Главная » Засолка грибов » Основные формы песчаных дюн. Дюны в природе

Основные формы песчаных дюн. Дюны в природе

Дюны в природе распространены там, где есть песок и ветер. Они являются неотъемлемой частью Сахары, не редки на берегах Аральского моря, в пустыне Атакама (Чили), попадаются в дельте сибирской реки Лены и наблюдаются возле Байкала. Иногда эти песчаные образования называют барханами, что не меняет их сути.

Как образуются дюны

Всё начинается с маленького песчаного бугорка. Образуется он возле камня или куста растения. В этом месте ветер, несущий песчинки, расстаётся с ними, и они оседают на земле. Крошечный холмик постепенно растёт и превращается в преграду для ветра. Если тот долго дует в одну сторону, то образуется большой холм. С наветренной стороны он пологий и вогнутый, а с подветренной крутой и выпуклый.

Так и образуются дюны. Их внешняя форма во многом зависит от силы и направления ветра. Если тот дует в одну и ту же сторону, а растительности практически никакой нет, то в этом случае песчаные холмы представляют собой длинные и волнистые складки. Их гребни располагаются под прямым углом к направлению ветра.

Схема образования дюны и её движения за счёт переноса песка ветром

В тех местах, где песка мало, песчаные холмы напоминают по форме наконечник копья. Но ветер редко дует в одну сторону. Гораздо чаще он меняет направление и заставляет песок образовывать другие формы. Чаще всего песчаные холмы приобретают форму звезды с расходящимися в стороны многочисленными лучами. Гребни у них в этом случае крутые и сходятся в одной точке. При этом вершины может достигать в высоту нескольких десятков метров.

Такие песчаные образования малоподвижные и способны сохранять первоначальную форму много лет и даже столетий. Примером могут служить дюны в Бискайском заливе. Там, вдоль побережья Франции, тянется гигантская полоса песка. Её ширина доходит до 8 км, а высота до 100 метров. Также на Куршской косе (Балтийское море) встречаются песчаные горы высотой до 60 метров.

Движение дюн

Подчиняясь силе ветра, песчаные горы могут двигаться. Правда, скорость у них небольшая и не превышает 10 метров в год. Ветер перегоняет песок с одного склона на другой и как бы заставляет дюну ползти, оставляя позади себя изрытую воронками котловину.

Там, где проходит песчаная гора, остаётся безжизненная почва. Ветер при этом выдувает у подножия песчаных образований целые лабиринты оврагов. Иногда песок движется на человеческое жильё. В этом случае люди вынуждены покидать свои дома.

На Куршской косе 300 лет назад песок накрыл рыбацкую деревню. Прошли столетия, и песчаная гора, двигаясь дальше, начала освобождать засыпанные строения. Освободила она и старое кладбище. Из земли при этом начали появляться полусгнившие гробы и человеческие кости.

Вид на дюны сверху

Растительность возле дюн

Дюны в природе неразрывно связаны с растительностью. Только ей по силам остановить движение сыпучих песчаных холмов. Растения сковывают неуклонное движение песка вперёд. Но жить на песчаной горе или рядом с ней растениям нелегко. У них, как правило, длинные разветвленные корни, которые позволяют добывать воду на большой глубине. Листья покрыты восковым налетом и свернуты в трубочку. Это позволяет им более экономно и рационально расходовать влагу.

Среди дюн живёт морская горчица. Представляет она собой однолетние растение с упругим стеблем. Её главным преимуществом является скорость. Растение быстро цветёт, даёт семена, а затем стебель трансформируется в перекати-поле. Ветер его подхватывает, несёт, и семена рассеиваются.

Растения вначале обживают подножия песчаных гор с той стороны, откуда песок уже ушёл. Первой появляется полынь, затем букашник, астрагал, булавоносец. После этого на почве закрепляется песчаная осока. У неё очень крепкое и длинное корневище. Постепенно формируется жизнеспособная почва, которую покрывают мох и кусты ивы.

Всё это со временем останавливает движение песчаной горы. Она начинает обрастать кустарниками и лесом. В нём селятся птицы и звери. Однако данный процесс может продолжаться сотни лет.

Иногда дюны издают тихую и грустную мелодию. Это ветер подхватывает несчётное число песчинок, а те сталкиваются друг с другом и генерируют звуковой эффект. Неискушённым людям может показаться, что это бог ветра медленно перебирает струны на своей арфе.

Дюна

Дю́на

положительная форма рельефа песков внепустынных областей, созданных на побережьях морей, озёр и рек, в пределах зандровых приледниковых равнин. Различают поперечные, продольные и параболические дюны. Форма последних (внепустынных дюн) обратна форме барханов : крутой заветренный (или подветренный) склон осыпания песка выпуклый в плане, а наветренный имеет форму рогов, направленных против ветра, что придаёт дюнам параболическую форму. Нередко подкова параболической дюны несимметрична: один рог может быть длиннее другого. Относительная выс. дюн варьирует от нескольких до сотен метров. Дюны могут быть обнажёнными и покрытыми растительностью. За рубежом термин «дюна» – любой рельеф песков, созданных ветром в пустынях, на низких морских берегах, в поймах рек, независимо от растительности и климатических условий.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

песчаный холм, образованный в результате эоловой (ветровой) деятельности. Дюны распространены всюду, где на поверхность выходят незакрепленные пески, а скорость ветра достаточна для их перемещения. Они, как правило, образуются, когда песок скапливается у какого-либо препятствия, например куста или скалы; затем дюна сама становится препятствием и по мере навевания песка постепенно увеличивается в размерах. Дюны бывают высотой до 300 м. Их размеры определяются объемом поступающего песка, скоростью ветра и крутизной склонов.
В районах, где направление ветра постоянно, дюны приобретают характерные очертания: пологий наветренный и крутой подветренный склоны, а в плане – форму полумесяца. Максимальная скорость движения дюн – ок. 30 м в год. На побережье Балтийского моря зафиксировано перемещение одной дюны на 13 км за 60 лет. Бывали случаи, когда дюны засыпали поселения и леса, иногда в результате их дальнейшего перемещения происходило откапывание ранее погребенных объектов. Подвижные дюны закрепляют искусственными посадками сосны и засевают травой. Дюны встречаются по берегам морей, озер и рек, в руслах пересохших водотоков и в пустынях. Эоловые формы пустынь классифицируются как барханы.

Энциклопедия Кругосвет . 2008 .


Синонимы :

Смотреть что такое "дюна" в других словарях:

    дюна - ы, ж. dune f. Так называются возвышающиеся над водою прибрежные песчаные мели. Вавилов 1856. Песчаные холмы, образующиеся на низких берегах морей, лагун. рек, озер под воздействием ветра и непрерывно им передвигаемые. БАС 2. Вдруг природа… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Холм, бархан Словарь русских синонимов. дюна сущ., кол во синонимов: 3 бархан (4) холм (61) … Словарь синонимов

    - «ДЮНА» (Dune) США, 1984, 140 мин. Фантастика. Экранизация фантастического бестселлера Френка Херберта о Планете Дюн из 10991 года. В ролях: Кайл Маклохлен (см. МАКЛАХЛЕН Кайл), Франческа Аннис, Бред Дуриф, Стинг, Дин Стокуелл, Линда Хант, Макс… … Энциклопедия кино

    Ы, ж. (нем. Düne). Прибрежный песчаный холм, нанос, передвигаемый ветром. Дюнный относящийся к дюне, дюнам. || Ср. бархан, друмлин. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. М: Русский язык, 1998 … Словарь иностранных слов русского языка

    дюна - — EN dune A low mound, ridge, bank, or hill of loose, windblown granular material (generally sand, sometimes volcanic ash), either bare or covered with vegetation, capable of… … Справочник технического переводчика

    дюна - dune Düne – пагорб навіяного вітром піску. За кордоном Д. – загальний термін для всіх форм рельєфу пісків, які створені діяльністю вітру … Гірничий енциклопедичний словник

    дюна - Песчаная форма рельефа, созданная деятельностью ветра в пустынях, на низких морских берегах в разных климатических условиях → Рис. 98 … Словарь по географии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дюна (значения). Запрос «Песчаная дюна» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

    Песчаный холм, образованный в результате эоловой (ветровой) деятельности. Дюны распространены всюду, где на поверхность выходят незакрепленные пески, а скорость ветра достаточна для их перемещения. Они, как правило, образуются, когда песок… … Энциклопедия Кольера

    дюна - kopa statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Vėjo supustytas smėlio kalva arba kalvagūbris dykumose, smėlėtuose pajūriuose, paežerėse, paupių, zandrinėse lygumose. atitikmenys: angl. dune; dunes vok. Dünen, f rus. дюна, f; дюны … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

Трудно представить себе пустыню без дюн. Высота этих песчаных гор порой может достигать ста – ста пятидесяти метров. Стоит отличать дюну от барханов. И хотя оба эти представителя пустыни очень похожи друг на друга, дюна, в отличие от бархана имеет менее мощные края, которые практически всегда фиксируются и прорастают растительностью, а вот центральная часть дюны никогда не зарастает и всё время движется. Барханы же всегда выпуклой частью направлены в сторону ветра, их края совершенно ничем не фиксированы, да и движутся они намного быстрее.

Тот, кто считает, что дюны можно встретить только в Сахаре, глубоко ошибается. Дюны можно встретить и на берегах Аральского моря, и в дельте реки Лена, и в окрестностях Байкала…Так что дюна – это не только какая – то диковинка в природе таких далёких африканских пустынь, но и самая обычная вещь нашего пейзажа. Вот только в России дюны – это песчаные горы на берегах рек и озёр, а в местах, где нет воды, эти горы называются барханами. И ничего здесь не поделаешь.

Дюна появляется с небольшого песчаного бугорка. Причём для её образования обязательно должен быть камень или растение. Ведь именно на таком месте ветер, который несёт миллион песчинок, замедляет свой ход, и песчинки одна за другой задерживаются возле этого естественного препятствия. Постепенно бугорок будущей дюны растёт всё выше и выше, песчинок становится всё больше и больше. Со временем наветренный склон новорожденной дюны становится пологим и вогнутым, что происходит под действием ветра, а вот противоположный – более крутой и выпуклый. Именно поэтому вся жизнь дюны подчинена её хозяину – ветру. И не только рождение дюны и её рост, но и форма, и облик, и движение. Те дюны, которые росли под ветром, дующим с одной стороны, похожи на длинные волнистые складки или гребни. А вот если дюна родилась там, где мало песка, а ветер так же дует только в одном направлении, дюна похожа на копьё с острым кончиком.

Но постоянное направление ветра – это большая редкость. Ведь чаще всего ветер дует то с одной стороны, то с другой, и вот именно под таким ветром и рождаются самые красивые дюны в форме звезды с многочисленными лучами. Вот такие дюны могут сохраняться не одну сотню лет.

Не секрет, что дюны практически постоянно находятся в движении. За год они могут преодолеть расстояние до двадцати метров. Однако ничего хорошего это движение не приносит. Ведь дюна порой движется в сторону не самой пустыни, а в сторону зелёной травы и плодородной почвы. А во время движения этот гигантский песчаный холм завоевывает себе всё большее и большее пространство, оставляя после себя горы песка и высушенные растения. Иногда разрушали и человеческие поселения. Например, в семнадцатом веке одна из огромных дюн просто накрыла рыбацкий посёлок. Через сто лет, когда эта дюна решила пойти дальше, из-под неё стали появляться человеческие останки, рыбьи кости и развалины деревни…

Конечно, справиться с дюнами природа может и сама. Иногда на её краях начинает расти маленькая и скромная травка, которая называется морская горчица. Вслед за неё появляются песчаная осока и булавоносец. Эти растения не дают песку двигаться дальше. Затем появляется и первая примитивная почва, на которой начинают расти мхи и кусты. А потом очередь приходит и за деревьями. Но на это природе требуется сотни лет…

Роман Фрэнка Герберта «Дюна» ждал выхода своей первой экранизации долгих 19 лет. С одной стороны, для книги такого уровня это незаслуженно долго, с другой — как показала практика, даже этого срока оказалось недостаточно.

Роман «Дюна» — это не просто фантастика. И дело даже не в том, что роман получил кучу премий и считается едва ли не лучшей фантастической книгой всех времён. «Дюна» — произведение, переосмысливающее или, если угодно, домысливающее философскую и этическую эволюцию человечества, без утопических прикрас, но и без антиутопических кошмаров, самобытно, уверенно, временами дерзко, но во всяком случае правдоподобно в том смысле, в котором может быть правдоподобным любое предсказание будущего на 19 тысяч лет вперёд.

В книге не просто переплелись, а неразрывно слились воедино мистика и психология, политика и религия, развитие технологий и совершенствование человеческого духа. Перед любым драматургом, который взялся бы писать сценарий по «Дюне», вставала труднейшая задача не растерять всё это богатство, не свести сложный многогранный сюжет романа к банальному фантастическому боевику со спецэффектами.

Первым за экранизацию «Дюны» взялся Алехандро Ходоровски, но этот проект так и не был доведён до конца. Так что лавры (оказавшиеся вскоре скорее терновым венцом) первого экранизатора романа достались Дэвиду Линчу.

Если рассматривать выбор режиссёра не задним умом, а с позиции 1981 года (именно тогда владелец прав на экранизацию продюсер Дино ди Лаурентис пригласил на роль режиссёра Линча), он кажется идеальным. С его тогда ещё не известной всему миру, но уже замеченной продюсером любовью к мистике, загадкам и нестандартным сюжетным ходам Дэвид Линч действительно представлялся наиболее подходящим кандидатом для того, чтобы перенести на киноплёнку загадочное, мистическое и нестандартное творение Гэрберта. Сам Линч зажёгся этой идеей, отказавшись ради неё даже от кресла режиссёра «Возвращения джедая».

Во вселенной Фрэнка Герберта, в отличие от большинства других фантастических миров, главным признаком будущего является не фантастически развитая техника, а фантастически развитый человек. Парадоксальным образом Герберт перекликается тут с великим советским фантастом Иваном Ефремовым, хотя и направления развития, и получившиеся в результате миры у них различаются диаметрально. Тем не менее, «Дюна» — это гимн стремлению человека к совершенству, недаром главной целью ордена Бене Гессерит является создание Квизац Хедераха, совершенного человека, а главной надеждой фрименов — его приход. Одной из заповедей вселенной Герберта стала «Не подменяй машиной человеческий разум», и вот вместо наделённых искусственным интеллектом роботов появляются обладатели сверхмощного естественного ума ментаты, а вместо лихих, но недалёких пилотов космические корабли ведут Навигаторы, способные сворачивать пространство-время исключительно усилиями своего мозга. Телесное совершенство для Герберта не менее важно, чем интеллектуальное. И во дворцах Великих Домов, и в пещерах фрименов отточенное владение своим телом является не просто предметом гордости, но условием выживания и торжества над смертельным врагом. И это только в первой книге, а ведь есть ещё «лицевые танцоры» Тлейлаксу и огромное множество других чудес человеческого совершенствования.

Именно в этой части экранная «Дюна» понесла серьёзную потерю в сравнении с книжной. Линч не захотел делать «ещё один фильм про кунг-фу», зато в результате у него получился «ещё один фильм про супер-гаджеты». С точки зрения содержания различий между бластерами «Звёздных войн» и звуковыми модулями Линчевской «Дюны» гораздо меньше, чем между тем, что создал писатель, и тем, как это исказил режиссёр. Возможно, в этом одна из причин того, что успех у публики «Дюны» не идёт ни в какое сравнение с творением Лукаса, от руководства съёмкой которого Линч отказался. Махина романа Герберта оказалась для режиссёра неподъёмной, хотя возможно, «Дюна» просто стала жертвой монтажа.

Фильм асимметричен, он начинается неспешно и очень детально, хотя и с самого начала серьёзно искажая сюжет книги. К двадцать шестой минуте экранного времени действие добирается только до сцены с Гом Джаббаром, которая в книге находится на пятой странице. Причём снята эта сцена просто блестяще, во всех подробностях, а главное точно передавая смысл этого ключевого для понимания всего сюжета момента. Юный дебютант Кайл МакЛоклен в дуэте с Сильваной Мангано играют блестяще, накаляя обстановку по обе стороны экрана до предела.

Но продолжать дальше в том же духе было невозможно. Известно, что Дэвиду Линчу пришлось сокращать экранное время фильма с четырёх часов до максимально позволительных для того времени двух, однако и четыре часа были явной уступкой режиссёра кинематографическим условностям. Чем дальше по ходу сюжета, тем более действие начинает нестись вскачь, пропуская важные куски, оставляя без объяснения сюжетные повороты, в конце концов экранизация романа становится скорее фантазией, визуальной симфонией Линча на тему романа, чем экранизацией в полном смысле этого слова.

Крупной потерей фильма была его политическая составляющая, хитросплетение интриг и коварных замыслов, тонких ходов, чей эффект проявится только через десятки лет, «ловушек внутри ловушек» и «планов внутри планов», где истина и ложь меняются таким стремительным калейдоскопом, что невозможно становится отличить одну от другой. От всего этого богатства Линч оставляет только основную сюжетную линию. Попавшего под очарование гербертовской мистики режиссёра можно понять. Легендарная и религиозная составляющая мира «Дюны» продуманы глубоко и тонко, а мир фрименов, в котором почти всё является не тем, чем кажется, способен заворожить и менее тонко чувствующие души, чем будущего создателя «Твин Пикса». Но разрушив многомерность романа, Линч — автор сценария оказал медвежью услугу своему фильму, превратив его в помесь госпела и боевика, хотя «Дюна» — ни то, ни другое.

Особенно заметно это проявляется в концовке фильма, которая следует только формальной цепочке событий романа, но изображает их кардинально по-иному, комкано и зло. Финальные кадры заряжены такой яростью, как будто режиссёр пытался через них сублимировать собственное отношение к работе, вышедшей из-под его контроля и вылившейся совершенно не в то, чем должна была стать изначально. В конце концов, как известно, режиссёр и убрал своё имя из титров, заменив его традиционным Аланом Смити, но, несмотря на все проблемы фильма, почерк и визионерский подход Дэвида Линча к кино видны в каждом кадре «Дюны».

Что ж, с первой попытки оседлать песчаного червя не получилось даже у Пола Атридеса. Снятый в 2000 году мини-сериал Джона Харрисона тоже оказался неудачным — в нём много политики, но совершенно ушла мистическая сторона, отчего сюжет стал ещё более плоским. Теперь надежда на Дэни Вильнёва, который в настоящее время занимается подготовкой новой экранизации романа. Возможно, именно ему удастся стать настоящим наездником песков.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта