Главная » Засолка грибов » Предмет гигиены детей и подростков, цели, задачи, методы исследования. История развития гигиены детей и подростков

Предмет гигиены детей и подростков, цели, задачи, методы исследования. История развития гигиены детей и подростков

Тест по теме «Гигиена»

1. Действия, которые мы выполняем, чтобы поддерживать наше тело в чистоте и быть здоровыми, называются:

А) утренняя зарядка

Б) личная гигиена

В) вечерняя прогулка

2. Основной вид ухода за кожей, при котором с её поверхности удаляются пыль, микробы, пот, кожное сало, различные загрязнения:

3. Частое использование мыла и геля для душа приводят к:

А) растяжению и обвисанию кожи

Б) кариесу

В) сухости и шелушению кожи

4. Зубная щётка должна храниться:

А) щетиной вверх

Б) щетиной вбок

В) щетиной в футляре

5. Чередование холодной и горячей воды в ванной – это:

А) прекрасный душ

Б) опасный душ

В) контрастный душ

6. Защита нашего организма от чужеродных бактерий и вирусов, всякого рода образований – это:

А) гигиена кожи

Б) иммунитет

В) квартет

7. Залог здоровья – это:

А) чистота

Б) красота

В) простота

8. Из гигиены кожи, одежды, гигиены питания, гигиены жилища и воды складывается:

А) приличная гигиена

Б) отличная гигиена

В) личная гигиена

9. Личная гигиена включает в себя:

А) сбор макулатуры

Б) занятия физкультурой

В) лежание с температурой

10. Профилактика и устранение заболеваний, социального неблагополучия – это:

А) цель гигиены

Б) препятствие гигиены

В) мечта гигиены

11. Проветривание комнат, влажная уборка – это правила:

А) гигиены питания

Б) гигиены обитания

В) гигиены жилища

12. Чистота, опрятность, гигиена – это первый шаг к:

А) физическому здоровью

Б) психическому нездоровью

В) спринтерскому многоборью

13. Слово «гигиена» происходит от греческого «гигиэйнос», что означает:

А) приносящий корове

Б) приносящий здоровье

В) приходящий в обнове

подростков. Основные проблемы
гигиены детей и подростков. Теоретические принципы
гигиенического нормирования в гигиене детей и
подростков в РК»

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1.
2.
3.
4.
Предмет гигиены детей и подростков, цели,
задачи, основные проблемы.
История развития гигиены детей и подростков.
Методы исследования, применяемые в гигиене
детей и подростков.
Теоретические принципы гигиенического
нормирования в гигиене детей и подростков в
РК.

1.Предмет и задачи гигиены детей и подростков

Гигиена детей и подростков - отрасль
профилактической медицины, изучающая
условия среды обитания и деятельности детей,
а также влияние этих условий на здоровье и
функциональное состояние растущего
организма и разрабатывающая научные
основы и практические меры, направленные
на сохранение и укрепление здоровья,
поддержку оптимального уровня функций и
благоприятного развития организма детей и
подростков.

Гигиена детей и подростков

изучает влияние различных факторов
окружающей среды на растущий организм
анализирует, оценивает и прогнозирует их
воздействие на растущий организм
разрабатывает гигиенические нормативы,
санитарно-гигиенические и санитарнопротивоэпидемические правила и нормы
обосновывает лечебно-профилактические и
оздоровительные мероприятия

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

как область практического здравоохранения
является частью органов Госсанэпиднадзора
носит государственный характер
строит всю свою деятельность на основе
научных разработок
отличается единством структуры управления
привлекает к активному участию в
санитарно-профилактической работе и
пропаганде гигиенических знаний
общественные организации, медицинских
работников и население.

Гигиена детей и подростков опирается на гигиенические
знания и опыт
ГИГИЕНА
ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ
КОММУНАЛЬНАЯ
ГИГИЕНА
ГИГИЕНА
ПИТАНИЯ
ГИГИЕНА
ТРУДА
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
ГИГИЕНА

Гигиена детей и подростков тесно связана с:

клиническими науками (педиатрия)
биологическими науками (в вопросах
профилактики инфекционных
заболеваний у детей)
педагогическими науками
техническими науками.

Отличие ГДиП от других гигиенических дисциплин
является возрастной гигиеной и осуществляет охрану здоровья
наиболее ранимой части населения
дети и подростки - особый контингент населения: они находятся
в своеобразных условиях воспитания и обучения, не
совпадающих с условиями профессиональной и общественной
жизни взрослых
организм детей и подростков не достиг еще полной зрелости, а
находится в процессе роста и развития
проблема роста и развития не встает ни перед одной другой
отраслью гигиены
организм детей и подростков в большей степени по сравнению
со взрослыми, подвержен влиянию как благоприятных, так и
неблагоприятных воздействий
внешние воздействия сказываются не только на его
функциональном состоянии в настоящий момент, но и очень

Основные проблемы исследования и изучения в области Гигиены детей и подростков

здоровье детей и подростков;
гигиена учебно-воспитательного процесса и режима
дня;
гигиена физического воспитания;
гигиена трудового и профессионального обучения
подростков;
гигиена питания детей и подростков;
гигиенические основы проектирования,
строительства, благоустройства и оборудования

гигиеническое обучение и воспитание. Основы
формирования ЗОЖ детей и подростков;
медицинское и санитарно-эпидемиологическое
обеспечение детского и подросткового населения.

10. 2.История развития гигиены детей и подростков.

Гигиена детей и подростков ранее называлась
школьной гигиеной, поскольку общественное
воспитание осуществлялось только в школе, и речь
шла о гигиенических требованиях только к школе.
Как область медицинской науки гигиена детей и
подростков возникла в середине 19 века, когда была
установлена высокая частота среди школьников
«школьных болезней».

11.

Основы школьной гигиены уходят в далекое прошлое.
Еще в первобытном обществе проводились
организованные подвижные игры детей и подростков.
В Древней Греции физическое воспитание молодежи
носило государственный характер.
Элементы гигиены воспитания имеются в «Поучениях
Владимира Мономаха детям» в ХI веке и «Домострое» в XV, XVI веках, «Гражданстве обычаев детских»
Епифания Славинского в XVII веке.
Изучив и обобщив опыт древних, многие ученые
прошлого выдвигали свои теории воспитания и
обучения детей.
Многие из этих теорий основывались на базе народной
медицины, вобравшей в себя многовековой опыт
борьбы человека за существование.

12.

Уже в XIII веке при монастырских школах было
организовано питание учеников, в указах Петра I
отражена «медицина детская», а в 1721 г сподвижник
царя Феофан Прокопович поднимал вопросы режима
дня учеников и планировки школьных учреждений в
своем «Регламенте или уставе духовной коллегии».
До начала ХХ века школа в России была единственной
формой общественного воспитания, что и определило
название дисциплины «школьная гигиена». Однако и в
те времена она охватывала также и детей внешкольного
возраста, ввиду чего Ф.Ф.Эрисман предлагал называть
ее «гигиеной воспитания», т.к. в её задачи входило
обеспечение гиг.мероприятий, направленных на
предупреждение болезней, снижение заболеваемости
и укрепление здоровья подрастающего поколения в
процессе воспитания детей и подростков.

13. Вопросам гигиены детей и подростков уделяли внимание:

великий русский ученый М.В.Ломоносов
(регламенты для Московской академической
гимназии содержат рекомендации по организации и
режиму питания, распорядку дня и учебным
занятиям)
прогрессивные общественные деятели XVIII века, в
т.ч. И.И.Бецкой, И.И.Новиков, А.Н.Радищев
крупнейшие терапевты – Г.А.Захарьин, С.П.Боткин
педиатры - Н.И.Быстров, И.П.Гундобин и др.

14. ГУЛЬДРЕЙХ ФРИДРИХ ЭРИСМАН (1842-1915)

основоположник школьной гигиены
основной заслугой является
разработка вопросов, связанных с
изучением физического развития и
зрения детей
существенное внимание уделял
разработке гигиенических
требований к учебным занятиям,
планировке, естественному и
искусственному освещению
классных комнат
под его руководством были созданы
модели различных типов школьной
мебели, в т.ч. парты, являющейся
наиболее совершенной и в наши
дни.

15. Н.П.Гундобин (1860-1908гг)

известный педиатр
анатом
общественный деятель
изучив анатомофизиологические особенности
детей, обобщил исследования в
фундаментальном труде
«Особенности детского возраста»
(1906)
в работах Н.П.Гундобина
«Школьная гигиена» (1902),
«Гигиена детства» (1903),
«Современные задачи школьной
гигиены» (1907) большое место
занимают вопросы физического
воспитания, закаливания,
режима учебных занятий и др.

16. А.П.Доброславин (1842 - 1889)

основатель кафедры гигиены
Военно-медицинской академии в
Петербурге (1871)
основное внимание уделял
вопросам санитарного
благоустройства школ
поставил вопрос о переутомлении
учащихся вследствие чрезмерной
учебной нагрузки.
автор руководства «Гигиена. Курс
общественного здравоохранения»
(1889) с разделом школьной
гигиены, в котором освещены
гигиенические требования к
школьным зданиям и выбору
участков.

17.

Большое внимание вопросам школьной
гигиены уделяли и последователи и ученики
Ф.Ф.Эрисмана и А.П.Доброславина –
В.Е.Игнатьев, Г.В.Хлопин, Д.Д.Бекарюков,
а в конце ХIХ века – начале ХХ вв. – земские
и санитарные врачи – Ф.А.Касторский,
А.В.Мольков, А.Г.Ростовцев, Н.А.Семашко,
К.И.Шидловский, Н.И.Тезяков и др.

18. Мольков Альфред Владиславович (1870 - 1947)

Д.м.н., заслуженный деятель
науки РСФСР
земский врач
организатор санитарного
просвещения
Профессором А.В. Мольковым:
сформулированы цели и задачи
школьной гигиены
определены основные пути
научно-исследовательской и
педагогической работы в области
школьной гигиены
написаны первый учебник и
руководство к практическим
занятиям студентов по
школьной гигиене

19. Громбах Сергей Михайлович (1909 - 1987)

Д.м.н., профессор
один из организаторов НИИ гигиены
детей и подростков АМН СССР
сформулировал теоретические основы
различных разделов ГДиП:
гигиенические принципы
нормирования учебных и трудовых
нагрузок
Гиг. принципы нормирования
факторов окружающей среды в
детских и подростковых учреждениях
готовность детей к школе
гигиеническая оптимизация учебных
занятий
принципы комплексной оценки
состояния здоровья детей и
подростков.

20. Сердюковская Галина Николаевна

Д.м.н, профессор, член РАМН
один из организаторов НИИ гигиены детей и
подростков АМН СССР
провела исследования, позволившие научно
обосновать физиолого-гигиенические
принципы и подготовить санитарные нормы
и правила, регламентирующие все
многообразие деятельности и условий, в
которых они осуществляются подрастающим
поколением
впервые обратила внимание на проблемы
психического здоровья детей и подростков
провела комплексные исследования,
позволившие установить количественную
зависимость между состоянием здоровья детей
и климато-экологическими, социальногигиеническими и внутришкольными
факторами, выявить особенности
формирования заболеваемости детей и
подростков.

21.

В советский период школьная гигиена как
наука и область практического
здравоохранения полностью переросла в
гигиену детей и подростков и стала изучать
все возрастные группы детского населения,
охваченные общественными формами
воспитания и обучения.
Окончательно гигиеной детей и подростков
она стала именоваться с 1954г.

22.

Первая в СССР кафедра школьной гигиены была
организована в 1929 году А.В.Мольковым на базе
медицинского факультета Московского
университета.
В Казахстане впервые санитарно-гигиенический
факультет был открыт в 1943 году при АлмаАтинском государственном медицинском
институте.
В 1948 году была сформирована кафедра
школьной гигиены под руководством к.м.н.,
доцента Смирнова В.А.

23. 3.Методы исследований, применяемые в гигиене детей и подростков

Методы оценки факторов окружающей среды
Методы исследования, с помощью которых можно
выявить влияние на организм факторов окружающей
среды

24. Методы оценки факторов окружающей среды:

санитарное описание (метод широко используется при
изучении условий жизни в учреждениях для детей и
подростков. По результатам углубленного санитарного
обследования разрабатывается план мероприятий по
устранению недостатков и их отрицательного влияния на
здоровье детей и подростков и санитарные условия жизни;
физические методы исследования характеризуют
температуру, влажность, скорость движения, электрическое
состояние воздуха, естественное и искусственное освещения
детских и подростковых учреждений;
химические методы используются при изучении химического
состава воздуха детских и подростковых учреждений
(определение СО2 и других газов)
микробиологические методы применяются в области гигиены
детей и подростков при изучении микрофлоры воздуха в
помещениях детских учреждений, бак.загрязнения рук детей,
наличия патогенных микроорганизмов на игрушках,
учебниках и т.п.

25. Методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды:

Основным методом в гигиене детей и подростков является
метод естественного гигиенического эксперимента.
Он ставит своей целью в натурных или лабораторных
условиях изучить влияние различных факторов
окружающей среды на организм человека, т.е. изучают
воздействия окружающей среды в условиях воспитания и обучения
детей. Этот метод позволяет в условиях обычной жизни
детского учреждения наблюдать взаимодействие между
организмом и изучаемым фактором, влияние последнего
на организм детей, изменять его количественно и
качественно, а затем правильно нормировать.
Эпидемиологический метод – совокупность методик
изучения состояния здоровья населения под влиянием
различных эндогенных (генетические, возрастные) или
экзогенных (социальных, природных) факторов.
Эпидемиологический метод позволяет изучать здоровье
коллектива или же населения города, района, области
путем анализа определенных учетных и отчетных
медицинских документов, проведения медицинских
осмотров в амбулаторных и стационарных условиях с
последующим расчетом показателей, характеризующих
здоровье населения.

26. Методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды:

Санитарно-статистические методы изучения здоровья
населения основываются на данных официальных
документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии
здоровья населения. Санитарная статистика широко
использует разнообразные методы математического анализа.
Клинические методы исследования широко используют для
оценки состояния здоровья населения, подвергающегося
воздействию различных факторов окружающей среды. Они
имеют существенное значение в ГДиП, поскольку дают
представление о нормальном или патологическом состоянии
организма, а так же характеризуют динамические сдвиги в
состоянии организма в ту или иную сторону, для оценки
состояния здоровья детских коллективов.

27. Методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды:

физиологические методы дают возможность выявить
реакции растущего организма на воздействия
внешней среды, как природной, так и социальной
(при изучении влияния физической нагрузки
применяются методы исследования состояния ССС
(пульс, давление), мышечной силы и выносливости,
газообмен с определением энерготрат; при изучении
влияния различных метеоусловий применяется
исследование теплового состояния организма детей
(температура тела, кожи на различных участках,
потоотделение).
психологические методы исследования применяются
особенно при изучении состояния утомления детей;
одним из этих методов является применение
различных корректурных проб, а также учет
количества сделанных детьми и подростками
ошибок при диктанте или решении арифметических
задач до и после производимой умственной работы.

28. 4.Теоретические принципы гигиенического нормирования в гигиене детей и подростков.

Нормирование в гигиене детей и подростков -
это научно обоснованное определение тех параметров
(или той интенсивности) воздействующих на
организм факторов, которые оказывают
благоприятное или безвредное влияние.
Влияние разных факторов на организм детей и
подростков определяется путем изучения его
ответных реакций. Большинство исследований носит
характер естественного эксперимента.
Следовательно, задачей гигиены является создание
наиболее благоприятных условий (факторов) для
взаимодействия организма ребенка со средой путем
гигиенического нормирования факторов окружающей
среды и выработки у организма способностей
максимальной адаптации к различным
воздействиям.

29. С.М.Громбах сформулировал основные принципы нормирования в гигиене детей и подростков, которые сводятся к следующему:

1.Обязательной предпосылкой допустимости (нормы)
воздействия любого фактора внешней среды служит
функциональная готовность (зрелость) растущего
организма к этому воздействию.
2.В связи с этим нормы в гигиене детей и подростков
непостоянны. Они меняются на различных возрастных
этапах. Смена норм должна происходить неодновременно
для различных факторов.
3.Задача гигиенического нормирования заключается в том,
чтобы не только сохранить и укрепить здоровье, но и
обеспечить благоприятное развитие детей и подростков.
Воздействие факторов среды сказывается на
функциональном состоянии растущего организма не
только в момент их действия, но может оказать влияние
на процесс развития, определяя в дальнейшем состояние
здоровья и уровень функций взрослого человека.

30. Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования:

специфичность норм. В связи с особенностями
чувствительности развивающегося организма к большинству
факторов среды (и потребностью в них) для детей и
подростков по сравнению со взрослыми необходимы другие
нормы;
непостоянство (сменяемость)норм. В процессе возрастного
развития организм проходит ряд периодов, или стадий,
каждой из которых свойствен определенный, именно ей
присущий уровень чувствительности (потребности) к
воздействию различных факторов. Поэтому на протяжении
роста и развития гигиенические нормы непостоянны, они
сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном
интервале и по окончании его заменяются новыми
(гигиенические нормы меняются с возрастом);
развивающая, тренирующая направленность норм.
Гигиеническое нормирование должно создавать такие
условия, которые не только обеспечивают оптимальное
взаимодействие организма с окружающей средой и
оптимальное его состояние в настоящий момент, но и
способствуют наилучшему развитию;
дифференциация гигиенических норм с учетом пола и
состояния здоровья растущего организма.

Викторина «Путешествие в страну Гигиена» Тема: «Человек и его здоровье»
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи: продолжить формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; расширить знания и навыки по гигиенической культуре.

Ход мероприятия.

Говорит ведущий:
- Здравствуйте те, кто хорошо позавтракал!
- Здравствуйте те, кто не завтракал и мечтает об обеде!
- Здравствуйте те, кто рад наступлению лета!
- Здравствуйте те, кто готов сегодня играть и получать заряд хорошего настроения!
- Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья! Здоровье человека в большей степени зависит от него самого, а для этого мы с вами должны быть физически активными, большую часть времени находится на свежем воздухе, заниматься творчеством, быть добрыми, умеренно и правильно питаться. А как вы думаете, какие привычки оказывают плохое влияние на здоровье человека? Правильно! Молодцы!
И сегодня я предлагаем вам принять участие в викторине «Путешествие в страну Гигиена », по теме «Человек и его здоровье».
Викторина будет проводиться в два раунда:
СИНИЙ И КРАСНЫЙ.
Первый раунд – Синий – интеллектуальный, где вы покажите свои знания о правилах личной гигиены и правильном питании.
- А путешествие в страну «Гигиена» мы с вами поплывем на большом корабле.
- Это наш корабль, а мы с вами кто? (Экипаж)
- Подскажите, а каким должен быть экипаж? (Дети отвечают - дружным, ловким, смелым, смекалистым, отважным и т.д.)
- А еще экипаж любого корабля обязательно должен быть дисциплинированным.
-Поэтому нельзя мешать друг другу. Та команда, которая выкрикивает ответы на вопросы, не для своей команды штрафуется на 3 бала.
- Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово «гигиена»?
(дети называют слова, разбираем названое,что является предметами гигиены и т.д.)
- Ребята, давайте попробуем дать определение слову «гигиена».
- Что же такое - гигиена? (высказывания детей)
Личная гигиена - совокупность гигиенических правил поведения человека на производстве и в быту. Выполнение правил личной гигиены способствует сохранению и укреплению здоровья человека.
Правила личной гигиены включают режим дня, работы и отдыха, рациональное питание, закаливание, физическую культуру, уход за кожей, гигиену одежды, обуви и жилища.
- А сейчас вам нужно разделиться на три команды. И придумать название команды соответствующее теме нашего мероприятия.
- Я, представляю вам жюри. (приглашенные родители или учителя коллеги)
- Команды представьте свои названия.

2. Работа с материалом
А поплывем мы в нашу волшебную страну по морю Эрудит.
Тема «Личная гигиена». Вопросы:
10 баллов. Это необходимо принимать перед сном ежедневно, а в жаркую погоду – утром и вечером. (Душ).
10 баллов. Как часто рекомендуется мыть голову? (По мере загрязнения, но не реже, чем раз в десять дней.)
10 баллов. Для предупреждения болезней зубов рекомендуется использовать зубные пасты, содержащие этот элемент. (Фтор).
10 баллов. Это средство может действительно служить профилактикой кариеса, однако чрезмерное его употребление приводит к перенапряжению слюнных желез, желез желудка и кишечника. (Жевательная резинка).
10 баллов. Как иначе называется приспособление, кроме зубной щетки и зубочистки, используемое для чистки зубов? (Зубная нить).
10 баллов Шампунь, зубная щетка, полотенце что не является предметом личной гигиены? (шампунь)
Тема «Питание». Вопросы:
20 баллов. В каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи?
(Калория).
20 баллов. Способность организма противостоять действию повреждающих факторов, защитная реакция организма. (Иммунитет).
20 баллов. Более половины энергетических потребностей организма покрывается за счет этих веществ, содержащихся в пище. (Углеводы).
В каком овощном растении содержится 90 % воды? (в капусте)
20 баллов.
20 баллов. От летучих веществ какого растения гибнут болезнетворные бактерии? (от лука)
20 баллов Какой витамин называют «витамином роста»? (витамин А)
Тема «Здоровые зубы»
Вопросы:
30 баллов Каким по продолжительности должно быть время чистки зубов? (2-3 минуты.)
30 баллов. Каков срок службы зубной щетки? (1-3 месяца).
30 баллов. Какое количество зубной пасты надо наносить на щетку? (С горошину).
30 баллов. В нашей стране от этого заболевания страдает почти 100% населения. (Кариес).
30 баллов К какому врачу надо идти если заболят зубы? (стоматологу)
30 баллов Как часто надо посещать стоматолога?(раз в полгода)
Следующая остановка «Замок сказочных историй»
Вам надо придумать продолжение сказочной истории:
Жил-был микроб. Он очень любил путешествовать. У него не было своего дома, он жил, где хотел. Однажды решил микроб прогуляться по организму человека. Забрался он на ладонь мальчика и стал ждать…
- Ребята придумывают продолжение истории. Жюри оценивает (по пятибалльной системе).
Сказочная лагуна.
-Наш дальнейший путь лежит в Сказочную лагуну.
Отгадайте, о ком пойдет речь?
1. Этот сказочный герой дружил с Пятачком. (Винни –Пух)
2. У этого героя на спине пропеллер, и дружит он, с мальчиком которого зовут Малыш. (Карлсон)
3. Мальчик, который оказался в книжке в Тридесятом царстве. (Вовка)
- Вспомните, какие блюда они предпочитали.
- Чем опасен рацион их питания?
- Составьте для этих героев меню. Как правильно надо питаться.
(Жюри оценивает по пятибалльной системе)
- Ребята, вы молодцы.
-Обязательно читайте, сказки, и помните, о чем гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек - ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»
Ведущий: Пока жюри подводит итоги СИНИГО РАУНДА, мы приступаем к КРАСНОМУ. Этот раунд подвижный - спортивный, здесь вам придется проявить свою ловкость и быстроту.
КРАСНЫЙ РАУНД
№ Название конкурса Содержание
1. Конкурс
«Скоростно-силовой»
Перед вами лежит лист газеты, который нужно взять и по команде сжать вытянутой рукой. После того, как первый участник справился с этим, он кричит слово «ВСЕ», и к выполнению задания приступает второй участник и т.д. Побеждает команда, участники которой быстрее выполнят это задание.
-Молодцы, не перевелись у нас еще силачи и ловкачи!
2. Конкурс
«Меткий стрелок»
-Сейчас мы проверим, какие вы меткие? С предыдущего конкурса у каждого из вас остался бумажный шарик, который нужно будет по очереди бросить и попасть в корзину. Этот конкурс как вы уже поняли не на скорость, а на меткость, побеждает та команда, у которой в корзине будет больше бумажных шариков.
3. Конкурс
« Градусник»
Без помощи рук обе команды передают градусник (скалку) так, чтобы он находился под левой рукой. Побеждает команда, которая быстрее передаст градусник от капитана до последнего участника.
4. Конкурс
«Найди лишнее»
По очереди, по одному человеку от команды, нужно добежать до ориентира и подчеркнуть на листе бумаги то, что, по вашему мнению, является полезным для здоровья.
Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с этим заданием (зарядка, чистка зубов, закаливание, режим дня, молоко, груша, яблоко, овощи, свежий воздух, занятие спортом, мытье рук, жвачка, кока-кола, сухарики, сигарета, чипсы, алкоголь, наркотики, выхлопные газы)
5. Конкурс
«Зубастики»
Каждому участнику команды необходимо, зубами, перенести овощи и фрукты из одной корзины в другую.
Побеждает команда, участники которой быстрее выполнят это задание. (4 огурца, 4 морковки, 4 яблока, 2 апельсина, 4 банана, 4 мандарин)
Ведущий. Викторина «Путешествие в страну гигиена» подошла к завершению, и пока жюри подводит итоги предыдущих двух раундов, мы вам хотели бы сказать:
Ведущий. Здоровый образ жизни, друзья мои, видите,
Здоровье драгоценное свое вы берегите!
Подведение итогов. Награждение.

Гигиеническое воспитание, проводимое школой, включает работу по внедрению среди детей и подростков гигиенических навыков и обучение их гигиене в порядке учебной работы в классе, в пределах, предусмотренных школьными программами, а также сообщение им медико-биологических знаний путем внеклассной и внешкольной работы. Не менее важно вовлечение учащихся в общественную работу по охране и укреплению здоровья, поддержанию гигиенического режима в школе и семье и проведению отдельных медико-санитарных мероприятий.

Школа должна привести в систему ранее полученные детьми гигиенические навыки, укрепить и развить их. В школе, соответственно возрасту детей, значение навыка должно быть объяснено, мотивировано его выполнение и подкреплено сознанием учащегося. При этом обязательно обеспечение внешних условий, содействующих, осуществлению воспитываемых навыков (умывальники, мыло, зубной порошок, щетки и т.д.).

Основная работа по воспитанию гигиенических навыков проводится в младших классах школы. В средних и старших классах работа в этом направлении не должна прекращаться, а все усилия учителей, а также родителей должны быть направлены на закрепление и развитие гигиенических навыков у учащихся. Следует иметь в виду, что приобретенные учащимися в младших классах навыки, не закрепленные и не развиваемые в средних и старших классах, незаметно исчезают и нередко на смену им возникают антигигиенические привычки.

Воспитание гигиенических навыков у учащихся является неотъемлемой частью всей воспитательной и образовательной работы школы. Среди двадцати «Правил для учащихся» пять правил связаны с гигиеническим поведением. В основу воспитания гигиенических навыков и гигиенического образования надо положить правила поведения учащихся, а также материал учебных программ, в которые включены вопросы школьной гигиены.

После предварительного ознакомления учителя с уровнем гигиенических навыков и поведением детей с первых же дней пребывания их в школе и желательного ознакомления с санитарной культурностью семьи надо начинать систематическую работу по гигиеническому воспитанию школьников. Одновременно следует начинать работу по сообщению детям элементарных сведений по гигиене. Обучение детей элементарной гигиене необходимо органически связывать с работой по воспитанию гигиенических навыков, и, наоборот, работа по привитию гигиенических навыков должна закрепляться в беседах учителя по вопросам личной и общественной гигиены.

В программе начальной школы, в пояснительной записке учителям дается следующая установка: «Органической частью всей учебно-воспитательной работы школы и, в частности, курса естествознания является воспитание у детей санитарно-гигиенических навыков. Эта работа проводится школой (совместно с семьей) систематически в течение всех четырех лет обучения. Организуется регулярный контроль за соблюдением учащимися санитарно-гигиенических правил». В первых четырех классах элементарные сведения по гигиене даются учащимся на уроках русского языка так же, как это имеет место в отношении сообщения детям элементарных сведений о природе. В V классе сообщение учащимся основ личной и общественной гигиены проводится на уроках естествознания, которое изучается в нем в качестве самостоятельного предмета.

При изучении русского языка можно предложить тексты для чтения, переписки и диктанты отрывков, дающих детям элементарные сведения по гигиене. То же самое надо сказать и в отношении преподавания арифметики, при обучении которой можно давать учащимся задачи гигиенического содержания. При обучении чистописанию следует давать учащимся ряд гигиенических указаний. Так, в I классе, раньше, чем приступить к обучению письму, следует провести целый ряд подготовительных упражнений, служащих для развития кисти руки и глазомера. Особое внимание следует обратить на правильную посадку учащегося при письме, умение правильно держать карандаш, ручку с пером, умение правильно положить тетрадь. При исполнении предварительных упражнений главное внимание надо обращать на правильное движение карандаша и на правильные движения предплечья, пальцев и кисти. Особенно большие возможности для сообщения учащимся гигиенических сведений и привития им гигиенических навыков дает программа по физической культуре.

Особенно большие возможности имеются для преподавания учащимся средней школы основ гигиены при прохождении курса анатомии и физиологии человека. Почти в каждой теме программы по этому предмету имеется материал, тесно связанный с вопросами охраны и укрепления здоровья человека.

Наилучшей формой прохождения гигиенического материала, включенного в учебные программы, является урок. Необходимо в процессе учебной работы по гигиеническому воспитанию использовать все доступные в этом направлении методы, рекомендуемые дидактикой.

Преподавание вопросов гигиены следует вести с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах мотивировки, обосновывающие отдельные гигиенические положения, должны быть краткими и их следует обосновывать на наблюдениях и фактах из жизни и собственного опыта детей. При преподавании вопросов гигиены в начальной школе надо использовать объяснительное чтение. Для этого учитель использует буквари, книги для чтения, хрестоматии, в которые включен материал по охране и укреплению здоровья. Могут также быть использованы выдержки из детских журналов и разных детских книг.

При преподавании вопросов гигиены следует широко применять метод наглядности путем демонстрации таблиц, картин, плакатов моделей, отдельных предметов гигиенического обихода и проведения опытов. Можно также использовать доступные учащимся младших возрастов короткометражные фильмы (например, режим дня школьника и др.).

Большое значение имеют так называемые наглядные уроки по охране здоровья, проводимые в начальных классах. На этих уроках дети сами под руководством учителя обучаются правилам соблюдения тех или иных гигиенических навыков, например, умывания, чистки зубов и пр. Такие наглядные уроки имеют большое воспитательное значение, поскольку здесь сочетаются гигиенические знания с практическими гигиеническими навыками и поскольку сами дети проводят практические упражнения, дающие им возможность усвоить те или иные гигиенические навыки.

Гигиенические материалы, включенные в программы, должны планироваться учителем, как и всякий иной учебный материал.

Наряду с систематическим обучением детей и подростков гигиеническим знаниям и привитием им гигиенических навыков в течение всего времени пребывания их в школе, необходимо проводить с ними внеклассную и внешкольную работу в области гигиенического воспитания и привлекать учащихся к общественной работе в области гигиены и санитарии. При этом следует тесно увязывать эту работу с массовой физкультурной работой. Весьма важно обеспечить участие комсомольской, пионерской и ученических организаций в работе по гигиене школы, охране и укреплению здоровья учащихся. Большое место в этой работе принадлежит школьной организации Красного Креста. Одной из форм самодеятельности детей и подростков в области санитарно-гигиенической работы являются санитарные комиссии.

Формы внеклассной и внешкольной работы в области гигиенического воспитания весьма разнообразны: беседы и лекции для учащихся по вопросам биологии и гигиены, чтение научно-популярной и художественной литературы санитарно-гигиенического содержания, выпуск санитарных стенных газет и санитарных бюллетеней, демонстрации санитарно-просветительных кинофильмов, организация санитарных выставок, санитарные кружки, проведение праздников здоровья и т. п.

Следует освещать вопросы охраны здоровья учащихся, как в общешкольной стенной газете, так и в классных стенных газетах и бюллетенях, а также в ученических рукописных журналах. Эта работа проводится санитарным активом школы и в первую очередь школьной организацией медицинской подготовки. В санитарной степной газете освещаются основные вопросы охраны и укрепления здоровья учащихся. Бюллетени же обычно посвящаются какому-нибудь одному вопросу.

В работе санитарных комиссий принимают участие учащиеся младших и старших классов, а также учителя, в первую очередь классные руководители, и школьный врач. Школьный врач, как правило, является руководителем общешкольной санитарной комиссии, а по классам деятельность санитарных комиссий направляют классные руководители. Члены комиссии - учащиеся - должны помогать классным руководителям и школьному врачу в проведении санитарно-гигиенических мероприятий и следить за соблюдением детьми и подростками навыков личной гигиены (чистота рук, шеи, лица, ушных раковин, чистота белья и платья и пр.), за выходом их из классов во время перемены, за открыванием фрамуг в классе, за поведением школьников на улице и т. п. Члены санитарных комиссий - учащиеся - должны показывать сами образец чистоты, опрятности и точного выполнения правил личной и общественной гигиены.

В некоторых школах, особенно в младших классах, вместо санитарных комиссий учителем организуется санитарный актив из школьников, с которым он проводит систематические осмотры санитарного состояния классных и иных школьных помещений и состояния личной гигиены детей и подростков. В старших классах классному руководителю в его гигиенической работе помогают классные организаторы.

Особо существенна работа школьной организации Красного Креста, вовлекающей учащихся в общественную санитарную деятельность. Актив этой организации является помощником директора школы, школьного врача и учителей при проведении санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий в школе. Эти организации также проводят общественную работу в летнее время по охране и укреплению здоровья в прилегающих к школе или лагерю отдыха колхозах в качестве общественных санитарных помощников, работающих под руководством врача по наблюдению за санитарным состоянием изб и усадеб и по оказанию помощи в приведении их в порядок. Во время полевых работ, сенокоса, уборки урожая и пр. организации сельских школ выделяют санитарные посты на поля и луга (обеспечение работающих колхозников доброкачественной питьевой водой, первой медицинской помощью, работа в детских яслях по уходу за детьми и т. п.). Таким образом, школьные организации содействуют повышению гигиенической культуры колхозов.

С целью облегчения работы учителей в области гигиенического воспитания и повышения уровня их знаний в области гигиены школьный врач, как компетентное в вопросах гигиены лицо, должен помогать учителям в этом направлении. Врачу следует проводить беседы с учителями по вопросам гигиены и обсуждать на педагогическом совете гигиенические мероприятия, подлежащие проведению в школе. В школьном педагогическом кабинете (там, где он имеется), а также в районном педагогическом кабинете необходимо создать специальную выставку или уголок по школьной гигиене.

Резко ухудшилось. Это явление вызвано несколькими причинами, одна из них - нарушение основ личной гигиены ребенком.

Правила, которые необходимо соблюдать в стенах дома

Школьника - это то, к чему должен стремиться каждый ребенок. Это то, к чему нужно приучать малыша с момента рождения! Чтобы ребенка не называли неряхой, родителям придется потрудиться над воспитанием чада в течение нескольких лет. Когда малыш подрастет, то уже без помощи мамы или папы самостоятельно будет умываться и чистить зубы.

Соблюдение школьника - важный момент в воспитании ребенка. Во-первых, родителю необходимо научить ребенка заправлять постель. Во-вторых, утром и вечером необходимо проветривать комнаты, где спят дети. Помните, что солнечный свет в течение 15 минут убивает микробы в воздухе и на поверхности пола и мебели. Поэтому незашторенные окна в солнечный день - отличная профилактика вирусных и инфекционных заболеваний. В-третьих, чистая посуда тоже является важным моментом в профилактике вирусных и инфекционных заболеваний.

Само собой, что чистку зубов и умывание по утрам и вечерам никто не отменял. Первоклассник должен выполнять эти процедуры самостоятельно! Убедите чадо, что обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены. Школьника уговорить несложно.

Как правильно мыть руки

К мытью рук перед приемом пищи и после прогулок на улице нас приучают с раннего детства. Но исследования показали, что 95% детей и взрослых не умеют делать этого правильно! Как вы думаете, с чем это связано? Все достаточно просто. Когда мы открываем воду из крана, то грязными пальцами касаемся ручки или вентиля. Микробы, обитающие на поверхности кожи, немедленно перемещаются на руки! Помыв руки с мылом, мы закрываем кран, трогая те самые вентиля, и пересаживаем бацилл обратно на чистые руки. Эффект и польза от такого мытья сводится практически к нулю.

Возникает логичный вопрос: «Как же тогда правильно мыть руки?». Тут все просто. Алгоритм тот же. Но в момент закрытия крана необходимо взять в руки салфетку, накрыть ею вентиль и повернуть его нужное количество раз. Если у вас кран «однорукий», тот тут еще проще. Закрываем его тыльной стороной ладони. И, конечно же, не забываем мыть руки с дезинфицирующим средством.

Лайфхак при чистке зубов

Кто был хотя бы один раз в жизни на приеме у стоматолога, наверняка запомнил овальное и чистое зеркало на ручке, в которое видишь результат работы дантиста. В детский стаканчик у раковины можно поставить такое же, только миниатюрных размеров.

Эта мера позволит малышу наблюдать за зубами во время их чистки, рассматривать, что происходит с дальними зубами, насколько хорошо они вычищены. Если выполнять эту процедуру регулярно и качественно, то посещение дантиста будет сведено к минимуму.

Если ребенок заболел!

Когда ребенок или взрослый болен простудой или гриппом, то нужно ужесточать правила личной гигиены школьника. Памятка рекомендует на период болезни каждому члену семьи иметь свои столовые приборы (кружки, тарелки, вилки и ложки). Проветривайте помещение и комнату больного как можно чаще. Как заболевшему, так и здоровым необходимо носить маски на лице. Если больной чихает или кашляет, то он просто обязан закрывать рот или нос платочком, когда делает это!

Правила личной гигиены школьника: памятка (кратко)

  1. Начинать и заканчивать день необходимо с чистки зубов.
  2. Выполнив зарядку, необходимо заправить постель и отодвинуть шторы, раскрыв окно.
  3. Подстригать ногти на руках и ногах нужно каждую неделю. Лучше всего делать это вечером в воскресенье перед началом учебной недели, а затем идти в душ.
  4. Каждый вечер необходимо подмываться, как девочкам, так и мальчикам - об этом гласят правила личной гигиены школьника.
  5. Памятка напоминает, что несколько раз в неделю нужно тереть тело намыленной мочалкой. Эта процедура смоет грязь и микробы с поверхности эпидермиса, а также удалит частички ороговевшей кожи.
  6. Детям мыть голову положено не больше 2 раз в неделю. При частых простудных заболеваниях разрешается уменьшить количество процедур.
  7. Каждое утро ребенок обязан надевать чистые отутюженные трусики и носки (колготки).
  8. В школьной столовой нельзя пить из чужого стакана, а также нельзя пользоваться чужими столовыми приборами.
  9. Не следует делиться сменной обувью.
  10. Известно, что школьники на уроках любят грызть колпачки на ручках, а также стирательные резинки на макушке карандаша. Делать этого категорически нельзя.
  11. Наличие собственной расчески у школьника поможет избежать заражения педикулезом.

Что делать, если….

Если чадо забывает соблюдать правила личной гигиены школьника, памятка ему придет на помощь. Она должна быть размножена и как можно чаще попадаться на глаза ребенку. Также родители обязаны строго придерживаться этих правил. Если ребенок будет видеть, как мама или папа соблюдает нормы гигиены, то и сам будет с радостью их выполнять, подражая любимым родителям.

Следите за чистотой, и ваш организм будет благодарить вас за этот труд крепким иммунитетом!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта