Ученица 9 класса «А»
МОУ СОШ с УИОП №78
Талдыкина Наталья
Слайд 2
Западная Сибирь - часть Сибири между Уралом и долиной Енисея. Она была присоединена к Российскому государству и освоена русскими в XVI-XVII веках.
Слайд 3
Западная Сибирь представляет собой территорию, простирающуюся на 2500 километров от Северного Ледовитого океана до сухих степей Казахстана и на 1500 километров от гор Урала до Енисея.
Слайд 4
Западная Сибирь охватывает пять природных зон: тундровую, лесотундровую, лесную, лесостепную, степную, а также низкогорные и горные районы Салаира, Алтая, Кузнецкого Алатау и Горной Шории.
Слайд 5
Западная Сибирь один из богатейших природными ресурсами регионов страны. Здесь открыта уникальная нефтегазаносная провинция. На территории района сконцентрированы огромные запасы каменного и бурого угля, железных руд и руд цветных металлов.
Слайд 6
Запдно-Сибирская равнина
Западно-Сибирскую равнину обычно разделяют на четыре крупные геоморфологические области:
1)морских аккумулятивных равнин на севере;
2)ледниковых и водно-ледниковых равнин;
3) приледниковых, главным образом озерно-аллювиальных, равнин;
4) южных внеледниковых равнин
Слайд 7
Слайд 8
Западная Сибирь - страна с достаточно суровым, континентальным климатом. Значительные различия климатических условий северных и южных частей Западной Сибири, связанные с изменением количества солнечной радиации и характером циркуляции воздушных масс, особенно потоков западного переноса.
Слайд 9
Западная Сибирь богата подземными и поверхностными водами.Вся территория страны расположена в пределах большого Западно-Сибирского артезианского бассейна, в котором гидрогеологами
выделяется несколько бассейнов второго порядка: Тобольский, Иртышский, Кулундинско-Барнаульский, Чулымский, Обский и др.
Слайд 10
В лесоболотной зоне, 60% площади занято болотами и слабодренированными заболоченными лесами, преобладают массивы сосновых боров, занимающие 24,5% лесопокрытой площади, и березняки (22,6%), главным образом вторичные. Меньшие площади покрыты влажной темнохвойной тайгой из кедра, пихты и ели.
Слайд 11
В Западной Сибири насчитывается около 500 видов позвоночных, из них 80 видов диких млекопитающих, 350 видов птиц, 7 видов земноводных и около 60 видов рыб. В водоемы равнины завезены сиг, лещ, сазан, карп, судак. Акклиматизированы ондатра, американская норка, выхухоль.
Слайд 12
В Западной Сибири сосредоточены практически все природные ресурсы, необходимые для развития отраслей промышленности: нефть, газ и уголь.
Слайд 13
Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев РСФСР. Площадь около 3,5 млн. км2.
Слайд 14
Топливная промышленность, заслуживающая разговоров в первую очередь - самая наиважнейшая и крупная база в России, дающая более половины нефти и газа по всей Российской Федерации. Соответствующее название ТПК - Западно-Сибирский. Имеет такие следующие месторождения как Сургут,Усть-Балык,Самотлор и многие другие.
Слайд 15
Общее число жителей Западно-Сибирского района составляет 15141.3 тысячи человек, прирост положителен и составляет 2.7 человек на 100 жителей, велика роль миграционного притока населения. Доля городского населения свыше 70%.Если допустить развитие в будущем транспорта, то плотность населения Западной Сибири значительно вырастет.
Слайд 16
Посмотреть все слайды
Цель урока: Изучить влияние ЭГП района и обеспеченность природными ресурсами на развитие района и его хозяйственную специализацию. Изучить влияние ЭГП района и обеспеченность природными ресурсами на развитие района и его хозяйственную специализацию. Выявить различия ТПК Западной Сибири. Выявить различия ТПК Западной Сибири.
1) Административное деление Западно- Сибирского района. ЗАДАНИЯ. 1. На карте России определить административно-географическое положение района. 2. Выписать административные единицы района. 3. Найти крупнейшие города региона и отметить их на контурной карте.
Граничит с Казахстаном, Монголией и Китаем. - ¼ находится за Северным Полярным кругом. - Выход в Карское море. - Граничит с Уралом и Восточной Сибирью. - Находится на пересечении транспортных путей. - Удаленность от центра. - Заболоченность. - Обладает богатыми природными ресурсами. - Открытость территории с севера. - Большая протяженность территории.
ТПК Западной Сибири Западно-Сибирский (комплекс нефте- химической и деревообрабатывающей промышленности) Кузнецко-Алтайский (угольно- металлургический комплекс) ЗАДАНИЕ: На контурной карте отметьте природные ресурсы и главные центры промышленности этих ТПК.
Выберите по 3 верных утверждения для каждого субъекта района: 1.В области находится 2-й по людности город- «миллионер» Сибири. 2.Находится в пределах Алтайских гор. 3.Главные богатства области – нефть, газ, лес. 4.Перспективный район отдыха (Телецкое озеро). 5.В области – Кузнецкий бассейн. 6.Занимаются овцеводством, пчеловодством. 7.Самая экономически развитая область в Сибири. 8.Главное богатство области – агроклиматические ресурсы. 9.На основе своих углей сложилась мощная тепловая энергетика. 10.На территории края центр тракторостроения – Рубцовск. 11.Самая большая область Западной Сибири. 12.В области город- «миллионер», центр науки Сибири. 13.Хорошо развит ВПК – самолетостроение. 14.Главное богатство – полиметаллы, соли, цемент. 15.Новокузнецк – крупнейший центр науки Сибири. 16.На юге области выращивают подсолнечник, сады. 17.Административная единица – край. 18.Почти вся территория области заболочена.
Проверим задание! 1. Тюменская область г.Тюмень. – 3,11, Кемеровская область -г-г-г-г.Кемерово. – 5,9, Новосибирская область. - г.Новосибирск. – 7,12, Омская область - г.Омск – 1,8, Алтайский край - г.Барнаул – 10,14, Республика Алтай г.Горно-Алтайск – 2,4, 6.
Итоговый тест. 1.Крупнейшие города Западно- Сибирского района расположены: А вдоль Транссибирской ж/д магистрали Б у крупных месторождений В в северной части района Г вдоль сибирских рек 2.Найдите характерную черту района: А самые мощные ГЭС Б наличие городов- «миллионеров» В самая высокая доля городского населения Г развито машиностроение
Домашнее задание Подготовить сообщение по теме (на выбор): Подготовить сообщение по теме (на выбор): - Народы, населяющие территорию Западной Сибири, их традиции, обычаи и обряды. - Народы, населяющие территорию Западной Сибири, их традиции, обычаи и обряды. -Проблемы и перспективы развития Западной Сибири. -Проблемы и перспективы развития Западной Сибири.
С 1992 по 1996 год я работала в Акиловской основной школе Кочёвского района Пермской области. Данное образовательное учреждение было объявлено экспериментальной площадкой по теме “Блочно- лабораторная система на основе погружения в предмет”. В 1997 году я поменяла место жительства, но ностальгия по экспериментальной работе осталась и я продолжила работу в этом направлении, уже в другой школе. Структура и принципы построения урока сохранились. Учебное занятие отличается чёткой организацией, высоким уровнем самостоятельности и самоорганизации обучающихся, дифференциацией учебного процесса. Я предлагаю одну из разработок такого урока.
Урок географии в 9 классе
разработан учителем географии первой
квалификационной категории МОУ
“ ПСОШ №2” Хурановой С.Е.
Учебник Ром В.Я., Дронов В.П. “География России. Население и хозяйство”.
Тема урока | Западная Сибирь |
Цель урока |
|
Основное содержание |
|
Геономенклатура |
|
Ведущие понятия | ПТК, ТПК, металлургическая база, отрасль специализации, технологии. |
Оборудование | Физическая карта Западной Сибири; атласы – 9 класс, ЯНАО; таблица символов; сигнальные карточки; альбомные листы; фломастеры; карточки-ЛОК; контурные карты |
Работа с контурной картой |
|
Материал учебника. | x 64 стр.300, 307 – 315 |
Состав: Тюменская, Омская, Новосибирская,Томская, Кемеровская обл., Алтайский край, респ. Алтай, ЯНАО, ХМАО
Г- Д пром + ресурсы нефть-70%, 1/3 болот к.уголь-30% терм. воды |
З-Сиб завод в Новокузнецке З-д ферросплавов в Новокузнецке |
Zn – Белово; Sn – Новосибиск; Al –Новокузнецк |
Металлургическое ВПК- Омск,Новосибирск Эн. Маш-ие Ракето-ие Тракторо-ие Самолёто-ие С\х маш-ие |
ГЭС- Новосибирск |
Удобр- ия -Барнаул, Тобольск Пластмассы, краители -Омск, Томск Нефтехимия |
Яр. пшеница, зерно- 20% м, м-м скот-во, оленев-во пчелов-во |
механич. перераб. древесины преобладает Лесохимия |
2 ТПК: а) Кузнецко-
Алтайский Уголь, ЦМ б)Западно- Сибирский Нефть, газ |
2) Составить рассказ (на основе ЛОК) о хозяйстве Западной Сибири.
3) Дать характеристику ТПК Западной Сибири по плану:
1. Географическое положение.
2. Природные условия и ресурсы.
3. Специализация ТПК.
4. Проблемы и перспективы развития.
4) Дополнительные задания (по выбору учащихся) проблемно-поискового характера:
1) Рассказ о Западной Сибири (на основе ЛОК).
2) Характеристика Западно-Сибирского и Кузнецко-Алтайского ТПК по плану.
3) Проверка выполнения дополнительных заданий проблемно-поискового характера (по выбору учителя).
а) недостаточное развитие нефтегазоперерабатывающей промышленности;
в) недостаточное развитие химической промышленности;
с) экологические проблемы;
d) проблемы народов Крайнего Севера;
е) дефицит трудовых ресурсов;
f)недостаточное развитие социальной инфраструктуры.
4) Игра “Веришь - не веришь?”
У учащихся сигнальные карточки. Учитель задаёт вопрос и читает варианты ответов. Учащиеся поднимают нужную карточку: “ВЕРЮ” – белого цвета, “НЕ ВЕРЮ” – чёрного цвета.
1 вопрос. Какие основные черты ЭГП и ФГП Западно-Сибирского района:
2 вопрос. Какими ресурсами богат Кузнецко-Алтайский ТПК?
3 вопрос.Какие отрасли специализации сформировались в Западно-Сибирском ТПК?
4 вопрос. Какие отрасли машиностроения развиты в Западной Сибири?
ВЫВОД. Главная народнохозяйственная функция Западной Сибири – поставка нефти и газа в европейскую часть страны. Роль угля в последнее время снижается.
4. Зачёт . (20 минут)Задания даются по нарастающей от варианта А до В. Учащиеся в обязательном порядке выполняют задания, начиная с уровня А.
Уровень А – соответствует оценке “3”, тест, определяющий минимальный базовый уровень по теме.
Уровень Б – соответствует оценке “4”, включает ведущие понятия по теме.
Уровень В – соответствует оценке “5”, усложнённые и творческие задания.
2.Установите соответствие:
3. Установите соответствие:
4. В западной Сибири зона Севера занимает:
5. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют:
6. Комплекс конструкционных материалов развит в Западной Сибири:
7. Установите соответствие:
8.Хозяйство Западной Сибири в основном использует ресурсы:
Б. Объяснить понятия.
В. Творческие задания по выбору учащихся.
1. Дорисуйте схему Сибирской металлургической базы.
2. Есть такая песнь у народов манси:
Мы уйдём, покинем землю,
Чтобы больше не родиться,
И на быстрых конях-лыжах
Не скользить за соболями.
Наши лодки, как могилы,
На песках сгниют тоскливо,
И в деревнях опустелых
Будут жить лишь мыши.
О какой проблеме коренных жителей Севера говорится в стихотворении?
Какие проблемы коренного населения вы бы добавили ещё? Предложите пути решения этих проблем.
Примечание: материал рассчитан на 2 спаренных урока.
Приложение