Аллаха — это голос (звуки), является следующий аят, в котором Всевышний сказал:

«…и воззвали Мы к нему с правой стороны горы и приблизили его для (тайной) беседы» (Марьям, 52). Как известно ни призыв, ни беседа, не могут быть без голоса (звуков).

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «В день воскресенья Аллах соберет людей голыми и босыми и призовет их таким голосом, что услышит его одинаково и близкий, и далекий. Он скажет: Я Царь Я судящий и вознаграждающий». Из этого хадиса также следует, что речь Аллаха слышна.

v Речь Аллаха — как говорят ученые — «кадúмун-нов’и» и «хадúсуль-áхáди»

Смысл выражения «кадúмун-нов’и» заключается в следующем: поистине Всевышний всегда говорил и всегда говорит, т. е. Он описывается тем, что Он не переставал и не перестает быть таковым, Его речь не является появившейся после того, как ее не было, она была и есть постоянно.

Выражение «хадúсуль-áхáди» означает, что отдельные речи являются новыми, возникшими потому, что зависят от Его желания, Он говорит, что пожелает, когда пожелает и как пожелает.

В этом атрибуте последователям Сунны противоречат несколько групп, из которых мы упомянем только две.

Первая группа: «Аль-Джахмийя»

Они утверждают, что «речь» — не атрибут Всевышнего, а только одно из созданий Аллаха, Он создает речь в воздухе или в том месте, откуда эта речь слышна, а то, что слово «речь» находится в словосочетании с именем Аллаха, так это просто для того, чтобы показать, что речь — это творение Всевышнего, или указать на почитание этой речи, как говорят «Дом Аллаха». На это мы ответим следующее:

Это противоречит единогласному решению праведных предшественников.
Это противоречит логике, так как речь — качество говорящего, а не что-то, что существует само по себе, отдельно от говорящего, а речь будет по сути таковой, если сказать, что она — одно из созданий Всевышнего.
Муса (Мир ему!) слышал Аллаха говорящим: «Поистине Я — Аллах, нет бога (достойного поклонения) кроме Меня, так поклоняйся же Мне» (Тáхá, 14), следовательно, невозможно, чтобы это сказал кто-то кроме Аллаха.
Вторая группа: «Аль-Аш’ария»

Они утверждают, что речь Всевышнего — это смысл, существующий в Самом Всевышнем, т. е. сама сущность речи пребывает во Всевышнем, и этот смысл не связан с желанием Всевышнего, а эти слышимые буквы и звуки, созданы для выражении и передачи того смысла, который находится во Всевышнем.

Последователи Сунны в своем возражении им руководствуются следующими доказательствами:

Их утверждения противоречат единогласному решению праведных предшественников в этом вопросе.
Их утверждения противоречат тем доказательствам, которые мы привели выше и которые указывают на то, что речь Всевышнего слышна, а слышать можно только звук, смысл же, находящийся в самой сущности Всевышнего, услышать нельзя.
И последнее: это противоречит привычному, потому, что привычная речь — это та, которую говорящий произносит, а не та, которую он держит в себе.
Дополнение к сказанному автором в отношении речи Аллаха

«Я избрал тебя, и посему прислушайся к тому, что внушается тебе в откровении» (Тáхá, 13)

«Скажи, ниспослал его (Коран) дух святой от твоего Господа» (Пчелы, 102).

Слова автора: «Услышал Слова Аллаха также тот, кому Аллах разрешил из своих ангелов и Посланников». В отношении ангелов Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда Аллах Всевышний и Славный решает сделать что-либо, Он издает повеление и тогда ангелы, несущие Трон, и те, кто в небесах рядом с ними, восхваляют и прославляют Его, пока восхваление Аллаха не достигает тех, кто в небесах этого мира, затем ангелы, близкие к носителям Трона, спрашивают их: “Что сказал ваш Господь” (Сабаа, 23), и они им сообщают»

Что касается того, что Всевышний разговаривал со Своими посланниками, то тут мы можем вспомнить достоверный хадис, в котором рассказывается о вознесении Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) на небеса и о разговоре Всевышнего с ним.

Слова автора: «…и Он Всевышний будет (в будущей жизни) разговаривать с верующими и они будут разговаривать с Ним». На это указывает хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Аллах скажет обитателям Рая: “О обитатели Рая!” и они скажут: “Мы здесь Господь наш и готовы служить Тебе”. Согласованный хадис.

Слова автора: «…и разрешит им посетить Его». Это сказано, основываясь на том, что передано со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «…потом обитателям Рая будет разрешено во времени, равном дню пятницы, посетить своего Господа». Этот хадис приводится у ат-Тирмизи, и ибн Мáджа. О том, что он слабый сказал шейх Албáни.

Слова автора: «’Абдуллах бин Мас’уд (Да будет доволен им Аллах!) сказал: “Если Аллах говорит посредством откровения, то Его слышат обитатели неба”». Сообщения Ибну Мас’уда в точности, как его привел автор, я не нашел, но в «Книге Единобожия» (Китáбут-Тавхúд) Ибну Хузайма привел от Ибну Мас’уда несколько сообщений, одно из которых гласит: «Обитатели небес слышат звон небес».

Что касается того, что в этом отношении сказано Пророкам (Да благословит его Аллах и приветствует!), то ан-Наввáс бин Сама’áн передал сообщение, в котором сказано, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда Аллах желает сообщить свое повеление, Он говорит посредством откровения, и когда Он говорит, небеса охватывает дрожь (или содрогание) из-за страха пред Всевышним, и когда это слышат обитатели небес, они лишаются чувств (временно)». Этот хадис передал ибн Хузайма и Ибну Аби Áсим.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта