Главная » Засолка грибов » Презентация по географии 9 кл западная сибирь. Презентация на тему "западная сибирь"

Презентация по географии 9 кл западная сибирь. Презентация на тему "западная сибирь"

Ученица 9 класса «А»

МОУ СОШ с УИОП №78

Талдыкина Наталья

Слайд 2

Западная Сибирь - часть Сибири между Уралом и долиной Енисея. Она была присоединена к Российскому государству и освоена русскими в XVI-XVII веках.

Слайд 3

Западная Сибирь представляет собой территорию, простирающуюся на 2500 километров от Северного Ледовитого океана до сухих степей Казахстана и на 1500 километров от гор Урала до Енисея.

Слайд 4

Географическое зонирование

Западная Сибирь охватывает пять природных зон: тундровую, лесотундровую, лесную, лесостепную, степную, а также низкогорные и горные районы Салаира, Алтая, Кузнецкого Алатау и Горной Шории.

Слайд 5

Природа

Западная Сибирь один из богатейших природными ресурсами регионов страны. Здесь открыта уникальная нефтегазаносная провинция. На территории района сконцентрированы огромные запасы каменного и бурого угля, железных руд и руд цветных металлов.

Слайд 6

Рельеф

Запдно-Сибирская равнина

Западно-Сибирскую равнину обычно разделяют на четыре крупные геоморфологические области:

1)морских аккумулятивных равнин на севере;

2)ледниковых и водно-ледниковых равнин;

3) приледниковых, главным образом озерно-аллювиальных, равнин;

4) южных внеледниковых равнин

Слайд 7

Карта рельефа

  • Слайд 8

    Климат

    Западная Сибирь - страна с достаточно суровым, континентальным климатом. Значительные различия климатических условий северных и южных частей Западной Сибири, связанные с изменением количества солнечной радиации и характером циркуляции воздушных масс, особенно потоков западного переноса.

    Слайд 9

    Воды

    Западная Сибирь богата подземными и поверхностными водами.Вся территория страны расположена в пределах большого Западно-Сибирского артезианского бассейна, в котором гидрогеологами

    выделяется несколько бассейнов второго порядка: Тобольский, Иртышский, Кулундинско-Барнаульский, Чулымский, Обский и др.

    Слайд 10

    Растительность

    В лесоболотной зоне, 60% площади занято болотами и слабодренированными заболоченными лесами, преобладают массивы сосновых боров, занимающие 24,5% лесопокрытой площади, и березняки (22,6%), главным образом вторичные. Меньшие площади покрыты влажной темнохвойной тайгой из кедра, пихты и ели.

    Слайд 11

    Животный мир

    В Западной Сибири насчитывается около 500 видов позвоночных, из них 80 видов диких млекопитающих, 350 видов птиц, 7 видов земноводных и около 60 видов рыб. В водоемы равнины завезены сиг, лещ, сазан, карп, судак. Акклиматизированы ондатра, американская норка, выхухоль.

    Слайд 12

    Природные ресурсы

    В Западной Сибири сосредоточены практически все природные ресурсы, необходимые для развития отраслей промышленности: нефть, газ и уголь.

    Слайд 13

    Нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири

    Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев РСФСР. Площадь около 3,5 млн. км2.

    Слайд 14

    Промышленность Западной Сибири

    Топливная промышленность, заслуживающая разговоров в первую очередь - самая наиважнейшая и крупная база в России, дающая более половины нефти и газа по всей Российской Федерации. Соответствующее название ТПК - Западно-Сибирский. Имеет такие следующие месторождения как Сургут,Усть-Балык,Самотлор и многие другие.

    Слайд 15

    Население

    Общее число жителей Западно-Сибирского района составляет 15141.3 тысячи человек, прирост положителен и составляет 2.7 человек на 100 жителей, велика роль миграционного притока населения. Доля городского населения свыше 70%.Если допустить развитие в будущем транспорта, то плотность населения Западной Сибири значительно вырастет.

    Слайд 16

    Посмотреть все слайды


    Цель урока: Изучить влияние ЭГП района и обеспеченность природными ресурсами на развитие района и его хозяйственную специализацию. Изучить влияние ЭГП района и обеспеченность природными ресурсами на развитие района и его хозяйственную специализацию. Выявить различия ТПК Западной Сибири. Выявить различия ТПК Западной Сибири.




    1) Административное деление Западно- Сибирского района. ЗАДАНИЯ. 1. На карте России определить административно-географическое положение района. 2. Выписать административные единицы района. 3. Найти крупнейшие города региона и отметить их на контурной карте.






    Граничит с Казахстаном, Монголией и Китаем. - ¼ находится за Северным Полярным кругом. - Выход в Карское море. - Граничит с Уралом и Восточной Сибирью. - Находится на пересечении транспортных путей. - Удаленность от центра. - Заболоченность. - Обладает богатыми природными ресурсами. - Открытость территории с севера. - Большая протяженность территории.






    ТПК Западной Сибири Западно-Сибирский (комплекс нефте- химической и деревообрабатывающей промышленности) Кузнецко-Алтайский (угольно- металлургический комплекс) ЗАДАНИЕ: На контурной карте отметьте природные ресурсы и главные центры промышленности этих ТПК.




    Выберите по 3 верных утверждения для каждого субъекта района: 1.В области находится 2-й по людности город- «миллионер» Сибири. 2.Находится в пределах Алтайских гор. 3.Главные богатства области – нефть, газ, лес. 4.Перспективный район отдыха (Телецкое озеро). 5.В области – Кузнецкий бассейн. 6.Занимаются овцеводством, пчеловодством. 7.Самая экономически развитая область в Сибири. 8.Главное богатство области – агроклиматические ресурсы. 9.На основе своих углей сложилась мощная тепловая энергетика. 10.На территории края центр тракторостроения – Рубцовск. 11.Самая большая область Западной Сибири. 12.В области город- «миллионер», центр науки Сибири. 13.Хорошо развит ВПК – самолетостроение. 14.Главное богатство – полиметаллы, соли, цемент. 15.Новокузнецк – крупнейший центр науки Сибири. 16.На юге области выращивают подсолнечник, сады. 17.Административная единица – край. 18.Почти вся территория области заболочена.


    Проверим задание! 1. Тюменская область г.Тюмень. – 3,11, Кемеровская область -г-г-г-г.Кемерово. – 5,9, Новосибирская область. - г.Новосибирск. – 7,12, Омская область - г.Омск – 1,8, Алтайский край - г.Барнаул – 10,14, Республика Алтай г.Горно-Алтайск – 2,4, 6.


    Итоговый тест. 1.Крупнейшие города Западно- Сибирского района расположены: А вдоль Транссибирской ж/д магистрали Б у крупных месторождений В в северной части района Г вдоль сибирских рек 2.Найдите характерную черту района: А самые мощные ГЭС Б наличие городов- «миллионеров» В самая высокая доля городского населения Г развито машиностроение





    Домашнее задание Подготовить сообщение по теме (на выбор): Подготовить сообщение по теме (на выбор): - Народы, населяющие территорию Западной Сибири, их традиции, обычаи и обряды. - Народы, населяющие территорию Западной Сибири, их традиции, обычаи и обряды. -Проблемы и перспективы развития Западной Сибири. -Проблемы и перспективы развития Западной Сибири.



    С 1992 по 1996 год я работала в Акиловской основной школе Кочёвского района Пермской области. Данное образовательное учреждение было объявлено экспериментальной площадкой по теме “Блочно- лабораторная система на основе погружения в предмет”. В 1997 году я поменяла место жительства, но ностальгия по экспериментальной работе осталась и я продолжила работу в этом направлении, уже в другой школе. Структура и принципы построения урока сохранились. Учебное занятие отличается чёткой организацией, высоким уровнем самостоятельности и самоорганизации обучающихся, дифференциацией учебного процесса. Я предлагаю одну из разработок такого урока.

    Урок географии в 9 классе
    разработан учителем географии первой квалификационной категории МОУ
    “ ПСОШ №2” Хурановой С.Е.

    Учебник Ром В.Я., Дронов В.П. “География России. Население и хозяйство”.

    Тема урока Западная Сибирь
    Цель урока
    1. Организовать работу по усвоению особенностей географического положения, ресурсной базы, населения и хозяйственной специализации Западной Сибири.
    2. Учить устанавливать взаимосвязи, выделять главные проблемы, прогнозировать результаты.
    3. Воспитывать бережное отношение к природе своего края, его природно-ресурсному потенциалу.
    Основное содержание
    • Статистические данные.
    • Особенности географического положения.
    • Специфика природных условий и ресурсов.
    • ТПК Западной Сибири и их специализация.
    • Проблемы и перспективы развития.
    Геономенклатура
    • Крупные промышленные узлы – Кузбасс, Новосибирский, Нижневартовский,Сургутский, Тюменский, Барнаульский.
    • Города – Томск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск.
    • Технополисы – Томск, Новосибирск, Омск.
    • Нефтяные концерны – “Лукойл”, “Юкос”, “Сургутнефтегаз”.
    Ведущие понятия ПТК, ТПК, металлургическая база, отрасль специализации, технологии.
    Оборудование Физическая карта Западной Сибири; атласы – 9 класс, ЯНАО; таблица символов; сигнальные карточки; альбомные листы; фломастеры; карточки-ЛОК; контурные карты
    Работа с контурной картой
    • Нанести ТПК Западной Сибири (по рис.77 учебника).
    • Нанести промышленные узлы с указанием их специализации и характера взаимосвязей.
    Материал учебника. x 64 стр.300, 307 – 315

    Ход урока.

    1. Лекция учителя

    (20 минут, на основе ЛОК, записанного на доске и на карточках для уч-ся).

    Состав: Тюменская, Омская, Новосибирская,Томская, Кемеровская обл., Алтайский край, респ. Алтай, ЯНАО, ХМАО

    Г- Д пром + ресурсы

    нефть-70%, 1/3 болот

    к.уголь-30%

    терм. воды

    З-Сиб завод в Новокузнецке

    З-д ферросплавов в Новокузнецке

    Zn – Белово;

    Sn – Новосибиск;

    Al –Новокузнецк

    Металлургическое

    ВПК- Омск,Новосибирск

    Эн. Маш-ие

    Ракето-ие

    Тракторо-ие

    Самолёто-ие

    С\х маш-ие

    ГЭС- Новосибирск

    Удобр- ия -Барнаул, Тобольск

    Пластмассы, краители -Омск, Томск

    Нефтехимия

    Яр. пшеница, зерно- 20%

    м, м-м скот-во,

    оленев-во

    пчелов-во

    механич. перераб. древесины преобладает

    Лесохимия

    2 ТПК: а) Кузнецко- Алтайский

    Уголь, ЦМ

    б)Западно- Сибирский

    Нефть, газ

    2. Самопогружение

    (20 минут, по заданиям с доски).

    2) Составить рассказ (на основе ЛОК) о хозяйстве Западной Сибири.

    3) Дать характеристику ТПК Западной Сибири по плану:

    1. Географическое положение.

    2. Природные условия и ресурсы.

    3. Специализация ТПК.

    4. Проблемы и перспективы развития.

    • 1-й вариант – Кузнецко-Алтайский угольно-металлургический ТПК;
    • 2-й вариант – Западно-Сибирский нефтегазохимический ТПК)
    • .

    4) Дополнительные задания (по выбору учащихся) проблемно-поискового характера:

    • докажите, что Западная Сибирь выделяется своей мощной экономикой;
    • сформулируйте проблемы, стоящие перед Западно-Сибирским нефтегазохимическим комплексом;
    • составьте рекламный проспект в рисунках Западно-Сибирского экономического района.

    3. Практикум

    . (20 минут, проверка заданий самопогружения) .

    1) Рассказ о Западной Сибири (на основе ЛОК).

    2) Характеристика Западно-Сибирского и Кузнецко-Алтайского ТПК по плану.

    3) Проверка выполнения дополнительных заданий проблемно-поискового характера (по выбору учителя).

    • Доказательства того, что в Западной Сибири сложилась мощная экономика:
      1. Многоотраслевое хозяйство;
      2. Развитая научная база;
      3. Это главная нефтегазовая и угольная база страны;
      4. Крупная металлургическая база;
      5. Район развитого зернового хозяйства.
    • Проблемы Западно-Сибирского ТПК:

    а) недостаточное развитие нефтегазоперерабатывающей промышленности;

    в) недостаточное развитие химической промышленности;

    с) экологические проблемы;

    d) проблемы народов Крайнего Севера;

    е) дефицит трудовых ресурсов;

    f)недостаточное развитие социальной инфраструктуры.

    • Выставка рекламных проспектов.

    4) Игра “Веришь - не веришь?”

    У учащихся сигнальные карточки. Учитель задаёт вопрос и читает варианты ответов. Учащиеся поднимают нужную карточку: “ВЕРЮ” – белого цвета, “НЕ ВЕРЮ” – чёрного цвета.

    1 вопрос. Какие основные черты ЭГП и ФГП Западно-Сибирского района:

    • большая территория °
    • удалённость от центральных районов°
    • соседство с Уральским районом°
    • хорошая транспортная сеть
    • ·
    • выход к морям Северно-Ледовитого океана°
    • благоприятные природные условия·
    • богатые природные ресурсы°
    • основная территория региона имеет равнинный рельеф°
    • граничит с Казахстаном и Монголией.

    2 вопрос. Какими ресурсами богат Кузнецко-Алтайский ТПК?

    3 вопрос.Какие отрасли специализации сформировались в Западно-Сибирском ТПК?

    4 вопрос. Какие отрасли машиностроения развиты в Западной Сибири?

    • тяжёлое°
    • точное°
    • сельскохозяйственное°
    • автомобилестроение·

    ВЫВОД. Главная народнохозяйственная функция Западной Сибири – поставка нефти и газа в европейскую часть страны. Роль угля в последнее время снижается.

    4. Зачёт .
    (20 минут)

    Задания даются по нарастающей от варианта А до В. Учащиеся в обязательном порядке выполняют задания, начиная с уровня А.

    Уровень А – соответствует оценке “3”, тест, определяющий минимальный базовый уровень по теме.

    Уровень Б – соответствует оценке “4”, включает ведущие понятия по теме.

    Уровень В – соответствует оценке “5”, усложнённые и творческие задания.

    2.Установите соответствие:

    3. Установите соответствие:

    4. В западной Сибири зона Севера занимает:

    1. Большую часть территории;
    2. Примерно половину;
    3. Меньшую часть.

    5. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют:

    1. Лесные;
    2. Топливно-энергетические;
    3. Рудные.

    6. Комплекс конструкционных материалов развит в Западной Сибири:

    1. На севере;
    2. На юге.

    7. Установите соответствие:

    8.Хозяйство Западной Сибири в основном использует ресурсы:

    1. Собственные;
    2. Привозные.

    Б. Объяснить понятия.

    В. Творческие задания по выбору учащихся.

    1. Дорисуйте схему Сибирской металлургической базы.

    2. Есть такая песнь у народов манси:

    Мы уйдём, покинем землю,
    Чтобы больше не родиться,
    И на быстрых конях-лыжах
    Не скользить за соболями.
    Наши лодки, как могилы,
    На песках сгниют тоскливо,
    И в деревнях опустелых
    Будут жить лишь мыши.

    О какой проблеме коренных жителей Севера говорится в стихотворении?

    Какие проблемы коренного населения вы бы добавили ещё? Предложите пути решения этих проблем.

    5. Итог урока.

    6. Домашнее задание.

  • § 64.
  • Рассмотреть проблемы и подготовиться к дискуссии (1-я группа – с.311, 2-я группа – с.314).
  • Нанести номенклатуру на контурную карту и выучить.
  • Примечание: материал рассчитан на 2 спаренных урока.

    Приложение



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта